Что такое литавры? У многих литавры ассоциируются с медными тарелками, в которые бьют, празднуя победу. Однако это вовсе не так. это музыкальный инструмент, который использовался во время военных сражений в тяжелой кавалерии. Что такое литавры? У многих литавры ассоциируются с медными тарелками, в которые бьют, празднуя победу. Однако это вовсе не так. Что такое литавры? У многих литавры ассоциируются с медными тарелками, в которые бьют, празднуя победу. Однако это вовсе не так. Литавры (возможно, от позднегреч. πολυταυρέα, πολυς — многочисленный, ταυρέα — барабан) — это старинный ударный музыкальный инструмент, с определённой высотой звучания.
Струнные инструменты
Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая. Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче. Поскольку в музыкальном отношении — так сложилось исторически и художественно — литавры сопряжены с медными духовыми инструментами на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров , в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов. Telegram contact vipland studio. Материалы по теме.
Барабан Барабан — очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого военного барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. Индонезийский барабан Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1 рамочные барабаны, 2 в форме кубка, 3 цилиндрические и 4 котлообразные или литавры. Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре. Барабан армейский с рельефным орнаментом: св. Георгий Победоносец и двуглавый орел Барабан итал. Trommel — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым. Пятков, С. Коровяковский Ротный барабанщик лейб-гвардии Семеновского полка. Колотушечка, палочка, щетка По одной стороне барабана ударяют палочками для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей ; на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов кроме литавры , партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели. Большой барабан Малый барабан Табор провансальский барабан — средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной руке держал барабанную палочку, а в другой — свирель Дарабука — египетский барабан-бокал Малый барабан — с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны 4—10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане , которые придают звуку сухой, рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной прием игры — дробь, быстрое тремоло. Играют на нем двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Мастер Дистин сконструировал большой барабан для симфонического оркестра В оперный и симфонический оркестры малый барабан введен в XIX веке; часто используется в военных сценах. Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года. Каленго — барабан из Нигерии. По перепонке ударяют пальцами или изогнутой палочкой. Нажимая на бечевки, можно менять силу натяжения перепонок и, следовательно, высоту звука Цудзуми — двусторонний японский барабан с узкой средней частью корпуса Звучание барабана столь характерное, что породило ряд пословиц. Их можно найти в словаре В. Даля: Зайца на барабан не выманишь. Иному гром — не гром, а страшен барабан. Отдать под барабан то есть в солдаты. За богатым черти в барабаны бьют. Колокола оркестровые Большие церковные колокола заслуживают, конечно, отдельного рассказа. Но в данном случае речь пойдет о так называемых оркестровыхколоколах , то есть об инструменте, который имитирует звучание настоящих колоколов. Они конструируются в виде набора стальных труб, сделанных из латуни никелированных или стали хромированных , подвешенных к раме ее высота около двух метров. Обычно в таком наборе от 12 до 18 труб-цилиндров, настроенных по хроматической гамме. Таким образом, колокола относятся к разряду ударных инструментов с фиксированной высотой звука. Звук извлекается путем удара по трубе молотка в виде колотушки с бочкообразной головкой, обтянутой кожей. Эти трубы висят свободно, не соприкасаясь друг с другом, поскольку при ударе по ним молотка они должны иметь возможность вибрировать; как и настоящие колокола, они звучат, только пока трубы вибрируют от удара. Но по этой же причине у инструмента имеется так называемое демпферное устройство, с помощью которого звучание труб может быть остановлено. Дело в том, что применение настоящих колоколов в музыкальных произведениях может быть осложнено слишком долгим их звучанием, если не иметь возможности его искусственным способом остановить: большие колокола в силу своей большой массы долго сохраняют инерцию колебаний. Эта продолжительность звучания то есть долго длящийся, пусть и очень богатый обертонами, но один тон может входить в противоречие с более быстро меняющейся гармонией данного музыкального эпизода и тем самым создавать нежелательные диссонансы. Колокольчики Колокольчики итал. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в piano , блестящим и ярким — в forte. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Колокольчики Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, размещенных в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от до третьей октавы до до пятой. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками. Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты, известны с XII в. В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус, наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам этот механизм схож с механизмом челесты. Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепианной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды. Бо-чжун — китайский колокольчик, считался символом плодородия. Звук из него извлекали специальной палочкой. Колокольчик подвешивали на цепочке. Украшения в виде острых выступов С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре.
Литавры бывают разных размеров и, следовательно, разной высоты основного тона. И если в оркестр включены три литавры, как обычно, это уже три звука разной высоты. Но каждая из литавр может ещё перестраиваться на несколько других звуков, и получается довольно большой звукоряд. Ранее перестройка литавр была небыстрым делом: во время исполнения произведения дирижеру необходимо было заранее подать «знак» литавристу, чтобы он смог подкрутить винты ослабить или наоборот и проверить точность настройки тихим ударом колотушки. А в середине прошлого века музыкальные мастера оснастили литавры механизмом, который позволил перестраивать инструмент простым нажатием педали. Теперь не только не терялось время на перестройку, но литавры обрели еще и новое качество — им стали доступны даже небольшие мелодические партии. Источник: Газарян С.
Санкт-Петербургская консерватория. История в именах Иван Федорович Мертенс 1814—1876 , солист-литаврист Императорских театров. В 2014 году в Санкт-Петербурге праздновали двухсотлетие Ивана Фёдоровича Мертенса, преподавателя консерватории, солиста-литавриста Императорских театров Петербурга. Мертенс - основатель класса ударных инструментов в первой российской консерватории, прочно заложил основы российской исполнительской школы, которая стремительно развивается и совершенствуется по сей день. Нашим экскурсоводом в прошлое будет Анатолий Геннадьевич Румянцев. Анатолий Геннадьевич на протяжении 18 лет с 1969 по 1988 был артистом симфонического оркестра филармонии под руководством выдающегося дирижера Евгения Мравинского. Свою историю класс ударных инструментов консерватории ведет с момента основания этого учебного заведения, с 1862 года. В то время оркестранты из Саксонии, Пруссии и других немецких земель славились своими талантами и профессионализмом. Таковым был Мертенс и многие его последователи. Кроме игры в оркестре Иван Федорович преподавал игру на ударных инструментах в консерватории 1862 по 1868 год. После смерти Мертенса на его место в качестве солиста-литавриста императорских театров Петербурга и преподавателя консерватории прибыл Рихард Эйтнер 1845-1889 В императорских театрах он прослужил 13 лет - с 1876 по 1889 год. В 1890 году на место скоропостижно скончавшегося Эйтнера прибыл ударник из Гамбурга, Вильгельм Мирчке. Далее работали следующие музыканты-преподаватели: Рейнгольд Франкенштейн, Карл Эрнест Рюдигер, который в 1887 году за добросовестную службу был награжден серебряной медалью императора Александра III, а спустя 2 года переведен на место умершего Эйтнера, получив должность солиста-литавриста Мариинского театра. В 1907 году к работе преподавателя класса ударных инструментов приступил Михаил Михайлович Аматняк. Аматняк сначала проявил себя талантливым студентом, обучаясь в классе скрипки Н. Галкина, в классе тромбона и тубы П. Волкова, а также приобретая навыки игры на ударных инструментах. А в 1907 году двери консерватории открылись для Аматняка уже как для преподавателя, которым он являлся вплоть до начала революции. Но этим круг его обязанностей не исчерпывался. На протяжении 20 лет Михаил Михайлович занимал должность дирижера оркестра Мариинского театра. Имя Аматняка последнее в дореволюционном списке преподавателей ударного класса. Класс ударных инструментов пополнился плеядой талантливых педагогов — его учеников. Один из них Василий Евсеевич Осадчук. Василий Осадчук в 1956 году получил звание Заслуженного артиста и был признан одним из лучших литавристов Советского Союза. Блестящий исполнитель, виртуозно владеющий всеми без исключения видами ударных инструментов, был и одаренным педагогом. Используя богатый опыт работы в оркестре театра и в преподавании, обширные знания оперной, балетной и симфонической литературы, Василий Евсеевич написал две тетради этюдов для малого барабана 1957 , две тетради этюдов для литавр 1959 , 60 ритмических этюдов для малого барабана 1961 , сборник классических пьес для ксилофона 1962. Ученики Осадчука стали превосходными солистами и оркестрантами. Некоторые из них вошли в состав преподавателей консерватории. Николай Москаленко - ему принадлежит большая заслуга в расширении репертуара для ударных инструментов: обработки для ансамблей симфонических партитур Шостаковича, Прокофьева, Бриттена, Стравинского, Вилла-Лобоса. Значительное место в истории класса ударных инструментов принадлежит Алексею Ивановичу Соболеву - одному из титулованных преподавателей Петербурга 1880—1952. Одним из способнейших учеников Соболева был Анатолий Федорович Емельянов. Ещё одна историческая фигура класса ударных инструментов — Александр Иванович Чулюкин 1879—1954. Чулюкину принадлежит целый ряд новых открытий, которые способствовали грандиозному росту мастерства игры на разных видах ударных инструментов. Анатолий Иванович сам конструировал музыкальные инструменты. Однажды, при построении ксилофона, он открыл секрет, как добиться наилучшего звучания пластинки, не изменяя ее обычной формы. Также Чулюкин проводил огромную работу по исследованию способов настройки литавр. Выдающимся литавристом и мастером был и его сын, Георгий Александрович. Эдуард Галоян, литаврист высочайшего мирового уровня, играл в оркестре московской филармонии под управлением К. Во всех симфониях Д. Шостаковича партию литавр исполнял Галоян. Он написал и издал школу «Практический метод игры на литаврах» изд. Вот что написал великий композитор Шостакович в предисловии издания: «Советы выдающегося мастера игры на литаврах, каким является Э. Галоян, принесут большую пользу как начинающим музыкантам, так и зрелым артистам». Крупнейшей фигурой на небосводе российского ударного исполнительства считается Анатолий Васильевич Иванов 1934—2012 — народный артист - РСФСР, президент Российской Ассоциации исполнителей на ударных инструментах. С 1964 года Иванов — артист концертмейстер группы ударных академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. В 1989 году Иванов организовал ансамбль «Виват, ударные! В 1991 году ансамбль стал лауреатом Международного конкурса в Нидерландах. Нельзя не отметить дарование Иванова как композитора! Среди произведений Иванова - музыка для ансамблей ударных инструментов, вибрафона, ксилофона, челесты, литавр и фортепиано, а также пьесы для флейты, ансамбля туб, русского народного оркестра и джаз-оркестра. В нашем очерке мы вкратце остановимся на некоторых из них. Ударные инструменты в творчестве Эдисона Денисова Как известно, композитор был глубоким знатоком этой группы оркестра, постоянно сотрудничал с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Кроме того, Э. Денисов — автор монографии «Ударные инструменты в современном оркестре», в которой рассматривается функционирование ударных инструментов в музыке И. Стравинского, Б. Бартока, А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, О. Мессиана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других композиторов. Спектр ударных инструментов, применяемых Э. Денисовым, довольно внушителен. Среди них излюбленные композитором вибрафон, колокола, тамтам, маримба, ксилофон, подвешенные тарелки Piattisospesi , а также гораздо более редкие даже для современной музыки басовая маримба, балийский гонг, альпийские колокольчики и другие. Однако гораздо более значителен тот факт, что ударные становятся полноправными участниками многих произведений Э. Денисова и даже берут на себя «главные роли». Конечно, кроме известной книги Эдисона Денисова, есть еще ряд книг, которые помогают лучше узнать весь спектр обсуждаемой нами темы. Но, к сожалению, по сравнению с методической литературой для других музыкальных инструментов, их ничтожно мало. Приведу некоторые из них: В. Котоньский «Ударные инструменты в современном оркестре». Андреева «Ударные инструменты современного симфонического оркестра». Панайотов «Ударные инструменты в современных оркестрах». Дмитриев «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние» Научные статьи: И. Шабунов «Ударные инструменты в симфониях Д. Игнатов, В. Никитина, А. Пьянкова «Современные ударные инструменты». В фокусе темы Совсем недавно вышел мой очерк о духовиках Крыма, а если точнее - о духовом отделе Симферопольского музыкального училища. Моим помощником был Михаил Зельдин, выпускник этого училища по классу трубы и ударных инструментов. Саратовскую государственную консерваторию Михаил окончил уже только по классу ударных инструментов. Сегодня Михаил Зельдин — мой собеседник. Начнем с Крыма? А первым из них был ксилофон, который я услышал в Симферопольском цирке в исполнении музыкантов-эксцентриков. Точнее, они исполняли галоп Петерса, который в дальнейшем я часто играл. Моя память быстро прокрутила назад плёнку жизни. Год 1959. Я учился на трубе во втором классе музыкальной школы номер 1. В этот год к нам приехала педагог из Ленинграда, и в школе открылся отдел ударных инструментов. Я мгновенно загорелся - а почему бы мне не попробовать совмещать ударные с трубой? Маргарита Ильинична Степанова оказалась прекрасным преподавателем, а кроме того хоть я был еще мал для таких выводов - красавицей-женщиной. Первые ее ученики: Леонид Решко, Вадим Кузиков и я. К сожалению, музыкальную школу я заканчивал у другого педагога, так как Степанова возвратилась в Ленинград. В музыкальном училище класс ударных инструментов был открыт в 1964 году. Преподавателем стал Бондаренко Леонид Дмитриевич, литаврист Ялтинского симфонического оркестра. С 1964 года я сам стал преподавать в своей родной музыкальной школе. С этих пор меня заинтересовала педагогика. О нем - особенно: Юрий - прекрасный музыкант. Окончил музыкальную школу в Симферополе, гнесинское музыкальное училище, российскую академию музыки им. Гнесиных в классе профессора Д. Работал в оркестрах под управлением В. Дударовой, М. С 2003 года работает в группе ударных инструментов Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Во время гастролей этого замечательного коллектива в Израиле у нас с Юрием состоялась теплая встреча. Ну как не гордиться таким учеником, его потрясающими успехами! Саратовская консерватория 1967 год. В этом учебном заведении меня ожидало много курьезов. Начнем с того, что не было отдела ударных инструментов, не было даже преподавателя. Я стал первопроходцем. А раз есть студент, значит, надо пригласить на работу и педагога. Им стал литаврист симфонического оркестра Мултанов Рафаэль Степанович. От автора В 60-е —70-е годы симфонические оркестры, за редким исключением, были сосредоточены в столичных и крупных городах. Там же были и консерватории, и музыкальные училища. Соответственно, самые значительные музыканты и хорошие, квалифицированные педагоги по ударным инструментам были сосредоточены в этих же местах. Ребята, приехавшие из периферийных училищ, резко отличались от местных, многого не знали и не умели, у них не было оркестрового опыта, так необходимого для ударников. После окончания консерваторий толковые молодые музыканты оседали в различных оркестрах тех городов, в которых учились, и были там востребованы. Этим объясняются определённые сложности и несоответствия в распределении кадров. Зельдин продолжает - Несколько лет я работал в симфоническом оркестре Саратовской филармонии под руководством замечательного дирижера Мартина Сааковича Нерсесяна. После нескольких лет успешной работы в Саратове его пригласили в Москву - возглавить оркестр кинематографии СССР 1971 -1983 годы. Многие его знают по многочисленным записям музыки к кинофильмам — в том числе к фильму «Семнадцать мгновений весны». Консерваторию я заканчивал у Юрия Михайловича Калинина - преподавателя, приехавшего из Новосибирска. Одним из наиболее важных событий в моей творческой жизни было прослушивание и прохождение по конкурсу во вновь созданный Ульяновский симфонический оркестр летом 1971 года. Работать в этот коллектив съехались музыканты высокого уровня со всех концов Союза. Главным дирижером был Эдуард Афанасьевич Серов. Общение с этим человеком обогатило меня как музыканта и как человека. Серов был творческой личностью с большой буквы. Душанбе - Тель-Авив Да, Борис, такой маршрут я преодолел в 1991 году, чтобы оказаться на земле обетованной. Последние годы я жил и работал в Таджикистане. Так уж распорядилась судьба. В Душанбе преподавал в музыкальном училище класс ударных инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- КУЩИ, ЛИТАВРЫ И ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ
- Что такое литавра в музыке и к какой группе инструментов она относится?
- Что такое литавры?
- Что такое литавра в музыке и к какой группе инструментов она относится?
Что такое Литавры простыми словами
Литавры. Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие. Литавры – это силовая тренировка, которая основана на использовании специальной гиревой атрибутики, называемой литаврами. Краткие сведения о музыкальном инструменте "Литавры" для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей. тот, на который ее настроили.
Слово «Литавры»
Первоначально диковинку использовали в военных целях: бой литавр управлял действиями кавалерии. В XVI веке инструмент выглядел практически так же, как современные модели. В XVII его ввели в состав оркестров, исполняющих классические произведения. Знаменитые композиторы И. Бах, Р. Штраус, Г. Берлиоз, Л. Бетховен писали партии для литавр.
Впоследствии инструмент перестал быть исключительно достоянием классиков. Он популярен среди эстрадных исполнителей, используется джазовыми музыкантами, последователями неофолка. Техника игры на литаврах Исполнителю подвластно всего несколько приемов игры: Одиночные удары. Распространенный метод, позволяющий использовать один или несколько барабанов одновременно. Силой воздействия, частотой прикосновений к мембране меломан извлекает звуки любой доступной высоты, тембра, громкости. Предполагает использование одной или двух литавр. Прием заключается в быстром многократном воспроизведении одного звука, двух различных звуков, созвучий.
Подобного музыкального эффекта можно достичь, играя музыку на инструменте, оснащенном педальным механизмом. При нем происходит плавный переход от звука к звуку. Выдающиеся литавристы Среди музыкантов, виртуозно владеющих игрой на литаврах, выделяют в основном европейцев: Зигфрид Финк, педагог, композитор Германия ; Анатолий Иванов, дирижер, перкуссионист, преподаватель Россия ; Джеймс Блейдс, перкуссионист, автор книг об ударных инструментах Великобритания ; Эдуард Галоян, преподаватель, артист симфонического оркестра СССР ; Виктор Гришин, композитор, профессор, автор научных работ Россия. Для учеников 1-11 классов и дошкольников Бесплатные сертификаты учителям и участникам Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта или нескольких музыкантов , играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам.
Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке. Литавры Литавра или литавры итал. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук timpani coperti. Барабанщик запорожцев.
С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских. Конструкция литавры 1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт; 5. Кожа перепонка или мембрана ; 6.
Подставка Литавра с педальным механизмом По двум литаврам ударяют большей частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая tremolo. Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче. Поскольку в музыкальном отношении — так сложилось исторически и художественно — литавры сопряжены с медными духовыми инструментами на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров , в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов. Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка.
Императорский и королевский музей армии в Вене Солонка в виде полковых литавр, с ложечками Музыкант группы ударных инструментов Большие серебряные литавры, переданные Войску верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г. Барабан Барабан — очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого военного барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине.
Индонезийский барабан Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1 рамочные барабаны, 2 в форме кубка, 3 цилиндрические и 4 котлообразные или литавры. Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре. Барабан армейский с рельефным орнаментом: св. Георгий Победоносец и двуглавый орел Барабан итал. Trommel — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага.
Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым. Пятков, С. Коровяковский Ротный барабанщик лейб-гвардии Семеновского полка. Колотушечка, палочка, щетка По одной стороне барабана ударяют палочками для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей ; на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов кроме литавры , партия его нотируется только ритмически.
Европейцы стали использовать литавры с XIII века. Инструмент привезли в Европу либо вернувшиеся из восточного похода крестоносцы, либо арабские воины. Изначально с помощью литавр создавали ритм и направление для движения военной конницы. Потом было несколько реконструкций инструмента, в результате к XVI веку он практически не отличался от современных экземпляров. В XVII веке литавры заняли место в классических оркестрах. Первым композитором, который стал писать оркестровые партии с включением литавр, был француз Жан-Батист Люлли. Ударный инструмент звучит в произведениях таких великих творцов, как Бетховен, Штраус, Берлиоз. Конструкция Котловидные конструкции, слагающие основу литавр, делают из меди. Реже можно увидеть алюминиевые, серебряные, стекловолоконные модели. Очертаниями корпуса, размером инструмента и материалом верхней плоскости определяется тембр звучания. Модели, которые выглядят как полусфера, звучат звонче тех, что более вытянуты. Наиболее распространенные диаметры литавр варьируются от 30 до 85 см. У меньших моделей тон выше. Кожаную или пластмассовую мембрану, покрывающую конструкцию сверху, фиксирует обруч. В качестве крепежей используются винты. Путем натяжения и ослабления винтов можно менять тембр звучания. Недостаток винтовых экземпляров заключается в том, что музыкант не может откорректировать тон в процессе игры.
Большой, или тимпан, есть собственно литавра в современном её понимании. Эта разновидность применялась для производства непомерного шума подобного тому, как о том повествуют многие древнейшие предания. Уже в глубокой древности различали два вида тимпанов, которые в современном понимании могут быть названы литаврами и бубнами, как облегченной разновидностью. Две других разновидности - барабан и большой барабан, - возникли значительно позднее, по всей видимости, в самом начале Средних Веков.
Однако, эти основные части присутствуют во всех литаврах. Звуковые характеристики литавры Литавра — ударный музыкальный инструмент, который принадлежит к семейству идиофонов. Он имеет богатый звуковой репертуар и отличается ярким и отчетливым звучанием. Основные звуковые характеристики литавры включают: Тембр. Звук литавры обладает характерным ярким и резким тембром. Инструмент способен производить как мягкие и приглушенные звуки, так и резкие и насыщенные. Литавра имеет широкий диапазон звучания, который может варьироваться в зависимости от размеров и типа инструмента. Инструмент способен производить звуки разной громкости — от тихих и нежных до мощных и громких. Громкость звука можно регулировать силой удара и приемами исполнения. Литавра имеет быструю и отчетливую атаку — звук появляется сразу после удара. Это делает инструмент особенно подходящим для ритмических и ударных партий в музыке. Вибрация струн литавры создает резонанс, который усиливает звуковые вибрации и придает им дополнительный объем и насыщенность. Звуковые характеристики литавры делают этот инструмент незаменимым компонентом оркестра и музыкального ансамбля. Благодаря своей уникальной звуковой палитре и яркому тембру, литавра способна создавать запоминающиеся и эмоциональные музыкальные образы. Вопрос-ответ Какова история возникновения литавры? Литавра — это древний музыкальный инструмент, который имеет свои корни в древнегреческой культуре. Инструмент был использован в религиозных церемониях и обрядах и имел большое значение в древнеримской и древнеегипетской культурах. С течением времени литавра получила популярность в различных культурах и стала неотъемлемой частью музыки, используемой при проведении церемоний и различных церковных служб. Какие особенности имеет литавра? Литавра — это большой и тяжелый музыкальный инструмент, который имеет несколько струн и глубокий звук. Он обычно изготавливается из дерева и имеет форму длинной скрюченной палки с резонатором на конце. Игрок литавры держит инструмент в вертикальном положении и играет на нем, ударяя по струнам палочкой или молоточком. Какова роль литавры в современной музыке? В современной музыке литавра используется как сольный инструмент, а также в составе оркестров и ансамблей. Она добавляет особый звук и атмосферу в музыкальные композиции, делая их более праздничными и торжественными.
История развития и исполнительство на литаврах
Что такое литавры и зачем они нужны? Однако, будучи назначенным на главный стул, литавры в профессиональном ансамбле, литавр не обязан играть на каких-либо других инструментах. История создания музыкального инструмента Литавры, особенности их конструкции и игры на них, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать литавры, интересные факты. ЛИТАВРА, литавры, муз. инструмент, ударный мембранофон. Нередко Л. относят к типу барабана.
Что такое литавра в музыке и к какой группе инструментов она относится?
Он представляет собой деревянную или металлическую пластину со специальными ударными молоточками. Происхождение литавры уходит своими корнями в древние времена. Первые упоминания о литавре встречаются в раннехристианской литературе, где она упоминается как один из инструментов, используемых в хоровом пении. В Древней Руси литавру использовали во время богослужений, она считалась символом славы и величия Божьего. С течением времени литавра стала более сложной и изысканной в своей конструкции. Она приобрела характерные черты русского народного искусства, что проявилось в орнаментах и резьбе на дереве. Важную роль в развитии литавры сыграли монастыри, которые создавали особые школы для обучения монахов и иконописцев искусству создания этих инструментов. Они передавали опыт и знания о традициях изготовления литавр поколениям мастеров. В настоящее время литавры продолжают использоваться в церковном пении и служат не только музыкальным инструментом, но и символом участия и поклона верующего во время богослужения. Развитие и использование литавры в разных эпохах Литавра — это музыкальный инструмент, который имеет богатую историю и разнообразное использование в разных эпохах.
Он впервые появился в Древней Греции и был использован во время торжественных мероприятий, религиозных церемоний и военных парадов. В средние века литавра была особенно популярна в католической церкви. Она использовалась для аккомпанирования пения во время богослужений и в духовной музыке. В этот период инструмент претерпел некоторые изменения и модификации, а его размер и форма стали различаться в зависимости от региона и церковной традиции. В эпоху Возрождения литавра утратила свою популярность в музыкальной практике, но продолжала использоваться при церемониальных мероприятиях и парадах. Однако, с развитием оркестрового искусства, литавра начала постепенно вытесняться другими инструментами, такими как трубы и ударные. В современной эпохе литавра находит свое применение в оркестрах и духовых ансамблях. Она звучит грубовато, с мощным звуком и способна создавать напряженную атмосферу в музыке. Литавра также используется в кино и театре для создания эффекта торжественности и величия.
В итоге, развитие и использование литавры в разных эпохах отражает историю и эстетику музыкального искусства. Этот уникальный инструмент продолжает привлекать внимание своим особым звучанием и способностью создавать особую атмосферу в музыке и на сцене. Особенности литавры Литавра — это музыкальный инструмент, который использовался в древности для производства звука путем удара. Он состоит из вертикально установленной пластины или железа различной формы и размера, закрепленной на стойке. Литавра является одним из самых древних музыкальных инструментов и имеет свою уникальную историю и особенности. Вот некоторые из них: История: Литавра была широко использована в древнем Египте, Греции, Риме и других античных цивилизациях.
Музыка передавалась из уст в уста. Но, конечно, каждый напевал её по-своему, и мелодия уже не оставалась прежней.
Нужно было что-то придумать, чтобы зафиксировать мелодию, а потом воспроизвести её точно. Когда Гвидо Аретинский придумал нотный стан, то у каждой ноты появились свои места расположения. А до XI века музыку пытались записывать буквами, невмами графическими знаками, помещавшимися над словесным текстом. В Древней Руси основным видом церковного пения был знаменный распев, пришедший из Византии. Его название происходит от слова «знамена», то есть знаки. Этими знаменами записывалась богослужебная музыка. Когда же появились ноты, музыканты всего мира стали использовать эту систему. Гвидо Аретинский считается её изобретателем.
Если ноты на нотном стане поднимаются вверх, то и мелодия движется плавно вверх. Если спускаются, то мелодия движется вниз.
Установить литавры. Звук литавр. Громогласно торжествовать, отмечая какой-л. Ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Как правило, используются парами разного размера и высоты звучания. Первые литавры - котлообразные барабаны, по которым ударяли тонкими прутьями, - существовали в 10 в.
Военные барабаны большего размера, на которых обычно играли верхом на лошади тяжелыми изогнутыми колотушками, появились примерно в то же время и, вероятно, возникли среди кочевых народов Центральной Азии, где были символами королевской и военной власти. В конце 17 в. В оркестре пара литавр обычно настраивалась на звуки тоники и доминанты тональности исполняемого произведения; они применялись для усиления басовой партии, а также для исполнения тремоло и других ударных эффектов. Состоит из мембраны традиционно кожаной, сейчас обычно пластиковой и резонатора - медного котла, на открытую сторону которого мембрана и натягивается.
Так, литавры, отбитые у шведов после боя у Полтавы, были пожалованы шквадрону Меншикова, а когда же этот эскадрон вошёл в состав лейб-регимента , то и серебряные литавры были переданы в этот полк. В 1722 году серебряные литавры в Русской гвардии получили кавалергарды , принимавшие участие в торжественном короновании Императрицы Екатерины Алексеевны [4]. Устройство[ править править код ] Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди , а иногда из серебра , алюминия или даже стекловолокна.
Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, диаметр которого варьирует от 30 до 84 см иногда бывает даже меньше. Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем [5] [6] , который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.
Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре
История создания музыкального инструмента Литавры, особенности их конструкции и игры на них, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать литавры, интересные факты. Литавра какая группа инструментов. Барабан и литавры ударные инструменты. Литавры сообщение кратко. Литавры симфонический музыкальный инструмент. Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. Литавры представляют собой набор двух, трех, четырех и более металлических котлов разной величины, покрытых сверху хорошо выделанной кожей, натяжение которой регулируется специальными винтами.
История музыкального инструмента Литавры, кто его придумал и когда
ЛИТАВРА, литавры, муз. инструмент, ударный мембранофон. Нередко Л. относят к типу барабана. тот, на который ее настроили. На педальных литаврах, которые в последнее время вытесняют винтовые, настройка высоты звука осуществляется с помощью специального механизма. Литавры — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Литавры обычно исключены этого эффекта, называемого симпатическим резонансом, но композиторы использовали его в сольных пьесах, как Эллиот Картер Восемь пьес для четырех литавр.
Классификация ударных инструментов
- Что такое литавры: музыкальный инструмент, особенности, применение в творчестве композиторов
- Литавры — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Классификация ударных инструментов
- Похожие термины:
- Слово «Литавры»
Литавры: что это за инструмент?
тот, на который ее настроили. Что такое литавры: музыкальный инструмент, особенности, применение в творчестве композиторов. Литавры – это музыкальный инструмент, который используется в восточной традиции уже на протяжении многих веков. ускорить и облегчить перестройку литавр во время исполнения и освободить руки исполнителя для воспроизведения более сложных построений. В свое время было предложено множество всевозможных образцов механических литавр. Сагаты (или цимбалы) – это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки.