После окончания военного конфликта Москвы и Киева отношения России с Европой не будут прежними, «никто этого не захочет», заявил Песков. Макрон рассказал про агрессивное нападение России и мирное нападение Израиля. Но теперь перед Россией встаёт другой главный вопрос: что будет после СВО? После невежливого выдворения ВС РФ с территорий небратских республик (а что Грузию и Молдову то забыли?), авторитет кремлевских упадет ниже плинтуса. Важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира.
Предсказания сбываются: 5 пророчеств о начале третьей мировой войны
Новый мир или новая холодная война: Сергей Ермаков о том, что будет после СВО | Вот 10-шаговый план, который, по мнению немецких военных, предпримет Путин, чтобы втянуть НАТО в войну с Россией, что приведет к началу Третьей мировой войны. |
СВО на Украине: прогноз на 2024 год: Украина: Бывший СССР: | Конфликт России с Украиной в силу ошибки планирования, после провокации или некоего страшного теракта перерастёт в мировую войну. |
Кризис в отношениях России и Запада: что будет дальше
Жить с ней дальше мы не можем. Его не слышат. Он снова говорит: нас хотят задушить, так больше продолжаться не может. И снова не верят. Тогда он садится и в течение часа, скрупулезно по пунктам, объясняет всему миру, почему той страны, которая желает сейчас войти в НАТО, никогда на самом деле не было, нет и больше в настоящем виде не будет. Раскладывает по полочкам, обращается к каждому пункту и прямо говорит, что кого ждет. И делает хочется особо отметить новое слово в искусстве объявления войны: все сказать, все объяснить, не сказав только последнего; апофатически, почтив молчанием, заменив слово — делом. Так что давайте просто поверим: требования откатить НАТО к границам 1991 года — это не шутка, это всерьез. Вопрос: как мы этого добьемся? Старых правил больше нет, Ялтинского мира больше нет, системы международной безопасности больше нет. Новое же творится смелыми.
Сегодня нам симпатизируют Венгрия и в меньшей степени открытости, но это так Австрия.
Хочет завалить русского медведя. А тот не дается. Поэтому, даже если СВО и закончится, уйдет Путин, и будет преемник, то ничего особо не поменяется. Это первый вариант. Развал страны Такой вариант тоже вероятен, причем довольно значительно. Автократия начинает трещать по швам, и тогда разные губернии в государстве, разные национальные анклавы, которые раньше мирились с властной когортой Президента РФ в обмен на денежные вливания из бюджета, могут поднять голову.
А у нас только Сибирь по площади равна трем Евросоюзам вместе взятым. Да, СССР был венцом развития государство российского. СССР был настоящим брендом, это была мечта о новом, не олигархическом обществе, где человек труда мог зайти от низших ступеней до высших руководящих должностей в стране. Олигархи же в конце 20-го века и все начало 21-го просто снимали сливки с недр страны и с хилого производства. И ведь тогда, лет сорок назад, тоже никто не мог поверить в то, что когда-то эта Империя под названием «СССР» развалится. Однако, оказалось, если умело включить как внутренние саботажнике факторы, так и внешние экономические, политические, проблемы, и ловко ими жонглировать, создавать дефицит продуктов и товаров, то голодные люди пойдут на многое. В том числе, согласятся с развалом государства, в котором они выросли и которая давала ему кровь и еду.
Образование медицину. Культуру и спорт. Сытый голодного не разумеет. Немножко обидно вспоминать, как рухнули мечты миллионов людей из 90-х. Чья юность - молодость пришлась на это время. Ведь после развала Советского Союза длительное время мечтой каждого обычного россиянина было стать просто нормальной страной. Такой, как на Западе.
Пусть с этими джинсами, жвачкой, Макдональдс и Голливудом.
Лавров отверг идею Макрона о «гарантиях безопасности РФ» после вывода войск, назвав ее «требованием капитуляции». К тому же в 2023 году Запад отказался от активного продвижения своих предложений, настаивая теперь на выводе войск РФ уже как предусловии для запуска каких-либо переговоров. Поговорить «об этом» с позиции сильного К концу 2023 года картина изменилась. Когда сейчас министр обороны РФ Сергей Шойгу говорит , что «на случай создания необходимых условий сохраняем готовность к политическим дискуссиям на реалистичных началах — как по постконфликтному урегулированию украинского кризиса, так и по параметрам дальнейшего сосуществования с Западом в целом», — он делает это c сильной позиции по итогам в целом выигранной РФ военной кампании 2023 года. Политической целью летнего контрнаступления ВСУ в понимании Запада было создание более выгодных «реалий на земле» для Украины, которые позволили бы инициировать мирные переговоры с Москвой «с позиции силы».
Директор ЦРУ Билл Бернс в конце июня в Киеве услышал план «выйти к границам Крыма и под угрозой ракетных обстрелов начать переговоры с Москвой, потребовав от РФ согласиться с любыми военными гарантиями безопасности, которые Украина получит от Запада». Этого не случилось, что закономерно привело к переоценке «силы переговорных позиций» с обеих сторон. Сегодня Москва в принципе готова «поговорить об этом» с Западом, правда, до того, как определится победитель на президентских выборах в США в ноябре 2024 года, больше в исследовательских целях. Новая реальность для переговоров, вероятно, будет отражать ситуацию, в которой РФ выходит целом победителем «в конфликте с Западом по поводу контроля над Украиной». Для Запада переговоры по постконфликтному устройству в Европе станут одним из инструментов менеджмента последствий российского успеха. Сохраняющиеся у ряда западных лидеров ожидания , что итогом конфликта станет вывод российских войск и восстановление границ Украины на 23.
Боевые действия, вероятно, завершатся изменением границ и утратой Украиной части своей международно признанной территории пока открытым остается вопрос о сохранении части «оставшейся Украины» вне политического и военного контроля Москвы. В таком финале постконфликтный порядок и система безопасности в Европе будут с неизбежностью возрождаться в формате «железного занавеса» и долгосрочного взаимного военного сдерживания. Европа будет жестко поделена на две зоны контроля: западную ЕС и НАТО и российскую европейская часть постсоветского пространства. Сохранение в российской переговорной повестке проектов договоров о гарантиях безопасности РФ от декабря 2021 года говорит о постоянстве цели признания Западом российской зоны контроля над территорией Украины и далее на постсоветском пространстве. Хотя « собирать манатки » и «отваливать » на рубежи 1997 года НАТО все же не придется тем более накануне вступления Швеции , в какой-то форме должно быть зафиксировано понимание, что нового расширения альянса на постсоветское пространство более не произойдет. Исключением, возможно, станет правобережная часть Молдовы без Приднестровья, которая будет интегрирована в западную зону контроля, на что нынешние власти в Кишиневе уже согласны.
В Госдуме РФ ее слова назвали пустыми заявлениями и пиаром. Такой сценарий, в частности, рассматривают США, о чем стало понятно 29 февраля после слов главы Пентагона Ллойда Остина, который допустил возможность войны альянса с Россией при поражении Украины. По словам Пескова, высказывание Остина показывает мировоззрение НАТО, которая считает Украину своей территорией, а также лишний раз подтверждает, что начало спецоперации Россией было правильным решением.
Россия прирастет двумя регионами, а в Вашингтон войдут войска: каким будет 2024 год
«Хорошие новости!»: В России ожидают завершения СВО летом 2024 года | Макрон рассказал про агрессивное нападение России и мирное нападение Израиля. |
Предсказания сбываются: 5 пророчеств о начале третьей мировой войны | Радио «Свобода» и автор, в сущности, говорят украинскому народу «война пойдёт вам на пользу», и что после войны с Россией наступит какой-то утопический рай. |
ПОСЛЕ ВОЙНЫ: что будет там?
Конфликт России с Украиной в силу ошибки планирования, после провокации или некоего страшного теракта перерастёт в мировую войну. Президент России Владимир Путин выступил с речью в своем предвыборном штабе после победы на выборах главы государства. Президент России Владимир Путин выступил с речью в своем предвыборном штабе после победы на выборах главы государства. РОССИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ С УКРАИНОЙ СТАНЕТ НОВОЙ СТРАНОЙ Главный итог первого месяца от начала спецоперации на Украине — начало необратимого процесса по восстановлению Отечества в границах 45-го года. После победы над Украиной Россия может столкнуться с новыми ограничениями и общественным осуждением за свои действия на территории Украины. Вот 10-шаговый план, который, по мнению немецких военных, предпримет Путин, чтобы втянуть НАТО в войну с Россией, что приведет к началу Третьей мировой войны.
Эффект пружины. Разведчик Безруков о том, как Россия будет жить дальше
Придется искать русских среди русских. Среднеазиатский компонент будет только развиваться, — заключил репортер. Последние новости.
Так быть не должно. В подобных противостояниях победа одерживается всем миром, при помощи всеобщей мoбилизaции. Очень не хочется, повторения сценария Первой мировой войны.
Тогда люди с восторгом провожали эшелоны на фрoнт, где бойцы месяцами кормили вшей в oкoпах, пока в ресторанах гулял народ. В результате именно эта солдатская масса стала одной из главных движущих сил при проведении Великой Октябрьской революций" — напомнил эксперт. Будет ротация мобилизованных или нет? Этот вопрос у по большей части поднимают жены военнослужащих. Они с лета этого года пытаются добиться ротации.
Было даже записано видеообращение жен бойцов находящихся в зоне CBO к Владимиру Путину, в котором они потребовали провести вторую волну мoбилизaции. Фото: 45. Но позже он изменил свою точку зрения и заявил: "Мoбилизoванные вернутся домой лишь после того как будет завершена CBO. Ротация не предусмотрена. Им каждому положен отпуск за каждые 6 месяцев службы, они в эти отпуска сейчас и ходят" Однако политолог Юрий Самонкин выражает уверенность в том, что после того как в марте пройдут выборы, эта проблема будет решена в обязательном порядке.
Эксперт напомнил что российские власти работают в данном направлении, и ВС РФ прямо сейчас активно комплектуются контрактниками. Самонкин напомнил, что с Россией в настоящее время ведется информационная вoйнa, поэтому что бы одержать в ней победу необходимы грамотные военные специалисты. В таких условиях ротация возможна. Это не какая-то наша прихоть. Этот вызов нам делает время" — подчеркнул эксперт.
По мнению Самсонкина, вопрос о ротации будет подробно обсуждаться в декабре в ходе проведения Прямой линии с президентом, которую в этом году решили объединить с Большой пресс-конференцией. Предварительно дата проведения этого мероприятия - 14 декабря. Но пока эта информация официально не подтверждена. Кстати что касается жен мoбилизoвaнных, то из центра уже дали установку региональным властям относится к их проблем с пониманием и не отмахиваться от них.
По словам Риттера, коллективный Запад совершил принципиальную ошибку, начав конфронтацию c Москвой, так как своими действиями западные страны дали российскому руководству отличный шанс избавиться от возникшей в 90-е годы неопределенности в сфере международной безопасности. Руководство России много раз заявляло, что Запад, пренебрегая фундаментальными основами международного права, нацелился на конфликт и экспансию путем включения новых страны в НАТО и дестабилизации границ.
Цель вполне понятна: завернуть прежний колониальный порядок в современную обертку, чтобы попытаться продлить свое доминирование.
Вот только страны вне евроатлантического блока устали терпеть зависимое положение. Они стремятся к справедливости и имеют полное право предъявить счета за многие годы рабства и ограбления, которым их подвергли американцы и европейцы. Слом нынешнего миропорядка, конечно, произойдет не завтра. Победа России в конфликте на Украине не заставит коллективный Запад моментально отказаться от гегемонистских устремлений. Тем не менее успех специальной военной операции придаст уже начавшимся тектоническим сдвигам в мировой политике необратимый характер. В этом смысле нашей важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира, в котором ни одной стране или военно-политическому блоку не должно принадлежать право обеспечивать свое существование за счет других. Потребуется коренной пересмотр работы всех механизмов ООН - начиная с переноса штаб-квартиры организации в действительно независимую юрисдикцию, способную соблюдать свои международные обязательства, и заканчивая принципами комплектации органов ООН, не допускающими доминирование в их структуре западных специалистов.
Уже сегодня существуют независимые площадки, которые доказали свою эффективность при выработке ответов на новые вызовы. Эти структуры свободны от влияния западного лобби и ориентированы на благополучие всех стран, налаживание устойчивых и взаимовыгодных политических, военных, экономических и других связей. Чтобы исключить агрессивные финансовые действия со стороны группы "избранных" стран или игроков, контролирующих платежные средства и системы, необходимо будет решить вопрос о новом средстве международных расчетов. Будет ли это единая валюта стран БРИКС, валютная корзина или другие инструменты - предстоит определить специалистам. Важной задачей остается формирование избавленных от контроля со стороны глобального гегемона логистических маршрутов вроде Северного морского пути или континентальных грузовых коридоров. Крайне перспективны совместные проекты по освоению космоса, изучению новых источников энергии. Что действительно произойдет - так это обретение миром равновесия.
Вашингтону и его сателлитам придется умерить свои аппетиты, которые утолялись за счет других стран. Европа будет вынуждена самостоятельно решать проблемы, которые породило невежество евробюрократов. Будущее человечества будет определяться не диктатом меньшинства, а открытым и конструктивным диалогом между Западом и новыми центрами глобального притяжения - Россией, Китаем, Ближним Востоком, Турцией, Ираном, Латинской Америкой, Африканским континентом. Это не превратит мир в одночасье в более предсказуемый, но, по крайней мере, сделает его более честным, построенным на уважении друг к другу.
Кризис в отношениях России и Запада: что будет дальше
6 трендов для России после СВО. После невежливого выдворения ВС РФ с территорий небратских республик (а что Грузию и Молдову то забыли?), авторитет кремлевских упадет ниже плинтуса. После победы над Украиной Россия может столкнуться с новыми ограничениями и общественным осуждением за свои действия на территории Украины. После окончания военного конфликта Москвы и Киева отношения России с Европой не будут прежними, «никто этого не захочет», заявил Песков. Главными рисками России в среднесрочном горизонте является «иранизация» с перспективой стать вассалом Китая на фоне отсутствия внутреннего стратегического планирования.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ: что будет там?
Кроме того, завершение войны на условиях Украины означает определенное участие России в восстановлении Украины. Вокруг России восстанавливается пояс мира и спокойствия из свободных, нейтральных, благожелательных и симпатичных стран – сегодня, после Украины, это не кажется уже столь фантастическим. Эксперт: Востребованность БАМа возросла после поворота экономики России к восточным рынкам. Однако даже если Западу удастся добиться децентрализации России без ядерной войны, то этот процесс с большой долей вероятности приведет к утере контроля над ее ядерным арсеналом. Важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира.
Сладков рассказал, что ждет Россию после окончания СВО
На кого мы будем там опираться в плане управления и взаимодействия с обществом? Вот серьёзный вопрос. На самом деле, вариантов здесь много и выбор будет широким — никакого «всепропальщичества» здесь быть не может. Но некоторые моменты меня всё же беспокоят. Причём серьёзно. А именно — опыт того, на кого наша власть предпочитает опираться в аналогичных ситуациях. И ответ здесь, увы, прост: на представителей прежней администрации. На чиновников и «специалистов» прежнего режима. Для многих будет откровением, но именно на таких, в многом, они опирались на Донбассе, отодвигая и зачищая новые «революционные кадры». Причём зачищая, порой, очень жёстко.
Кто в теме — тот знает, о чём я. ПОСЛЕ ВОЙНЫ: когнитивная катастрофа Украины Это было противостояние, носившее ярко выраженный классовый характер, когда кураторы откровенно предпочитали понятных и таких, опять же, классово близких бывших «регионалов» и бывших СБУшников, нежели этих «мутных», принципиальных, идейный и оттого опасных новых людей. И неважно, что именно новые люди были патриотичны, что именно ни были абсолютно преданы России. Зато «старые» были понятны. И удобны. И управляемы. Ну, кураторы так считали. А к чему это привело в итоге? К жёсткому негативному отбору, волне коррупции, с которой невозможно было справиться уже никакими средствами, к разгулу СБУ куда любая информация уходила едва ли не в режиме онлайн и к тому, что жизнь в Республиках свiдомая пропаганда годами показывала своей аудитории в качестве негативного примера а он ведь должен был быть позитивным.
Многие в большой России такой правды себе даже не представляют. И тем не менее, стоило бы.
В палате представителей заподозрили президента США в злоупотреблении властью в интересах своей семьи «Выборов 2024 года в США не будет, потому что самой Америки не будет», — заявил тогда Жириновский. В конце 2020 года Жириновский также дал прогноз по выборам в России в 2024 году.
Он заявил, что на пост главы государства будет баллотироваться действующий президент страны Владимир Путин, но о своем решении он объявит не раньше конца 2023 года. Политик добавил, что даже если Путин откажется от участия в выборах, то «от Кремля появится совершенно новый человек». В 1999 году, после того как была развязана югославская война, Жириновский заявил, что следом американские спецслужбы попытаются устроить антироссийские провокации на Украине, но самый большой удар в итоге будет нанесен самому Киеву. Еще одно из сбывшихся предсказаний политика — обострение в Казахстане.
В июле 2021 года он призвал соотечественников переехать в Россию, предупредив о возможных столкновениях. И действительно, совсем скоро в стране начались массовые беспорядки. Владимир Жириновский скончался 6 апреля 2022 года в возрасте 75 лет. Незадолго до этого его госпитализировали с коронавирусом.
Еще за шесть лет до смерти лидер ЛДПР передал в Музей современной истории уникальную капсулу со своими предсказаниями. В них содержится информация о развитии событий в мире на 20 лет.
Возможна и «авторитарная модернизация» с постепенным снижением вмешательства государства в экономику, ослаблением давления на гражданское общество, пересмотром политически мотивированных дел.
В итоге к концу 2027 года политическая модель России все еще будет считаться авторитарной по западным меркам, но будет больше походить на систему, которая существовала в третий президентский срок Путина 2012—2018. Не исключено, впрочем, что элитные группировки вступят друг с другом в противостояние, а недовольные поражением в Украине маргинализированные группы мобилизуются против нового руководства. Пытаясь преодолеть эти дестабилизирующие обстоятельства, постпутинские власти могут попытаться навести порядок с помощью репрессивных методов, что может спровоцировать сползание к еще более жесткой политической системе.
Экономические перспективы нового режима зависят от того, какие именно санкции будут сняты. Некоторое оживление экономических отношений между Россией и Западом может произойти, однако будет иметь ограниченный масштаб. С одной стороны, к этому времени страны ЕС значительно снизят свою зависимость от поставок российских углеводородов.
С другой — западные компании не будут спешить возвращаться в страну из-за неблагоприятного бизнес-климата и высоких рисков нестабильности. На этом фоне экономические связи России со странами Азии, Ближнего Востока и Персидского залива, а также с Турцией к 2027 году расширятся, но не смогут заменить отношения с ЕС — ни по объему экспортируемой нефти, ни с точки зрения импорта технологий. Даже если экономика России и избежит кризиса, она в любом случае останется неэффективной.
Снижение уровня жизни населения и уменьшение получаемой элитами ренты в итоге могут способствовать росту политической напряженности. Способности России проецировать силу и влияние за пределы своих границ существенно ослабнут. Она почти наверняка будет и впредь отстаивать права на свою сферу влияния на постсоветском пространстве за исключением, конечно, Украины, которую она уже потеряла и продолжит расширять контакты со странами глобального Юга, однако былого положения на Западе ей уже не добиться.
Ее влияние в других регионах будет сдерживаться низкой привлекательностью российской «мягкой силы» и скромным экономическим потенциалом. В итоге Москва будет вынуждена пойти на еще большее сближение с Китаем на правах младшего партнера. Восстановление российской военной мощи также будет ограничено экономическими возможностями, поэтому Кремль будет придавать большое значение ядерному оружию — средству сдерживания и символическому атрибуту великой державы.
Таким образом, основные черты сегодняшней российской государственной системы в значительной степени будут просматриваться и к концу 2027 года. Однако даже управляемая преемственность постпутинского руководства породит значительную неопределенность, признает автор доклада. Государственная система России по-прежнему будет представлять стратегическую проблему для Запада, поскольку даже при самом благоприятном сценарии маловероятно, что будущая власть, в которой спецслужбы и ресентимент, связанный с поражением в войне с Украиной, все еще будут занимать видное место, отправит свое антизападничество на свалку истории.
Что будет с Россией после войны и Путина? В дополнение к собственной судьбе, ее курс повлияет на борьбу Украины за выживание как демократии, на то, освободится ли Беларусь от тирана, смогут ли Китай и Россия сохранить свой «союз деспотов», на судьбу мировой экономики, зависящей от экспорта российских энергоносителей, и многое другое. Как выразился Навальный, даже если Украине удастся дать отпор российским оккупантам, «где гарантия, что мир не окажется перед лицом еще более агрессивного режима, терзаемого обидой и имперскими идеями, которые имеют мало общего с реальностью?
Никто не может точно знать, чем закончится война и каковы будут последствия. Достаточно вспомнить удивительный поворот событий, который привел Путина к власти. Его лично выбрал президент Борис Ельцин и его окружение.
Когда в конце 1999 года Ельцин объявил о своей отставке, он доверил все малоизвестному бывшему офицеру КГБ, не имевшему ни опыта, ни симпатии к демократическим устремлениям предыдущего десятилетия и в конце концов обратившему их вспять. В итоге Путин построил персонализированную диктатуру вокруг своей собственной власти и прихотей. В будущем у России могут возникнуть разные сложности.
Один мрачный сценарий заключается в том, что антизападная авторитарная клептократия Путина, смешивающая клановый капитализм и деспотизм, сохранится и без него. Значительная часть населения России по-прежнему озлоблена и поддерживает президента, что делает ее подходящей площадкой для демагога. Как отмечал аналитик Николай Петров, антизападная риторика Путина «крепко закрепилась в сердцах и умах многих граждан России», находящихся в «состоянии глубокой обиды на Запад» и считающих, что он помешал России восстановить статус великой державы.
Преемственность также укрепляют мощные силовые и военные структуры, которые Путин использовал и расширял более двух десятилетий. Другая часть населения России — явно значительная и, возможно, совпадающая с первой — просто хотела, чтобы ее оставили в покое. Эти граждане терпели путинскую воровскую элиту и политические репрессии в обмен на определенное количество личного пространства в собственной жизни, а также на некоторое благополучие и свободу передвижения за границей.
Наконец-то у них появился мотив возразить власти после того, как недавний приказ Путина о мобилизации нарушил их спокойствие, — но их отчуждение от политики и их пассивность сохранились. Третья когорта, гораздо меньшая, — это профессионалы и представители среднего класса, образованные, опытные, много путешествующие и демократичные. Многие из них массово покинули Россию с начала войны, но, возможно, не навсегда.
Те из них, кто постарше, были свидетелями гласности и перестройки Михаила Горбачева и видели в 1990-х краткий период свободы в долгой российской истории самодержавия. Тысячи людей из этой группы застряли в российских тюрьмах за протесты в поддержку Навального или против войны и мобилизации. Навальный описал в своем эссе разрушение путинской крепости алчности и вторую попытку установления демократии.
Он верно отмечает, что суперпрезидентская система была построена для Ельцина в Конституции России 1993 года. Путин же унаследовал полномочия Ельцина, но не его приверженность конституционным гарантиям свободы. Навальный выступает за парламентскую республику, которая привела бы к «радикальному сокращению власти в руках одного человека».
Такое изменение потребует новой конституции, огромной работы и многого другого. В прошлогоднем отчете для Атлантического совета Андерс Ослунд, экономист и специалист по России, Украине и Восточной Европе, и Леонид Гозман, политик и обозреватель, долгое время участвовавший в демократических движениях в России, обрисовали в общих чертах, что может понадобиться для построения демократии в России. Леонид Гозман: Что предстоит сделать России «после Путина» Они выступают за парламентскую систему и новую демократическую конституцию, но добавляют длинный список обязательных задач.
Это восстановление полной свободы слова, собраний, убеждений; освобождение политзаключенных; вырезание «рака» в виде олигархов, доящих государство ради собственного обогащения; установление подлинного верховенства права; роспуск служб безопасности в текущем виде; восстановление функционирующего парламента; свободные выборы и передача власти регионам и городам. После распада СССР в 1991 году были предприняты искренние попытки построить рыночную демократию и подражать Западу. Как недавно заметила Мария Липман, «люди в ранней посткоммунистической России жаждали, чтобы их страна стала «нормальной», что означало «как на Западе».
Запад был провозглашен политическим образцом для подражания. Впервые в своей истории Россия подражала не только западной культуре или технологиям, но и западной политической системе. Создатели посткоммунистической российской конституции черпали вдохновение в западных хартиях.
Больше никаких ограждений российских граждан от Запада: цензура отменена, границы открыты, выезд за границу не ограничен, а внешняя торговля больше не является исключительной прерогативой государства». Ельцин создал извращенный олигархический капитализм, протодемократию, зарождающееся гражданское общество, но ему не удалось внедрить верховенство закона. Для многих россиян это было дезориентирующее время.
Липман писала: «Неудивительно, что подражание Западу не смогло обеспечить западный уровень жизни. Первое постсоветское десятилетие принесло с собой политические потрясения, крах привычной системы безопасности, глубокую незащищенность и глубокое разочарование». Сергей Гуриев: «После Путина» национальной идеей России должно стать образование Путин воспользовался этим разочарованием, вспоминая 1990-е как чистый хаос и в последующие годы оседлав волну процветания, подкрепленную экспортом нефти.
Он отодвинул на второй план олигархов ельцинских лет и подчинил их своей воле, обогатив при этом своих приспешников. Постепенно он затоптал ростки демократии. Сейчас их нет вовсе.
Теперь Соединенные Штаты и Европа, главные игроки в продвижении демократии в 1990-е годы, должны с подготовиться к тому, что произойдет в России дальше. Больше не будет погони за западными ценностями. Американский набор инструментов постсоветского периода не обязательно будет полезен.
Крайне важно начать думать уже сейчас о том, как достучаться до общества, которое было так ожесточено за последние два десятилетия. В идеале, после войны и после Путина, Навальный будет свободен от оков и будет играть ведущую роль в закреплении России в демократической системе. Это результат, на который хочется надеяться.
Но также было бы благоразумно ожидать, что Россия пойдет по другим путям, возможно, под руководством другого уникального лидера. Страна может быть унижена поражением в войне, но это не обязательно направит ее к свободе. Какой будет Россия после войны Войну в Украине, которую Россия, по убеждению многих экспертов, уже проигрывает, нередко называют колониальной и имперской.
Исторический опыт свидетельствует о том, что империи, проигрывая войны, могут распасться. Ситуацию обостряет тот факт, что теперь у Российской Федерации, после "референдумов" о присоединении украинских областей, де-факто нет признанных во всем мире границ. Об угрозе "распада страны" Владимир Путин говорит с первых лет своего правления.
Небходимостью предотвращения такого сценария он, как правило, и оправдывал строительство вертикали власти, подавление местных инициатив, последовательную ликвидацию институтов местного самоуправления и централизацию финансовых потоков, лишавшую регионы не только политических прав, но и финансовой самостоятельности. В действительности такой сценарий маловероятен, но и другие варианты послевоенного развития России особого оптимизма не вызывают, говорит в интервью Север. Реалии политический географ, профессор Свободного университета Дмитрий Орешкин.
Это суперцентрализация, эту модель власти строили товарищ Ленин и товарищ Сталин. Ленин начал с того, что уничтожил разделение властей, потому что пролетарскую революцию должны делать вожди пролетарской революции и поэтому у них в руках должна быть и законодательная, и исполнительная, и политическая, и военная власть, и любая другая. В чисто функциональном, географическом смысле это выражается в том, что вся жизнь собрана в столице.
Эта модель супер-гипер-мегацентрализации в чисто экономическом смысле не выдержала испытания временем. Советский Союз распался, в том числе, из-за чудовищной неэффективности экономического территориального менеджмента: когда в Москве есть Министерство рыбной промышленности, которое определяет нормы лова для Дальнего Востока, и пока не определит, лов проводить нельзя. Или когда эстонская шоколадная фабрика должна рецепт торта согласовывать в Москве, процесс согласования длится месяцами, а тем временем торт не производят.
Суперцентрализация душит экономику, и не зря Никита Хрущёв начал децентрализовывать хозяйственное управление. Хрущев ввёл совнархозы, советы народного хозяйства по местам, и экономика начала дышать. Конец 1950-х годов отличался быстрым восстановительным ростом, а потом этот стимул иссяк, нужны были ещё более смелые демократические шаги, но Хрущев к этому уже не был готов.
Леонид Брежнев опять всё начал централизовывать, потому что ЦК почувствовал угрозу полномочиям центральной власти. Если регион богатый, у него своя ресурсная база, он не очень зависит от центра и начинает "гулять": нам это не нужно, нам это невыгодно. Вертикаль власти начинает скрипеть.
В частности, это было не артикулированной, но явной претензией к Хрущеву: что он ослабил центральную систему управления. И снова пошла супер-гиперцентрализация. Но чем сложнее и развитее экономическое пространство, тем дробнее, мельче должны быть контуры территориальной ответственности.
Если вы посмотрите на карту Европы, вы увидите, какое там мелкое дробление. А если у тебя Луна, то вполне достаточно одного человека, чтобы он ею командовал, потому что там командовать нечем. Чтобы территория развивалась, необходима тесная связь менеджмента с этой территорией и, соответственно, перераспределение полномочий от центра к регионам.
И здесь постоянный конфликт приоритетов: или вы хотите, чтобы страна была послушная, вся управляемая из одного центра, или вы хотите, чтобы она была богатая. Были очень серьёзные проблемы у Ельцина с регионами, вплоть до чеченской войны. Шаймиев Минтимер Шаймиев, первый президент Татарстана.
Местная элита осознанно саботировала федеральную повестку — избиратели получали "госдумовские" бюллетени на руки, только если сами спрашивали. Это делалось для демонстрации давления на Москву. Тогда же серьёзные проблемы обсуждались — суверенный Татарстан всерьёз хотел брать пошлину за движение поездов из Москвы во Владивосток!
Эта модель создавала чудовищное напряжение для центра, но она помогала существовать и развиваться регионам. Появлялся реальный федерализм, и тогда Совет Федерации был реальным полномочным институтом, в котором надо было торговаться, идти на политические сделки. Путину это очень не нравилось, и первое, что он начал делать, — уничтожать эту региональную вольницу.
Он создал федеральные округа, а это не что иное, как репликация военного управления, когда есть один верховный главнокомандующий, у него не больше десяти фронтов. Десять федеральных округов, в каждом федеральном округе-фронте есть сколько-то армий-регионов. В каждом регионе есть "генерал".
С точки зрения вертикальной власти командовать такой системой, когда у тебя десять подчиненных, а не 85, проще. Но эта система хороша во время войны, а во время нормального мирного развития должно быть больше свобод, больше конкуренции, меньше монополизации. Ельцин был вынужден с этим взаимодействовать.
Пришёл Путин и постепенно опять замкнул всё на себя и ограничил экономические свободы регионов. При Ельцине налогооблагаемая база регионов делилась пополам, половина шла в центр, половина осталась на развитие регионов, что очень правильно. Но раз у тебя только треть доходов, что тебе корячиться — всё равно большую часть отберут!
Стимула нет, потому что цель Москвы — чтобы регионы были бедные, но послушные. Они клюют с кремлёвской ладошки. Политическая управляемость усиливается, а общие экономические темпы развития падают.
Не случайно последние десять лет в России практически нулевой процент экономического роста. Для чего вся эта супер-мегацентрализованная модель?
Ведь 2024 год в России — Год семьи. Вероятно, стоит ожидать каких-то новых смыслов и проектов, направленных на укрепление традиционных ценностей, но тут важно не перегнуть с тональностью, как это уже сейчас делает ряд депутатов Госдумы. Александр Коньков уверен, что в 2024 году Запад начнет искать «неминуемую мирную формулу прекращения огня и взаимоприемлемого компромисса». Важнейшим элементом стабилизации в условиях растущей нестабильности станет электоральный фактор: в первую очередь, осенние выборы президента США, грядущие выборы в Европарламент и всеобщие выборы в Великобритании, а также целого ряда других кампаний. Для России точкой консолидации, открывающей новый этап развития, станут мартовские выборы президента страны.
Что, в том числе, способствует затягиванию конфликта на Украине и, вероятно, «откладывает возможности для содержательных переговоров». Но случится, конечно же, может все что угодно. Эксперт напомнила, что согласно его принципиальной позиции , страна не будет вести диалог с РФ, пока ее президент — Владимир Путин. При этом переход к обороне, предложенный главкомом ВСУ Валерием Залужным, украинским президентом ранее вовсе не рассматривался. В таких условиях переговоры уже не кажутся такими невозможными. Если Зеленский будет все же сопротивляться диалогу, то Запад либо тем или иным образом все же убедит его в обратном не без манипуляции, либо сделает все, чтобы заменить его на более податливую кандидатуру. Российская сторона, в свою очередь, от переговоров не отказывалась никогда.
Политолог подчеркнул, что этому способствует как минимум «огромное количество сторон, предложивших себя как посредников, которые обращаются и к Москве, и к Киеву касательно возможных форматов» диалога. Однако, продолжает эксперт, Москва считает Киев «инструментом коллективного Запада», а не самостоятельной единицей. По этой причине, считает он, диалога как минимум на уровне глав государств ожидать не приходится.
Что будет с миром, если «раскассировать» Россию
Согласно зарубежным аналитикам Украина восстановится за 5 лет, но будет полностью зависима от западного финансирования. Государственный долг перед иностранными партнерами будет расти с каждым кварталом, сегодня украинские компании имеют отсрочки по выплатам по купонам, кредитным и налоговым обязательствам. Что будет с Россией в 2024 году Снижение доходов в 2024 году затронет многих граждан РФ. Главы секторов экономики на протяжении восьми месяцев старались избежать экономического краха. Как видно из показателей ситуация более-менее стабилизировалось. Нет паники в банковском секторе, малом и среднем бизнесе, многие рынки и производство переориентированы на отечественных производителей, в том числе на компании из дружественных государств. После объявления мобилизации увеличены затраты на оборону, ее обслуживание. Деньги идут из государственных резервов. Что станет с рынком недвижимости В РФ за последние десять лет рынок недвижимости сильно вырос.
Для этого были созданы многочисленные программы с поддержкой государства, инвесторов, предпринимателей. Теперь же ситуация стала еще хуже, в особенности для застройщиков, риелторов, кредитных организаций, собственников. Конечно, в любом кризисе есть плюсы, особенно у людей с деньгами. На рынке снова появится огромное число предложений на недвижимость низкого класса. Безусловно, государство примет соответствующие меры, но вначале аналитикам придется понять масштабы кризиса. Возможно расшириться список программ льготной ипотеки, кредитных каникул, появятся социальные меры для беженцев из Украины. Разработка таких программ ляжет в основу программ на ближайшие годы. Прогнозы авторынка Гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов сообщил на пресс-конференции, что первый этап проекта по развитию отечественного автопрома уже на финальной стадии согласования.
По его словам, была проведена масштабная работа по анализу авторынка с учетом выхода крупнейших иностранных игроков.
Первое публичное упоминание об этом из российских политиков сделал Алексей Пушков в июле 2005 года в своей телепрограмме. Это «высказывание» с форумов о теориях заговора по развалу России было растиражировано генерал-майором ФСО Борисом Ратниковым, утверждавшим в интервью «Российской газете» в 2006 году, что он провёл «сеанс подключения к подсознанию госсекретаря Олбрайт» и обнаружил там «патологическую ненависть к славянам» [55].
В 2012 году на фразу ссылался в своей статье вице-премьер Дмитрий Рогозин , в 2015 году — Николай Патрушев, в 2021 году — Владимир Путин [56]. Оценки[ править править код ] По мнению историка Александра Эткинда , в апелляциях Владимира Путина к истории скрыт более глубокий смысл, чем просто обоснование своих целей. Распад и потеря ряда территорий — деколонизация , процесс актуальный для всего мира и в ХХ веке, и сейчас.
Может показаться, что логично ожидать следующего акта — распада Российской Федерации. Исторические изыскания Владимира Путина показывают его глубокую тревогу по поводу этого [57] [58]. В государственных СМИ также поддерживается ложная риторика об угрозе внешнего вмешательства [59].
В своей статье «Трагедия России» Андрюс Кубилюс заявлял, что Путин постоянно и искусственно подпитывает и поощряет ностальгическую мечту о восстановлении величия империи. Это помогает ему поддерживать лояльность российского народа к своему режиму [60]. По мнению журналиста-расследователя Романа Анина , различных престарелых представителей спецслужб России поразительным образом объединяет одна черта — версальский синдром из-за развала Советского Союза, который Путин ещё в 2005 году назвал «крупнейшей геополитической катастрофой XX века».
Медианный возраст высшего органа власти в России — Совета безопасности в 2022 году составил 65 лет [61]. Позиция США[ править править код ] Периодически активное на Западе обсуждение темы предстоящего развала России [62] [63] [64] может породить ложное впечатление о том, что Запад в целом и США в частности могут поддержать силы, выступающие за распад России. Американский политический эксперт Алексей Собченко называл причины, по которым США не будут приветствовать распад России [65] : США уже несколько десятилетий не приветствовали появление новых государств и не признают их независимость, если только страна, от которой новое государство отделилось, сама его не признала.
Иными словами, новым государствам, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации, не следует рассчитывать на поддержку и признание США, если их сначала не признает Москва. Так, США поддержали российскую войну в Чечне, регионе, который сильно отличается этнически и религиозно. Исключение составляют бывшие республики Югославии — когда США изменили свою позицию ради сохранения единой политики западных стран.
В случае Косова , провозглашение независимости которого было бы невозможно без американской поддержки, важно понимать, что, изгнав оттуда сербских военных, американцы уже не могли возвращать эту территорию под сербский контроль. Как и в ситуации, сложившейся после развала СССР, главной озабоченностью Запада и США, в частности, является утрата контроля над атомными боеголовками, а также над химическим и биологическим вооружениями. Также хаос, который возникает при распаде государства: пограничные споры, борьба за власть в новых государственных образованиях, нарушение давно налаженных систем поставок, этнические конфликты, гражданские войны, гуманитарные катастрофы и потоки беженцев в западные и соседние страны — является крайне нежелательным развитием событий.
Президент США Джо Байден , выступая в Варшаве в 2023 году, обратился к российским гражданам, заверив их в том, что Соединённые Штаты не стремятся разрушить или контролировать Россию [66]. Влияние российско-украинской войны[ править править код ] В общественном дискурсе возник вопрос, является ли российско-украинская война продолжением распада СССР. Обстоятельства, в которых протекает война, сформированы распадом СССР.
Сам же конфликт и особенности его течения обусловлены рядом других предпосылок, не в последнюю очередь личными качествами Владимира Путина [67]. В январе 2022 года в своём обращении генерал Леонид Ивашов заявил, что Россия может вообще пропасть как государство, если начнёт войну против Украины [68] [69]. С началом вторжения на Украину в России начали проявляться существовавшие и в прежние несколько лет проблемы, а именно: прекращение экономического роста, рост напряжения в обществе и расширение внешнеполитической изоляции.
В государственных СМИ повторяется тезис пропаганды о том, что Запад хочет уничтожить Россию, а поражение перед Украиной будет означать распад страны [70]. Полномасштабное вторжение на Украину изменило видение настоящего и будущего мира. Американский аналитический центр « Атлантический совет » провёл опрос 167 экспертов, задав им вопросы о ключевых ожидаемых изменениях в следующее десятилетие.
Предсказания упадка России становятся общим местом по итогам 2022 года на фоне её затяжной и неуспешной войны с Украиной [71]. Так, Financial Times в обзоре политической стратегии китайского руководства утверждает, что там доминирует мнение, что из этой войны Россия выйдет, окончательно утратив статус великой державы и перейдя в разряд второстепенных или третьестепенных держав [72]. Точка зрения, что у России как государства нет будущего и после прогнозируемого военного поражения Россия непременно распадётся, довольно широко представлена в украинских СМИ [73].
По мнению учёных Ботакоз Касымбековой и Эрики Марат, война на Украине ускорила деколониальный дискурс. Возобновление интереса к прошлому выявило неприятную иерархию советского режима и подорвало советскую конструкцию России как альтруистической нации, жертвующей собой ради нерусских республик. Вместо того, чтобы рассматривать советский режим как подарок современности, всё больше людей склонно рассматривать Россию как жестокого колонизатора [74].
Эксперт Словацкой ассоциации внешней политики Юрай Месик считает, что нападение на Украину радикально ускорило развитие событий, поэтому распад России становится делом ближайших 3—5 лет [75]. Политолог Януш Бугайски англ. Бывший командующий армией США в Европе генерал Бен Ходжес сказал, что Западу нужно быть готовым к возможному краху России, который может случиться под тяжестью её войны на Украине и экономических санкций.
Он отметил три фактора: подрыв внутреннего доверия к российской армии, которое традиционно было основой легитимности Кремля; ущерб, нанесённый российской экономике, и малочисленность населения России [78]. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер [79] и историк Марлен Ларюэль считают, что вероятный крах России может стать дестабилизирующим вплоть до гражданской войны.
На этом фоне экономические связи России со странами Азии, Ближнего Востока и Персидского залива, а также с Турцией к 2027 году расширятся, но не смогут заменить отношения с ЕС — ни по объему экспортируемой нефти, ни с точки зрения импорта технологий. Даже если экономика России и избежит кризиса, она в любом случае останется неэффективной.
Снижение уровня жизни населения и уменьшение получаемой элитами ренты в итоге могут способствовать росту политической напряженности. Способности России проецировать силу и влияние за пределы своих границ существенно ослабнут. Она почти наверняка будет и впредь отстаивать права на свою сферу влияния на постсоветском пространстве за исключением, конечно, Украины, которую она уже потеряла и продолжит расширять контакты со странами глобального Юга, однако былого положения на Западе ей уже не добиться. Ее влияние в других регионах будет сдерживаться низкой привлекательностью российской «мягкой силы» и скромным экономическим потенциалом.
В итоге Москва будет вынуждена пойти на еще большее сближение с Китаем на правах младшего партнера. Восстановление российской военной мощи также будет ограничено экономическими возможностями, поэтому Кремль будет придавать большое значение ядерному оружию — средству сдерживания и символическому атрибуту великой державы. Таким образом, основные черты сегодняшней российской государственной системы в значительной степени будут просматриваться и к концу 2027 года. Однако даже управляемая преемственность постпутинского руководства породит значительную неопределенность, признает автор доклада.
Государственная система России по-прежнему будет представлять стратегическую проблему для Запада, поскольку даже при самом благоприятном сценарии маловероятно, что будущая власть, в которой спецслужбы и ресентимент, связанный с поражением в войне с Украиной, все еще будут занимать видное место, отправит свое антизападничество на свалку истории. Что будет с Россией после войны и Путина? В дополнение к собственной судьбе, ее курс повлияет на борьбу Украины за выживание как демократии, на то, освободится ли Беларусь от тирана, смогут ли Китай и Россия сохранить свой «союз деспотов», на судьбу мировой экономики, зависящей от экспорта российских энергоносителей, и многое другое. Как выразился Навальный, даже если Украине удастся дать отпор российским оккупантам, «где гарантия, что мир не окажется перед лицом еще более агрессивного режима, терзаемого обидой и имперскими идеями, которые имеют мало общего с реальностью?
Никто не может точно знать, чем закончится война и каковы будут последствия. Достаточно вспомнить удивительный поворот событий, который привел Путина к власти. Его лично выбрал президент Борис Ельцин и его окружение. Когда в конце 1999 года Ельцин объявил о своей отставке, он доверил все малоизвестному бывшему офицеру КГБ, не имевшему ни опыта, ни симпатии к демократическим устремлениям предыдущего десятилетия и в конце концов обратившему их вспять.
В итоге Путин построил персонализированную диктатуру вокруг своей собственной власти и прихотей. В будущем у России могут возникнуть разные сложности. Один мрачный сценарий заключается в том, что антизападная авторитарная клептократия Путина, смешивающая клановый капитализм и деспотизм, сохранится и без него. Значительная часть населения России по-прежнему озлоблена и поддерживает президента, что делает ее подходящей площадкой для демагога.
Как отмечал аналитик Николай Петров, антизападная риторика Путина «крепко закрепилась в сердцах и умах многих граждан России», находящихся в «состоянии глубокой обиды на Запад» и считающих, что он помешал России восстановить статус великой державы. Преемственность также укрепляют мощные силовые и военные структуры, которые Путин использовал и расширял более двух десятилетий. Другая часть населения России — явно значительная и, возможно, совпадающая с первой — просто хотела, чтобы ее оставили в покое. Эти граждане терпели путинскую воровскую элиту и политические репрессии в обмен на определенное количество личного пространства в собственной жизни, а также на некоторое благополучие и свободу передвижения за границей.
Наконец-то у них появился мотив возразить власти после того, как недавний приказ Путина о мобилизации нарушил их спокойствие, — но их отчуждение от политики и их пассивность сохранились. Третья когорта, гораздо меньшая, — это профессионалы и представители среднего класса, образованные, опытные, много путешествующие и демократичные. Многие из них массово покинули Россию с начала войны, но, возможно, не навсегда. Те из них, кто постарше, были свидетелями гласности и перестройки Михаила Горбачева и видели в 1990-х краткий период свободы в долгой российской истории самодержавия.
Тысячи людей из этой группы застряли в российских тюрьмах за протесты в поддержку Навального или против войны и мобилизации. Навальный описал в своем эссе разрушение путинской крепости алчности и вторую попытку установления демократии. Он верно отмечает, что суперпрезидентская система была построена для Ельцина в Конституции России 1993 года. Путин же унаследовал полномочия Ельцина, но не его приверженность конституционным гарантиям свободы.
Навальный выступает за парламентскую республику, которая привела бы к «радикальному сокращению власти в руках одного человека». Такое изменение потребует новой конституции, огромной работы и многого другого. В прошлогоднем отчете для Атлантического совета Андерс Ослунд, экономист и специалист по России, Украине и Восточной Европе, и Леонид Гозман, политик и обозреватель, долгое время участвовавший в демократических движениях в России, обрисовали в общих чертах, что может понадобиться для построения демократии в России. Леонид Гозман: Что предстоит сделать России «после Путина» Они выступают за парламентскую систему и новую демократическую конституцию, но добавляют длинный список обязательных задач.
Это восстановление полной свободы слова, собраний, убеждений; освобождение политзаключенных; вырезание «рака» в виде олигархов, доящих государство ради собственного обогащения; установление подлинного верховенства права; роспуск служб безопасности в текущем виде; восстановление функционирующего парламента; свободные выборы и передача власти регионам и городам. После распада СССР в 1991 году были предприняты искренние попытки построить рыночную демократию и подражать Западу. Как недавно заметила Мария Липман, «люди в ранней посткоммунистической России жаждали, чтобы их страна стала «нормальной», что означало «как на Западе». Запад был провозглашен политическим образцом для подражания.
Впервые в своей истории Россия подражала не только западной культуре или технологиям, но и западной политической системе. Создатели посткоммунистической российской конституции черпали вдохновение в западных хартиях. Больше никаких ограждений российских граждан от Запада: цензура отменена, границы открыты, выезд за границу не ограничен, а внешняя торговля больше не является исключительной прерогативой государства». Ельцин создал извращенный олигархический капитализм, протодемократию, зарождающееся гражданское общество, но ему не удалось внедрить верховенство закона.
Для многих россиян это было дезориентирующее время. Липман писала: «Неудивительно, что подражание Западу не смогло обеспечить западный уровень жизни. Первое постсоветское десятилетие принесло с собой политические потрясения, крах привычной системы безопасности, глубокую незащищенность и глубокое разочарование». Сергей Гуриев: «После Путина» национальной идеей России должно стать образование Путин воспользовался этим разочарованием, вспоминая 1990-е как чистый хаос и в последующие годы оседлав волну процветания, подкрепленную экспортом нефти.
Он отодвинул на второй план олигархов ельцинских лет и подчинил их своей воле, обогатив при этом своих приспешников. Постепенно он затоптал ростки демократии. Сейчас их нет вовсе. Теперь Соединенные Штаты и Европа, главные игроки в продвижении демократии в 1990-е годы, должны с подготовиться к тому, что произойдет в России дальше.
Больше не будет погони за западными ценностями. Американский набор инструментов постсоветского периода не обязательно будет полезен. Крайне важно начать думать уже сейчас о том, как достучаться до общества, которое было так ожесточено за последние два десятилетия. В идеале, после войны и после Путина, Навальный будет свободен от оков и будет играть ведущую роль в закреплении России в демократической системе.
Это результат, на который хочется надеяться. Но также было бы благоразумно ожидать, что Россия пойдет по другим путям, возможно, под руководством другого уникального лидера. Страна может быть унижена поражением в войне, но это не обязательно направит ее к свободе. Какой будет Россия после войны Войну в Украине, которую Россия, по убеждению многих экспертов, уже проигрывает, нередко называют колониальной и имперской.
Исторический опыт свидетельствует о том, что империи, проигрывая войны, могут распасться. Ситуацию обостряет тот факт, что теперь у Российской Федерации, после "референдумов" о присоединении украинских областей, де-факто нет признанных во всем мире границ. Об угрозе "распада страны" Владимир Путин говорит с первых лет своего правления. Небходимостью предотвращения такого сценария он, как правило, и оправдывал строительство вертикали власти, подавление местных инициатив, последовательную ликвидацию институтов местного самоуправления и централизацию финансовых потоков, лишавшую регионы не только политических прав, но и финансовой самостоятельности.
В действительности такой сценарий маловероятен, но и другие варианты послевоенного развития России особого оптимизма не вызывают, говорит в интервью Север. Реалии политический географ, профессор Свободного университета Дмитрий Орешкин. Это суперцентрализация, эту модель власти строили товарищ Ленин и товарищ Сталин. Ленин начал с того, что уничтожил разделение властей, потому что пролетарскую революцию должны делать вожди пролетарской революции и поэтому у них в руках должна быть и законодательная, и исполнительная, и политическая, и военная власть, и любая другая.
В чисто функциональном, географическом смысле это выражается в том, что вся жизнь собрана в столице. Эта модель супер-гипер-мегацентрализации в чисто экономическом смысле не выдержала испытания временем. Советский Союз распался, в том числе, из-за чудовищной неэффективности экономического территориального менеджмента: когда в Москве есть Министерство рыбной промышленности, которое определяет нормы лова для Дальнего Востока, и пока не определит, лов проводить нельзя. Или когда эстонская шоколадная фабрика должна рецепт торта согласовывать в Москве, процесс согласования длится месяцами, а тем временем торт не производят.
Суперцентрализация душит экономику, и не зря Никита Хрущёв начал децентрализовывать хозяйственное управление. Хрущев ввёл совнархозы, советы народного хозяйства по местам, и экономика начала дышать. Конец 1950-х годов отличался быстрым восстановительным ростом, а потом этот стимул иссяк, нужны были ещё более смелые демократические шаги, но Хрущев к этому уже не был готов. Леонид Брежнев опять всё начал централизовывать, потому что ЦК почувствовал угрозу полномочиям центральной власти.
Если регион богатый, у него своя ресурсная база, он не очень зависит от центра и начинает "гулять": нам это не нужно, нам это невыгодно. Вертикаль власти начинает скрипеть. В частности, это было не артикулированной, но явной претензией к Хрущеву: что он ослабил центральную систему управления. И снова пошла супер-гиперцентрализация.
Но чем сложнее и развитее экономическое пространство, тем дробнее, мельче должны быть контуры территориальной ответственности. Если вы посмотрите на карту Европы, вы увидите, какое там мелкое дробление. А если у тебя Луна, то вполне достаточно одного человека, чтобы он ею командовал, потому что там командовать нечем. Чтобы территория развивалась, необходима тесная связь менеджмента с этой территорией и, соответственно, перераспределение полномочий от центра к регионам.
И здесь постоянный конфликт приоритетов: или вы хотите, чтобы страна была послушная, вся управляемая из одного центра, или вы хотите, чтобы она была богатая. Были очень серьёзные проблемы у Ельцина с регионами, вплоть до чеченской войны. Шаймиев Минтимер Шаймиев, первый президент Татарстана. Местная элита осознанно саботировала федеральную повестку — избиратели получали "госдумовские" бюллетени на руки, только если сами спрашивали.
Это делалось для демонстрации давления на Москву. Тогда же серьёзные проблемы обсуждались — суверенный Татарстан всерьёз хотел брать пошлину за движение поездов из Москвы во Владивосток! Эта модель создавала чудовищное напряжение для центра, но она помогала существовать и развиваться регионам. Появлялся реальный федерализм, и тогда Совет Федерации был реальным полномочным институтом, в котором надо было торговаться, идти на политические сделки.
Путину это очень не нравилось, и первое, что он начал делать, — уничтожать эту региональную вольницу. Он создал федеральные округа, а это не что иное, как репликация военного управления, когда есть один верховный главнокомандующий, у него не больше десяти фронтов. Десять федеральных округов, в каждом федеральном округе-фронте есть сколько-то армий-регионов. В каждом регионе есть "генерал".
С точки зрения вертикальной власти командовать такой системой, когда у тебя десять подчиненных, а не 85, проще. Но эта система хороша во время войны, а во время нормального мирного развития должно быть больше свобод, больше конкуренции, меньше монополизации. Ельцин был вынужден с этим взаимодействовать. Пришёл Путин и постепенно опять замкнул всё на себя и ограничил экономические свободы регионов.
При Ельцине налогооблагаемая база регионов делилась пополам, половина шла в центр, половина осталась на развитие регионов, что очень правильно. Но раз у тебя только треть доходов, что тебе корячиться — всё равно большую часть отберут! Стимула нет, потому что цель Москвы — чтобы регионы были бедные, но послушные. Они клюют с кремлёвской ладошки.
Политическая управляемость усиливается, а общие экономические темпы развития падают. Не случайно последние десять лет в России практически нулевой процент экономического роста. Для чего вся эта супер-мегацентрализованная модель? Для того, чтобы ресурсы собрать в центре и на что-то их бросить.
В советские времена — атомная бомба, освоение космоса, Гагарин и всё прочее. А теперь — мы видим, на что. Путин считал, что он укрепляет государственность, себя делает центром и таким образом сплачивает страну, а на самом деле уничтожал институции, которые обеспечивали горизонтальные связи. Замечательный географ, светлой памяти, Леонид Викторович Смирнягин говорил, что границы регионов в нашей стране видны из космоса, что вообще-то безумие.
Почему видны? Потому что все регионы связаны дорогами с Москвой и не связаны друг с другом — межрегиональных отношений нет. Если тебе надо попасть из деревни Коняты Смоленской области в деревню Осовик Брянской области, между которыми 25 км, то тебе надо ехать до федеральной трассы, доезжать до Брянска, из Брянска возвращаться 100—150 км.
Коротко, - Россия продолжит существовать в более благоприятной для выживания среде, чем она сложилась бы без СВО примерно к настоящему моменту, а может быть и еще в марте 2022-го.
Информация для такого вывода не стопроцентная, но и на основании того, в чем не вижу причин сомневаться, рисковать и уступать НАТО инициативу в феврале 2022-го не стоило. По подвопросам. Сейчас мне кажется вероятной, во-первых, заморозка конфликта, так как Россия имеет возможность отвечать на провокации более жестко, чем независимые ЛДНР, вплоть до возобновления СВО. По той же причине можно надеяться на выполнение Штатами условия об ограничении милитаризации остатков Украины на каком-нибудь приемлемом для России уровне.
Тем не менее, если замораживать таким образом конфликт примерно по нынешней линии соприкосновения осень 2022-го , то это будет все еще очень близко к поражению, так как оставляет, с одной стороны, пророссийских жителей остатков Украины в гораздо худших условиях, чем было до СВО вероятнее всего не в лучших, чем получилось бы в конечном итоге без нее, но это уже сослагательное наклонение. С другой, - и остальных жителей этих остатков - считающими, что имеют основания для еще большей ненависти к России, чем они имели до СВО. Возможно все-таки минимальным успехом следует считать заморозку конфликта на приемлемых для России условиях при их соблюдении со стороны США только после освобождения Харьковской, Николаевской, Херсонской, Одесской, полного - Запорожской, может быть Днепропетровской областей. Думаю, допустимо а может быть даже и желательно, - из юридических соображений чтобы Румыния, Венгрия и Польша тоже отхватили бы себе по тяготеющему к ним кусочку.
Россия прирастет двумя регионами, а в Вашингтон войдут войска: каким будет 2024 год
Затем возникнет новый союз стран против России и начнётся новая война — "трёхдневное взаимоистребление". Видимо, это будет вторая фаза ядерной войны. После чего случится ряд событий, который можно будет объяснить только вмешательством Бога. Война прекратится, а католики обратятся в православие.
Ортодоксальная вера распространится не только на Западе, но и на Востоке. Страдания людей окончатся на "пятьдесят пятый год". Рукопись также говорит и о низложении папы римского и о появлении всеобщего европейского патриарха.
Однако тут неясно — будет ли это действительно предстоятель Православной церкви или же ставленник антихриста. Например, есть версия, что ядерная война будет не между Россией и Западом, а между Россией и Китаем — китайцы вторгнутся на наши территории и дойдут до Урала прежде, чем российское руководство рискнёт применить ядерное оружие. Китайцы отступят, а России придётся "восстанавливать земли Сибири".
Американский протестантский пастор Бринкли в конце XX века был уверен, что ожидает Россию, то ожидает и весь мир. Он говорил о грядущей ядерной войне и указывал, что на Украину в результате неё упадёт восемь бомб. Причём ракеты на Днепропетровск и Луганск будут сбиты и упадут севернее городов.
Одновременно с этим пастор упоминал, что Киев больше не будет столицей Украины, её столицей станет Львов. Сейчас уже становится очевидно, что бомбы прилетят с Запада. Правда, священник искренне считал, что всё это произойдёт в 2014 году.
Сейчас, когда Бостон и Детройт стали городами-призраками, очевидно, что с пророчеством что-то не так. Сам Бринкли считал, что он говорит с самим Богом, но, с кем именно он разговаривал, на самом деле неизвестно. Австрийский провидец Готфрид фон Верденберг в 1994 году предсказал, что перед третьей мировой войной к Земле приблизится "звезда".
Её появление вызовет огненный метеоритный дождь, и планету захлестнут пожары.
Не исключено, что США поставят своего подопечного руководить остатками западных земель Украины. Так же когда-то свою должность получил итальянский диктатор Муссолини от Гитлера.
После поражения украинцы захотят расправиться с президентом Владимиром Зеленским. Реклама По мнению американского военного, нынешним киевским властям придется спешно покинуть свою страну, чтобы избежать казни. Возможно, Зеленский скроется на исторической родине предков — в Израиле.
Экс-советник главы Пентагона Дуглас Макгрегор выразил уверенность, что президент Украины будет искать пристанище на Западе. Не исключено, что осядет в Соединенных Штатах Америки. РИА «Новости» Пожизненное для президента Кандидат политических наук Сергей Марков рассказал «360», что если Зеленский попадет в плен к российским войскам, то его неминуемо ждет серьезное расследование.
Не исключено, что оно займет месяцы, а возможно, годы.
По его мнению, проблемы усугубляются на фоне имитации политической жизни. Давайте обсуждать, зарегистрируют или нет Андрея Богданова на выборах в президенты, уйдет Михаил Мишустин — не уйдет, кто будет вице-премьер и так далее.
Принципиально ничего не поменяется, даже если произойдут отдельные кадровые перестановки. Четно говоря, не верю в серьезную перезагрузку системы. Люди с возрастом становятся все более и более консервативными.
А поскольку все определяет президент, есть привычная для него конфигурация: зачем ломать то, что работает…» — считает Калачев. Эксперт таже полагает, что повестка развития вообще не является приоритетом для власти, есть только геополитические амбиции. В общем, есть ситуативное реагирование и надежда на русский «авось».
Вот «авось» на самом деле — это мне кажется ключевое. Авось как-то все утрясется, и оно действительно утрясается, люди приспосабливаются. Но я не верю в то, что с точки зрения социально-экономического развития в нынешних условиях возможен какой-то российский прорыв, который нам обещали на прошлых президентских выборах.
Эта тема уже забыта и заброшена. Сейчас будет сохранение того, что есть. Главное, чего хотят люди — не было бы хуже.
Ситуация очень похожа на больного человека, который принял таблетки, на время облегчающие его состояние, но никак не лечащие», — уточнил он. Качели могут качнуться, условно говоря, в другую сторону — от архаики к прогрессу.
Все эти беспорядки и требования не поддерживал тогда ещё украинский Крым. А уже в 2014 году, 22 февраля, на Украине произошел государственный переворот. Президент Виктор Янукович покинул Киев, в тот же день Верховная рада отстранила его от власти, приняв постановление о самоустранении главы государства от выполнения конституционных полномочий. Ситуация накалялась ещё и тем, что Рада отменила закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Но Крым вышел на акции протеста с требованием отделить их от Украины. Начались беспорядки и столкновения. В начале марта того же года премьер-министр Крыма Сергей Аксенов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории полуострова. На призыв о помощи Путин отреагировал в тот же день.
Президент внес в Совет Федерации Федерального собрания РФ обращение об использовании российских Вооруженных Сил на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. Примерно через неделю Верховный суд Крыма обратился к России с просьбой включить полуостров в состав РФ. А через четыре дня, 11 марта, Верховный совет Крыма и Севастопольский горсовет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Севастополя в состав РФ. Но тем не менее, с 11 апреля 2014 года в Республике Крым действует Конституция Республики Крым, согласно которой государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский. Скорее всего не из-за самого решения признать Республики, а из-за последствий этого действия. В ночь с 21 на 22 февраля большая часть россиян не спала и думала, как утром пойти и закупиться гречкой по старой цене.
Что произойдет, если Россия выиграет в войне? Интервью бывшей советницы Белого дома для Politico
Впрочем, после указа Путина в России и так действует всесторонний запрет на валютные переводы за границу. Важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира. Смотрите видео онлайн «Что будет с РОССИЕЙ и УКРАИНОЙ после войны?» на канале «Инк-Мастер» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 12:26, длительностью 00:08:38, на видеохостинге RUTUBE. Но после Наполеоновских в Европе была уже другая война, придававшая «Венскому миру» ощущение незавершенности и сомнения во всех его основах. Он утверждал, что "после 1945 года Россия и Запад ни разу не подходили так близко к ядерной войне, как сейчас, за исключением Карибского кризиса в октябре 1962 года". Запад, как и предполагалась, трактовал сигналы Путина как ответ на часто задаваемый в последнее время вопрос: что произойдет, если НАТО вступит в войну с Россией на Украине.
Бегство диктатора. После разгрома украинской армии Зеленскому могут подарить новое «царство»
В перспективе РФ также может быть заинтересована к переходу к наступлению в Николаевской и Одесской областях, чтобы дойти до Приднестровья, однако это уже может быть следующим шагом после достижения других целей. После невежливого выдворения ВС РФ с территорий небратских республик (а что Грузию и Молдову то забыли?), авторитет кремлевских упадет ниже плинтуса. После окончания СВО на Украине РФ неизбежно станет другой страной. Важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира. В перспективе РФ также может быть заинтересована к переходу к наступлению в Николаевской и Одесской областях, чтобы дойти до Приднестровья, однако это уже может быть следующим шагом после достижения других целей.