Статьи о Ленине полагается писать и публиковать минимум один раз в год, к 22 апреля, а иногда ещё и в январе, когда подходит какая-либо годовщина со дня его смерти. У правительства России нет планов выносить тело Ленина из Мавзолея — хватает других вопросов и проблем. Больше всего Ленин боялся, что Советское государство переродится в нашу обычную российскую бюрократию с ее чинопочитанием и прислужничеством перед начальством, конформизмом и вороватостью.
Рассылка новостей
- Нам врали 70 лет? Кем на самом деле был Ленин?
- Чем болел и от чего на самом деле умер Ленин - Российская газета
- 1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина
- Кто заплатил Ленину: Тайна века. Революция стоила 60 млн. нем. марок
- Прошу удалить мой номер
- Что Ленин говорил о своем захоронении: пожелания вождя
Правда о Ленине
Либкнехтом, во Франции — с крупным марксистским теоретиком, зятем К. Маркса П. Лафаргом, с другими известными деятелями международного социал-демократического движения. Вернувшись в Петербург, Ульянов вместе с Л. Мартовым Ю. Цедербаумом сумел объединить разрозненные марксистские кружки столицы в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вехи жизненного пути Ульянова и его нового соратника во многом совпадали, что, вероятно поспособствовало их сближению: Мартова тоже исключали из университета за революционную деятельность, он тоже находился под гласным надзором полиции и даже успел полтора года отбыть в тюремном заключении. В Вильно ныне Вильнюс , входившем в те времена в состав Российской империи, куда Мартов был выслан, при его участии сформировалась политическая партия — Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России с 1897 г. Ленин и Н.
Крупская ». Художник В. Югай Прежнее увлечение Ульянова народничеством ушло в прошлое, распространение марксизма в рабочих кругах, борьба за социализм в его марксисткой интерпретации станет для него главным делом жизни. Теперь все его внимание занимала борьба с народническими идеологами, которые в противовес марксизму считали возможным переход России к социализму, минуя капитализм. В это время состоялось знакомство В. Ульянова с Н. Крупской, преподававшей в вечерней воскресной школе для взрослых. Надежда происходила из обедневшей дворянской семьи и была на год старше Владимира, но это обстоятельство, немаловажное в те времена, не смутило молодых людей.
Их соединили и взаимное влечение, и общность политических воззрений, и участие в революционной борьбе. Надежда стала его соратницей, а вскоре и спутницей жизни. В декабре 1895 г. Ульянов, как и многие другие члены «Союза борьбы», был арестован и более года содержался в тюрьме. В марте 1897 г. В сибирской ссылке он проживал, главным образом, на выплачиваемое властями пособие политического ссыльного, литературные заработки и средства матери. В Сибири Ульянов написал несколько десятков работ, в том числе одно из наиболее известных своих произведений, направленное против народнических идей, — книгу «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности», которая увидит свет в 1899 г.
Здесь же, в Сибири, Ульянов, к тому времени ставший последовательным атеистом, венчался в местной православной Петропавловской церкви с тем, чтобы «гражданская» жена Н. Крупская могла с ним остаться. В феврале 1900 г. Но официальная легальная деятельность стала лишь формальным прикрытием. На самом деле Ульянов занялся подготовкой к выпуску социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря». В апреле 1900 г. В проекте заявления редакции «Искры» и «Зари», который напишет Ульянов, будет сформулировано его представление о первоочередных задачах: «…Необходимо нам, русским социал-демократам, объединиться и направить все усилия на образование единой и крепкой партии, ведущей борьбу под знаменем революционной социал-демократической программы…». Русской социал-демократии, — заявит он, — «пора уже выйти на дорогу открытой проповеди социализма, на дорогу открытой политической борьбы, — и создание общерусского социал-демократического органа должно быть первым шагом на этом пути».
Подчеркнет Ульянов и радикализм своих представлений о социал-демократическом движении. Вскоре Ульянову удалось выехать за границу, где сначала в Мюнхене, а затем в Лондоне и Женеве обосновалась редакция газеты «Искра». С небольшим перерывом он прожил в эмиграции почти 17 лет. Именно в это время появляется его знаменитый псевдоним «Ленин». По подложному заграничному паспорту, выписанному именно на эту фамилию, Владимиру Ульянову удалось покинуть территорию Российской империи. Первая работа, которую Ульянов подписал этим псевдонимом — статья «Гг. Очерк первый» — появилась в журнале «Заря» в декабре 1901 г. В ноябре 1903 г.
Ульянов выйдет из состава редакции «Искры» из-за разногласий с Г. Плехановым и его сторонниками. В книге «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», увидевшей свет в 1902 г. В этой работе он писал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию! Политические противники Ленина, в том числе бывшие соратники, усмотрят в его предложениях попытку создать не партию рабочего класса, а секту заговорщиков, не обремененных моральными нормами. В июле — августе 1903 г. На его заседаниях Ленин последовательно отстаивал свои взгляды на принципы создания «партии нового типа».
При обсуждении пункта 1-го Устава партии о членстве произошел раскол между сторонниками Ленина и Мартова. Ленин предлагал считать членом партии всякого, кто признает партийную программу, поддерживает партию финансово и лично участвует в деятельности одной из партийных организаций. Мартов выступал против формулировки о личном участии. При голосовании Мартов получил 28 голосов, а Ленин — 22 при 1 воздержавшемся. Эти голосования сначала условно, а затем идеологически и политически разделили партию на «большевиков» сторонников Ленина и «меньшевиков» сторонников Мартова. Большевистская фракция станет организационно самостоятельной после Пражской конференции в январе 1912 г. Первая русская революция 1905—1907 гг. На проходившем в апреле 1905 г.
Эти идеи Ленин изложил в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», написанной в июне — июле 1905 г. В этой работе он настаивал на необходимости вооруженного восстания масс и гегемонии пролетариата в революции. По его мнению, пролетариат должен был не только «провести до конца демократический переворот», но и «совершить социалистический переворот, …чтобы сломить силой сопротивление буржуазии…». В ноябре 1905 г. Ленин нелегально, под чужой фамилией, приехал в Санкт-Петербург, где возглавил выпуск нелегальной газеты большевиков «Новая жизнь». Накануне возвращения в Россию, в начале октября 1905 г. В нем Ленин напишет: «Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств для обращения их на нужды восстания, — каждый отряд революционной армии должен быть немедленно готов к таким операциям». Художник П.
Белоусов Вслед за представителями другой левой организации — партии социалистов-революционеров эсеров — большевики начали регулярно прибегать к экспроприациям сокращенно именовавшихся эксами , то есть актам вооруженного насилия с целью изъятия денежных средств, прежде всего, государственных учреждений, для финансирования своей подпольной деятельности. Ранее относившийся скептически к террористической практике эсеров, Ленин теперь обращался к партийцам: «Когда я вижу социал-демократов, горделиво и самодовольно заявляющих: Мы не анархисты, не воры, не грабители, мы выше этого, мы отвергаем партизанскую войну», — тогда я спрашиваю себя: понимают ли эти люди, что они говорят? Деятельность руководящей «тройки» так называемого «Большевистского центра», включавшей Ленина, А. Богданова Малиновского и Л. Красина, позволила решить многие насущные проблемы партии, в том числе задачу её финансирования. Сформированные боевые группы занимались экспроприациями, а затем высылали полученные таким образом деньги на нужды Центра. Наиболее значительными эксами стали ограбления отделений Государственного банка в Гельсингфорсе и Тифлисе в 1906 и 1907 гг. Поражение революции и опасность ареста вынудили лидера большевиков покинуть пределы Российской империи.
Через Гельсингфорс и Стокгольм в январе 1908 г. Возникшие отношения Ленин вскоре разорвал, или, как напишет Арманд в письме к нему, «провел» расставание. Дружеские отношения с Арманд вождь большевиков, однако, сохранил, вплоть до её смерти от холеры в 1920 г. В эмиграции возможность руководить деятельностью большевистской фракции в России и за рубежом оказалась сужена. В этих условиях Ленин продолжил редактировать партийные издания, сотрудничал в заграничных и российских газетах, написал и выпустил в свет в 1908 г. В мае 1912 г. Лидер большевиков будет регулярно писать в «Правду», посылать в редакцию письма, давать советы и указания. За два года в этой газете было опубликовано около 270 ленинских статей и заметок.
В октябре 1905 г. Ленин использовал это как дополнительную возможность легальной борьбы с существующим политическим режимом. В IV Государственной Думе 1912 — 1917 гг. Царская власть, конечно, всячески препятствовала деятельности оппозиции, боролась с радикальными проявлениями оппозиционной деятельности. Одним из средств борьбы с подпольными революционными организациями была политическая провокация, внедрение в ряды революционеров агентов, вербовка слабых и сомневающихся. С его подачи полиция в 1910 — 1913 гг. Бухарина, С. Орджоникидзе, Я.
Свердлова, И. Ленин высоко ценил Малиновского и доверял ему. В июле 1914 г. Ленин вошел в состав партийной «следственной комиссии по поводу слухов о политической нечестности Р. Малиновского» и сделал все, чтобы вывести его из-под подозрений товарищей. Вплоть до начала 1917 г. Малиновского с полицией, Ленин упорствовал, настаивая на невиновности своего доверенного лица. Ленин в эмиграции.
Художник Э. Визель Когда в августе 1914 г. Российского поданного арестовали, но вскоре, после вмешательства депутата-социалиста австрийского парламента В. Адлера, освободили, и Ленин смог уехать в нейтральную Швейцарию. Здесь он активно участвовал в различных мероприятиях социал-демократов, в международных социалистических собраниях. На конференциях в Циммервальде 1915 г. Из факта мировой войны Ленин сделал вывод о близости гибели мировой капиталистической системы. В книге «Империализм, как высшая стадия капитализма.
Популярный очерк», написанной в 1916 г. Массовый патриотический подъем в начале войны, в том числе в России Ленин считал преходящим, а бедствия войны — способными создать в каждом из воюющих государств революционную ситуацию. Ленин полагал доказанным, что первая мировая война «была с обеих сторон империалистской то есть захватной, грабительской, разбойнической ». Курс Ленина на мировую революцию нашел выражение в лозунгах превращения войны империалистической в войну гражданскую и содействия поражению своих правительств. Вождь большевиков доказывал, что «пораженчество» не противоречит патриотизму «сознательных пролетариев», так как «худшими врагами родины» являются монархия, помещики и капиталисты. Накануне падения монархии в России Ленин предполагал, что до революции остается «5, 10 и более лет». Всего за пару месяцев до Февральской революции 1917 года, выступая в Цюрихе на собрании швейцарской рабочей молодежи с докладом о революции 1905 года, Ленин заявил: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции…». Неожиданную новость о Февральской революции и свержении самодержавия вождь большевиков воспринял с крайним воодушевлением.
Он счел необходимым срочно возвращаться на родину, чтобы не упустить момент и запустить процесс завоевания политической власти для реализации в России идей социализма. Причем о «завоевании» речь шла в прямом и недвусмысленном значении. В написанных в Цюрихе в начале марта 1917 года «Письмах издалека» Ленин настаивал на необходимости вооружения пролетариата, укреплении, расширении, развитии роли, значения силы Совета рабочих депутатов, как единственной гарантии свободы и разрушения царизма «до конца».
Как получилось, что многодневное прощание растянулось на несколько десятилетий? Обо всем этом, а еще о том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли США Алексей Юрчак. Фрагменты лекции «Лента. В день 150-летия со дня рождения Владимира Ленина редакция публикует их повторно В первые годы слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, повторялись и в зарубежной прессе. Чтобы развеять их, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский , который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии.
Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности». В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы» , что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах. В 2008 году Владимир Мединский , в то время еще депутат Госдумы , заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23. Два тела Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу.
Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно. Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения. В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.
С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось. Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу.
С оглашением текста «завещания» можно ознакомиться в интернете — документ выложили в сеть, онлайн-версия письма находится в открытом доступе. Свидетельств существования другого тайного завещания Ленина нет. В этот день планируется рассекретить медицинские документы, хранящиеся в фонде.
Интересно, что изначально никто не собирался выставлять тело вождя годами на всеобщее обозрение. Когда Владимир Ильич умер, слишком много людей захотели с ним проститься. Для этого тело вождя обработали специальным составом.
Курсы валюты:
- "Ничегошеньки не могу"
- Прошу удалить мой номер
- Открыты шокирующие секретные архивы о Ленине — АНТИСОВЕТСКАЯ ЛИГА (Вольга Kryvichanka) — NewsLand
- Страсти по Ильичу. Что сегодня вспоминают о Владимире Ленине?
Как наука поддерживает тело Ленина в сохранности
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Народная мудрость. Писать о жизни и смерти одного из самых знаменитых людей, живших в XIX и XX веках, очень сложно — жизнь нашего героя изучали целые институты, в советское время его биографию зубрили в школе. Деятельность Ленина имеет как положительные, так и отрицательные оценки, что не мешает основателю СССР оставаться лидирующим революционером во всемирной истории. История жизни и смерти Владимира Ленина до сих пор крайне противоречива. Как сифилис повлиял на характер и мозговую деятельность Ленина и почему после смерти Ильича его лечащий врач Алексей Кожевников был предан забвению, эксперт рассказал главному редактору Инне Новиковой.
Страшная правда о Ленине
В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм».
Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение. Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма. С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни. В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли.
В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей». Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам. В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм». Смерть Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было.
Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования — с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание. В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела. Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения — его можно было оставлять открытым.
Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.
В связи с эскалацией американской борьбы c неправильными памятниками летом 2020 года в западных медиа повысился интерес к исторической политике российских властей, отказавшихся от выстраивания единого нарратива повествования — прим. Таким образом, один из пиков упоминаний Ленина в июне 2020 в западных медиа пришёлся на апогей американской борьбы с историческими деятелями, не вписавшимися в актуальную BLM-повестку», — подчеркнул кандидат социологических наук.
Читайте ещё: Незаметная война: как сносят памятники Ленину в российских городах Декоммунизация провалена Дискуссии об искоренении из российской топонимики имени Ленина, как и споры о предании земле его останков, покоящихся в Мавзолее на Красной площади, давно потеряли смысл и превратились в пустую болтовню, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров. А попытки насильственной декоммунизации в России провалились, обратил внимание он. Люди понимают, что война с памятниками и кампании по массовому переименованию улиц и площадей — это способ отвлечения общественного внимания от реальных проблем. Ведь если улицу Ленина переименовать, она от этого не станет чище», — считает наш собеседник.
Более того, продолжил политолог, россияне стали учиться на чужом опыте. В РФ правильно расценили и «ленинопад» на Украине, и массовый снос памятников деятелям Конфедерации южных штатов в США — как сознательное разжигание гражданского конфликта, как метод раскола общества, уточнил Вадим Сипров. Гражданская война в США шла не за свободу негров, а за снижение налогов и пошлин для штатов Юга. На стороне северян воевали четыре рабовладельческих штата.
А о роли Ленина в создании украинской государственности сказано столько, что и добавить нечего. Если бы их власть не мифологизировала и не искажала историю, они должны были бы продолжать ставить памятники Ленину, а не ломать те, что сохранились с советских времён», — полагает собеседник ForPost. При этом он затруднился сказать, что преобладает в нашем народе — прагматизм или бережное отношение к прошлому, возможно, эти качества дополняют друг друга.
Идея о заморозке тоже не реализовалась: рефрижираторное оборудование из Германии задерживалось и не пришло в срок. В этот критический момент к Дзержинскому обратился биохимик Борис Збарский и заверил, что его коллега из Харькова, анатом Владимир Воробьев знает, как забальзамировать тело вождя. На момент смерти Ленина этот человек был жив и впоследствии даже принял участие в удалении черных пятен, появившихся на лице забальзамированного вождя. На первом этапе ученые извлекли легкие, печень, селезенку, промыли грудную клетку и с позволения партии сделали множество надрезов — на животе, плечах, ногах, спине и ладонях рук, чтобы химические вещества проникали и хорошо пропитывали тело. Затем труп погрузили в каучуковую ванну, наполненную специальным раствором: в его состав входили глицерин, ацетат калия, вода и хлорхинин. Их лаборатория работала с 26 марта 1924 года, а 26 июля того же года ЦИК СССР по увековечиванию памяти Ленина признала новое бальзамирование удавшимся.
Столетнее «обслуживание тела» Мавзолей был открыт, тело вождя выставлено на обозрение. Но работа лаборатории не прекращалась с тех пор ни на один год. Метод Воробьева и Збарского был «динамическим», то есть подразумевал постоянное «обслуживание тела»: процедуры, без которых труп давно бы ссохся, а затем разложился. Раз в полтора года мавзолей закрывают на профилактические работы, тело вождя погружают в ванную с раствором, моют, перебальзамируют, «чинят» и даже иногда ставят заплатки из кожи. Как это происходит, можно посмотреть в документальном фильме. Самая большая потеря участка кожи случилась в феврале 1945 года. Тело Ленина с началом войны было вывезено из Москвы и хранилось в Тюмени. Но работа по уходу не прекращалась и там: Збарский и его команда пропитывали горячим желатином ступни Ленина, и во время этой процедуры значительный кусок кожи с верхней части правой ступни был уничтожен. Пришлось его заменить.
С тех пор проводить эксперименты на теле Ленина запретили, и после переезда обратно в Москву лаборатория мавзолея отрабатывала свои методы на телах «дублеров», забальзамированных по такому же методу.
И для этого нужно искать не абстрактного «абсолютного» Ленина, а Ленина в связи с его местом в конкретном, сегодняшнем обществе, в рамках сегодняшних обстоятельств. Надо спрашивать не абстрактно — «что такое Ленин», а — «Ленин — для кого? Вы и сами в прошлой нашей беседе обращали внимание, что некоторые действительно важнейшие стороны деятельности Ленина проговорены вскользь, как бы мимоходом. Например, огромные его усилия по организации науки в Советской России.
А ведь это имело далеко идущие и весьма плодотворные последствия для глубокой модернизации страны. На самом деле, я всегда говорю: чтобы составить хоть сколько-нибудь адекватное представление о деятельности Ленина, надо читать не биографию — мою или ещё чью-то, а 12-томную Биохронику. Никакая биография заведомо не перемелет этот объём, там про каждые сутки можно отдельный том написать. Проблема с моей биографией Ленина в другом. Я сейчас понимаю, что мой рассказчик некоторым образом «подыгрывал» своему герою.
Это особенно чётко видно, например, в главах, касающихся 1920—1921 годов: Польская война, Кронштадт, Тамбовское восстание, голод в Поволжье — это всё череда катастроф, когда Ленину приходилось принимать сложные и, похоже, не лучшие решения. Мой рассказчик сделал вид, что «всё и так ясно», можно обойтись без подробностей. Для квазихудожественного текста это приемлемо — автор имеет право фокусироваться на том, что кажется более убедительным для его персональной реконструкции, но для историка или исторического социолога, которому надо объяснить, почему у Ленина получилось создать именно тот тип государства, в котором мы оказались, — это проблема. Нельзя было комкать эти моменты, это ошибка. То же касается и Ленина как «неизвестного, едущего при ВЧК», если воспользоваться его собственным выражением в его резком письме Уншлихту 1922 года, — как он контролировал эту организацию, какова именно его роль в её поступках, какова степень ответственности за её действия.
Я не то чтобы рву на себе волосы из-за того, что в моём «Ленине» это недостаточно прописано, — у той книги была другая художественная задача, но я просто очень хорошо сейчас вижу другие, новые возможности. Ещё раз: собственно «биография» — набор событий и собранная мной коллекция разных «лениных» — тоже необходимая вещь, без этого тоже никуда не продвинешься. Но это только база для прыжка. Да, ныне очень актуальна идея революции Самокритика ваша имеет основания. И мне нравится такая взыскательность по отношению к собственному труду.
Но не находите ли вы, что тут возникает вопрос о необходимости от вас другой книги про Ленина, которая стала бы, условно говоря, вторым томом вашей Ленинианы? Пусть первый, вводный том в подробностях рассказывает и о детстве, юности, и о каких-то бытовых обстоятельствах ленинской жизни, а вот второй… Как вы сказали бы — о чём в основном он должен быть? Лев Данилкин: О том — вот это нужно показать, — как и почему общество — сегодня, здесь — реагирует на эту фигуру. Что «столкновение с Лениным» говорит об устройстве нашего общества, почему всё, связанное с Лениным, уже балансирует едва ли не на грани допустимого? И поиски подлинного, для здесь-и-сейчас, Ленина обязательно выведут вас на идею актуальности революции.
Это на самом деле ядро Ленина — и это самое неудобное в нём для сегодняшних гегемонов. Что Ленин не просто больше «турист», чем «шахматист», или больше «философ», чем «юрист», а что философия для него — это практика политического вмешательства, облечённая в форму теории. Теория, исследующая результаты классовой борьбы, которая продолжается, которая не закончилась 21 января 1924 года. То есть Ленин — это не только набор неких свойств конкретного, родившегося 150 лет назад человека, это вопрос об актуальности идеи, с которой он прожил свою жизнь. На него надо отвечать автору книги о Ленине, а не копаться бесконечно: дали ему немцы в 1917 году деньги или не дали.
Тот вопрос закрыт, а вот про саму идею революции — нет. Вообще заниматься биографией Ленина стоит только постольку, поскольку всё это имеет отношение к идее актуальности революции. Но я всё это скомкал, этого нет в моей книге. Конечно, Ленин прежде всего не великий велосипедист или путешественник, а величайший революционер. Но, согласитесь, в современной России само слово «революция» оказалось чуть ли не под запретом.
Во всяком случае этому понятию и всему, что с ним связано, официально придан категорически отрицательный смысл. Это же относится и к Ленину. Вы уверены, что в таких условиях идея революции по-настоящему актуальна? Лев Данилкин: Я уверен в том, что везде, где есть противоречия между классами — хотя в современной России правильнее говорить уже «сословиями», — они рано или поздно будут сняты. Революции так же естественны, как любые природные явления, даже и воспринимающиеся как катастрофы.
Даже несмотря на то, что людям сегодня вдолбили однозначно негативное представление о революции: разруха, голод, террор?.. Лев Данилкин: Конечно, негативный опыт, травма, высокая цена революционного действия для угнетённых классов — всё это впечатывается в коллективную память и какое-то время удерживает людей от контрмер. Но не навсегда. Мы же помним, как было после 1905-го — тоже психотравма, тоже резкое поправение общества, людей больше занимают преимущества капитализма, чем издержки, чем социальная справедливость. Но уже в 1917-м мы всё равно видим: военный кризис всё «обнулил», та рана зарубцевалась, новая жжёт — и опять революция.
И, конечно, сколько бы ни вдалбливали в телевизоре, что любая революция — это зло, что единственная инстанция, которая всё за вас сделает, — это само государство, и главное ему не мешать, и чтобы завтра всё было так же, как сегодня, наступает момент, когда справедливость кажется людям важнее, чем «стабильность», при которой общество превратилось в сословное и страна ведёт три войны. Все знают, что успешные государства — те, которые меняются, где элиты и массы находят способы договариваться о взаимных уступках. У людей есть представления о справедливости, и если они удовлетворяются — вот тогда и бывает стабильность. Везде, где есть классовые противоречия, — а в России они запредельные, здесь государство — это в чистом виде описанная Лениным машина для подавления одних классов в интересах других, — актуальна идея революции. Людям не нравится, когда доступ к общественным ресурсам организуется посредством коррупции.
Естественно, любая власть пытается внушить своим подданным, что революции как метод политического действия неприемлемы — есть парламенты, выборы и так далее. Видимо, в благополучные времена эти мантры работают, а в момент кризиса — наверное, нет. Как вы думаете, нынешняя российская власть понимает это? Лев Данилкин: Конечно, да, и всё, что связано с идеей революции — например, право менять социальные институты, если их деятельность коррумпирована, по сути, дискредитируется или помечается клеймом «терроризм» или «деятельность иностранного агента». Сейчас любые попытки протестной мобилизации сразу караются репрессиями.
Я не сомневаюсь, что и многие ленинские тексты скоро обзаведутся статусом «запрещённых» — и не только его практические рекомендации образца 1905-го и 1917-го, но и его рассуждения об автономизации, да и главный его труд — «Государство и революция». Тут очень важен вот этот, главный антагонизм: Ленина-автора «Государства и революции» и культа государства в современной России, культа, который ничем не лучше культа личности. В современной России государство фетишизировано, тут всем внушают, что без государства люди тотчас же пропадут, что без вот этой машины насилия, принуждения они никогда не договорятся друг с другом — и поэтому задача общества обеспечить вечное существование государственной машины. Но у Ленина-то были другие представления, для него цель революции — не полный контроль ЧК за несогласными, а построить общество, где государство отмирает за ненадобностью, потому что нет классов — и не нужна машина насилия, которая подавляет одни классы в пользу других. Вот это, мне кажется, самое ненавистное в Ленине для сегодняшней власти: Ленин как евангелист общества, которое должно в конечном счёте избавиться от государства.
Революция не была способом сохранения Российской империи, её сделали не для того, чтобы создать ЧК и сохранить в составе империи Закавказье. И инструментом этого изменения было такое государство, главная цель которого — отмереть. То есть сама жизнь, условия, которые в ней складываются, заставляют вас думать о возможности или даже неизбежности революционного взрыва. Но власть предпринимает всё от неё зависящее, чтобы революции не допустить. Давайте поговорим о том, как сказывается это на отношении к Ленину.
Лев Данилкин: Ну а никто и не скрывает, что современная Россия — это страна победившей контрреволюции, и для нынешнего класса-гегемона Ленин — абсолютный враг, как для Колчака, Врангеля и так далее. Курьёз в том, что юридически современная Россия — наследница именно ленинского государства, поэтому воевать с Лениным в открытую — это, видимо, пока ещё травматично для части электората, нет смысла пока его раздражать. Поэтому дискредитация Ленина делегирована сопутствующим институциям — церкви, поп-культуре, историкам с «яркой общественной позицией», разного рода «независимым публицистам», которые, рассуждая о Ленине, как бы высказывают свою частную точку зрения. Но, я уверен, официальная точка зрения очень скоро будет отчеканена — и оргмеры последуют.
1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина
7 апреля в «Правде» были опубликованы «апрельские тезисы» Ленина, в которых он выступал против поддержки Временного правительства и за то, чтобы власть была передана Советам. говорит пенсионер Владимир Ермолин. Ленин предлагал считать членом партии всякого, кто признает партийную программу, поддерживает партию финансово и лично участвует в деятельности одной из партийных организаций. К 150-летнему юбилею собрали распространенные легенды о Ленине и выяснили, что правда, а что нет. Ленин – великий и бескорыстный гений революции, который вынашивал мысли об освобождении народов России от оков самодержавия.
Ленин (Ульянов) Владимир
Ленин овладел всем богатством философских, политологических, социологических учений, которые были до него. «Во время второго заболевания Ленина, видимо, в феврале 1923 года, Сталин на собрании членов Политбюро после удаления секретаря сообщил, что Ильич вызвал его неожиданно к себе и потребовал доставить ему яду. По воспоминаниям Крупской, Ленин в 1915-м году целыми днями просиживал в местных библиотеках, где изучал опыт французкой революции, абсолютно не надеясь в ближайшие годы применить его в России. 7 апреля в «Правде» были опубликованы «апрельские тезисы» Ленина, в которых он выступал против поддержки Временного правительства и за то, чтобы власть была передана Советам.
Владимир Ленин
Существует такая вещь, которая действует разрушительно на мозг любого ленинского биографа — биохроника Ленина. Это 12 огромных томов, где вся его жизнь расписана по минутам, вся деятельность преобразилась в этот монумент жизни Ленина. Ленин произносит речь перед полками Всевобуча на Красной площади. Москва, 25 мая 1919 г. Фактов очень много. И даже, казалось бы, в советское время от нас наверняка многое скрывали — а после перестройки обнаружилось большое количество текстов, которые должны были изменить наши представления о нем. В 1996 году был опубликован фактически 56-й том собраний сочинений «Неизданный Ленин».
Хороший и большой том, но удивительным образом ничего нового из него мы не узнали. Есть какие-то подробности про советско-польскую войну, переписка с Инессой Арманд, какие-то детали дела Шмидта 1906 года. Но базовых представлений о Ленине они не меняют. Так же с моей деятельностью. Я обнаружил — нигде этого не видел, что Ленин в 1906 году баллотировался в Думу, но депутатом не стал. Нового найти невозможно — это не та биография.
Смысл в том, чтобы создать цельную картину и понять человека, чья деятельность кажется странной и вызывает раздражение из-за того, что непонятно, чем он руководствовался. Дать цельный образ человека. Что было у него в голове, когда он садился в пломбированный вагон или парализованный закрылся в Горках. Фигура Ленина сейчас вынесена за пределы общественного сознания. Если вы включите телевизор, то там все говорят о Сталине, а о Ленине только в качестве курьеза — гриба или немецкого шпиона. Мы же все росли на Ленине.
Сталин — кровавый палач, тиран или эффективный менеджер. Это легкое объяснение российской истории. Но как объяснить, что Сталин был учеником Ленина и что связывает их, каким образом тот считался учеником — про эти вещи сложно говорить. Поэтому Ленин просто выносится за рамки. Для меня Сталин не является загадкой. Ключ к советской истории — как раз в Ленине-философе.
Он был не политикан, у него была четкая стратегия, и она не сводится к железным буквам, которые пишут на памятниках. Ленин, конечно, был западником и начинал с того, что хотел модернизировать Россию и превратить ее в Европу. Другое дело, что он оказался у власти благодаря и в момент окончания невероятной войны, в которую Россию втянуло предыдущее правительство. Ленин за волосы вытащил страну из этой чудовищной бойни, в которой погибло гораздо больше людей, чем во всех революциях, а может быть, и в сталинских репрессиях. Или он просто в волну попал? Что касается Октябрьской, то Ленин первый описал этот конфликт — сложившаяся ситуация двоевластия.
С одной стороны — буржуазия и Временное правительство, с другой — Советы. В какой-то момент они обязательно должны были вступить в конфликт. Ленин этим конфликтом управлял и форсировал, поэтому в 17-м году в Петрограде произошел переворот. То, что эти формы политического сознания и управления должны были столкнуться, — это точно. Но если бы Ленину упал кирпич на голову, революция все равно бы произошла. Важность персоны Ленина очень значительна — начиная с Председателя Совнаркома.
Он действительно в интеллектуальном смысле намного был сильнее, чем все его окружение.
Считается, что именно в этот период Ленин заболел. Дневник вели трое врачей: В. Крамер, А. Кожевников, В. Доктора, лечившие вождя, были неврологами. У современных историков вызывает сомнения состав бригады врачей, которые лечили Ленина.
По официальной версии, у Владимира Ильича было несколько инсультов. Интересен тот факт, что к моменту начала болезни в России было три ведущих невролога: Г. Россолимо, Л. Даркшевич и Л. Когда в страну приехали иностранные специалисты, их удивило, что никто из российских светил не занимался лечением Ленина. Этот великий человек сумел изменить ход истории, но почему-то его лечили никому неизвестные врачи. Из более известных неврологов вождя наблюдал Бехтерев, которого отравили в 1928 году.
В народе поговаривали, что его смерть была связано с тем, что он поставил Сталину диагноз паранойя. Однако родня Бехтерева полагает, что его убили именно из-за диагноза, поставленного Ленину. Перед своей смертью светило науки собирался ехать за границу на крупную неврологическую конференцию. Возможно, его не захотели выпускать за пределы страны. Академик слыл очень упрямым и принципиальным человеком. Повлиять на него никто не мог. Бехтеров вечером внезапно заболел, а утром — умер.
Клинические картина сильно напоминала отравление мышьяком. Тело академика быстро кремировали, укрепив слухи о политическом заказе. Все это выглядело очень странно. Акты о вскрытии тела вождя Акт о вскрытии тела Ленина был написан на следующий день после его смерти. Вскрытие происходило не в профессиональном учреждении, а в усадьбе в Горках. На медицинский консилиум собрали 11 человек.
Одним из ближайших родственников. Это, естественно, очень гуманно.
Это же цивилизованная война. Это же война цивилизованных стран. Мировые войны — это вообще нормальная штука для либеральной системы. Тут никаких проблем нет. Это раз. В стране на самом деле продразверстка и продотряды начались во времена Временного правительства, это не Ленин придумал. Что касается отношения к интеллигенции. Я приведу очень любопытную цитату из сборника «Смена вех».
Прага, 1921 год, страница 118. Трудно заподозрить в симпатиях к коммунизму. Текст: «Вся доза свободы, которая была первоначально предоставлена интеллигенции, все время была использована ею для того, что юридически называется стремлением к низвержению существующего государственного строя». Ну, то есть советской власти. А Советское терпело долго». На самом деле таких положений довольно много. И если мы посмотрим на факты, то подавляющее большинство технической интеллигенции на самом деле поддержало и план ГОЭЛРО, и многое другое, что началось во времена Ленина. Это ее ваше эволюционное развитие устроило.
Это была отсталая на этот момент страна. Единственный, кто не хотел продолжать эту мировую бойню, это были левые. Платошкин: - Поймите, это была гражданская война. Гражданская война — это еще римские историки отмечали, они писали, что она самая страшная. Потому что как бы некуда идти побежденной стороне. Вот когда это война с неприятелем чужеземным, он пришел — он ушел. Нет его, все. Это Шолохов хорошо описывает в «Тихом Доне».
Когда вы живете в одной деревне, на соседних улицах. А он у вас мать убил. А вы у него потом дом сожгли. И всем этим людям рассказывают: ребята, ну не надо, ну что вы, пожмите друг другу руки, обнимитесь. То есть гражданская война она накладывает. Но вы поймите, кто был автором амнистии-то первой белым? Понимаете, человек, в которого вообще стреляли, у которого пуля сидела в голове. Которая, собственно, и привела к тому, что он умер-то всего в 53 года.
Но он же амнистировал всех. Опять это все описано многократно. И первый, кто приехал, это был граф Толстой Алексей, который написал «Хождение по мукам». Абсолютно объективная вещь, где и белые, и красные показаны с разных сторон. Возьмите «Тихий Дон» - 20-е годы. То же самое. Там нет таких, вот этот - абсолютно хороший, этот — абсолютно плохой. Вот такой был Ленин.
Делягин: - В ситуации, когда стоит вопрос — кто кого, в ситуации, когда… мы читали все эти телеграммы, часть из них подделана, но некоторые телеграммы, призывающие к беспощадным расправам над врагом, в том числе потенциальным, а не явным врагом, - но в ситуации, когда власть держится на… даже не на штыках, а, извиняюсь за мой французский, на соплях, когда в любой момент все может рухнуть, когда отсутствует понимание того, что вообще где происходит, когда власть находится в руках вчерашних школьных учителей, которые не знают и не умеют ничего, от слова совсем, и при этом социальная и психологическая катастрофа, - в этих условиях я не уверен, что я не был бы более жестоким, и любой человек не был бы более жестоким, чем Ленин. Познер: - Ленин в аду, в этом нет у меня никаких сомнений. Знаете, как-то меня спросили, когда я выступал где-то, если бы я мог взять интервью у любой тройки, которая находится в аду хотя я атеист, но, тем не менее, чтобы я сыграл в эту игру , у кого бы я взял? Я сказал, что не стал бы брать интервью у настоящего злодея, например, у Сталина или у Гитлера, это неинтересно, злодей он и есть злодей. А вот интересно бы взять интервью у человека, который хотел хорошее, стремился на самом деле, как он думал, к хорошему, а сотворил дичайшее зло. И в этом смысле, сказал я, конечно, я бы взял интервью у Ленина. Конечно, он в аду, в этом нет у меня никаких сомнений если ад существует, конечно. Я не сомневаюсь, что он действительно хотел добиться хорошего общими словами.
А вообще стремление к идеалу привело к кошмару. Кашин: - Любая идея, даже если она называет себя правой, на самом деле в любом случае левая, если она подразумевает превалирование идеи над человеком. В этом смысле и Гитлер, конечно, левый. И Гитлер, конечно, ленинец. И любой человек сегодня или там вчера, или когда, который говорит, что нужно сделать что-то, чтобы всем было хорошо, но кому-то, наверное, будет плохо, он, безусловно, наследник Ленина. Пока наследники Ленина живы еще на земле, мне будет казаться, что Ленин еще в Мавзолее. Есть же всякие коллекции — великие злодеи, великие преступники. Безусловно, в ряду самых главных людоедов в истории человечества он занимает почетное, наверное, даже первое место.
Шишкин: - Кстати, это интересный вопрос: с какой исторической фигурой его можно сравнитьУ меня, кстати, совершенно необычное, может быть, сравнение будет. Я считаю, что Ленина нужно сравнивать с генералом Франко в Испании. Потому что, в общем-то, так же, как и Ленин, генерал Франко не имел никаких, что называется, официальных возможностей встать во главе государства. Он их мог только захватить. Он был частью большого генеральского заговора, который созрел в испанских колониях. И, в общем-то, вот такими вооруженными действиями он и пришел к власти. Его никто не выбирал. Собственно, как и Ленина.
Ведь его же никто не выбирал. Делягин: - Я понял, с кем можно поставить рядом - с Иисусом Христом. Пусть меня простят люди, которых я сильно обижу сейчас, я перед ними искренне извиняюсь. Потому что Иисус Христос в ситуации совершенно безумной создал новую мораль. Ленин эту самую мораль в абсолютно обезумевшем обществе переформатировал и попытался реализовать. Да, и в храмах погром учинял, как, между прочим, Иисус Христос тоже учинил погром в храме, когда он там менял оттуда выкидывал. Много, много, много другое. По-нашему, Иисус бы сидел по 282-й статье и по многим другим статьям, с нашим Уголовным кодеком.
Но это вот из этого ряда. И не случайно Блок во главе матросов, которые, в общем-то, были очень близки к бандитам по своему поведению, поставил именно Иисуса Христа. Это не было желанием выслужиться перед новой властью. Это не было шизофренией интеллигенции. Он почувствовал именно это, он почувствовал религиозный характер русской революции. Ленину этот религиозный характер был чужд. Он был рационалистом. Но именно рациональный его характер позволил ему эту революцию возглавить.
Пучков: - Многие вспоминают отношение Ленина к церкви, ее разграбление и уничтожение священников. Ну, поскольку представители церкви яро выступали против новой власти, то совершенно неудивительно, что с ними подобное происходило. Попробуйте сейчас выступить против конституционного строя, будет очень интересно посмотреть, что же с вами произойдет? Вот недавно была такая замечательная организация «Сеть», за которую в который раз так яростно вступалась наша самопровозглашенная интеллигенция, ну, вот, посмотрите, что это такое и как обязано действовать государство в отношении людей, которые норовят это самое государство уничтожить, развязать гражданскую войну. Ну и еще немного вдогонку, так сказать, про чистки и террор. Например, своих врагов, подонков, типа генерала Краснова, большевики отпускали под честное слово, что они никогда не будут заниматься военными действиями против новой власти. Подонки давали честное слово, после этого бежали на Дон и там оттуда развязали гражданскую войну, в которой, говорят, по самым скромным оценкам, погибло до 10 миллионов наших соотечественников. Видимо, этим людям мы должны быть благодарны за 10 миллионов убитых, а вовсе не Владимиру Ильичу Ленину, который этих подонков, как раз наоборот, пытался угомонить.
И угомонил, слава богу. Платошкин: - В стране с религиозным сознанием Ленина назвали бы святым. Главное в нем — самоотречение полное. Ради других людей. Это человек, который установил зарплату министра на уровне зарплаты рабочего. Это он. С кем рядом поставить Ленина- это Махатма Ганди, это Мандела. А самое лучшее определение в ответ на ваш вопрос дал Максим Горький, у которого с Лениным были очень сложные отношения, особенно после революции.
Горький выступал против многих вещей. Так вот, Горький после смерти Ленина, когда его попросили сказать пару слов, он сказал: в стране с религиозным сознанием Ленина назвали бы святым. Сванидзе: - Ленин был реально террористом. Достаточно почитать его записи, его бумаги. Он шел тем же путем. Он ненавидел священников. И он их уничтожал. Почитайте его записи — это страшное дело.
Чем больше мы в этой связи расстреляем представителей реакционного духовенства, тем лучше, - пишет Ленин. Познер: - Вообще отношение к Русской православной церкви у очень многих выдающихся русских писателей и мыслителей было сугубо отрицательное. Вспомните Чаадаева, что он писал о Русской православной церкви в «Философических письмах». Вспомните Пушкина — «Сказка о попе и работнике его Балде». Вообще к попам относились плохо, потому что церковь была грабительской, потому что это была государственная религия, потому что она отождествлялась с властью. Русская православная церковь всегда стремилась к власти, сталкивалась с царями, в частности, с Иваном Грозным, и не только. Да, конечно, Ленин был атеистом. Надо полагать, что он в бога не верил.
Но в данном случае борьба-то была не с религией как таковой, а именно с Русской православной церковью как с организацией. Кстати, во многих странах это было. Во Франции во время Французской революции вешали священников на столбах.
И повторю, что речь идет о незначительной части затрат на нее. Правда, как только типографию запустили, она печатала брошюры как раз для польских социал-демократов. Предполагалось, что она начнет печатать «Правду». Но в этот момент произошли июльские события, типография была захвачена, редакция разгромлена, и таким образом ничем это для победы большевиков не помогло. На этом эпизоде, где ничего до конца не доказано, основана вся эта перевернутая пирамида предположений о том, что Ленина финансировал германский Генштаб. Нет, германский Генштаб его не финансировал. Парвус лично Ленина тоже не финансировал. Но, может быть, сотрудник Парвуса, он же по совместительству большевик Ганецкий мог сделать небольшое полезное дело даже без ведома Парвуса. Но из-за неудач большевиков в июле 1917-го года даже гипотетически возможная незначительная помощь со стороны Ганецкого не сыграла заметной роли в политических успехах большевиков и Ленина. Напомню, что современное российское государство — это Российская Федерация, а не Российская империя. Она является независимой с 25 декабря 1991 года. Российская федерация и Российская империя — это разные государственные образования с совершенно разными границами. И это разные этапы нашей, конечно же, большой тысячелетней истории, которая у нас с украинцами зачастую является общей. Эту общую историю мы не имеем права приватизировать. Здесь нужно, конечно, быть очень четким в формулировках. Страна Украина как нечто отдельное с доминирующим на определенных территориях украиноязычным населением существует много веков. Есть интересная дискуссия о том, когда она образовалась, но это произошло ровно тогда, когда образовалась Россия. Нужно понимать, что Русь, опять же, — это не Россия. Вот была Древняя Русь, которая, между прочим, называется иногда Киевской по ее столице. Нет, эта территория была большим пространством, где начиналась история России, Украины и Белоруссии. Здесь существовало очень разное население, в том числе не славянское. Потому что если что-то разделяется, появляются половинки или, как в данном случае, трети. Но это на самом деле, конечно, длительный процесс постепенного проявления различий, в том числе в связи с отсутствием общей государственности. Напомню, что значительная часть русьских земель от слова Русь находилась в составе Великого княжества Литовского. И вот в этой обстановке так же, как выделяется Украина, выделяется и Россия. В какой момент их начали называть Украиной, абсолютно не принципиально, потому что, повторю, Российской Федерацией наше государство тоже начали называть довольно поздно, но это не значит, что Россия как страна появилась именно в этот момент, когда она возникла под современным названием. Россия и Украина — ровесники. Литературная норма русского языка — тоже довольно позднее явление, так же, как и литературная норма украинского языка. Они связаны с индустриальной модернизацией, когда востребован именно стандартный язык, который транслируется через школу, а не через различные говоры и наречия. Поэтому процесс национального строительства Украины стал в некоторой степени ответом на русификацию, на русскую стандартизацию. Он также успешно развивался в Австро-Венгрии, где были более свободные условия для развития национальных культур. В общем, Украину как страну, Ленин никак придумать не мог, но она для него стала огромной проблемой. Он, вообще говоря, сам был не рад существованию отдельного украинского государства. Можно ли было Украину сделать частью унитарного российского государства Смотря когда. Мы говорим о 1917 годе, когда относительно унитарная империя заменилась республикой, стремящейся к федеративной организации. Согласно переписи населения 1897 года, даже в Екатеринославской и Харьковской губерниях преобладало малороссийское население. Та территория Украины, которая доставляла Ленину неприятности в 1917 году, как раз была в границах тех губерний, где большинство себя само идентифицировало так. Это основная территория Украины за минусом Австро-Венгерской, находившейся за линией фронта. Когда Ленин пришел к власти в октябре 1917-го года, он не контролировал Украину. Ему нечего было изобретать Украину, все изобрели для него. В этот момент существовала образовавшаяся еще весной 1917-го года украинская Центральная рада, которая была органом Украинского национального представительства. Потом, в ходе тяжелых переговоров с Временным правительством, она стала органом территориального представительства. В ноябре 1917 года, поскольку власть в центре захватили большевики, которых она не признала, Центральная рада провозгласила Украинскую народную республику УНР в составе России, формы которой определит Учредительное собрание. Когда большевики разогнали Учредительное собрание и пошли вооруженным походом на Киев, Центральная рада провозгласила независимость УНР в январе 1918 года. В марте 1918 года, подписав Брестский мир, Советская Россия вынуждена была признать независимость Украины и даже потом вела с украинским государством переговоры. Это была самостоятельная, враждебная Ленину сила. Да, в итоге у большевиков более-менее получилось отвоевать эту территорию. При этом они считали ее Советской Украиной то в составе Советской России, то нет, в зависимости от ситуации. Вопрос ставился только о том, считать ли ее самостоятельной. Деникин, например, не признавал ее самостоятельность, а советская власть признавала, и это дало ей большие бонусы в борьбе с белыми. Ликвидировать Украину как республику было уже нельзя, «джин вырвался из бутылки». Можно было только решить, кто станет проводником вот этого украинского национально-культурного строительства. Будут ли это сторонники независимости от России, как Петлюра и другие деятели Украинской народной республики, которые, как известно, в итоге потерпели военное поражение, либо это будут большевики, советская власть. Украинизация шире продвинула украинский язык на Донбассе. Но следует иметь в виду, что города в начале века были в большей степени русскоязычные, а село — украиноязычным. С движением крестьянских масс в города знание украинского языка стало необходимым и для управленцев — чтобы успешно втягивать вчерашних крестьян в модернизационные процессы. Или, скажем, человек из украинского села делает карьеру на Донбассе, становится руководителем, а русского как такового не знает. Нужно было, чтобы люди понимали друг друга. Поэтому в украинизации был свой резон. Но на следующем витке модернизации, когда язык межнационального общения уже перелопатил людей, пришедших в города, украинизация была отодвинута на задний план, но осталось понимание, что этот язык — реальность. На нем говорят очень большие массы людей. Значит, нужно эту культуру развивать. Если мы попробуем ее просто задавить, стереть, ассимилировать, то получим очень сильное сопротивление, потому что он — это реальность, а не выдумка. Соответственно, с этим нужно было смириться и использовать эти ленинские и сталинские идеи для нужд укрепления советской власти, коммунистического режима.
Все обвинения против Ленина построены на фальшивках. Интервью с Колпакиди
С оглашением текста «завещания» можно ознакомиться в интернете — документ выложили в сеть, онлайн-версия письма находится в открытом доступе. Свидетельств существования другого тайного завещания Ленина нет. В этот день планируется рассекретить медицинские документы, хранящиеся в фонде.
Они также указали, что шанс на благополучный исход есть. Надо понимать, что тогда в принципе сифилиса было много в некоторых регионах нашей страны страдало до 40 процентов населения.
Вообще можно говорить о пандемии, которая распространялась не только в России, но и в Европе с конца XV века. Войны — и мировая, и гражданские — способствовали распространению этой болезни. Были и очень необычные пути передачи — например, беспризорники приставали к прохожим: «Дай денежку, иначе укушу: я сифилитик! Уже тогда это было ясно и понятно.
Кроме того, мировые войны принесли врачам огромное количество подобных ранений, но ни одно не сопровождалось таким необычным течением, когда поражались уже отдельные веточки сосудов мозга. Была налицо клиническая картина именно нейросифилиса, от которого обычно за два года умирало 90 процентов пациентов. В усадьбе ничего для вскрытия не приспособлено. Нет и прозекторов.
Да и помещения нет соответствующего, поэтому вскрывали тело на столе в ванной комнате. В комиссию вошли 11 человек, в том числе два министра, анатом, антрополог их, кстати, надо было привезти в Горки, хотя логичнее было доставить тело сразу в Москву, там, где есть профессиональные патологоанатомы. Длительное по времени вскрытие можно объяснить только одним: не могли подобрать правильные формулировки, чтобы они устроили Политбюро. Созванивались с высшим партийным руководством, чтобы выйти на компромисс.
В итоге родилось заключение, где все на русском, кроме одного термина: «склероз от износа». Обратите внимание: он написан не на латыни, а на немецком. Но такого диагноза не существовало, не существует и не будет существовать. Врачи прекрасно это знали.
И это не делает его ни хуже и ни лучше. Для меня это обычная инфекция. Имейте в виду, что сифилис мог течь так, что люди и не знали о своей болезни. Ленин был в той стадии, когда он сам не был источником.
Кроме того, в те годы презервативы использовались. Но Ленин был совершенно нормальным мужчиной. Некоторые говорили, что он имел наследственный сифилис. Заявлю со всей ответственностью: ничего подобного не было, иначе бы он отставал в развитии.
Как и его братья и сестры, которые родились в семье после него. В дневнике есть косвенный признак, указывающий, когда Ильич мог заболеть. Я нашел это в первичном анамнезе, который собрал Василий Крамер 28 мая. Это могло произойти в самарском периоде 1892—1893 годов, когда Ульянов был молод и хорош собой, вырвался от маменьки и папеньки.
Вот и были половые связи. В то время он перенес малярию и брюшной тиф. Указано, что больше он не болел, за исключением повторных приступов малярии. Крамер говорит, что его тяготили головные боли.
Так вот, если человек уезжает из зараженного региона, то болезнь сходит на нет, и никаких повторных приступов не бывает но это стало известно врачам только в 40-х годах, из монографии Тареева. Скорее всего, именно болезнь объясняет появление таких качеств, как бескомпромиссность, жесткость, способность взять в руки палку с А. Богдановым он хотел даже на Капри драться на палках. У пациентов с нейросифилисом наблюдается озлокачествление поведения: совершенно нормальный отец семьи становится деспотом...
Профессор Минор писал в своем учебнике по неврологии: «Такие больные должны быть удалены от дела, служащий должен взять отпуск и уехать в деревню для полного умственного и физического покоя или должен быть помещен в санаторий там же». Великий невролог настаивал, что психика больного сифилисом должна быть тщательно оберегаема во всей его жизни. А у нас такой пациент руководил страной в острый период — гражданскую войну... Вообще, тогда на многие процессы влиял сифилис, как сегодня коронавирус.
На протяжении всей жизни занимается биографией Ильича. Недавно ему удалось раздобыть документы из секретного фонда Ленина и закрытых архивов КГБ. Мне выдали спецпропуск для ознакомления с секретными документами о Ленине. Власти думали найти причину переворота в прошлом. Я с утра до вечера сидел в архивах, и у меня волосы вставали дыбом. Ведь я всегда верил в Ленина, но после первых же тридцати прочитанных документов был просто потрясен.
В качестве главы советского правительства Ленин рассылал по стране свои наказы. В Нижний Новгород пришла бумага следующего содержания: «Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров… Ни минуты промедления». А как вам ленинский наказ в Саратов: «Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты»? Все это идет из детства. У него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови.
Отец — наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему «русская обломовщина, учись у немцев», «русский дурак», «русские идиоты». Кстати, в своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в уничижительной форме. Однажды полномочному советскому представителю в Швейцарии вождь приказал: «Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера как делали эти идиоты до сих пор ». Например, «сжечь Баку полностью, брать в тылу заложников, ставить их впереди наступавших частей красноармейцев, стрелять им в спины, посылать красных головорезов в районы, где действовали «зеленые», вешать под видом «зеленых» мы потом на них и свалим чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков.
Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей…». Кстати, деньги за «тайно повешенного» первые «ленинские премии» оказывались единственными премиальными в стране. А на Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы следующего содержания: «Перережем всех».
И это в период массовой безработицы.
В то же время Ленин очень лояльно относился к католичеству, буддизму, иудаизму, мусульманству и даже к сектантам. В начале 1918 года он намеревался запретить православие, заменив его католичеством. Мало кто знает о ленинском документе от 1 мая 1919 г. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно.
И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Например, Ленин часто впадал в депрессию, которая могла длиться неделями. Он мог месяц ничего не делать, а потом им овладевала бурная деятельность.
В связи с чем Ленин часто вызывал и отчитывал его. Но чаще всего Ильич ругал Орджоникидзе. Откуда у вас бабы? Ваше поведение мне не нравится.
Орджоникидзе был еще тот гулена! Сталин более равнодушно относился к женщинам.
Смотрите также
- Правда о Ленине
- Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»?
- Вступай в ряды
- Ленин (Ульянов) Владимир
- Открыты шокирующие секретные архивы о Ленине
Рассекречены документы о последних днях Ленина: болел нейросифилисом
Правда, эти слова — на самом деле перефразированная цитата из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского. Тело Ленина, как и его дело, живёт: если первое — благодаря последователям вождя Октябрьской революции, то второе — благодаря приверженцам идей Ильича, политическим оппонентам и ненавистникам. Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Народная мудрость. Писать о жизни и смерти одного из самых знаменитых людей, живших в XIX и XX веках, очень сложно — жизнь нашего героя изучали целые институты, в советское время его биографию зубрили в школе.
Правда о Ленине. Апрель 1917 года: за полгода до Октябрьской революции
Ленин задумал народную приватизацию езе в 20-е годы прошлого века. О Ленине написано и сказано неизмеримо много, что уже само по себе свидетельствует о нём как о личности совершенно выдающейся. У правительства России нет планов выносить тело Ленина из Мавзолея — хватает других вопросов и проблем. И если у Ленина была поражена более всего левая внутренняя сонная артерия, то снабжение кровью левого полушария происходило за счет правой сонной артерии через Виллизиев круг. говорит пенсионер Владимир Ермолин.