мой предмет рассмотрения на этот продолжает серию информационных мини-фильмов пр. Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. Подсказка и ответ на вопрос «Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв» в сканворде. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы.
«Зипун» – одежда, согревающая тело и душу
Шиндлера, тегиляи подразделялись на тегиляи толстые, тегиляи стандартные обычные и тегиляи тонкие[6]. Согласно документам о поместной службе, тегиляй был вторым по распространенности видом защиты корпуса, после «пансыря». Из 2252 воинов, упомянутых в десятнях и Боярской книге, 315 были в тегиляях. Из них 125 воинов были в тегиляе толстом, 187 в «стандартных» тегиляях и ещё трое в тегиляях тонких[7]. Согласно А. Висковатову, устройство тегиляя было следующим: «Это было платье с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, употреблявшееся такими ратниками, которые, по бедности, не были в состоянии явиться на службу в доспехе. Делался тегиляй из сукна, также из других шерстяных или бумажных материй, толсто подбивался хлопчатою бумагою или пенькою, иногда с прибавлением панцирных или кольчужных обрывков, и был насквозь простеган.
В таком виде тегиляй был почти столь же надежною защитою, как и всякий доспех. Надевался он в рукава, как кафтан; в длину был ниже колен, а застегивался пуговицами на груди»[8]. Несмотря на кажущуюся примитивность, тегиляй обладал хорошими защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из плотной бумажной материи, по груди мог обшиваться металлическими пластинками или толстой кожей. Тегиляй хорошо защищал от рубящих ударов секир, сабель и мечей. Стрелы, легко пробивавшие кольчуги и даже латы, нередко застревали в набивке тегиляев.
Под стать тегиляю была «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещённой в подкладку. Иногда такая шапка снабжалась железным наносьем. Show likes Morgor Moromets 7 Nov 2017 at 5:46 pm Источники: 1. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско—Литовским. Толковый словарь живого великорусского языка. Вольфа, 1863—1909.
Ефремова Т. Новый словарь русского языка. Банзаров Д. Смирнов Н. Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455—летию начала Ливонской войны. Шиндлер О.
Висковатов А. Историческое описание одежды и вооружения российских войск.. Это были стёганные шапки, из сукна, шёлковых или бумажных хлопок материй, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой. В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг. Также они имели металлический наносник. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков.
Как и сами куяки, как правило, они имели восточное происхождение. В «Древностях Российского государства» даётся такое описание куячной шапки: «Во введении к описанию предметов III Отделения, мы [дали разъяснение относительно] существовавших в Оружейной казне куяков, или монгольских ватных панцирей, состоящих из железных пластинок, укреплённых гвоздиками в вате между шёлковой или суконной покрышкой и подкладкой. Собственно куяков не сохранилось ни одного; но сохранились три стёганые на вате шапки, азиатской работы, заключающие внутри куячные железные пластинки. Издание «Древности Российского государства» — «Шелковая шапка». Герберштейн, «Записки о Московитских делах». Czuha, венг.
Чуга — мужская верхняя одежда жителей Карпат — русинов, гуралей, лемков, бойков, гуцулов, проживающих на территории Польши, Украины, Венгрии, Румынии, Моравии. Чуга, своего рода, широкий лемковский плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса, который, в дождливую погоду или шторм мог быть накинут на голову и служить капюшоном. Обычно, носится накинутым на плечи, как пелерина, достигая середины икры. Чуга украшается длинными свисающие нитями, бахромой, сплетенной в косы или связанной в мережку, вышивкой. В зависимости от региона чуга отличалась украшением. Была широко распространена среди карпатских лемков и считалась символом достатка.
На Слобожанщине чугой называли длинный кафтан. Слово Чуга в толковом словаре В. Даля означает долгий кафтан. Show likes Morgor Moromets 26 Nov 2017 at 5:28 pm АЗЯМ Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, позднее только крестьянами в праздничные дни[1] и в дорогу[2]; длинный кафтан, сермяжный из сермяги — грубого, некрашеного сукна или из толстого сукна домашнего приготовления[3], носился с кушаком. Покрой азяма был такой же, как у обыкновенного крестьянского кафтана. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию.
Отсюда заключалось, что азям был заимствован русскими из Персии через татар.
Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх камзол запахивался на правую сторону, имел боковые клинья выкройка уже учитывает эти особенности. Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче — присутствовал мех и вышивка.
Верх женского костюма: широкий халат запахивается , блуза, камзол до бедер с рукавами и без них. Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс.
Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей — шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент — шубу.
Праздничный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов: белого, вишневого, зеленого в сочетании с голубым, морской волны. В качестве обуви выбирались удобные сапожки сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения. Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.
Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом.
Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев: ткань, покрывало и обруч, шапка или платок для фиксации покрывала. Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни.
Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар. Обязательный ювелирный элемент для женщины — серьги. Их носили с 3 лет.
Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи — не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди. Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист.
Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь — украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты. Национальная прическа — тугие косы.
Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Обувь Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь. Она представлена сапогами читек. Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки.
Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией.
Была и рабочая обувь, название которой — чабата. Отличительная черта национальной обуви — слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов.
Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны.
Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши ковеш, ката. Выходной обувью считались туфли башмак.
У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток.
Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки тула оек. Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Лыковая обувь, особенно лапти чабата , представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения татар чабатасы.
Зимой повсеместно носили валенки киез итек, пима, пуйма короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки. Чуваши Костюм верховых чувашей вирьял делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
Костюм Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей анатри , соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета. Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в.
Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары.
А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного посконного холста , перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.
Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры. Кроме того, мужчины носили однотонную безрукавку. Поверх надевали кафтан или халат.
В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор — тем праздничнее. Мужской наряд орнаментировался скромнее женского.
К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность. На свадьбу жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба. Женская одежда Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Женская длина рубахи до щиколоток.
Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты. Зимой надевали суконные штаны и шубу из овчины. Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном.
Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владелицы шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.
Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей. Женщины любили украшения с бисером, комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней. Все они присутствовали в: женских головных уборах хушпу , нарядах на шею и грудь у чувашей они называются ама, алка, мая , браслетах и кольцах они же сула и сере , маленьких зеркальцах, которые крепятся на пояс тёкер , кошельках для пояса енчёк , подвесках на пояс йёс хуре.
Наряд для свадьбы имел следующие интересные детали: - платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором; - рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг. Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне. Мордва У мордвы не только костюм является произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи.
Их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но в костюмах были и общие черты: белый холст, полотно как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Костюму свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Мордовский костюм отличается богатством своих красок.
Особенно предназначенный для женщин. Его считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц. Каждая этническая группа располагает не менее чем полутора десятком разных видов костюмов. Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей.
А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность. Можно отметить простоту ежедневной одежды, сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры. Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.
Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений. Обязательная вышивка отдельных элементов производилась шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов. Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли.
Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна. Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом.
Лапти плелись из лыка, а для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами. Так как костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или надеть, в зависимости от ситуации.
Мужская одежда Мужская одежда не отличалась красочностью и разнообразием элементов. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного изготовленного из конопли материала, праздничные - из более тонкого льняного.
Панар носили навыпуск и подпоясывали. Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную мушкас - у мокши, руця - у эрзи. Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.
Пояс кушак или каркс имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями.
К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы.
В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек. Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком.
Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан. Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями.
В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном. Женская одежда Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама и прибегала к помощи мастериц.
Порой процесс облачения достигал двух часов! Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя. Основная часть женского костюма, как у мокши, так и у эрзи, — рубаха панар туникообразного покроя без воротника. Рубахи эрзянок и мокшанок различались по покрою и отделке.
Эрзянки шили рубаху из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке, мокшанки — из перегнутой по перечной нити холста, к которой по бокам пришивались более короткие полотнища. Эрзянки носили рубаху иначе, чем мокшанки: у последних она была поддернута у пояса и не спускалась ниже колен, у первых — доходила почти до пят. Женскую рубаху носили с напуском и поясом - каркасом, на котором закреплялись парные подвески. Вышивка рубах выполнялась шерстяными нитями и была очень рельефной.
Основной ее колорит — красно-коричневый с вкраплением желтого и зеленого. Рукав рубахи был длинным и достигал кисти руки. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой.
Безрукавку черного цвета, украшенную машинной строчкой красного и белого цвета, носили поверх рубахи в прохладные дни. Ее подпоясывали цветным кушаком. Сложным поясным украшением, присущим лишь мордве-эрзе, являлся пулай. Впервые девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.
Основная часть женского костюма, которая была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши, представляет собой панар рубашка , сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Праздничный пулай особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера. Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной цветной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.
Этот своеобразный назадник, носимый на поясе, был, по-видимому, реликтом какой-то чрезвычайно архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем. Мордовская праздничная рубаха украшалась вышивкой, включавшей в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый — для расцвечивания узора. Обязательное дополнение традиционного женского костюма — передник с грудной или без нее. Женщины-мокшанки носили передник с рукавами.
Существовали у мордвы и платья - кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины. О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству.
Костюм дополнялся бусами и ожерельями. Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. Среди головных украшений различают височные, налобные, ушные наушники и накосные.
К височным относятся шары из белого пуха — сёргт, которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков. Большим разнообразием отличались височные подвески, украшенные камнями, птичьими перышками, бусинками. Молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
Волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера. Из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами. Восхищают своим разнообразием нагрудные украшения.
Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Кафтан татарина. Происхождение слова Посмотреть ответ. Посмотреть ответ - является ответом на вопрос: - "Кафтан татарина" и состоит из 7 букв.
Это было узкое платье, короткое, иногда до колен, в роде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка.
ЗИПУН У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами. Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани материи. Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри. Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь. На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою. Он шился до пят или до икр, чтобы показать раззолоченные сапоги. По длине различали два вида кафтанов: кафтан и кафтанцы. Рукава у них были очень длинные и собирались в складки или брыжи. В зимнее время эти рукава служили муфтой от холодов.
Разрез на кафтане был только спереди и отторачивался тесьмою Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом , по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани и другого цвета и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и снурками шнурками ,иногда пришивались навесные петли , а на другой стороне — пуговицы для застежки. В дальнейшем стали использовать только пуговицы до 12-13 штук на груди. Нижняя часть кафтана всегда была расстегнутой. Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи. На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая. Зимние кафтаны делались на мехах, но легких, подобные теплые кафтаны назывались кожухами. Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки.
Чуги застегивались на пуговицы и были, по желанию, так же расшиты как кафтаны. Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны, на зипуны. Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом под которым англичане разумели чугу , третье ферязь — просторное платье, окаймленное пазументом. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. Название его персидское и вошло к нам в 16 веке. Оно было в употреблении как у царей, так и в народе. Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку. Как опашень ,так и однорядка были широкими и длинными до пят с длинными рукавами.
Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи ,подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные. Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни.
По шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда, не доходившая до пят, но с длинными и широкими рукавами. Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом. Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее.
Как одевались на Руси
Славянский костюм | VK | А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. |
Окунемся в прошлое: Одежда Древней Руси | в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская область). |
Вид кафтана в старину 7 букв сканворд
Мееру Ответы - Уровень 6590. АРХАЛУК, а, м. В старину: род короткого кафтана. Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке.
Вид кафтана в старину 7 букв сканворд
Собственно сам термин «кафтан» впервые фиксируется в русских письменных источниках в XV веке [1] [2] [19] , к этому времени начинает формироваться многообразие видов кафтанов в зависимости от материала и применения [17]. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду, носившуюся представителями практически всех социальных групп [2] [19]. Кафтан в Московской Руси представлял собой распашную одежду, свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на ряд пуговиц в том числе на петли, т. Пуговицы располагались на правой стороне, в то время как петли — на левой, застёжки украшались шёлковыми нашивки из крученого шнура или плетёной тесьмой [20]. Длина кафтанов различалась, они могли доходить как до щиколоток, так и до колен, во втором случае он носил название полукафтан или полукафтанье. Внешний вид рукавов также мог разительно отличаться [2]. Рукава делались длинными или короткими, узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти или выше нее, иногда с откидными рукавами, иногда без них [17] [20].
Длинные, доходящие до пола рукава — отголосок азиатской моды [20]. Часто рукава могли завязываться за спиной [17]. Кафтаны чаще всего делали без воротника или же с воротником «стояче-отложной» конструкции кроившимся из прямой полосы ткани [20] , со сравнительно глубокой, а иногда небольшой выемкой ворота спереди или сзади, чтобы можно было увидеть рубаху или нарядный зипун. Ворот кафтана во время непогоды поднимали вверх [20]. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, высокий, стоячий, богато украшенный воротник — козырь [17] [21] [3] [19]. Правом ношения козыря на кафтане награждались мещане и купцы за различные пожертвования в царскую казну.
Разновидности кафтанов шились из атласа , бархата , камчатки , тафты , сукна и других тканей, могли подбиваться мехом кафтаны знатных людей подбивались соболем, куницей и лисицей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее [3] [22]. На протяжении времени своего бытования кафтан подвергался изменениям в покрое одежды. В XVI веке кафтаны обладают преимущественно прямым покроем, либо являются приталенными с цельнокроеной спинкой, в целом они образуют на носителе объёмный силуэт. В следующем, XVII-м веке, силуэт утончается, чаще встречаются цельнокроеные приталенные кафтаны, обладающие сборками и защипами на спине, а также полукафтаны [17]. В ходе масштабной вестернизации России по результатам петровских реформ традиционный русский кафтан вышел из употребления среди дворян и некоторых богатых купцов, будучи, как и весь традиционный костюм, вытесненным общеевропейской одеждой [2].
В XIX — первой четверти XX века русские кафтаны, бытовавшие у крестьян и некоторых горожан извозчиков , разносчиков [23] [24] , в основном были тёмных цветов повседневные — серые, чёрные, коричневые; праздничные — синие и белые [23].
Вы должны быть гением, чтобы не застрять. WOW Guru наверняка получит некоторые дополнительные обновления. Не волнуйтесь, мы сразу же добавим новые ответы, как только сможем.
Что же это за одежда? Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере Вологодчина и соседние районы. Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды. Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом «шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое». Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда. Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху как мы это можем делать и сейчас с кофтами или надевали в один рукав левый. Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан , и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея. Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды.
Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков. В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз» — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом. Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча. Епанча она же «япанча», «япончица» Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном. Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»… Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну. При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров. Епанча на государевой службе Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан. Кафтан Особенности кроя: длинные рукава которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой , чуть присборенная талия, спинка короче переда чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т. Становой и польский кафтаны Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши их количество доходило до 30 штук!
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Подсказки
пережиток старины. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит.
Окунемся в прошлое: Одежда Древней Руси
Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом. Охабень Охабень К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др. Однорядка Опашень Опашень Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса «наопашь» и внакидку.
Безрукавная япанча епанча представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом. Ферязь Ферязь Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. Терлик Терлик Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» багряный. Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди.
Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин. Сапоги и башмак Сапоги и башмак Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги ичеги из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета. Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки. Кафтан с воротником-козырем Кафтан с воротником-козырем Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов взятых с горла пушного зверя с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку.
Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках. В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями. В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати. Женские шубы Женские шубы Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох. Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами «накапками» , которые украшались вышивками и жемчугом.
Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.
Воздушная а. Танковая а. Вспомогательные устройства и детали, необходимые для обеспечения работы основного оборудования. Стальной каркас железобетонных конструкций спец. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры во 2 знач.
Военнослужащий армии в 1,2 и 4 знач. АРМИЯ, -и, ж. Вооруженные силы государства. Русская а. Действующая а. Сухопутная а.
Сухопутные вооруженные силы в отличие от морских и воздушных сил. Оперативное войсковое объединение из нескольких корпусов, дивизий. В дореволюционной России: обычные сухопутные войска в отличие от гвардии. Вообще - совокупность большого количества чем-то объединенных людей. Целая а. Спортивная борьба, в к-рой каждый из двух соперников, упираясь локтем в стол, стремится согнуть руку другого и прижать ее к поверхности стола.
АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. Народ, составляющий основное коренное население Армении. Относящийся к армянам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Армении, ее территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у армян, как в Армении. Армянская культура. Армянское письмо особый вид письма.
По-армянски нареч. Душистый, приятный запах. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-н. Душистый, распространяющий аромат, насыщенный ароматом. А, ликер. II сущ.
Тургенев, Два помещика. Алексашка, в преображенском, ловко затянутом шарфом, тонком кафтане, в парике, --- стоял у горячей кирпичной печки. Толстой, Петр Первый.
Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки.
Через определённое время и кочевой образ жизни слова, оно попало в новогреческий язык, а оттуда уже в русский в результате заимствований. И в том значении зипун был кофтой или курткой.
Древним оказалось не только слово, но и сам вид одежды. Хотя в первозданном виде зипун выглядел несколько иначе. С каждым новым веком зипун видоизменялся. Зипун считался важным элементом костюма казаков, военные походы даже называли «походами за зипунами» Высказывания из русской классики со словом «зипун» Поэты и писатели писали свои произведения с исторической точностью.
Они употребляли в своих текстах слова, помогающие понимать время, в котором жили их герои. Мастер описания внешности Николай Васильевич Гоголь не мог пройти мимо тех названий элементов одежды, которую носили девушки и парубки на Украине: «Пестрые платки, повязки, повойники, зипуны, бороды всех родов: заступом, лопатой и клином, рыжие, русые и белые, как серебро, покрыли всю площадь». Тургенев был невероятно правдив, говоря: «Как только, бывало, вспомню, что она в зипуне гусей гоняет, да в черном теле, по барскому приказу…». Так же и Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы» описывает, как герой спасал братьев наших меньших: «Я ее, дуру, накрыл зипуном — Сильно дрожала…».
Зипун носили и довольно богатые люди: «На срубленном пне, под тенью огромного дуба, сидел широкоплечий детина среднего роста, в богатом зипуне, шитом золотом», — из «Князя Серебряного» А.
Штаны, кафтан да сарафан: как Восток одевал Русь
кафтанах. каф-тан. Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). В старину: род короткого кафтана (архалук). кафтанах. каф-тан. Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). В старину: род короткого кафтана (архалук).
Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади
Род короткого кафтана. Мужской кафтан древней Руси. пережиток старины. Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке. Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади. АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна.
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв
— Словари, энциклопедии и справочники | Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. |
В старину род короткого кафтана — 7 букв сканворд | СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. |
архалук - опрелеления слова для кроссворда | Архалук – в старину: род короткого кафтана. |
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Подсказки
Надел молодец кафтан, разноцветным кушаком подпоясался и вышел в чисто поле. Род короткого кафтана. Мужской кафтан древней Руси. Казань» главный редактор издающейся в Татарстане на чувашском языке газеты «Сувар», модельер Ирина Трифонова. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником.