Новости трудовые подвиги во время великой отечественной войны

Важно вспомнить о подвигах забайкаль-ских казаков во время Великой Отечествен-ной войны на основе конкретных примеров, поговорить о личностях, которые являются примерами мужества, патриотизма и геро-изма. Городская акция «Стена памяти», посвященная Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. трудовые подвиги человека во время великой отечественной войны (1 человека).

«Я пришла на завод 20 июня, а через два дня началась война»: трудовые подвиги ижевчан в годы войны

Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу Честный и прямой, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, он и на трудовом посту проявил себя дисциплинированным, трудолюбивым и доб-росовестным работником.
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами.
2. Трудовой подвиг советского народа Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг.
Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну За годы Великой Отечественной войны в восточных районах СССР было построено и введено в строй 2250 крупных предприятий.
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу.

«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали

К концу 1941 г. Обеспечение кадрами основных отраслей экономики осуществлялось посредством установления нового трудового режима, мобилизации и перераспределения рабочей силы, ее планомерного использования. Уже в конце июня 1941 г. Эти меры позволили в первые месяцы войны без увеличения контингента рабочих и служащих загрузить производственные мощности примерно на треть. В декабре 1941 г. Самовольный уход с предприятий рассматривался как дезертирство, и совершившие его несли уголовную ответственность. На транспорте была установлена воинская дисциплина. В важнейших отраслях экономики немалая часть квалифицированных рабочих и специалистов закреплялась также через бронирование — освобождение от призыва в армию на тот или иной срок.

Из числа военнообязанных, но не пригодных к строевой службе, для работы в промышленности, на транспорте и в строительстве создавались колонны и строительные батальоны, которыми правительство распоряжалось как воинскими частями. Война изменила советских людей, они стали более дисциплинированными, повысилась четкость и организованность в работе, причем не только и не столько из-за чувства страха перед наказанием. Они ощущали себя участниками великой битвы за свободу и независимость своего Отечества. Это определяло смысл их жизни и деятельности, душевное состояние. Для подавляющего большинства тружеников тыла законом стали выдвинутые коммунистической партией лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом! С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза.

Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. В июле 1941 г. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более. Разумеется, сильное моральное воздействие на массы оказывала организационная и пропагандистская работа партийных и комсомольских организаций. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы.

Да, они не шли под пули, не брали высоты, не форсировали реки, но их вклад в общее дело огромен. Символом трудового героизма стали женщины, они трудились за пределом человеческих сил, считая это не подвигом, а своей ежедневной войной. Они работали под девизом: «Всё для фронта - всё для победы! Вместе с женщинами работали и дети.

Они зачастую натерпелись от неё не меньше, чем бойцы на фронте.

Янгирова, гл. В этом году мы отмечаем 69-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вклад южноуральцев в её приближение трудно переоценить. Справедливо считается, что «Победа ковалась в тылу».

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область представляла собой важнейшую часть Уральского экономического региона, ставшего арсеналом фронта, опорным краем всей державы. В условиях войны потенциал области — демографический, индустриальный, аграрный, культурный был полностью мобилизован на защиту Родины, на решение сложнейших задач по созданию слаженного военного производства, оказанию всемерной помощи фронту, организации систем жизнеобеспечения и активного функционирования всей тыловой жизни. В кратчайшие сроки на обслуживание нужд фронта были переведены все отрасли народного хозяйства. В условиях войны экстренным порядком продолжалась индустриализация области, были внесены коррективы в профилирование промышленного производства. Наряду с дальнейшим развитием добывающей и металлургической отраслей создавались новые отрасли промышленности: автомобильная, танковая, электротехническая, станкостроительная и пр.

За годы войны в промышленное строительство области вложили около 5 млрд. Скоростными методами построили более 35 заводов, в том числе Челябинский, Чебаркульский металлургические, Миасский автомобильный, Челябинский трубопрокатный и др. Вступили в строй 6 доменных, 28 мартеновских и электроплавильных печей, 5 коксовых батарей, 8 прокатных и трубопрокатных станов. Открыли 28 угольных шахт и 4 разреза. Система «Челябэнерго» стала ведущей в «Главуралэнерго».

Составной частью создания на Южном Урале слаженного военного хозяйства стала работа по приему, размещению и восстановлению свыше 200 эвакуированных предприятий. Среди них: ленинградский Кировский завод, московский завод «Компрессор», тульские заводы, выпускавшие оружие и боеприпасы. Челябинская область принимала, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий и учреждений. Удивляет, как удавалось размещать их так по-военному четко и быстро, слажено и в кратчайшие сроки. Для этого использовались площади действующих предприятий.

Так, Челябинский станкостроительный завод принял эшелоны с оборудованием и людьми Московского завода имени Ленина, Ленинградского Ижорского завода, заводов из Донбасса, Брянска, Николаева, Одессы; Челябинский тракторный завод разместил у себя Ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы; Копейский рудоремонтный завод объединился с эвакуированным из Донбасса Горловским машиностроительным заводом, на основе этих предприятий был создан Копейский машиностроительный завод. С каждым днем в Челябинскую область прибывали все новые и новые предприятия оборонного значения. Помещений не хватало, приходилось задействовать новые, неприспособленные площадки — один из заводов наркомата боеприпасов, эвакуированный из Ярославля, разместили в здании бывшего элеватора, завод боеприпасов пришлось развернуть в складском хозяйстве, один из заводов Наркомата вооружения получил производственные площадки в бывшем Доме печати, под патронный завод переоборудовали здание пединститута. Многие из эвакуированных на Урал заводов стали базой для создания новых предприятий. Вот некоторые из них: в 1941 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского радиозавода организовали Каслинский радиозавод «Радий»; Московский автозавод имени И.

Пушкино — Челябинскому автомеханическлму заводу; текстильное оборудование из г. Серпухова Московской области и г. Ярцево Смоленской области — Челябинскому текстильному комбинату; Ленинградский завод «Электросила» и Московский завод «Динамит» — Миасскому заводу специального электрооборудования; Московский завод контрольно-измерительных инструментов — Челябинскому заводу измерительных приборов «Калибр»; оборудование кузнечных цехов завода «Электросталь» — Чебаркульскому металлургическому заводу; Московское предприятие «Дукат» — Челябинской табачной фабрике; прокатный стан трубного завода из Мариуполя — Челябинскому трубопрокатному заводу; Московский автозавод ЗИЛ — Челябинскому кузнечнопрессовому заводу; Ленинградский завод К-4 — Челябинскому заводу оргстекла; Ленинградский завод «Химмаш» — Челябинскому заводу «Строммашина»; предприятия из Москвы, Ленинграда, Одессы — Магнитогорскому калибровочному заводу. Оборудование Нижнеднепровского завода металлических изделий, Солнечногорского сеточного завода и часть оборудования Ленинградского и Московского метизных заводов использовали для создания двух предприятий, которые пустили в 1942 году в 1954 году объединены в Магнитогорский метизно-металлургический завод. В годы войны в области были пущены новые предприятия: осенью 1941 года — Челябинская артель «Трикотажник» в 1960 году преобразована в трикотажную фабрику ; в декабре 1941 года выпустило первую продукцию Челябинское предприятие «Сигнал»; в ноябре 1942 года — Челябинский лакокрасочный завод; в апреле 1943 года введена в строй первая очередь Челябинского металлургического завода; в августе 1943 года сдан в эксплуатацию Челябинский завод автотракторных прицепов.

Эшелон за эшелоном на станцию Челябинск прибывали эвакуированные специалисты, рабочие. В начале войны 145 школьных зданий были переоборудованы под госпитали, рабочие общежития. В общежитиях устанавливали двухъярусные кровати, в квартирах заселяли даже ванные комнаты. После многочисленных «уплотнений» в среднем на человека в Челябинске приходилось 2 — 2.

Эти успехи стали основой Победы. Вы увидите, как проходила эвакуация предприятий, пройдетесь по цеху завода по изготовлению ППШ, узнаете о достижениях советской медицины, партизанском сопротивлении и московских ополченцах. Билеты по ссылке.

Что происходит

  • Эвакуация промышленности в годы ВОВ
  • «Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
  • Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
  • Как Ханты-Мансийск помогал фронту

Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне

В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. Ханты-Мансийск внес значительный вклад в достижение победы во время Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти.

Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны

2. Трудовой подвиг советского народа Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан Народная, священная война.
Невероятные подвиги во время Великой Отечественной войны - Экспресс газета Трудовой подвиг Ижевска, совершённый в годы Великой Отечественной войны не знает аналогов в мировой истории.

Их подвиг равен фронтовому

Великая Отечественная Война. Топ-10 советских детей, проявивших мужество и героизм во время Великой Отечественной войны. Инфоурок › История России ›Научные работы›ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Главная → Дополнительные страницы → Великая Отечественная война 1941-1945 годов → Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения победы. И она, и Ефим Васильевич были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне».

«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан

Наштаянц заявили: «Мы защищаем священную землю страны Советов, ограждаем от варварского нашествия передовую науку, прогресс, свободу. Сегодня советские ученые идут плечом к плечу со всем народом…» [11]. Против фашистских варваров гневно выступали профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского института им. Сталина в Симферополе. Высказывая мысли и чувства всего коллектива института, профессор Торгуев заявил: «…Каждый из нас готов по первому призыву партии и правительства вступить в ряды Красной Армии. Но и находясь на своем посту, мы сейчас будем работать особенно самоотверженно и организованно, как этого требует переживаемый нами исторический момент. Враг посмел нарушить спокойствие наших рубежей, и он понесет за это такое наказание, которое останется в веках, как яркое свидетельство несокрушимой мощи первого в мире социалистического государства. Наш народ уверен в Победе, и эту Победу мы завоюем» [3]. Эти слова оказались пророческими. В единый патриотический строй со всем советским народом встали с первых дней Великой Отечественной войны железнодорожники.

Каждый из них самоотверженно трудился на своем посту. Один из лучших машинистов Витебского узла Белорусской железной дороги Колбек в ночь с 22 на 23 июня 1941 г. Паровозная бригада в составе машиниста Сорокина и его помощника Парых быстро и качественно формировала поезда. Высокие образцы стахановского труда по формированию поездов показал машинист Колосов и его помощник Карнакова. Все выступающие заявили, что они будут работать лучше и тем самым окажут помощь нашей доблестной Красной Армии. Свои слова смена сдержала! Отличились бригадиры Иващенко и Козлов, которые, работая по-стахановски, каждый поезд формировали скоростным методом. Не отставали и грузчики. Хлеб и Победа — неразрывное целое во все времена.

Советские колхозники уже с первых дней Великой Отечественной войны заявили о своей преданности Отечеству. В принятой резолюции колхозниками колхоза «Новые Сурачи» на Витебщине говорилось: «В ответ на развязанную германскими фашистскими заправилами войну против страны Советов мы решили широко развернуть подготовку к уборочной компании и провести ее как никогда организованно. Ни одна фашистская гадина не будет топтать нашей священной земли. Наше дело правое — враг будет разбит» [2]. С высоким патриотическим подъемом на полях работали труженики колхоза им. Буденного Буденновского сельсовета Гомельской области. К середине июля 1941 г. Среди передовиков были 70-летний Григорий Кузьмич Гробок, который ежедневно скашивал от 0,5 до 0,55 гектаров, Герасим Григорьевич Федорович, ответственный за стогование сена. Колхозники, которые работали под руководством Федоровича, постоянно перевыполняли нормы выработки.

Колхозники колхоза «Победа» Холмецкого сельсовета Гомельской области в середине июля 1941 г. Было прополото 40 гектаров технических культур, закончена прополка овощей, широко развернулась уборка льна. Примеры стахановской работы показывали Федора Марковец, Маланья Марочковская, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Самоотверженно работали в этом колхозе Бенчук, Гарный, Кравченко и многие другие колхозники. Сельские труженики говорили: «Героические подвиги славных бойцов нашей родной Красной Армии вдохновляют нас на самоотверженный труд. Уберем урожай быстро и без потерь. Досрочно выполним обязательства перед государством.

Узнать подробнее Как Ханты-Мансийск помогал фронту В начале 40-х годов прошлого века Югра представляла собой обширную и малозаселенную территорию с суровым климатом. Там почти не было дорог и связи, а промышленность только набирала темпы. Тем не менее, город быстро перестроился, сплотился перед угрозой и в годы войны перешёл на максимально интенсивные темпы работы. В округе активно развивались отрасли народного хозяйства: рыбная и лесная. Одним из основных предприятий Ханты-Мансийска в то время посёлок был Ханты-Мансийский леспромхоз. Там изготавливали снаряжение для нужд фронта: древесину для производства авиафанеры, прикладов для винтовок, лыж, ящиков для патронов. В годы войны там также запустили спичечную фабрику и валяльную мастерскую.

Татьяна Немченко. Сын своего времени Виктор Семенович Свистунов, генерал-лейтенант внутренней службы, родился 15 июля 1924 года в Приуралье. Виктор после окончания военно-пехотного училища в течение трех лет проходил службу в рядах Красной армии в качестве полкового разведчика, дважды был тяжело ранен. Он участник восьми крупнейших военных операций, от Волги до Одера. В 1945 году участвовал в форсировании Днепра и захвате Букринского плацдарма, получил тяжелое ранение, осколок от немецкого «Тигра» давал о себе знать на протяжении всей жизни. Никогда не делали денег на обмане, на страхе и на ненависти, — писал отец в книге «Сыновья своего времени». В 1986 году он стал участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — получил II группу инвалидности, был участником ликвидации последствий кораблекрушения «Адмирала Нахимова». В течение многих лет, будучи на пенсии, отец курировал Колледж полиции как ветеран МВД России в качестве наставника молодых курсантов и кадетов, передавая свой огромный жизненный и профессиональный опыт. С особым вниманием и теплом относился он к семьям и детям сотрудников внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, искренне переживал за их судьбу, поддерживал и помогал. А для своей семьи он всегда был крепкой опорой и поддержкой, помощником во всем. Вот таким был наш незаменимый дедушка, любимый папа, замечательный муж, верный сын, надежный брат, отзывчивый коллега, настоящий мужчина и друг — неординарный, неповторимый и удивительный человек с чистой совестью. День Победы был для него самым значимым праздником, самым главным и дорогим в жизни. Чудом остались живы Мой отец, Косицын Виктор Максимович, 1918 года рождения, перед войной служил в Забайкалье под Читой в авиаполку, был авиационным техником. Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев. Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь. В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром. И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет». Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста. Самолет улетел, не дождавшись. Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника. Успели развернуться в лес. Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел! Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории. Все, кто находился в самолете, были расстреляны. Что стало причиной вынужденной посадки? Нехватка топлива или заблудившийся молодой пилот, осталось невыясненным. Мой отец с товарищем по полку чудом остались живы. Отец, участвуя в Великой Отечественной, был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. В звании инженера-полковника вышел в отставку, был очень чадолюбивым, воспитал троих детей и пятерых внуков. Погиб в неравном бою Хочу рассказать о подвиге своего прадеда, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не вернулся с боевого задания 15 июля 1941 года. Командиром эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович. В его экипаже был и мой прадед — старший сержант Травкин. Так через 25 лет мы узнали, как погиб и где похоронен мой прадед. Самолет вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива. Когда они возвращались, два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами реки Плюссы группой фашистских мессершмиттов. В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов. Но слишком неравны были силы... Ранним утром 15 июля 1941 года жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены стрельбой и сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит, упал и взорвался. Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков. У одного из них нашли необгоревший документ — лейтенант Анатолий Михайлович Шевлягин, командир экипажа ДБ-3. Летчиков похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа». Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы. Долгое время члены экипажа самолета ДБ-3 считались пропавшими без вести. После длительных поисков установили и имена остальных погибших. Вместе с командиром погибли штурман звена лейтенант Василий Александрович Павлов, стрелок-радист старший сержант Леонид Васильевич Травкин и воздушный стрелок Шемелев Петр Павлович. Второй самолет упал в болото и, видимо, там затонул. Вскоре после этого в деревню нагрянул карательный отряд эсэсовцев.

Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами. Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия.

Трудом ковалась Победа

Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов. Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его. Не доезжая до Бутурлиновки остановились. Танки разгрузили. Они своим ходом пошли к линии фронта. Станция Бутурлиновка вся была забита эшелонами с войсками и техникой.

Вскоре фашисты стали её бомбить. После бомбёжки меня без сознания сняли с телеграфных проводов, мой помощник Василий Курышев погиб». А вот что вспоминал машинист Лащук из специального паровозного батальона : «Три сталинградских месяца я запомнил на всю жизнь. Ездили по кольцу Петров Вал — Филоново и до Таловой. Сколько было вдоль путей паровозов, вагонов разбитых. А станции — сплошные руины. Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный. Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом». О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты.

Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим.

Вступили в строй 6 доменных, 28 мартеновских и электроплавильных печей, 5 коксовых батарей, 8 прокатных и трубопрокатных станов. Открыли 28 угольных шахт и 4 разреза. Система «Челябэнерго» стала ведущей в «Главуралэнерго».

Составной частью создания на Южном Урале слаженного военного хозяйства стала работа по приему, размещению и восстановлению свыше 200 эвакуированных предприятий. Среди них: ленинградский Кировский завод, московский завод «Компрессор», тульские заводы, выпускавшие оружие и боеприпасы. Челябинская область принимала, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий и учреждений. Удивляет, как удавалось размещать их так по-военному четко и быстро, слажено и в кратчайшие сроки. Для этого использовались площади действующих предприятий. Так, Челябинский станкостроительный завод принял эшелоны с оборудованием и людьми Московского завода имени Ленина, Ленинградского Ижорского завода, заводов из Донбасса, Брянска, Николаева, Одессы; Челябинский тракторный завод разместил у себя Ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы; Копейский рудоремонтный завод объединился с эвакуированным из Донбасса Горловским машиностроительным заводом, на основе этих предприятий был создан Копейский машиностроительный завод.

С каждым днем в Челябинскую область прибывали все новые и новые предприятия оборонного значения. Помещений не хватало, приходилось задействовать новые, неприспособленные площадки — один из заводов наркомата боеприпасов, эвакуированный из Ярославля, разместили в здании бывшего элеватора, завод боеприпасов пришлось развернуть в складском хозяйстве, один из заводов Наркомата вооружения получил производственные площадки в бывшем Доме печати, под патронный завод переоборудовали здание пединститута. Многие из эвакуированных на Урал заводов стали базой для создания новых предприятий. Вот некоторые из них: в 1941 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского радиозавода организовали Каслинский радиозавод «Радий»; Московский автозавод имени И. Пушкино — Челябинскому автомеханическлму заводу; текстильное оборудование из г. Серпухова Московской области и г.

Ярцево Смоленской области — Челябинскому текстильному комбинату; Ленинградский завод «Электросила» и Московский завод «Динамит» — Миасскому заводу специального электрооборудования; Московский завод контрольно-измерительных инструментов — Челябинскому заводу измерительных приборов «Калибр»; оборудование кузнечных цехов завода «Электросталь» — Чебаркульскому металлургическому заводу; Московское предприятие «Дукат» — Челябинской табачной фабрике; прокатный стан трубного завода из Мариуполя — Челябинскому трубопрокатному заводу; Московский автозавод ЗИЛ — Челябинскому кузнечнопрессовому заводу; Ленинградский завод К-4 — Челябинскому заводу оргстекла; Ленинградский завод «Химмаш» — Челябинскому заводу «Строммашина»; предприятия из Москвы, Ленинграда, Одессы — Магнитогорскому калибровочному заводу. Оборудование Нижнеднепровского завода металлических изделий, Солнечногорского сеточного завода и часть оборудования Ленинградского и Московского метизных заводов использовали для создания двух предприятий, которые пустили в 1942 году в 1954 году объединены в Магнитогорский метизно-металлургический завод. В годы войны в области были пущены новые предприятия: осенью 1941 года — Челябинская артель «Трикотажник» в 1960 году преобразована в трикотажную фабрику ; в декабре 1941 года выпустило первую продукцию Челябинское предприятие «Сигнал»; в ноябре 1942 года — Челябинский лакокрасочный завод; в апреле 1943 года введена в строй первая очередь Челябинского металлургического завода; в августе 1943 года сдан в эксплуатацию Челябинский завод автотракторных прицепов. Эшелон за эшелоном на станцию Челябинск прибывали эвакуированные специалисты, рабочие. В начале войны 145 школьных зданий были переоборудованы под госпитали, рабочие общежития. В общежитиях устанавливали двухъярусные кровати, в квартирах заселяли даже ванные комнаты.

После многочисленных «уплотнений» в среднем на человека в Челябинске приходилось 2 — 2. И все же жилья катастрофически не хватало. Приходилось экстренно строить временное жилье — бараки, землянки и плотно заставлять их двухъярусными нарами. Полураздетые, голодные подростки, работавшие по 12-16 часов в сутки, вынуждены были жить в темных, не отапливаемых землянках, больше похожих на пещеры, занесенные снегом. Но все понимали, что главное — обеспечить фронт военной техникой, боеприпасами. В кратчайшие сроки область была превращена в мощный центр оборонного производства.

К середине 1942 года перевод экономики на военные рельсы был завершен. На обслуживание нужд фронта перешли все отрасли народного хозяйства. Военная промышленность резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения. За период войны, несмотря на значительные трудности, выпуск промышленной продукции в области вырос в 4,5 раза. Выпуск оборонных изделий вырос в 6 раз. Расширилась номенклатура выпускаемых изделий.

Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. В июле 1941 г. Этот призыв подхватили многие. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе.

Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами. Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике.

Больше месяца Зину пытали, пытаясь добиться информации о партизанах, а затем расстреляли. Ей оставался всего месяц до 18-летия. Леонид Голиков На счету этого ребенка-партизана 27 боевых операций и 78 убитых фашистов. В августе 1942 года Леня Голиков совершил подвиг, за который позже получил звание Героя Советского Союза уже посмертно.

Он бросил гранату в автомобиль очень важной немецкой персоны - генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца. В портфеле с документами фон Виртца были чертежи и описание новых немецких мин, инспекционные записи и другая важная информация военного характера. В 1943 году, прорываясь с боем из села, окруженного карателями, Голиков погиб. Ему было всего 16 лет. Там обосновался партизанский отряд, в котором состоял мальчик. Юркий и ловкий Володя мог легче, чем взрослые, пробираться по узким лазам каменоломни, и знал все тайные ходы и выходы. Он подносил партизанам боезапасы во время боев, приносил в каменоломни еду и воду, и много раз ходил на разведку в Керчь. Благодаря Володе Дубинину партизаны вовремя узнали, что каменоломни собираются затопить, и благополучно выбрались.

А когда Керчь была освобождена, мальчик показал заминированные подступы к каменоломням. Поседевшая от переживаний мама Дубинина успокоилась, считая, что самое страшное для сына уже позади. Однако в январе 1942 года Володя погиб, помогая саперам при разминировании. Ему было всего 14 лет. Борис Цариков Прибавив себе 1 год 15-летний подросток уговорил командира партизанского отряда взять его к себе. В том возрасте, когда современные подростки вовсю играют в компьютерные игры, Борис пускал под откос эшелоны с немецкой техникой, и участвовал в боях с врагом. А в 1943 году Борис Цариков совершил подвиг, за который получил звание «герой Советского Союза». Вместе с группой минеров он первым переправился на правый берег Днепра, установил Красное знамя, а затем пять суток участвовал в боях по расширению плацдарма.

Ему неоднократно приходилось переправляться обратно на левый берег с важными документами для штаба. Умер 18-летний Цариков от пули немецкого снайпера, не мучаясь. Мария Брускина «Дорогая мамочка! Больше всего меня терзает мысль, что я тебе доставила огромное беспокойство.

Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу

Освобождённые от немецкой оккупации территории были разрушены и нуждались в восстановлении. Округ взял шефство над освобождённой Запорожской областью, помогал поднимать её из руин. Как отметила губернатор Наталья Комарова, сегодня Югра продолжает добрые традиции, заложенные поколением победителей. Узнать подробнее Например, в минувшем году Югра взяла шефство над Макеевкой в ДНР, которое предусматривает всестороннюю помощь для скорейшего восстановления экономики и инфраструктуры города. Отметим, как и в годы Великой Отечественной жители округа активно участвовали в сборе гуманитарной помощи для наших солдат, так и сейчас.

Югорчане вносят свой посильный вклад, участвуя в сборе гумпомощи в зону СВО. Отправляют продукты, медикаменты и обмундирование.

Серпухова и г. Наро-Фоминска участвовали трудящиеся Дрезны. Мобилизованные по повесткам, где было указано: «На основании постановления комитета обороны о привлечении населения к трудовой повинности вы мобилизованы на 15 дней. Обязываем Вас явиться в Штаб военного строительства в г.

Захватите с собой лопату, топор, одеяло, подушку, мыло, полотенце, одежду теплую котелок, ложку, кружку. Питаньем и жильем будете обеспечены. За уклонение привлекаетесь к ответственности по закону военного времени…» Их силами возводились противотанковые рвы, окопы, огневые точки. Об этом вспоминает Клавдия Федоровна Сизова: «На запасном пути погрузились в товарный эшелон. Около Наро-Фоминска выгрузились из вагонов и в жгучий мороз километра 3 по глубокому снегу шли в деревню. В деревне нас 5 молодых девушек поместили в крайнюю избу.

Земля заморожена, с огромнейшим трудом поддавалась лому. А лом мне дали толще моей руки и длиной выше меня. Я и сейчас удивляюсь, как это я его поднимала. Работа адски тяжелая была. Выходили копать противотанковые рвы затемно перед рассветом и также затемно возвращались. Работали при сильнейшем ветре и жгучем морозе, а одеты были плохо.

Питались только одним хлебом, нам его давали по 1 кг на человека. К этим трудностям мы привыкли быстро, а вот к артобстрелам и бомбежкам мы никак не могли привыкнуть. При разрывах снарядов и бомб мы, женщины, даже не умели ложиться на землю как положено. Голову уткнешь в землю, а остальное открыто для осколков снарядов. Одну девушку так и убило осколком. Мы ее прямо там и похоронили.

А командиру взвода, Горячеву И. До сих пор от этих воспоминаний мурашки бегают по телу. Но как тяжело ни было, мы все вместе вложили свою долю труда в оборону столицы нашей Родины — Москвы от фашистских полчищ. Москву отстояли! Дрезненские труженики в годы ВОВ жили и работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы! Механическая мастерская переключилась на изготовление снарядов.

Самоотверженно трудились на фабрике женщины и подростки. Неиссякаемому патриотизму, трудовому энтузиазму не было предела. Работали по 12 часов и более без выходных и отпусков. После работы часто трудились на заготовке торфа и корчевании пней. Родилось замечательное движение многостаночников, во главе которого встала ткачиха Мария Волкова. Ткачи Е.

Нажесткина, М. Сизова, Е. Кукушкина, Е. Янина увеличили зону обслуживания с 6 станков до 12. Голубева освоила обслуживание 16 станков. В прядении с 6 на 8 сторонок перешли работать Е.

Майорова, В. Родина, М. Чугайкина, Е. Петрова и др.

Василий Горбунов: Наш Калининский район — молодой, в октябре 2015 года он отметил юбилей, 35 лет. Сейчас население Калининского района 196 тысяч человек, из них пенсионеров 51 тысяча человек. Среди пенсионеров участников Великой Отечественной войны, то есть воевавших в 1941-1945 годах, 187 человек, тружеников тыла 1647 человек, блокадников Ленинграда 43 человека, бывших малолетних узников фашистских концлагерей 35 человек. Во время войны у нашего населения был единственный лозунг «Всё для фронта, всё для победы».

Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. Василий Егорович Горбунов и ведущий программы Андрей Жирнов. Он ведет свою историю с 1942 года. Летом и осенью 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, удалось переместить на восток страны 46 крупных заводов по выпуску боеприпасов: взрывчатых веществ, патронов, гранат и мин. В спешном порядке организовывались предприятия местной промышленности, артельных промысловых коопераций, учебных мастерских техникумов и ФЗУ. Учитывая напряженную обстановку производства боеприпасов, Центральный комитет ВКП б и Совет народных комиссаров 16 сентября 1941 года принял постановление о строительстве завода пиротехнического профиля в окрестностях города Новосибирска. В первые дни под Сталинград были направлены гранаты, которые собирали вручную: гранаты Ф1 — 925 тысяч, гранаты ручные — 6 млн 540 тысяч, тротиловые шашки, мины для минометов — более 8 миллионов штук. Андрей Жирнов: Вы сами сказали, что ручной труд, и люди — это главное достояние.

Василий Горбунов: Вручную собирали гранаты, работали по 12-14 часов без выходных. Большую роль сыграла работа тружеников тыла в районе, таких как Власенко Николай Петрович. Андрей Жирнов: расскажите о Героях Социалистического Труда, о тех, кто работал во время Великой Отечественной войны в тылу. Когда началась война, ему было 19 лет. Во время войны он работал слесарем-инструментальщиком на заводе. Сейчас помогает нам в патриотическом воспитании молодежи. В 1948 году была награждена медалью «Серп и Молот» за обеспечение фронта продовольствием. Общий стаж работы Марии Петровны — 45 лет.

Ей скоро исполнится 94 года, но она очень подвижная, любит патриотическую работу. Ее общий стаж работы 51 год. Андрей Жирнов: Раиса Силантьевна — легенда! Она была признана человеком ХХ века. Имя очень известное и достойно большого уважения.

У нас представлена его продукция», - рассказал Павел Малиновский. В феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. Если говорить о пищевой промышленности, то особую роль в снабжении фронта молочной продукцией сыграл Ялуторовский комбинат. Он поставлял в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали — солодовое масло. Кроме того, молочный завод изготавливал сухие смеси омлета, картофеля, мороженого, а также яичный порошок. Также была отмечена работа Тюменского овчинно-шубного завода им. Кирова, Ишимской обувной фабрики, Тобольского мясокомбината. Наркомат внешней торговли СССР оценил хорошую работу Тобольского зверосовхоза, пушнина которого поступала на экспорт. Условия работы на производстве в военное время были жесткими. Работники трудились без отпусков и выходных по 10-12 часов в сутки. Фото музея «Городская Дума» Тем не менее, Великая Отечественная вызвала большой патриотический подъем, в промышленности широко развернулось социалистическое соревнование. Движение двухсотников переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников… Фото музея «Городская Дума» Многие мужские профессии в годы войны вынужденно освоили женщины. Овладев профессией машиниста паровоза, тюменки водили поезда на тюменском отделении железной дороги. Непотопляемые: тюменские торпедные катера Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота — выпуск торпедных катеров. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке».

Трудом ковалась Победа

Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение 🤓 [Есть ответ] Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов!
«Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа | МуZей Победы | Дзен «Вечерняя Москва» собрала рассказы о жизни и подвигах простых советских граждан в период Великой Отечественной войны.

Трудом ковалась Победа

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения победы. Участнику Великой Отечественной войны, почетному гражданину г. Мценска, отличнику народного просвещения Лидии Васильевне Петровой исполнилось 90 лет. Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Трудовые подвиги детей во время Великой Отечественной войны. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей.

Ковали Победу

В записи о награждениях добавлены сведения о дате совершения подвига и месте службы военнослужащего. Это дало возможность потомкам самостоятельно восстанавливать боевой путь своих близких — участников Великой Отечественной войны. В 2015 году в ЦА МО РФ было оцифровано 19 млн записей из протоколов о вручении и корешков временных удостоверений к наградам. Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость. В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время.

Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

К сбору материалов подключились тысячи людей - собирали и записывали рассказы своих родных, искали факты и документы о подвиге земляков в архивах, редактировали и проверяли тексты, обрабатывали фотоматериалы. Информацию помогли собирать сотрудники музеев и редакций районных газет, ветераны, школьники, волонтеры. На данный момент в архиве Книги трудовой славы представлено более 5800 материалов. Книга создается в двух форматах — печатном и электронном. Цифровой вариант станет расширенной интерактивной версией, которую можно будет постоянно пополнять. В настоящее время сайт «Книги трудовой славы Костромской области создан и запущен в тестовом режиме. Сегодня ресурс представили на официальной презентации. Губернатор Сергей Ситников поблагодарил всех участников создания Книги трудовой славы за сбор материалов, которые стали свидетельством трудового подвига костромичей.

Я видела этих двуногих зверей. Я уничтожала их с чувством ярого мщения за поруганную советскую землю. Дорогие товарищи, а особенно вы, заводские девушки! Учитесь военному делу. Идите в команды ПВО, овладевайте санитарным делом, воспитывайте в себе бесстрашие и отвагу, закаляйте себя физически! Я выполнила свой долг перед Родиной, сделала это как могла - честно, не зная страха, с мыслями о любимой Родине! Несмотря на тяжёлые физические испытания, я бодра. Желаю вам успехов в труде, а если удастся быть в боях, то деритесь смело, и тогда настоящий боевой успех придёт сам». Катя Елина потеряла обе ноги. Но она не пала духом. Вновь она пошла работать на родной завод, отдавая все силы на помощь фронту. Советское правительство наградило славную комсомолку Катю Елину орденом Красного Знамени. В дни героической защиты Сталинграда легендарной славой увенчали себя молодые бойцы 62-й армии. Они показали образцы беззаветной храбрости и железной дисциплины в боях за Сталинград. Потомки наши никогда не забудут величия духа и сказочной крепости комсомольских сердец у стен Сталинграда, выдержавших и отбросивших вспять военную мощь Германии. Когда 62-я армия, с треском вышибив немцев, снова с высоко поднятыми знамёнами пройдёт через весь Сталинград, мы лучшую улицу в городе назовём Комсомола ской». В тылу, как и на фроите, молодые патриоты активно участвовали во всенародной борьбе против немецко-фашистских захватчиков, проявляя чудеса трудового героизма. Они поклялись... Горячие слова клятвы, которую дали Родине молодые сыновья и дочери советского народа, не разошлись у них с делом. Днём и ночью они самоотверженно работали в цехах, шахтах, у нефтяных вышек, на транспорте. Тысячи комсомольско-молодёжных бригад трудились на предприятиях Урала. Руками молодёжи была воздвигнута комсомольская шестая домна на Магнитке и домна в Нижнем Тагиле. Учащиеся ремесленных училищ и школ за время войны дали продукции на 3 миллиарда рублей. Сотни тысяч молодых рабочих работали на железнодорожном транспорте. В напряжённые дни войны с особой силой развернулись таланты и творческая активность молодёжи. Молодые рабочие не только освоили сложные профессии и современные машины, но и двигали вперёд технику, рационализировали и изобретали, стремясь как можно больше дать необходимой продукции фронту. Прославила себя в годы войны молодая работница Надежда Фесенко: она первая применила комбинированный резец и добилась увеличения производительности труда в 5 раз. На одном из оборонных заводов отличился ученик ремесленного училища Григорий Миронов. Он выполнил месячную программу в десять дней. В очерке «Богатыри труда» писатель Л. Никулин рассказывает: «Нельзя было не любоваться его работой у станка. Приятно было наблюдать, как падали в ящик искрящиеся золотом кольца. Лицо Гриши выражало полное спокойствие, точно всем своим видом он хотел доказать, что в такой артистической работе ничего нет мудрёного. Вот история его жизни. Пятнадцатилетний мальчик прошёл 800 километров по земле, оккупированной гитлеровскими захватчиками, и добрался до линии фронта, где его подобрали изголодавшегося, измученного наши разведчики. Гитлеровцы сожгли заживо в хате его мать и шестилетнюю сестрёнку. Теперь он мстил убийцам, он сознавал, что в каждом метком снаряде, который посылали наши артиллеристы фашистам, есть частица его... Две уральские девушки - работницы танкового завода Зина Данилова и Клава Рыбалова овладели в дни войны сложными, впервые установленными на заводе станками. В своём цехе они стали первыми тысячниками. Молодая работница оборонного завода Мария Изотова со своей комсомольско-молодёжной бригадой сделала сверх плана столько автоматов, сколько необходимо для вооружения целой дивизии. Советская патриотка Екатерина Подорванова стала забойщиком. За короткое время овладев сложной профессией, она возглавила бригаду на шахте. Её бригада ежедневно выдавала на-гора 40 вагонов угля вместо 32 по плану. На одном из военных заводов в цехе, где собирали корпуса мощных машин, потребовалось проложить 250 метров железнодорожного полотна, чтобы ускорить выполнение важного задания.

Есть живые свидетели того, какими физическими усилиями и силой воли люди на заводах, фабриках, полях давали все необходимое воинам советской армии для Великой Победы», — сказала Павлова. Она объяснила, что уже в первые месяцы войны Казань стала мощным военно-промышленным комплексом СССР. В Татарстан были переведены 70 из 226 заводов, эвакуированных в Поволжье. Всего они выпускали продукцию около 600 наименовании. Каждый шестой самолет, участвующий в воздушных сражениях, был собран в Казани. Здесь также работали великие ученые и конструкторы, вклад которых в Победу трудно переоценить, — Курчатов, Королев, Туполев, Петляков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий