Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах.
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Клиентка на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь?
Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать. Мы же нормально общались.
Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга. Пока ученые не могут точно сказать, как ему удается создавать цельные образы, но предполагают, что так работает предсказательное кодирование. Когда человек получает какую-то информацию от органов чувств, например зрения или слуха , быстрее всего реагируют нейроны, отвечающие за выстраивание цельного образа, и только потом подтягиваются другие нейроны, распознающие детали. Кроме того, мозг не просто обрабатывает полученный сигнал, а как бы предсказывает, что поступит от органов чувств, и потом сопоставляет свой прогноз с реальностью. В случае если предсказание оказалось успешным и гештальт сложился, происходит подкрепление в виде выделения дофамина.
Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода. При помощи такой интервенции, вы можете понять, что вами движет, когда вы что-либо делаете. Суть такой интервенции предельно проста, человеку просто надо себя постоянно останавливать и думать о том, нужно ли ему это делать и что оно даст. Развить осознанность можно и самостоятельно: с помощью курса « Детоксикация мозга ». Любой вид психологической интервенции направлен на изменение состояния человека в лучшую сторону. Такая терапия уже долгое время пользуется большой популярностью. Читайте нас в Telegram - wikium 22067.
А также обнаружить неэффективные модели поведения, например, игры, в которые обычно играет человек. При помощи ТА можно переписать несчастливый сценарий и изменить решение, лежащее в его основе. Транзактный анализ используют в психологическом консультировании и психотерапии. Психолог может проводить индивидуальные, групповые и семейные консультации. Кроме того, метод подходит и для тренингов в компаниях, так как частая причина рабочих конфликтов — несовпадение транзакций. Например, начальник относится к подчиненным как критикующий родитель, поэтому они ведут себя как бунтующие дети: срывают дедлайны, опаздывают, плохо выполняют задачи. Этапы терапии в транзактном анализе Работа в транзактном анализе проходит по классическому алгоритму: Знакомство с клиентом. На этом этапе специалист обязательно определяет, какое эго-состояние человека ведущее. Прояснение запроса. Выполнение контракта. Подведение итогов. В процессе работы, с помощью вопросов консультирования, методов транзактного анализа и техник из других подходов психолог помогает клиенту увидеть корень проблемы, вывести бессознательные процессы на уровень сознательного и трансформировать их в желаемые и эффективные модели мышления и поведения. Важная часть терапии в транзактном анализе, ее основа — это контракт. Заключить соглашение можно в начале или середине работы. В нем оговариваются цели и направления работы, методы терапии. Контрактов может быть несколько, они могут быть устными и письменными. Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения. Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6—20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий. В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса. Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта. Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого. Этот метод подходит для проработки психотравм. Техника «Пустой стул» Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт.
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Техника пустого стула в гештальт-терапии в психологии – как она проводится | В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". |
Техника «Пустой стул» | Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. |
Психодрама
"Пустой стул" в гештальте - Прасс, и готово! | Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. |
Техника пустого стула | Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. |
Пустой Стул - значение символики
Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными.
Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности.
Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор.
Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его». Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути.
Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом». Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения.
Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора. Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным. Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно.
А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя».
Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать.
Терапевт ставит пустой стул в центр пространства действия напротив протагониста или членов группы в случае группового лечения и дает следующие инструкции: "Я хотел бы, чтобы вы посмотрели на стул. Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле.
Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд". Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать. Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает.
Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче! И со словами: "Побудьте в этом состоянии, поберегите свои открытия!
В размещённом видео я провожу для вас представление этой техники. Добро пожаловать к ролику! Показать больше.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему.
Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т.
Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица. Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон.
Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом.
В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной.
Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения.
Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул.
При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом.
Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение.
Во время продемократических протестов в Китае в 1989 году перед Национальным монументом поставили пустой стул, символизирующий отсутствие студентов, которые были убиты или заключены в тюрьму. Боснийская война: в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии пустой стул использовался как символ отсутствия обвиняли военных преступников, которые все еще находились на свободе.
Права женщин: В 2008 году Amnesty International запустила кампанию «Голоса безмолвных» с пустыми стульями, чтобы представлять женщин, которые были наказаны или преследуемы. Эти и многие другие примеры демонстрируют мощное послание, которое пустой стул может передать в борьбе за справедливость и равенство. Кроме того , пустой стул также использовался как напоминание об отсутствии отдельных лиц или групп, которые недостаточно представлены или исключены из важных обсуждений или решений. Например, на рабочем месте или в политике пустой стул может представляют потребность в разнообразии и инклюзивности и призывают к тому, чтобы эти голоса были услышаны и оценены. Инициатива «Пустой стул» Описание День пустого стула День памяти жертв насилия с применением огнестрельного оружия, когда в общественном месте размещается пустой стул, чтобы представлять тех, кто погиб из-за насилие с применением огнестрельного оружия.
BringBackOurGirls Кампания в социальных сетях, в которой использовался пустой стул для повышения осведомленности о 276 школьницах, похищенных Боко Харам в Нигерии. Пустые полки Движение протеста в Венесуэле в 2014 г. Пустой стул может служить мощным инструментом для адвокации и активизма, обеспечивая визуальное представление о необходимости перемен и голосах, которые были заглушены или исключены. Признавая важность пустого стула, мы можем продолжать повышать осведомленность и способствовать позитивным социальным изменениям. Личные интерпретации и значения пустого стула Одним из самых захватывающих аспектов символа пустого стула является личная интерпретация и значения, которые человек придает ему.
Для некоторых пустой стул в комнате может означать потерю или отсутствие любимого человека. Это может вызвать чувства горя, печали и тоски по тем, кого больше нет с нами. Для других пустой стул может быть символом неизвестности или неуверенности. Это может быть напоминанием о неопределенности будущего или непредсказуемости жизни. Пустой стул также может служить символом возможности.
Это может быть приглашение принять что-то новое или возможность изменить ход своей жизни, занять другое место за столом. Для некоторых художников пустой стул может стать отличным источник вдохновения, который можно использовать для создания выдающихся произведений искусства. Некоторые писатели использовали концепцию пустого стула как литературный прием, чтобы вызвать эмоции у своих читателей. Для у некоторых людей пустой стул может даже олицетворять чувство свободы или освобождения от чего-то, что их сдерживает. Личные интерпретации и значения пустого стула могут различаться в зависимости от контекста, в котором они находятся.
Один и тот же стул может иметь разное значение для разных людей в зависимости от их точки зрения. Пустой стул также может иметь несколько культурных или социальных репрезентаций, которые могут повлиять на то, как человек воспринимает символ. Например, пустое место в зале суда, парламенте или зале заседаний совета директоров символизирует власть и может выражаться в чувстве бессилия, беспокойства или страха у пострадавших сторон. Культура или Общество.
Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой.
Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса.
Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т.
Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста.
Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой.
При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью.
Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем.
Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение. Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему тем самым возможность понять, как его видят другие.
Техника «Идеальный другой» Использование техники «Идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он желает, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. Одной их наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.
Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются различные чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь может попросить «уважения».
Режиссер, играющий роль волшебной лавки, уточняет, сколько нужно уважения, от кого, в связи с чем. В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни.
Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо что случается очень часто неспособность покупателя принять какое-либо решение. Проработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Группу делят пополам и образуют два круга, находящихся один внутри другого.
По сигналу психотерапевта участники внешнего круга движутся в одну сторону, участники внутреннего, соответственно, в противоположную.
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
упражнение «пустой стул». метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения.
Способ забыть человека со стулом
Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии.
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Целью любого вмешательства является принятие мер, которые повлекут позитивные изменения в поведении и мыслях человека. Ниже будут представлены несколько примеров метода психологической интервенции. Песочница Такой метод помогает человеку обрести гармонию с самим собой. В данном случае клиент должен создать на подносе, усыпанным песком, картину с маленькими фигурками. Миниатюры выступают в качестве каких-либо жизненных аспектов, также клиенту доступны другие вспомогательные детали, которые он может перемещать на свое усмотрение. Метод пустого стула Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам.
Во время терапии клиент может задавать вопросы, жестикулировать и получать ответы.
Основная идея техники «Пустой стул» заключается в том, чтобы создать символическую сцену, на которой клиент может выразить свои эмоции и мысли, а также получить новые понимания или перспективы. Часто в качестве объекта для диалога выбирается пустой стул, на котором клиент может представить себе интересующую его ситуацию или человека. Процесс работы с техникой «Пустой стул» может быть разделен на несколько этапов: Подготовка: клиент и терапевт создают визуальное представление объекта на пустом стуле например, представляют человека или ситуацию. Выражение эмоций: клиент начинает диалог с объектом, выражая свои эмоции, мысли и чувства.
Разрешение конфликта: клиент исследует различные аспекты проблемы, ищет новые понимания и способы разрешения конфликта. Завершение: клиент делает заключительные выводы, обсуждает полученные понимания и планы действий с терапевтом. Важно отметить, что техника «Пустой стул» может быть эффективной не только в гештальт-терапии, но и в других направлениях психотерапии, таких как психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия. Она предоставляет клиенту возможность взглянуть на свои проблемы с новой точки зрения и найти новые решения. Преимущества техники «Пустой стул»: Помогает клиенту лучше понять свои эмоции и мысли.
Позволяет клиенту визуализировать и вступить в диалог с объектом. Предоставляет пространство для экспериментирования с разными решениями. Не подходит для всех клиентов или проблем. Может быть эмоционально интенсивным для некоторых клиентов. Требует профессионального обучения и руководства для правильного применения.
Кого можно посадить на пустой стул Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии предлагает посадить на пустой стул воображаемые или реальные объекты или людей, чтобы создать ситуацию диалога или конфронтации. Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул. Внутренний критик Внутренний критик — это внутренний голос, который постоянно критикует и осуждает наши действия и мысли.
Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их. В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы.
Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится? Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос. Особенности гештальтерапии Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин.
Терапевт предложил Л.
Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени. Клиентка на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части.
Способ забыть человека со стулом
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул.