Болезнь Альцгеймера — причина деменции у пожилых людей в двух третях случаев. «Невнимательность — самая частая причина проблем с памятью, — говорит профессор Рестак.
Синдром потери кратковременной памяти: наблюдение и развитие
Например, я мог пойти печатать документ, держа флешку в руке, а подойдя к компьютеру внезапно осознать, что флешки в руке уже нет. При этом момент, когда я куда-то её кладу, полностью отсутствует в памяти. Нахожу лишь, если начинаю рыться по карманам и логически додумывать куда я её положил. Не вспоминаю, а именно логически додумываю.
Изначально, я не придал этому значения. Мало ли, каждый человек что-то может забыть или куда-то сунуть, но частота подобных мелких провалов памяти стала угрожающе расти. Заполняю ручкой документ.
Через какое-то время замечаю, что ручки рядом нет.
Однако ежедневное функционирование при ЛКР не нарушается, пациенты могут продолжать работать и выполнять привычную социальную роль. Умеренные когнитивные расстройства УКР Болезнь прогрессирует. Нарушения памяти становятся очевидны окружающим. Нейропсихологические тесты показывают снижение памяти, пространственного и категорийного мышления. Становится сложным усвоение новой информации, обучение, ориентировка в незнакомой местности.
Человек всё чаще забывает, куда положил ту или иную вещь. Возникают трудности с устным счётом. Но повседневная деятельность ещё относительно сохранна. При УКР человеку уже бывает сложно в профессии, но он всё ещё работает, лишь в некоторых случаях переходит на более упрощённый труд в той же области — поскольку профессиональные навыки утрачиваются одними из последних. При этом пациент может сходить сам в магазин, приготовить себе еду, убрать за собой. Правда, может делать это нерегулярно и недостаточно качественно.
Критика при УКР сохранена. Также пациент с УКР может читать книги, смотреть телепередачи и понимать их смысл во время просмотра. Но если после спросить у него содержание произведения или передачи, то он не сможет его воспроизвести. При умеренных когнитивных расстройствах пациент может перестать узнавать друзей и родных Деменция Деменция является финальной стадией когнитивного расстройства. В результате пациент становится полностью зависим от ухода окружающих. Он уже не может работать в прежнем качестве, эффективно взаимодействовать с другими людьми, неспособен водить автомобиль и передвигаться на общественном транспорте, самостоятельно делать покупки, планировать бюджет, заполнять документы, одеваться, готовить и принимать пищу, выполнять гигиенические процедуры и т.
Наблюдаются серьёзные проблемы с речью: человек не может вспомнить простые слова, постепенно теряет способность читать и писать. Утрачивается долговременная память: человек забывает события из своей жизни, перестаёт узнавать людей, с которыми дружил годами.
Авитаминоз возникает при болезнях ЖКТ, крови или глистных заражениях. Нехватка витамина B12 часто встречается у курильщиков. Потеря памяти рано возникает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. У таких больных нарушаются функций головного мозга и развиваются органические поражения.
Проблемы со щитовидной железой, ускоряющие или ухудшающие метаболизм, также порождают забывчивость и трудности с концентрацией внимания. Медикаментозное лечение замедляет дегенеративные процессы в гиппокампе. Сахарный диабет при неадекватной коррекции уровня глюкозы в крови вызывает изменения в сосудах мозга. Развивается атеросклероз, ведущий к ослаблению памяти из-за ухудшения снабжения кислородом тканей головного мозга. Такие нарушения возникают при склеротических процессах, вызванных повышением концентрации холестерина и отложением бляшек на сосудистых стенках. Работу мозга ухудшает и прием некоторых лекарственных препаратов: миорелаксантов, антихолинергических средств, антидепрессантов, снотворных, седативных и обезболивающих лекарств.
Ускоряют развитие склероза средства для снижения давления и лечения артрита. Признаки раннего склероза люди не помнят, где оставили вещи, которыми пользуются регулярно очки, ключи, кошелек ; путают близких людей, например, называя внука именем сына; забывают о запланированных мероприятиях; возникают проблемы с запоминанием, больные не помнят, что только что прочитали, или детали недавнего разговора. Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера — это заболевание, вызывающее тяжёлые нарушения памяти из-за выраженного склероза головного мозга. В последние 20 лет этот недуг помолодел и диагностируется даже в 50 лет.
Обратиться к главному врачу 22. К сожалению, статистика говорит о том, что это скорее исключение. Ответим на главные вопросы: почему с возрастом снижаются когнитивные функции и можно ли остановить этот процесс. Причины ухудшения памяти и внимания у людей старше 60 лет Памятью называют способность воспринимать, хранить и воспроизводить полученную информацию. С возрастом снижается активность нейронов головного мозга, уменьшается объем оперативной памяти, происходят другие структурные изменения в мозгу и это нормальный процесс. При отсутствии патологических нарушений, речь идет о физиологическом успешном старении, без потери интеллектуальных способностей. Серьезные расстройства памяти и внимания у людей после 60 лет происходят под влиянием одного или нескольких неблагоприятных факторов: нарушения мозгового кровообращения в результате развития атеросклероза сосудов, хронической ишемии головного мозга, дисциркуляторной энцефалопатии, на фоне гипертонии, перенесенного инсульта; дегенеративные процессы высшей нервной деятельности, такие как деменция, болезнь Паркинсона и Альцгеймера; расстройства психики: хронический астенический синдром, депрессии, шизофрения; некоторые соматические болезни, вызывающие общее истощение организма, например, тяжелые поражения печени и почек, эндокринные и онкологические заболевания; последствия черепно-мозговых травм; алкогольная зависимость.
Причины ухудшения памяти
- Причины ухудшения памяти
- Симптомы нарушения памяти
- Причины проблем с памятью и вниманием
- Причины ухудшения памяти
Плохая память: причины и методы лечения
Сейчас все больше молодых людей подвержены так называемому «синдрому менеджера». Сейчас ко всему этому перечню добавился еще и постковидный синдром. То есть, не перегружать организм. Соблюдать режим труда и отдыха. Если вы замечаете, что часто стали что-то забывать — это повод обратиться к врачу. Исключить более серьезные причины нарушения памяти.
Возможно, пройти дообследование. Как он влияет на память? Из-за этого страдают определенные зоны мозга, отвечающие за память. Много молодых пациентов связывают снижение памяти с перенесенным ковидом. За период пандемии уже накоплен опыт лечения таких пациентов, отработаны схемы терапии.
Информация регулярно обновляется. Может ли амнезия возникнуть у молодых людей? Это связано с «синдромом менеджера», когда люди большой период времени живут в постоянном стрессе и режиме многозадачности. Если они не записали что-то в блокнот, то половину из этого не могут вспомнить. Но не нужно думать, что у доярки Марьи Петровны прекрасная память только потому, что она не забывает доить корову.
Просто это ее основная обязанность, а может и единственная. Память тренируется за счет мелкой моторики: собирание конструктора, мозаики, вышивания.
Суть болезни в том, что постепенно умирают нервные клетки в определенных частях мозга. Ученые знают о том, какие изменения происходят внутри этих клеток, но пока не нашли единую причину, которая запускает этот процесс. Также может быть рассеянность, сниженная концентрация внимания. Проблема в том, что все эти симптомы — неспецифические симптомы, они могут быть и при других состояниях. Например, после перенесенной коронавирусной инфекции и ряде других заболеваний. Это и затрудняет диагностику на ранних стадиях.
То есть когда общее состояние организма возвращается в хорошую форму, то и эти симптомы проходят. Это может встречаться и у молодых людей, и тем более у пожилых — когда просто происходит естественное старение при других сопутствующих заболеваниях. Но это проходит, это временное состояние, оно может быть то лучше, то хуже.
Это сахар, соленое и копчености. Поэтому следует ограничить их присутствие в меню. Регулярные тренировки памяти помогут восстановить утраченные функции и даже улучшат их качество. С этой целью можно учить стихи, пословицы, запоминать телефоны и номера машин.
И, конечно, надо не забывать регулярно показываться врачу. Профилактические осмотры позволят вовремя заметить тревожные признаки. Остается еще добавить, что в нашей клинике используются только проверенные методы диагностики и лечения. У нас всегда доброжелательная атмосфера и комфортные условия, что помогает создать нужный настрой для продуктивного лечения. Материалы, размещенные на данном сайте носят информационный характер. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача.
Согласие на обработку персональных данных.
Больному сложно оценить расстояние до предмета, ориентироваться на местности, находить вход или выход. Человек может натыкаться на мебель, путаться в расположении вещей, искажать перспективу и направление. Неспособность критически мыслить. Повреждение нейронных связей провоцирует сложности с логическим осмыслением ситуации. Человек становится слишком ведомым и инфантильным, не может критически оценить информацию. Также к первым симптомам болезни Альцгеймера у молодых относят: сложности с подбором слов, косноязычие, рассеянность, невнимательность, тревожность, медлительность, нарушения сна, отсутствие аппетита. Позднее появляются проблемы с долговременной памятью, координацией движений, воспроизведением привычного алгоритма действий. Человек забывает, как одеваться, готовить пищу, умываться, звонить по телефону.
Сначала подобные приступы случаются эпизодически, но постепенно навыки теряются безвозвратно. На поздних стадиях деменции пациент утрачивает способность ходить, говорить, садиться, часто топчется на месте, застывает в неудобной незавершенной позе. Не понимая значения слов, может искажать их, сокращать, повторять отдельные слоги. Как лечится и чем опасна деменция у молодых? Болезнь Альцгеймера — пугающий диагноз в любом возрасте. Дегенеративные изменения в мозге необратимы, поэтому так важно оперативно отследить первые признаки и начать поддерживающую терапию. На ранних стадиях пациентам назначают ингибиторы холинэстеразы. Развитие тяжелых и умеренных деменций тормозят препаратами мемантина Мемантин-НАН. Дополнительно показаны: прием лекарств, стимулирующих мозговое кровообращение и процессы метаболизма; контроль фоновых заболеваний, негативно отражающихся на работе нейронов и сосудов; двигательная активность и физиопроцедуры, улучшающие насыщение тканей кислородом; диета с ограничением продуктов, насыщенных легкими углеводами и животными жирами; отказ от вредных привычек, прежде всего — от курения и употребления спиртного.
Опасность нейродегенеративных изменений у молодых мужчин и женщин представляет быстрое прогрессирование расстройства.
Ухудшение памяти и внимания у людей старше 60 лет
С возрастом человек быстрее впадает в депрессивное состояние. Дефицит витамина B12, защищающего мозговые нейроны, приводит к необратимому повреждению мозга. Его нехватка снижает скорость оперативного мышления. Авитаминоз возникает при болезнях ЖКТ, крови или глистных заражениях. Нехватка витамина B12 часто встречается у курильщиков. Потеря памяти рано возникает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. У таких больных нарушаются функций головного мозга и развиваются органические поражения. Проблемы со щитовидной железой, ускоряющие или ухудшающие метаболизм, также порождают забывчивость и трудности с концентрацией внимания. Медикаментозное лечение замедляет дегенеративные процессы в гиппокампе.
Сахарный диабет при неадекватной коррекции уровня глюкозы в крови вызывает изменения в сосудах мозга. Развивается атеросклероз, ведущий к ослаблению памяти из-за ухудшения снабжения кислородом тканей головного мозга. Такие нарушения возникают при склеротических процессах, вызванных повышением концентрации холестерина и отложением бляшек на сосудистых стенках. Работу мозга ухудшает и прием некоторых лекарственных препаратов: миорелаксантов, антихолинергических средств, антидепрессантов, снотворных, седативных и обезболивающих лекарств. Ускоряют развитие склероза средства для снижения давления и лечения артрита.
К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью.
Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.
В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции. При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники. Лечение памяти При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя: Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
Существуют определённые причины, из-за которых человек в молодом возрасте страдает забывчивостью. Их стоит узнать, чтобы не допустить их в своей жизни. Но какие причины этому, рассказали эксперты. Фото: Pixabay 1. Многозадачность Зачастую молодые люди живут активной жизнью в режиме многозадачности, когда у них даже нет времени на отдых.
Они могут учиться, работать, строить отношения, общаться с друзьями и так далее. Из-за чего они не могут сосредоточиться на чём-то одном и это влияет на их память. Мозг просто не может постоянно думать обо всех важных делах, отчего появляются проблемы с памятью.
Самостоятельно такому больному восстановить информацию из головы не удастся. Виды амнезии по событиям: Ретроградная. Больной не в состоянии вспомнить какие-либо события, которые произошли после того, как у него начались проблемы с памятью. Человек, начавший страдать от такой амнезии, вдруг не может вспомнить ни одно событие, произошедшее до первых проблем с памятью. Новая информация при этом усваивается нормально. Однако такая амнезия, как правило, стремительно развивается и превращается в полную потерю воспоминаний. Отсутствует вся память.
Человек не помнит произошедших ранее событий и не запоминает того, что происходит сейчас. Диссоциативная выборочная. У больного остается неполный набор воспоминаний, при этом отсутствует только та память, которая связана с определенным событием. Человек не запоминает какие-либо места или лица, что вызывает проблемы с ориентацией в пространстве и общением с людьми. Больной часто не может понять, где он находится и почему разговаривает с тем или иным человеком. Виды амнезии по скорости развития: Внезапная. Резкая потеря памяти связана с одним конкретным моментом в жизни. Возникает после получения травмы или серьезных стрессов. Человек медленно начинает забывать те или иные вещи и события. Сначала воспоминания становятся размытыми, а потом полностью исчезают из головы.
Как правило, такой тип амнезии сопровождает старческое слабоумие. Все виды амнезии тщательно исследованы учеными. Однако некоторые вопросы, касающиеся развития и течения болезни, до сих пор остаются открытыми. Нарушение кратковременной памяти Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем. Кратковременная память — самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел.
Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем. Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти.
Ковид вызывает потерю памяти: ярославский врач-невропатолог рассказала о необратимых последствиях
Полная потеря частиц памяти является окончательной. Самостоятельно такому больному восстановить информацию из головы не удастся. Виды амнезии по событиям: Ретроградная. Больной не в состоянии вспомнить какие-либо события, которые произошли после того, как у него начались проблемы с памятью. Человек, начавший страдать от такой амнезии, вдруг не может вспомнить ни одно событие, произошедшее до первых проблем с памятью. Новая информация при этом усваивается нормально. Однако такая амнезия, как правило, стремительно развивается и превращается в полную потерю воспоминаний. Отсутствует вся память. Человек не помнит произошедших ранее событий и не запоминает того, что происходит сейчас. Диссоциативная выборочная.
У больного остается неполный набор воспоминаний, при этом отсутствует только та память, которая связана с определенным событием. Человек не запоминает какие-либо места или лица, что вызывает проблемы с ориентацией в пространстве и общением с людьми. Больной часто не может понять, где он находится и почему разговаривает с тем или иным человеком. Виды амнезии по скорости развития: Внезапная. Резкая потеря памяти связана с одним конкретным моментом в жизни. Возникает после получения травмы или серьезных стрессов. Человек медленно начинает забывать те или иные вещи и события. Сначала воспоминания становятся размытыми, а потом полностью исчезают из головы. Как правило, такой тип амнезии сопровождает старческое слабоумие.
Все виды амнезии тщательно исследованы учеными. Однако некоторые вопросы, касающиеся развития и течения болезни, до сих пор остаются открытыми. Нарушение кратковременной памяти Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем. Кратковременная память — самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел.
Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем.
Как правило, такое возникает не сразу, а при прогрессировании болезни. Этот вид памяти нарушается при болезни Альцгеймера и синдроме Корсакова. Промежуточная память сохраняет информацию в течение дня, а во время ночного сна мозг её структурирует и переводит в долговременную память. Поэтому когда человек соблюдает режим сна и бодрствования, утром он готов к запоминанию и анализу новой информации. Если сон длится менее трёх часов, промежуточная память не успевает очищаться, из-за чего возникают проблемы с выполнением других важных мыслительных операций, понижается внимание и объём кратковременной памяти. Классификация и стадии развития нарушения памяти В патопсихологии выделяют следующие нарушения памяти: эйдетизм — особенность памяти, при которой лучше развито зрительное восприятие, позволяет человеку удерживать необыкновенно яркие представления и воспроизводить их с высокой точностью; гипермнезия — патологическое увеличение памяти, которое связано с яркими воспоминаниями и, как правило, сопровождается психическими отклонениями может быть симптомом маниакального синдрома ; гипомнезия — ослабление памяти проявление старческого слабоумия и т.
В свою очередь амнезия классифицируется по разным признакам: По форме: ретроградная — человек не помнит события, которые случились до нарушения памяти; антероградная — память не фиксирует события, произошедшие после нарушения памяти; антероретроградная — пациент не помнит события ни до, ни после нарушения памяти. По динамике: фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе , недостатке витаминов группы В и алкоголизме; регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается; стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается; прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом закон Рибо — Джексона ; ретардированная отсроченная — события забываются через некоторое время. По причине развития: истерическая — в памяти исчезают конкретные неприятные для человека события потеря близкого, насилие и т. Виды ложных воспоминаний: конфабуляция — пациент забывает событие или непреднамеренно заменяет его вымыслом; псевдореминисценция — пробелы в памяти заменяются воспоминаниями из прошлого; криптомнезия — пациент принимает прочитанные или увиденные в кино события за реально пережитые; эхомнезия — пациенту кажется, что события постоянно повторяются, т. Осложнения нарушения памяти Параллельно с нарушениями памяти развиваются проблемы при письме, чтении и работе с числами. Со временем человеку всё сложнее ориентироваться в пространстве и планировать свой день, что ограничивает его социальную активность вне дома. При выраженных нарушениях памяти снижается качество жизни, утрачиваются профессиональные навыки и способность к обучению. Постепенно пациент утрачивает речь и практические навыки, он не может самостоятельно обслуживать себя.
Длительное течение, отсутствие грамотной терапии и необходимой реабилитации приводит к выраженному снижению интеллекта [2] [12]. Диагностика нарушения памяти Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез историю жизни пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей. Врача интересует: когда начались проблемы с памятью; принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки; не начал ли недавно применять новый препарат; какие действия кажутся пациенту трудными; что пациент предпринимал для улучшения памяти; принимает ли алкоголь и в каких количествах; попадал ли в аварию, падал или повреждал голову; болел ли чем-то недавно; чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу; переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни [15]. Лечение нарушения памяти Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни [1]. Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата. Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач [16].
Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти: Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве в квартире, по пути на работу и т. Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места. Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти. Метод Цицерона Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти.
Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно. Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6] [7] [8]. Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния.
Например, невролог рекомендует составлять список продуктов и запоминать его: когда вы придете в магазин, не доставайте автоматически список или телефон, а берите все по памяти. Если вы не идете в магазин, попробуйте запомнить рецепт». Профессор также добавил, что частое приготовление пищи — отличный способ улучшить рабочую память. Такую же тренировку можно повторить и на прогулке или во время езды за рулем — вместо навигатора лучше ориентироваться на собственную память. Интересно, что исследование, проведенное в 2020 году, показало, что у людей, которые чаще пользовались GPS, через три года наблюдалось более резкое снижение когнитивных способностей пространственной памяти. Новость Назван вид спорта, улучшающий память 3. Больше чтения Исходя из своего профессионального опыта, Рестак отмечает, что одним из ранних признаков ухудшения памяти является отказ от художественной литературы.
Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка. Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти.
Резкие провалы в памяти
Но если симптом развивается на фоне нейродегенеративных изменений, вызванных болезнью Альцгеймера, Хантингтона или аналогичных, то полное излечение на текущий момент невозможно. Главная задача врачей в таких ситуациях состоит в том, чтобы ослабить признаки заболевания и не допустить ухудшения состояния. Основные усилия направлены на сглаживание проявлений проблемы, врачи помогают пациентам адаптироваться к происходящему и научиться справляться со стрессом. Чтобы подобрать оптимальную терапию в конкретном случае, воспользуйтесь медицинскими услугами врачей нашей клиники в Казани. Записаться на прием можно по телефону или через сайт, выбрав удобную дату и время посещения.
Еще одна причина ухудшения мыслительной деятельности — злоупотребление вредной пищей и напитками с кофеином.
Действие кофе длится всего 20 минут, сначала человек испытывает резкий подъем энергии, а затем резкий спад. Для мозга такие перепады крайне нежелательны», — подчеркнул психолог. Ухудшению памяти и способности концентрироваться, по словам Мавлютова, способствует и чрезмерная привязанность к гаджетам. Мозг экономит ресурсы и работоспособность, что приводит к его расслаблению и снижению функций», — подытожил специалист.
Вскоре педагоги отметили, что он хуже остальных читает и считает, однако никто не спорил с тем, что ребенок очень смышленый. Дома Фил не переставал заниматься своими экспериментами, но теперь родители обратили внимание, что он редко доводил их до конца. Более того, мальчик стал чаще жаловаться на усталость и плохой сон. Что такое рабочая память и как она устроена Анатомия принятия решений: что такое рабочая память и можно ли ее улучшить Учителя пригласили родителей для беседы.
Они утверждали, что у Фила синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мысль, что их ребенка считают «ненормальным», возмутила родителей. Через несколько месяцев Фила перевели в другую школу, где ситуация повторилась… В конце концов родители прислушались к советам учителей, ведь жалобы на Фила не прекращались. Несмотря на укоренившийся в сознании родителей стереотип, что поход к психологу — фактически признание «ненормальности», они всё же решились на этот шаг. Невролог попросил родителей внимательно наблюдать за поведением ребенка, он проводил многочисленные интервью с Филом и его учителями, заставлял мальчика выполнять различные психологические тесты. Через 6 месяцев работы он поставил диагноз — СДВГ, потому что как минимум 6 симптомов данного расстройства непременно проявлялись в течение всего периода обследования. СДВГ — один из самых противоречивых синдромов в неврологии. Однако цифра приблизительная, так как немногие родители решаются пойти с этой проблемой к врачам и боятся навесить на ребенка ярлык «психически нездорового».
Взрослые же просто не признают СДВГ. Американский психолог Вайолет Оклендер писала , что дети, подобные Филу, «не владеют своим телом», «суетливы и много двигаются на месте», «испытывают трудности в учебе, вызванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов». СДВГ — это расстройство, с которым нужно бороться, поскольку пренебрежительное отношение к нему зачастую оборачивается образовательными и социальными проблемами. Ученый проводил исследования с применением функциональной магнитно-резонансной томографии фМРТ и с ее помощью продемонстрировал, что у Фила и других подобных детей немного отличается анатомия мозга: объем префронтальной коры и мозжечка чуть меньше, чем у обычных детей. Впрочем, к 15 годам разница нивелировалась. Кастелланос также показал, что у людей с поражениями в этих областях никогда не наблюдается СДВГ. Исследователь Рассел Барклей, наблюдая за развитием ситуации, предложил свою интерпретацию событий. Так как префронтальная кора связана с рабочей память, возможно, именно ее нарушения лежат в основе СДВГ.
Эту идею подхватил другой ученый, Ларри Сьедманн, который, используя задачу на рабочую память n-back-задачу , показал, что у взрослых с СДВГ наблюдается меньшая активность в левой нижней затылочной доле и мозжечке. N-back-задача позволяет проверить способность рабочей памяти к обновлению ее содержимого. Участникам показывают серию букв звуков, изображений и т. Они должны сказать, является ли данный стимул таким же, как N шагов назад. Соответственно, N может быть равным единице, двум, трем и т. Чем больше N, тем сложнее задача. Модель рабочей памяти по Алану Бэддели. Источник За время проводимых исследований Фил вырос и сам стал заниматься научными изысканиями.
Он заинтересовался идеей проблем с рабочей памятью и изучил модель рабочей памяти, предложенную Аланом Бэддели. Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации. Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома. Фил был удивлен, выяснив это. Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти. Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания.
Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли. Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела. Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику.
Также, по его словам, мозгу мешают нормально функционировать эмоциональное переутомление, стрессы, авитаминоз. Для полноценной работы мозгу постоянно требуются витамины группы B, защищающие клетки от старения и обеспечивающие адекватную работу центральной нервной системы. При стрессе блокируются многие физиологические процессы, связанные с памятью. Стресс вызывает заторможенность и снижение концентрации внимания Эдуард Мавлютовпсихолог Хронический недосып — один из главных врагов здоровья мозга, так как именно во сне мозг «перезагружается».
Если человек спит мало, то мозг попросту не успевает восстановиться, синтезировать новые клетки, пояснил Мавлютов.
Психолог раскрыл несколько неочевидных причин проблем с памятью
К причинам проблем с памятью у молодых людей, помимо перечисленных соматических патологий, можно отнести. Проблемы с памятью происходят у людей всех возрастов, а не только у пожилых людей в силу их возраста. Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. Среди других причин, способных вызвать подобные проблемы у молодых, можно рассматривать нарушения зрения, но их легко диагностировать.
Медики назвали причины проблем с памятью у молодых людей
Болезнь Альцгеймера — причина деменции у пожилых людей в двух третях случаев. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. Причина, вполне вероятно, в перегруженности информацией, одной из основных проблем нашей с вами современности. Как правило, проблемы с памятью не сохраняются после устранения ключевого фактора. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга.
Собрать весь свой опыт
- Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение
- «Я не старая, но постоянно все забываю»: норма или признак болезни?
- Что такое память?
- Почему ухудшается память
- Причины ухудшения памяти в молодом возрасте
Резкие провалы в памяти
Причины нарушения памяти. Проблемы с памятью могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам: как физическим, так и психическим. Как сообщил специалист, ухудшение памяти и работы мозга у молодых людей часто связаны с неосознанным нарушением здорового ритма жизни. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга.