погост, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Все, что я вам поведаю в данном видео, это мое познание и личный опыт. Можете мне не верить, я лишь делюсь с вами информацией, а как вы с ней распоряжа. Трак-товка погоста-округа как общины и погоста-центра как мольбища вызвала у него резкие возражения. Погосты или погостины в Древней Руси – это место, где проводились съезжие базары, велась торговля. Погосты, или погосты-станы, представляют собой особого рода поселения, которые играли важную роль в истории и жизни Руси.
Что такое погосты в древней Руси?
Еженедельная газета "Рабочее слово" | Что такое Погост в древней Руси термин. |
Погост – склепение природы и истории | постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица». |
Что такое погосты кратко
Иди ко мне! К ноге я сказал! Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол: — Принесите её мне!.. Больной шепотом: —Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате! Фея — Золушке: —Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать!
А не наоборот, как было в прошлый раз! Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Особым шармом и атмосферой обладают сельские кладбища.
Протоптанные тропинки среди могил, покосившиеся оградки, грязь, кресты и поминальные венки — на любого такая гнетущая атмосфера наведёт довольно жуткое настроение. Такие сельские кладбища называют погостами, и суеверные жители предпочитают обходить их стороной. Но каково происхождение слова «погост» и какие у него есть значения?
Этимология слова Слово « погост» изначально было образовано из слова « гость».
Есть две версии и начнем мы с торговли. Погост: история о торговле Раньше людям было тяжело и долго добираться в отдаленные села и деревни, поэтому день, когда приезжал торговец в соседнее поселение всегда был одним из важнейших для жителей. Торговля на Руси называлась «гостьба», а торговцы — «гостями», поэтому и место, где собиралось огромного количество горожан со всей дальней и ближней округи называли «погостами». Если это место было достаточно успешным и многолюдным, на погосте появлялись постоялые дворы для ночевки людей и торговцев, различные развлечения и, конечно же, большие храмы. Рядом с ним как раз и появлялось кладбище. Со временем такие точки торговли могли развиваться или приходить в упадок, но вот кладбище оставалось, поэтому спустя несколько веков погостом уже называли именно его.
Погощаннин, -щанка, житель погоста. На погосте с утра раскричались вороны. Сельское кладбище в старину - рядом с церковью. Снести на п. П-ые кресты. Позднее административно-территориальная единица и центральное селение податного округа. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. Академический словарь -а, м. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая. Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта. По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Происходит от др.
Погост в древней Руси это что такое? (определение)
Pogost - Pogost | Погост – специально учрежденное место для сбора подати, введенное княгиней Ольгой в первой половине X в. |
Что такое Погосты? | Такое деление на погосты и значение церквей в них продолжалось практически до конца 18века, когда после проведения Екатериной II областной реформы, погосты были упразднены. |
Что такое погост кратко | церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). |
Погост в древней Руси это что такое? (определение) | Погост в Древней Руси Данный исторический термин впервые был упоминается еще во времена, когда на русских землях еще вовсю поклонялись языческим идолам и богам, не ведая о христианстве. |
Погост: история и фотографии
ПОГОСТ — ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Что такое погост в 10 веке? Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. Замена термина «повост» на «погост» началась, вероятно, сразу после принятия на Руси христианства при князе Владимире в 988 году: в его церковном уставе упоминаются именно «погосты». Новости игр c Сергеем Пономаревым. Для каждого погоста был установлен урок — фиксированный размер дани или работ, которые нужно было выполнить к определенному сроку.
Погост в Древней Руси
Такие места считались священными и являлись местом сосредоточения сакральной энергии. Городские погосты располагались возле храмов или в центральной части города и также имели свое значение в религиозной жизни городского сообщества. Погосты также обладали своими особенностями в организации пространства. Обычно на погосте были построены храмы или часовни, могилы окружали храм со всех сторон. На территории погоста также могли находиться кресты, памятные знаки и другие элементы, символизирующие место покоя умерших.
Кроме того, на погосте могут быть присутствовать и другие объекты: каплицы, брачные свитки, колодцы и т. Таким образом, погосты в древней Руси представляли собой особые места сакральной природы, отделенные от будничной жизни и служившие для памяти умерших. Расположение погостов, их отдаленность от населенных пунктов и организация пространства делали их уникальными и значимыми объектами культурного наследия. Роль погостов в экономике и культуре древней Руси Погосты являлись неотъемлемой частью экономики и культуры древней Руси.
Они служили не только местом для временного пребывания путников, но и играли важную роль в развитии торговли и обмене культурными ценностями. Одной из главных функций погостов было обеспечение безопасности для торговцев и путников. Погосты располагались на крупных торговых путях и предлагали услуги по стоянке и размещению гостей. Здесь путники могли найти ночлег, пополнить запасы продовольствия и получить необходимую помощь.
Погосты являлись местами, где торговцы могли встретиться, обменяться товарами и вести деловые переговоры. Также погосты играли важную роль в обмене культурными ценностями. Сюда приезжали путешественники, а также иностранные посольства и купцы. Они привозили с собой новые идеи, знания и искусство, которые распространялись дальше по Русской земле.
Погосты становились центрами культурной жизни, где проводились ярмарки, яркие праздники и разнообразные развлечения. Кроме того, погосты были важным элементом в системе обеспечения продовольствием. Здесь производилась и продавалась продукция сельского хозяйства. Важным источником дохода для погостов был сбор торговых пошлин, что способствовало развитию их экономической стабильности и процветания.
Таким образом, погосты в экономике и культуре древней Руси играли значительную роль. Они обеспечивали безопасность путешественников и торговцев, способствовали развитию торговли и обмену культурными ценностями, а также служили важным источником продовольствия и дохода. Погосты и христианство С появлением христианства на Руси в IX веке, культурное и религиозное пространство страны претерпело значительные изменения. Христианство стало учить об превышенной значимости жизни в загробном мире, а также о необходимости молитвы за умерших.
Это непосредственно повлияло на развитие инфраструктуры погостов.
Например, известно, что погостами раньше а кое-где и до сих пор назывались поселения. Интересно, как значение этого слова трансформировалось со временем.
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Затем погостами стали что-то вроде сельских поселений, состоящих из нескольких населённых пунктов. Со временем во многих погостах возникли церкви.
И тогда понятие погост трансформировалось и под ним стали понимать населенный пункт с приходской церковью и кладбищем. А потом, видимо, из-за того, что у церкви раньше всегда находилось кладбище, то и кладбища сами по себе тоже стали звать погостами А вот интересное размышение г. Войонмаа, которое касается происхождения в Карелии и в Финляндии "погостов" и которое было опубликовано в Р.
О происхождении этого слова высказываются различные мнения. По мнению одних, оно обозначало торговое место, где собирались для торговли. В исторические времена погосты в Северной России являлись административными округами и вообще центрами общественной жизни.
В финляндских областях, подвластных Новгороду, такие погосты были основаны в половине X ст. Вышеприведённое объяснение первоначального значения русского слова "погост" приводит к мысли - пишет г.
Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. В Орловском крае называлось Погостье, а в Курском — Погостья. Данное слово применялось и в названиях населённых пунктов, например Дмитриевский Погост, Гусевский Погост и другие. В словаре Ушакова Еще один автор великого русского языка утверждал, что погост — это поселок или деревня, расположенная на севере. У Ушакова, так же как и у Даля, сказано, что под этим словом следует понимать не только кладбище, но и всю территорию, на которой расположена церковь. Погост в качестве места вечного упокоения настолько прижился в русской речи, что появились устойчивые выражения.
Например, «снести на погост», что значит «похоронить». Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. Первое установление П.
Одни ученые принимали упоминаемые здесь П. Почин в понимании П.
У погоста на, при погосте живучи, всех не оплачешь не оплакать. Жаль, жаль, а везти на погост говор , мыши, погребая кота. И жаль батьки, да везти на погост. Несут гостя до погоста.
Щеголь с погосту, и гроб за плечами. Живет на погосте, а хлеба ни горсти новг.
Pogost - Pogost
Погосты основала княгиня Ольга после своего похода в 947 году на Новгородские земли как место сбора дани с населения. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Все, что я вам поведаю в данном видео, это мое познание и личный опыт. Можете мне не верить, я лишь делюсь с вами информацией, а как вы с ней распоряжа. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. Такое деление на погосты и значение церквей в них продолжалось практически до конца 18века, когда после проведения Екатериной II областной реформы, погосты были упразднены.
Погост – склепение природы и истории
1. Считается, что изначально погостами были места, где останавливался/гостил князь и его дружина для сбора урока с определенной территории (впервые поделила Новгородскую землю на погосты Княгиня Ольга). И тогда понятие погост трансформировалось и под ним стали понимать населенный пункт с приходской церковью и кладбищем. ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Что такое Погост в древней Руси термин. Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. Главная» Новости» Что такое погост в древней руси.
Что такое погосты на Руси
Кенозерский Погост. Почезерский Погост, Архангельская область. Погост цеозеро Архангельской области. Спасённый Почезерский Погост. Гимрека Церковь Рождества Богородицы. Гимрека Погост.
Гиморецкий Погост. Деревня Гимрека. Лядины Каргопольский район Церковь. Лядины Погост колокольня. Деревня Погост Каргопольский район.
Лядинский храмовый ансамбль. Деревня Саунино. Саунино Вологодская область. Каргополь пейзаж. Погост Лядины Архангельской области.
Лядины Каргопольского района. Богоявленская Церковь Погост. Кижи кладбище Кижского погоста. Что значит Погост. Погост в каком веке.
Порженский Погост. Порженский Погост Кенозерского. Церковь Георгия Победоносца на Порженском Погосте. Нименский Погост. Храмовый ансамбль Саунинского погоста.
Почозерский Погост кладбище. Михаил Прохоров, Почозерский Погост. Князь Погост город. Деревенский Погост. Старый деревянный крест.
Погосты это в древней Руси. Погосты это кратко. Погост в древности. Погост Полисто. Заячерицкий Погост Устьянский район.
Погост Рязанская область кладбище. Луженгский Погост. Погосты определение. Что такое погосты в древней Руси 6 класс. Саминский Погост Вологодская область.
Саминский Погост Вытегорский район Вологодская область. Дмитриевский Погост Вологодская область. Ворота погоста. Погосты на природе. Погост по истории 2022.
Погосты философия. Погост Пярдомля. Свирков Погост. Погост у реки. Мрачное Православие.
Цветущий Погост. Почозерский Погост. Церковь Почозерского погоста. Почозерский храмовый комплекс. Филипповская Кенозерский национальный.
Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия , составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен Lahn , погост Pogost , приход Sochn. В современной Латвии есть административная единица территории pagasts см. Волости Латвии , чьё название, по Фасмеру , восходит к слову «погост».
Получается "мифы определенного племени, народа". Что такое язычество история 6 класс? Богов природные силы в язычестве «славят», но не поклоняются им. Язычник выбирает богов для себя и «склоняет их к сотрудничеству, к помощи». Какие боги были в Древней Руси? Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог.
Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог - бог ветра. Как звали бога славян? Перун — языческое божество грома и молнии. Занимал центральное место в восточнославянском веровании славян. Также почитался как бог — податель воды, живительной влаги, космическое божество. Истоки культа этого божества ведут свое начало еще с индоевропейской эпохи. Что за бог Велес? Велесъ, Волосъ — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна. Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна. Клейн отделяли Велеса от Волоса.
Как называется система божества у славян? Языческий славянский пантеон представляет из себя несистематизированное как у древних греков собрание богов разных народов - от средиземноморских и прибалтийских до северокавказских и, возможно, приуральских. Уникальные т. Какой бог в славянской мифологии считается создателем Вселенной? И все, что существовало в мире, было лишь малой частью этого бога.
По мере распространения христианства в России церкви строились в погостах. В 1775 г. С тех пор они стали называться городскими погостами погосто - место , функционировавшими как приходские центры. В центральных уездах 15-16 вв. Погосты представляли собой небольшие поселения с церковью и кладбищем, типа Кижи Погост или Кадников Погост. В современном русском языке погосты обычно обозначают сочетание сельской церкви и кладбища , находящегося на некотором удалении.
Что такое погост?
Каждый год князь или близкий к князю воевода с дружиной выезжал в ноябре в подвластные ему территории с целью сбора дани и кормления. Это называлось «полюдье». Продолжался поход всю зиму, и только в апреле, когда с рек сходил лед и появлялась возможность торговли с греками, булгарами, хазарами, князь возвращался в Киев и сбывал набранный в полюдье товар. В состав дружины, занимавшейся сбором дани, обычно входило около 100—200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. Полюдье не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели.
Но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена, вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря. После расправы над Игорем его жена, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла их главный город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли.
Там она провела важную налоговую реформу, в результате которой вместо полюдья стала применяться систематическая уплата определенной дани в специальных княжеских административных центрах — погостах, а не в племенных центрах, как это было раньше. Теперь ее сбором занимались специальные лица — тиуны, пересылавшие затем налог через наместников непосредственно князю в Киев. Также Ольгой были определены уроки — фиксированные размеры дани. Реформы Ольги впервые регламентировали правовые отношения между столицей и землями, входившими в молодое государство, разделив их на волости, а волости — на погосты.
В киевской летописи говорится, что «пошла Ольга в Новгород и установила по Мсте погосты и дань и по Луге оброк и дань».
На юге территория погоста заканчивалась южнее озёр Пячино и Долгомошье. На востоке погоста находился куст деревень, расположенный на берегах Лидского озера. Из 136 населённых пунктов погоста переписи 1496 года до наших дней сохранились без переименований только Радогощь 1496 и Койгуши 1496. Центр погоста находился у озера Белое, к югу от деревни Койгуши. В 1496 году здесь уже стояла деревянная Георгиевская церковь. В церковный причт входили поп Кирило и дьячок Онцифорко. Кроме земли у погоста священник располагал сенокосом на Ретеше в «пустом Онтоновском селище», где ставилось 20 копён сена.
Ондрейка Боярин, Трофимко Казак и другие. До присоединения новгородских земель к Великому княжеству Московскому всеми землями Койгушского погоста владел новгородский боярин Богдан Есипов. Его доход с данных земель составлял деньгами чуть свыше 9 рублей и продуктовый оброк, составляющий около 500 кг ржи, 22 сыра и 179 горстей льна. Солидный доход также получали волостель и ключник. На момент переписи в деревне на Белом озере проживал «Богдановский человек», там же, по всей видимости, ранее находился приезжий Большой двор боярина Богдана Осипова. На момент описания погоста писцом Юрием Сабуровым в 1496 году в нём не было дворянских поместий, отсутствовали также землевладения новгородских монастырей и церквей. Во второй половине XVI века в Койгушском погосте произошли существенные изменения. Сократилось также население погоста.
Писцовая книга Обонежской пятины Нагорной половины 1583 года писца Андрея Плещеева фиксирует полное запустение Койгушского погоста. Писцами отмечено, что Георгиевская церковь в центре погоста «стоит пуста без пения», а в земельных наделах церковного причта «пашни лесом поросло». Также «пустой без пения» стояла новая деревянная церковь во имя Св. Великомученицы Прасковеи, наречённой же Пятницы на Леп-ручью, дворы причта также были пустыми. Позднее здесь возникнет Лепрудская Пятницкая пустынь. Пустыми были поместья, выделенные московским дворянам, взамен утраченных на ранее захваченных землях во время Ливонской войны 10 поместий.
Погосты служили идеальным местом для сбора дани, которой варяги — торговцы солью, обложили местные славянские земли. После принятия в 988 году христианства на Руси Владимиром Великим погосты были немного изменены, так как на них появились церковные сооружения и кладбища, откуда и сформировалось нынешнее значение слова «погост» кладбище. В эпоху наивысшего расцвета средневековой Руси слово «погост» все больше начинало употребляться в связи с сельской местностью и земельными уделами. В период упадка и феодальной раздробленности на русских землях волости часто переходили из рук в руки и поэтому многие «погосты» были либо разрушены или сожжены в результате нашествия татаро-монгольских войск. Позже на польских и литовских землях и вовсе многие погосты вошли в состав местных воеводств и были упразднены еще в 15-16 веках.
Использование в Финляндии и Латвии Центральную деревню финской кунта «муниципалитет» Иломантси обычно называют погоста Иломанци Ilomantsin pogosta , слово явно заимствовано из русского языка. Местный диалект финского языка демонстрирует сильное влияние России, и в муниципалитете очень много православных христиан. Даже название местной газеты - Pogostan Sanomat «Новости Погоста» , а определенное вирусное заболевание в местном масштабе называется болезнь Погоста. В современном финском языке также используется pogosta. Пастбища - это название основной единицы местного самоуправления в Республике Латвия. Слово «pagasts» - это широко используемое латышское слово, эквивалентное гражданскому приходу, волости или небольшому сельскому округу, происходящее из русского погоста.
Кладбище и погост: в чем разница?
Что такое погосты на Руси: история, значение и значение в современности | церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). |
Этимология слова «погост» | 1. Считается, что изначально погостами были места, где останавливался/гостил князь и его дружина для сбора урока с определенной территории (впервые поделила Новгородскую землю на погосты Княгиня Ольга). |
Еженедельная газета "Рабочее слово" | Pogostan Sanomat ("Новости Погосты"), а определенное вирусное заболевание местные жители называют болезнью Погосты. |
Всё о Погосте, откуда пошло и где находится!!!
нившихся с эпохи ранних этапов древнерусской государственности вплоть до Новейшего времени. На погостах в России происходило разнообразное общение между людьми разных национальностей и народностей, что способствовало культурному обмену и распространению идей. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Новости игр c Сергеем Пономаревым.
Погост – склепение природы и истории
Каждый погост имеет свою уникальную историю и свидетельствует о наследии предыдущих поколений. Архитектура и образ погоста Погост — это уникальное архитектурное сооружение, имеющее глубокие корни в истории России. Погост представляет собой особое место, где привнесены элементы различных архитектурных стилей, культур и традиций. Основным видом архитектуры, которую можно увидеть на погосте, является древнерусская архитектура. Здания, сохранившиеся на погостах, часто имеют необычные формы и высокие шатры, что создает неповторимый образ и позволяет погрузиться в атмосферу старины. Кроме того, на погостах можно увидеть различные памятники и памятные знаки, которые служат свидетельством истории и важных событий.
Они устанавливаются с целью сохранения памяти о прошлом и передачи его потомкам. Погосты являются не только местами покоя и молитвы, но и целыми комплексами, где кроме церквей и могил могут быть различные постройки, такие как дома для духовенства и здания для сбора дани. Все эти сооружения в совокупности создают уникальный образ погоста. Типичные элементы погоста Погост — это особое место, где нашла свое отражение история, культура и архитектура древних времен. Основным элементом погоста является его вид.
Здесь мы можем увидеть множество архитектурных сооружений, украшенных соответствующими декоративными элементами. Фото с погоста позволяют нам проникнуться атмосферой этого места и полюбоваться красотой его памятников архитектуры. Место погоста тоже играет важную роль. Обычно это священное место, выбранное с особым трепетом, что придает особую значимость всем его элементам. Одним из главных элементов погоста является его культура.
Здесь можно увидеть этикет и обычаи, которые свойственны именно этому месту. История погоста — это то, что придает ему душу и особый характер. Узнавая его историю, мы можем лучше понять и оценить неповторимость этого места. Неотъемлемой частью погоста являются памятники, которые здесь сохранились. Они напоминают о прошлом, о жизни и людях, которые когда-то существовали на этой земле.
Главные симболы погоста Погост — это особое место, богатое историей и культурой. Это место, где сочетаются разные временные периоды и путешествие во времени. Одним из главных симболов погоста является его внешний вид. Он представляет собой небольшое кладбище, окруженное невысоким оградным забором. Каждый погост — это настоящий памятник истории и культуры.
Здесь можно обнаружить различные памятники, которые являются свидетелями прошлых времен. Некоторые из них имеют оригинальный дизайн и занимают важное место в истории региона. Погосты также известны своими неповторимыми местами. Здесь можно прогуляться по мощеным дорожкам, насладиться красотой деревьев и цветов. Здесь можно увидеть архитектурные сооружения, которые удивят своей красотой и уникальностью.
Фото погоста — это важная часть путешествия. Для многих людей они служат не только источником информации, но и вдохновением для путешествий. Фотографии погоста помогают передать его атмосферу и красоту, а также сохранить в памяти важные моменты.
Особенно бросается в глаза их церковный характер. В каждом погосте, согласно оброчной книге от 1500 г. Таковыми были погосты Кексгольмской Карелии уже в 1396 г. Судя по тому, что Кюлялахти в 1396 г. Кюлялахти составлял деревню, принадлежащую Куркиёкскому погосту, название погост относилось так же к наименованию более мелких местностей. И в оброчной книге Вотской пятины слово погост упоминается как название маленькой местности. Можно считать более или менее достоверным, что под погостом подразумевалась церковная местность.
На карельском наречии слово pokosta обозначает церковное село; село Иломантси ещё до сих пор называется иногда "погостом". Таким образом название "pokosta" имело непостоянное значение - то под ним подразумевается село, приход, а то маленькая деревня. Многие погосты сохранились без изменения несколько столетий. Южные погосты Кексгольмской губернии в 1500 г. Например Раутуский погост имел в то время нынешние границы, то же самое следует сказать о границах Саккулаского и городского погостов. В основе разделения на погосты лежат древние колонизационные условия.
Вместе с тем данные археологии в настоящий момент не позволяют надежно определить хронологию этого перехода. Христианские кладбища при храмах эпохи позднего Средневековья и Нового времени на древнерусских городищах, как уже отмечалось, весьма нередки, в то же время на таких памятниках редко удается определить датировку существования укреплений или, скажем, начала использования их в качестве некрополя. Примерами могут служить, в частности, входящее в состав Гнездовского археологического комплекса Ольшанское городище и городище у с. Волочек-Нахимовский Холм-Жирковского района Смоленской области. На первом, где впоследствии существовал храм Николы Ольшинского, упомянутый в документах эпохи обороны Смоленска, наиболее ранним свидетельством начала «кладбищенского» этапа на данный момент является радиоуглеродная дата из погребения, соответствующая XV в. На городище Волочек-Нахимовский ранней датирующей находкой служит серьга в виде вопросительного знака с бусиной, обнаруженная in situ в одном из погребений. По определению д. Таким образом, на сегодняшний день археологически зафиксированной ранней датой погостов «позднего» облика оказывается XV в.
Торговля на Руси называлась «гостьба», а торговцы — «гостями», поэтому и место, где собиралось огромного количество горожан со всей дальней и ближней округи называли «погостами». Если это место было достаточно успешным и многолюдным, на погосте появлялись постоялые дворы для ночевки людей и торговцев, различные развлечения и, конечно же, большие храмы. Рядом с ним как раз и появлялось кладбище. Со временем такие точки торговли могли развиваться или приходить в упадок, но вот кладбище оставалось, поэтому спустя несколько веков погостом уже называли именно его. Погост: история сбора налогов Вторая версия гласит, что княгиня Ольга поделила территорию княжеств на погосты, с которых собирались «уроки» — то есть дань. Термином «погост» в этом случае назывался пункт, где останавливался «погостить» и собрать дань князь со всей своей свитой.