По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Я лично считаю, что Достоевский есть отец-основатель современного русского фашизма, и этой постановкой я хочу это доказать.
Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге
Внезапная и якобы насильственная смерть отца произвела на 17-летнего Достоевского неизгладимое впечатление. Издательство «Бослен» подготовило к этому дню книгу воспоминаний его дочери, «Мой отец Федор Достоевский». В полдень 10 июня Святейший Отец принял на частной аудиенции в Ватикане общину Папской региональной семинарии имени Пия XI из итальянской области.
Отец и мать
«#bsd #бсд #dazaiosamu #odasakunosuke #дазайосаму #одасакуноске» от автора отец Достоевского с композицией «оригинальный звук». Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному. По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке.
На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест
Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги.
Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе. Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера. Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки. Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия. На его похороны пришли 10 тысяч человек Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими.
Достоевский на смертном одре. Литография: А. Лебедев, 1881 г. Даля В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек. Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. Его жена больше не выходила замуж Анне Григорьевне на момент смерти писателя было всего 35 лет. Она прожила еще 37.
Замуж она больше не вышла. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком». Анна Достоевская умерла 22 июня 1918 года в Ялте и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Через полвека, в 1968 году, ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа. Его европейская популярность пришла в конце жизни, достигнув кульминации уже после кончины: в первые десятилетия XX века его книги были переведены на основные европейские языки. Затем пришла и всемирная известность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.
Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Комментируя заявление Маркаровой, депутат Государственной думы Дмитрий Белик отметил, что украинская дипломатия еще раз явила миру свое невежество. Скорее всего, Маркарова сама не читала Достоевского. Кроме невежества и глупости, украинский посол ничем хорошим себя не отметила.
Но взгляд у них такой осмысленный. Наталья: При этом, если они на что-то смотрят, значит — всё, смерть пришла.
Или ручейники, они делают себе домики из подручных материалов. У меня была коллекция таких домиков. Алексей: Вот такое у наших детей воспитание — красотой подводной жизни. Многоуважаемые вагоновожатые Алексей: А мною в детстве не особенно занимались. Родители меня видели редко. Ведь после школы я уезжал на спорт. Моя мама работала биохимиком в институте экспериментальной медицины, потом стала фенологом, их в России остались единицы.
Работает в этой области до сих пор, сначала в Русском географическом обществе, а сейчас в Ботаническом институте. Я любил в детстве бродить по закоулкам Географического общества, слушал лекции, например, Льва Гумилева, когда он там читал свой этногенез. Гулял по Публичке Российская национальная библиотека. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. Я родился и вырос напротив восьмого трамвайного парка. И потом пять лет отработал там же. Наталья: И меня на это подбил.
Я бросила работу швеей в люксовом ателье и тоже водила трамвай. Эта романтика трамваев мне была близка с детства. Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета. Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного. Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ». Вообще, всё вокруг звучит.
Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало. Думаете музыки для этого мало? О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть. А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал.
Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы. По воспоминаниям современников, это было хорошо. Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина. По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость.
Такое совпадение. Притом не первое и не последнее. Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы. У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок.
Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле. Так я стал бас-гитаристом. Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году. Поняли, что мы на одной волне.
Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок. Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена. Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было. Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ. Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту.
Пошла учиться на швею.
Так что я приходил из школы, брал с собой сменную одежду, тормозок еда с собой южнорусский сленг. Что это дало мне?
Терпение, упорство — очевидные вещи, которые дает спорт. Не хочется говорить высокие слова, но когда вот лодка, а вот ты, и стихия вокруг, и ошибка может стоить подчас жизни, учишься принимать решения и нести за них ответственность. Ну и природа, конечно.
Её я с детства любил. В трамвае по дороге на Шкиперский на уроки меньше времени тратил, чем на чтение Пришвина и Лескова. Красота в канаве Наталья: А мое детство в канаве прошло.
Вера средняя дочь Достоевских : А мы наблюдали на даче за муравьями и прочей мелочью. Но мама жалеет, что на нашей даче нет таких канав, какие были в её детстве. Наталья: Наших детей я уже сознательно знакомила с микрокосмосом.
А мне этот мир открылся неожиданно. Дело в том, что я была крайне болезненным ребенком. По моим воспоминаниям, я почти всё время лежала в постели с колючим шарфом на шее, читала.
Больной я была на все места. Меня даже лечили в санатории от дистрофии. Мои болезни привели к двум парадоксальным вещам, которые сыграли в моей жизни главные роли.
Во-первых, бабушка купила пианино, решив, что с моим здоровьем в спорт не пойдешь, значит, остается музыка. Во-вторых, она решила вывозить меня на дачу, где и была та самая удивительная канава. С первым сперва вышла осечка: пела я так, что мухи дохли, на прослушивании в музыкальной школе меня сразу развернули.
Но недаром мою бабушку называли в семье «крокодил». Если уж она что-нибудь задумала, вцепилась в какую-то идею, то так тому и быть. В общем, она привела меня на прослушивание вторично, надеясь, что в музыкальной школе меня не запомнили.
Но они запомнили. Тут бабушка вспомнила о том, что она блокадница, а это был аргумент, с которым никто не стал бы спорить, и меня все-таки взяли. Я выбрала блокфлейту, исключительно из-за компактных размеров.
Без врожденного слуха что-то из меня вырисовалось, благодаря потрясающему педагогу Александру Кискачи. Он научил меня думать, разговаривать музыкой и передавать свои эмоции звуками. Со вторым, с дачей, мне несказанно повезло.
Она была в Вырице, где почвы разнообразны — торфяники, суглинок. По краям участков были непересыхающие канавы. На всей одежде у детей летел живот и коленки, потому что мы почти всё время проводили, лежа у канавы.
Там перед нами открывалась подводная вселенная со своими красотами, драмами и трагедиями. Они и правда ужасные. Но взгляд у них такой осмысленный.
Наталья: При этом, если они на что-то смотрят, значит — всё, смерть пришла. Или ручейники, они делают себе домики из подручных материалов. У меня была коллекция таких домиков.
Алексей: Вот такое у наших детей воспитание — красотой подводной жизни. Многоуважаемые вагоновожатые Алексей: А мною в детстве не особенно занимались. Родители меня видели редко.
Ведь после школы я уезжал на спорт. Моя мама работала биохимиком в институте экспериментальной медицины, потом стала фенологом, их в России остались единицы. Работает в этой области до сих пор, сначала в Русском географическом обществе, а сейчас в Ботаническом институте.
Я любил в детстве бродить по закоулкам Географического общества, слушал лекции, например, Льва Гумилева, когда он там читал свой этногенез. Гулял по Публичке Российская национальная библиотека. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым.
Я родился и вырос напротив восьмого трамвайного парка. И потом пять лет отработал там же. Наталья: И меня на это подбил.
Я бросила работу швеей в люксовом ателье и тоже водила трамвай. Эта романтика трамваев мне была близка с детства. Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета.
Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного. Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ».
Вообще, всё вокруг звучит. Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Глебова и А. Бурмистров, заместитель Председателя коллегии адвокатов «Регион сервис» А. Удодиков, представители прессы. Почетные гости посетили постоянную экспозицию музея, пообщались в непринужденной обстановке и вручили орден «Звезда Достоевского» краеведу, искусствоведу, автору книги «Двадцать два дня из жизни Ф. Достоевского г.
И возможно поэтому образ Достоевского представляется нам «мрачным». Так его видит итальянский художник. На родине русского писателя называют не иначе как «патологоанатом человеческой души». Американские студенты же, напротив, не видят ничего депрессивного в творчестве писателя. Впрочем, в одном и наши, и заокеанские читатели солидарны. Федор Достоевский - величайшая фигура в мире литературы. Темные подворотни с обшарпанными фасадами домов, где жили «Бедные люди» Достоевского и сейчас выглядят, как на страницах его знаменитых романов. Вот и со школьной программы у многих не меняется представление о писателе. Словно он стал заложником своих литературных образов. Напротив, он любил детей, был человеком ярким, интересным», - рассказала экскурсовод Светлана Селищева.
Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, и печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта» под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. Достоевский находился в пограничной ситуации, когда написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.
Возможно, не случайно писателем было выбрано это место, где происходили события, описанные в повести М. Лермонтова «Штосс», и «проживал» Раскольников. Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Анна Григорьевна Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая». Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье.
Однако на встрече Достоевский не соблюдал этикет. В 1880 году, всего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы - через два дня писатель скончался. После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем.
Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине : «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Количество депутаций превышало заявленное число.
Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А. Пальм, первый биограф писателя О. Миллер, П. Гайдебуров, К. Бестужев-Рюмин, Вл.
Соловьев, студент Д. Козырев, студент Павловский, П. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться «Сумерки идолов». Семья и близкие Федора Достоевского: Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский 1756 - около 1819 служил грекокатолическим, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова ныне Винницкая область Украины по родословной - протоиерей г. Брацлав Подольской губернии. Отец, Михаил Андреевич 1787-1839 ,11 декабря 1802 г.
По императорскому указу от 5 августа 1809 г. С 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1818 переведён ординатором в Московский военный госпиталь,а через год, 7 мая 1819-го перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки. В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году - и соседнюю деревню Черемошню Чермашню. Мать Достоевского, Мария Фёдоровна 1800-1837 , была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича ок. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского.
Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей сын Фёдор был вторым ребёнком. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой «Подросток» и Софьи Ивановны Карамазовой «Братья Карамазовы». Фёдор Михайлович был вторым ребёнком в семье Достоевских, в которой кроме него появилось на свет семеро детей: Михаил 1820-1864 Варвара 1822-1893 , в замужестве Карепина Андрей 1825-1897 Вера 1829-1896 , в замужестве Иванова Любовь 1829-1829 - близнец Веры, умерла вскоре после рождения Николай 1831- 1883 Александра 1835-1889 в замужестве Голеновская. Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием Фёдора Михайловича, а их работа над журналом «Время» осуществлялась в значительной мере совместно. Старшие братья Достоевские испытывали тесную родственную и духовную связь. Смерть Михаила стала огромной и тяжелой утратой для писателя.
Достоевский написал некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», взял на себя уплату долговых обязательств и заботу о семье брата. Младший брат Андрей стал архитектором. Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Братья жили в разных городах и виделись редко, однако никогда не прерывали родственных отношений. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате, часть которых использовал первый биограф писателя О. Образ любящего отца в этих «Воспоминаниях» противоречит характеристике Михаила Андреевича как ненавидимого мужиками угрюмого и жестокого крепостника, которая утвердилась у многих биографов под влиянием О. Миллера и Л.
Андрей Михайлович публично опровергал слухи о том, что Фёдор Михайлович Достоевский с детства страдал эпилепсией. Из сестёр наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной 1822-1893 , о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» 28 ноября 1880. Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну 1844-1888 , которую, согласно воспоминаниям Л. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет. Вторая жена - Анна Григорьевна Достоевская - родилась в семье мелкого петербургского чиновника. По её собственному признанию, любила Достоевского ещё до встречи с ним.
Иногда кажется, что если бы судьба не вынесла Достоевского из теплой православной Москвы в неуютный западнический Петербург, то это был бы совсем другой писатель, похожий наверное на Ивана Шмелева. Михаил Андреевич и Мария Федоровна Достоевские О матери, умершей от чахотки, когда Феде было 15 лет, Достоевский отзывался с нежностью.
Об отце говорить не любил. Из этого умолчания последующие авторы слепили образ бездушного отца-деспота, на всю жизнь нанесшего сыну душевную травму. Это ложь. Именьице Достоевских в Даровом Михаил Андреевич положил много усилий, чтобы захудалый род выбился в люди — выслужил потомственное дворянство, приобрел имение Даровое в Тульской губернии и несколько лет юные Достоевские чувствовали себя настоящими баричами. Главное, чего требовал отец от сыновей — образование. Фёдор очень много читал, рано знал наизусть библейскую историю и русскую историю по Карамзину. Когда в дворянском пансионе не нашлось учителя латыни, отец стал заниматься с сыновьями сам и тут и раскрылась вся неровность его характера — он был добрым, никогда не применял физического воздействия, но очень требовательным и гневливым.
Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
Вскоре семья Достоевских стала дворянского рода. В 1831 г. Михаил Андреевич приобрёл село Даровое в Тульской губернии. Правда, первоначально со всем этим хозяйством было больше проблем, чем выгоды — земли худородные, а весной следующего года вообще произошёл пожар, стоящий хозяину семейства 9 тысяч рублей. Тёмные черты Разумеется, в памяти Фёдора Михайловича отец так и остался человеком добрым, чувственным, любящим и не способным на какие-либо подлые или жестокие поступки. Тем не менее, многие современники, особенно крестьяне, вспоминавшие о Михаиле Андреевиче, оставили о нём не самые лестные отзывы. Так, Макаров, крестьянин, живший в его селе, говорил: «Зверь был человек. Душа у него была темная — вот что… Барин был строгий, неладный господин, а барыня была душевная. Он с ней нехорошо жил, бил её. Крестьян порол ни за что».
Действительно, Михаил Андреевич был человеком жестоким, вспыльчивым, а ещё весьма подозрительным. Однажды, когда Мария Фёдоровна была в очередной раз беременна, и её ребёнок был на 7 месяце, он закатил ей скандал, потому что был уверен в том, что она ему изменила. Вспышки гнева порой заканчивались рукоприкладством о чём упоминает и Макаров, и остальные. Однако Мария Нечаева действительно любила его и прощала ему любые его грехи и слабости. В 1837 г. Её смерть тяжело далась Михаилу Андреевичу.
Более 125 человек были арестованы по этому делу. В учебниках оно называется "Академическое дело", а вот на папке вот так красиво указано: " Всенародный союз…".
Чекисты сами придумали такое красивое название несуществующему союзу. Андрей Федорович Достоевский, внук писателя. Что касается Андрея Федоровича, то он был арестован из Симферополя — своего родного города. Как потом оказалось, он дважды арестовывался. В 1929 году Андрей Федорович Достоевский был арестован и послан "на химию", которая в то время уже существовала. Для меня это тоже было неожиданностью, но я нашел некоторые не прямые подтверждения в письмах его матери Екатерины Петровны. Моего отца на какое-то время, возможно, недолгое, в 1929 году оторвали от матери, он работал на соляных копях, но где точно, я не выяснил. В письмах матери говорится о том, что она существовала вместе с сыном на пожертвования из-за границы.
За рубежом многие знали, что она невестка писателя, а он внук писателя, и материально помогали, потому что она не могла ни на какую работу устроиться, её никуда не принимали по социальному происхождению, поскольку она была потомственной дворянкой, и, соответственно, Андрей Федорович тоже. Они бедствовали. Она давала частные уроки английского, французского и немецкого языка, как там было написано, для аристократии новых социальных служащих. Но много ими не заработаешь. Поэтому отец на юге поступил в институт, но был вынужден уйти оттуда, о чем он писал иронически: "За отказ снятия студенческой фуражки". Вот тогда он попал "на химию". Когда его отпустили, он решил продолжить образование в Ленинграде, в Политехническом институте. Он жил в одной комнате с двоюродным дядей, Андреем Андреевичем.
Вот только Андрей Андреевич принял Андрея Федоровича — и тут же был арестован по своему делу. А через три года, в 1934 году, был вновь арестован Андрей Федорович. Препровожден в Большой дом, который только что в 1934 году был построен, пахнущий свежей краской. Отец был арестован после убийства Кирова, среди десятков тысяч других, и месяц просидел в тюрьме. Но обошлось без суда. Я не так давно писала об Иване Бунине : его племянники, носившие ту же фамилию, боялись признавать родство с ним, даже когда прошла перестройка и уже обо всем стало возможно говорить. Видимо, и дети других "реакционных писателей" имели основания опасаться, о чем вас мама и предупреждала… Но, вы говорите, обошлось без суда. Значит, ваш отец долго прожил?
Сугубо по линии Достоевских есть мистика, которая представляла сложность лично для меня. Шестидесяти лет умер Фёдор Михайлович, если округлить. Шестидесяти лет умер Фёдор Фёдорович, его сын. Шестидесяти лет умер мой отец Андрей Фёдорович!.. Когда мне стукнуло 60, я очень тревожно себя чувствовал… Но моя сила жизни привела к тому, что я уже на 16 лет пережил Фёдора Михайловича!.. Победил эту закономерность. Хотя Фёдор Михайлович меня проверил: достоин ли я его наблюдения и его помощи? Но я выжил во славу Фёдора Михайловича, чтобы продолжать дела, которые являются обязанностью Достоевских.
Фёдор Фёдорович Достоевский, сын писателя. Фото: fedordostoevsky. О каких же делах вы говорите? Мой отец умер, сделав главное дело своей жизни, завершив предназначение. В 1967-1968 годах он выполнил завет своей бабки Анны Григорьевны — похоронить ее в могиле Фёдора Михайловича. Это было растянуто по времени. Она умерла совсем далеко от места его упокоения — в Ялте в 1918 году. Она отказалась уезжать из России, хотя у нее был прекрасный вариант.
Они оттуда двинулись за границу, а она осталась, и ее ждала страшная смерть: от голода. От заворота кишок, как умирали и многие блокадники. Оккупацию немцев, бомбардировку Ялты — все это она пережила. Но вот голод ее погубил. В какой-то момент Анна Григорьевна не выдержала и послала девушку, свою помощницу, на базар — продать колье, которое подарил ей Фёдор Михайлович. Ей хотелось жить, чтобы дописать воспоминания, доделать дела, связанные с увековечением памяти Фёдора Михайловича. На вырученные деньги они купили хлеба — и Анна Григорьевна съела целый кусок. И от этого умерла в страшных мучениях.
Полгода тело Анны Григорьевны не хоронили — оно лежало в цинковом гробу, за ним присматривала сестра Чехова, с которой она была знакома и даже к концу жизни подружилась. По законам того времени было не принято хоронить людей в отсутствие их родственников. И только через полгода Фёдор Фёдорович, мой дед, сумел через фронты Гражданской войны пробраться в Крым. Наконец Анна Григорьевна была похоронена в Аутской церкви под Ялтой. На какое-то, очень недолгое, время ее прах обрел упокоение. Церковь взорвали. Андрей Фёдорович получил письмо от местного жителя с известием, что останки его бабушки валяются на земле. Он поехал туда.
У меня даже есть снимки, как он собирает останки в полуистлевших лохмотьях. Он перезахоронил бабушку в Ялте на том же кладбище. Но она хотела лежать рядом с Фёдором Михайловичем, а это не так просто было оформить. В 1967 году мой отец собрал все документы, провел эксгумацию, отвез в Москву, отдал в крематорий, урну с ее прахом в Ленинграде подзахоронили к Федору Михайловичу. Анна Достоевская. Фото: ziva-club. Наконец Анна Григорьевна упокоилась рядом со своим любимым мужем. И всегда отвечала корреспондентам, что прожила эти 37 лет, каждую минуту принадлежа Фёдору Михайловичу.
Она очень много сделала, чтобы Фёдор Михайлович был известен всем в России. Она успела увидеть, как его имя начинает обретать известность и за границей. Но за границей прямых потомков писателя сегодня нет? Из Достоевских никто не был эмигрантом. Так назвать нельзя даже родную дочь Достоевского Любу, которая покинула Россию отнюдь не в 1917-18-м, а в 1912 году, когда никто еще массово не уезжал. Она наврала, прямо говоря, маме, что едет лечиться, на самом деле она просто решила уехать навсегда из России. Люба возжелала сама стать писательницей. Она заставляла маму издавать ее рассказы и романы.
Никто ее особо не читал, ажиотажа покупки ее книг не происходило, и Анна Григорьевна однажды прямо сказала дочери, что она вводит ее в лишние расходы, тратя на себя деньги, на которые она могла бы издать Федора Михайловича. Видимо, Люба из-за того, что ее не признали как писательницу в России, обиделась на всю Россию и решила уехать. Любовь не вернулась из-за рубежа, она там умерла и похоронена. Но есть еще один момент: родившись на Западе, а не в России, Люба ориентировалась туда, на место своего рождения. Веру в то, что мистика места определяет нашу жизнь, я очень сильно поддерживаю. Это очень серьезно — место появления на свет. Мой сын вынужденно родился на Васильевском острове. Роддом, в котором, как мы полагали, родится мой сын, внезапно был поставлен на капремонт, и я отвез жену в такси на Васильевский остров.
Алексей долгое время не знал, в каком именно роддоме он появился на свет. И как-то случайно я ему об этом сказал. А он, в свою очередь, признался, что, когда прогуливал уроки в школе, он садился на трамвай и ехал на Васильевский остров и гулял там. А мы там никогда не жили! Он там просто родился. Любовь Достоевская. Фото: Яндекс. А сколько лет вы занимаетесь изысканиями, связанными с Достоевским?
Патетически могу сказать — всю сознательную жизнь.
Михаил Андреевич очень любил своих детей. Своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан отцу и домашнему воспитанию. По словам Анны Достоевской, Достоевский любил вспоминать о своем «счастливом и безмятежном детстве». В «Дневнике писателя» за 1873 год он отмечал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей». Из письма Достоевского брату Михаилу, 1838 г. Странный характер!
Ах, сколько несчастий перенес он!
В 1830-х годах оно принадлежало отцу Федора Достоевского. Там писатель провел свое детство и возвращался в зрелые годы. Реклама В 1821 году церковь в деревне переделали. В здании перестроили оконные и дверные проемы, с северной и южной сторон к четверику пристроили каменные колонные портики с треугольными фронтонами, на четверике установили новый глухой барабан.
На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест
Вообще, всё вокруг звучит. Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало. Думаете музыки для этого мало?
О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть.
А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал. Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы. По воспоминаниям современников, это было хорошо.
Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина.
По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость. Такое совпадение.
Притом не первое и не последнее. Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы.
У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок.
Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле. Так я стал бас-гитаристом.
Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году.
Поняли, что мы на одной волне. Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок.
Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена. Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было. Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ.
Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту. Пошла учиться на швею.
И, как ни странно, там оказался весь преподавательский свет. Наверное, потому, что в училищах на тот момент по какой-то причине зарплаты были выше. Прекрасные педагоги занимались с нами далеко не только своим предметом.
Нас воспитывали, окультуривали, заставляли шевелить мозгами, касаясь различных тем, начиная с истории и политики, заканчивая искусством и вопросами смысла бытия. На тот момент моя семейная обстановка была такова, а мои юношеские стремления всех помирить настолько несостоятельны, что хоть в петлю лезь. Причем я сейчас выражаюсь не фигурально.
Мне казалось, что жизнь зашла в тупик, и кроме смерти у меня из него нет выхода. Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский. Не он улыбаясь, кивает на мужа , а роман «Идиот», который я достала с полки так, как поступала всегда, выбирая книгу, а именно брала, зажмурившись, первое, что попадется.
На этот раз мне попалось то, что было необходимо в этот момент. То, как Достоевский описал путь саморазрушения Настасьи Филипповны, меня перевернуло, я увидела множество параллелей, хотя обстоятельства моей жизни были совсем иными, общим был только итог, у нее свершившийся, а у меня возможный. И мне захотелось жить, будто открылось окно и появилась возможность вдохнуть чистый воздух.
Густав Достоевский Наталья: Однажды мой взгляд зацепился за флейту. Я сдула пыль с футляра, достала её и начала играть. Оказалось, надо ремонтировать.
Отвезла старому мастеру. На обратном пути увидела уличных музыкантов в переходе метро «Московская». От природы застенчивая, в тот момент пересилила себя, подошла к ним и спросила: «Ребята, вам флейтистка не нужна?
Оказалось, очень нужна. Так началась моя совсем другая жизнь в группе «Доктор Гаспар». Алексей: Я в то же время конкретно панковал.
Конечно, работал там-сям: экспедитором, сторожем в Ботаническом саду, приемщиком заказов на металлические двери, которые в девяностых всем неожиданно понадобились.
В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно.
Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят.
Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей.
Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование.
Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну.
В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной.
И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упрёки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол, «Я не знаю?
Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное.
А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. В чём особенность творческого метода писателя?
Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк.
После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя.
Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие.
Из некоторых потаённое прёт в алкогольном угаре. Тем не менее в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает. Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое.
Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силён. Надо ли подобное показывать?
Спорить не готов. Но люди читают. И может быть, наслаждаются.
Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают.
Причём и мужчины, и дамы. У него есть определённые их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька.
Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками. Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства.
Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить в приданое капитал. Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего.
Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго.
А в конце концов он её зарезал. Что можно сказать об идейной составляющей? Тяжёлая судьба заставила Достоевского эволюционировать.
Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил. Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей.
Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви. В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен.
Она сама хочет властвовать и править. Но особенно автор в своих книгах проехался по революционерам. Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность.
Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке?
Некрасов и В. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года.
Все заговорили о «новом Гоголе». Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю.
Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И.
Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.
В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А.
Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д. Григорович и др.
Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М.
Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н.
Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости.
Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием".
Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849. Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни.
В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф.
Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха. Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами.
Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома».
Достоевскому потребовалось несколько лет для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего. Первый биограф писателя О. Миллер считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского». Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая Epilepsia , что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II. В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» Biblioteka Warszawska были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём.
Сохранились воспоминания очевидцев каторжной жизни писателя - участника Польского восстания Симона Токаржевского и писателя П. Мартьянова 1827-1899. После освобождения из острога Достоевский около месяца провёл в Омске, где познакомился и подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом.
Когда Достоевскому было 15 лет, умерла его мать, когда ему было 17, умер отец. Семеро детей Достоевских остались сиротами. Достоевский служил лекарем в московской больнице для бедных. Михаил Андреевич очень любил своих детей. Своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан отцу и домашнему воспитанию. По словам Анны Достоевской, Достоевский любил вспоминать о своем «счастливом и безмятежном детстве».
В «Дневнике писателя» за 1873 год он отмечал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей».
Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?
Как прославленный мыслитель помогает потомкам и сегодня, в интервью АиФ-Петербург рассказал Дмитрий Достоевский, правнук Федора Михайловича. Прикоснуться к творчеству великого писателя теперь можно в новом музее — в столице открылся «Московский дом Достоевского», его посетил Владимир Путин. протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы. Это у Достоевского осталось еще с занятий по черчению в Главном инженерном училище.