В годы правления Александра I общественное движение в России впервые приобрело организованную форму. В этой серии ты увидишь, как закончилось правление Александра Первого, почему это привело к бунту декабристов. Из данной статьи вы узнаете о настроениях в русском обществе во время правления Александра I, о ине и его «Записке о древней и новой России» как концентрации мировоззрения дворянства. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России. Общественное движение при Александре 1 основу своей деятельности закладывало на фундаменте либеральных идей.
Общественное движение при Александре I
Просмотр содержимого документа «Общественные движения при Александре 1. Декабристы.». В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы. Общественное движение в России при Александре 1. Александр 1 общественно политические движения.
Тема Общественное движение при Александре I Лейб
Однако уже тогда звучали и призывы к свержению самодержавия как такового, и даже к истреблению всей царствующей фамилии. Оба Союза последовательно самораспустились, когда стало известно о наличии в их рядах тайных агентов правительства. Усилив конспирацию, будущие декабристы в начале 20-х гг. Первое находилось на Украине, возглавляемое П. Второе — в северной российской столице, Санкт-Петербурге. Душой этого общества были Н. Муравьев и поэт К.
Декабристы не были шутниками. Со стороны их поведение и манера разговаривать могли показаться даже театральными. Однако никакой нарочитостью здесь и не пахло.
Предусматривалась личная свобода крестьян, а также вводились гражданские права для каждого жителя России. Эти тезисы дают представление о том, чего добивалось общественное движение при Александре 1. Южное общество Это гражданское образование объединяло офицеров, проходивших службу на территории Украины. Руководитель Южного общества — герой Бородинского сражения, полковник П. Под его руководством был создан проект Конституции России под названием "Русская правда", но с более радикальными, чем у Муравьева, тезисами. Так, Российская империя должна была стать республиканской страной, а не монархией. Управлять государством должен был верховный совет и народное вече. Крестьянам предоставлялась не только свобода, но и земельные наделы. Таким образом, отмена крепостничества и радикальные преобразования в государстве являлись основами, которые характеризовали общественное движение при Александре 1. Таблица, иллюстрирующая краткие цели общественных организаций, представлена ниже. Члены тайных обществ активно обговаривали реальные способы достижения поставленных целей. Результатом стало решение о государственном военном выступлении. Несмотря на конспирацию, правительство имело представление об угрозах, которые несло общественное движение при Александре 1. В 1822 году было принято решение о запрете всех масонских лож и секретных обществ.
Идея возникновения масонского движения пришла из Европы. К 20-му году XIX в. Масонство дало обществу опыт, необходимый для организации и деятельности тайных обществ. В основном общественное движение при Александре 1 известно такими тайными обществами: Союз спасения, Южное общество, Союз объединенных славян и прочие. Союз спасения Это первое крупное общество. Его основателем был А. Муравьев — полковник Генерального штаба, герой Отечественной войны. Главной целью Союза спасения была ликвидация крепостничества и ограничение прав монархии. Звучали отдельные призывы к заговору и цареубийству, но они не получили распространения среди большинства членов союза. После того как было принято решение о привлечении широкой поддержки общественности, Союз спасения распустился, и на его основе возник Союз благоденствия. Программа тайного общества имела свой устав, который был известен как «Зеленая книга». В основу общества легли те же идеи, что и раньше — свержение самодержавия и уничтожение крепостного строя. Но вместе с тем члены союза были согласны участвовать в реформах государства вместе с правительством, придавали большое значение идеям воспитания и образования. Когда правительство отказалось от реформирования государства, общественное движение при Александре 1 оказалось под угрозой.
После обучения и нескольких лет военной службы, он принял участие в войне 1812 года, где прославился при Бородинском сражении. Из зарубежного похода русской армии Павел Иванович вернулся на родину, вдохновленный примером западного общества. В 1816 году будущий декабрист был принят в Союз спасения, когда он был распущен — вступил в Союз благоденствия. В 1821 году Павла Ивановича отправили на службу в Бессарабию Молдавию , там он вступил в масонскую ложу «Овидий», где познакомился с Пушкиным. Позднее, он возглавил Южное общество и написал для него программу устав — «Русскую правду». Для подготовки восстания Павел Иванович растратил полковую казну, в чем дополнительно был обвинен в ходе судебного процесса. За день до выступления декабристов, его арестовали. Радикальные методы переустройства России из «Русской правды» Пестеля, стали основой для его обвинения в суде, за что его приговорили к смертной казни. Свое детство он провел за границей, большую часть времени во Франции. Вернувшись на родину, ему вскоре пришлось отправиться на фронт, так как началась Отечественная война. В заграничном походе русской армии Муравьев-Апостол дослужился до чина капитана, в скором времени его повысили до подполковника. К тайным организациям офицер присоединился из-за недовольства существующими в России крепостническими порядками. Он был поражен смелостью и самоотверженностью крепостных на войне и тем, что после нее они вынуждены возвращаться к помещикам, продолжать влачить рабское существование. Муравьев-Апостол последовательно принимал участие в деятельности Союза спасения и Союза благоденствия. Когда последний из них раскололся на Северное и Южное общество, Сергей Иванович присоединился к более радикально настроенным дворянам, которых возглавил Пестель. Муравьев-Апостол сыграл ключевую роль при восстании Черниговского полка. Его признали одним из главных мятежников и осудили на смертную казнь. Кондратий Федорович Рылеев Будущий революционер родился в Санкт-Петербурге, в семье небогатого дворянина. Во время учебы обнаружил у себя тягу к стихосложению, впоследствии занялся писательской деятельностью. Как и другие декабристы К. Рылеев участвовал в зарубежном походе русской армии. Поначалу, когда Кондратий Федорович стал членом Северного общества, он придерживался умеренных взглядов, мечтал о мирном преобразовании своей родины в конституционную монархию. Позднее, вдохновившись идеями Муравьева, Рылеев стал сторонником республиканского строя. После завершения мятежа, находясь в заключении, Кондратий брал всю вину на себя, стремясь оправдать своих товарищей. Его приговорили к смертной казни через повешение. Смерть К.
Основные направления общественного движения России
- помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное
- Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов.
- Общественные движения при Александре I. Восстание декабристов
- Общественное движение при Александре 1. Основные направления деятельности
- Похожие презентации
- Либеральное направление Российской империи
Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов.
- Общественное движение при Александре 1
- Общественное движение при александре первом
- Общественное движение при Александре 1 после войны 1812 года
- Общественное движение при Александре I кратко
- Общественное движение при Александре I
Общественное движение при александре первом кратко
Общественное движение при Николае 1: основные идеи и цели | ИТОГ Общественное движение в начале XIX в. под влиянием противоречивой внутренней политики Александра прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения. |
Общественное движение при Александре I | Главная» Новости» Общественные движения при александре 1 выступление декабристов кратко. |
4. Общественное движение при Александре I | Главная» Новости» Общественные движения при александре 1 выступление декабристов кратко. |
Движение декабристов при александре 1 кратко | Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России. |
Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!
Тургенев, С. Трубецкой, Е. Оболенский, И. Пущин, К. Программа — «Конституция» Н. Предполагала установление конституционной монархии, законодательная власть у Народного вече, исполнительная — у императора. Династический кризис после смерти Александра I, период междуцарствия в России 19 ноября — 14 декабря 1825 года. Планы восставших: обнародовать «Манифест к русскому народу», не допустить присяги солдат Николаю I. Восстание было подавлено правительственными войсками.
Чтобы избирать или быть избранным, надо было владеть значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю - по две десятины на двор. Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Во главе него стояли П. Пестель, А. Юшневский, позже С. Автором этой программы «Русской Правды» был П. Целью революции считалось создание революционного правительства с диктаторской властью. Немедленно упразднялись крепостное право и сословный строй, устанавливалось равенство граждан перед законом. Россия провозглашалась единой и неделимой республикой. Устанавливалось всеобщее избирательное право для мужчин.
Организации и лидеры общественного движения В XIX веке в России существовало множество организаций и лидеров, которые активно участвовали в общественном движении и боролись за свои идеи и права граждан. Союз спасения Одной из наиболее известных организаций был Союз спасения, основанный в 1816 году. Его лидерами были Николай Муравьев и Александр Шишков. Они выступали за сохранение абсолютной монархии и подавление любых проявлений свободы и демократии. Общество любителей российской словесности Другой важной организацией было Общество любителей российской словесности, основанное в 1811 году. Его лидерами были Александр Шишков и Василий Жуковский. Они поддерживали развитие русской литературы и культуры, а также боролись за свободу слова и выражения. Общество благотворительности и здравия Третьей организацией было Общество благотворительности и здравия, основанное в 1823 году. Они занимались благотворительностью, помощью нуждающимся и улучшением условий жизни населения. Декабристы Одним из самых известных лидеров общественного движения был Петр Каховский, который был одним из организаторов декабристского восстания в 1825 году. Декабристы выступали за свержение царского режима и установление конституционной монархии в России. Это лишь некоторые из организаций и лидеров, которые играли важную роль в общественном движении в XIX веке. Они представляли различные идеологии и стремились к разным целям, но их общая цель была изменение политической и социальной ситуации в стране. Влияние общественного движения на политическую ситуацию в России Общественное движение в XIX веке оказало значительное влияние на политическую ситуацию в России. Оно стало силой, которая выступала против авторитарного царского режима и стремилась к политическим и социальным изменениям в стране. Расширение политического пространства Общественное движение способствовало расширению политического пространства в России. Оно создавало организации, объединяло людей с общими идеями и целями, и предоставляло им возможность выражать свои мнения и требования.
Северное общество Несколько более мягкими были представления общества северного. Северное общество базируется в Санкт-Петербурге. Его видными деятелями были Трубецкой, Лунин, Пущин Оболенский. Главным документом стал проект Конституции Никиты Михайловича Муравьёва. Он предусматривал деление империи на 15 держав. А причем, в корне державы предполагалась собственная столица. Местная власть в таких державах осуществлялась двухпалатным учреждением. Верхняя палата — державная дума, нижняя палата -выборных депутатов. Также двухпалатный парламент осуществлял и верховную власть в стране, находился он в Петербурге. Эта организация, по мысли Муравьева, называлась народное вече. Любопытно отметить, что Северное общество поставило очень высокий имущественный ценз этих людей, которые могли заседать в подобных парламентах. То есть для того, чтобы стать одним из государственных чиновников крупного уровня, было необходимо иметь весьма и весьма солидное состояние. А роль государя была существенно сокращена, то есть, по идее Муравьева, император должен был стать, как бы, верховным чиновником в стране, но не более. Он мог затягивать принятие законопроектов, вносить новые законы в парламент. И все. Тем не менее, то, что России император нужен, Муравьев не сомневался.
Тема Общественное движение при Александре I Лейб
Зарождение организованного общественного движения При Александре I приобретает впервые организованные формы. Просмотр содержимого документа «Общественные движения при Александре 1. Декабристы.». Главная» Новости» Конспект по истории 9 класс общественное движение при александре 1 выступление декабристов кратко. Общественное движение нарастает и приобретает организованные формы по окончании либеральных реформ Александра I – во второй половине его правления (1801–1825 гг.
Общественное движение при Александре I презентация
Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами.
Туда же был направлен весь Черниговский полк. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений.
Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России.
Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М.
Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории. В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором.
В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти.
Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии.
Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути.
Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права. Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников.
Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И. Киреевские, А.
Хомяков, братья К. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики.
Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Чаадаев, историки Т. Грановский, С.
Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П. Анненков и В. Белинский, писатель И.
Тургенев и др. Из западничества выросла и вся будущая российская революционная демократия, проповедавшая социализм. Основателем своеобразного «русского социализма» считается А. В 1831 г.
Огарёвым Герцен создал в Москве кружок, члены которого читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов Р. Оуэна, Ш. Фурье, А.
Тайное общество декабристов: 1.
Они выступали за сохранение абсолютной монархии и подавление любых проявлений свободы и демократии. Общество любителей российской словесности Другой важной организацией было Общество любителей российской словесности, основанное в 1811 году.
Его лидерами были Александр Шишков и Василий Жуковский. Они поддерживали развитие русской литературы и культуры, а также боролись за свободу слова и выражения. Общество благотворительности и здравия Третьей организацией было Общество благотворительности и здравия, основанное в 1823 году. Они занимались благотворительностью, помощью нуждающимся и улучшением условий жизни населения. Декабристы Одним из самых известных лидеров общественного движения был Петр Каховский, который был одним из организаторов декабристского восстания в 1825 году. Декабристы выступали за свержение царского режима и установление конституционной монархии в России. Это лишь некоторые из организаций и лидеров, которые играли важную роль в общественном движении в XIX веке.
Они представляли различные идеологии и стремились к разным целям, но их общая цель была изменение политической и социальной ситуации в стране. Влияние общественного движения на политическую ситуацию в России Общественное движение в XIX веке оказало значительное влияние на политическую ситуацию в России. Оно стало силой, которая выступала против авторитарного царского режима и стремилась к политическим и социальным изменениям в стране. Расширение политического пространства Общественное движение способствовало расширению политического пространства в России. Оно создавало организации, объединяло людей с общими идеями и целями, и предоставляло им возможность выражать свои мнения и требования. Это позволяло людям активно участвовать в политической жизни страны и влиять на принятие решений. Пропаганда и просвещение Общественное движение играло важную роль в пропаганде и просвещении.
Оно распространяло идеи и ценности, освещало проблемы и недостатки существующего политического и социального порядка.
Действие общества должно было основываться на том рассуждении, что многие из правительственных лиц и частных людей будут восставать против некоторых намерений императора как, например, было касательно свободы крестьян , и, следовательно, как бы ни был слаб голос тех, которые стали бы их оправдывать, но беспрерывное склонение в обществе разговора на известный предмет и оправдание его убедит многих, даст силу правительству привести в исполнение свое благое намерение. Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав общества. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действия их в обществе; Долгорукий — целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель — формою принятия и внутренним образованием.
Он имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности. При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава Пестель поселил в некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности. Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость. Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большой части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерение, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике.
И потому положено было чрез непродолжительное время изменить в этом отношении устав как признанный неудобным в приложении. Дележ земель по «Русской правде» П. Пестеля I У кого есть 1000 душ и более. Таким образом, что ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5000 десятин.
История России, 9 класс, § 8-9, "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов"
Членов Союза спасения объединяла идея борьбы с самодержавием и несправедливостью крепостной системы. Но относительно методов реализации цели мнения разделились. Умеренное крыло настаивало на ненасильственных методах, радикальное призывало к заговору и убийству царя. Из-за этих разногласий в 1818 году общество распалось. Из распущенного Союза спасения был сформирован Союз благоденствия. Его участники планировали добиться проведения реформ мирным путем. Но когда российское правительство отказалось от либеральных реформ, в организации стали преобладать идеи радикальных методов, открытого натиска на самодержавие. Идеологическая борьба внутри общества привела его к роспуску в 1821 году. После закрытия Союза благоденствия его члены сформировали два новых общества — Южное и Северное общество. Первое отличалась более радикальной программой, решительными методами достижения целей.
Восстание декабристов Хотя в тайных организациях постоянно шли споры о способах достижения целей, к 1825 году они сошлись на том, что необходимо вооруженное выступление. Но с точной датой восстания декабристы никак не могли определиться. Непредвиденные события вынудили членов Северного и Южного общества выступить раньше намеченных сроков: Осенью 1825 года император узнал об их существовании, целях и даже имена зачинщиков движения. Он приказал арестовать самых активных зачинщиков за несколько дней до своей смерти. Будучи рассекреченными, тайные организации, наконец решились на отчаянный шаг, так как времени на «раскачку» уже не было. После смерти Александра I в стране на короткое время установился династический кризис. Русский престол перешел к брату императора — Константину, но тот отказался от власти в пользу младшего брата Николая. В Санкт-Петербурге столице Российской империи не знали всех обстоятельств и стали присягать Константину на верность. В декабре готовилась «переприсяга» новому императору, что стало поводом для восстания декабристов.
Участники Северного общества воспользовались тем, что солдаты не любили грубого и жесткого Николая, поэтому не спешили ему присягать. Несколько полков выступили против Николая, отстаивая права на трон царевича Константина. Солдаты не знали, что участвуют в мятеже, направленном на отмену крепостничества и ограничение всевластия царя. Восстание декабристов на Сенатской площади было разгромлено. Причин неудачи было несколько: Многоопытный военачальник князь Трубецкой, который был назначен руководителем мятежа, подвел своих товарищей и не прибыл к назначенному месту. Декабристы не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей, упустили время, когда могли захватить Сенат и Госсовет. Восставшие долго не проявляли активность, что дало время Николаю I подтянуть к площади войска около 12 тысяч человек.
После подавления восстания его лидеры были арестованы и приговорены к казни или лишению свободы. Самым значимым последствием восстания декабристов было то, что оно подняло вопрос о необходимости политических и социальных преобразований в России. Декабристы выступали за ограничение самодержавия, введение конституционной монархии и отмену крепостного права.
Их идеи оказали влияние на развитие общественного сознания и впоследствии стали основой для других революционных движений в России. Одним из важнейших последствий восстания декабристов стало усиление репрессивной политики государства по отношению к представителям общественного движения. Казнь лидеров декабристов послужила устрашающим примером для других протестующих и оказала значительное влияние на обстановку в стране. Казнь и ссылка Семнадцать лидеров декабристского движения были приговорены к смертной казни, но Александр I заменил почти все смертные приговоры ссылкой в Сибирь. Несмотря на это, ссылка оказалась для декабристов тяжелым испытанием — многие из них не выжили в трудных условиях сибирской тайги. Казнь и ссылка лидеров декабристского движения вызвали широкую общественную реакцию в России. Они стали символом непокорности и борьбы за свободу, привлекли внимание к проблемам российского общества и оказали влияние на политическое развитие страны в последующие десятилетия. Влияние на будущие поколения Декабристское движение оказало значительное влияние на развитие политической мысли и общественной активности в России. Среди участников восстания были молодые дворяне с образованием и опытом участия в войне 1812 года. Они предлагали программные проекты, ставили целью создать союз благоденствия и свободы.
Многие из декабристов, особенно те, кто был отправлен в южное государственное место ссылки в город Тульчин, активно работали над подготовкой проектов и программы общественных преобразований. Они предлагали ограничить помещичью власть и предоставить больше прав крестьянам. Декабристское движение стало началом развития общественного политического сознания в России. Оно активизировало общество и заложило основу для будущих политических преобразований. Декабристы стали прародителями российской революционной мысли, их идеи и цели получили оценку ученикам истории и политическим деятелям России. Вопрос-ответ: Какие были причины восстания декабристов? Одной из основных причин восстания декабристов было недовольство армейским офицерским корпусом политикой императора Александра I. Офицеры неоднократно выступали за либерализацию режима, введение конституции и политических реформ. Они также не одобряли международные политические решения, особенно Нижегородский договор, который они считали унижением для России. Еще одной причиной было разочарование волей императора, который не выполнил обещание о введении политических и социальных реформ после Парижской коммуны 1814 года.
Какие последствия имело восстание декабристов? Последствия восстания декабристов были серьезными и имели долгосрочные последствия для России. В результате восстания были казнены пятьдесят декабристов и множество офицеров были ссыланы или уволены из армии. Власти провели широкомасштабные репрессии против участников восстания и их семей. В то же время, восстание стало источником вдохновения для многих последующих революционных движений и стало отправной точкой для начала борьбы за демократические преобразования в России. Кто были участниками восстания декабристов? Участниками восстания декабристов были офицеры царской армии, в основном из высшего общества. Они были образованными и просвещенными людьми, вдохновленными идеями просвещения и западных либеральных идей. Каким образом декабристы планировали провести реформы в России? Декабристы планировали провести реформы в России путем свержения самодержавия и создания конституционной монархии.
Они хотели ввести парламентскую систему, свободу слова, прессу и сокращение помещичьих прав. Они также выступали за ограничение привилегий дворянства и борьбу с крепостничеством.
Положение усугублялось тем, что Александр слишком увлекся своей ролью в судьбах всемирной истории и не мог уже уделять достаточного внимания нуждам и интересам внутренней жизни России. Поэтому напрасно ждало русское общество «законносвободных» учреждений, вместо которых получило Аракчеева, военные поселения, Магницкого, погромы университетов.
Но нельзя сказать, что общество было единодушно в своих стремлениях; скорее наоборот, «состояние умов теперь таково, что путаница мысли не имеет пределов. Одни хотят просвещения безопасного, то есть огня, который бы не жег, другие кидают в одну кучу Наполеона и Монтескье, французские армии и французские книги, Моро и Розенкампфа; словом, это такой хаос криков, страстей, партий, ожесточенных одна против другой, что долго присутствовать при этом зрелище невыносимо: религия в опасности, потрясение нравственности, поборник иностранных идей, иллюминат, философ, франкмасон, фанатик и т. Уваров Рождественский С. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 , СПб, 1902.
В таких условиях неудивительно достаточно быстрое распространение мистических настроений в обществе, которому одним из первых поддался император. Мистицизм явился формой реакции на «западное вольнодумство», проникновение которого резко усилилось после 1812-1814 гг. Последние были вызваны тем, что самодержавно-крепостнические основы государства вступили в противоречие с потребностями его развития. В религии видели сильнейшее противоядие против «шатаний в умах молодежи», но не в православной, как того можно было бы ожидать.
Так, еще на рубеже веков в России стали появляться иезуиты, которые уже при Павле I завоевали довольно прочные позиции, а в правление Александра I проповедь отцов-иезуитов делает большие успехи. Русская знать охотно воспитывает своих детей, будущих правителей государства, в иезуитских пансионах. Но успехи католицизма вскоре сменяются более широким и прочным увлечением - мистицизмом. Увлечение русского общества религиозной мистикой является важным показателем тогдашнего настроения.
Причем падал он на крайне зыбкую почву. Общество легко поддавалось каждой новинке; одних и тех же лиц можно было видеть увлекающимися то одним направлением мистицизма, то другим одни из них имеют своим источником западно-европейские течения, другие выросли на русской почве. Например, князь А. Голицын министр народного просвещения с 1817 года по 1824 , типичный представитель тогдашнего увлечения мистицизмом, ищет поучения у всех мистиков и в то же время устраивает у себя домовую церковь, выполняет обряды и «вкушает хлебцы духовные» у православного архимандрита Фотия.
Такие примеры свидетельствуют о том, что мистицизм для большинства явился временным налетом, и после краткого его господства общество обращается к православной церкви, особенно заметно это стало на рубеже 20-х годов. Религиозная экзальтация в философских и политических вопросах ищет поддержку во всем, что имеет авторитет старины, традиций, что покрыто таинственностью; вера в сверхъестественное подрывает авторитет просвещения. Неудивительно поэтому, что возврат к религии повлек за собой возврат к старым формам политического строя и к борьбе с просвещением. Мистицизму враждебны либеральные идеи, где проявляется человеческий разум.
Потому очень скоро русское правительство сделало реакционно-настроенные круги общества опорой для своей политики. Начала мистицизма проникли и в Министерство народного просвещения. Согласно новому направлению образование должно посредством «лучших учебных книг водворить постоянное и спасительное согласие между верой, ведением и разумом, то есть между религиозным состоянием, между образованием умственным и между порядком политическим. Эти добрые начала, которые составляют идеал всякого образования, практически были разработаны так, что вера, ведение и разум почувствовали себя еще большими врагам, чем были прежде».
Такую очень точную характеристику дает деятельности Министерства народного просвещения и Духовных Дел, учрежденного в 1817 году, В. Ключевский Ключевский В. Так народное просвещение, продвинувшееся было вперед в начале царствования, теперь было подавлено, искажено обскурантскими и реакционными мерами клерикалов и мистиков.
Из-за идеи Ивана Якушкина о цареубийстве общество было распущено. В 1818 году было создано Общество благоденствия. Организация считалась тайной, но о ней многие знали. У нее были представители в разных городах, от Кишинева до Петербурга.
Своей целью члены общества ставили распространение нравственности и просвещения. Устав организации назывался «Зеленая книга» и даже был известен императору Александру I. Тайные общества в 1821—1825 годах В 1821—1822 годах на основе Союза благоденствия возникли Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге.
Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!
Урок 4: Восстание декабристов - | В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы. |
помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное | При Александре I в России впервые появилось организованное общественное движение. |
Тема Общественное движение при Александре I Лейб
Цель урока: показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в. В основном общественное движение при Александре 1 известно такими тайными обществами: Союз спасения, Южное общество, Союз объединенных славян и прочие. Просмотр содержимого документа «Общественные движения при Александре 1. Декабристы.». При Александре 1 общественное движение характеризовалось созданием тайных обществ.