Пасхальные службы пройдут в ночь с 4 на 5 мая 2024 года в храмах Санкт-Петербурга.
Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербург
Время проведения богослужений в Новодевичьем монастыре СПб. Служба в святыни проходит также, как и в остальных подобных храмах, каждый день в установленное и оговоренное время. Воскресенский Новодевичий монастырь на сайте «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»: контакты, место на карте. Праздничную Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Чтобы узнать точное расписание богослужений, позвоните по номеру телефона «Воскресенский Новодевичий монастырь» +7 (812) 252-37-59. Пасхальные службы пройдут в ночь с 4 на 5 мая 2024 года в храмах Санкт-Петербурга. Воскресенский Новодевичий монастырь: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать.
Воскресенский Новодевичий монастырь – Санкт-Петербург
Воскресенский Новодевичий монастырь работает по адресу Московский проспект, 100 в Санкт-Петербурге. Время проведения богослужений в Новодевичьем монастыре СПб. Служба в святыни проходит также, как и в остальных подобных храмах, каждый день в установленное и оговоренное время. 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга. Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 год по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии.
Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге — история
Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных 303. Фомы юродивого 546-560. Елисаветы чудотворицы V. Бранко пресвитера 1941 Серб. Сергия Архангельского 1938. Молченской иконы Божией Матери 1405.
Апостола и евангелиста Марка 63. Сильвестра Обнорского 1379. Василия Поляномерульского 1767 Румын. Сергия Рохлецова пресвитера 1938. Цареградской иконы Божией Матери 1071.
Василия, еп. Амасийского ок. Стефана, еп. Великопермского 1396.
История Предшественники обители Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини. Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 26 марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор Клементьевский 3 [1[15]оября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания Готовцова. Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н. Ефимова, при участии К. Реймерса, Л. Бонштедта и Н. Среди жертвователей были графиня А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей. В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа. К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы вокруг обители устраивался крестный ход. В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь. Советский период В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора. В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима Чичагова и Алексия Симанского. На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.
Взрослые будут размышлять о событиях, которые предшествовали Рождеству Христову, кто-то пойдет в храм и будет каяться в грехах, потому что за год мы их накапливаем много. Это последний большой пост в уходящем году, и надо душу очистить от всего ненужного, неполезного, греховного, чтобы подойти к рубежу нового года очищенными и со светлой душой встретить пришествие в мир Спасителя". Когда в 30-е годы монастырь закрывался, никто не думал, что он восстанет в таком прекрасном состоянии. Но у Бога все бывает не так, как у людей, у Него другие планы. Когда исполнились времена и сроки, Господь разрешил нам вновь в Санкт-Петербурге открыть эту обитель. Она была в ужасном виде, но трудами игумении Софии и ее помощников предстает сегодня в такой красоте. Мы благодарим вас, матушка, за труды. Санкт-Петербург — город не монашеский, хотя когда-то здесь было много монахов, но все они были репрессированы, до войны их здесь практически не оставалось. Но с помощью Божией возродились Александро-Невская лавра и эта замечательная обитель.
Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини. Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 26 марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор Клементьевский 3 [1[15]оября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания Готовцова. Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н. Ефимова, при участии К. Реймерса, Л. Бонштедта и Н. Среди жертвователей были графиня А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей. В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа. К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы вокруг обители устраивался крестный ход. В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь. Советский период В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора. В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима Чичагова и Алексия Симанского. На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.
Расписание Пасхальных служб в храмах Петербурга. Во всех районах
В большинстве храмов Петербурга в ночь с субботы (15 апреля) на воскресенье (16 апреля) пройдут богослужения. Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге фасадом выходит на Московский проспект. Где в Санкт-Петербурге находится Воскресенский Новодевичий монастырь.
Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге
Этого события не произошло бы без участия матушки Софии, а также сестер, прихожан и благотворителей, которые пожертвовали на храм крупные суммы денег. Сегодня обитель вновь украшает величественная колокольня с надвратным храмом, — сообщают в пресс-службе Смольного. Горожане очень любят это место и говорят, что чувствуют тут благодать и силу.
Я понимала, что ей очень тяжело…» Хотя и не раз доводилось убеждаться в волевом характере столь молодой настоятельницы. Так и произошло.
Но одно дело — прозорливый батюшка Николай Гурьянов, благословивший «стоять» за обитель и молившийся о ее возрождении, воочию видящий сквозь десятилетия и от того приговаривавший, глядя на снимки вопиющей разрухи: «Какая чудная, красивая обитель! Какая она прекрасная! Я молча достала из сейфа — отдала, она ушла. Мне было как-то не по себе от этой ситуации.
Через неделю эта сестра опять пришла… — Пойдемте со мной! Отнекиваться было бесполезно, я пошла с ней в монастырь. В Казанском храме тогда еще все окна были заложены кирпичами — в советское время там размещалось производство, и окна замуровали. Мы с послушницей Татианой заходим в храм, и вдруг я вижу чудо — солнечный луч из алтарного окна!
Оказалось, на эти деньги в оконном проеме вместо кирпичей был установлен первый стеклопакет. У меня от радости не было слов, а послушница Татиана сказала: — Вот ваши денежки. К моей радости добавилось одно важное чувство: я поняла, что такое помощь монастырю. А матушка София напоследок рассказала еще один сон: «Наша обитель в Санкт-Петербурге стоит на Московском проспекте.
И вот еду я на трамвае. Уже явные сумерки, вот-вот наступит тьма. Проехав одну остановку мимо нашего монастыря, спохватываюсь, схожу с трамвая и бегу в обитель. Как только я оказалась за вратами, вдруг вижу, что там еще полдень… Редко когда сны так явственно запоминаются.
Думаю, да — так Господь укрепляет нас».
С этим параманом будущую игумению и постригли. Еще одна история на грани яви и сна У Новодевичьей обители огромное количество небесных покровительниц из числа сестер, что подвизались здесь до революции начала XX века. А монахинь тут до закрытия монастыря было более 400.
Почти все они были отправлены в ссылки, некоторые приняли мученическую кончину, кто-то из них прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, как, например, преподобномученица Серафима Горшкова. Впрочем, и те из выгнанных после революции из родной обители сестер, кто не канонизирован Церковью земной, уверены ныне в монастыре, всё равно прославлены у Господа за муки. Еще до того, как оказаться внутри монастырского комплекса, занятого тогда НИИ Электромашиностроения с грозным КПП контрольно-пропускным пунктом , что был весь, как в броню, обит металлом, будущая игумения София увидела сон… Преподобномученица Серафима Горшкова Весенний сад был весь залит паводком от талой воды, из которой выступали соединенные веревочками по периметру столбики — вроде тех, которыми размечают фундаменты перед началом строительства. Там же она вдруг встретила монахинь, которые степенной чредой выходили из воды в сияющей чистоте: рясы на них были не под стать талости, а ослепительно белоснежные — точно снег в яркий полдень выдавшейся солнечной зимы… Неподалеку стоял вместе с викарием тогда еще здравствующий митрополит Иоанн Снычев , который к тому времени уже благословил Юлию Силину, юриста Санкт-Петербургской духовной академии, начать работы по возвращению Новодевичьего монастыря Церкви… — Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено, — матушка София и сейчас, когда огромный монастырский комплекс уже восстановлен, слышит этот раздавшийся голос и в подробностях помнит этот сон… Она еще и рыбу прямо руками в той самой разлившейся по саду воде ловила.
А потом ей еще и игумен Ватопеда, привозивший в Россию, в том числе и в их обитель, Пояс Пресвятой Богородицы, даст наставление, что игумен должен «ловить монаха». С этой водной живительной стихией для нее так и останется связан образ монастырского общежительного монастыря. А тот в ответ рассказал, что как раз накануне той ночи, когда был увиден этот сон, он поименно вынимал частички за репрессированных монахинь… Дело в том, что тогда же чуть ранее митрополит Иоанн Снычев направил к Юлии одну пожилую женщину — Людмилу Павловну Ягданову. Она была крестницей последней до закрытия монастыря игумении Феофании Рентель и близкой родственницей ее келейницы монахини Сергии Аракчеевой.
Именно ей как родственнице тогда и предоставили доступ к архивам НКВД, и составленный ею по итогам работы в нем синодик арестованных и сосланных монахинь попал сначала к Юлии, а та передала его отцу Николаю для поминовения. Да, закрутившись, занятая сама многими делами, и позабыла… — А в белых одеждах сестры явились потому, что они мученицы — убеленные ризы Господь приуготовил в Царствии Небесном пострадавшим за Него см. Игумения София с сестрами Как экстренно решить самый сложный вопрос Пюхтицкая игумения Варвара Трофимова особо опекала, наставляла только что назначенную молоденькую игумению Софию Кстати, еще при советской власти тот самый обитый металлом КПП НИИ Электромашиностроения, что занимал тогда Воскресенскую Новодевичью обитель, каким-то чудом не замеченные никем преодолели легендарные игумении — Пюхтицкая Варвара Трофимова и горненская Георгия Щукина. Они пришли тогда сюда найти могилки бывших настоятельниц монастыря и помолиться у них… Потом матушка Варвара особо опекала, наставляла только что назначенную молоденькую игумению Софию.
Пюхтицкий-то монастырь не закрывался, там традиция не прерывалась. А в Воскресенском Новодевичьем поначалу еще и здания даже не принадлежали Церкви… Приехала как-то матушка София в Пюхтицу помолиться да испросить совета у игумении-строительницы, как звали матушку Варвару. Тогда уже просто из сил выбивалась — столько чинилось всяких препятствий возрождению святыни, ни в какую арендаторы не хотели выезжать из этих древних стен в центре города… А что еще духовно умудренная старица посоветует, кроме как «молись Божией Матери! Матушка София и пошла слезно вымаливать решения своих напастей у чудотворного образа Пюхтицкой Богородицы.
Адрес: Кронштадтский Морской Никольский собор, г. Кронштадт, Якорная площадь, 1, метро «Черная речка». Литургия 10-00 Общая исповедь Адрес: Воскресенский Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100, метро «Московские ворота».
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Описание, история, адрес
Он возводился по архитектурному прототипу Николаевской военной богадельни, расположенной в селе Измайлово под Москвой. Корпуса располагаются с южной и северной стороны от собора. Основной архитектурный стиль для зданий корпуса является псевдорусский. Двухэтажные монашеские кельи имеют окна, которые обрамлены аркой русского типа.
Монашеские корпуса разделяют Вознесенский собор и церкви. Храм Трех Святителей находится с северной части, а с юга — Афонская церковь. Единый архитектурный ансамбль дополнился Казанской церковью в начале 20 века.
Она немного выделяется на общем фоне монастыря, так как имеет отличительные архитектурно-стилевые особенности. Монастырские храмы На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни. Воскресенский собор Воскресенский собор — гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице.
Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.
Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.
В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа. Келейные церкви Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви.
С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга — Афонская церковь. Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н.
Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. Храм из камня вмещал сотню человек.
По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе. Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше.
Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме. Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра.
Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом.
Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато. Советские власти закрыли церковь в 1925 году, а в 30-х годах ее разобрали по кирпичам. Кладбищенская Скорбященская церковь Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах.
В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона. Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. Карамзина, известного командующего гусарским полком.
Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.
Елена, названная в честь первой игуменьи, из простой крестьянской семьи. С конца 2007 года настоятельницей является матушка Маргарита, в миру Елена Феоктистова. После окончания медицинского института работала санитарным врачом. В 2002 г. В 2005 г.
Усыпальница Смолнеского собора Князь Василий III, Иван Грозный придавали Новодевичьей обители особое значение: давали льготные грамоты, жертвовали дворцовые села, иконы. Делало пожертвования большинство бояр, но в 1610 году монастырь был разорен и сожжен поляками. Нынешние экскурсии проходят по палатам, отреставрированным в годы царствования Романовых. Усыпальница под храмом вмещает 160 захоронений, не доступных для экскурсий. Памятники требуют бережного отношения, тщательной научной реставрации и кропотливого изучения. Увидеть своими глазами надгробные плиты Рюриковичей, наследников боярских родов, первых инокинь монастыря, первой жены и дочери Ивана Грозного, а также наследниц царя Алексея Михайловича могут только историки, искусствоведы. Первые христиане, спасаясь от ранения, проводили богослужения в катакомбах Новодевичьего монастыря.
Сохраняя традиции, воспоминания о кровопролитных событиях, под храмом возводили памятники, оставляли скрипты. Белокаменные прямоугольные плиты, выполняющие функции надгробий, содержат резные надписи на верхней плоскости, расширение у изголовья. Новые испытания на долю Новодевичьей обители выпали в 1812 году при нашествии Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву, император приказал укрепить северные и южные ворота, установить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи у стены монастыря «взорвать порохом». Укрепление Новодевичьего монастыря позволяло складировать провиант, фураж. Покидая крепость, французские солдаты, согласно приказу Наполеона, оставили горящие свечи в кельях и храмах, а подклет Смоленского храма оснастили бочками с порохом и зажгли фитили. Мать-казначея Сара, заручившись помощью монахинь, потушили свечи и фитили.
Монастырь уцелел. Тело спасительницы захоронено у западных стен Смоленского собора. На монастырском кладбище также был найден последний приют 100 активных участников и свидетелей происшествий 1812 года. До 2020 года уцелело 12 надгробий. Обычно гиды выделяют на экскурсиях памятник Денису Давыдову, вдохновлявшему партизанское движение против Наполеона. Будучи писателем, Давыдов оставил потомкам уникальные хроники военного времени. История строительства Князь Московский Василий III освободил в 1514 году город Смоленск, почти столетие находившийся под господством Литовского княжества.
Икона Смоленской Божией Матери считалась покровительницей русского войска, помогла победить в тяжелой битве. В честь святой иконы Великий князь дал обет основать обитель. Первую деревянную церковь построили в 1524 году. На следующий год в нее крестным ходом внесли копию иконы Божией Матери. Поэтому 1525 год стал считаться временем основания Богородице-Смоленского монастыря. При царствовании Бориса Годунова проводились значительные перестройки — в Новодевичьем храме установили новый иконостас, оклад украсили драгоценными камнями, обновили настенные росписи. Территорию окружили каменными стенами с караульными помещениями и смотровыми башнями.
При Романовых, начиная с Михаила Федоровича, проводились восстановительные работы после разрушений в Смутное время, строились новые помещения религиозного и нерелигиозного назначения. С первых дней возникновения и на протяжении более двухсот лет это было место не только добровольного, но и насильственного пострига женщин благородного сословия в монахини. Василий III удалил туда царицу, так как за годы брака она не смогла родить наследника царского престола впоследствии ее удалили в Суздаль. Царь Петр I постриг в монахини Софью после подавления стрелецкого бунта. Сюда же он заточил свою жену Евдокию Лопухину после развода. Наполеон перед отступлением из Москвы в 1812 году пытался взорвать все строения. Как гласит легенда, монахиням удалось потушить уже подожженные фитили, предотвратив взрыв.
После революции советская власть запретили проводить службы, с 1934 года здесь открыли филиал Исторического музея. Только в конце Великой отечественной войны разрешили проводить богослужения в Успенском и Преображенском храмах. В 2010 году все вернули Московской епархии РПЦ. Кроме того, на территории учрежден Церковный Музей с экскурсионным бюро. История Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества 1514 , события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии». С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку.
Монахинями этой обители были родственницы царей — Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России. Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны 1682 — 1689 стали для монастыря временем наивысшего расцвета.
Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители».
А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой Николаевной. Вплоть до ХХ в. В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок.
С 1898 г. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется.
Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на большом экране, установленном в нижнем храме, и на двух экранах на территории храма. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании определения Священного Синода от 30 мая 2019 г. Также на малом входе указом Его Святейшества во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения настоятель храма святителя Иоанна Милостивого г. Отрадное, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Василий Стойков был удостоен права ношения второго наперсного креста с украшениями. В сугубую ектению были включены благодарственные молитвы в связи с 50-летием священнослужения Святейшего Патриарха Кирилла. Затем были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками и пасхальное яйцо.
Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, митрополит Варсонофий, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыка и милостивый наш отец! Христос Воскресе! В течение вот уже месяца наслаждаемся мы светом, который воссиял от гроба Господня, и сегодня наша пасхальная радость усугублена Вашим прибытием в Ваш любимый город — Санкт-Петербург. Для нас всегда встреча с Вами — это большая радость и большая благодать. Нас радует, что свой 50-летний юбилей священнослужения Вы отмечаете в своем родном городе. Именно здесь на Вас были возложены руки владыки Никодима, когда он возвел Вас в сан и иеродиакона, и иеромонаха, и поставил у престола Господня приносить жертвы за род человеческий, за паству. В начале Вы молились за свою родную академию, затем Вы несли служение в Смоленской и Калининградской епархии, а теперь у Вас многомиллионная паства, о которой Вы постоянно воздеваете руки Господу Богу, возносите жертвы о помиловании нас всех и о единстве всех нас вокруг Христа. Ваше Святейшество, мы благодарим Вас за то, что Вы сегодня прибыли в нашу святую обитель, чтобы здесь увидеть своими глазами труды, которые понесла матушка игумения София за годы восстановления, возрождения этого порушенного памятника культуры нашего Отечества, дома Господня, посвященного как раз воскресшему Господу.
Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида. Монастырские храмы На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни. Воскресенский собор Воскресенский собор — гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки. Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами. В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа. Келейные церкви Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга — Афонская церковь. Храмы были построены по проектам Н. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе. Читайте также: Почему священники оказались очень уязвимы перед коронавирусом Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме. Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато. Советские власти закрыли церковь в 1925 году, а в 30-х годах ее разобрали по кирпичам. Кладбищенская Скорбященская церковь Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона. Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных. Казанская церковь Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру. Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись. После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех.
«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено»
Храмы - Воскресенский Новодевичий женский монастырь (1372) - Расписание. История и современное состояние Воскресенского Новодевичьего монастыря в городе Санкт-Петербурге. Расписание богослужений. Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге ведет свою историю к тому времени, когда царствовала Елизавета Петровна, дочь Петра Первого. Воскресенский Новодевичий монастырь: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать.