Существуют множество теорий относительно развития супружеских отношений, которые говорят о том, что они не стоят на месте, постоянно развиваются и видоизменяются. Именно в семье дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Американский социолог К. Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола. Формы родительских отношений выступают для молодых супругов в качестве своеобразного эталона, с которым они сверяют свои роли в собственной семье. На начальных этапах брака нередко проявляется уступчивость со стороны одного из супругов ради своего брачного партнера из желания приспособиться к нему первичная адаптация. Однако со временем возможен возврат к прежней программе поведения, которая не соответствует ролевым ожиданиям второго супруга, повторение ошибок и проблем своих родителей, что может отрицательно сказаться на стабильности супружества, привести к созданию условий для конфликта. Обосновывая свою гипотезу о том, что модель родительской семьи оказывает влияние на модель семьи, которую создают впоследствии их дети, С.
Кратохвил отмечает, что в браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть или отмечается ее ошибочное поведение. Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги. Кроме того, для стабильного супружества немаловажное значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Именно от этого зависит способность к идентификации и комплементарности взаимного дополнения в супружеских отношениях, легче осуществляется перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве.
Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семье родителей это правило было названо «теорией дубликатов». Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением порядок, пол среди братьев и сестер. Например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя с аналогичной ролью человека из другой семьи. Однако взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с партнером, занимавшим комплементирующее положение.
В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. При комплементарных ролях партнеры могут создать стабильную модель на основе сотрудничества. Каждый из них в родительской семье уже находился в подобной констелляции, что облегчает им кооперацию. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним.
Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Муж, например, в детстве хорошо усвоил роль старшего брата двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата или братьев , то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию.
Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру или сестер , с женой, имевшей младшего брата или братьев. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Вместе с тем между супругами могут возникнуть разногласия на почве главенства и пола, если их семейные роли по модели брата и сестры окажутся некомплементарными.
Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главенствующую роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола. Аналогичная ситуация складывается, когда мужчина, имевший только старших братьев, женится на девушке, которая была самой младшей среди сестер. Оба супруга предпочитают быть зависимыми, не стремятся к главенству, не хотят брать на себя ответственность за другого.
Вместе с тем они не умеют обращаться со сверстником противоположного пола. Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру например, муж, бывший единственным ребенком, и жена, имевшая младшего брата. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.
Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации конгруэнтны совмещаться, совпадать , соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга. В подобном случае партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. При этом конгруэнтность семейных ролей может сочетаться их комплементарностью. В соответствии с этим положением была предложена следующая классификация ролевого поведения и ролевых ожиданий супругов.
Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, существенное значение для него имеют сентиментальные символы: он чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности; он ответствен и трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом.
В числе этих задач: приготовление пищи, уборка, забота о детях, уход за больными и пожилыми людьми. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. Янгом и П.
Один такой, помню, хвастался, что не видел почти ни одного фильма — не только Бергмана, но вообще, любого. Другой, тоже патентованный интеллектуал, равный ему собеседник, правда, ответил, что гордиться тут нечем, многое, мол, теряешь, но тот так и не внял. Многие тем не менее отмечают ригоризм Бергмана, его так называемую «сумрачность», вариант северного типа протестантизма, некоторую отстраненность, «холодность», раздражаясь его настойчивому стремлению стяжать истину, причем последнюю, не меньше. Действительно, после просмотра его очередного фильма, да и во время него, чувствуешь себя если не идиотом, то недостойным такого величия, даже в качестве зрителя, уж точно. Неловко себя чувствуешь, дискомфортно, хотя я бы советовала смешно, конечно, но вы меня, надеюсь, простите за такие смелые рекомендации смириться.
Смирись, гордый человек, перед этим Монбланом, который, как ни старайся, не одолеть: ну, любоваться же никто не мешает, задрав голову, не так ли? Так вот, фильм, о котором сейчас идет речь и полувековой юбилей которого наступил в этом году, то есть «Сцены из супружеской жизни», многими недопонятый и аттестуемый, как «занудство» и «психоложество» причем людьми довольно умными и чуткими , с виду более скромный, нежели другие бергмановские картины, - тоже чрезвычайно сложное произведение. Впрочем, несложных у него нет — поразительно, замечу в скобках, как работало его сознание, постоянно и всеохватно, не останавливаясь, динамо-машина какая-то: откуда, как у сердечной мышцы, постоянно идет импульс, неясно. Почти вечный двигатель, во всяком случае на полвека точно хватило в последнее время он, конечно, уже не работал, удалившись на остров Форё и почти ни с кем из внешнего мира не встречаясь. Просто диву даешься, как он в конце концов не сошел с ума или хотя бы не впал в тяжелую депрессию хотя вялотекущая, видимо, у всех гениев присутствует , подобно другому «сумрачному северянину», Ларсу фон Триеру.
Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» С виду «Сцены» - всего лишь шесть эпизодов, то бишь сцен задумывался как сериал для ТВ, чтобы заработать денег на следующую картину, «Шепоты и крики» супружеской жизни Марианны и Юхана, успешной буржуазной пары, которые, несмотря на видимое благополучие, без конца ссорятся — правда, тут же, надо отдать им должное, мирятся. Пожалуй, чаще ссорятся, чем мирятся, но их примирение какое-то неполное: мол, хорошо, оставим это то есть так и не выяснив, кто прав, а кто нет, если правые и виноватые в отношениях двоих существуют в принципе. Собственно, в этом и состоит загвоздка: кто из нас не ссорится а потом, соответственно, мирится — живем же, и ничего. Иные, проведя друг с другом без малого полвека, сами не понимают, как это случилось: как говорил тот же Аллен, долгое сосуществование мужчины и женщины ему представляется бОльшим чудом, чем выход человека в открытый космос его родители прожили вместе более семидесяти лет. В конце концов Юхан все же бросает Марианну, увлекшись молодой студенткой ее мы не увидим, в кадре постоянно, кроме начальных сцен и еще одной короткой, с женщиной, пришедшей к Марианне по делу о разводе, - двое, Эрланд Юсефсон и Лив Ульман, два величайших актера и в своем роде ипостаси самого Бергмана , а через семь лет они встретятся вновь, сожалея о разводе.
Оба имеют новые семьи, но, как пишут в женских романах, их «неудержимо» влечет друг к другу. Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Вечная любовь? Недопонятая обоими из-за …кстати, чего? Так называемого «благополучия»? У нас любили обвинять в пустоте «буржуазного» существования, будто условный советский человек не может испытывать экзистенциального ужаса или охлаждения к партнеру.
Может, из-за неумения любить? Говорит же Юхан, что «когда речь идет о чувствах, то мы с тобой здесь совершенно безграмотные». Но нас с тобой не научили единственному слову — «душа».
И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где—то неподалеку, и при продолжительных родах или реальной угрозе жизни роженицы именно мужу полагалось усердно молиться Богу и обходить дом с образами. Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна, в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды.
Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном I век до н. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание». В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены и укладывали в кровать.
Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль. Интересно, что иногда муж имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка. Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз.
В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили. Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего. Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене и своему ребенку в столь трудный момент. И общество не препятствовало, а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам. Партнерские роды в современном мире В 1985 году Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения, которые не теряют актуальности и сегодня.
В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…». По мнению Грентли Дик - Рида, основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток. Любое сверхволнение матери приводит к выделению гормонов стресса. В результате сфинктеры круговые мышцы напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными. Кроме того, происходит отток крови от матки к рукам и ногам, поскольку страх и напряжении готовят тело к бегству или сражению.
Все это препятствует нормальному снабжению матки и ребенка кислородом. С другой стороны все, что способствует расслаблению тела и спокойствию духа, стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными обезболивающими веществами.
Главное меню
- Сорорат, цумидои, полигиния и еще 9 необычных вариантов семейных отношений »
- ПСИХОЛОГИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ - Студенческий научный форум
- Кто ввел понятие идентичность и комплементарность супружеских ролей
- Личная жизнь супружеской пары
Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной
В итоге, история возникновения основных видов супружеских ролей связана с изменениями в обществе и подходом к семейным отношениям. br /> Наши роли в семье Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Распределение ролей ТрадиционноеЭголитарное мужчина выполняет роли только роль кормильца, распределяются остальные ролипоровну выполняетженщина назад. Семейные роли играют важную роль в динамике семейных отношений, влияя на взаимодействие между членами семьи.
Читать реферат по всему другому: "Изменение ролей и отношений внутри семьи" Страница 3
Женщина-жена-мать высших сословий Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» — жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича. Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, — образцовейшая семья. Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах , не было. Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект — штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка!
А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь. Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, — отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей. В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье. Традиции и современность Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, — ничего не сказать Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны — ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации — они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие.
Это — образы, идеалы, требования, неврозы, придуманные в последние несколько десятилетий скорее, даже в три последних десятилетия , не имеющие отношения ни к традициям, ни к реальности. Мало того: вышеприведенные образы реальных традиционных ролей христианской женщины-жены-матери — всего лишь крошечный фрагмент традиционного устроения семьи. В приведенных ситуациях в действительности вполне сопоставимы и крестьянка, и дворянка, и царица: они, несмотря на всю разность, все же — хозяйки своих домов. Условно, и все же — да, хозяйки. Но огромная часть семей в традиционном обществе и, соответственно, огромная часть матерей — не хозяйки. Быстро, навскидку — разброс совершенно других образов традиционного уклада: Рабы, самые настоящие. Святитель Иоанн Златоуст несколько раз делает особые отсылки к семейной ситуации рабов. Указывает, что и мужья-слуги управляют своими женами. И при этом заметим: такие мужья управляют женами только в рамках семейных отношений, но все они вместе включены в чужое домохозяйство.
Святые Еспер и Зоя — я писала о них — были рабами. Так же, как и их сыновья были усердными слугами своего господина. Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети — все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества. Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью.
Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом. Но вот прачка — у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки — они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это — работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это — уклад традиционного общества. А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно — семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда?
Помимо того, что она явно не готовила и уборкой не занималась: в ее ведении — огромное количество задач политика, дипломата, менеджера. Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты — можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации. Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это — реальность традиционного общества.
Работу с такими парами часто называют консультированием для пар, или психотерапией для пар. В числе этих задач: приготовление пищи, уборка, забота о детях, уход за больными и пожилыми людьми. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами.
Молодая семья нуждается во взаимопонимании, в признании, происходит психологическая и бытовая адаптация. У партнеров между собой меняются чувства и их интенсивность, устанавливаются определенные отношения между супругами и их родителями генетическими семьями. По мнению Н. Самохиной, А. Колесник, согласованность представлений о распределении ролей в семье между молодыми супругами играет решающую роль в отношениях между ними [26]. Эйдемиллер и В. Юстицкис называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье , что способствует снятию отрицательных, фруструючих переживаний, тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов.
Это проявляется в том, как семья реагирует на трудности [49]. Шилкин обращает внимание на то, что начальный период можно считать наиболее ответственным периодом в жизни супругов, когда молодые люди сталкиваются не с любовными, интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми [47]. Смирнова, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии [30]. Ковалев, И. Гребенников, Эйдемиллер, В. Юстицкис отмечают, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Они утверждают, что адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также первичный опыт семейной жизни.
На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями, формируются внутрисемейные привычки и ценности. Первые годы супружеской жизни вносят различные неожиданности, которые нарушают привычные правила и устои, которые формировались на протяжении всей жизни. Пара теряет свою независимость, возникает необходимость согласовывать и договариваться с партнером о различные вопросы, касающиеся функционирования семьи. Это очень сложно, поэтому четвертая часть разводов случается в первые два года жизни. Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех членов, входящих в ее состав. Однако, семья является источником развития личности только в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться в своем личностном росте на ступеньку выше и отдали предпочтение разрушению отношений над преобразованием их.
В процессе взаимодействия супругов влияет друг на друга, вследствие чего, их автономные взгляды претерпевают значительных изменений. После заключения брака происходит постепенное слияние двух "я" - мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей [31]. Семья - это система, поэтому изменения в одном звене, приводят к изменениям в другой. Каждая семейная система имеет структуру, в которой, в частности, относятся: сплоченность в семье между ее членами, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Поэтому, в начале семейной жизни супруги должны решить и установить правила проживания, продуктивного взаимодействия. Главные задачи, которые стоят перед молодыми супругами - установление баланса между близостью и отдаленностью, проблема семейной иерархии и распределение сферы ответственности.
Важно обсудить и прийти к согласию во многих вопросах, выяснить ценности и привычки друг друга. Могут возникнуть и сексуальные проблемы - как следствие отсутствия опыта, разного воспитания, уровня желания. Супруги могут понять, что они разные и испугаться этой разницы. Еще одной важной проблемой в семейной паре является установление границ. Это включает в себя такие вопросы: кто из знакомых допущен к семье и на сколько часто? Возможно пребывание партнера вне семьи без партнера? На сколько возможно вмешательство родителей?
Молодое супружество должно установить и очертить территорию, которая будет относительно независимая от родительского влияния [37]. Адаптация партнеров осуществляется в двух основных видах соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза, в котором выражается мотивация партнеров. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский, интимно-личностный. Для стабильности брака не меньшее значение имеет согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные, так и межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. В молодых семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей.
Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжелой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им бороться со своими внутренними противоречиями, которые возникают на фоне неравномерного распределения семейных обязанностей. Еще одним характерным явлением в жизни современной молодой семьи, усиливающим ее нестабильность, можно назвать долю межнациональных браков, которая постепенно увеличивается. В таких семьях к сложностям психологического плана добавляются различия в национально-психологических установках [40]. Современный этап развития молодой семьи характеризуется преимущественным смещением семейных ценностей в сторону духовно-личностных ориентаций и установок. Большинство супругов в браке ценит прежде всего любовь, взаимоуважение, общность взглядов, интересов и духовную близость. Не менее важным является фактор материального благополучия в жизни молодой семьи.
Следует отметить, что при относительно более высоком интеллектуальном, социально-профессиональном и культурно-образовательном уровне современных молодых супругов их требования к личностным качествам друг друга и психологического комфорта в семье значительно повысились за последние десятилетия. Обострение проблем на начальной стадии развития семьи происходит по причинам несформированности адаптационных механизмов членов молодой семьи, отсутствия корректной системы передачи опыта предыдущих поколений, отсутствия системы подготовки молодежи к семейной жизни. Отечественные специалисты в области психологии семьи внесли значительный вклад в исследование особенностей супружеских взаимоотношений на начальной стадии жизненного цикла молодой семьи. Хачатрян, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии. В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, который удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи: формирование структуры семьи, распределение функций ролей между мужем и женой, создание общих семейных ценностей [42]. Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый партнер берет на свою ответственность и какие адресует другому; семейные ценности - это установки супружеских партнеров по поводу того, для чего существует семья и чего они могут достичь благодаря своей семье, идеальный вариант - когда совпадают все три указанные параметры.
Также для благоприятной реализации взаимной адаптации партнеров необходимо сходство их представлений по трем указанным параметрам. Однако в реальной жизни это почти невозможно. Поэтому каждая молодая семья встречается с разницей мнений, оценок, убеждений мужа и жены по различным вопросам. Авторы многочисленных исследований единодушны, что процесс формирования молодой семьи протекает весьма интенсивно и напряженно. Они считают, что для периода до рождения детей у супругов наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого познания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и экономические проблемы [11]. Существенное влияние на характер взаимоотношений между супружескими партнерами осуществляют их установки и ожидания по поводу семейной жизни. Несовпадение установок может вызывать серьезные конфликты, особенно на начальном этапе семейной жизни.
Для успешных браков характерно совместное проведение досуга, причем на это ориентирован и муж, и жена. Как следствие, расхождения в намерениях жениха и невесты по организации свободного времени в браке может привести к серьезным конфликтам [2]. В ряде работ, посвященных проблемам молодой семьи, выделены факторы нестабильности: - кратковременность добрачного знакомства; - ранний до 21 года возраст вступления в брак, который свидетельствует о социальной незрелости супругов [18]; - негативное отношение к супругу, неуспешность брака родителей одного или обоих семей; - добрачная беременность; - разные мнения супругов относительно быта и досуга и др. По мнению З. Хамитова, проблемы, с которыми встречается семья на начале супружеской жизни значительно отличаются от проблем семьи, находящейся в браке на протяжении длительного времени. Каждая семья проходит определенные стадии развития. Между стадиями существуют переходные периоды, когда перед членами семьи возникают новые задачи, которые требуют перестройки их взаимоотношений.
Чтобы перейти на другой этап развития, семья должна совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться и пересмотреть основные правила, которые будут целесообразны в определенной ситуации, избрать новый образ самих себя. Периоды стабильности сменяются кризисными периодами. Неуспешный переход может привести к нестабильности в следующей фазе [40]. Трудности в решении проблем, могут привести к конфликтам в брачно-семейной взаимодействия, ухудшению здоровья, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек. Исходя из этого, выделим основные психологические причины конфликтов в студенческих семьях: несовпадение ценностных иерархий у супругов; различные взгляды на семейные ценности, неумение искать компромиссные варианты, договариваться, решать возникающие проблемы.
Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание домашнего очага, бытовое обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы строго последовательно : преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений. Товарищеская роль требует от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, обеспечения интересного общения, разнообразия жизни и устранения скуки. Роль мужа предполагает восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответную романтическую любовь и нежность, обеспечение ее средствами для нарядов, развлечений, проведение досуга с женой. Роли партнеров требуют как от мужа, так и от жены определенного экономического вклада в семейный бюджет, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. От мужа необходимо еще и принятие равного статуса положения жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений. От жены — готовность к отказу мужа от рыцарства супруги равны , равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи. Для стабильности брака важна согласованность не только социальных, но и межличностных ролей. Если супруги начинают строить свои взаимодействия только на социально-ролевой основе, забывая о том, что для супружества как союза двух неповторимых личностей, отличающихся друг от друга индивидуальным своеобразием, значение собственно межличностных отношений крайне велико, то это может привести к распаду брака. Дело в том, что подобные «жесткие» взаимодействия «Я муж, ты жена, и этим все сказано! Психотерапевт А. Добрович полагает, что супружеские отношения строятся на основе модели, усвоенной человеком в детстве, в его собственной семье. Отношения между мужем и женой могут соответствовать одной из следующих четырех моделей: отец — дочь, мать — сын, брат — сестра, приятель — приятельница. Какая модель обеспечивает высокую прочность брака? Для некоторых мужчин весьма удобна модель мать — сын: жена должна играть роль матери по отношению к мужу. Не так уж много женщин, с радостью соглашающихся на эту роль. Модель отец — дочь им нравится куда больше: мужу предписывается роль отца-покровителя. Не все мужчины любят и, надо сказать, не все могут выступать в этой роли. Возникает ролевой конфликт — основная причина распада супружеской пары. Модель приятель — приятельница заведомо непригодна для создания семьи: она с самого начала предполагает отсутствие четких взаимных обязательств. Поэтому, считает А. Добрович, модель брат — сестра наиболее приемлема в гармоничных супружеских отношениях: с сестрой или братом , поссорившись, не разойдешься. Привязанность сильней любой обиды, и эта привязанность помогает искать пути к примирению, приучает терпеть недостатки другого человека, позволяет объективно разобраться в сложных семейных проблемах, найти точки соприкосновения. Когда в семье есть настоящая любовь, люди становятся друг для друга всем, поскольку в мужском и женском складе души всегда сохраняются различия, притягивающие один пол к другому и обеспечивающие взаимное дополнение характеров. Когда в отношениях двоих принята естественная и непринужденная смена ролей, это делает их общение подлинно духовным. Муж в такой семье выступает не только в традиционной роли покровителя отца, старшего брата, наставника , но подчас делится с женой своими невзгодами и неудачами, не стыдясь выглядеть слабым, ища и находя сочувствие и одобрение. Жене в такой семье позволен весь спектр традиционно женских ролей — от «капризной девочки» до «мудрой матери». Оба понимают, как важно любимому человеку быть в полной мере самим собой, то есть проявлять все грани своего Я. Семья в этом случае становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Психолог Г. Дейнега утверждает, что в счастливых, удачных семьях между супругами значительно больше сходства в понимании своих семейных ролей, если им удалось продуктивно решить проблему ролевых психосексуальных предпочтений. Именно из сферы сексуальных отношений супруги в последующем переносят те или иные модели ролевого поведения в другие области семейной жизни. Каждой молодой семье в качестве значимых приходится решать тонкие проблемы, связанные с психосексуальным или психологическим взаимодействием. Эти проблемы не так легко распознать, потому что проявляются они всегда одинаково — это смутное недовольство происходящим, раздражение, ощущение душевного дискомфорта. У каждого из супругов появляется смутное чувство: что-то в их отношениях не правильно, что-то «не так». Специальные исследования показывают, что многим из нас свойственны бессознательные предпочтения определенных ролевых позиций в общении с другими людьми. Кто-то из нас постоянно претендует на роль хозяина, кто-то на роль князя разница между хозяином и князем существенна: князь претендует на особый почет, почтение. Существует ориентация на роль слуги или раба человека полностью зависимого, нуждающегося в опеке и руководстве. Существуют люди, которые чувствуют себя комфортно в основном в роли экспериментатора или созерцателя. Кто-то претендует на роль пажа, кто-то на роль любовника.
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. В современной психологии рассмотрение семейных ролей тесно связано с понятиями половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Бергмановским «Сценам из супружеской жизни», одному из самых значительных фильмов за всю историю кино, исполняется полвека. Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь.
Смотрите также
- Супружеская роль
- Исторические факты
- Виды супружеских стилей, Роль секса в семье
- Традиционная семья уже не та? Узнайте, что изменилось в роли мужчины и...
- Распределение семейных ролей
- Р - Распределение ролей в семье
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
К. Киркпатрик [1] выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. «По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Основные виды супружеских ролей. Типы семей по распределению ролей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Кто придумал основные виды супружеских ролей
традиционные семейные роли в нормах и практиках. Распределение семейных обязанностей: ролевые нормативы и российская действительность. Основные виды супружеских ролей были предложены американским социологом Талькоттом Парсонсом в его работе «Семья и семейная роль» в 1955 году. Кто придумал основные виды супружеских ролей? Эйдемиллер Э.Г. Киркпатрик К. Компоновка этих ролей и определяет характер супружеских отношений. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.
Автономный
- Семейные роли, их распределение
- Похожие презентации
- Семья и брак
- Семья и брак
СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ
Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и. В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. Этот способ распределения ролей идеально подходит для двух сильных личностей, ни одна из которых не намерена отдавать бразды правления. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Давайте обсудим основные роли мужчины и женщины в семейных отношениях, а также почему нужно обращать на это внимание. Мы прошерстили мировую историю с этнографией и собрали коллекцию самых любопытных типов супружеских отношений. Кто придумал основные виды супружеских ролей? А. И. Тащёва пришла к заключению, что свой вклад в исполнение супружеских ролей.