Новости композиция речи

Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения. Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро. Простая и удобная структура публичного выступления на любой аудитории. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения. На выстраивание композиции ораторской речи влияют 3 основных фактора: тип презентации, размер аудитории и продолжительность выступления.

Построение и виды публичной речи, ее особенности

К тому же, читатель не всегда может уяснить суть происшествия. Поэтому в новостных лентах крупнейших украинских медиаресурсов Лига. Впервые «перевернутую пирамиду» в написании новостных текстов применили американские журналисты для освещения событий Гражданской войны в США. Они не изобретали велосипед, а просто перенесли принцип, по которому люди общаются в обычной жизни, в журналистику. Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро. Я проснулся рано и решил пойти на рыбалку.

Жена отговаривала, но я настоял на своем. Я поймал огромную щуку! Устойчивая пирамида Это детальное повествование, в котором факты выстраиваются в хронологическом порядке, то есть случившееся описывается по порядку. Это одна из наиболее подходящих типов композиции для расширенных новостных заметок, где оперативность не так важна, как необычные подробности. Песочные часы Это тип структуры, когда первая половина текста представляет собой перевернутую пирамиду, а вторая — устойчивую.

Такая композиция позволяет читателям уловить суть и воссоздать в своем воображении полную и детальную картину происшедшего.

В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание. Приемы захвата внимания. Обращение к событию, времени, месту. Сопер советует: «Начните с места, где находитесь». Мы собрались сегодня в аудитории…; Вот висит портрет…; Сегодня годовщина…; Два месяца назад я выступал в этой же аудитории и тогда... Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия.

Проблемы, которые волнуют аудиторию, — это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. Можно затронуть «групповые интересы» коррупция, налоги, экология, преступность ; злободневные интересы эпидемия гриппа, выборы, новые законы, положение в мире ; «конкретные интересы» автомобиль, дом, бедность, покупки. Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: — затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах? Эйнштейн говорил: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто» , софизмы — логически правильные построенные суждения, но по сути неверные Лекарство — добро, чем больше добра, тем лучше, следовательно, нужно принимать больше лекарств; Сидящий встал, тот, кто встал, тот стоит, следовательно, сидящий стоит; Половина населения земного шара носит очки, следовательно, нужно лечить уши. Аудитории самой не захочется решать проблему, она захочет, чтобы ее решил оратор, и внимание будет обеспечено. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями Ссоры между супругами обычно дело. Демонстрация какого-либо предмета Вот книга, но в ней нет ни слова правды.

Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Цитирование знакомого или знаменитости. Исторический эпизод Мы все довольно плохо знаем историю, и уроки прошлого нас мало чему учат. Знаете ли вы, что... Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Вчера в газете, программе... Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором. Совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно.

Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме. Риторическое обращение Начнем, коллеги.

Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели.

Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели. Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи.

Как написать понятный новостной текст и не только

Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Речь идет также об исчерпывающем перечне закупок, под которыми заказчики пытаются завуалировать услуги по освещению своей деятельности. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как.

Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности

Аргументы могут быть логическими и психологическими. Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории. Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни или предположительным а как бы могло быть в такой ситуации. Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно при условии, что найден общий признак. Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Задание 1. Укажите верные утверждения об фрагменте речи: «Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем!

Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи. Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей.

Монотонную, вялую речь слушать трудно, и даже сильные аргументы, перечисленные монотонно, воспринимаются как неубедительные. Поэтому одна из рекомендаций гласит: меняйте темп речи, тон голоса, это делает речь более живой, динамичной, повышает уровень восприимчивости. Приятно слушать того, кто говорит хорошо поставленным голосом. По данным психолингвистов, больше всего раздражают слушателей скулящие, жалобные, визгливые нотки, а также слишком громкий и резкий голос. Во время выступления рекомендуется смотреть на своих слушателей, а не в окно, на потолок или себе под ноги. Но не стоит останавливать свой взгляд на отдельных лицах. Долгий и пристальный взгляд вызывает чувство неловкости, недоумения, реакцию отторжения. Дикция очень важна в практической деятельности оратора. Произношение должно быть четким и членораздельным. Риторические фигуры Среди языковых средств выразительности особое место занимают риторические фигуры стилистические фигуры , известные еще с античных времен. Риторическая фигура - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Обратите внимание на наиболее распространенные фигуры речи. Анафора -повторение одних и тех же элементов синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда предложения, стиха, строфы. Пустьэти мелочные затруднения не снизят ваш молодой энтузиазм.

Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления.

Композиция публичной речи

Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко.

8. Композиция речи.

Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Композиция выступления 0.00 из 5.00 0 оценок. Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро. Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты. Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Новости Новости.

Построение и виды публичной речи, ее особенности

В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины.

Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции.

Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела».

Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса.

Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего».

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много.

Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления.

Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления.

Ученикам я советую, когда нет в голове ничего, легче всего использовать восклицание по теме ,утверждение, риторический вопрос. Вообще нужно искать и накапливать удивительные высказывания, притчи.... Вступление имеет 4 позиции. Сказать какие вопросы будут освещены в речи это один из законов риторики. Это закладывает матрицу восприятия материала, облегчает взаимопонимание. Подчеркнуть важность материала для аудитории. Провести небольшое представление самого себя.

Хочу отметить хорошее оформление сайта, так как благодаря этому я из многих ораторских курсов пошла на этот. Алевтина Понравилось ВСЕ!!! Обстановка дружелюбная, комфортная, позитивная. Понравилась подача материала, ведущий тренер, съемка на видеокамеру-очень была важна для меня. Все супер! Есть результат! Татьяна Понравилось безусловно все!!! Все занятия очень разнообразны. Много практики, что раскрепощает с первых занятий. Небольшие группы, что дает максимум заинтересованности к каждому.

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет.

Русский язык. 11 класс

Сопер, И. Стернин и др. Неправильные приёмы в начальной части выступления случаи «коммуникативного самоубийства» : говорить, что вы не оратор и т. Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала.

Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления. Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам. Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов.

Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным.

Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления.

Приведём также некоторые практические рекомендации по вступительной части речи, которые дают известные авторы риторических трудов П. Сопер, И. Стернин и др.

Неправильные приёмы в начальной части выступления случаи «коммуникативного самоубийства» : говорить, что вы не оратор и т. Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления.

Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам. Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному.

Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных.

Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся: 1 принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2 принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения; 3 принцип органического единства — распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4 принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель К. Федин: «Композиция есть логика развития темы». Кони в статье «Советы лектора» отмечал: «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий