Новости иудейская пасха

Празднуя Песах, евреи возвращаются в памяти к историческим событиям, приведшим к становлению иудейского народа.

Иудеи всего мира отмечают свою Пасху

Песах – самый древний из еврейских праздников и особо почитаемый. Его учредили в память о летописных событиях – освобождении народа из 400-летнего египетского рабства и обретении. Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. Песах является одним из наиболее значимых еврейских праздников – его отмечают 7 дней, а празднование сопровождается чтением особых молитв и благословений. Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не воскрешение Иисуса Христа, как у христиан, а исход евреев из Египта. В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта. Песах (еврейская пасха)Песах, или иудейская Пасха — это главный праздник еврейского народа, посвященный памяти исхода евреев из Египта.

Еврейская Пасха (Песах): история и традиции праздника

Песах, один из наиболее значимых еврейских праздников, приходится на 15-21 Нисана (в Израиле) или 15-22 Нисана (в диаспоре). Песах, один из наиболее значимых еврейских праздников, приходится на 15-21 Нисана (в Израиле) или 15-22 Нисана (в диаспоре). Песах – это праздничный период, когда отмечают исход евреев из Египта, их освобождение от рабства. Песах, или иудейская Пасха начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю — это первый месяц библейского года в еврейском календаре. Песах Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, по лицензии ).

Иудеи всего мира отмечают свою Пасху

Главная > Полезные советы > Когда еврейская Пасха (Песах) в 2024 году. Песах в 2023 году отмечается с 5 по 13 апреля – главные традиции еврейской Пасхи. Ведь сам смысл праздника Пасхи у иудеев и христиан несовместимый и прямо противоположный – собравшийся тогда в Иерусалиме иудейский народ на свою пасху.

Какую Пасху отмечал Христос?

Что касается специфики земли, он сказал CBN News: «Это должно было быть прямо перед местом, где священник, проводивший эту церемонию, мог видеть Святое Святых». Слово Песах происходит из библейской истории о 10 казнях, которые Бог послал египтянам за то, что они не желали освобождать евреев из рабства. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте.

Песах 2024: чем «иудейская Пасха» отличается от христианской

Эти заповеди стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы мировых религиозных и этических учений. Дата проведения Песаха по светскому календарю каждый год меняется.

И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения Исх 12:21—23. Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»? Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде Ин 13:26—27.

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев Исх 1:22. Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов. Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] Исх 10:9.

Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей. В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского Исх 6:6—7. Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной! Тогда самый младший из присутствующих во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это? При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы. После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими.

Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114—117-й псалмы , а завершала праздник четвертая чаша вина. После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями. Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи? Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью.

Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. И происходит это через Святое Причастие. Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья дети праведного Иосифа , которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь Мф 12:48—50.

Готовятся иудеи к пасхальной неделе заранее. Избавляются от всего квасного, вместо хлеба пекут пресную лепешку — мацу. К праздничному столу также подают горькую зелень, смесь из натертых яблок, фиников, орехов, кусочек жареного мяса на кости, а также вареное яйцо и плошку с соленой водой. В синагогах — торжественные богослужения.

По словам губернатора, веками представители еврейского народа проживают на астраханской земле, храня и передавая свои традиции из поколения в поколение. На сегодняшний день иудейская община Астрахани работает над возрождением языка, культуры и духовности еврейского народа, совершенствует религиозное и светское образование. Редакция «Блокнот Астрахань» присоединяется к поздравлениям губернатора и желает приверженцам иудаизма мира и благополучия.

Песах — 2023: традиции и запреты главного иудейского праздника

Можно есть мацу — это пресные хлебцы из пшеничной муки. Запрет связан с исходом из Египта. Покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться мацой. Праздничный ужин — седер — самый торжественный обряд из всех существующих в иудаизме.

Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него принято приглашать родственников, неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На стол во время седера ставят особую еду, которую готовят к Песаху.

Присутствует маца, харосет смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина , хазерет тертая зелень , марор салат-латук, хрен и базилик. По традиции зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства.

Моисей увидел, как живет еврейский народ и попытался вывести его из египетского рабства в обещанную Богом землю Ханаан, что в переводе означает «земля обетованная». Однако фараон Египта отказывался их отпускать. Тогда Бог послал египтянам различные беды, которые назвали Десять казней египетских. В их числе были нашествие саранчи, падеж скота, а также превращение вод Нила в кровь. Чтобы та же участь не постигла старших детей евреев, Бог велел им зарезать ягненка и пометить вход в дом его кровью. В результате ангел погубил старших сыновей в каждой египетской семье, но не тронул первенцев в семьях евреев.

Считается, что это произошло в полнолуние 14-го дня нисана — весеннего месяца в еврейском календаре. Именно в это время теперь и празднуют Песах После этого фараон отпустил евреев на свободу, и Моисей вывел народ из Египта. Однако фараон вместе со своей армией последовали за ними. И на седьмой день Красное море расступилось перед Моисеем, позволив евреям безопасно пройти. А когда преследователи попытались их догнать, воды сомкнулись над их головами. Именно поэтому торжество длится сразу семь дней. Значение Песаха Евреи начали отмечать Песах после Исхода, то есть более трех тысяч лет назад. Этот праздник для народа считался самым почитаемым: он символизировал свободу от рабства, а также благодарность Богу за его помощь и защиту.

В современном мире Песах остается одним важнейших праздников в еврейской культуре. Он напоминает не только о физическом, но и о духовном освобождении. История выхода из Египта служит напоминанием о том, что борьба за свободу и справедливость — это вечные ценности, которые актуальны во все времена. Песах — это не просто праздник. Это мост между прошлым и настоящим, символ свободы и непокорности духа Торжество также подчеркивает важность семьи, общности и традиций, которые сохраняют историю и культурные ценности через поколения. Важно сделать полную уборку помещения, вычистить каждый угол. Также в канун праздника первенцы в семье держат малый пост, отказываясь от еды и воды от восхода и до заката. При этом традиция затрагивает только мужчин: перворожденные дочери от поста освобождаются.

Если же мальчик еще ребенок, постится должен его отец. Традиции Песаха В первый день праздника в синагогах проводят праздничные службы, во время которых поют специальные молитвы и псалмы и благодарят Бога за спасение от рабства.

Подсоленная вода символизирует слезы евреев. Горькая зелень, марор - это зеленый лук, салат латук, другие горьковатые и пряные травы. Натертый хрен, хазерет.

Этот продукт символизирует раствор, который скрепляет блоки пирамид. Смесь яблок, груш, вина, грецких орехов, пряностей. Также сюда добавляют финики и инжир. Смесь напоминает глину и называется харосет. Она - блоки египетских пирамид.

Отдельно ставится тарелка с мацой. В чем заключается праздник и в честь какого события он установлен Подробнее Блюда для праздничного ужина Много блюд готовится с использованием мацы, делают суп с клецками из мацы, из нее же различные блинчики и запеканки. Одно из центральных мест занимает рыба — гефилте фиш. Она может быть фаршированной, также можно сделать котлеты из рыбного фарша. Гефилте фиш.

Мужчины должны выпить по 4 бокала, детям предлагается виноградное вино. Затем наливается пятый бокал, но его оставляют нетронутым, посвящая пророку Элиягу. Вкушать мацу вместе с горькой зеленью. Марор означает горечь египетского рабства. Закончить праздничный ужин мацой.

На Седер подается харосет — смесь из тертых яблок, измельченных фиников и орехов. Блюдо символизирует глину, из которой во времена своего рабства иудеи делали кирпичи для строительства египетских зданий. По еврейской традиции торжественное застолье нельзя начинать раньше восхода первой звезды На стол ставится тарелка с соленой водой, символом слез еврейских женщин, у которых по приказу фараона забирали первенца, так как было предсказано, что будет рожден пророк, который избавит иудеев от рабства. Не запрещено готовить и обычные праздничные блюда, но подают их во второй половине ужина. Важной составляющей вечера является чтение молитв и благословений.

По еврейской традиции торжественное застолье нельзя начинать раньше восхода первой звезды. Хозяйка дома должна все подготовить заранее. Сервируют стол специальной посудой, предназначенной для иудейской пасхи. Особое внимание за праздничным столом уделяется детям. Они должны перенять правила поведения на Песах и заповеди праздника.

Поэтому история о выходе евреев из Египта рассказывается в первую очередь для детей, а чтобы им не стало скучно, ребятишек угощают различными лакомствами. Конец праздника, 7-й день, отмечается «разделением морских вод». Проходит обряд в синагогах и религиозных учебных заведениях. Это символизирует событие, когда пророк Моисей заставил Красное море расступиться. Ветхий Завет, книга Исход, глава 12.

Российско-Израильский консультационный центр «РИКЦ» окажет помощь в получении израильского гражданства тем, кто имеет принадлежность к еврейскому народу. Мы гарантируем индивидуальный подход и грамотное построение работы, которое позволит нашим клиентам не отвлекаться от текущих дел. Мы уделяем максимальное внимание каждому человеку, что позволяет решить самые сложные и запутанные ситуации. Мы не оставляем своих клиентов и после их переезда на ПМЖ в Израиль. Помогаем наладить взаимоотношения с государственными структурами, оформить израильские документы , приобрести недвижимость в Израиле и решить другие важные вопросы.

Еврейская Пасха Песах — один из самых главных еврейских праздников. Ведь в эти дни, чуть больше 3-х тысяч лет назад, еврейский народ был спасен. Этот праздник дает понять то, что все молитвы будут услышаны, но в свое время, которое не обязательно совпадет с желаниями молящегося. Важно праздновать Песах каждый год, чтобы не забывать об истории и значении этого праздника!

22-30 апреля - Песах

Песах символизирует избавление и пощаду Яхве первенцев израильтян во время 10-й казни. Последующий исход евреев из Египта символизирует свободу от угнетения, напоминает об избавлении от многовекового рабства. Вечером 14 нисана вся семья после захода солнца собирается на седер — ритуальную семейную трапезу. На ужин также приглашают малоимущих и тех, которые не могут отпраздновать Песах с близкими. Праздник состоит из обеда и чтения Агады пасхального молитвенника. Весь праздник служит напоминанием о тех далеких событиях. В начале седера складывают 3 части мацы — особой бездрожжевой пресной лепешки. Самый крупный кусок заворачивается в ткань и откладывается. Это часть зовется афикоман. В какой-то момент вечера его прячет кто-то из взрослых, а дети отправляются его искать.

За ужином евреи едят мацу, марор горькая зелень , харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников , фаршированную рыбу.

Выведя евреев из рабства, Бог дает Моисею множество постановлений, в частности, Он велит установить праздники, соблюдать которые обязан весь народ Левит 23:4. Каждый праздник Господень, о котором говорит Библия, — и в особенности Песах — простирается в будущее, напрямую указывая на Мессию Иисуса! Народ Израиля, защищенный кровью ягненка, перешел через море, проделав неимоверно трудный путь, прежде чем достиг земли обетованной. Точно так же мы обретаем новую жизнь через пролитую на кресте кровь Божьего Сына, получив спасение от вечного разделения с Создателем. Путь, которым шел Мессия Иисус, отмечен не только пальмовыми ветвями и радостными возгласами, сопровождавшими Его въезд в Иерусалим накануне Песаха, что само по себе уже очень символично.

Несмотря на то, что их названия схожи, они все-таки имеют принципиальные отличия. И называть Песах «еврейской Пасхой» на самом деле не совсем верно.

В чем же разница? Прежде всего — это религиозный смысл. Евреи отмечают Песах в память об освобождении своего народа из рабства. Христиане же празднуют воскрешение Христа, Пасха символизирует духовное спасение и вечную жизнь. Разница также и в продолжительности событий. Еврейский праздник отмечают в течение недели в Израиле или восьми дней за пределами страны. Христианская Пасха — один день.

Действительно, во время ужина каждый занимает свое место. На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха.

Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту. Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы переводится как «выжатое», «лишенное влаги» — полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи на выбор. Принципиальное требование к маце — полное отсутствие дрожжей поэтому этот хлеб также называют опресноками. На то есть свои причины. Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду и даже напитки , содержащие квасную основу хамец. Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл.

Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу. А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере: горькая зелень местные горькие травы, латук олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей; соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства — в нее обмакивают мацу; зроа — это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри — оно напоминает того самого пасхального агнца ягненка , который и был принесен в жертву; кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу. Есть на столе и другие блюда — орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха — это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов. Дни после седера Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, то есть фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми. Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком.

Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей. Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику полдня. То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы.

Песах - иудейская Пасха

Это время посвящают общению с друзьями и родственниками и отдыху на природе. В седьмой день Песаха, в качестве напоминания о морских водах, расступившихся перед еврейским народом, читают «Песнь на море». Эту песню пели беглецы, когда увидели, что морские воды поглотили преследовавших их египтян. Что едят на Песах?

Для седера на стол традиционно ставят специальную праздничную посуду, свечи, кубок для пророка Элияху и тарелку для седера — кеару, на которую кладут мацу и шесть продуктов, каждый из которых символичен. Маца, с одной стороны, символизирует «хлеб бедности», который ели евреи во время пленения, а с другой — является символом свободы, так как именно маца помогла выживать в пустыне. Оно напоминает о том, что евреям удалось выйти из рабства благодаря «сильной руке Бога».

Затем на блюдо кладут яйцо. Оно является знаком траура по разрушенному Иерусалимскому Храму. Здесь используется корень цикория или салат.

О горечи египетского рабства напоминает хрен. Затем следует харосет — микс из перетертых яблок, орехов и красного вина. Внешне это блюдо напоминает глину, из которой евреям приходилось лепить кирпичи для египтян.

Наконец — карпас, или сельдерей. Его обмакивают в соленую воду, напоминая себе и участникам трапезы о пролитых во время рабства слезах. Также во время седера к столу подают суп с шариками из мацы, картофельную запеканку, фаршированную рыбу и цимес — сладкое овощное рагу, которое готовится из меда и моркови.

И как пятница у нас не может быть днем воскресения, так все равно и совпадающий с нею четырнадцатый день. Воскресению должен соответствовать день Господень и не относиться ко дню страдания. Поэтому, если с этим днем совпадает четырнадцатое число, относящееся ко дню страдания, то, оставив его, мы останавливаемся на следующем дне свободном от воспоминания страдания. И когда нам предстоит воспоминание страдания и воскресения Господа, мы, как сделал и Владыка, всегда соблюдаем Господень день, как соответствующий дню воскресения и свободный от воспоминания страдания, относя воспоминание страдания к дням предшествующим этому. Необходимо, чтобы четырнадцатый день приходился на неделе ранее определенного воскресного дня. Если он упадет среди недели, тогда определить удобно; если же он совпадет с днем Господним, в этом случае нужна тщательная предусмотрительность, потому что те, которые не производят точного исследования, могут пятнадцатый день лунного месяца принять за четырнадцатый; это самое и ныне случилось» Полное собрание творений. Слова Златоустого подверждает патриарх Александрийский святитель Мелетий Пигас , принимавший активное участие в Соборе 1593 г. Тогда мы без всяких оговорок пользуемся тем календарём, который у нас есть, и выполняем отеческий канон. Если полнолуние приходится на субботу или пятницу, то в первое же воскресенье после этого мы празднуем не Пасху, а день Ваий, а в следующее воскресенье, которое будет вторым воскресеньем после полнолуния, празднуем светлый день божественной Пасхи.

Следует, как я думаю, прежде всего, посмотреть, по какой причине неодинаково используется святоотеческий канон, и почему мы ни в чём не преступаем апостольский канон и отмечаем Пасху согласно каноническому установлению святых отцов. Пасхальный канон, которого мы, православные, придерживаемся, был принят 318 богоносными отцами, собравшимися в Никее. Они, как известно, составили этот канон и передали его вселенской Церкви вместе с другими церковными распоряжениями. Поэтому мы и придерживаемся этого и в точности «сохраняем предания» отеческие, по словам Апостола, как священные и некрадомые сокровища. Очевидно, что этот канон счёта дней подразумевает смещение на три дня по отношению к тому состоянию календаря, которое нам передали отцы. Канон счёта дней показывает, что если еврейский песах выпадает не только на, допустим, 30 марта, но и на 27 марта, то необходимо производить смещение на три дня» «Александрийский Томос о Пасхалии». Поместный Антиохийский собор 341 г. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый собор отныне уже осуждает, быти чуждым церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих.

И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству». Константинопольский собор 1583 года постановил твердо держаться на вечные времена юлианского календаря, а также отлучил от Церкви последователей календарной реформы. Патриарший и Синодальный Сигилион от 20 ноября 1583 г. Своим 8-м правилом Константинопольский Собор 1593 г. Определено же так: «всем дерзающим нарушать постановление святаго Вселенскаго великаго Собора, бывшаго в Никее в присутствии боголюбезнейшаго царя Константина, касающееся до святаго праздника спасительной Пасхи, не иметь общения с Церковию и быть изверженными из нея, если они с упорством будут оспоривать то, что заповедано основательно. И это сказано о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзал бы для развращения народов и смущения Церквей особиться и совершать Пасху вместе с иудеями: таковаго святый собор осудил на отчуждение от Церкви».

Касаются традиции и того, что стоит на праздничном столе. Традиционно семейный праздник. Как проходит Песах Подробнее Казни египетские Десять казней египетских, исход евреев из Египта — вот что стоит за древним праздником Песах. Фараон отказался отпустить евреев из рабства, и за это Господь обрушил на Египет десять казней. Последней из них, десятой, была смерть первенцев в каждой египетской семье. Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеем помазать кровью ягнят косяки дверей и ангел смерти прошел мимо. Собственно, название праздника Песах переводится как — «прошел». И случилось это событие как раз 14 ниссана. Фараон ужаснулся и отпустил евреев из Египта. Отмечают Песах иудеи уже много сотен лет. Почему без хлеба Традиция гласит: в доме на Песах не должно быть хлеба, испеченного на закваске или дрожжах. Евреи в эти дни едят только пресную мацу, сухие лепешки из злаков. Это могут быть зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы.

Он поведет нас верным путем. В праздничном прямом эфире из Иерусалима поговорим о том, как события, произошедшие более двух тысяч лет назад в далекой Иудее, влияют на нас сегодня! Виктория Никитина-Шин — ведущая включения, президент телеканала ТБН — вместе с гостями поразмышляет о том, как связаны Песах и Пасха, какие параллели можно найти в обоих праздниках. Какова суть жертвы Христа и какое значение она имеет для людей сегодня, пояснит Авиэль Станкевич — пастор общины «Дом Света» в г. Ришон ле-Цион, теолог, декан Библейской школы.

Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают

Нельзя разводить огонь. Иудеи даже не пишут тексты. Песах для иудейского народа - символ свободы. Добавьте новости Весь Искитим — главные новости в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Выбор редакции.

То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его.

Однако по окончанию этой субботы они не вернулись в рабское состояние, поэтому она и была названа Великой». Однако отступившие от еврейской традиции саддукеи утверждали, как и во многих других случаях, что слова Торы надо понимать буквально, и что они относятся к субботе, следующей за праздником. Чтобы сделать бессмысленным это утверждение саддукеев, наши мудрецы назвали субботу, предшествующую празднику, Великой субботой. Турей загав отмечает, что через много лет в день десятого Нисана, который также пришелся на субботу, еврейский народ посуху перешел Иордан. Книга Цеда ладерех рассказывает, что в субботу, предшествующую Песаху, целые общины собирались вместе, чтобы освежить в памяти законы праздника. Поэтому эта суббота и названа Великой — ибо в нее изучались великие и трудные законы. Другое, сходное объяснение: эта суббота названа Великой, поскольку в нее перед народом выступал величайший из раввинов города или общины. Книга Сефер га-пардес, автором которой считается Раши, приводит похожее объяснение, ссылаясь на рабби Ицхака Юскунту, жившего в одной из арабских стран: «Поскольку в эту субботу изучение законов Песаха затягивается до очень позднего часа пополудни и народ не расходится по домам, пока не дослушает урок до конца, она представляется более длинной, чем все другие дни, и оттого называется Великой». Магариль утверждает, что, так же как Йом Кипур назван «Великим постом» потому, что в этот день очень много часов посвящено покаянию и молитвам, Великая суббота названа так потому, что в этот день очень много времени посвящено изучению законов Песаха. Мудрецы позднего времени дали еще одно объяснение этого названия: «Тора указывает две причины для соблюдения субботы. Поэтому до освобождения из египетского рабства у евреев была только одна причина для соблюдения субботы — Сотворение мира Всевышним за шесть дней. А в последнюю субботу, проведенную ими в Египте, добавилась и вторая причина — память о рабстве и избавлении. Поскольку в эту субботу сама заповедь соблюдения субботы приобрела еще одно значение, и оттого важность этой заповеди как бы возросла, она и была названа Великой». И еще одно сходное замечание: после того, как еврейский народ был избавлен от рабства, суббота как бы обрела себе в нем достойную пару. Таким образом все члены общины как бы еще раз «повторяют» сложнейшие законы, связанные с хамецем и мацой, а также другие галахические установления. В Шахарит включаются отрывок Бархи нафши и пятнадцать Псалмов Шир га-маалот, читаемые во все остальные зимние субботы в молитве Минха, а также фрагмент Пасхальной Агады начинающийся со слов «Мы были рабами Паро в Египте» и заканчивающийся словами «Чтобы искупить все наши грехи» — поскольку именно в Великую субботу началось освобождение. Некоторые авторитеты объясняют обычай читать в этот день часть Пасхальной Агады тем, что следует заранее знакомить с ней подростков, чтобы наилучшим образом исполнить заповедь Торы «Будешь рассказывать своему сыну о том, как Всевышний вывел Израиль из Египта » в пасхальную ночь. Этот последний обычай не получил распространения в сефардских общинах. Существует еще одно объяснение этого обычая: евреи читают Агаду в Великую субботу для того, чтобы освежить ее в памяти. Для чего? Для того, чтобы в случае, когда пасхальный Седер приходится на субботний вечер, можно было уверенно читать текст Агады при слабом свете свечи даже в одиночестве. Поскольку читающий будет помнить его почти наизусть, у него не возникнет желания поправить свечу, чтобы она давала больше света и ему легче было читать. Во многих сефардских общинах евреи обращаются в этот день друг к другу с особым приветствием: Шабот га-гадоль ме-вурах — «Благословенна Великая суббота! В большой речи он дает им наставления и предписания как общего характера, так и практические, объясняет предпасхальные законы очищения посуды, уничтожения хамеца и изготовления мацы — чтобы жители города, не дай Б-г, не допустили какой-нибудь ошибки, поскольку после наступления Песаха никакая, даже ничтожная примесь запрещенного хамеца не может быть аннулирована. Принято включать в это выступление различные увлекательные истории, связанные с Великой субботой и Песахом. Если Великая суббота приходится на какун праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление мудреца на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику. В случае, когда Великая суббота непосредственно предшествуют Песаху, все приготовления к празднику завершаются до ее наступления. Другой древний обычай: накануне Великой субботы из муки, заготовленной для изготовления мацы, пекут немного квасного хлеба — то есть хамец. Этот хлеб называют «хала бедняка» по аналогии с другим названием мацы — «хлеб бедняка» или «хала синагоги» и делят между бедняками. Люди побогаче пекут больше, победнее — меньше. Один из наших мудрецов писал: «Когда этим обычаем начали пренебрегать, на урожай пало проклятие». Магаршаль из Люблина дал такое указание: «Каждый еврей должен съесть до наступления Песаха немного хлеба, изготовленного из муки, предназначенной для печения мацы. Чтобы можно было предположить, что даже если в муку попало небольшое количество хамеца, он был сосредоточен именно в той ее части, которая была съедена до Песах». В таком случае вся остальная часть муки полностью пригодна для употребления в Песах, и из нее можно смело печь мацу. Существует мнение, что обычай печь «халу бедняка» связан с соображением, о котором учил Магаршаль. Эту халу делили между бедными для того, чтобы исполнить заповедь помощи нуждающимся, и заслуга выполнения этой важнейшей заповеди помогала справиться с труднейшей задачей истребления хамеца и подготовкой к Песаху. В ашкеназской общине Иерусалима и многих других общинах было принято исключать из вечерней молитвы, произносимой на исходе Великой субботы, отрывок, начинающийся словами Виги ноам — «Да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас» Тегилим, 90, 17 , даже если первый день Песаха приходится на следующую субботу. Дело в том, что этот отрывок принято читать, только если за завершившейся субботой следуют шесть полных рабочих дней. В этих общинах принято запрещать многие виды работ в канун Песаха, так что между Великой субботой и Песахом никак не может быть шести рабочих дней. Другие события, происшедшие в этот день, связываются исключительно ним. В конце 39-го года пребывания евреев в пустыне после Исхода из Египта именно 10-го Нисана умерла праведная сестра Моше Мирьям. Израиль лишился одного из трех своих замечательных лидеров, руководивших им в пустыне двое других — это Моше и Агарон. Почему еврейская традиция назвала их товим — «замечательными» а не выбрала какой-либо иной эпитет? Потому что за их заслуги Всевышний дал Израилю три замечательных подарка: ман — манну — за заслуги Моше, Облака Славы — за заслуги Агарона и движущийся колодец или источник — за заслуги Мирьям. Сразу же после смерти Мирьям источник, сопровождавший Израиль в его странствованиях, исчез. В Торе рассказывается: «И пришли все сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц [года], и остановился народ в Кадеше и умерла там Мирьям, и там же была погребена. И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Агарона» Бемидбар, 20,1. В день 10-го Нисана во все времена устраивался «пост праведников» — в память о смерти Мирьям. Ровно через год, в тот же день, произошло другое великое событие, на этот раз радостное — воды Иордана расступились, стали стеной, и еврейский народ посуху перешел разлившуюся реку. В этот день наши праотцы в том числе и многие выходцы из Египта: колено Леви, дети и старики, принадлежавшие всем коленам, а также многие женщины — все те, на кого не распространялся приговор Всевышнего — «Они умрут в этой пустыне» , перейдя Иордан, впервые ступили на Святую землю для того, чтобы завладеть ею, как сказано в Книге Йегошуа: «И народ вышел из Иордана в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Йерихо» Йегошуа, 4,19. Наши мудрецы в книге Ялкут Йегошуа, 15 учат, что мужественное поведение евреев в Египте, где они на глазах египтян выбрали себе ягнят для пасхальной жертвы, и было той заслугой, за которую Всевышний совершил для них новое чудо, остановив воды Иордана — на это указывает сходство вышеприведенного фрагмента из Книги Йегошуа и фрагмента из Торы, рассказывающего о событиях Великой субботы: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на каждое семейство, по ягненку на дом» Шмот, 12,3. Прежде всего потому, что мы считаем трех первых руководителей еврейского народа — Моше, Агарона и Мирьям — своими непосредственными руководителями и покровителями во все времена. Во всех поколениях они сопровождают Израиль, и день их смерти каждый год становится днем траура — как если бы они действительно умерли в этом году. Некоторые другие события, происшедшие в давние времена, также отмечаются каждый год в определенный день всеми последующими поколениями. Это относится к дню, когда был воздвигнут Мишкан 1-е Нисана , дню, когда умер последний из тех выходцев из Египта, которые были приговорены Всевышним к смерти в пустыне 15-е Ава , и некоторым другим дням, разумеется, не считая праздничных дней, прямо указанных Торой. Все эти события оказывают воздействие на жизнь всех поколений еврейского народа. Необходимо отметить, что и в более поздние времена не только в эпоху Исхода были люди и события, навечно вошедшие в нашу историю и сопровождающие нас из года в год в определенный день — годовщину этого события. Более того, в этот день само событие как бы повторяется в нашей жизни. С другой стороны, целый ряд великих людей и событий, память о которых сохраняется во всех поколениях, сопровождают нас по сей день — однако с ними не связан никакой определенный день года. Поскольку мы не отмечаем их память в определенный день года, даже годовщина этих событий не связывается с ними больше, чем все остальные дни. На вопрос — какие из важнейших событий нашей истории мы празднуем в установленный день года, а какие не празднуем, но просто помним о них, могут ответить только величайшие мудрецы, исчисляющие сроки, и пророки, провидящие будущее вплоть до конца времен. Только они способны распознать, какие события во все времена сияют первозданным блеском — таким же, как и в самый первый год — и объявить их праздниками, и, с другой стороны, свет каких событий равномерно распространяется по всем дням года — и не объявляют их праздниками. День 10-го Нисана, несмотря на обилие важнейших событий, произошедших в этот день — смерть Мирьям и исчезновение источника, пересечение Иордана и вступление в Эрец Исраэль — мы отмечаем лишь постом в память первого из них. Все остальные события мы в этот день не отмечаем. Некоторые законоучители утверждают, что именно поэтому память о чудесах, происшедших в Египте, отмечается не 10-го Нисана, а в Великую субботу — чтобы никто не мог подумать, что этот день стал праздничным прежде всего из-за того, что в него евреи пересекли Иордан. Перенос праздника на субботу ясно показал, что отмечаются именно чудеса, происшедшие в Египте — ведь пересечение Иордана произошло в будний день. Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец согласно определению Торы. О каких пяти видах злаков идет речь? О хита пшенице , кусемет полбе , сеора ячмене , шиболет-шуалъ овсе и шифон ржи. Следует помнить, что кусемет — вид пшеницы, а шиболет-шуаль и шифон — виды ячменя. Наши мудрецы установили, что время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут, если тесто замешано обычным образом. Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они стояли без дела то есть не подвергались обработке , перед нами бесспорный хамец. Время замешивания теста и прочих рабочих процедур в счет 18 минут не идет. Однако если в ходе кулинарных процедур тесто нагрелось, его не оставляют даже на самое короткое время — если не хотят, чтобы оно превратилось в хамец. Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецем не становится. Тем не менее, запрещается замешивать тесто в Песах даже таким образом, поскольку существует опасение, что в него попадет хоть немного воды, или же по какой-либо причине произойдет задержка, тесто не попадет в печь вовремя и таким образом превратится в хамец, а его хозяин нарушит заповеди Торы. Пресный пасхальный хлеб — маца. Эта круглая маца — ручной выпечки. Именно такую мацу многие считают предпочтительной для Седер Песах Запрещается не только есть хамец в Песах, но и пить его размоченным в любой жидкости. Запрещен он и для любого иного употребления. Обнаруженный в Песах хамец должен быть сожжен или полностью уничтожен каким-нибудь другим способом. Любое, даже сколь угодно малое количество хамеца запрещено в Песах. Более того, запрещена любая его примесь: даже если ничтожно малое количество его смешается в Песах с тысячу или в миллион раз большим количеством разрешенного вещества, хамец не аннулируется, и вся смесь окажется запрещенной. Однако, если некоторое количество хамеца смешается с иным веществом до Песаха, то есть в то время, когда хамец разрешен к употреблению, он аннулируется, если объем иного вещества в 60 раз превосходит объем хамеца. В таком случае эта смесь разрешена к использованию в Песах при условии, что хамец «растворился» в разрешенном веществе и стал невидимым и неразличимым. Запрещено употреблять в пищу хамец начиная с полудня то есть с седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто делает это даже до наступления Песаха , преступает заповедь Торы, в которой сказано: «Не ешьте при этом квасного» Дварим, 16,3. Это значит, что хамец запрещен уже тогда, когда приносится пасхальная жертва. Еврейская традиция формулирует этот запрет так: запрет накладывается на хамец с того момента, когда можно приносить пасхальную жертву, то есть с полудня начала седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Но это еще не все. Наши мудрецы запретили есть хамец с начала шестого часа для того, чтобы никто не мог по ошибке затянуть трапезу и нарушить запрет Торы. Поэтому уже с начала шестого часа запрещено не только есть хамец, но и использовать его каким бы то ни было образом — в течение шестого часа из-за постановления мудрецов, а затем — из-за запрета Торы. На пятый солнечный час наложено более слабое ограничение: в него уже не едят хамец, но еще можно использовать его иным образом. Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым. Мы уже подчеркивали, что речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня. Тот, кто преднамеренно съедает кезайит хамеца в Песах — начиная с вечера 15-го Нисана и до конца дня 21-го Нисана, — подлежит тягчайшему наказанию — карету духовному смертному приговору, вынесенному Небесами — исключению души провинившегося из еврейской общины. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» Шмот, 12,15. Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использованию навсегда. Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника. Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца не распространяющийся на другие запрещенные продукты. Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец. Не следует пренебрегать дополнительными запретами, связанными с законами праздника Песах, которые накладывает на себя та или иная еврейская община, даже если эти запреты не относятся непосредственно к запрещенному Торой хамецу, поскольку еврейский обычай — это неотъемлемая часть Торы. Даже если кто-то наложит лично на себя особые ограничения, связанные с Песах, к этому следует относиться с уважением. Необходимо позволить таким людям исполнять свои обычаи, даже если вытекающие из них ограничения весьма далеки от того, чтобы предотвратить реальное нарушение заповеди. Несмотря на то, что наши мудрецы заповедали нам любовь к ближнему, как самое высокое человеческое качество, и учат, что нет благословения тому, кто лишает своего ближнего малейшей радости, в Песах многие замечательные люди ведут себя как бы вразрез с этими правилами. Они устраивают каждый для себя отдельные трапезы, едят отдельно друг от друга и даже не обмениваются посудой — несмотря на то, что все они Б-гобоязненные люди, тщательно исполняющие заповеди. Наши мудрецы постановили, что не следует осуждать тех, кто ведет себя таким образом в Песах, ибо они поступают так не из высокомерия. Почему наши мудрецы столь снисходительны? Из-за особой строгости запретов, связанных с законами праздника Песах. Великий Ари писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года. Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19. Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15. Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди. Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах. Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана! Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях. Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам. Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме. Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях? На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть. Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях? Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить. А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером. Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков. Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен. Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается. Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней. Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете. Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света.

В начале седера складывают 3 части мацы — особой бездрожжевой пресной лепешки. Самый крупный кусок заворачивается в ткань и откладывается. Это часть зовется афикоман. В какой-то момент вечера его прячет кто-то из взрослых, а дети отправляются его искать. За ужином евреи едят мацу, марор горькая зелень , харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников , фаршированную рыбу. Взрослые выпивают четыре бокала вина — кратно числу обещаний, данных Богом избранному народу. Во время седера читают молитвы. В конце ужина наливают вино в бокал и открывают входную дверь. Этот пятый бокал предназначен для пророка Элиягу — Илии. Перед праздником обязательно делается уборка в доме, что символизирует начало с чистого листа. Нет квасного хлеба.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий