Основной вехой этого периода войны стал прорыв блокады Ленинграда. К 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда Минобороны России опубликовало документы из фондов Центрально архива ведомства о легендарной стратегической операции "Искра". Новость об успехе операции «Искра» они услышали по радио.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
декабрь 1941 года фон Бок, Гудериан, Штраус, фон Клюге и др. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. Блокада Ленинграда — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны.
Операция "Искра". Эхо Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны — капитан-лейтенант, командир артиллерийской и минно-торпедной боевых частей подводной лодки С-13. Вторая половина XX века. Маринеско Куртка принадлежала капитану 3-го ранга Александру Ивановичу Маринеско. В годы Великой Отечественной войны — командир подводной лодки С-13; участвовал в боевых действиях на Балтике с начала Великой Отечественной войны, весь период блокады находился в Ленинграде. XX век. Кота Орденские планки принадлежали старшему краснофлотцу Николаю Афанасьевичу Коту.
В годы Великой Отечественной войны — моторист подводной лодки С-13. Старшине 1ст. Климову Москва, 1942 год. Новосибирск Иван Максимович Климов. СПб, 2005 год.
СПб, 2005 г. Рощино 2 театральные куклы — девочка и мальчик - память о трагических и героических днях блокады Ленинграда Автор - Ляля Прозорова в будущем Ольга Максимовна Пономарева. Место рождения: Рязанская область. Место призыва: Сталинский РВК, г.
С этого момента положение города начало постепенно улучшаться, через прорванное кольцо в Ленинград устремились спасительные припасы. И хотя до полного снятия блокады оставался ещё год, стало очевидно — город будет жить. После ожесточённых, кровопролитных боёв Антигитлеровская коалиция наконец склонила чашу весов в свою пользу.
Отдельно среди этих несомненно важных побед следует упомянуть событие, которое по своей значимости и триумфальности ничуть не уступает вышеперечисленным победам и даже в некотором роде превосходит их. Это была победа духа тысяч людей, переживших страшный голод, невыносимый холод и ежедневные бомбёжки немецкой авиации. В этот день советские войска, после почти трёх лет упорных боёв, смогли сломить сопротивление войск группы армий "Север" и прорвать кольцо блокады Ленинграда. К концу 1942 года обстановка под Ленинградом была напряжённой: войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы, сухопутной связи между городом и «Большой Землёй» не было. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки деблокировать город. Однако наступательные операции не увенчались успехом. Попытки прорвать блокаду предпринимались с самого её начала.
Одной из самых драматичных стали попытки прорвать кольцо на небольшом плацдарме на левом берегу Невы, который получил название "Невский пятачок". Бои на Невском пятачке стали одними из самых жестоких боёв во Второй Мировой войне; они стали легендой битвы за Ленинград. Защитникам Ленинграда приходилось воевать в тяжелейших условиях: морозы, непрекращающиеся бои и... Так, один из офицеров Ленинградского фронта решил проверить, сколько смогут пройти его солдаты без остановки. Результат показал, насколько вымотанными были бойцы: солдаты проходили всего несколько метров и останавливались, чтобы перевести дух. Бои за Невский пятачок шли с сентября 1941 по конец апреля 1942 года.
В этот день была прорвана блокада и спасен от гибели Ленинград. Да, после этой победы город на Неве еще год оставался осажденным, но смертельная хватка на горле Ленинграда ослабла. В те переломные дни завершалась и Сталинградская битва. Именно зимой 1943-го стало ясно: война закончится нашей победой. В смертельном кольце Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые черные и безнадежные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей. Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбежками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки». Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал. Повысить норму удалось только 25 декабря.
Затем залпы последовали один за другим. Разгорячённые орудийные расчёты работали в гимнастёрках, хотя на улице стоял 20-градусный мороз… Не затихая, бой продолжался почти двое суток. В кровопролитных схватках отвоёвывался каждый метр земли... Прорыв блокады Ленинграда, продолжавшейся более 16 месяцев. О героизме и мужестве жителей и защитников осаждённого города сказано и написано немало. Кадры кинохроники «Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда» говорят за себя сами. Чёрные провалы разрушенных зданий, скованная льдом «Аврора», «зенитки» у заиндевевшего Исаакиевского собора, заваленные сугробами улицы, очереди за хлебом, брошенные на рельсах трамваи, измождённые ленинградцы, везущие на санках тела умерших, женщины и дети, из последних сил набирающие в проруби воду, автоколонна машин на Дороге жизни, её безжалостный обстрел… И вот, наконец, кадры бегущих в атаку автоматчиков в белых маскхалатах, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов, ликование бойцов… Наступательная операция «Искра» готовилась почти месяц. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Леониду Говорову и генералу армии Кириллу Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки: генерал армии Георгий Жуков и маршал Клим Ворошилов.
Операция "Искра"
- ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА»
- Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
- 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Телеканал «ПОБЕДА»!
- Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
- Операция "Искра": как советские войска прорвали блокаду Ленинграда | РЕН ТВ | Дзен
- Один из переломных дней в Великой Отечественной Войне - начало операции "Искра"
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
- Минобороны опубликовало ряд архивов в честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда
- Великая Отечественная война. Часть 26. Операция «Искра»
- 18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда.
- Операция "Искра" — Казачий Союз "Область Войска Донского"
- Операция "Искра": основные события
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | 12 уроков будут посвящены основным битвам Великой Отечественной, четыре занятия — униформе вермахта и РККА, четыре лекции — оружию Великой Победы. |
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда | Андрей Станавов, Ленинград, блокада Ленинграда, прорыв блокады Ленинграда, Великая Отечественная война, Операция "Искра", РИА Новости. |
Великая Отечественная война. Часть 26. Операция «Искра» | С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. |
Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»
В Ленинграде наступили страшные времена — люди умирали от голода и дистрофии, горячей воды не было, крысы уничтожали запасы еды и разносили инфекции, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало. Людей не успевали хоронить — и трупы лежали прямо на улице. В самом начале блокады сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города. Жители Ленинграда, отрезанные от всего мира немецкими войсками, могли рассчитывать лишь на скромный паек, состоявший практически из одного хлеба, который выдавали по карточкам.
За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз. Осенью 1941 года были проведены 1-я и 2-я Синявинские операции, однако обе они закончились провалом и большими потерями. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не увенчались успехом. В конце 1942 года военный совет Ленинградского фронта подготовил планы двух наступательных операций — Шлиссельбургской и Урицкой.
Первую планировалось провести в начале декабря, среди ее задач было снятие блокады и постройка железной дороги. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта.
Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений.
Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию.
Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог.
Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу.
Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.
Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке.
Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника — у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера.
Минобороны опубликовало ряд архивов в честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда
В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Сразу после операции «Искра» Ленинградское отделение Союза советских архитекторов объявило конкурс на эскизный проект монумента «Прорыв блокады». 75 лет назад, 12 января 1943 года, советские войска начали деблокирующую операцию под Ленинградом (операция «Искра»). Операция «Искра» – одно из важней-ших событий не только битвы за Ленин-град, но и Великой Отечественной войны. Для этого была разработана операция «Искра». Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.
Прорыв Ленинградской Блокады. Операция «Искра». Фильм 104 из цикла "История России. XX век"
Блокада Ленинграда — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Операция «Искра» – одно из важней-ших событий не только битвы за Ленин-град, но и Великой Отечественной войны. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Великая Отечественная война. Смотрите видео на платформах.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся. По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов. Это событие и считается моментом снятия блокады Ленинграда. Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной.
Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта. Погибло более 13 тысяч нацистов, 17 тысяч было ранено, взято в плен и пропало без вести. К сожалению, были потери и с нашей стороны: входе операции "Искра" было убито около 34 тысяч советских бойцов, ранено и пропало без вести около 88 тысяч солдат и командиров. Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны. Всего за 19 суток от станции Поляна до Шлиссельбурга была проложена ветка протяженностью 33 км - Дорога Победы: на некоторых участках она проходила всего в 3-4 км от немецких позиций.
Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В.
Времени на раскрытие местонахождения прибывших из тыла частей Красной армии у немцев просто не было. Второй важный момент — подготовка кадров. Командиры и солдаты получили время на обучение. Были организованы штурмовые батальоны с танковой поддержкой в каждом полку. В тылу обоих фронтов построили копии немецких укреплений, которые наши штурмовики ежедневно атаковали, нарабатывая наступательную практику. Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов. Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским. Немалый вклад в успех предстоящей операции внесли маршалы Семен Тимошенко и Климент Ворошилов. Они провели большую подготовительную работу: были построены десятки километров дорог, подвезено огромное количество боеприпасов, в том числе больших калибров. И, таким образом, эта операция была обречена на успех. Несмотря на это, в Ленинграде разрабатывали план «Б». По побережью Ладожского озера начала строиться насыпь железной дороги, чтобы подстраховать город на случай неудачи операции по разблокированию и попытаться снабжать его сухопутным путем. Вот с такими вводными мы подошли к 12 января 1943 года — дню начала операции «Искра». В этот день была очень плохая погода, авиация летала плохо, но артиллерия отработала, как нужно, пехота пошла в атаку. Со стороны Волховского фронта принимали участие в наступлении 2 ударная и 54 армии — те люди, которые пытались прорвать линии обороны противника весь предыдущий год.
Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. Для чего в тылу создали учебные поля и специальные городки. Наступление советских войск началось 12 января с мощнейшей артподготовки. В 11:50 под прикрытием «огненного вала» и пулемётного огня 16-го укрепрайона 4 дивизии первого эшелона 67-й армии начали форсирование Невы. Каждая дивизия была усилена четырьмя-пятью артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Атаку также поддерживали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны. Для окончательного перелома в ходе сражения советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Танк был настолько тяжёлым, что для его буксировки потребовалось несколько лёгких танков т-60. Это оказался новейший немецкий "Тигр". Чуть позже был захвачен ещё один. Оба танка были отправлены на полигон в Кубинку, где они были всесторонне исследованы. Советские инженеры, определив уязвимые места танка, создали целый ряд инструкций и плакатов о борьбе с этим грозными боевыми машинами, что помогло советским войскам в последующих сражениях. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Это событие стало переломным для Ленинграда.
Операция "Искра"
Уже через несколько дней по берегу Ладожского озера были проложены железная и автомобильная дороги. Центральный архив Минобороны РФ В числе опубликованных Минобороны РФ документов — приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 8 декабря 1942 года, которым была поставлена стратегическая задача по прорыву блокады Ленинграда — согласно приказу к исходу января 1943 года операция была успешно завершена. Ведомство также открыло схему положения войск противника перед прорывом блокады, документ датирован 7 января 1943 года, и донесения исполнителей — 67-й армии Ленинградского фронта, отвоевывавшей границы города. В документах отмечается, что солдаты и командование были единогласны в желании разгромить противника и с воодушевлением приняли приказ. Один из участников сражений говорил тогда, и его слова остались в архивах, что страна дала армии все необходимое для победы — от вооружений до подходящей обуви. За проявленные при прорыве блокады героизм и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота , 25 из них стали Героями Советского Союза. В одном из опубликованных документов упоминается подвиг красноармейца-связиста 270-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии Молодцова.
В рамках проекта "Разговоры о важном" воспитатель Оганисян Р. Основной вехой этого периода войны стал прорыв блокады Ленинграда. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам».
Жизнь подчас зависела от лишних 5 г... Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной. Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. Большинство из них унес голод. Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет. Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение. Встреча двух фронтов Ровно 75 лет назад советские войска прорвали блокаду Ленинграда Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя... От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно. Туда и было решено нанести удар. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией.
В начале марта 1943 года из-за резко изменившейся обстановки на южном фасе советско-германского фронта операция «Полярная Звезда» была фактически отменена. Войска Северо-Западного фронта всё-таки начали наступление 5 марта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней. К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.
Наступательная операция "Искра"
С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. Харбино-Гиринская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск во время советско-японской войны. Наступательная операция Искра с целью прорыва блокады Ленинграда, готовилась довольно долго и тщательно. была прорвана блокада Ленинграда.