В целом, Чечня и Дагестан — это две уникальные республики, каждая со своими особенностями, которые делают их интересными для изучения и понимания их культурного и исторического наследия. Таким образом, несмотря на различия в политической обстановке в Чечне и Дагестане, оба региона остаются очень важными для России.
Современная Чечня: что изменилось и чем удивляет республика. Часть вторая
Чеченская и Дагестанская Республика Ичкерия. В чем отличия и особенности Чечни и Дагестана — две республики в Кавказском регионе. Смотрите видео на тему «чечня vs дагестан сравнение сил» в TikTok (тикток). Дагестан и Чечня — два республики в Северном Кавказе, которые выделяются своей сильной политической и экономической позицией. Общественное различие 51 В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура. Исторические основы и национальная идентичность Чечни и Дагестана позволяют нам лучше понять различия между этими двумя субъектами Российской Федерации.
Чечня и Дагестан не могут поделить границы
Тому могло быть несколько причин: и отвлечение сил на «внутривидовую» борьбу между местными группами влияния, и то, что в Дагестане в отличие от Чечни с первых постсоветских лет выживали и развивались целые сектора неформальной экономики сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания. Они научились существовать без государства и сопротивляться попыткам власти прижать их к ногтю. К примеру, фермеры могли работать на земле, никак официально за ними не закрепленной, без шансов на сельхозкредиты, субсидии и другие государственные блага, но при этом гарантированным ответом на попытки государства передать в другие руки их поле или пастбище был массовый митинг у здания правительства — и во многих таких случаях власти отступали. Вся хозяйственная жизнь республики оказалась поделенной на два непересекающихся мира: тот, который элита смогла сделать источником своей ренты, и тот, который оказался вне ее непосредственного контроля.
В сферу жестко охраняемых интересов местной бюрократии вошли, например, операции с участками под застройку, контроль над розничными рынками, система сбора коммунальных платежей. Мэр Махачкалы, ныне всероссийски известный сиделец Саид Амиров, не допускал появления в городе маршрутных такси, не уплачивавших соответствующих взносов. Зато в строительство и производство стройматериалов вход был в целом открыт и для предпринимателей, не связанных с наиболее могущественными персонами региона.
То же наблюдалось в сельском хозяйстве, в производстве обуви. То есть экономика включала в себя территорию элит и территорию свободы. На последней конкуренции даже побольше, чем во многих других регионах.
В той же Махачкале, например, по-прежнему работают десятки не зависящих друг от друга застройщиков, тогда как в некоторых других северокавказских столицах доступ на этот рынок имеют всего три-четыре компании. Еще одной особенностью системы, сложившейся после 1999 года, была относительная свобода СМИ, также сохранившаяся до сих пор и по нынешним временам удивительная для российского региона. Но здесь причина была не в том, что элите были неинтересны СМИ, а в том, что дагестанская элита была и остается многоглавой и каждой голове хочется иметь свой телеканал, а если не получается, то хотя бы газету.
Еще более неожиданные — и далекие от «чеченских» — результаты дало изменение исламской политики дагестанских властей, наступившее после 1999 года. После нападения экстремистов власти республики не могли не активизироваться в религиозной сфере. Требование такой активизации шло и сверху, от федерального центра, считавшего религиозный радикализм одной из ключевых проблем Дагестана, и снизу, от граждан, после вторжения боевиков и ряда громких терактов видевших в радикалах серьезную опасность.
Но вопрос был в том, как именно активизируется власть. Был избран вариант тотальной поддержки Духовного управления мусульман Республики Дагестан. Руководители этой структуры были на тот момент и остаются по сей день твердыми сторонниками суфизма, то есть того самого течения, о поддержке которого в противовес радикальному исламу заявило в 1999 году руководство Дагестана.
Верхушка Духовного управления сформировалась в основном из последователей известного в регионе шейха Саида-эфенди Чиркейского его учеником был муфтий Абубакаров, убитый в 1998 году. Борьба экстремистов с «чиркейскими» не выдумка, а реальность, что показало в том числе и убийство самого шейха Саида-эфенди террористкой-смертницей в 2012 году. В этом плане поддержка Духовного управления со стороны властей выглядела естественной.
Но проблема была в том, что дагестанский ислам не делится без остатка на последователей Саида-эфенди и сторонников вооруженного джихада. Приведу лишь один пример, показывающий, насколько сложную мозаику на деле образуют дагестанские исламские течения. В городе Хасавюрт на границе с Чечней более десяти мечетей.
Имам лишь одной из наиболее крупных мечетей четко позиционирует себя как последователь шейха Саида-эфенди. Две крупные мечети по составу прихожан в основном однонациональные — чеченская вообще же чеченских мечетей в городе несколько и кумыкская. У этих народов в Дагестане есть свои религиозные авторитеты и свои внутриисламские разделения.
Есть в городе известные мечети, имамы которых четко противопоставляют себя суфизму, но при этом работают в легальном поле. Наконец, в центральной мечети города и в связанном с ней исламском университете доминирует достаточно редкое для северокавказского ислама религиозно-философское течение — ашаризм, адепты которого занимают серединную позицию в споре сторонников и противников суфизма. С некоторыми поправками сходный расклад наблюдался в исламском сообществе Хасавюрта и сразу после 1999 года.
Религиозную пестроту можно увидеть не только в крупном, по местным меркам, городе, но и в селе с двумя-тремя тысячами жителей. В некоторых таких селах имеется по две или три религиозные «партии», ведущие борьбу как за контроль над мечетью, так и за доминирующую роль в селе в целом. Такой замысловатый орнамент не поддается черно-белой раскраске, но та логика борьбы, которая образовалась после 1999 года, предполагала именно жесткое деление, потому что критерием «правильности» любой мусульманской группы, ее лояльности государству отныне было не соблюдение законодательства, а признание конкретных религиозных авторитетов, конкретной доктрины.
Результатом стали не только взаимные непонимания и расколы между теми мусульманскими авторитетами, которые безусловно стояли на пророссийских позициях и отвергали идею вооруженного джихада. Еще более опасные последствия такая политика имела среди простых граждан, рисковавших попасть в полицейские списки неблагонадежных или экстремистов только за то, что посещали не ту мечеть. Самое легкое, чем грозило попадание в список, — регулярные задержания «для беседы» на блокпостах.
А многие попавшие в такие списки бесследно исчезали. Мусульмане, столкнувшиеся со списочным произволом, становились легкой добычей для пропагандистов бандподполья и нередко в конце концов оказывались «в лесу», присоединяясь там к джихадистам или к обычным бандам, под брендом священной войны оказывавшим криминальные услуги разным группам местных чиновников. Дагестан 2000-х ясно показал, что бывает, когда государство вместо охраны закона начинает вмешиваться в религиозную жизнь, позволяет себе отделять «правильную» веру от «неправильной».
Кончилось это раскручиванием спирали насилия и появлением новых очагов конфликта по всей республике. При этом дагестанский ислам так и не вписался и вряд ли мог вписаться в модель, реализованную в Чечне, где в легальном поле осталось только одно исламское направление, всемерно поддерживаемое властью. Не вписалась в чеченскую модель и дагестанская элита.
Через десятилетие после переломных событий 1999 года республику раздирали амбиции противоборствующих кланов, сохраняли активность боевики, росла напряженность и взаимное отчуждение в исламском сообществе. Дилемма 2010-х За последние несколько лет было сделано две попытки серьезного изменения сложившейся в Дагестане ситуации. Это попытка диалога между разными направлениями ислама и попытка чистки элит.
Здесь можно увидеть такие знаменитые вершины, как Грозный, Теректа и Акхокели. Дагестан, с другой стороны, характеризуется своей изрезанной береговой линией, причудливыми западными и восточными расселинами, а также горными хребтами, включая самую высокую вершину России — Бештау. Расположение и география Чечни и Дагестана оказывают значительное влияние на их климатические и природные характеристики. Оба региона характеризуются разнообразной флорой и фауной, а также обладают богатым природным наследием. Население и этнический состав Чеченская и Дагестанская республики насчитывают большое количество этнических групп с различными культурными, языковыми и религиозными традициями. Несмотря на это, есть определенные различия в этническом составе населения обеих республик. Также в республике проживают небольшие группы кумыков, русских и других этнических групп. Дагестан, с другой стороны, является одной из самых многонациональных республик России, где проживает около 30 этнических групп. Основные этнические группы в Дагестане — аварцы, даргинцы, лезгины, азербайджанцы, кумыки и др. Каждая группа имеет свой язык, культуру и религию, что создает богатство и многообразие в этническом составе республики.
Таким образом, различия в населении и этническом составе Чечни и Дагестана создают уникальную культурную и этническую мозаику, отражающую многообразие и многоликий характер Северного Кавказа. Исторические особенности и культурное наследие История Чечни и Дагестана простирается на протяжении многих веков и оказывает значительное влияние на жизнь и культуру народов, населяющих эти республики. Чеченцы, кавказский народ с древними корнями, имеют богатое культурное наследие, пронизанное гордостью и великодушием.
Из Дербента на день едем смотреть единственный в России лиановый лес. Лес реликтовый, и не соответствует текущему климату, но он есть! Накупавшись в море и наевшись чуду и хинкала, отправляемся в горную часть. Первый стоп — древняя столица Кала-Корейш, основанная сподвижниками пророка Мухаммеда. Дальше — аул Кубачи.
Аул известен своим музеем с саблей Надир-шаха и многовековыми традициями изготовления оружия и ювелирных изделий из серебра. Посмотрели на старые Кубачи и башню. Дорога из Кубачи к подземному водопаду около села Салта проходит через абсолютно дикие на взгляд заезжих туристов места. Многовековые аулы, где до сих пор единственное топливо — кизяк, а новые дома соседствуют с обитаемыми жилищами возрастом несколько сотен лет. Дорога длинная, но скучно не было. Жаль, в 20 фото не укладываюсь с ней. Зато покажу вам подземный водопад и пляж. От водопада едем ночевать в село Гуниб.
Именно там завершилась кавказская война пленением имама Шамиля.
Чечня или Дагестан - Куда поехать русскому туристу? Побывал и там, и там - рассказываю про главные отличия Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу TrueStory. Однако, жители Дагестана более лояльны к приезжим, чем чеченцы. Например, в Дагестане можно свободно ходить по улице в шортах или загорать на пляже в купальнике.
В Чечне же, подобная одежда не поощряется и, с большой вероятностью, местные жители сделают Вам замечание. Кстати, насчет пляжей - тут скрывается еще одно принципиальное отличие. Дагестан расположен на берегу Каспия, тогда как Чеченская республика выхода к морю не имеет. Сами чеченцы ездят в Дагестан, когда хотят отдохнуть на пляже. Так что же говорить о русских туристах - особенно тех, кто хотел бы провести отпуск на морском курорте?!
Тут однозначный выбор в пользу Дагестана. Если же целью поездки является не море, а скажем, красивая природа и активный туризм, то тут смело можно отправляться в любую из двух республик.
В Дагестане обратили внимание на расхождения границ республики с Чечнёй
Дагестан и чечня в чем разница - 89 фото | Главная» Новости» Дагестан и чечня в чем разница. |
Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне | В чем разница между республиками Дагестан и Чечня или это одно и то же. При этом в соседней Чечне абсолютно все увиденные мной женщины носили длинные платья или юбки в пол, верх обязательно был снабжен длинными рукавами. |
Чем чеченцы отличаются от дагестанцев? Рассказываем | В Конституции Чечни, в отличие от Дагестана нет госсекретаря и Конституционного собрания. |
Отличия жизни людей в Чечне и в Дагестане. На примерах с фотографиями | В Дагестане и Чечне различия в уровне образования между жителями очень заметны. |
Почему независимость Чечни (и Дагестана) не может быть возможна | Пикабу | говорит исламовед Роман Силантьев. |
Советы для отдыха: как определиться между Чечней и Дагестаном
Дагестанец и чеченец: основные различия и сходства | Как базар в Грозном отражает образ жизни чеченцев, почему в городах Чечни мало людей и темно на улицах и на что похож Дагестан после Чеченской республики? |
Кавказская демократия: почему Дагестан не повторил путь Чечни | Чечня, в отличие от Дагестана, имеет более единую этническую группу — чеченцев, которые говорят на чеченском языке. |
Дагестан или Чечня - куда лучше поехать на отдых в 2024 | И если для поддержания порядка на Кавказе была необходима своя национальная армия, то почему для этой цели была выбрана именно Чечня? |
Дагестан и чечня в чем разница - 89 фото | Ведь и в Дагестане, и в Чечне одна вера, которая называется сунинским исламом. |
Как отличить чеченцев от дагестанцев? | Дагестан Онлайн | Дагестан и Чечня: основные различия и исторические особенности. |
В Дагестане обратили внимание на расхождения границ республики с Чечнёй
Дагестан и чечня: какие отличия между их жителями? | Чечня и Дагестан — две республики на северном Кавказе России. |
Почему независимость Чечни (и Дагестана) не может быть возможна | Пикабу | Разница в том, что в отличие от донецких сепаратистов за чеченскими не стоял никто или почти никто – не считать же решающим обстоятельством их успеха помощь из мусульманского зарубежья. |
KMS Tools 2024 — 2025 | Дагестан и Республика Чечни. Чечня больше или Дагестан по территории. |
Спорная граница: что делят дагестанцы и чеченцы | Чеченская и Дагестанская Республика Ичкерия. |
Sorry, your request has been denied. | «Что касается Чеченской Республики и Дагестана, то связь между нашими регионами имеет богатую историю. |
Чем чеченцы отличаются от дагестанцев? Рассказываем
Одна провокация была в июне, две — в июле одна была связана с границей, другая — с пасущимся скотом. Якобы пастухов прогнали вооруженные чеченцы, но это был чистый обман. В 2020 году была провокация, связанная с границей между Гумбетовским районом Дагестана и Ножай-Юртовским районом Чечни. Там вдоль границы были взаимные уступки. Какие-то участки мы отдали Чечне, какие-то Чечня нам отдала. Об этом знает и глава Гумбетовского района.
В 1983 году земли передали, и, насколько я знаю, нет документов, что они были возвращены Гумбетовскому району. Они договорились, что встретятся через неделю. И если у дагестанской стороны есть документы на эту землю, то она их покажет. То есть они должны встретиться на днях. Если бы комиссия с дагестанской стороны действительно работала, то таких конфликтов не было бы.
Но есть силы, которые настроены провокационно и постоянно пытаются столкнуть наши две республики. Я не уверен, что они это делают по незнанию. На мой взгляд, кому-то нужен конфликт между Дагестаном и Чечней. Потому что уже очень много провокаций было сделано. Тех провокаторов, которые ответственны за конфликт 11 июня прошлого года, никто до сих пор не установил и не наказал.
Хотя то, что это именно провокация, было очевидно.
Граница между Чечней и Ингушетией. Чеченская и Дагестанская Республика Ичкерия. Карта Чечено Ингушетии. Кавказ на карте России границы. Северный Кавказ на карте России границы.
Ауховский район на карте. Карта Дагестан и Чечня вместе. Ауховский район Чечня или Дагестан. Чечня Дагестан Ингушетия единое государство. Чечня граничит с какими странами. Какая территория больше Дагестан Чечня или Ингушетия.
Дагестан Чечня Ингушетия. Флаг Чечни и Дагестана. Флаг Чечни и Ингушетии. Чеченский и Ингушский флаг. Республика Чечня на карте России. Чеченская Республика на карте России.
Чеченская Республика на карте Росси. Чеченская Республика на карте России границы. Республика Северная Осетия на карте России. Южная Осетия на карте 2022. Границы Северной Осетии на карте. Республика Северная Осетия Алания на карте России.
Карта Кавказа и Закавказья. Политическая карта Закавказья. Политическая карта государств Южного Кавказа. Политическая карта Южного Кавказа. Дагестан и Азербайджан. Азербайджан Дагестан Чечня.
Ауховский район Дагестана на карте. Карта Буйнакского района. Карта Хасавюртовского района Дагестана. Дагестан 1921. Даргинец и лезгин разница. Дагестан Дагестан это 40 разных стран.
Ежжибуду Дагестанский. Республика Ингушетия на карте. Республика Ингушетия границы. Географическая карта Ингушетии. Карта границ Республики Ингушетия. Ичкерия историческая область.
Карта Чечни до 1917 года. Чечня на карте. Чечня на карте России. Карта Кавказа с границами республик. Народы Кавказа карта. Расселение народов Кавказа.
Карта расселения народов Кавказа. Северный Кавказ на карте. Тур Дагестан Чечня. Картинка Дагестан Чечня. Чечня и Дагестан надпись.
Эта многонациональность отражается в архитектуре, одежде и кулинарии Дагестана. Знаменитые мастера изготавливают уникальные ковры и изделия из серебра, характеризующиеся изящностью и искусством. Оба региона прежде всего известны своими сильными и гордыми народами, которые уважают традиции и заботятся о своей истории. Чечня и Дагестан демонстрируют, что культурное наследие этих регионов является неотъемлемой частью российской истории и многообразия. Вместе с тем, в Чечне также проживают представители других этнических групп, таких как русские, украинцы и другие. Это отражает многонациональность и мультикультурность этого региона. Дагестан также известен своим многонациональным составом. В этом регионе проживают более 30 этнических групп, включая аварцев, азербайджанцев, даргинцев, лезгинцев и другие. Распределение этнических групп в Дагестане отражает его культурное разнообразие и национальные особенности. Важно отметить, что Чечня и Дагестан имеют свои уникальные культурные традиции, обычаи и языки. Чеченский язык относится к семье нахско-дагестанских языков, в то время как в Дагестане используется более 30 различных языков, включая русский. Кроме того, каждая национальная группа имеет свои традиционные промыслы и приверженность к своим этническим обычаям, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Таким образом, Чечня и Дагестан представляют собой уникальные регионы, где многонациональное население и культурное разнообразие играют важную роль в формировании их идентичности и национальных особенностей.
Голова тоже покрыта, вроде как. В Дагестане мне даже не глаза попадались девушки в обтягивающих брюках. Странно говорить "даже", но этой действительно для меня была уникальная ситуация. Там от подобных картин быстро отвыкаешь и какие-нибудь джинсы вызывают удивление. Свадебные платья А еще удивление вызвали свадебные платья. В то время, как в чеченских магазинах стояли образцы с длинными рукавами и все теми же покрывающими волосы головными уборами… В Дербенте в витринах красовались обычные платья, привычные нашему глазу. Довольно открытые и на любой вкус:.
«Чечня переходит границы»
И в Чечне и в Дагестане бывал, мало отличается от других горных районов, разве что "ножи ручной работы" на конвеере не делают. Исторически, многие национальности Дагестана брали дань с Чечни, что оставило некоторую подсознательную неприязнь у чеченских предков, как бы то ни было. В дагестанских языках, за исключением аварского, отсутствует разница между гласными [о] и [у], поэтому некоторые билингвы переносят эту особенность и на русскую речь, превращая «куст» в «кост», «путь» в «поть». Дагестан и Чечня — два республики в Северном Кавказе, которые выделяются своей сильной политической и экономической позицией.
Дагестан и чечня в чем разница
По официальным данным управления Роспотребнадзора по Дагестану, к 9 мая в республике было 2560 подтвержденных случая заболевания коронавирусной инфекцией, 18. Чечня, в отличие от Дагестана, более независимая республика, что позволяет ей иметь больше политической и экономической свободы. Отношение населения Дагестана к конфликту в Чечне коренным образом изменилось с начала "антитеррористической операции". Дагестан – это республика на Северном Кавказе, расположенная между Каспийским морем и склонами Большого Кавказского хребта. По переговорам об установлении границ между Чечней и Дагестаном объявлен мораторий, но две республики продолжают конфликтовать между собой — и не только. Таким образом, несмотря на различия в политической обстановке в Чечне и Дагестане, оба региона остаются очень важными для России.
Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне
Разница между правительством Чечни и нее. Чечня и Дагестан — две республики на северном Кавказе России. Дагестан и Чечня: основные различия и исторические особенности.
Разница между Чечней и Дагестаном
Связано это было с консолидацией народа в борьбе с экспансией Российской империи. Александр Пушкин, проезжавший в 1829 году через Северный Кавказ во время Русско-персидской войны, писал в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум», что черкесы, как в то время называли большинство местных народов, приняли ислам не так давно и он не укоренился среди населения. По мнению Александра Сергеевича, грамотная прозелитическая политика РПЦ могла бы распространить православие и на здешние «дикие народы». Существует разница и в языке. Чеченцы и любой из дагестанских народов, хоть и относятся к кавказской языковой семье, понимать друг друга не могут. Ведь несмотря на то, что они вышли из общего корня, случилось этодавно, и за прошедшее время каждый народ проделал свой исторический путь, не всегда связанный с Северным Кавказом. Например, чеченцы, по мнению многих историков, являются потомками хурритских племен, занимавших в 3 тысячелетии до нашей эры обширные территории на Ближнем Востоке и в Междуречье.
На это указывает сходство чеченского и хурритского языков и некоторых элементов языческой мифологии.
А разве я плохой? Я всех бабушек в районе через дорогу переводил, помогал им сумки тяжелые из магазина таскать. Я вот ехал однажды по кольцу в Москве, вижу бедного узбека толпа бритоголовых бьет. Выскочил из машины, а у меня ничего с собой не было, кроме резинового пистолета». И нож. Я только шуганул этих пацанов травматикой, и они разбежались.
Спас я бедного узбека. А тут менты подкатили, хотели меня арестовать, а за меня женщины на автобусной остановке вступились. Они все видели». Ну, что ж ты, Мухамед, бегаешь по Москве с травматикой и ножом? Это тебе не Махачкала! Дитя гор. Ну, что ты с ним будешь делать?
Молитесь, как хотите, но если вы стреляете в сторону государства, мы будем с вами вести борьбу. Даже когда шла кавказская война, такого фанатизма не было. Да и кто начал заниматься исламским богословским просвещением в 90-е годы? Бывшие воры и бандиты, которые сидели в тюрьме десять лет и от нечего делать изучали Коран. Были, конечно, несколько шейхов-самородков. Среди них Саид-Афанди. Но где сейчас Саид?
Убили Саида! Вот у меня в районе ваххабизма нет. Я с самого начала знал, что это такое, и мы жестко сопротивлялись. Мой родственник был муллой в райцентре. Он говорил: какая разница, откуда деньги брать, пусть нам иностранцы помогают мечети строить. Я ему сказал: ты молись, а мечеть я тебе построю. Да, церковь отделена от государства, но разве может верующий человек быть отделенным от государства?
Мы решили поставить видеокамеры во все мечети. Сейчас проводим аттестацию имамов, которые преподают в медресе. Не госэкзамен, конечно. Пока мы делаем это через муфтият. Мы должны сознавать, что против нас ведется религиозная война. Не против Дагестана. Он мало кому нужен.
А против России, чтобы ослабить ее и раздробить». Отсечь ее технически невозможно да и не было таких примеров в истории, что государство само от себя куски отрезало. И потом: если у тебя болит нога, лучше ее вылечить, чем ампутировать. Тем более, что ваххабистская зараза уже по всей России пошла. В Татарстане ситуация сейчас едва ли не хуже, чем в Дагестане. Что, Татарстан тоже будем резать? Этак мы кровью истечем.
Что делать? Надо официально запрещать ваххабистскую идеологию как террористическую». Фашизм тоже нацизмом называется. Можно прописать в Уголовном кодексе ваххабизм тире салафизм тире исламизм и еще двадцать терминов. Не проблема. Уже и русская православная церковь настаивает на таком законе, и Чечня предлагает вводить жесткие меры. Это идея общая и православных, и мусульман».
Что с ним делать? В тюрьму его сажать опасно, он там займется пропагандой. И вместе с ним на волю выйдет еще десяток ваххабитов», - говорю я. В тюрьме ваххабиты занимаются вербовкой и перевоспитанию в принципе не подлежат. Самый гуманный способ — лишение гражданства и депортация. Раз человек не признает Российское государство, значит, гражданство надо отбирать. Конфискация имущества, билет в одну сторону, изъятие российского паспорта.
Сажай человека в самолет и отправляй». Какая страна согласится его принять? Есть страны, которые будут принимать ваххабитов по идеологическим соображениям, а в Африке, например, и за денежку небольшую возьмут».
Смогли ведь власти организовать пробег, когда того хотели? Вообще, в этот же день Махачкала не сбавляла праздничных эмоций. К удивлению и осуждению самих местных жителей, в городе масштабно и весело отметили спортивный фестиваль с национальным колоритом «Сабля Шамиля». Отовсюду слышался громкий смех, у участников и гостей были счастливые и довольные лица», — прокомментировал поразивший лично его факт житель Махачкалы Заурбек Магомедов. Санкционированная молитва и митинг без санкций Дальнейшие события в зоне палестинско-израильского конфликта показали: Дагестан и Чечня — это две большие разницы.
И эту разницу можно легко заметить в способах региональных и муниципальных властей взаимодействовать с населением, задавать тон в актуальной повестке дня. Вслед за атакой Израиля на больницу в Газе 17 октября по неточным данным, погибли до 500 человек, среди них много женщин и детей в Грозном организовали коллективный намаз. На удар по больнице, новую массовую гибель людей в Газе отреагировали и в Дагестане. Но что же в своей скорби противопоставили дагестанцы соседям из Чечни? В Махачкале на несанкционированный митинг на площади Ленина под «белым домом» вышли не более 50 человек. Там же, по некоторым данным, отдельным гражданам сразу же вручили повестки в военкомат. Фото: 1MI Молодых людей силовики забирали в полицию для выяснения всех обстоятельств по имеющемуся у них правовому предлогу.
Это один из тех регионов, не помнить о существовании которого, живя в России, практически невозможно. Рядовой российский гражданин, живущий далеко от Тувы или, например, Бурятии, не часто вспоминает о том, что в стране есть такие республики.
Но напоминания эти не отличаются разнообразием: либо взрыв, либо контртеррористическая операция, либо вертолет, посланный за очередным арестованным чиновником. Однако в Дагестане происходит много другого. И при всей своей «чуждости» и «непонятности» рядовому российскому наблюдателю он на самом деле сейчас похож на остальную Россию гораздо больше, чем принято думать. Хотя старт Дагестана в постсоветские годы был весьма необычен. Здесь я попробую изложить свой заведомо субъективный взгляд на события, происходившие в Дагестане с момента распада СССР и до сегодняшнего дня. Неизвестные девяностые Интересно, что до самого конца 90-х Дагестан в информационном плане довольно сильно походил на Бурятию и Туву. Рядом полыхала Чечня, но то, что происходило менее чем в двухстах километрах от Грозного, почти не интересовало ни федеральных политиков, ни журналистов. СМИ тогда даже колебались, писать название «Махачкала» через дефис или слитно. Впрочем, тогдашняя изоляция Дагестана была не только информационной.
Республика оказалась отрезанной от основных транспортных артерий, которые соединяли ее с другими российскими регионами именно через Чечню. Железную дорогу в обход мятежного соседа построили только в 1997 году, а для автомобильного сообщения с «большой землей» дагестанцам во времена чеченской смуты были доступны лишь малопроезжие дороги востока Калмыкии. Для республики, где и в советское время значительная часть населения жила торговлей, урон от этого оказался огромным. До сих пор один из самых распространенных в Дагестане рассказов из «лихих девяностых» это рассказ о том, как на грузовых машинах люди сбивались с пути в зимней калмыцкой степи и замерзали там, истратив запасы бензина. Можно сказать, что по сравнению с большинством других российских регионов Дагестан тогда получил двойной удар: советская индустрия, в том числе военная, в республике стремительно шла ко дну в цехах некогда крупнейших махачкалинских заводов по сей день располагаются авторынки , а возможности для появления мелкого и среднего бизнеса были крайне ограничены из-за транспортной блокады. Было и еще одно обстоятельство, делавшее ситуацию в Дагестане гораздо сложнее, чем в среднем по России. Это отъезд из республики значительной части населения, прежде всего образованного городского. Миграция в направлении столиц шла тогда из всех регионов, но для Дагестана она означала не запустение местных городов, а радикальное изменение их облика и уклада жизни. Дело в том, что еще в середине ХХ века можно было говорить о «двух Дагестанах»: сельском и городском.
Сельский, особенно его горная часть, был, как и сейчас, населен почти исключительно коренными горскими народами. А в городах горского населения было крайне мало. В Махачкале середины ХХ века наряду с русскими большую долю населения составляли армяне, персы, евреи. Городской Дагестан формировался из потомков давних обитателей прикаспийских городов, а также из рабочих и технической интеллигенции, направленных советской властью на местные заводы. Между сельским и городским Дагестаном не было антагонизма, они просто мало соприкасались. Заметная в количественном отношении миграция горцев в города началась в последние десятилетия советской власти, а в 90-е приобрела обвальный характер на фоне отъезда горожан из региона и разрушения горных колхозов и совхозов. Масштабы этому процессу придавало и то, что большинство горских народов на момент распада СССР имели высокую хотя уже снижавшуюся рождаемость. По переписи 2010 года, у представительниц разных горских народов, достигших на тот момент пятидесятилетнего возраста, было в среднем от трех до четырех детей. Одноэтажные саманные домики, остававшиеся на центральных городских улицах, скупались «ради земли» и заменялись масштабными строениями в горском стиле.
Хрущевки в районах подальше от центра обрастали немыслимого вида пристройками. По окраинам возникали никак не зарегистрированные, но населенные десятками тысяч переселенцев поселки. Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались. На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики. Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной. Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ.
Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют. Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого. Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х.
Как отличить чеченцев от дагестанцев?
Дагестан и Чечня это часть России, и надеюсь они ими и останутся, нравится это русским или кавказцам или нет. Таким образом, несмотря на различия в политической обстановке в Чечне и Дагестане, оба региона остаются очень важными для России. Пользователь дагестанской блогосферы обратил внимание на расхождение границ Чечни и Дагестана между картой, вывешенной на официальном сайте Парламента ЧР. После 1999 года Дагестан явно двинулся в сторону той системы, которая была построена в послевоенной Чечне, но реализовать ее до сих пор не получилось. Общественное различие 51 В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура.