С учетом оценки ситуации в экономике и финансовой системе Правительством может быть рассмотрен вопрос сокращения использования средств ФНБ на финансирование дополнительных расходов федерального бюджета в переходный период 2023-2024 гг.
Госдума одобрила во втором чтении проект бюджета на 2024 год и два последующих года
Учитывая тот факт, что бюджетное правило действовать не будет, частично покупка ОФЗ, возможно, будет осуществляться за счёт средств ФНБ. Федеральный закон предполагает смягчение бюджетного правила на 2023-2024 годы. В текущей версии бюджетного правила в качестве такого показателя используется базовая цена нефти на уровне 40 долл./барр. в ценах 2017 года. Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о новом бюджетном правиле, предполагающий его смягчение на 2023-2024 годы для более высоких расходов бюджета. Бюджетное правило является механизмом снижения зависимости государственного бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители для стран с сырьевой экономикой путём стерилизации нефтегазовых доходов бюджета и накопления суверенных фондов[1].
Минфин отвернулся от Urals в бюджетном правиле
«Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. «Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. Бюджетное правило, формирование ФНБ (Фонда национального благосостояния) в течении 20 лет выступало искусственном тормозом экономического роста, сформировало залоговую массу для помощи нашим врагам, привело к избыточным заимствованиям. Если простыми словами, то бюджетное правило — это погашение волатильности наполняемости казны нефтегазовыми деньгами. Как уточняет РИА Новости, предельный объём расходов бюджета РФ в рамках этого правила определяется как сумма ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание государственного долга, а также квази-фискальных операций. «Бюджетное правило претерпело некоторые изменения.
Читайте также:
- ЦБ РФ в 2024 году возобновит операции с валютой по бюджетному правилу - АБН 24
- В Кремле знают о конфликте вокруг бюджетного правила / Экономика / Независимая газета
- Бюджетное правило - что это простыми словами
- Информации об авторе
- Другие новости
Госдума одобрила во втором чтении проект бюджета на 2024 год и два последующих года
RU — В отличие от доходов расходная часть бюджета планируется. Есть набор безусловных обязательств, которые иногда называют «защищенными». Не финансировать их государство не может без изменения законодательства. Например, не платить зарплату бюджетникам или пенсии нельзя. Потому что это нарушение закона. Есть и разовые расходы, которые возникают только в этом году и связаны с новыми вызовами или только что начавшимися проектами.
Такие траты можно делать, а можно не делать. Подобные расходы реализуются исходя из возможностей государства. Ты можешь не ремонтировать фасад такого-то здания или не начинать строительство дороги в этом году, а сделать это в следующем. В таких вещах можно экономить, но их нельзя до бесконечности откладывать — нет гарантии, что в следующем году у вас ресурсов станет больше. Когда доля защищенных расходов становится больше, то возникает проблема — бюджет перестает быть драйвером экономического роста.
RU Из-за них сдвигаются инвестиции, расходы на поддержку коммерческого сектора, которые и создают основной вклад в ВВП. Деньги на зарплату, социальные пособия или на пенсию сразу направляются в экономику, но у них нет накопленного эффекта: они в этом году дают свой вклад в ВВП и их воздействие затухает. В то время как инвестиционные расходы могут иметь отклик в течение 5-10 лет. Изменение баланса между инвестициями и текущими расходами негативно повлияет на динамику экономического роста — Принимались ли в стране ранее какие-то бюджеты, которые выделялись на фоне остальных? Какие проекты лично вам запомнились больше всего за вашу многолетнюю практику?
RU — Можно вспомнить два кейса. Первый касается 2021 года, когда бюджет был составлен с дефицитом 3 трлн рублей при этом бюджет был по факту исполнен с профицитом в 1 трлн рублей. Это пример консервативного подхода к оценке будущих поступлений и строгого планирования расходов. Другой кейс связан с особенностью прогнозирования доходов федерального бюджета: в среднем за 15 последних лет соотношение между фактическими поступлениями текущего года и плановыми доходами на следующий год стремится к 1.
Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев отмечал в разговоре с журналистами, что министерство считает расчет бюджетного правила из базовой цены нефти лучшим механизмом, чем исходить из базовых нефтегазовых доходов. Ранее Силуанов заявлял, что по смягченному бюджетному правилу отсечка рассчитывается в 2023 году не от стоимости нефти, а от нефтегазовых доходов. Как он отмечал, планка составляет 8,9 трлн рублей нефтегазовых доходов, при этом из них 900 млрд рублей направляется в ФНБ.
Это единая последовательность приоритетов зачисления на бюджетные места во все вузы. Приоритеты можно менять раз в сутки. Но каким образом технически должны формироваться эти сквозные приоритеты и должна ли информация о них попадать в некую единую для всех вузов систему, чтобы можно было автоматически учитывать и соотносить их между собой, если абитуриент поступает сразу в несколько университетов, — не совсем ясно. В общих чертах новый порядок приёма в проекте чем-то похож на тот, что представили год назад на круглом столе в СПбГУ. Но он всё же не совсем такой — предложенная тогда система была более чёткой и понятной. Про способы подачи заявлений Согласно проекту, заявления о приёме, как и раньше, можно подавать разными способами, хотя ранее были объявлены планы сделать портал «Госуслуги» единственной платформой для подачи заявления в электронном виде. Абитуриентам оставлены возможности: подать заявления и документы в вуз лично; направить их почтой; подать в электронной форме через сайт вуза либо через портал «Госуслуги» — причём в последнем случае это можно будет сделать и через МФЦ но через портал «Госуслуги» и через МФЦ документы можно подавать только при наличии у вуза возможности приёма таким способом. Помимо этого, согласно проекту, абитуриентам не обязательно подавать оригиналы документов — можно обойтись копиями. Однако копии принимаются, если информация о документах подтверждена сведениями на портале «Госуслуги» или в иных государственных информационных системах. Про целевой приём В проекте сказано, что абитуриент, поступающий на целевое обучение, подаёт в вуз заявление о приёме одновременно с подачей заказчику целевого обучения заявки на заключение договора о целевом обучении. Напомним, что, согласно новой редакции закона «Об образовании в РФ», все предложения заказчиков о заключении договора о целевом обучении размещаются на платформе « Работа в России ». Каждый абитуриент может выбрать на ней подходящее ему предложение и подать заказчику этого предложения заявку в бумажном или в электронном виде через портал «Госуслуги». Вуз включает абитуриента в конкурсные списки на места целевой квоты, если между абитуриентом и заказчиком целевого обучения уже есть согласие на заключение договора, которое подтверждается информацией, содержащейся на платформе «Работа в России». Сам договор о целевом обучении заключается уже после издания приказа вуза о приёме поступающего то есть если он прошёл по конкурсу , но не позднее начала учебного года. В конкурсе на целевое обучение абитуриент может участвовать только в одном вузе, и указать в заявлении о приёме можно только одного заказчика целевого обучения. Что ещё может измениться В проекте нового порядка отсутствуют такие понятия, как «этап приоритетного зачисления» и «основной этап зачисления». Напомним: согласно действующему сейчас порядку , вузы сначала проводят этап приоритетного зачисления для тех, у кого есть особые права на приём без вступительных испытаний. Это некоторые категории победителей олимпиад для школьников и льготников, поступающих по квотам. После этого вузы проводят основной этап зачисления — для тех, кто поступает по результатам экзаменов ЕГЭ или внутренних экзаменов в самом вузе. В проекте нового порядка такого разделения на этапы нет. Из ключевых сроков приёмной кампании тоже не следует, что абитуриенты с особыми правами на приём без вступительных испытаний зачисляются раньше остальных. При этом конкурсные списки поступающих по разным основаниям согласно проекту, как и сейчас, ранжируются каждый по своим критериям.
Как сказано в пояснительной записке к закону, это позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации при сохранении доверия к проводимой макроэкономической политике. Бюджетное правило — механизм, направленный на защиту бюджета от колебаний цен на нефть. Картина дня.
Путин подписал закон о смягчении бюджетного правила на 2023 и 2024 годы
Новый бюджет примечателен тем, что впервые в современной России военные расходы превысят затраты на социальную политику, которая исторически была крупнейшей статьей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты, детские пособия и прочие обязательства государства перед россиянами. В 2024 году на эти цели израсходуют чуть меньше 8 трлн рублей — после 6,5 трлн в 2023. На это в бюджете предусмотрены дополнительные 234 млрд рублей. Это повлияет на зарплаты бюджетников, затраты на которые тоже учтены в законе. Здравоохранение и образование.
При этом номинально в новом бюджете эти затраты почти не изменятся в сравнении с 2023 годом и в сумме составят 3,1 трлн рублей. Но в реальном выражении с учетом инфляции тратить на школы и больницы государство будет меньше. Особенно падение финансирования заметно на трехлетнем отрезке.
Как пояснял ранее замглавы Минфина Алексей Лавров, принятие данной поправки позволит примерно на 1,7 трлн рублей увеличивать базовые нефтегазовые доходы и одновременно расходы федерального бюджета. Вторая новация дает право отдельным организациям - в текущем году это Агентство по страхованию вкладов - размещать средства на счетах Федерального казначейства в виде депозита, что также даст дополнительную ликвидность федеральному бюджету, пояснял Лавров. В БК РФ вводится есть еще одна поправка, которая позволяет уменьшать объем расходов в случае поступления связанных доходов. Речь идет, в частности, об утилизационном сборе и плате за возмещение вреда водным объектам. Продлевается на 2026 г.
Как работает новое бюджетное правило и чем отличается от старого 6 февр. За последние 20 лет это уже пятая его версия. Рассказываем историю бюджетного правила в России, объясняем особенности нововведений и приводим оценки экспертов по влиянию бюджетного правила на курс рубля к доллару и юаню. Что такое бюджетное правило и зачем оно нужно Бюджетное правило англ. Главная задача любого бюджетного правила — сохранение баланса и стабильности государственного бюджета и экономики в целом, включая курс национальной валюты. Обычно бюджетные правила вводятся странами, экономика которых сильно зависит от экспорта какого-то сырья например, нефти. В таком случае чаще всего финансовый регулятор страны определяет базовую цену цену отсечения на сырье, исходя из которой планируется государственный бюджет. Далее проводится анализ и принимается одно из двух решений: Если фактическая цена оказывается выше базовой, полученный сверхдоход идет в национальную «кубышку» на финансирование социальных и экономических проектов. Если фактическая цена оказалась ниже базовой, средства из «кубышки» вынимаются для покрытия расходов бюджета. Таким образом, главная цель бюджетного правила — снизить зависимость госбюджета и курса национальной валюты от колебаний цен на сырье. Что будет, если не использовать бюджетное правило? В таком случае волатильные цены на сырьевые товары будут оказывать сильное влияние на экономические показатели зависимых от природных ресурсов стран. При высокой стоимости ресурсов бюджет будет наполняться, а курс национальной валюты укрепляться.
Всех тех, кто находится в зоне боевых действий и получает достаточно высокое денежное содержание. Поэтому неправомерно говорить о низкой социальной ориентированности нового бюджета: существенная часть социальных расходов де-факто проходит по другим статьям. Возникает вопрос — как их обеспечивать? Нефтегазовые поступления — это хорошо, но при восходящей ценовой динамике рано или поздно наступает эффект сокращения спроса на сырье, и запускаются механизмы замедления экономик. Государству придется каким-то точечным образом искать дополнительные ресурсы, в том числе — ужесточая текущие фискальные механизмы и вводя новые». Но откуда возьмется эта цифра? Ведь сегодня потребительские цены продолжают разгоняться, и очевидно, что такая динамика сохранится как минимум до декабря. С чего она вдруг дальше затормозит? Хотелось бы понять: если один из ключевых макроэкономических ориентиров выглядит настолько нереалистичным, то на каком основании реализуются другие прогнозные сценарии?
Отказ от ответственности
- Путин рассказал, когда Россия вернется к соблюдению бюджетного правила | ИА Красная Весна
- Подписка на рассылку
- Новая конструкция бюджетных правил. Что это означает и как повлияет на рубль 21.10.2022 | Банки.ру
- Владимир Путин заявил, что РФ выйдет на бюджетное правило уже в 2024 году | 21.09.2022 |
- Новости по теме
Отменить бюджетное правило и закончить с этим абсурдом!
Как уточняет РИА Новости, предельный объём расходов бюджета РФ в рамках этого правила определяется как сумма ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание государственного долга, а также квази-фискальных операций. Действующее бюджетное законодательство принципиально не препятствует тому, чтобы услуги, оказанные в 2023 году, были оплачены получателем бюджетных средств в 2024 году за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2024 год. Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Бюджетный кодекс, которые закрепляют с 2024 года новую схему для определения базовых нефтегазовых доходов госбюджета. Центральный банк Российской Федерации с января 2024 года возобновит проведение операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Президент России Владимир Путин подписал закон о средствах ФНБ в 2023-2024 годах, приостановив их использование на покрытие дефицита бюджета только в пределах недополученных нефтегазовых доходов.