Новости богдан хмельницкий присоединение украины к россии

Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России (тем более «воссоединении») на Переяславской раде неверна. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ Богдан Хмельницкий в Переяславе в 1654 году. Предводитель движения за украинскую независимость Богдан Хмельницкий в XVII веке настоял на принятии казаками русского подданства. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство.

Как Украина в Россию просилась

Памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева сейчас служит фоном для националистов, которые Москву на дух не переносят. Историки полагают, что Ислам III Герей выставил Богдану Хмельницкому требование – казаки не должны препятствовать татарам собирать ясырь. Подтверждением тому, что Богдан Хмельницкий переходил в подданство царя московского является отправка вместе с посольством Бутурлина новых символов власти для гетьмана Богдана Хмельницкого. Восстание Хмельницкого, несмотря на многочисленные противоречия в среде повстанцев, привело к Переяславской раде и воссоединению Украины с Россией. Тяжёлое положение жителей Украины вызвало национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий.

Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины

Хмельницкого была ввергнута в так называемую «руину». Однако воссоединение двух братских народов всё же состоялось, с какими бы трудностями оно не сталкивалось. Однако воссоединение было достигнуто не сразу. Ещё до 1654 года Хмельницким предпринимались попытки то примириться с польским королём, то перейти под власть турецкого султана. Поэтому я во многом согласна с цитатой. Для малороссийского народа существовала возможность и вернуться в состав Польши, и присягнуть Османской империи. Но выбор всё же пал на Россию. В этом эссе я ставлю перед собой следующие задачи: Оценить положение южнорусского населения в составе Великого княжества Литовского, а затем — Речи Посполитой до восстания Хмельницкого и выяснить, существовала ли возможность порабощения Украины шляхетской Польшей.

Охарактеризовать восстание Хмельницкого и последовавшую за ним русско-польскую войну. Выяснить, была ли возможность поглощения Украины Османской империей. Проанализировать, насколько крепкой была связь Украины и России после их воссоединения и до ликвидации Екатериной II украинской автономии. Вначале это не отразилось отрицательно на положении жителей этих земель. Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие. Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г.

В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи.

Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому.

Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян.

Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы.

Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом.

В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения.

Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом.

Как уже говорилось, воссоединение Украины и России имело самые разные последствия для всех участников этого события.

Украина освободилась от национального и религиозного, но не от крепостного гнёта, Россия приобрела новые земли. Польше же был нанесён удар, от которого она едва смогла оправиться. Однако историческим фактом являются и переговоры Б. Хмельницкого с турецким султаном, длившиеся не один год. Ещё осенью 1647 года в Бахчисарай и Стамбул что свидетельствует о том, что Хмельницкий долго и основательно готовился к восстанию было отправлено казацкие посольство, которое должно было заручиться турецкой и татарской поддержкой. В марте 1648 года татары пообещали помочь, а Хмельницкий в свою очередь пообещал отправить казаков в помощь султану на войну с Венецией. На этот раз посольство должно было просить у султана «принять его Войско Запорожское под свою оборону и оказать помощь против поляков».

В обмен на покровительство султана Хмельницкий должен был выплачивать ему дань, а также передать Османской империи Каменец-Подольский. Согласно исследованиям Н. Костомарова, признание османского протектората над казацкой Украиной произошло в 1649-50 гг. Подписание второго «османо-казацкого» договора состоялось в 1650-51 гг. Причиной этого стало непредоставление Россией военной поддержки, о которой Хмельницкий просил ещё в 1648 году. Грушевский писал, что эти переговоры закончились в марте 1651 года формальным признанием Украины вассалом Османской империи. Однако когда дело дошло до реализации соглашений, в отношениях между Хмельницким и Турцией возникли определённые трудности.

Весной 1651 года Хмельницкий отказался отдавать Каменец-Подольский. А после военных неудач повстанцев в 1651 году гетман и казацкая старшина заключили с Речью Посполитой Белоцерковский договор, вновь признавая власть короля. Султан отреагировал на это крайне негативно. Теперь планы реального объединения откладывались на неопределённый срок. Но в марте 1653 года переговоры возобновились и летом того же года были отклонены уже самим Хмельницким. Так было ли это реальным желанием гетмана и казацкой верхушки — принять вассальную зависимость от Турции? Это могло иметь разные последствия.

С одной стороны, Украине в составе Османской империи могла быть предоставлена широкая автономия как Крымскому ханству. Но, с другой стороны, это могло обернуться новыми религиозными гонениями, как это происходило в Болгарии, Молдавии и Валахии, а также других христианских государствах, захваченных Турцией. Возможно, если такая перспектива и существовала, то она была только на начальном этапе переговоров. Затем желание принять подданство Османской империи использовалось Хмельницкий в дипломатических целях — как своеобразные способ давления на Алексея Михайловича с целью цель. Заставить его принять решение «заступиться» за единоверцев перед Речью Посполитой. Дипломатические отношения с Турцией продолжились и после Переяславской рады. Уже в феврале 1654 года Хмельницкий вновь обращается к султану с просьбой о покровительстве, продолжает обмениваться посольствами с крымским ханом.

Переговоры продолжались и после смерти Хмельницкого в 1657 году при следующих гетманах и только П. Дорошенко удалось заключить с ними союз. Итак, возможность «поглощения султанской Турцией» действительно существовала. Но этого всё же не произошло. Насколько же крепкой была связь Украины и России после воссоединения? После смерти Б. Хмельницкого начался новый и печальный период в истории Гетманщины, названный «руиной».

Фактически это была гражданская война и происходила она с 1657 по 1687 годы. После смерти Хмельницкого гетманом стал его сын Юрий. Но он не обладал теми же организаторскими способностями, что и отец. Через месяц он был смещён. Новым гетманом стал Иван Выговский. В августе 1658 года он напал на русский гарнизон в Киеве, а в сентябре того же года подписал Гадячский договор с Речью Посполитой. Гетман вновь ставил Войско Запорожское под власть польской короны.

Против Выговского был отправлен Белгородский полк князя Ромодановского. В дальнейшем Выговский, не получивший поддержки в широких массах казачества, присоединился с верными ему отрядами к польским войскам, которые вели войну против России. Так спустя несколько лет после Переяславской рады, уже не в первый раз первым были переговоры Хмельницкого с Османской империей в феврале 1654 г. Новым гетманом вновь стал Юрий Хмельницкий Выговский бежал в Польшу подписал Переяславские статьи 1659 г. В городах размещались московские воеводы, а церковь полностью подчинялась московскому патриарху. Казаки, недовольные таким поворотом событий, сместили Ю. Новым гетманом стал Павел Тетеря — также сторонник Речи Посполитой.

Он, действуя совместно с польскими войсками, заставил князя Ромодановского отступить с Левобережья к Путивлю. В 1665 году гетманом стал Пётр Дорошенко, который, как уже говорилось, заключи союз с Турцией. Это проявлялось в постоянных переходах гетманов от русских к полякам а от поляков и вовсе к туркам. Однако сначала по Андрусовскому перемирию, а затем и по Вечному миру 1686 г. Левобережье и Киев были закреплены за Россией. Но эта связь, хотя и утверждённая политически, всё равно ещё оставалась некрепкой. Это проявилось в ходе Северной войны.

Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, после долгих колебаний решает воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из-под контроля России. В этом его поддержала часть казацкой старшины хотя он и не нашёл поддержку у простых казаков. Перед Полтавской битвой Мазепа, а также та часть казаков, что его поддержала, перешёл на сторону Швеции. Пётр I был настолько поражён этим предательством, что распорядился разрушить Запорожскую Сечь, а самого Мазепу придать анафеме. Процесс объединения русских земель завершился — в состав России вошли все земли, некогда бывшие в составе Древней Руси. Вместе с ним завершился и период существования Гетманщины.

Польша резко ослабла. Однако, в то же время эти события привлекли Швецию, король которой Карл Х выгнал с польского престола Яна-Казимира и вступил в противостояние с Московией, в споре за литовские территории с 1655 по 1659 гг. Успехов ни одна из сторон не добилась, но за это время оклемалась Речь Посполитая. Ян-Казимир вернул себе престол и начал возвращать утерянные позиции.

Усугубила дело смерть Богдана Хмельницкого в 1657 г. Его сын не смог достойно заменить отца, выбрав польскую сторону. Ян-Казимир заключив мир со шведами, попытался прорваться через Левобережную Украину и выйти к беззащитной Москве, но получил жестокий отпорна границе от русских и вынужден был заключить с Москвой Андрусовское перемирие в 1667 г. Согласно этому мирному соглашению произошло присоединение Левобережной Украины к России, так же Москва получила в свои владения Смоленск и Киев. Оставалось занять Правый берег Днепра, но туда вступили турки. В 1672 гетманом стал верный Москве Самойлович. В 1676 войско московское вместе с запорожцами освободило от турецкого владычества Правобережную Украину. Таким образом воссоединись Правобережная и Левобережная Украина. В 1686 г. Он официально утвердил присоединение Украины к России.

Роль противостояния запорожцев польским окупантам высока, потому что итог борьбы - освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта.

Это - одна из причин того, что россиянам "украинська мова" порой кажется смешной смесью польского и русского языков, а многие в Украине считают, что их страна гораздо ближе к Западу, чем к Востоку. Впрочем, отличия между украинцами и поляками лежали не столько в лингвистической и этнической сфере, сколько в религиозной.

Украинцы-православные угнетались поляками-католиками, и самые активные из украинцев или те, кому уже было нечего терять, бежали в Запорожскую Сечь - военно-демократическое государство, расположенное за порогами реки Днепр на территории современной Днепропетровской области. Более всего Сечь походила на легендарный пиратский остров Тортуга в Карибском море нечто среднее между государством и военно-морской базой. Запорожским казакам приходилось вести частые войны с поляками, турками и татарами.

Также они участвовали практически во всех народных восстаниях. Судьба "виновника" воссоединения славянских народов показательна для того времени. Богдан Хмельницкий был шляхтичем то есть дворянином , но православным.

Он служил в польском войске, имел собственный хутор и нескольких работников. Но на беду отношения с местным старостой-католиком Чаплицким не сложились до такой степени, что тот устраивал покушения на жизнь Хмельницкого, набеги на его хутор и грабежи и даже запорол сына Хмельницкого. Местный суд, где заправляли католики, не наказал злодея.

Хмельницкий обратился прямо к польскому королю Владиславу, но тот отказал, пожаловавшись на свое бессилие перед панами, контролировавшими сейм польский парламент. Тогда отчаявшийся Хмельницкий поехал в Запорожье: "Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Заключив союз с Крымским ханством, в 1648 году гетман начал кровопролитную войну.

Однако в 1651 году после серии побед казаки потерпели сокрушительное поражение из-за предательства татар. Тогда гетман обратился за помощью к православному Московскому государству. После долгих переговоров 18 января по новому стилю 1654 года в городе Переяславе собравшаяся рада совет казаков одобрила присоединение к Москве: "Водим под царя московского, православного".

Воссоединение Украины и России

Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины Глава Воссоединение Богдан Хмельницкий был православный шляхтич русского происхождения, служивший в пограничных польских войсках.
Что выбирал Богдан Хмельницкий при объединении Украины с Россией Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства.

Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство

Вхождение Украины в состав России Присоединение Левобережной Украины к России в XVII веке – процесс долгий, сложный и спорный с исторической точки зрения.
Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады Спустя несколько месяцев после провозглашения Переяславской радой объединения Украины с Россией (27 марта) 6 апреля 1654 года царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому.
Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий в 1648 году был избран гетманом Запорожского войска.

Воссоединение Украины с Россией в XVII веке

Обсудить Редактировать статью Присоединение Украины к России 1654 год происходило на фоне сложных общественно-политических событий, связанных с желанием украинцев стать более самостоятельными и не зависеть всецело от Польши. С 1648 года противостояние перешло в вооруженную фазу, но сколько бы побед ни одерживали казаки под предводительством Богдана Хмельницкого над польскими войсками, им не удавалось обратить победы на поле брани в ощутимые политические дивиденды. Стало ясно, что без помощи мощного союзника выйти из-под опеки Речи Посполитой не удастся, в результате состоялось воссоединение Украины с Россией. Кратко опишем причины исторического события. Равноправие и автономия За шесть лет войны в многочисленных кровавых битвах украинский народ огромным напряжением своих сил много раз громил польские войска. Но, нанося ощутимые удары Речи Посполитой, Хмельницкий в первое время еще не собирался отрывать Украину от Польского государства. Он стоял на позиции казацкой автономии, то есть стремился, чтобы казачество со шляхтой обладали равными правами, а украинские земли стали равноправны в пределах Речи Посполитой наравне с Польшей и Литвой. Тогда еще речь не велась про воссоединение Украины с Россией. А может, независимость?

Между тем в идею равноправия в рамках автономии верили немногие. Уже в первые годы войны в Украине, да и в Польше, распространялись слухи, что: Хмельницкий хочет восстановить некое «древнерусское» или создать новое княжество. Он титулует себя «князем Руси». Казаки хотят основать независимое государство. Но тогда для независимости Украины еще не сложились необходимые предпосылки. Главные участники войны — а это неграмотное казачество и такое же неграмотное крестьянство — не могли создать своей собственной государственной идеологии, руководящий слой — казацкие старшины и шляхта — не имели надлежащего политического веса, чтобы воплотить сепаратистские планы. Более того, даже гетман Хмельницкий не имел тогда еще всенародного доверия.

Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских.

Это южная ветвь одного и того же народа, источник веры нашей. Киев — Матерь городам русским, и это нас объединяло, объединяет и будет объединять, пока жив русский народ. Именно поэтому годовщина Переяславской Рады для нас всегда чрезвычайно важная дата, хотя и не круглая. Наибольшая часть - от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска — пребывала под польской властью, испытывая административные и религиозные притеснения. Она шла с переменным успехом то одной, то другой стороны. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

Чаплинский в отсутствие Богдана с лихим отрядом устроил погром в его владениях. Угнал любимую женщину Хмельницкого, запорол до смерти его младшего сына Тимофея. Варшава начала совместные военные учения с Кишиневом Богдан, не найдя правду в суде, стал искать справедливости у короля Владислава IV. Тот ответил афористично: «Зачем ты ходишь по судам, когда у тебя есть сабля? Вот с саблей в руках и защищай свои поруганные права». Так Хмельницкий стал вождем нового мятежа — невиданного по масштабам. Именно тогда казаки провозгласили его «Богом данным» гетманом. Антипольское движение обрело бесспорного лидера. Богдан обладал незаурядными политическими способностями. В вольнолюбивой казачьей среде ему удалось стать чуть ли не единственным в истории настоящим вожаком, которого уважали и побаивались. Фото: J. Переговоры с ним прошли успешно, крымская конница была готова повоевать против поляков. К апрелю 1648 года Хмельницкий располагал 10-тысячной дружиной. И она росла. Поляки двинули против повстанцев 15 тыс. Зеленский повторил слова Дуды об отсутствии границ между странами в будущем «Рабы господствуют над нами» 16 мая 1648 года повстанцы одержали крупную победу под Корсунем. Первый штурм польского лагеря Богдану не удался. Войска, верные королю, отчаянно сражались за этот рубеж. Польский гетман Николай Потоцкий, командовавший обороной города, приказал сжечь близлежащие селения короля. Они спалили и почти всю Корсунь — кроме крепости, которую защищал 14-тысячный гарнизон. После недолгой осады и боев в окрестностях города казаки все-таки взяли Корсунь, захватив в плен двоих польских гетманов, а кроме них — около 7 тыс. Основные силы поляков попытались отступить, но конница Хмельницкого настигла их и разбила наголову. После этого восстание разгорелось по всей Малороссии. Повстанцы прогоняли польскую шляхту и ксендзов — и присоединялись к Богдану. Что это было — тонкий дипломатический маневр или издевка над побежденными? Скорее всего, и то и другое. Но тогда Богдан еще не принял окончательного решения порвать с Польшей, был готов к переговорам. Между тем поражения потрясли Речь Посполитую. Среди католиков началась паника. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшные перемены наступили в нашем отечестве!

Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады

А православный христианский царь восточный одного с нами благочестия: кроме его царской руки, мы не найдем лучшего пристанища. Кто не захочет нас послушать, тот пусть идет куда хочет: вольная дорога! В Москву поехало посольство с бумагой. Алексею пришлось собирать войско на поляков. Началась еще одна польская война.

Действия русских были успешны, пока воевать Польшу не пошел шведский король. Тут и Москва, и Польша поспешили прекратить военные действия. Богдан же, ожидавший куда большего, заключил союз с крымским ханом и повел его на поляков. В Москве не знали, что делать.

Спасла только смерть Богдана, случившаяся очень вовремя. Но и после его смерти по всей Украине шлялись мятежные толпы. Для решения, кто из казачьих начальников более достоин заместить Богдана, с Украины стали ездить гонцы в Москву. Тем временем шведы отступили, и Польша снова ввязалась в войну с Россией.

Действия шли с переменным успехом, только выматывая силы. В конце концов обе стороны подписали Андрусовский мирный договор: по нему русским отходила левая сторона Днепра, полякам — правая. Но пришлось отказаться от завоеванной Литвы. На годы правления Алексея пришелся и бунт Разина, скроенный по обычному казачьему сценарию.

Для его усмирения потребовалось четыре года. Завершалась и борьба с еретиками: захватившие Соловецкий монастырь монахи, отказывающиеся принять новый порядок , продержались против войск с 1668 до 1676 года. Он еще дождался приятного сообщения, что монастырь сдался и мятежников вешают. Монастырь был взят 22 января, а царь умер вскоре — 29 января 1676 года.

Алексей был женат два раза: от первой жены Марии Милославской у него осталось двое сыновей — Федор и Иван — и пятеро дочерей, от второй жены Натальи Нарышкиной — сын Петр и двое дочерей. Наследником царь назвал Федора, которому едва исполнилось 14 лет. Новый царь был слаб здоровьем и очень молод, любимый боярин прежнего царя Матвеев мог бы управлять от его имени, но он был родственником Нарышкиных, поэтому семейство Милославских отправило старика в ссылку. Страной стали управлять Милославские.

Однако царь Федор прожил недолго: в 1682 году его не стало. Наследников у него не было: первая жена и ребенок умерли в 1681 году, царя срочно женили снова, но во втором браке он прожил меньше месяца, болезнь взяла свое. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История.

Воссоединение Украины с Россией 1. К середине XVI в. Воссоединение Украины с Россией Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой с 1569 г. Значительная часть украинской Из книги Казачество.

История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич 19. В 1643 г. Были сожжены Монастырский, Черкасский и ряд других городков. И казаки обратились в Москву.

Доносили, что не в состоянии «противиться Из книги Россия и ее «колонии». ЛитографияВосстание, поднятое казаками под руководством Богдана Хмельницкого, быстро превратилось в масштабную войну, охватившую восточные районы Речи Посполитой. В нее, помимо казаков, автора Истомин Сергей Витальевич Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович Воссоединение Украины с Россией После заключения Люблинской унии 1569 образовалось польско-литовское государство Речь Посполитая, куда вошли юго-западные русские земли. На этих землях еще в XV в.

Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич 22. Борьба Украины за свое освобождение от гнета польских панов, за воссоединение с Россией Война крестьян Украины с польскими панами. Богдан Хмельницкий. Они окончательно превратили всех крестьян в Из книги Я познаю мир.

История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич Воссоединение Украины с Россией В 1653 году Земский собор рассматривал вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Россией по просьбе украинцев, воевавших в тот момент за независимость и надеявшихся получить защиту и поддержку России. Этому в значительной мере способствовала политика украинской эксплуататорской Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов 2. Освобождение Запорожской Сечи.

Том третий автора Коллектив авторов 3. Хмельницкий в январе 1649 г. Том третий автора Коллектив авторов 6. Решение Земского собора.

Шестой год продолжалась освободительная война на Украине. Том третий автора Коллектив авторов 7. Движение за воссоединение с Россией. Феодально-крепостническая эксплуатация народных масс Правобережной Украины дополнялась жестокими национально-религиозными В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель - Слободская Украина - входила в состав Московского царства.

Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах.

Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом. Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме.

Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.

Брацлавский полк вошел по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой, Великое княжество Русское, однако в 1659 году практически в полном составе, за исключением старшин, на битву при Конотопе не объявился. В остальных полках также наблюдался недокомплект, что привело к набору в них польских наемников и присоединение к ним «панцирных казаков», католиков и униатов по вероисповеданию, а также к тому, что основную нагрузку и потери в данной битве понесли королевские войска. В том числе элитные Краковские гусары потеряли, как следует из количества назначенных пенсионов, 268 человека. По одной из неакадемических легенд, ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский - сводный брат Богдана Хмельницкого, вместе с которым они учились в иезуитской коллегии.

Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит. Связанные статьи.

Он участвовал Испано-Французской войне, в которой возглавлял казацкий полк который принимал участие во взятии Дюнкерка. Вернувшись домой, Богдан не мог спокойно смотреть на унижения земляков, вынужденных платить евреям не только за землю, право торговать на рынке, возможность передвигаться по дорогам, но и за возможность совершать православные обряды. Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через Жалоба, написанная гетманом королю Польши, осталась без внимания, но последствия ее были трагическими: Богдан лишился сына, которого засекли до смерти, и жены, которую насильно выдали замуж за поляка, признав ее брак в Хмельницким недействительным потому что по православным обычаям. Собрав к апрелю 1648 года огромное по тем временам войско - 43720 человек — Богдан Хмельницкий поднял восстание против угнетателей. Несколько лет восстание, переросшее уже почти в полномасштабную войну, продолжалось с переменным успехов, однако в конце концом стало ясно: самостоятельно казакам не одолеть польское войско.

Земский Собор 1953 года Просьбу эту рассматривали на Земском соборе, и далеко не все его участники высказывались за вхождение Украины в состав России. Слишком тяжелыми могли быть последствия: Польша не позволит безнаказанно отбирать у нее земли, а значит, будет война. И не факт, что Россия к ней готова. Собор затянулся. Но Украина не могла ждать — слишком велика была цена промедления, и поставила России ультиматум: если царь не согласится принять украинцев под все крыло, с тем же предложением они обратятся к турецкому султану. А вот этого Россия никак не могла допустить — общая граница с турками представляла слишком большую угрозу. На земском соборе было принято решение принять Украину в состав России.

Переяславская рада Следующим этапом объединения России и Украины стало собрание в Переяславе именитых казаков и жителей. В историю это событие, которое произошло 8 января 1654 года, вошло под названием Переславская Рада. Решение о присоединении к России было принято и закреплено присягой. А затем был составлен договор, в котором были описаны условия, на которых Украина становилась частью России. Эти условия были описаны в 11 пунктах. В Переславском договоре было 11 пунктов, однако позднее, уже в Москве, количество пунктов было увеличено до 23.

Переяславская рада Юридическую законность присоединения Малороссии к Российскому государству обеспечила Переяславская рада.

По факту - переход к Московскому царству территории польской Украины. С этого момента в титул российского государя была внесена Малая Россия. Именно так в документах той эпохи, в речах и в заявлениях современных ей московских и казацких представителей называлась эта территория. Именно он настойчиво просил Алексея Михайловича, чтобы он «велел гетмана и все войско запорожское принята под свою царскую величества высокую руку с городами и землями». Царь понимал, что принятие такого решения - вопрос непростой, война с Польшей была неминуема. В октябре 1653 года московский царь обратился к Земскому собору. В этом вопросе ему необходима была поддержка всего народа.

«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы

Вопрос о присоединении Украины к России является одним из самых ост-рых вопросов этнополитической истории Европы. Говорится о действиях Богдана Хмельницкого и Переяславской раде 1654 года. Урок знакомит с последствиями присоединения Украины к России. Тяжёлое положение жителей Украины вызвало национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий.

Воссоединение Украины

взаимоотношения России с Польшей и обращение Богдана Хмельницкого к русскому правительству о воссоединении Украины с Россией - выбран второй вопрос. Присоединение Украины к России привело к войне с Речью Посполитой. Тяжёлое положение жителей Украины вызвало национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий.

Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины

С одной стороны — религиозный и национальный гнет Речи Посполитой, владевшей тогда этими землями. С другой — с трудом оправлявшаяся после Смутного времени Россия, где пик крепостничества еще, во-первых, не наступил, во-вторых, что немаловажно, это была православная держава. Речь Посполитая была в ту пору главным, как сейчас сказали бы, геополитическим противником России. Значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, была захвачена поляками. Даже Смоленск, утраченный по результатам Смуты, Москве удалось вернуть только в начале 30-х годов ХVII, лишь воспользовавшись «междуцарствием» и распрями в Польше. С трудом. Кстати, молодой Хмельницкий сражался в Смоленской войне на стороне польских войск и даже согласно легенде, спас короля Владислава IV того самого, который в годы Смуты чуть было не венчался на Русское царство, успел даже принять присягу московского правительства и люда в 1610 году, да отказался принять православие, что и сорвало намерения.

А далее уже развернулось соперничество за Украину. Где к тому времени недовольство религиозным гнетом насильственной католицизацией и жестким крепостничеством в исполнении «чужеземной» польской шляхты не могло не выдвинуть лидера, возглавившего бы освободительную борьбу. Если бы таким лидером не стал Хмельницкий, с 1648 года — гетман Запорожской Сечи, то стал бы кто-то другой. А идея идти «под московского царя» уже к тому времени витала в воздухе. Подобных ходатайств уже было к тому времени несколько, начиная от гетмана Сагайдачного, просившегося в 1620 году на службу русскому царю вместе со своими казаками. Хмельницкий лично во многом «случайно» обратился против поляков.

Ведь он служил польскому королю и мог сделать карьеру.

Война была тяжелой и не всегда удачной для России. И немалый «вклад» в эти неудачи внесли украинцы, которые и стали причиной военных действий. Гетман Иван Выговский, занявший должность Богдана Хмельницкого, умершего в 1657 году, решил не выполнять условия договора с Россией, а извлечь из войны максимальную пользу. Гетман стал торговаться и с Россией, и с Польшей, выбирая наиболее выгодный вариант. Однако большая часть украинцев такого предательства не потерпела, и в 1659 году место с позором изгнанного Выговского занял сын Богдана Хмельницкого Юрий. И русские, и украинцы предполагали, что это приведет к максимально плодотворному сотрудничеству, но новый гетман ничьих надежд не оправдал. В 1660 году, во время похода на Львов, в котором участвовали 30 тысяч русских и 25 тысяч украинцев, произошло то, чего русские от своих союзников никак не ожидали. Под Любаром на русские войска под командованием Шереметева внезапно напали польские войска, объединившиеся в Крымскими.

Армия Шереметева держалась до последнего, и во многом потому, что была уверена: вот-вот подойдут казаки, и исход битвы будет решен в нашу пользу. Россияне фатально ошибались. Юрий Хмельницкий так и не привел свое войско на помощь. Кроме того, он обещал, что более не будет сражаться против польского войска, и заключил с поляками мирный договор. Последствия этого предательства стали для русских воинов трагическими. Армия вынуждена была капитулировать. Большая ее часть погибла, остальные стали рабами крымских татар. Лишь небольшая часть их смогла через долгое время вернуться на родину. Результаты присоединения Украины с Россией Несмотря на двойное предательство украинцев, войну с Польшей Россия все же выиграла.

Через 13 лет после начала войны, 20 января 1667 года было заключено перемирие между русскими и поляками.

Собирание земли русской - Владимир Владимирович, приближается годовщина Переяславской Рады, объединившей Украину и Россию. В наши дни об этом событии мало кто вспоминает и поминает, как будто и не было нашего братства, крещенного святой водой… - Мы-то с вами помним и это уже хорошо.

И весь истинно русский мир об этом помнит и понимает, что Переяславская Рада знаменовала собой историческое соединение двух ветвей одного народа, который был условно разделен. Народа одной веры, одной крови, ибо между русскими и жителями нынешней Восточной Украины никакой разницы нет. Это южная ветвь одного и того же народа, источник веры нашей.

Киев — Матерь городам русским, и это нас объединяло, объединяет и будет объединять, пока жив русский народ. Именно поэтому годовщина Переяславской Рады для нас всегда чрезвычайно важная дата, хотя и не круглая. Наибольшая часть - от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска — пребывала под польской властью, испытывая административные и религиозные притеснения.

Она шла с переменным успехом то одной, то другой стороны. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство.

Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638.

От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным.

Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17.

Еще через день, 24 марта 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей. Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха, но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении. Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой.

Отдельной статьей предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства. Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу - уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск. Начавшаяся большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет.

Русские войска, действовавшие в союзе с казаками, доходили до Каунаса, Бреста и Львова, захватывали город Люблин, сполна отомстив за польские набеги Смутного времени.

Воссоединение Украины с Россией в XVII веке

К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам.

Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года.

Миссия Паисия — Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботились защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне.

И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным.

Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя.

Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами».

Между тем положение Хмельницкого оставалось неустойчивым. Союзники — крымские татары — несколько раз предавали его в самую драматическую минуту, разрывая военный союз. Поражение от превосходящего в силе противника могло означать утрату украинцами национальной идентичности. Поскольку в Кракове вынашивались планы ополячивания Украины. В этой ситуации искать защиты можно было лишь у братьев по вере и у этнических родственников — русских.

Последнее, третье, самое отчаянное письмо, Хмельницкий отправил Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года, когда ресурсы запорожцев были на исходе. Путем народного волеизъявления Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов. Это слово в последний год настолько затерлось, что необходимо напомнить его истинный смысл. Вот какую формулировку предоставляет Большой энциклопедический словарь: «Аннексия — от латинского annexio присоединение , вид агрессии, насильственное присоединение захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах другого государства». Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения. Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду.

В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным.

В исторических документах говорится и о тех, кто оказался присягать. Но их число оказалось крайне незначительным. Украина вошла в состав России не в качестве «бедного родственника», а на равных правах. В Москву были отправлены послы с «Мартовскими статьями», в которых Хмельницкий в 11 пунктах сформулировал условия вхождения в Россию. То есть это был своего рода союзный договор. В Москве послы добавили еще 12 пунктов.

Весной 1654 г. Польский король бежал в Германию. Однако перемирие с Польшей имело катастрофические последствия: за обещание избрать московского царя на польский престол полякам возвратили Литву, Украину и Белоруссию. Участники освободительной войны были потрясены этим вероломством. Хмельницкий умер от горя 16 августа 1657 г. В 1658 г. Война на украинских землях шла до 1667 г. Переяславская рада и присоединение Малороссии к России. Переяславская рада 1654 г. Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины. Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России. Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславе, для обсуждения всех сторон. Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков. Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу. При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже спустя два года на решение России заключить перемирие с Польшей.

Но этому акту предшествовала длительная история. В «Дворцовых разрядах» указано, что 19 марта этого года «государь указал во все городы послать к воеводам и к приказным людем государевы грамоты» с вызовом стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов в Москву к 20 мая «со всею службою». Намечалось, что «на тот срок изволит их государь смотреть на Москве на конех». Срок прибытия определен тот же - 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор - оба они были связаны с борьбой за Украину. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. Для суждения о майском соборе 1653 г. Козаченко, - грамота не датированная Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, - кн. Репнину, окольничему Б. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову. В ней читаем: «... И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять. И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос[лан...

Воссоединение Украины с Россией в XVII веке

Богдан Хмельницкий не был доволен положением казачества на Украине, но редко поддерживал активные выступления своих соратников. Посольство Богдана Хмельницкого прибыло в Москву с желанием воссоединить Украину с Россией. Законодательно присоединение Украины к России было оформлено в Переяславле в январе 1654 г. В марте этого же года были определены взаимоотношения сторон «Статьями Б. Хмельницкого».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий