Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Санкт-Петербург (Ленинград) отмечает 66-ю годовщину снятия блокады. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер.

Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде

Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Во вторник, 27 января, в 16:00 начнется молодежная патриотическая акция "Небо над Ленинградом", посвященная полному освобождению Ленинграда от блокады. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.

«Водородный лейтенант» Борис Шелищ

Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. Во вторник, 27 января, в 16:00 начнется молодежная патриотическая акция "Небо над Ленинградом", посвященная полному освобождению Ленинграда от блокады. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943. Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года. Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда.

Мифы Ленинградской блокады

Здесь ведет монтаж другая бригада, объем работ тоже очень большой. В прошлую ночь монтировали баннеры на Лафонской улице. Но оформлению подлежат также пропилеи ограды сада у Смольного и весь периметр весьма обширной площади. МЧС предупредило о сильном ветре, и действительно порывы довольно крепкие, надо быть вдвойне осторожными.

Тем более что работаем не на земле, монтируем композиции на высоте в 3 - 5 этажей. Но время не терпит, оформление к такой значительной дате отложить никак нельзя. Поэтому трудимся в дождь и снег, с ветром и без ветра.

И всегда это ночные операции, - подчеркнул руководитель работ Игорь Кушель. Еще сильнее ощущался ветер на Синопской набережной, где в эту ночь тоже велся монтаж конструкций. Здесь на опоры фонарей развешивались треугольные баннеры с блокадной символикой.

Под порывами ветра они надувались, как паруса, унося воспоминаниями на 76 лет назад в историю нашего города. Здесь же мы заметили массивную тумбу, на ее гранях реклама уже уступила место плакатам, посвященным приближающейся памятной дате. Изображения исполнены в двух основных видах: на одном в виде подложки используется фото льда Ладожского озера, вызывающего ассоциации с Дорогой жизни, на других плакатах - архивные фотографии фронтовиков.

За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек. Исторические фотографии в память о тех событиях — в галерее «Рамблера».

Дирижабли над Москвой 1941. Аэростаты заграждения СССР. Аэростаты заграждения в Ленинграде. Аэростат 1941. Аэростат воздушного заграждения ВОВ. Дирижабли во второй мировой войне. Аэростаты заграждения на защите Московского неба.

Аэростаты Борис Шелищ. Аэростаты Великой Отечественной войны. Аэростат стратостат дирижабль. Аэростаты в небе над Москвой 1941. Дирижабль LZ 127 Граф Цеппелин. Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде. Граф Цеппелин дирижабль 1931 года. Битва за Москву аэростаты. Дирижабли Москва 1941. Аэростаты воздушного заграждения над Москвой.

Аэростаты над Москвой во время войны. Дирижабль СССР-в3 «красная звезда. Дирижабль красная звезда в 1921 году. Дирижабль Цеппелин бомбардировщик. СССР В-3 «красная звезда». Цеппелин дирижабль Ленинград.

В 11-й главе Борис наткнулся на полемику главных героев о топливе будущего. Инженер Сайрес Смит предрекал, что, когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а разложенная на составные части - водород и кислород. Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать. То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» - дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе. После того случая опыты по использованию водорода были прекращены. Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок. Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь. К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию. Придя в себя, упрямый лейтенант продолжил работу над проблемой. Решением стал сконструированный им гидрозатвор. Это простейшее приспособление отсекало пламя от двигателя автомобиля. Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент. Спасительные огнетушители В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон. Лейтенант Шелищ на глазах у командования подключил через сосуд, наполовину заполненный водой, шланг с поступающим водородом к двигателю. Несмотря на 30-градусный мороз, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и устойчиво работал. Многократные испытания гидрозатвора оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Уложиться в эти сроки можно было только используя готовый уже готовый материал. Что делать?! В поисках решения Шелищ прибыл на Балтийский завод. Безрезультатно обошел все цеха и, уже практически отчаявшись, заглянул на склад, где и обнаружил гору списанных огнетушителей. Их емкости идеально подходили для изготовления гидрозатворов.

На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

Аэростатами прикрывали город, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, подступы к Кронштадту. Посты располагали в шахматном порядке примерно в километре друг от друга на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах. На каждом посту было по два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке.

Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим и инженерно-техническим работникам — по 250 граммов. Остальные продукты выдавали с перебоями и в гораздо меньшем объеме например, норма крупы для иждивенца — 20 граммов, мяса — 13,2 грамма. Состав хлеба включал в себя: солод, бобы, отруби, луб сосны и березы, дикорастущие семена, гидроцеллюлозу. А жмых и мучную пыль, которую улавливали в цехах, прессовали в съедобные бруски — дуранду.

Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Критическая ситуация, усугубленная тяжелейшим психологическим климатом, требовала ряд мер для ее сдерживания. В первые дни блокады на улицах Ленинграда было установлено около полутора тысяч громкоговорителей. Они оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Михаил Меланед — диктор, прозванный ленинградским Левитаном, в прямом радиоэфире объявлял тревогу. Радиотрансляции метронома имели свое психологическое значение.

Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей звук работающего метронома был как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Техническое значение — сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна. Он предупреждал об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах. Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. Летом переправляли баржи, зимой по льду гнали машины.

Везли продовольствие и корреспонденцию, из Ленинграда — эвакуируемых жителей.

Всего несколько листочков бумаги, в которых с леденящей кровь обыденностью, сфокусирована вся трагедия города. Дневник Тани Савичевой был среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе.

В библиотеке колледжа были проведены мероприятия, посвященные этой дате. Набутова «Блокадный Ленинград», 23 января библиотекари Павлюкова Н.

Талантливый изобретатель был награжден орденом Красной Звезды. Я не видел Б. Шелища с 1944 года более 35 лет и удивился, когда неожиданно получил от него письмо. Он писал, что хотел бы повидаться и надеется на встречу - в День Победы - 9 мая 1982 года. Я был на этой встрече, но Бориса Исааковича, к сожалению, не увидел: он не дожил до нее. Смысл этой утвержденной Герингом операции был в уничтожении с воздуха кораблей Балтийского флота, вмерзших в лед на Неве и в Финском Заливе.

Налет был дерзкий и неожиданный: впервые фашисты предприняли его средь бела дня. Самолеты шли волнами на высоте одного-двух километров. Наши истребители и зенитчики успели встретить эту армаду на подступах к городу и частично рассеять ее. Но 58 бомбардировщиков прорвались в воздушное пространство над городом, да еще на малой высоте. Нужно было по крайней мере заставить их подняться выше, не дать бомбить прицельно. И командующий армией ПВО генерал-майор Г. Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты! Они сковали маневр противника.

Фашистские стервятники, сбросив бомбы уже без прицеливания, вынуждены были набирать высоту, выходить из пространства над городом и попали в плотный огонь зенитной артиллерии. Артиллеристов поддержали наши истребители. Операция "Айсштосс" была сорвана. Боевые корабли, стоявшие на Неве, почти не пострадали. Потери фашистской авиации в этом бою - 25 сбитых и 10 подбитых самолетов. Это - из 58, прорвавшихся к городу. Командование противника вернулось к старой тактике ночных налетов. Они были частыми в этом апреле.

Постам AЗ приходилось все время быть начеку. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но порой аэростатчикам приходилось воевать и в совсем иных условиях. Отряд под командованием лейтенанта В. Меншутина - 31 пост разместили на баржах. Баржи вывели в Финский залив и расставили их там на якорях. Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту. Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника.

В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржой. Расчетам морских постов AЗ пришлось учиться, как от них уберечься. Лучшие стрелки расстреливали мины из винтовок. Выделялся снайперской стрельбой аэростатчик сержант Козлов. Трагедий, случаев гибели аэростатчиков было немало. Расскажу об одном из этих драматических случаев.

В августе 1942 г. Находившийся на посту командир звена лейтенант Алексей Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собою висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис почти на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит; было уже достаточно светло, и мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса аэростата. Положение его усугублялось тем, что он был в летней гимнастерке, а на трехкилометровой высоте температура близка к нулю. Кузнецову удалось пробить ножом корпус аэростата; теряя газ, тот стал спускаться вниз, опустился в Неву.

Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта: на одной стороне были наши, на другой - оккупанты. Испытавший судьбу в поднебесье, имея наверное один шанс из тысячи, проявивший редкое мужество, наконец, спасший аэростат лейтенант Кузнецов до берега не доплыл. Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило волной к нашему берегу... Фашистская авиация постоянно пыталась налетами и бомбежками парализовать её деятельность. Только с ноября 1941 г. Ленинградская армия, ПВО выделила для защиты в дополнение к имеющимся среде вам отряд аэростатчиков - 21 пост. Жили в палатках на трескучем морозе.

Прямо с ледяного поля поднимал в воздух аэростаты. Они зависали вдоль всей трассы. На ледовой Дороге жизни аэростатчики делали все возможное, чтобы она работала бесперебойно. Аэростаты получали огромное количество пробоин, но восстанавливались на месте и вновь поднимались в воздух. Тогда - только прорыв страшной кольца в одном месте. Освобождение придет лишь через год - в январе 1944 года. Война продолжалась. Продолжались налеты.

Мы поднимали аэростаты в воздух и в снегопад, и в дождь, и в туман; исключение составляли только ночи со штормовым ветром, но в этих условиях обычно и авиация противника не взлетала. Около 500 раз с наступлением сумерек поступала в полки AЗ команда: "Поднять аэростаты". И через две минуты над городом всплывали аэростаты, поднимаясь выше и выше, пробивая облачность, уходя на свой "потолок". Если провести несложные подсчеты, можно вывести такие цифры: более миллиона аэростато-часов проработали в небе Ленинграда на защите города аэростаты постов AЗ. Мы привыкли к аэростатам и газгольдерам с водородом, как привыкают быть рядом с пороховыми бочками, но так же хорошо мы знали, что в случае воспламенения аэростат горит тысячеградусным факелом, от которого надо не укрываться, а тушить его. И мы это делали. Огромную самоотверженность, умение и стойкость проявили многие командиры постов и мотористы - Старшинов, Жандр, Росляков, Исаев, Грибова, Скуланов, Шангин и другие. Трудно перечесть наши боевые потери, на войне они естественны.

Память хранит лишь некоторые эпизоды.

Куда пойти с ребенком?

Вторая колонна пройдет в сторону места сбора по Исаакиевской площади, Адмиралтейскому проспекту, Александровскому саду. Третью колонну с дирижаблем можно будет увидеть на набережной канала Грибоедова у Собора Воскресения Христова на Крови, на Суворовской площади, Дворцовой набережной, Миллионной улице. Маршрут четвертой колонны пролегает от Инженерного сквера, по Садовой улице, через Марсово поле.

Борман: «На ленинградскую область претендуют финны. Сравнять Ленинград с землёй с тем, чтобы затем отдать её финнам». Ленинград географически оказался как-бы на окраине сражавшейся страны. Прибалтику немцы захватили очень быстро. Это закрыло западную сторону.

С севера наступала Финляндия. На востоке раскинулось широкое и очень капризное в плане судоходства Ладожское озеро. Поэтому для того, чтобы окружить кольцом блокады Ленинград, было достаточно захватить и удерживать буквально несколько стратегически важных точек. Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой Накануне блокады Первые дни войны были очень успешными для немецкой армии. Согласно операции Барбаросса, группа армий Север должна была уничтожить все советские войска в Прибалтике, развивая наступление, занять все балтийские морские базы и к концу июля захватить Ленинград. С первой частью плана всё складывалось довольно гладко. Из-за внезапности нападения и географической разрозненности советских дивизий, немецкие войска имели возможность наносить мощные удары по ним часть за частью.

Бомбардировки вражеской артиллерии выкашивали ряды защитников. При этом немалую роль играло значительное преимущество нападающих в личном составе и, имевшееся в их распоряжении, большое количество танков и самолётов. Немецкий солдат в окопе под Ленинградом А пока немецкое руководство строило планы, а ещё опьянённая успехами прошлых кампаний и гладким началом нынешней, немецкая армия браво продвигалась к намеченным целям, советские войска спешно воздвигали оборону и готовили эвакуацию. Ленинградцы к возможности эвакуироваться относились довольно прохладно. Они неохотно покидали дома. А вот к призыву помочь частям Красной армии в обороне, напротив, отнеслись с большим энтузиазмом. И стар, и млад предлагали свою помощь.

Женщины и мужчины охотно соглашались работать на подготовке оборонительных сооружений. После призыва сформировать народное ополчение, военкоматы были буквально завалены тысячами заявлений. В очень короткое время были сформированы 10 дивизий из неподготовленных, но рвущихся в бой жителей. Они были готовы насмерть стоять за свои дома, своих жён и детей. В среде этих новоиспечённых войск были студенты училищ, служащие военно-морских частей и личные составы кораблей. Из них формировали сухопутные бригады и отправляли на фронт. Таким образом, командование ленинградского округа получило пополнение ещё 80 тысячами бойцов.

Сталин приказывает Ленинград ни в коем случае не сдавать и защищать до последнего солдата. Кроме наземных укреплений, организовывалась и противовоздушная оборона. В ней использовали зенитные орудия, самолёты-истребители, прожектора, заградительные аэростаты и радиолокационные станции. Девушки-бойцы несут боевое дежурство на крыше дома Об эффективности ПВО можно судить по первому налёту, осуществлённому уже 23 июня 1941 года — буквально на второй день войны. Ни один вражеский самолёт к городу не прорвался. За первое лето было произведено 17 налётов, в которых принимали участие более полутора тысяч самолётов. К Ленинграду прорвались всего 28 штук.

А 232 самолёта уже никогда никуда не вернулись — они были уничтожены. К 10-му июля 1941 года немецкие танковые части находились в 200 км от Ленинграда. Продвигайся они и дальше в столь бодром темпе, до города армия бы дошла за 10 дней. К этому моменту фронт 11-ой советской армии уже был прорван. Казалось, что ничто не помешает взять Ленинград с ходу. Впрочем, далеко не все немецкие генералы были согласны с этим пунктом плана. Ещё до нападения звучали мысли о том, что осада может значительно упростить поставленную задачу и сберечь жизни немецким солдатам.

Первая волна Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Уже 29 июня — спустя неделю с начала войны — первые эшелоны повезли 15 тысяч детей прочь от города. Всего Ленинград должны были покинуть 390 тысяч детей. К сожалению, согласно планам эвакуации, конечным пунктом для большого числа из них должен был стать юг ленинградской области. Но именно туда направлялись немецкие части. Поэтому, в спешном порядке, 170 тысяч детей вернули обратно в Ленинград. Но вывозили не только детей.

Также проходила и плановая эвакуация взрослого населения города. За лето Ленинград покинули 164 тысячи рабочих, которых эвакуировали вместе с предприятиями. Для первой волны эвакуации было очень характерно крайнее нежелание жителей покидать город. В затяжную войну попросту не верили.

Во-первых - цена. Водород гораздо дороже бензина, в Великую отечественную он был безальтернативным наполнителем для аэростатов и как топливо использовался уже как побочный продукт. Во-вторых - взрывоопасность водорода. Может, у Шелица и взорвался один автомобиль из 500, но наши обычные машины ведь не взрываются вовсе. Однако всё совершенствуется, всё меняется.

Сегодня есть возможность сделать двигатель на водороде вполне безопасным. В-третьих - в ходе сгорания водорода, особенно "грязного" в двигателе внутреннего сгорания выделяются окислы азота, которые при взаимодействии с водой дают душевную азотную кислоту. В энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года предписывается не только производить водород, но и экспортировать его в объеме не менее 2 миллионов тонн в год. Интересно заметить - заложен параметр экспорта, а не внутреннего потребления, но к этому вопросу мы еще вернемся. Мастер приглашает в гости6 июля 2023 Важно понять: водородное топливо - это не какая-то нереальная перспектива далекого будущего. Это то, чем можно заправить вашу машину уже сейчас. Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии 56.

Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВОобеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения.

Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики , работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б.

И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город.

Аэростаты над Петербургом

Мы вспоминаем защитников Родины, павших на полях сражений, мирных жителей, замученных в концентрационных лагерях, угнанных на работы и погибших в германии, население сожженных городов и деревень. Славим подвиг ветеранов, отстоявших нашу Родину и право людей на свободу. В самом начале войны Иосифу Будковскому — в те годы жителю украинского села Чернобыль — было 15 лет. Через два года его призвали в армию. Как известно, во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.

Посты аэростатного заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту.

Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.

Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло прицельное бомбометание по объектам прикрытия. В этом году мы решили организовать красивое шествие в память о днях блокадной жизни: из разных исторических точек города молодежные колонны будут двигаться с макетами аэростатов, затем встретятся на Дворцовой площади, где все аэростаты поднимутся в воздух на максимально допустимую высоту», — цитирует директора Дома молодежи Александру Медведеву «Фонтанка. Сбор участников мероприятия на стартовых точках согласно маршрутам в 15:30.

И мы похоронили его на Серафимовском кладбище. Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку. Он был веселый, добрый, выдумщик. Это была первая потеря, тяжелая потеря. Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус. И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина. Они тихо отдавали свою жизнь. Но работали и держались до конца. Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все. Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан. А бывает и просто лежит. Как заснул. Я помню, что я шла однажды к маме, и на улице умирал мальчик-ремесленник. Смотрю, там несколько человек стоят, одна женщина ему дает кусочек хлеба, видимо с булочной шла. А у него хлеб изо рта вываливается, понимаете. Я говорю: «А почему он хлеб не съел? Зинаида Томасик У моего мужа умер брат, а его сестра попросила меня сообщить об этом брату, то есть, моему мужу. Он служил на корабле, который стоял на Неве. Этот корабль в лед вмерз. И вот я пошла по льду, чтобы сообщить об этом. Брела, вся закутанная, а все равно холод пронизывал. Иду, падаю. Потом ползу. А на корабль меня не пустили. У них были очень строгие правила. Даже погреться не пустили туда. Я говорю: «Мне надо командира корабля. Я его жена». Тогда он спустился, сам подошел ко мне, меня так на корабль и не пустили. Он поместил меня в доме, в котором уже никто не жил. На лестнице. Я уже почти умирала. Но он меня в свой бушлат закутал, принес поесть. И я обратно пошла. И снова: то упаду, то поднимусь, то поползу, то опять пойду. Лариса Большакова Хоронить — это фантастика. В ту пору невозможно было. Зима очень холодная была. До 35, даже до 40 градусов мороза доходила температура зимой. Когда умерли папа и брат, их отвезли в морг. Там собирали трупы. Мама говорит: «Папа очень любил белый цвет, чистый». Ну вот, его зашили в покрывало такое — и на саночках. Еще была женщина, жила в нашем доме, которая маме помогла папу отвезти туда. Сначала всякую плохую мебель жгли, потом и книги. Печки-буржуйки все устанавливали. В комнате они стояли, а трубы на улицу через окна выводили. Но морозы в первую зиму и снегопады были жуткие. Наш Кировский проспект превратился в огромный сугроб. Метра полтора-два в высоту, и две тропинки. По одной люди на работу идут, по другой — с работы. Юрий Александров Было очень холодно. Но бабушка очень строго следила за тем, чтобы в квартире поддерживалась чистота. Это было очень важно. Мы с бабушкой ходили, поскольку я старшая внучка, мне было уже 6—7 лет, и приносили снег. Разгребали грязный снег сверху, оттуда чистенький выгребали, насыпали его в ведро, несли домой. Там топили, грели на буржуечке и мылись. Алиса Фрейндлих, актриса Мама лежала в больнице с дистрофией. Я топила дома печь. И вот я вспоминаю, скольких трудов стоило поднять, принести дрова, чтобы натопить хотя бы комнату. На второй этаж нужно было подняться. Сидела и плакала на лестнице, потому что не было сил поднять эти дрова. Валентина Колкова Автор фото: Василий Федосеев. Немцы буквально высыпали на город зажигательные бомбы. Нам на крышу штук 15 попало. Я, наверное, две бомбы погасил. Их нужно было такими специальными щипцами схватить, бросить в ведро, а затем туда еще две лопаты песка кинуть. Если она секунд 15—20 на крыше полежит, то ой-ой-ой. Загорится все. Одна бомба не сработала. И я подобрал эту бомбу и спрятал под кровать. Решил утром разрядить. Меня с этой бомбой вывели за ручку, бомбу заставили выбросить. И чуть не побили. Дом был весь разрушен. А на наш дом только зажигалки падали. И мы, ребятишки, за ними следили. Как упадет зажигалка, бежим и кричим: «Вот она, зажигалка упала! Тамара Новикова У нас была создана группа самообороны: женщины, мужчины пожилые, неработающие, ну и мальчишки в этом принимали участие. Вот я с дворником, помню, обходил квартиры. Следили за затемнением, проверяли, заклеены ли окна. Тогда заклеивали такими полосами, крест-накрест. Чтобы в случае ударной волны от взрыва стекла не разлетались. В ноябре 1943 года во время одной из воздушных тревог я был на чердаке дома. И видел воздушный таран. Наш летчик протаранил немецкий самолет. Немец упал в Таврический сад, и люди бегали туда на него смотреть. Но я там уже не был. Станислав Иосифович Обстрелы длились целый день, круглосуточно. Бум, бам, бесконечно. И уже настолько были привыкшие, что даже на них не обращали внимания, не прятались. Стреляют, ну и стреляют. Евгения Голубева Обстрелы были страшнее бомбежек. О бомбежках предупреждали, воздушную тревогу объявляли, а об обстрелах узнавали после разрыва первого снаряда. Вот сидим мы в школе, и вдруг — разрывы. Хотя во время самого последнего обстрела один снаряд все же угодил в нее. Но нам и здесь повезло. Наша школа, это была бывшая гимназия, а у нее два купола. Один купол церкви, а рядышком купол колокольни. Так вот, снаряд попал в колокольню. Колокольня встала на его пути. Анатолий Молчанов Однажды в Театре музыкальной комедии мы смотрели спектакль «Нашествие». Зал полный. Вдруг тревога.

«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.

аэростаты заграждения аэростаты блокада Ленинграда прорыв блокады. Аэростаты над Ленинградом. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий