Иностранные акционеры проекта "Арктик СПГ-2" – крупнотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ) — заморозили участие в нём из-за санкций США, что означает отказ от обязанностей по финансированию проекта и выполнению долгосрочных контрактов на СПГ.
Ъ: Иностранные акционеры заморозили участие в проекте "Арктик СПГ-2"
Еще один газовоз — пилотный — заказала группа "Совкомфлот". Суда компании транспортируют нефть и сжиженный газ, обслуживают нефтегазовые шельфы. С 2006 года компания владеет газовозами СПГ, специализируется на перевозках в сложных климатических условиях. Первый и единственный ледокольный газовоз "Совкомфлота" был построен специально для проекта "Ямал СПГ" компании "Новатэк" — судно "Кристоф де Маржери" ввели в эксплуатацию в 2017 году. В перевозках задействованы иностранные суда. Анализ вывоза энергоносителей из "Арктик СПГ" представлен в Резюме нетехнического характера от 2021 года. Документ раскрыт и публичен, с текстом можно ознакомиться здесь. Авторы документа просчитали как вариант географической альтернативы перевозок — трубопроводам, так и нулевой альтернативы — фактического отказа от деятельности. Нулевая альтернатива приведет к тому, что Россия не сможет создать опорные пункты по освоению российского сектора Арктики, а многолетние разработки окажутся невостребованными.
Экспорт не увеличится, добывающую инфраструктуру придется или законсервировать, или демонтировать. Таким образом под угрозой находится реализация государственной стратегии по развитию Арктической зоны. Контракт был заключен в 2020 году, но после известных событий февраля 2022 года иностранцы разорвали договор. Тем не менее верфь под новым названием Hanwha Ocean продолжила строительство, но дальнейшая попытка выкупить судна, по данным СМИ, кипрскими компаниями также привела к блокировке американскими санкциями. В конце марта журналисты Bloomberg заявили о трудностях Hanwha Ocean с продажей этих газовозов. В феврале представители компании заявили о невозможности зафрахтовать их для проекта "Арктик СПГ — 2" из-за санкций и о поисках вариантов продажи. По данным из открытых источников, первый из этой партии танкер "Николай Басов" будет построен приблизительно к июлю 2024 года. В 2019 году опять же на Восточном экономическом форуме SHI заключила соглашение с российской "Звездой" об учреждении совместного предприятия по управлению проектами строительства флота.
Иностранцы предоставили россиянам техническую документацию судов и помогли запустить строительство газовозов в России. Первое судно под строительным номером 041 — "Алексей Косыгин" — достроили на "Звезде" и спустили на воду в мае 2022 года всего пять.
В итоге Европе придется все равно платить больше, чтобы оттянуть на себя СПГ с премиальных азиатских рынков с растущей экономикой, где гарантировано покупают больше газа и по более высоким ценам. В ACER пришли к выводу, что ЕС пока сложно найти баланс между энергетической безопасностью и желанием нанести удар по доходам Москвы, отказавшись от российского газа. Какими будут санкции По мнению Игоря Юшкова многое зависит от формулировки санкций. Если, например, в Европу вообще нельзя будет поставлять СПГ из России даже для перегрузки, то это серьезно нарушит баланс на рынке.
Сейчас российский СПГ в арктических газовозах приходит в порты ЕС, там он не регазифицируется не доводится до газообразного состояния , а перегружается на танкеры неледового класса, которых в мире много. Дальше российский СПГ уходит в Азию и на другие рынки. В результате, путь доставки российского СПГ будет больше и по итогам года объем доставки может снизиться. Заместить российский газ в мировом энергобалансе невозможно — нет таких действующих СПГ-заводов, не хватит мощности даже строящихся. И вот в этом заключается, наверное, вопрос — может быть европейцы и не введут запрет российского СПГ. Может быть, кто-то и заблокирует из европейских стран.
Та же самая Венгрия, например, которая раньше, бывало, блокировала пакет антироссийских санкций», — считает Юшков. Это абсолютно на Россию и на доходы бюджета никак не повлияет. Вот поэтому выглядит это довольно странно», — добавил он. В то же время, по его мнению, полный отказ от российского газа остается для ЕС вопросом времени. Базовый план предполагает отказ не позже 2027 года.
Есть теперь все основания полагать, что и "Арктик СПГ - 2" тоже будет реализован в срок и с нужным качеством», - заявил Путин. Проект планируется запустить в конце 2023 года - начале 2024 года. Ранее сообщалось о приезде российского лидера в Мурманск.
Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Запуск первой и второй линии планируется в 2024 году, а третьей — в 2026 году.
Добыча газа на заводе НОВАТЭК в ЯНАО втрое упала с начала года
По прибытии в европейские порты газ перегружается со специализированных ледовых судов на обычные танкеры для его дальнейшей транспортировки в другие государства. У порта Брюге, ключевого перевалочного пункта СПГ, заключён долгосрочный контракт с Новатэком на хранение и перевалку грузов до 2035 года. В 2024 году прогнозируется увеличение поставок СПГ в Европу и Азию, несмотря на сопротивление отдельных стран. Статистика говорит сама за себя — санкционное давление практически никак не повлияло на сектор добычи и поставок сжиженного природного газа. Более того, прогнозируется рост экспорта СПГ в том числе в Европу, несмотря на сопротивление отдельных стран.
Posted 19 октября 2023,, 10:53 Published 19 октября 2023,, 10:53 Modified 19 октября 2023,, 10:53 Updated 19 октября 2023,, 10:53 Первый газ с «Арктик СПГ 2» пойдет в начале следующего года 19 октября 2023, 10:53 Запуск платформы сжиженного газа в рамках завода «Арктик СПГ 2» намечен на конец текущего года, сообщил вице-премьер России Александр Новак на форуме в Пекине. Сложности в глобальной политике не затормозят реализацию «Арктик СПГ 2» — на расчетную мощность платформа выйдет в первые три месяца следующего года.
Полностью обеспечена и первая, и вторая линии необходимыми мощностями. На сегодняшний день мы сохраняем сроки ввода", - приводит слова Михельсона издание "Прайм". Вывод платформы первого основания гравитационного типа ОГТ будет в августе этого года.
Проект реализуется компанией в поселке Белокаменка Мурманской области. Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
"Новатэк" завершил строительство второй технологической линии "Арктик СПГ 2" на более 80%
Планы по строительству "Арктик СПГ 2" осложнились в прошлом году, когда компания была включена в санкции Запада в связи с конфликтом России на Украине, что заставило иностранных акционеров заморозить участие, а "Новатэк" объявить форс-мажор. Первая линия завода «Арктик СПГ 2», которую отправят на Гыдан в августе 2023 года. Технологическая линия сжижения природного газа для проекта "Арктик СПГ 2" транспортируется по Севморпути из поселка Белокаменка Мурманской области к Гыданскому полуострову.
Как Россия реализует проекты СПГ без оглядки на санкции
То, что «Новатэк» пообещал до конца года, все в порядке», — сказал Марцинкевич. И хотя западные СМИ уверяют, что они объявили форс-мажор по своему участию в проекте, Марцинкевич уверен, что этого не произойдет. Поэтому из России уйти нельзя», — сказал Марцинкевич. Что касается китайских компаний, то они, как пишет «Блумберг», собираются просить минфин США об освобождении от санкций, но Марцинкевич в этом сомневается.
Попадание оператора проекта под блокирующие санкции США повышает вероятность исхода из проекта иностранных инвесторов, но ушедших зарубежных партнёров сменят другие — из Индии или Китая, отмечали эксперты. После установки первой технологической линии "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове в середине августа сообщалось, что иностранные участники проекта не намереваются откладывать или прекращать финансирование. Всего проект предусматривает строительство трёх линий СПГ, первая линия начала производство на прошлой неделе.
Коммерческие отгрузки были запланированы на начало 2024 года, а выход на полную мощность 19,6 млн тонн — к 2026 году.
Ранее сообщалось, что ввод в эксплуатацию первой линии планировался в 2023 году, второй — в 2024 году, третьей — в 2026 году. Планируем ежегодный объем перевозок в восточном направлении после запуска всех трех очередей — порядка 20 млн тонн. Начало СПГ-перевозок по восточному маршруту на круглогодичной основе окончательно превратит Северной морской путь в международный транспортный коридор», — цитирует ТАСС Амбросова.
Однако об официальном запуске проекта не сообщалось. Новак говорил, что первая партия СПГ будет отправлена с завода в феврале, Глава "Новатэка" Леонид Михельсон - что в первом квартале 2024 года.
Проект предусматривает строительство трех производственных очередей по выпуску сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.
«Арктик СПГ 2» — важнейший проект по производству сжиженного газа в РФ
сообщил глава «Новатэка». Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. Добавление "Арктик СПГ-2" в очередной список санкций вызвало немало вопросов — почему о нем вспомнили только сейчас, зачем это США и, главное — что будет с | 15.11.2023, ПРАЙМ. К примеру, после введения американских санкций в отношении «Арктик СПГ-2» в ноябре 2023 года Япония заявила, что не будет жертвовать безопасностью энергоснабжения страны и намерена соблюдать санкции лишь частично.
"Новатэк" завершил строительство второй технологической линии "Арктик СПГ 2" на более 80%
В MOL сказали для TradeWinds, что газовозы не находятся под санкциями, но их достройка столкнулась с задержкой в достройке. Но и с продажей у судовладельца возникают сложности. Глава компании Леонид Михельсон говорил о пяти танкерах в 2024 году. Также у компании есть флот газовозов ледового класса, который обслуживает «Ямал СПГ». Однако только один танкер принадлежит российскому «Совкомфлоту», «Кристоф де Маржери», и тот занят на доставке грузов в Европу. В ведомстве заявили, что наносят удар по будущему энергоэкспорта России.
Мнения экспертов: Специалист по проектам освоения арктических нефтегазовых месторождений Б. Селигман: с точки зрения строительства санкции не сработали, Россия смогла завершить 1ю производственную линию с незначительными изменениями, и у них есть решение для 2й. Независимый аналитик, ранее работавший в области исследований СПГ в крупной российской энергетической компании речь о Газпроме - прим. Кислов: Арктик СПГ-2 - это лакмусовая бумажка, и дальнейшие инвестиционные решения по другим российским СПГ-проектам будут зависеть от успеха его запуска. Туил: ключевой помощью Китая стала поставка турбин, от продажи которых отказалась американская компания. Хамперт: Западные компании были вынуждены выйти из проекта, но вмешались китайские компании, это показывает влияние и то, сколько технологий замены может предоставить Китай. Белокаменка Мурманской области, где осуществляется его монтаж на основания гравитационного типа ОГТ. Специализированные грузовые суда Audax и Pugnax в сопровождении ледоколов Арктика и 50 лет Победы, несмотря на сложную ледовую обстановку, прошли восточную часть СМП и 19 февраля 2024 г.
По планам компании, после запуска третьей линии «Арктик СПГ — 2» в восточном секторе доставку грузов на экспорт будут осуществлять 15 газовозов. Общий объем экспортных грузов составит 43 млн тонн в год. Ранее сообщалось, что ввод в эксплуатацию первой линии планировался в 2023 году, второй — в 2024 году, третьей — в 2026 году.
Увеличение общего объёма точно будет, но небольшое. Я дал сильно пессимистический прогноз — 1 млн тонн, по оценкам экспертов, рост составит 2 млн тонн. На это можно рассчитывать по итогам 2024 года. В дальнейшем всё будет зависеть от решения вопроса с газовозами ледового класса. Давайте возьмём проект за пределами РФ. Один из крупнейших заводов в США. Там произошёл взрыв в июне 2022 года. Завод смог полноценно заработать только в марте 2023 года. Потом ещё какие-то проблемы возникли. И что? Остановили, потом вновь запустили. Всё работает. Бывают задержки, аварии, иного рода неприятности. По мнению эксперта, «владельцы выкрутятся», хотя и потеряют деньги. Для бюджета упущенные поступления не так велики, поскольку правительство предоставило «Арктик-2» значительные налоговые вычеты и послабления. Мировой рынок, который ждал 6 миллионов тонн СПГ, недополучит поставки и купит газ у других поставщиков. На 2025-26 годы намечается пик поставок сжиженного газа в мире, поэтому выпадение отразится на ценах только в краткосрочной перспективе. В целом, Россия не сможет увеличить свои поставки — других проектов, кроме «Ямал СПГ» и «Сахалин», у нас нет, а значит, и брать дополнительные объемы сжиженного газа, который не попал под санкции, неоткуда. В 2023 году роста поставок СПГ, по сравнению с 2022 годом, не было.
Первый СПГ на проекте "Арктик СПГ 2" был получен в декабре 2023 г - "Новатэк"
Путин дал старт отправке первой линии «Арктик СПГ – 2» по Севморпути к месту эксплуатации на Гыданский полуостров. «Арктик СПГ-2» — второй крупный проект НОВАТЭКа по экспорту СПГ. У проекта “Арктик СПГ-2” есть все шансы занять достойное место в новой мировой энергетической конфигурации, но для этого необходимо понимание цены вопроса на всех уровнях государственного и корпоративного управления. 2" запущена, он создает базу для роста грузопотока по Северному морскому пути (СМП). Делягин: Ликвидировать проект «Арктик СПГ-2» США вряд ли смогут, потому что в нем заинтересованы очень многие участники мировых рынков, в частности, Китай.
США хотят отнять у России Север: Вашингтон намерен уничтожить проект «Арктик СПГ-2»
Форс-мажор, объявленный на этой неделе иностранцами, участвовавшими в запуске проекта «Арктик СПГ-2», только подчеркнул, что впереди у российского сжиженного. Минфин США включил ООО "Арктик СПГ 2" в санкционный список в ноябре 2023 года, ранее в этот список были включены некоторые подрядчики проекта, а также ООО "Арктическая перевалка", которое управляет терминалами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке. Первая линия завода «Арктик СПГ 2», которую отправят на Гыдан в августе 2023 года.
Проект века: как «Арктик СПГ 2» изменит газовую отрасль
Санкции США продолжают усложнять запуск российского конкурента. Три судна «Петр Капица», «Лев Ландау» и «Жорес Алферов» строились по контракту с «Совкомфлотом», но в 2022 году верфь расторгла соглашения под предлогом затягивания платежей. Однако достроила газовозы. Последний из троицы, «Жорес Алферов», проходит на этой неделе судовые испытания. Однако танкерам пока путь на «Арктик СПГ — 2» оказался заказан. Данные Equasis говорят о том, что в ближайшее время собственник танкеров снова поменяется.
Он напомнил, что первый проект по строительству линий СПГ был успешно реализован.
В связи с этим выразил уверенность в том, что «Арктик СПГ — 2» тоже будет запущен в срок и с нужным качеством. Центр осуществляет строительство линий сжижения газа для проекта «Арктик СПГ — 2». По словам губернатора региона, «плавучий завод СПГ» не имеет аналогов в мире, так как полный цикл сжижения природного газа происходит прямо на платформе, а в резервуаре для хранения СПГ свободно поместятся три самолета Boeing-737. Чибис добавил , что масса «плавучего завода» превышает 640 000 т, что почти равно по весу 400 000 легковым автомобилям.
Планируем ежегодный объем перевозок в восточном направлении после запуска всех трех очередей — порядка 20 млн тонн. Начало СПГ-перевозок по восточному маршруту на круглогодичной основе окончательно превратит Северной морской путь в международный транспортный коридор», — цитирует ТАСС Амбросова. По его словам, круглогодичная навигация на всем протяжении Северного морского пути должна будет начаться в начале 2024 года.
В консалтинговой фирме Energy Aspects изданию заявили, что действия Вашингтона приведут к сужению энергетического рынка. По словам газового эксперта Колумбийского университета Анн-Софи Корбо, если проект не начнет экспорт в 2024 году, как планировалось, это приведет к сохранению напряженности на рынках «в течение длительного времени». В то же время эксперт по СПГ компании Rystad Energy Каушал Рамеша не исключил, что западные инвесторы могут запросить у США разрешение на временное исключение из новых санкций, как это ранее сделала Япония для импорта российской нефти в рамках проекта «Сахалин-2». Он предусматривает строительство трех линий по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.
Арктик СПГ 2: Как строят завод по добыче газа в Мурманске
Важный этап в создании первого в мире плавучего завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2». Запуск в работу второй линии «Арктик СПГ – 2» планируется летом 2024 года. Запуск Арктик СПГ-2 внесет значительный вклад в достижение целевого показателя России по производству 80-140 млн т/год СПГ к 2035 г. Проект также иллюстрирует растущую роль Китая как основного поставщика оборудования для России и крупнейшего покупателя СПГ. сообщил глава «Новатэка».