Новости восстание старообрядцев причины

1716 год: причины: для старообрядцев установили подати в двойном размере участники: старообрядцы результат: высступления продолжались ещё. Следующим ударом по старообрядцам стало восстание Кондратия Булавина. В мае текущего года подоспела ещё одна суровая дата: 350 лет исполнилось Великому расколу, когда преобразования патриарха НИКОНА поделили страну на старообрядцев и сторонников веры «по новому чину». Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями. В данной статье вы рассмотрите предысторию, причины, ход и итоги Соловецкого восстания.

Выступление старообрядцев

Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. Причины восстания старообрядцев Восстание старообрядцев, которое произошло в России в XVII веке, было вызвано несколькими причинами: Требование сохранения древнерусских церковных обрядов. Главная» Новости» Выступление старообрядцев годы.

Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами?

Почему начались и как происходили массовые самосожжения старообрядцев в России. Главная» Новости» Ход восстания выступления старообрядцев. Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев.

Восстание старообрядцев 1681 года

Такими кардинальными изменениями духовенство было крайне недовольно. Тех священнослужителей, которые так и не смирились с реформами патриарха и продолжали делать всё на старый манер, прозвали старообрядцами. Однако недовольство в рядах духовенства не сразу переросли в восстание. Всё началось лишь с челобитных к царю в начале второй половины XVII века. Священнослужители просили об отмене реформ Никона и лишении его занимаемой должности. Дальше события развивались в следующем порядке: 1657 год: реформы Никона обязывали переписать и переиздать все церковные книги в соответствии с новыми правилами, что и было сделано в скором времени. Новые образцы были доставлены в Соловецкий монастырь, но там их опечатали в казённой палате. Монахи отказались пользоваться новыми книгами, и проводили обряды по старым; 1666—1667: из Соловецкого монастыря на имя царя было отправлено 5 челобитных с просьбами сохранить старые книги и обряды. Священнослужители подчёркивали то, что остаются верны правителю и всему государству, но считают неправильными изменения в религии; Начало 1667 года: Большой Московский собор предал анафеме то есть отлучению от Церкви старообрядцев; 23 июля 1667 года: царь решает назначить руководителем Соловецкого монастыря отца Иосифа, который был приближен к царю и Никону и разделял с ними новые реформы.

Однако монахи Соловков восприняли это в штыки, и выслали обратно несостоявшегося руководителя, а на его место избрали старообрядца Никанора. Высылка Иосифа стала серьёзной причиной для начала осады монастыря, ведь царь не терпел, когда его приказов ослушивались и шли против его воли. Устройство монастыря Почему же Соловецкий монастырь смог сдерживать царскую армию на протяжении 8 лет? Всё дело том, что он располагается на острове, который расположен близ границы России и Швеции. Если бы во время войны с последней в 1656-1658 Московское царство допустило бы проникновение шведов, то этот пункт должен был бы занять оборонительную позицию. По этой причине Соловецкий монастырь сделали военным укреплением — форпостом. Его не только серьёзно защитили, но и обеспечили запасами воды и продовольствия на долгое время. На момент восстания в монастыре проживало 425 человек.

Ход восстания 3 мая 1668 царским указом в Соловецкий монастырь было направлено войско стрельцов под командованием Игнатия Волохова, дабы усмирить и подчинить монахов. Всего это армия насчитывала 112 человек. Больше чем через месяц, а именно 22 июня 1668 года, стрельцы подошли к Соловкам. Однако священнослужители не намеревались их впускать в свои владения и закрыли ворота. Предводитель прекрасно понимал, что не сможет взять столько хорошо укреплённую крепость такой маленькой армией. По этой причине Волохов принял решение начать осаду крепости, чтобы изнурённые голодом и жаждой монахи сами сдались. Однако запасов в крепости было настолько много, что оборонявшиеся могли спокойно жить ещё несколько месяцев. К тому же им активно помогали местные жители.

Однако и это не помогло в достижении цели, и в 1673 году царь решил начать штурм монастыря. Для этого им было предпринято несколько действий: Назначение нового управляющего царской армией: на место воеводы Иевлева пришёл Иван Мещеринов; Воинам разрешили использовать различные военные техники и приёмы, которые применялись только по отношению к иностранным войскам; Царём было гарантировано помилование всем, кто решит сдаться добровольно. К маю 1675 года вокруг крепости было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Недавние события показали предводителю царской армии, что ему не удастся захватить хорошо укреплённый Соловецкий монастырь, поэтому надо искать другую тактику. В подавлении бунта решающую роль сыграли перебежчики. Одним из них стал Феоктист, которого изгнали за то, что он намеревался продолжить молиться за государя. Монах рассказал об одном из слабых мест крепости — Белой башне. В ней находилось окно сушилки, заложенное кирпичами.

Их можно было легко разбить и попасть внутрь. В итоге войско так и поступило.

Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились.

Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии. Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками.

В своей борьбе он не раз обращался за помощью к властям. Согласно царскому указу от 1685 г.

Для нас вера — принцип жизни. При этом мы интегрированы в современное общество — среди нас есть руководители предприятий, директора школ, главврачи больниц, ученые, преподаватели, рабочие, дизайнеры, люди других профессий", — отмечает священник. Отец Иоанн удивляется: "Все почему-то вспоминают, что старообрядцы никогда не дадут "чужаку" своей кружки напиться. Были такие общины и даже до сих пор есть такие люди, которые соблюдают подобные обычаи. Старообрядчество очень разное. Но есть корень, который нас всех объединяет, — очень серьезное отношение к нашей вере", — говорит отец Иоанн.

Что касается предпринимательства, то есть исследования, говорит отец Иоанн, на основании которых можно утверждать, что у старообрядцев была определенная трудовая и деловая этика, некий особый деловой подход, что позволяло им достигать успеха в предпринимательстве. Скорее всего, это объясняется постоянной стесненностью, угрозой, необходимостью переходить с одного места на другое. Слова настоятеля подтверждает и один из членов общины Виктор Щигорев. Они постоянно работали над какими-то проектами, реализовали затеи в самых разных сферах, у них не было ни секунды свободного времени. Умение зарабатывать деньги у старообрядцев считается талантом от бога. Ты его можешь либо закопать, потратив на себя, либо преумножить, помогая другим. Не деньги зло, а сребролюбие". Недавно в общине произошла утрата — не стало старосты Николая Короткова.

Человек ничего не забывал, всегда везде был на полчаса раньше, имел огромную внутреннюю дисциплину", — говорит Щигорев. Не убий Сам Виктор начал работать в 15 лет — подсобником на стройке. Сейчас он водитель погрузчика в торговой компании. Еще он шьет, причем так, что его казачьи папахи считаются одними из лучших. Потом занялся боксом, и как бабка отшептала. В 20 лет бросил курить, сейчас мне в страшных снах снится, что я курю. Тело — это храм души, и оно дано не для того, чтобы из него помойку делать", — говорит Щигорев. Кстати, среди старообрядцев курение, мягко говоря, не приветствуется — крильщиков не допускают к святыням и причастию.

В 21 год Виктор женился. Сегодня у супругов Щигоревых трое детей — от 9 до 13 лет. Старообрядческая семья, считает Виктор, должна быть многодетной. Для них это желанная радость, — говорит Щигорев. Человек превращался в биоробота — на пятиметровой кухне попил чайку и побежал на завод. Людей было много, в идеале в семье должен был быть один ребенок, чтобы этот рабочий не отвлекался на воспитание детей. А старообрядческая молодежь стремится рожать детей и не боится этой ответственности". Щигорев считает, что его единоверцев объединяет какая-то особенно искренняя богобоязненность.

Именно она заставила его оставить не только курение, но и бокс. Это связано с соблюдением одной из заповедей. Все ее знают — не убий.

Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы. Данная страница российской истории мало изучена, поскольку источников практически нет, но при этом есть достаточно сведений, чтобы составить объективную картину происходящего в те дни. Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Соловейкое восстание сидение 1668-1676 Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания.

Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.

Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию.

Восстание старообрядцев 1681 года

Он привёл к народным волнениям, наиболее ярко выразившимся в жестоко подавленных Соловецком восстании 1668-1676 годов и Хованщине, Стрелецком бунте 1682 года. Восстание старообрядцев 1681 года восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.

11 вопросов о старообрядцах

После установления в Китае коммунистического режима во главе с Мао Цзедуном в 1950-е годы большинство выживших старообрядцев переселились оттуда в Южную и Северную Америку. Фото: diletant. Если бы не жестокая и несправедливая по отношению к крестьянству в целом сплошная коллективизация, староверы не стали бы так сильно протестовать против советских школ. За два месяца до Улунгинского восстания в Приморье на территории соседней китайской Маньчжурии японские оккупанты провозгласили марионеточное государство Маньчжоу-Го , которое некоторое время официально признавалось в том числе и Советским Союзом. Имелись ли у восставших староверов какие-либо контакты с японцами и русскими эмигрантами в Маньчжурии или это были позднейшие выдумки следователей ОГПУ? Такие контакты действительно ставились в вину староверам, однако подтверждающих это данных в уголовном деле о старообрядческом восстании в Приморье не обнаружено. Староверы жили изолированно и сами на такое вряд ли пошли бы.

Хотя, наверное, русские эмигрантские организации и японцы были заинтересованы в подобных контактах, тем более что восстание случилось вскоре после Мукденского инцидента и последующей за ним японской оккупации Маньчжурии.

В 1666—1667 годах соловляне Геронтий Рязанов написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафематствовал древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь, и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря [1] , позже настоятелем был избран архимандрит Никанор.

Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. События[ править править код ] История Соловецкого восстания. Архимандрит Сергий оговаривает их перед царём. Царь посылает в Соловки Игнатия Волохова.

Повесть о Соловецком восстании 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет [2]. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации.

В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек.

Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог.

Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года, Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились. Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление.

В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери, В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место — заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула. Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску. Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее. Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам.

Последствия выступлений старообрядцев Старообрядцы не были однородной политической или религиозной силой, между ними постоянно возникали противоречия, и на помощь Соловецкому монастырю никто бы не смог прийти.

Что послужило причиной гонений, а потом и гибели Аввакума? Если не лезть в бездны религиозных и хитрых богословских догматов, то всё довольно просто. Помните, как говорил Портос в «Трёх мушкетёрах»: «Почему я должен убивать этих еретиков-гугенотов, всё прегрешение которых состоит только в том, что они поют по-французски псалмы, которые мы поём по-латыни?

И так далее. И все эти, с точки зрения современного человека, непринципиальные мелочи привели к большой крови и большому гневу. Патриарх Никон, человек властный, непреклонный, грубоватый, лелеял мысль об унификации церковного обряда по греческому образцу. Впрочем, глагол «лелеять» к Никону подходит мало — тут скорее уместно слово «утверждать» и «насаждать», причём огнём и мечом.

А тому, по мысли предстоятеля Русской церкви, было самое время: уже два века как пал Константинополь, «переделанный» в Стамбул; внешнеполитическое влияние Московского государства, несмотря на ряд системных внутренних проблем, увеличивалось, и нужно было утверждаться в громком статусе «третьего Рима», правопреемника и прямого наследника Константинополя. Главного центра веры… Конкурента католическому Риму. Три шестёрки, «лесные старцы» и Шушеры 1666-й ожидался в стране как год заведомо пугающий: по России, как мурашки, бегали тревожные слухи, крепли толки-перетолки о «порче», которую патриарх Никон навёл на церковь. И конечно, ждали очередного конца света: несмотря на то, что государство жило по календарю «от сотворения мира», а не «от Рождества Христова», о наступлении года со страшными «666» из Апокалипсиса знали и помнили.

И конечно, неоднозначные реформы Никона, шедшие уже десять лет, создали питательную среду для разного рода прорицателей, «вещих людей» и прочих — в обстановке страхов и сомнений они множились, как уже упомянутые выше тараканы. Так, у нас в Заволжье появились некие «лесные старцы», предрекавшие близкий конец света для грешников и спасение для «чистых».

«Республика староверов» – старообрядцы подняли бунт против советской власти

Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру.

В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь.

Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость. Воевода Мещеринов увесил трупами иноков все деревья вокруг монастыря. Однако ему не удалось выйти из этой истории победителем: вскоре после победы воеводу обвинили в краже монастырской казны и заточили в тюрьму Соловецкого монастыря. После 1676 года монастырь заселили новыми иноками.

Те, кто смог выжить в ходе осады и взятия, бежали. Алексей Михайлович так и не узнал о том, что с Соловецким сидением покончено: новость об этом дошла до Москвы через несколько дней после его смерти.

С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся. При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом.

Соответственно, он был укомплектован не простыми монахами — все они умели сражаться. Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек. С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся.

При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет.

А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно.

Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды. Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения. Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией. Чернец знал о слабом месте в обороне монастыря, которое находилось у Белой башни. Феоктист подробно рассказал, когда происходит смена караула.

Именно в это время на постах было минимальное количество защитников. Такой полезной информацией просто не мог не воспользоваться командующий царскими отрядами стрельцов. Войска начали готовиться к решающему штурму. Воспользовавшись погодными условиями и ночным временем, Мещеринов отправил отряд стрельцов в 50 человек к заложенному кирпичом окну, о котором доложил Феоктист. Это произошло 1 февраля 1676 года. Отрядом командовал Степан Келин. Стрельцы выполнили поставленную задачу и проникли внутрь монастыря. После этого они взяли под контроль ворота и открыли их войскам.

Защитников застали врасплох и они не смогли оказать действенного сопротивления. Соловецкий монастырь был занят стрелецким войском. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Защитников не стали отвозить в столицу, а провели расследование прямо в занятом монастыре. Разбирательство, судя по всему, заняло немного времени. Были приговорены к казни главные зачинщики: Никанор; Сашко. Всего казненных было 26 человек.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Улунгинское восстание имело много общего с «белоповстанческими» крестьянскими бунтами 1920-х годов. Прокомментируйте! Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Главная» Новости» Выступление старообрядцев итог. Восстание старообрядцев причины ход итоги таблица.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий