Эти события положили начало Русско-японской войне, продлившейся до 23 августа (6 сентября) 1905 года. В Цусимском сражении, завершившем русско-японскую войну, в полной мере вскрылась гнилость самодержавия и гибельность его политики. попытке англосаксов ограбить российский золотой запас. Русско-японская война 1904–1905, война между Россией и Японией за господство над важными в стратегическом и экономическом отношениях районами.
Причины войны
- Причины русско-японской войны
- Начало боевых действий
- Русскояпонская война 1904–1905 годов. Литературный журнал Москва.
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Содержание
- Русско-японская война: результаты и последствия
Русско-японская война 1904-1905 г
С этой точки, установив артиллерию, они начал обстрел Порт-Артура. Были разгромлены остатки Тихоокеанской эскадры: на рейд вышел лишь «Севастополь», во главе которого стоял Эссен. Однако этот броненосец после получения повреждений был затоплен своим экипажем. По прибытию в Россию, он был отдан под трибунал и приговорен к смертной казни, замененной 10 годами тюрьмы. После сдачи Порт-Артура 25 тыс. Вообще защитники Порт-Артура «оттянули» на себя 200 тыс. Взятием Порт-Артура Япония решила все задачи, которые ставила перед собой. Россия же теряла возможность выхода в Желтое море и утрачивала влияние в регионе Маньчжурии. Отдельные вырвавшиеся суда были задержаны в нейтральных портах, а крейсер «Новик» был затоплен в бою у Камчатки. В итоге, японцы осаждали Порт-Артур с мая 1904 по 2 января 1905 гг.
После атаки японских миноносцев ослабленная Тихоокеанская эскадра ограничилась оборонительными действиями. Прибывший в Порт-Артур вице-адмирал С. Макаров начал готовить эскадру к активным действиям, но 31 марта 13 апреля погиб на эскадренном броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах. Принявший командование морскими силами контр-адмирал В. Витгефт отказался от борьбы за господство на море, сосредоточившись на обороне Порт-Артура и поддержке сухопутных войск. В ходе боевых действий под Порт-Артуром значительные потери понесли и японцы: 2 15 мая на минах погибли эскадренные броненосцы «Хацусэ» и «Ясима». В его ходе японцы 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я армии, 270 тыс. Несмотря на то, что замысел японского командования оказался сорванным, русская сторона потерпела тяжелое поражение. Маньчжурские армии отошли на Сыпингайские позиции 160 км севернее Мукдена , где оставались до заключения мира.
После Мукденского сражения А. Куропаткин был смещен с поста главнокомандующего и заменен генералом от инфантерии Н. К концу войны численность русских войск на Дальнем Востоке достигла 942 тыс. В июле 1905 г. Последним крупным событием русско-японской войны стало Цусимское морское сражение 14—15 27—28 мая 1905 г. Рожественского, отправленные из Балтийского моря на помощь порт-артурской эскадре. Летом 1905 г. Рузвельта начались переговоры между Российской империей и Японией.
Редактор — издатель полковник Дубенский. Товарищество Р. Голике и А.
Япония была истощена войной, в стране нарастали антивоенные настроения. Россия была охвачена революцией, правительство Николая II стремилось заключить мир. Мирные переговоры состоялись 9 августа - 5 сентября 1905 г. По их итогам был заключен Портсмутский мирный договор, по которому Россия признала Корею сферой японского влияния и передала Японии Порт-Артур, южную ветку Китайской Восточной железной дороги, а также южную часть Сахалина.
Статьи, связанные с этой статьёй
- 75 лет назад началась двухнедельная война между СССР и Японией - Российская газета
- В Японии в начале войны 1904-1905 годов обвиняют… Россию
- Британо-японский пакт о сотрудничестве
- Причины русско-японской войны 1904-1905 гг.
- 1904. Русско-японская война 1904-1905 годов. - Мое Семейное Древо
Победа, от которой мы отказались
Одна из проблемных тем советско-японской войны 1945 года – это формальное нарушение пакта о нейтралитете при вступлении СССР в войну с Японией 9 августа 1945 года. И как неожиданный проигрыш в русско-японской войне в итоге привел к катастрофе 1917 года в России? Русско-японская война, которая началась 27 января 1904 года, первоначально не воспринималась серьезно. Русско-японская война 1904–1905 годов – одна из важнейших страниц в истории Российской империи. Последние вести о Сахалине – стр. 1486 Секретный приказ генерала Оку по 2-й японской армии – стр. 1505 Современное военное положение на Дальнем Востоке.
1904. Русско-японская война 1904-1905 годов.
1904. Русско-японская война 1904-1905 годов. | Русско-японская война 1904–1905 годов является одной из самых оклеветанных страниц русской истории ХХ века. |
Русско-японская война 1904-1905 гг кратко | Русско-японская война 1904-1905 гг. поставила в крайне затруднительно положение обе воюющих страны. |
В Японии в начале войны 1904-1905 годов обвиняют… Россию | Основные события русско-японской войны 1904-1905 гг, ход военных действий. |
Русско-японская война 1904-1905 г
Можно выделить две основные предпосылки Русско-японской войны 1904-1905 гг. война между российской и японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. Русско-японская война началась с вероломного, без объявления войны, нападения японского флота на русские корабли 9 февраля (27 января по "старому стилю") 1904 года.
Русско-японская война 1904-1905
В начале августа японцы высадились на Ляодунском полуострове и осадили крепость Порт-Артур. Осада Порт-Артура длилась с мая 1904 г. Основная цель Японии была достигнута. Сражения в Северной Маньчжурии носили вспомогательный характер, так как японцы не имели сил и средств для оккупации ее и всего русского Дальнего Востока. Первое крупное сражение на суше под Ляояном 24 августа - 3 сентября 1904 г. Встречное сражение 5-17 октября на реке Шахэ и попытка русских войск наступать 24 января 1905 г. После крупнейшего Мукденского сражения 19 февраля - 10 марта 1905 г. Здесь они встретили окончание войны. Сформированная после гибели русского флота в Порт-Артуре 2 Тихоокеанская совершила полугодовой переход на Дальний Восток. Однако в многочасовом сражении у о. Цусима 27 мая 1905 г.
Военные потери России, по официальным данным, составили 31630 убитыми, 5514 умерли от ран и 1643 погибло в плену.
Раздельном; операционный кабинет в Самарском лазарете в Никольске; буфетная для распределения пищи и хранения посуды в Самарском лазарете в г. Никольске; изследование раненого при помощи х-лучей Рентгена в Виленском госпитале в гор. Никольске; палатка для больных Нижегородского отряда в Хабаровске; лазарет Нижегородского отдела Красного Креста в Хабаровске; визитация врачей у ген.
Васильева в Нижегородском лазарете Красного Креста в Хабаровске; палата московского лазарета в Евгеньевке, приморской области — стр. Виды местностей и городов. Гостинница Вентворт, подле Портсмута — стр. Юшитай — стр.
Картины общего содержания.
Японский флот в составе более 120 судов 4 эскадренных броненосца, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, а также суда береговой обороны начал развертывание, чтобы навязать бой русской эскадре. К двум часам дня был открыт огонь. Используя превосходство в скорости 16-18 узлов против 12-13 у русских кораблей , японский флот держался впереди, пересекая курс русской эскадры и стремясь охватить ее головную часть. Японская артиллерия имела большую скорострельность 360 выстрелов в мин. В течение дня русские корабли продолжали идти без руководства, дважды меняя курс, пытаясь оторваться от противника.
В январе 1902 Япония и Великобритания подписали союзный договор, направленный против России. В этой ситуации Россия была вынуждена в марте 1902 заключить с Китаем соглашение, взяв обязательство вывести свои войска из Маньчжурии в восемнадцатимесячный срок, но всячески затягивала его исполнение, что привело к резкому обострению ее отношений с Японией. В марте 1903 Россия потребовала от Китая предоставить гарантии того, что он не сдаст в аренду другой державе какую-либо часть маньчжурской территории без ее согласия; китайское правительство при поддержке Японии и Великобритании ответило отказом. В июле 1903 Япония предложила России план раздела сфер влияния в Северном Китае, однако последовавшие переговоры не увенчалась успехом.
В предстоящей войне японское командование считало своей главной задачей уничтожение российского Тихоокеанского флота, захват Порт-Артура и разгром русской армии в Маньчжурии Маньчжурской армии генерала А. В ночь с 26 на 27 января с 8 на 9 февраля 1904, не дожидаясь объявления войны, японские миноносцы внезапно атаковали Тихоокеанский флот на рейде Порт-Артура и вывели из строя лучшие российские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». В тот же день Россия объявила войну Японии. Энциклопедия «Кругосвет». С самого начала войны русская Тихоокеанская эскадра понесла серьезные потери. Напав на корабли в Порт-Артуре, японцы атаковали находившиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец". После неравного боя с 6 крейсерами и 8 миноносцами противника русские моряки уничтожили свои суда, чтобы они не достались неприятелю. Тяжелым ударом для России стала гибель командующего Тихоокеанской эскадрой выдающегося флотоводца С. Японцам удалось завоевать господство на море и, высадив крупные силы на континенте, развернуть наступление на русские войска в Маньчжурии и на Порт-Артур. Командовавший Маньчжурской армией генерал А.
Куропаткин действовал крайне нерешительно.
Русско-японская война 1904-1905 гг. в дневнике Поликарпа Моньки
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | В данной работе рассматриваетс стокновение захватнических устремлений царской России и капиталистической Японии-Русско-Японская война 1904-1905 т е ход и основные события происходящие на суше и на море,героизм руского солдата. |
Русско-японская вйона 1904-1905 годов | В юности, я как и многие, любил читать исторические романы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Войны, истории на развлекательном портале |
Русско-японская война — Википедия | 28 мая 1905 года русский флот был окончательно уничтожен японским адмиралом Хейхатиро Того в Цусимском сражении. |
Русско-японская война 1904-1905 гг | Смотрите видео онлайн «Русско-японская война 1904-1905 год» на канале «Архив кинофотодокументов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 апреля 2022 года в 10:59, длительностью 00:15:45, на видеохостинге RUTUBE. |
Русско-японская вйона 1904-1905 годов
По предвоенным оценкам Тихоокеанская эскадра, вопреки расхожему мнению, если и уступала японскому флоту, то незначительно [85]. Было логично предположить, что войну до прихода «Касуги» и «Ниссина» Япония не начнёт. Оставалась лишь возможность парализации эскадры, до их прихода, путём блокирования её в гавани Порт-Артура, блокшипами. Для предотвращения этих действий боевые корабли несли дежурство на внешнем рейде.
Причём для отражения возможной атаки силами всего флота, а не только блокшипов, на рейде стояли не миноносцы, а самые современные броненосцы и крейсеры. Об опасности такой тактики накануне войны предупреждал С. Макаров [86] , однако его слова как минимум не успели к адресатам.
В ночь на 27 января 9 февраля 1904 года, до официального объявления войны, 8 японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей русского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. В результате атаки на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца « Цесаревич » и « Ретвизан » и бронепалубный крейсер « Паллада ». После 50-минутного сражения получивший тяжёлые повреждения «Варяг» был затоплен, а «Кореец» — взорван.
После боя в Чемульпо продолжилась высадка частей 1-й японской армии под командованием барона Куроки , общей численностью около 42,5 тыс. Отношение русской общественности к началу войны с Японией[ править править код ] Русский плакат начала русско-японской войны, 1904. Японский император и его лукавые доброжелатели: Джон Булль и Дядя Сэм Известие о начале войны мало кого в России оставило равнодушным: в первый период войны в народе и общественности преобладало настроение, что на Россию напали и необходимо дать отпор агрессору.
В Петербурге, а также других крупных городах империи самопроизвольно возникали невиданные уличные патриотические манифестации.
Непрерывным потоком через озеро отправлялись воинские части и вооружение для армии и флота. За световой день подразделения совершали многокилометровый марш через Байкал. Изображение: Переход через Байкал. За период с 12 января по 1 марта 1904 г.
Изображение: Открытка, начало XX в. Через каждые 6 вёрст на льду озера были построены тёплые бараки. На полпути была устроена станция Середина с хорошо оборудованным буфетом. На этой станции пассажиры и западного и восточного направлений останавливались на 1—2 часа для отдыха лошадей и получали горячую пищу. Изображение: Журнал «Нива», 1904 г.
Вдоль всего пути был подвешен телефонный провод. Аппараты находились на станциях Байкал, Середина и Танхой, а также во всех бараках, и о происшествиях на дороге и появлении трещин или заносов можно было немедленно сообщить по всей линии. Переправа войск по льду Байкала. Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904—1905 гг. СПб, 1909.
Количество лошадей, предназначенных для перевозки, достигало 3 000 голов. Все подводы были снабжены тремя ярлыками с номерами: один прибивался к дуге, другой на спинку сидения, и третий висел на спине извозчика. Изображение: Зимняя переправа в санях кошевах через озеро Байкал. Весь путь в ночное время освещался фонарями, расположенными на верстовых столбах. Станции Байкал и Танхой имели электрическое освещение, на станции Середина горели керосино-калильные фонари.
В начале поездки по озеру пассажирам выдавались тулупы и валенки, которые возвращались по прибытии на противоположный берег. Нижние воинские чины обеспечивались тёплой одеждой военным ведомством. По ледовой трассе только за период с 12 января по 1 марта было перевезено на лошадях 7 899 пассажиров от станции Байкал до станции Танхой и 6 023 в обратном направлении; грузов в разгрузку — 1 702 вагона и 311 вагонов обратно. Куропаткин, следующий специальным поездом в Порт-Артур. От Байкала до Танхоя он переправлялся на лошадях по ледовой дороге.
Изображение: журнал «Нива», 1904 г. Железнодорожники предпринимали усилия для увеличения пропускной способности Транссиба. Наряду с уже работающим гужевым транзитом в лютый мороз был проложен рельсовый путь по льду озера для перекатки вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Вагоны пустили на конной тяге. Переправа войск по льду Байкала Изображение: «Русско—Японская война на суши и на море».
Главной трудностью были трещины, которые образуются на байкальском льду под действием разницы температур. Чаще всего они возникали моментально, и путь разрушался на расстоянии нескольких десятков метров. Ширина трещин под рельсовым путём доходила до полутора метров, а сила движения льда была настолько велика, что рельсы лопались, болты и скрепления разлетались в стороны. Казалось, что осуществить переправу вагонов через озеро невозможно. Однако смекалка и упорство инженеров-путейцев все же покорили природную стихию.
Места, где трещины возникали наиболее часто, перекрывали накрест длинными, не скреплёнными между собой брусьями, поверх укладывали шпалы и рельсы. В случае движения льда эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Министр путей сообщения М. Хилков прибыл на станцию Байкал утром 28 января 1904 года с супругой и сопровождавшими его работниками МПС и Забайкальской железной дороги. Ко времени приезда министра на льду озера было уложено уже более двух вёрст пути.
Рельсовый путь по льду озера был открыт 17 февраля 1904 года. К 9 часам утра на станцию Байкал прибыли М. Хилков с супругой и руководители Забайкальской железной дороги. После молебна княгиня А. Хилкова перерезала белую атласную ленту, и первый вагон с припряжёнными к нему четырьмя лошадьми двинулся с места и покатился на станцию Танхой.
Российский ответ: Полностью присоединяясь к принципам, изложенным в этом пункте, императорское правительство заявляет, что если бы это требование не было бы включено в предложенные условия Японией, Россия почла бы долгом предложить его сама. Японское предложение: 5. Сахалин и все острова, к нему принадлежащие, и все государственные предприятия и собственность уступаются Японии. Российский ответ: Давние права России на остров Сахалин уже существовали в эпоху, когда Япония не обладала или по крайней мере не пользовалась никакими правами собственности на большую часть этого острова.
С другой стороны, Сахалин является только естественным продолжением русских владений в Азии, поскольку этот остров отделен от континента проливом очень малой глубины и шириной в 7 верст. В силу этих соображений Россия не может согласиться на уступку этого острова, но она в то же время расположена признать за Японией право широкой эксплоатации морских рыбных ловель и других коммерческих предприятий на этом острове. Условия подобной эксплоатации могли бы стать предметом особого соглашения. Японское предложение: 6.
Аренда Порт-Артура, Талиена и прилежащих к ним территорий и территориальных вод, включая все права, привилегии, концессии и льготы, приобретенные Россией у Китая, в связи с арендой или как часть её, и все государственные предприятия и собственность должны быть, переданы Японии. Российский ответ: Императорское правительство не возражало бы против этого пункта, но, принимая во внимание суверенные права Китая на перечисленные территории, Россия не может уступить Японии свои права без предварительного соглашения с Китаем. Само собою разумеется, что права частных лиц во всей области, на которую распространяется договор аренды, заключённый между Россией и Китаем, должны будут остаться неприкосновенными. Японское предложение: 7.
Россия обязуется передать Японии железную дорогу между Харбином и Порт-Артуром свободною от всяких претензий и обязательств, а также все её ветви, включая все права, привилегии и собственность, сюда принадлежащие, и все угольные копи, принадлежащие железной дороге или ею эксплуатируемые. Российский ответ: Императорское правительство принимает впринципе этот пункт, при условии, однако, что оно может отказаться только от той части железной дороги, которая теперь действительно занята японскими войсками. Конечная станция дороги, подлежащей уступке, в этих условиях должна быть установлена с общего согласия. Необходимо, однако, иметь в виду, что концессия на постройку и эксплуатацию линии была предоставлена Китаем частной компании, что Китай сохраняет на нее суверенные права и что военная оккупация не должна нанести никакого ущерба правам этой компании.
Императорское правительство готово взять на себя войти в соглашение с сказанной компанией относительно предоставления Китаю теперь же воспользоваться правом выкупа этой линии. Сумма выкупа, причитающаяся компании, будет уступлена Японии. Японское предложение: 8. Россия сохраняет за собой и эксплуатирует Транс-Маньчжурскую железную дорогу, на точном основании концессии на её постройку и при условии, что она будет использоваться исключительно в торговых и промышленных целях.
Российский ответ: Этот пункт не вызовет возражений. Японское предложение: 9. Россия возмещает Японии действительные расходы войны. Сумма, равно как время и способ такого возмещения, будут согласованы.
Российский ответ: Россия не может согласиться с условиями этого пункта. Только побежденные страны возмещают военные издержки, но Россия не побеждена. Никакая страна не может признать себя таковой, когда её территория была едва атакована врагом. Только в том случае, если бы победоносные японские армии вторглись внутрь России, нация могла бы понять, почему поднят вопрос о возмещении военных издержек.
Русские уполномоченные считают долгом привлечь внимание японских уполномоченных к тому факту, что даже на Парижском конгрессе, имевшем место после взятия Севастополя, союзники не сочли возможным поднять вопрос о возмещении военных издержек. Эти последние возмещались только странами, которые не имели более средств продолжать войну, что ни в коей мере не относится к России в данный момент. Но, отказываясь возместить военные издержки, императорское правительство сочтет справедливым возместить Японии те расходы, которые она произвела не на самое войну и не во вред России, но для блага тех русских людей, которые пострадали от самого факта войны. Таковы расходы по содержанию военно-пленных, по попечению о больных и другие.
Японское предложение: 10. Все русские военные корабли, которые вследствие повреждений, полученных в бою, искали убежища в нейтральных портах и были там интернированы, должны быть переданы Японии, как законный приз. Российский ответ: Россия не может согласиться на это требование. Представляется затруднительным найти в практике международных отношений прецеденты, которые могли бы послужить опорой подобному требованию.
Сверх того это требование не согласуется с мирными намерениями, которые должны бы воодушевлять обе договаривающиеся стороны. Материальные выгоды, которые приобрела бы Япония, если бы русские корабли, находящиеся в нейтральных портах, были ей переданы, были бы сравнительно незначительны, но согласие на подобное условие было бы несовместимо с достоинством России. Японское предложение: 11. Россия обязуется ограничить её морские силы в водах Дальнего Востока.
Российский ответ: Россия не может согласиться на такое обязательство, навязанное иностранной державой, потому что это было бы равным образом несовместимо с её достоинством. Императорское правительство считает, тем не менее, возможным заявить, что в его виды не входит в близком будущем содержать в тихоокеанских водах значительные морские силы. Японское предложение: 12. Россия предоставит японским подданым неограниченные full права на рыбную ловлю вдоль берегов и в заливах, гаванях, бухтах в реках, находящихся в ее владениях в Японском, Охотском и Беринговом морях.
Российский ответ: Россия готова войти в соглашение с Японией относительно предоставления японским подданным прав рыбной ловли на берегах Японского, Охотского и Берингова морей. Эти права, могут, однако, простираться только на собственно морские берега, не касаясь бухт и рек. Само собою разумеется, что права, уже принадлежащие в этой области как русским, так и иностранным подданным, должны остаться в силе. Из Маньчжурии Россия должна была вывести войска, однако, по требованию России, Япония также, должна была это сделать.
Россия наотрез отказалась полностью отдавать остров Сахалин и прилегающие рядом с ним острова, возмещать военные расходы, передавать оставшийся флот Японии, а также ограничивать свой флот в морях Дальнего Востока. Россия согласилась оплатить расходы на содержание русских пленных, предоставить права гражданам Японии на неограниченную рыбную ловлю вдоль берегов Японского, Охотского и Берингова морей, кроме бухт рек. Также Россия согласилась на ограничения в использовании Трансманьчжурской железной дороги. В итоге, после длительных и тяжелых переговоров, Япония всё-таки согласилась на многие требования России.
В итоге получилось следующее: То, что ранее было предложено Японией и в итоге полностью вошло в мирный договор: 1. Россия прекращает влияние на Корею; 2. Россия уходит из Маньчжурии, прекращение влияния в этом регионе, но, по требованию России, Япония также обязывается вывести свои войска из этого региона; 3. Только южная часть Сахалина и прилежащие острова передаются Японии; 6.
Русско-турецкая война 1877-1878 таблица Планы и задачи сторон В начале ХХ века у России была мощная сухопутная армия, но основные ее силы дислоцировались западнее Урала. Непосредственно на предполагаемом театре военных действий был немногочисленный Тихоокеанский флот и около 100000 солдат. Японский флот строился при помощи англичан, подготовка кадров также велась при наставничестве европейских специалистов. Армия Японии составляла порядка 375000 бойцов.
Русскими войсками был разработан план по оборонительной войне до скорой переброски из европейской части России дополнительных воинских подразделений. После создания численного превосходства армия должна была перейти в наступление. Главнокомандующим был назначен адмирал Е. Ему подчинялся командующий Маньчжурской армией генерал А.
Куропаткин и принявший должность в феврале 1904 года вице-адмирал С. Японский штаб рассчитывал использовать преимущество в живой силе для ликвидации русской военно-морской базы в Порт-Артуре и перенесении военных действий на территорию России. Ход русско-японской войны 1904-1905 гг. Военные действия начались 27 января 1904 года.
Силы и планы сторон
- Начало боевых действий
- Русско-японская война 1904-1905 гг кратко даты и события в таблице
- Немаленькая и непобедоносная. Война 1904-1905 гг.
- Начало войны
- Британо-японский пакт о сотрудничестве
Русско-японская война 1904-1905 гг. в дневнике Поликарпа Моньки
Русско-японская война во многом явилась следствием противодействия ряда государств (Японии, Англии, США) стремлению Николая II реализовать Большую Азиатскую программу. война между российской и японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. Итогом Русско-японской войны 1904–1905 годов, проигранной Россией, стал мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября по григорианскому календарю) 1905 года в маленьком американском городке Портсмут (штат Нью-Гэмпшир). Могла ли Япония вести войну против России самостоятельно, без посторонней финансовой и дипломатической поддержки? Смотрите видео онлайн «Русско-японская война 1904-1905 год» на канале «Архив кинофотодокументов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 апреля 2022 года в 10:59, длительностью 00:15:45, на видеохостинге RUTUBE.
Последствия русско-японской войны 1904-1905
Своеобразная хроника событий с первого дня войны по 29 сентября 1904 г. Стрелок 12-го Восточного стрелкового полка П. Монька подробно отразил ключевые события обороны Порт-Артура на 57 листах Памятной книжки. Первая запись в дневнике зафиксировала морское сражение между легендарным русским крейсером "Варяг", канонерской лодкой "Кореец" с японскими кораблями. Последняя дневниковая запись содержит сведения о бомбардировке японской артиллерией Порт-Артура 29 сентября 1904 г.
Далее записи обрываются.
Они ставили своей целью разгромить основные силы русской армии в горной части Маньчжурии. В свою очередь, командование русских войск планировало постепенно отойти навстречу резервам, прибывающим из европейской части России, на равнинные территории, где русским солдатам было гораздо привычнее воевать, чем в горах. В планах русской армии было укрепиться, заставить японцев пойти на штурм, а потом перейти в контрнаступление. В общем, пытались играть в Отечественную войну 1812 года. Тем временем Порт-Артур стойко оборонялся. Планы Японии по его быстрому взятию были сорваны. Планы по уничтожению российской эскадры тоже реализованы не были.
Вот так выглядел первый этап войны. Однако дальше всё пошло не так, как планировало русское командование. Японцы стали наступать, создав угрозу окружения российских войск и нарушения путей снабжения. Пришлось отступать, возможности оказать помощь Порт-Артуру не было. При этом у Порт-Артура, находившегося под огнём японской тяжёлой артиллерии, были определённые пределы сопротивления. И эти пределы были исчерпаны. В итоге Порт-Артур пал в конце 1904 — начале 1905 года, и японская армия, стоявшая под Порт-Артуром, двинулась на помощь остальным силам Японии. В результате погибла 1-я Тихоокеанская эскадра, а под Мукденом произошло сражение, завершившееся поражением русских войск.
Стратегическая инициатива прочно удерживалась японцами, хотя и для них война была сопряжена с огромными потерями. Эшелон с солдатами русской армии, раненными во время Мукденского сражения, на железнодорожной станции во Владивостоке. К этому времени уже произошло поражение под Мукденом, поражение русского флота под Цусимой, высадка японского десанта на Сахалин. Не в лучшем состоянии находились и финансы России. Кроме того, в империи началась революция 1905 года. Япония же требовала очень многого. Если бы все её требования были удовлетворены, Россия конкретно на Дальнем Востоке была бы низведена до состояния второсортного государства. Но нужно учитывать то, что положение Японии тоже не было радужным.
За время войны она исчерпала свои ресурсы. Японцы планировали поправить своё положение за счёт контрибуций, но Россия наотрез отказалась выполнять это требование. С российской стороны переговоры в Портсмуте вёл Сергей Витте, один из творцов той политики, которая и завершилась Русско-японской войной.
Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. Макаров начал подготовку к активным действиям на море. Вскоре его броненосец подорвался на мине и он погиб.
Вместе с ним погиб художник В. После этого флот перешёл к обороне Порт-Артура и отказался от наступательных операций. Командующий сухопутными силами генерал А. Куропаткин избрал оборонительную тактику. Это ставило русскую армию в невыгодное положение. Японские войска высадились в Корее, а затем в Маньчжурии.
В мае 1904 г. Порт-Артур был отрезан от основной армии. В конце августа 1904 г. Порт-Артур был предоставлен самому себе. В сентябре-октябре 1904 г. Под Порт-Артуром 50 тысяч русских почти 8 месяцев сковывали 200-тысячную японскую армию.
Только в декабре 1904 г.
При этом все российские концессии вдоль дороги были ликвидированы. Тем не менее на момент строительства общее направление действий российских властей следует признать правильным. Недостаток скорее состоял в том, что КВЖД и Транссиб необходимо было строить быстрее, что позволило бы перебросить войска на фронт вовремя и добиться победы в войне.
Но здесь следует отметить, что после начала войны железная дорога достраивалась и модернизировалась с такой скоростью, что это считалось почти чудом, ведь за время боевых действий её пропускная способность повысилась с 3 пар поездов в сутки до практически предельных для однопутной дороги 20 пар. Если вспомнить ещё и действия железнодорожников по переправе вагонов и паровозов по льду Байкала, их работу и вовсе можно без преувеличения назвать трудовым подвигом. Эсминцы «Доброволец», «Москвитянин», «Эмир Бухарский» и выглядывающий краешком, видимо, «Финн» Миф: минный крейсер «Эмир Бухарский» Суть мифа: только полные идиоты могут назвать боевой корабль именем «туземного царька», как это было с наименованием минного крейсера эскадренного миноносца «Эмир Бухарский», вступившего в строй в 1905 г. Разумеется, Николай II не был идиотом.
Несколько серий эсминцев — «добровольцев» по имени первого из них , к которым относился «Эмир Бухарский», строились на добровольные пожертвования граждан в специальный фонд, учреждённый с началом войны для срочного усиления отечественного флота. Предполагалось, что первые эсминцы будут готовы менее чем за год и успеют принять участие в боевых действиях. Названия же многим из этих кораблей присваивались в честь тех, кто внёс наибольшие суммы пожертвований — это могли быть общества людей или отдельные личности. По этим названиям можно убедиться, насколько были распространены в стране патриотические настроения.
Сюда же относится и «Эмир Бухарский», поскольку находившийся в вассальных отношениях с Империей правитель Бухары лично пожертвовал 1 миллион рублей, что соответствовало стоимости изготовления полутора эсминцев. В других флотах тоже практиковалась подобная практика. В частности, английский линкор «Малайя» был построен на деньги соответствующей колонии в виде подарка родному государству. Англоязычная открытка того времени — если верить надписи на ней, японцы в Чемульпо победили целых два крейсера Миф: подвига «Варяга» и «Корейца» не было Суть мифа: подвиг «Варяга» — это ни разу не подвиг, так как за весь бой ни разу не попали в противника.
Получивший известность во всём мире и ставший одним из российских национальных символов подвиг «Варяга» и «Корейца» подвергается нападкам ещё со времён революционеров 1905 года и вражеской пропаганды тех же времён, но в последнее время получил новое дыхание. Миф основывается на официальных японских сообщениях о бое. Здесь есть два аспекта — технический и моральный. Что касается технической части, то общеизвестно, что в ходе войны японцы широчайшим образом использовали дезинформацию и эти сведения противоречат русским данным, полученным от командиров крейсеров нейтральных стран.
Данные же нейтральных сторон до сих пор не опубликованы. Особое подозрение вызывает то, что количество снарядов, выпущенных японцами, согласно их данным, даже меньше, чем у «Варяга», несмотря на то, что у японцев было намного больше и кораблей, и орудий. Это указывает на явную попытку подтасовки данных с целью завышения процента попаданий, так как корабли того времени, имея примитивные дальномеры, вынуждены были определять расстояние до противника в бою методом постоянной пристрелки, поэтому орудия каждого из участвовавших в бою крейсеров не могли делать существенных перерывов в стрельбе. В моральном же плане именно подвигом действия «Варяга» сочли даже сами японцы, наградившие его капитана Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца [3].
И не только они — известная песня «Варяг», как известно, поётся на стихи австрийского писателя и поэта Рудольфа Грейнца. С этой точки зрения даже если случилось чудо, и ни один из сотен выпущенных крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец» снарядов не попал по противнику, то отказ спустить флаг перед многократно превосходящим по силе противником служит доказательством высокого морального духа русских моряков. В заключение следует добавить, что само нападение японцев на русские корабли в нейтральном порту, как и высадка там десанта до объявления войны, являлись нарушением международного права, однако под влиянием Британской империи и США, стоявших за спиной «маленькой, но гордой» Японии, это нарушение, как и многие другие, сошло им с рук. Процесс замены ствола орудия главного калибра броненосца «Цесаревич» [4] Миф: неудачные учения на Мадагаскаре Суть мифа: 2-я тихоокеанская эскадра за весь поход только один раз проводила учебную стрельбу на Мадагаскаре, и при этом ни разу не смогли попасть в неподвижные щиты.
Миф взят из романа Новикова-Прибоя «Цусима», наполненного такого рода «гиперболами». Легко опровергается любыми авторитетными источниками, например следующими книгами: Русско-Японская война 1904—1905 г. Книга шестая. Поход 2-й Тихоокеанской эскадры на восток: Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг.
Поленов Л. Крейсер «Аврора». В реальности выходы на стрельбы на Мадагаскаре имели место пять раз, но не полным составом эскадры. Полученные результаты стрельб хоть и нельзя назвать блестящими, но на отдельных кораблях с самого начала всё было хорошо, а к концу учений и на других стало получше.
Дальнейшие стрельбы не проводились из-за накладки с подвозом дополнительных снарядов для обучения. Кроме того, отдельно упражнялись в стрельбе во время похода корабли Третьей тихоокеанской эскадры. После выверки дальномеров полученный процент попаданий по воспоминаниям очевидцев был вполне приличным. Также следует иметь в виду, что возможности учебных стрельб были в принципе сильно ограничены из-за технических особенностей артиллерии.
Стволы морских орудий главного калибра броненосцев того времени обладали очень небольшим ресурсом — например, по техническому заданию 1891 года — не менее 150 выстрелов до замены ствола, а на старых броненосцах этот ресурс был ещё ниже. Из всех возможных выстрелов треть предполагалось потратить и тратилось на учения ещё в мирное время, а остальные две трети — на пару сражений по числу снарядов в погребах корабля. В случае новых отечественных броненосцев возимый боекомплект составлял 60 снарядов на ствол, которых хватало всего на пару часов непрерывной стрельбы. При этом сами стволы основных для эскадры 12-дюймовых орудий массой 45 тонн или 57 тонн каждый для новых и старых броненосцев соответственно можно было заменить только в условиях оснащённого мощным плавучим краном порта, в который Вторая тихоокеанская эскадра, как известно, зайти после Марокко не могла из-за дипломатического давления Великобритании на нейтральные страны.
Также из-за длительного цикла производства [5] и расходования их Первой тихоокеанской эскадрой во время войны запасные стволы крупных калибров были в дефиците. Эсминец «Бравый», дошедший во Владивосток после Цусимы. Для этого ему пришлось снизить ход до 5 узлов, сжечь всё деревянное на борту и вызвать из Владивостока встречающих Миф: ошибочность решения вести флот через Цусимский пролив Суть мифа: только полный идиот-адмирал мог повести Вторую тихоокеанскую эскадру Цусимским проливом, а не вокруг Японии. Ещё один миф из романа Новикова-Прибоя «Цусима».
Достаточно соотнести максимальную дальность хода миноносцев 1200 миль с расстоянием вокруг Японии свыше 2000 миль , чтобы понять, что идти вокруг было бы безрассудной авантюрой. Затянувшееся волнение, бывшее обычным делом в океане на этих широтах, могло запросто привести к гибели всех кораблей, не обладавших достаточным запасом угля, из-за невозможности его погрузки и невозможности буксировки. Неудивительно, что офицеры — участники боя в своих последующих показаниях, собранных следственной комиссией после сражения, поголовно поддерживали маршрут через Цусиму. Идею похода вокруг Японии косвенно опровергает и сам Новиков-Прибой, описывая злоключения миноносцев, оставшихся без угля, хотя, по его же словам, они были перегружены углём перед боем.
И это в условиях, когда эскадра шла во Владивосток кратчайшим путём, а не вокруг Японии. Иногда встречается утверждение, что для снабжение углём при переходе вокруг Японии могло бы осуществляться с сопровождавших эскадру угольщиков, как в Индийском океане. Там перегрузка угля с угольщиков на миноносцы и другие корабли проводилась прямо в открытом море с помощью баркасов и была неплохо отработана. Однако следует понимать, что «ревущие 40-е» широты, где предстояло обходить Японию, это совсем не то же самое, что приэкваториальные районы Индийского океана, да и сама процедура погрузки требовала полной остановки эскадры и авральных работ всей команды грузящихся судов, что едва ли можно считать безопасным вблизи японских берегов.
В заключение можно отметить, что эскадра, по-видимому, неминуемо была бы обнаружена при проходе проливов Курильских островов, где в то время находились японские наблюдательные станции.