"Операция по прорыву блокады Ленинграда получила название "Искра". Операция по освобождению Ленинграда началась 12 января 43-го под руководством маршалов Георгия Жукова и Климента Ворошилова. Первой попыткой прорыва блокады Ленинграда была печально известная Любанская наступательная операция, в которой советские командующие пытались 2-я ударной армией выйти на коммуникации ленинградской группировки немцев, а а потом перенацелила удар с.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда
Долгий прорыв блокады - Ведомости | Первой попыткой прорыва блокады Ленинграда была печально известная Любанская наступательная операция, в которой советские командующие пытались 2-я ударной армией выйти на коммуникации ленинградской группировки немцев, а а потом перенацелила удар с. |
Долгий прорыв блокады - Ведомости | Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | Прорыву блокады Ленинграда и посвящена эта книга. |
День прорыва блокады Ленинграда 2024 | Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. |
1.4. Прорыв блокады.
По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов.
Как была прорвана блокада Ленинграда
- 81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
- Блокада Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда: день прорыва, операция "Искра" — 17.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Прорыв - дело чести
Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.
Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника.
Советские бойцы устанавливают красный флаг на арке лицея в освобожденном Пушкине. Источник: Музей обороны и блокады Ленинграда 21 января дивизии 67-й армии обошли фашистов с запада и практически окружили их. Одни из самых красивых дворцово-парковых комплексов в мире были варварски разрушены и разграблены.
Части 42-й армии стали подступать к городу 22 января, но взять его сходу не смогли. Бои продолжались почти сутки. Это означало развал сплошного фронта немецкой обороны - 18-я армия вермахта была рассечена на две части. К 20 января за четыре дня боев она сумела продвинуться вперед на пять километров. Удержать позиции у Чудово и Любани для немецкого командования было крайне важно - вдоль железной дороги и шоссе Ленинград - Москва проходила немецкая промежуточная линия обороны. Именно на нее 21 января начали отступать немецкие войска из района Мги.
Задача освобождения Октябрьской железной дороги возлагалась на 67-ю армию и войска Волховского фронта. После этого командование Волховского фронта доложило о полном освобождении Октябрьской железной дороги. Видя, как рушится железное кольцо на шее Ленинграда, Леонид Говоров и Андрей Жданов обратились к Сталину с просьбой произвести в Ленинграде 27 января салют - 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.
Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества».
В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял. Архивные фонды, воспоминания блокадников, неизвестные ранее мемуары, фотографии и хроникальная летопись помогают понять и прочувствовать ситуацию, в которой оказался город осенью 1941 года.
Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.
Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции.
Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.
В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь.
На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета.
А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.
Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право. К счастью, память о ней бережно хранится в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Алексей Затонский Паровоз ЭМ 725-39, перевозивший грузы в осажденный Ленинград по Дороге победы В здании станции Петрокрепость в 1995 году открыт музей «Дорога Победы», посвященный истории строительства и строителям этой дороги, железнодорожникам, работавшим в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения.
К 70-летнему юбилею прибытия первого поезда в музее была проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, установлено мультимедийное оборудование. Наконец, 18 января 2018 года, в день 75-летия прорыва блокады, в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоялась премьера нового кинофильма «Коридор бессмертия», полностью посвященного подвигу Дороги Победы.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда.
Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые.
Неужели это начало конца? Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости.
Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни. И хотя в этом году с учетом ограничительных мер, связанных с COVID-19, мероприятия, посвященные 78-й годовщине прорыва блокады, идут с учетом ограничительных мер, мы восхищаемся беспримерным подвигом наших отцов и дедов, выстоявших в огненном кольце, и говорим им слова величайшей благодарности за свободу, возможность трудиться на благо любимого города и страны.
Первые семь дней операции «Искра» принесли успех — блокада была прорвана утром 18 января 1943 г. Но ее замысел предусматривал не только прорыв блокады, но и освобождение железнодорожной станции Мга. Последующие бои оказались чрезвычайно кровопролитными советские потери за 12—18 января составили около 70 000 человек, а немецкие — около 10 000 человек , но успеха не принесли. Но на волне эйфории от прорыва блокады высшее советское командование решилось на авантюру — грандиозный план разгрома всей группы армий «Север», известный как операция «Полярная звезда». Это был план окружения и уничтожения сначала Демянской группировки и группировки немецких войск у Мги, а далее — глубокая операция с прорывом сил 1-й танковой армии Катукова в тыл группе армий «Север», что привело бы к обвалу всего северного немецкого фланга на Северо-Западном фронте. Боевые действия под Ленинградом в феврале 1943 г. Но выполнить даже часть грандиозного замысла «Полярной звезды» не удалось. Для войск Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов это было время многих горьких неудач. Немцы вывели свои войска с Демянского плацдарма, отбили все попытки наступления советских войск. Общие потери 16-й и 18-й армии за февраль — март 1943 г. Более того, новый путь снабжения Ленинграда постоянно находился под угрозой. Его обстреливала немецкая артиллерия. Читайте также:Павел Аптекарь: Вопросы о блокаде Ленинграда Но чтобы полностью освободить Ленинград, потребовались значительные усилия и сражение на Курской дуге — точнее, второй его этап, когда войска Красной армии перешли в общее наступление. Достаточно быстро из группы армий «Север» стали снимать дивизию за дивизией. А советские войска под Ленинградом, наоборот, усиливались. Был разработан план наступления с рядом интересных решений: в частности, войска Ленинградского фронта наносили свои удары с двух изолированных, отрезанных участков. А войска Волховского фронта должны были наступать там, где их совершенно не ждали, — у Новгорода. Немцы еще могли удержаться на каком-то одном участке, но при таком развитии событий их ждало неминуемое поражение. Отразить его шансов у немцев не было — просто было нечем из-за отсутствия резервов. Все поглотила развернувшаяся зимой 1943—1944 гг.
Рассказываем, как это было Операция "Искра" стала уже пятой попыткой прорыва блокады. Ее спланировал легендарный советский полководец, маршал Георгий Жуков, за что впоследствии получил звание генералиссимуса. Благодаря этому прорыву страшные 872 блокадных дня наконец закончились. Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника — у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Около полуночи по радио прозвучало специальное всесоюзное сообщение о прорыве блокады: «Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду города Ленинграда...
В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и наши войска полностью очистили железную дорогу Тихвин—Волхов, резко улучшив снабжение города и Ленинградского фронта.
После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера. Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты, не давая немцам возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь. В период с 7 января по 30 апреля 1942 года силами Волховского и 54-й армии Ленинградского фронта была проведена Любанская операция с целью деблокирования Ленинграда, но отбросить немцев от Ладожского озера не удалось.
Наши войска были уверены в победе, так как не знали о прибытии с юга дивизий Манштейна. Поэтому прорвать блокаду не удалось, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма. Немцы пытались перерезать дорогу жизни по Ладоге, но у острова Сухо были разбиты.
Связь со страной по суше была восстановлена. Леонид Масловский В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. Немецкие войска остались под Ленинградом и только усиливались свежими немецкими дивизиями.
По плану они должны были взять Ленинград и присоединиться к войскам, наступающим на Москву. Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера. После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по 25 км пути по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что также позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами.
С этого момента, остановив немцев и финнов, наши войска пытались отбросить немцев от южного берега Ладожского озера и, таким образом, прорвать блокаду Ленинграда, то есть обеспечить связь города со страной не только через Ладожское озеро, но и по суше. Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты. Ленинградский фронт находился в блокаде, Волховский фронт находился с внешней стороны кольца блокады и протянулся на 250 км по реке Волхов, перемалывая бросаемые на Ленинград гитлеровские войска и не давая им возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь.
Всего 16 километров разделяло войска Волховского и Ленинградского фронтов. Чтобы прорвать блокаду, этим войскам надо было встретиться. Началась Синявинская военная операция, которая тоже проводилась с целью деблокирования Ленинграда.
Наши войска были уверены в победе. Мерецков писал: «Предназначенные для наступления войска давали нам на избранном направлении более чем трёхкратное превосходство над противником в живой силе, четырёхкратное — в танках, двухкратное — в артиллерии и миномётах. Так думали мы, не зная о прибытии с юга дивизий Манштейна».
Прибыли эти дивизии Манштейна из-под Севастополя для штурма Ленинграда как имеющие опыт в штурме крупного приморского города в течение полугодовой битвы за Севастополь. Но штурмовать Ленинград им не пришлось. Наступление наших войск сорвало подготовленный новый немецкий штурм Ленинграда.
Манштейн написал: «И вот вместо запланированного наступления на Ленинград развернулось сражение южнее Ладожского озера». Излагая события Синявинской операции, большинство историков приводят её описание Манштейном. Но честно и ясно о ней рассказал не Э.
Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады.
Нашим солдатам под Ленинградом приходилось сражаться в трудных условиях: летом огромное количество комаров, не дающих солдатам покоя ни днём, ни ночью, зимой сильные морозы и снежные заносы. Кругом леса и болота, по которым человеку пройти трудно, не говоря уже о движении автомобилей, артиллерийских орудий, танков и другой техники. После тщательного рассмотрения всех вариантов было принято решение прорывать немецкие укрепления несколько севернее того места, где пытались прорвать блокаду с 19 августа по 10 октября 1942 года при проведении Синявинской операции. Нам нужно было преодолеть всего 12-километровую полосу между Шлиссельбургом и Липками, или по шесть километров каждому из наших двух фронтов», — писал К. Ленинградский фронт мог нанести встречный удар только в том месте, где ближе всего находились войска Волховского фронта. На более глубокую операцию у Ленинградского фронта не хватало сил, так как всё снабжение фронта и города осуществлялось по Дороге жизни, то есть по льду Ладожского озера. Немцы пытались перерезать дорогу, но у острова Сухо были разбиты. Из-за положения Ленинградского фронта и сложности перемещения техники в болотистой местности пришлось планировать наступление на самый укреплённый немцами район шлиссельбургско-синявинского выступа. У немцев плотность войск на данном участке вдвое превосходила предусматриваемую их уставами. Но и Ставка смогла обеспечить на каждый километр фронта в среднем 160 орудий и миномётов. Это позволило нашим войскам создать чрезвычайно высокую плотность огня, достаточную для разрушения немецких укреплений. На участок наступления была перенацелена вся фронтовая авиация в составе 14-й воздушной армии генерал-майора И. К операции также привлекалась авиация дальнего действия генерал-полковника А. Наступление наших войск поддерживал Балтийский флот и Ладожская военная флотилия. Наша артиллерия разрушала немецкие укрепления около 2-х часов. Десятки тонн металла, обрушенные на врага, основательно разрушили немецкие позиции и подавили множество огневых точек. Наши войска перешли в наступление. Максимальное сопротивление враг оказывал в районе рощи Круглой. Весь день здесь шёл ближний бой, который неоднократно переходил в рукопашные схватки. К вечеру указанный узел сопротивления был взят. Все попытки свежих немецких соединений пробиться к ним из Мги не имели успеха. Всего два, самых тяжёлых километра оставалось пройти нашим фронтам, чтобы прорвать блокаду. И они их прошли, умело и мужественно ведя бои. Именно миллионы героических поступков советских людей на фронте и в тылу обеспечили нам победу. История Великой Отечественной войны имеет великое множество примеров массового проявления героизма. Такого массового героизма не знала ни одна страна и ни одна армия мира. За наступающими войсками двинулись железнодорожные бригады. Им пришло на помощь местное население, а затем фронты выделили на сооружение дороги ряд воинских частей… На Неве воздвигли временный ледово-свайный мост, который соединил ветку с колеей от Чёрной речки к посёлку имени Морозова.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей».
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Попытки прорыва блокады проводились осенью 41-го года, но они не дали результата. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. с 12 по 30 января 1943 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
77 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, на долгие 872 дня сковавшее в своих оковах город на Неве. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград. 18 января 2024 исполнится 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда, главное о событии и операции Искра. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда./Фото.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах.
Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.
Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось.
В октябре и ноябре осуществить прорыв блокады пытались войска Ленинградского фронта — и вновь безуспешно. В течение 1942 года были проведены Любавинская, Старопановская, Ям-Ижорская и Синявинская наступательные операции, которые также окончились неудачей. Но их опыт был учтен при разработке операции «Искра». Название операции предложил Сталин, объяснив это тем, что поскольку предыдущие попытки прорвать блокаду города на Неве закончились неудачей, то на этот раз из «искры» наконец должно возгореться «пламя» победы. Главный удар решено было нанести там, где расстояние между войсками Ленинградского фронта генерала Говорова и Волховского фронта генерала Мерецкова было кратчайшим. Повышенное внимание уделялось авиации, которой предстояло действовать челночным образом — самолеты взлетали с аэродромов своего фронта, а сбросив бомбы садились на аэродромах соседнего фронта, получали новые боеприпасы и летели обратно. На помощь войскам были подтянуты партизаны Ленинградской и Псковской областей.
Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись.
После чего помог выбить немецкую пехоту из района торфоразработок, но был подбит. Уже из горящего танка лейтенант смог спасти своего механика-водителя и оттащить его к подоспевшим бойцам стрелковой роты. В районе деревни Марьино наступающие части обнаружили батарею немецких 305-мм орудий, которую прикрывала сеть укреплённых позиций с дотами во главе. Обычный рядовой связист Дмитрий Молодцов смог подползти и забросать дот гранатами, но когда цепь пехоты пошла на штурм, пулемёт заработал вновь. Спасая товарищей, боец лёг на амбразуру. И таких случаев были не единицы, не сотни. Да, потери были большими. Фактически, безвозвратные потери немцев составили 12,5 тысяч человек, тогда как аналогичные потери Красной армии — 33940 человек. Теперь наша очередь Прошло только шесть дней с момента начала наступления и менее суток с момента встречи, а ГКО утверждает директиву о строительстве железной дороги через только что отбитый «коридор смерти» шириной 8-11 км. На освобождённой советской земле, январь 1943 г. Всего за 19 дней в условиях постоянных авианалётов и артобстрелов противника в дичайший мороз были проложены 33 километра железнодорожного пути в Ленинград. Включая 1300-метровый мост через не самый спокойный участок Невы. И через этот постоянно простреливаемый болотистый отрезок пути на южном берегу Ладоги ежедневно шли составы с продовольствием, топливом и всем, в чём нуждался осаждённый город.
Наши проекты
- Поиск по сайту
- День прорыва блокады Ленинграда
- Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.
- 5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
- 80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
- Как была прорвана блокада Ленинграда
Курсы валюты:
- Как пробили брешь в блокаде Ленинграда | ИА Красная Весна
- 18 января День прорыва блокады Ленинграда
- Сколько длилась блокада Ленинграда
- Наши проекты
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. 18 января 2024 исполнится 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда, главное о событии и операции Искра.