рассказывает о рождественских традициях на Руси. Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин.
Колядки, гадания в сочельник и другие рождественские традиции
Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии. О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Как отмечается Рождество в разных регионах нашей страны? Сохранение рождественских традиций народов России в историко-этнографических музеях. Рождество Христово в России традиции. Православное Рождество Россия 7 января.
Традиции празднования Рождества в России
4. Существует традиция Рождественских вертепов. Рождество Христово в России традиции. Православное Рождество Россия 7 января. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить. Как изменились рождественские традиции в современной России?
Традиции празднования Рождества в России
Именно к Рождеству в Российской империи было принято наряжать ёлку. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП.
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Как отмечается Рождество в разных регионах нашей страны? Сохранение рождественских традиций народов России в историко-этнографических музеях. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. Протоиерей рассказал о потере традиций празднования Рождества. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП.
Как праздновали Рождество на Руси
Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера!
Ой, Дид! Ой, Лада моя! На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины.
Это время, для которого словно и создавало богатое народное воображение пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев. Она нашептывает народу-пахарю о забытых преданиях былого-минувшего, вызывает его на утешливую потеху, пробуждает в стихийной душе миллионоголового правнука Микулы Селяниновича память обо всем, чем было живо богатырское веселье пращуров современных землепашцев, крепко держащихся за землю-кормилицу. Дмитрий Холин.
Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. Так было и в этом случае.
В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни. О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода.
Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное. Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем.
Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням.
В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие. По улицам и площадям, облегавшим путь, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из государевых рук. Одновременно с этим по всем стогнам Белокаменной стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевые подъячие раздавали «от щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние.
Земский Двор, Лобное Место и Красная Площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, памятовавшей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни. За четыре часа до рассвета самодержец выходил на благочестивый подвиг. Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой.
Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор.
Богомольный гость заключенных обходил каждую избу, выслушивая жалобы колодников: одних освобождая по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчая узы, третьим выдавая по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам тюремным» по приказанию государя назначался на великие дни праздничный харч. С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской».
На этом дворе царева милость изливалась на полонянников.
Этим охраняется, по народному поверью, урожай сада и огорода от гусениц, червей и других врагов плодоносящей растительности. По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои щедрые-богатые дары.
Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ. Рождественский сочельник У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются неизреченные небесные красоты. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит красное солнце, как она, ясная, усыпает его путь золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи живой воды, как расцветают духовитые цветы, как золотятся-наливаются сочные плоды на серебряных деревьях с бумажными листочками… Многое еще видят достойные видений люди, да все меньше таких становится на земле, затемненной нераскаянными грехами.
А как ни смотри на небо грешная душа — ничего, кроме синевы небесной да звезд, — и то если они не укрыты темным пологом туч, — не высмотреть ей и в эту ночь откровений. У юго-западных славянских народов, там, где быт их еще не изменил единокровной с русским народом старины например, у тех же сербов, а также далматинцев, кроатов и некоторых других , канун Рождества Христова, называющийся в честь пробуждающегося и выезжающего на летнюю дорогу солнца «бадним днем» от слова будити, бдети и т. Утром вырубается в ближнем лесу толстая дубовая колода и привозится на двор. Как только начнет смеркаться, домохозяин-большак вносит ее в хату и, входя, приветствует всех домашних пожеланием провести счастливо «бадний день». Колоду обмазывают медом, посыпают хлебными зернами, затем кладут в печь на уголья.
Когда колода «бадняк» разгорится, семья собирается близ очага за накрытым праздничным столом и начинает разговляться. По улицам горят в это время смоляные костры, молодежь у околицы палит из ружей. В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье.
Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди! Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий! Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству! Все принимаются за еду.
На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне.
Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера! Ой, Дид! Ой, Лада моя!
На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины.
А что теперь? Фото: shutterstock. Рождество Христово — древнейший христианский праздник, установленный уже во времена учеников Иисуса Христа — апостолов. На день Рождества 25 декабря 7 января — по новому стилю указывает во II веке святитель Климент Александрийский. Между тем, то, что люди веками празднуют Рождество в один и то же день, вовсе не означает, что Христос именно тогда и родился. Дело в том, что главный источник христианской истории — Библия — обходит стороной точную дату появления на свет Иисуса. Про события, предшествующие его рождению, есть.
Про последующие после рождения — тоже. А вот самой даты нет. Подробнее об этом и других неожиданных фактах о Христе читайте тут.
Это были стульчики, столики, шкафчики для кукол из дерева. По вечерам в декабре его всегда не было, и мы знали, что это он готовит для нас эти игрушки.
В то время у нас не было Adventskalender, и здесь родители нашли хороший выход, как скрасить ожидание детей. Когда вечером они выходили на улицу, возвращаясь домой, они всегда приносили с собой несколько конфет. Оказывается, Weihnachtsmann заглядывал в окна, а так как мешок у него износился, уже дырявый, он на снегу оставлял эти самые конфетки. Мы всегда ждали вечера: вдруг Weihnachtsmann будет заглядывать в окна, смотреть, как мы ведем себя. Елизавета Граф на предрождественском мероприятии в Русско-немецком доме Омска В сам праздник мы ничего не готовили, все делалось заранее.
Если гуся еще в Рождество приготовим, то все остальное точно уже сделано заблаговременно. Мы старались наготовить побольше на эти дни, чтобы не тратить время на кухонную суету, а посвятить его общению с членами семьи. Даже формочки с того времени остались. Обычно Stollen делали все вместе, потому что это кропотливая работа, и разрезали его уже на сам праздник. Готовили гуся, и каждый раз по-разному его фаршировали.
Теперь готовим также современные блюда, к примеру салаты. Это уже дань моде. Тогда мы заранее варили компот, жарили котлеты, чтобы можно было только разогревать и не тратить это рождественское, таинственное время.
Содержание
- Главное меню
- Рождественские традиции и обычаи русского народа
- Рождество Христово в Евангелии
- Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям
Царь Иван III перенёс празднование на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Первый такой Новый год официально отметили в Кремле 10 сентября 1492 года, но в народе наступление нового года продолжали отмечать по старому обычаю, весной. Традиция сентябрьского Нового года продержалась на Руси два столетия. Уже на новогоднем праздновании в сентябре 1698 года Пётр Первый появился в Успенском соборе Кремля в иноземной одежде в сопровождении гвардии в немецких мундирах. А в 1699 году объявил о реформе: указом "О новом счислении лет" в 1699 году он предписал считать 1 января 7208 года от сотворения мира 1 января 1700 года от Рождества Христова, а начало гражданского Нового года перенёс на 1 января. Первый праздник по новому календарю состоялся с невиданным размахом, с фейерверками и иллюминацией на улицах Москвы, щедрыми угощениями для народа на площадях и перед дворцом.
Указ Петра также устанавливал обычай украшать в честь Нового года деревья — речь, впрочем, шла не о ёлке, а о можжевеловых или сосновых ветвях. Дословно указ гласил: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Большинство людей в России не имело ни малейшего представления о том, как именно надо украшать деревья по заморскому обычаю, поэтому было решено выставить образцы праздничных деревьев в московском Гостином дворе. Украшение ёлочными ветвями и гирляндами домиков на новогоднем базаре.
Автор: Коньков Сергей Как прижилась в России традиция украшать ёлку Всё своё правление Пётр I следил за тем, чтобы новогодние и рождественские торжества в России проходили не хуже, чем в Европе. Но с его смертью об указе забыли, а традиция, казалось, не прижилась. Единственным напоминанием о ней были ёлки на крышах питейных заведений: привязанное к колу дерево устанавливали каждый декабрь на крыше или у ворот кабака. Из-за такого опознавательного знака заведения стали называть в народе "ёлками", а выражение "упасть под ёлку" означало не что иное, как "отправиться в кабак". Кстати, никто ёлку после праздников с крыш кабака не снимал, она могла простоять до следующего декабря.
Даже упоминать о нём было запрещено; и детей, и взрослых лишили рождественской ёлки. Те, кто не хотел забыть народные традиции, тайно приносили домой еловые веточки, однако за это можно было жестоко пострадать, особенно в 30-е годы — можно было даже попасть в лагерь и не вернуться оттуда. Рождественские традиции постепенно были забыты, а новые поколения даже не знали о них. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.
И после дробления Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, по старому юлианскому календарю. Народные традиции и обычаи празднования Рождества В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок. Начинался этот праздник в последние дни декабря, а заканчивался в один из первых дней января. Именно с тех времён до сих пор сохранились многие интересные и увлекательные обряды: весёлые пиршества, прогулки ряженых, гадания, колядки и т. Сегодня в эти дни у нас отмечаются новогодние праздники. Рождественские традиции в России с течением времени и сменой эпох претерпевали изменения, корректировались, это во многом было обусловлено историей праздника Рождества на Руси, в частности изменением времени его празднования. В давние времена на Руси Рождество отмечали раньше Нового года, как сейчас это делает почти вся Европа.
Праздники начинались с Рождества. И готовились к нему заранее. Надо было запастись домашними заготовками, поэтому еще летом русские хозяйки мариновали и солили грибы, закручивали разную ягоду: клюкву, морошку и бруснику, За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом перед Рождеством в России приводился в полнейший порядок. Заранее пеклись пироги и специальные рождественские пряники. Самым любимым символом рождества была елка.
С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1].
За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки , «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине [3]. Традиционные русские блюда[ править править код ] Холодец , резаный кусочками, с хреном Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины : зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, свиной студень. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи , которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты [3].
Это главное — не забывать, что празднование Рождества должно быть связано с храмовой молитвой", — говорит отец Александр. По его словам, рождественские службы начинаются в церквях еще вечером 6 января, в Сочельник. Однако это еще день строгого поста. Увеселение воспрещено.
Если в храме есть традиция ночных служб, тогда в полночь совершается ночная божественная литургия — уже праздничная. Там, где ночной традиции служения нет, праздничная рождественская служба — красивая и продолжительная, с царскими часами и литургией — проходит уже утром. В зависимости от прихода, служить начинают в 8 или в 9 часов утра. Рождественская трапезаУстраивать застолье в Сочельник "с первой вечерней звездой" — это светская традиция, не имеющая ничего общего с православием.
На самом деле 6 января еще день строгого поста. Отсюда и название — "Сочельник".
Самое популярное
- Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки
- Актуальные новости
- Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
- Новости рождественская
- Колядование
Рождество в России, традиции и обычаи
- Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи
- Содержание:
- Содержание:
- Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
- Лента новостей