Новости рельсовая война и концерт

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. «Концертная» программа. Успешное проведение партизанскими подразделениями операции «Рельсовая война» дало основание для разработки последующих кампаний по схожему сценарию.

Основная навигация

  • Новый "Концерт". Как в Белоруссии возобновилась «Рельсовая война» - 18.10.2022 Украина.ру
  • "Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси 3
  • Сергей Сигачев. Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
  • "Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
  • Архив номеров

Партизанская операция «Концерт»

В 1943 году фашисты придерживались политики "выжженной земли" и тотального опустошения оккупированной территории. Создавались специальные команды поджигателей, которые опустошали территорию при отходе фашистских войск: грабили и уничтожали населенные пункты, жителей уничтожали либо угоняли в Германию. Партизаны отряда имени Чапаева ведут бой за убранную рожь, 1943 год Брестское соединение. Партизаны отряда имени Фрунзе в перерыве между операциями читают свежие газеты В 1943 году в разных районах Беларуси оккупанты провели более 60 крупных карательных операций против партизан и населения, в том числе операции "Фриц", "Хубертус", "Освещение храма", "Барбара", "Осенняя охота", "Танец", "Охота на зайцев", "Охота на уток", "Генрих".

Однако ничто не могло сломить сопротивление белорусского народа оккупантам и остановить партизан. Немецкий железнодорожный эшелон, сожженный партизанами, 1943 год Минское партизанское соединение. Партизаны на боевых учениях, 1943 год Брестское партизанское соединения.

В лесном лагере партизаны слушают Москву В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война". Ее первый этап начался в ночь с 3 на 4 августа 1943 года и продолжался до середины сентября 1943-го, второй - с 19 сентября 1943 года до начала ноября 1943 года он получил название "Концерт". За это время партизаны взорвали 200 тыс.

Под откос летели эшелоны, взрывались мосты, водокачки, железнодорожные станции, было разгромлено 220 вражеских гарнизонов и опорных пунктов. Пархоменко разрушают железнодорожное полотно Партизаны минируют мост, 1943 год Немецкий железнодорожный эшелон,сожженный партизанами, репродукция БЕЛТА Партизаны постоянно проводили боевые и диверсионные операции, отвлекая на себя внимание немецких тыловых и военных частей.

Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. С 19 сентября по октябрь 1943 года была проведена аналогичная операция под кодовым названием «Концерт». Всего в ходе двух операций партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Их действия были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Партизанское движение в 1943 году затруднило перегруппировку фашистских войск и оказало значительную помощь наступающей Красной Армии.

Партизаны как часть советской стратегии Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат. Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд Источник: waralbum. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт» Источник: hiveminer.

Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах Источник: waralbum. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней.

Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки! В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск. Об особенностях логистики в Курской битве и о скоординированных действиях советских партизан в это же время, рассказывает исследователь транспорта, автор сайта Transsib.

Подготовка к операции

  • Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3
  • Партизанская операция «Концерт»
  • Что такое Рельсовая война и Концерт? - История и мир
  • Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .

19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"

«Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР. Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.

Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»

Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | История.РФ | Дзен Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории.
«Концерт» после «Рельсовой войны» – газета «ИНФОРМБИРЖА news» "Рельсовая война" и "Концерт" для врага.

Что такое Рельсовая война и Концерт?

Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Операция "Рельсовая война" началась в ночь на 3 августа 1943 г. Для переброски в тыл противника взрывчатых веществ и других средств действовали 2 авиатранспортные дивизии. Действия брянских партизан в ходе операций 'Рельсовая война' и 'Концерт'. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%.

Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны

Что произошло в период Средневековья? Заключение Операция "Концерт" стала значимым событием в рамках партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны. Благодаря массированным диверсиям и разрушению железнодорожных коммуникаций противника, партизаны смогли существенно затруднить воинские перевозки и оказать помощь наступающей Красной Армии. Источник изображения: mil. Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». В операции участвовало 193 партизанских формирования свыше 120 тысяч человек Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Протяжённость операции по фронту около 900 километров исключая Карелию и Крым и в глубину свыше 400 километров.

Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии. Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники.

Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт». Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану. Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления».

В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов.

Рельсовая война

Целью операции "Концерт" был массовый вывод из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма, чтобы затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств Рейха. В операции приняли участие 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Уже в ночь на 19 сентября белорусские партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов.

По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре-октябре 1943 г.

В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории. В ходе её усилился приток местного населения в партизанские формирования. Николай Азясский, ведущий научный.

Многие поезда уничтожены или покалечены минами. Докладная записка директора железных дорог Минска от 19 сентября 1943 года Итоги и результаты рельсовой войны С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят. В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии. Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы. Рельсовая война - партизаны устанавливают взрывчатку Очевидные минусы рельсовой войны: Уничтожение собственного имущества. Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны. В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами. Огромные приписки. Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено - невозможно. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово». Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс. Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее: Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.

Немецкие солдаты в железнодорожном вагоне Исключительно по железной дороге немцы перевозили тяжёлую артиллерию и снаряды к ней, в основном вагонами — личный состав, ибо длительный переезд на машинах вымотал бы его до потери боеспособности, а на телегах перемещение стало бы крайне долгим, предельно изнурительным, особенно в дожди, метели или под палящим солнцем. Вот почему самый первый залп «Катюш» 16 июля 1941 года был осуществлён по железнодорожной станции Орша, где скопились многочисленные эшелоны с техникой и живой силой противника. Равным образом на уничтожение железнодорожных путей и подвижного состава были ориентированы также диверсионно-разведывательные группы, забрасываемые во вражеский тыл, либо создаваемые на оккупированной немцами территории партизанские отряды, чему примером может служить первый ДРГ-отряд «Митя» под командованием Д. С первых дней войны немцам пришлось столкнуться с диверсиями на дорогах, срывавшими их перевозки Сколь ни разобщены и эпизодичны были акции РККА и партизан в то время, тем не менее они уже тогда произвели ощутимый эффект: отнюдь не склонный к аффектации командующий группой армий «Центр» Фёдор фон Бок 7 декабря 1941 года отметил в своих записках: «... Нехватка автомашин, вагонов, локомотивов и обученного персонала. Недостаточная приспособленность локомотивов и автомашин к условиям русской зимы... Весь 1942-й и первую половину 1943 года шёл постоянный рост числа и численности партизанских отрядов и соединений на оккупированной территории СССР; на момент прекращения деятельности после освобождения Украины и Белоруссии осенью 1944-го их насчитывалось свыше 6200, а в их рядах пребывало свыше миллиона человек. Центральный штаб партизанского движения размещался в Москве в гостинице «Москва». Здесь послевоенное фото здания, в 1942-м его фотографировать было, безусловно, запрещено С целью координации их деятельности, материального снабжения всем необходимым для успешной боевой работы в Москве 30 мая 1942 года был образован Главный позже — Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования ГШПД. Пономаренко, после войны вернувшийся на эти должности. В структуре ГШПД имелась группа по применению и внедрению методов партизанской борьбы и современных диверсионных средств, которую возглавил ветеран войны в Испании И. Старинов, снискавший прозвища Дедушка русского спецназа и Супердиверсант Сталина. Пономаренко слева и И. Старинов Благодаря ему только на украинском направлении удалось настолько оживить диверсионную работу, что количество крушений поездов в 1943-м возросло здесь по сравнению с предыдущим годом в 17 с лишним раз: с 202 до 3500 соответственно. Не менее плодотворной была его работа на белорусском и российском направлениях. Помимо теоретического обоснования такого рода деятельности Стариновым были разработаны в содружестве с инженерами 46 конструкций минно-взрывных устройств, буквально на все случаи жизни: от магнитных и угольных мин, взрывавшихся в топках паровозов, морских или речных судов, до радиофугасов, приводимых в действие по сигналу с радиостанции, находившейся в сотнях километров от объекта диверсии: так был взорван, в частности, 14 ноября 1941 года немецкий штаб в Харькове, при этом погибли начальник немецкого гарнизона генерал-майор Георг фон Браун, два других немецких офицера и 13 солдат, охранявших резиденцию. Угольная мина для паровозов и колючки-ерши, использовавшиеся для выведения из строя лошадей противника на грунтовых дорогах Оперативным отделом ГШПД был разработан ряд увязанных с действиями РККА масштабных партизанских операций, первой из которых стала «Рельсовая война», осуществлённая в контексте Курской битвы.

Сергей Сигачев. Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»

Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс рельс. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс рельсов. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц. К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.

Взорванный партизанами поед в 1943 году Чтобы понять насколько опасной была ситуация на многих участках немецкого тыла в том числе и где не проводилась операция «рельсовая война» обратимся к историческим документам. Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций Командир 559-ой германской комендатуры Действий партизан становятся все активнее. Они постоянно нападают на железнодорожные пути.

Эшелоны, идущие с фронта, приходится надолго задерживать. Многие поезда уничтожены или покалечены минами. Докладная записка директора железных дорог Минска от 19 сентября 1943 года Итоги и результаты рельсовой войны С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года.

Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение.

Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий. Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки!

Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны подвоз рельсов и прочих материалов , перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки. Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось. Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно. Было решено продолжить в том же духе. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий. В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт».

Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований.

И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану. Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов.

Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги.

В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик.

Строка навигации

  • Что такое Рельсовая война и Концерт?
  • Новый "Концерт". Как в Белоруссии возобновилась «Рельсовая война»
  • Архив номеров
  • Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
  • Журнал Международная жизнь - «Рельсовая война» и «Концерт»

«Концерт» после «Рельсовой войны»

В 1943 году в ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» они подорвали сотни тысяч рельсов. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г. Элементы рельсовой войны использовались партизанами на протяжении всего контрнаступления, а затем и масштабного наступления советских войск, начавшегося в 1943 году. Наиболее масштабная акция была проведена перед началом амбициозной. Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.

Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли

В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника.

В операции приняли участие 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Уже в ночь на 19 сентября белорусские партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши, Чехословакии, Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Началась она на два дня раньше Курской стратегической оборонительной операции, 3 августа 1943 года, и завершилась на три недели позже, 15 сентября. Событию ныне исполнилось 80 лет. В ней приняло участие свыше 100 тысяч партизан, подпольщиков и специально обученных диверсантов, а это более семи полновесных дивизий РККА, огромная сила. Уничтоженный партизанами немецкий эшелон. Уничтожено, только снабжавших армию «Центр», 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Взорваны станционные сооружения и мосты. Движение на железных дорогах Украины и Беларуси было задержано в разных местах на срок от трёх дней до полумесяца, отдельные магистрали не работали весь август. Грузоперевозки вермахта сократились на 40 процентов. Немцам пришлось отвлечь с фронта значительные силы для охраны тыловых железнодорожных коммуникаций, ремонта повреждённых рельсов везли из Европы, главным образом Бельгии и Голландии , восстановления мостовых переходов и водокачек. По обе стороны рельсового пути на 100-200 метров вырубали лес и кустарники, где могли прятаться партизаны, создавали минные поля на подходах к рельсам, патрулировали пути. Партизаны минируют мост. БССР, осень 1943 года Не давая врагам передышки, уже через четыре дня после завершения предыдущей, с 19 сентября 1943 года ГШПД начал новую операцию рельсовой войны, получившую название «Концерт», что более точно отражало её суть: каждый партизанский отряд и диверсионная группа получили свою «партитуру» конкретное задание , инструменты для её исполнения мины, другое оружие и боеприпасы , дирижёром выступил ГШПД, тесно взаимодействовавший с Генштабом РККА. География «Концерта» стала шире, захватив на сей раз Карельский перешеек и Крымский полуостров, и многолюднее: к прежним 100 тысячам бойцов добавилось ещё 20 тысяч. Рельсов в ходе её проведения было подорвано несколько меньше 150 тысяч ; немцы, кстати говоря, научились их чинить не только путём замены, но и накладывая переходные мостики. Зато мостов через реки и глубокие овраги уничтожено больше только белорусские партизаны взорвали их 72, а ремонт таких сооружений занимал зачастую не одну неделю , попутно партизаны разгромили 58 немецких гарнизонов. Когда взрывчатки не было, железную дорогу просто разбирали Параллельно с «Концертом» в те же сроки и теми же силами проводилась операция «Пустыня», целью которой ставился вывод из строя системы водоснабжения железнодорожных станций. Поставленных задач — уничтожения 232 водокачек на всех магистралях — достичь не удалось из-за недостатка взрывчатки: погода резко ухудшилась и доставить её самолётами с Большой земли не представлялось возможным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий