Основная работа над текстом романа была завершена осенью 1831 г. (письмо Онегина Татьяне датировано автором 5 октября).
12 фактов, которые простым языком объяснят «Евгения Онегина» современному читателю
«Евгений Онегин» – своеобразная энциклопедия русской жизни первой четверти XIX века, в которой представлены все сословия и основные центры той России: Петербург, провинция и Москва. «Евге́ний Оне́гин» — роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, начат 9 мая 1823 года и закончен 5 октября 1831 года. Княжна Алина – тетка Татьяны и Ольги, сестра матери. • Зарецкий – сосед Онегина и Ларина, секундант Владимира на дуэли с Евгением, бывший картежник, ставший «мирным» помещиком. •. Несмотря на феноменальную оригинальность текста, «Евгений Онегин» был принят современниками весьма неоднозначно. В год 200-летия создания романа а в стихах «Евгений Онегин» перечитываем видеокнигу проекта "Читаем Онегина". Набоков в своих комментариях к «Евгению Онегину» написал про этот пассаж так: «Куртизанки, которых удалые повесы мчат в открытых экипажах».
200 лет назад Александр Пушкин начал роман в стихах "Евгений Онегин"
Родители Онегина умерли до начала событий, описанных в романе. В этой главе автор описывает обычный день из жизни Онегина. Онегин спит допоздна. Вечером он посещает театр и успевает побывает на каком-нибудь балу. После балов и вечером Евгений возвращается домой под утро и снова спит до обеда.
И так каждый день. Несмотря на насыщенную жизнь, Онегин страдает от хандры и скуки. Внезапно у Онегина умирает дядя, который оставляет ему в наследство имение в провинции. Онегин приезжает в деревню дяди, которая теперь принадлежит ему.
Евгений сначала занимается хозяйством, но вскоре и от этой жизни ему становится скучно. Автор упоминает о том, что сам он был лично знаком с Евгением. Глава 2: Онегин знакомится с Ленским Онегин и Ленский. Художники А.
Ружо Онегин живет в деревне, но ни с кем не общается. Он избегает своих соседей, скучных провинциальных помещиков.
На этот вопрос гениально отвечает Достоевский в Братьях Карамазовых. Помните, там один из ключевых героев — старец Зосима. Человек святой жизни, обладающий даром любви к людям и даром прозорливости. Причём в романе, и это очень важно, рассказано о его юности — о том, как он стал на свой подвижнический путь.
Он не всегда был таким. Святыми вообще не рождаются. В юности будущий старец Зосима звался Зиновием, и был он молодым офицером. Время его молодости пришлось на 20-е годы XIX века. И как ни удивительно, в жизни молодого офицера Зиновия, в те же годы, что у Онегина, тоже была дуэль... И лет Зиновию примерно столько же, сколько Онегину.
Зиновий горд и заносчив, его самолюбие уязвили, он спровоцировал своего мнимого обидчика, и тот вызвал его на поединок. Узнаёте фабулу? Годы те же самые, социальный контекст тот же самый — и то же давление общественного мнения: да тебя назовут трусом, если откажешься; это вопрос чести, и все так поступают... Но помните, КАК поступает Зиновий? Накануне дуэли он не спит всю ночь. Его гложет совесть.
Он только что ударил своего денщика — человека, который служил ему всем сердцем. Он ударил его, просто срывая злость — тот ничего ему не сделал. И ночью Зиновию становится стыдно... С ним начинает происходить трансформация, которая приведёт к полному перевороту жизни.
Произведение было с восторгом встречено критикой, а Виссарион Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Мы предлагаем пересмотреть спектакль Мариинского театра, послушать лекцию Юрия Манна и обязательно перечитать знаменитый роман в стихах. Клянемся, он актуален и по сей день.
Цифровой релиз состоится примерно через два месяца. Видео доступно на YouTube-канале «Киноафиша трейлеры». Права на видео принадлежат «Атмосфера кино». Обзор фильма Проза Андреасяна против стихов Пушкина В «Онегине» Андреасян берёг фанатов классики и весьма подробно перенёс сюжет. Сократил важные сюжетные арки и упаковал в пару кадров переживания, которые у Пушкина занимали целые главы, но в остальном первоисточнику не изменял. Повествование в фильме классическое: герои изъясняются не стихами, а нормальными человеческими фразами. Лишь изредка в кадре появляется рассказчик Владимир Вдовиченков и талантливо цитирует Пушкина. Или же герои под приятную музыку зачитывают легендарные поэтические письма. В романе читатель с головой погружался в нежные чувства Татьяны и безоговорочно в них верил, а в фильме важные моменты поданы настолько торопливо и коряво, что хочется воскликнуть: «Ну и с какой стати она уже влюбилась?
Глава вторая
- Курсы валюты:
- «Евгений Онегин»: история создания
- «Евгений Онегин», краткое содержание
- Краткое содержание и анализ произведения Пушкина «Евгений Онегин»
В печатном номере
- «Евгений Онегин», краткое содержание
- Комментарии
- Пушкин с первой строчки бросает ироничный вызов современникам
- Евгений Онегин
- Евгений Онегин — Рувики: Интернет-энциклопедия
О произведении
- «Евгений Онегин»
- Новаторство Пушкина
- информация о фильме
- Евгений Онегин | это... Что такое Евгений Онегин?
12 фактов, которые простым языком объяснят «Евгения Онегина» современному читателю.
Характеристика персонажей Делая анализ «Евгения Онегина», можно увидеть неслучайную подборку героев. Это миниатюра общества той эпохи, где описаны все типажи знатных людей: обедневший дворянин Ларин, его светская жена, возвышенный писатель Ленский, его ветреная избранница: Евгений Онегин. Он неудовлетворен жизнью и устал от нее. Александр Сергеевич подробно описывает среду, где вырос молодой человек, о том, как она сформировала характер. Его воспитание было типичным для дворян той эпохи: поверхностное образование, которое направлено, чтобы стать успешным в высшем обществе.
Его готовили не для настоящего дела, а только для развлечений. Потому он устал от напыщенного блеска балов. Он благороден, может испытывать глубокое чувство, но переживает за утрату свободы. Татьяна Ларина предстает собой идеальный образ.
Преданная и умная женщина, может на все пойти ради любви. Ее воспитывали в здоровой среде, а не в высшем обществе, потому в ней прослеживаются искренние чувства. Она любит чтение, в книгах девушка и почерпнула романтический и таинственный образ, который воплотился в Онегине. Она не обольщала Евгения, смело призналась ему в любви.
Этот отважный поступок не оценил герой. Он влюбился в нее через 7 лет. Богатство не принесло девушке счастья, она вышла замуж за нелюбимого человека, но ухаживания Онегина невозможны, семейные узы для Татьяны являются святыми. В Ольге Лариной нет какого-то острого угла, все округло.
Она принимает знаки внимания от Владимира. И любого другого ухажера, поскольку пуста и кокетлива. Между сестрами видно большое отличие. Владимир Ленский.
В этом герое раскрываются высокие нравственные понятия, потому он не отравлен обществом. Если Евгений танцевал и разговаривал с Ольгой только от скуки, то Владимир увидел в этом измену. В его восприятии это разрыв дружбы и дуэль, в которой он проиграл. Основная тематика В романе затронуты извечные тематики, которые нуждаются в осмыслении каждым читателем, вне зависимости от времени, когда он проживает.
Социальная и моральная тема предоставляет множество поводов для размышлений: Дружба. Владимир и Евгений тесно дружили друг с другом. Но являлось ли это искренним? Они общались по случаю, от нечего делать.
Пушкин не рассказывает историю — переложи встречи Татьяны и Онегина прозой, будет роман, каких много, — он колдует и заговаривает. Получается гримуар — книга с суперсилой. Вроде бы ничего особенного и всё на поверхности, но действует как витамин С: почему-то после «Евгения Огенина» жизнь кажется хоть и печальной, но красивой. Свой главный роман Пушкин писал в непрестанном диалоге с западной литературой: лишнее доказательство тому, что русская культура — часть европейской, а изучать «Евгения Онегина» стоит одновременно с «Гамлетом» и «Паломничеством Чайльд-Гарольда». Пушкин спорит с Байроном: Онегин — байронический герой, тревожный, сумрачный, «не созданный для блаженства».
Но вызвать восхищение он способен только у неопытной девицы —простодушной и прочитавшей слишком много романтических сочинений. Стоит Татьяне погрузиться в байроновские поэмы, найденные ею в онегинском кабинете, как она догадывается: её возлюбленный — не бес и не ангел, а всего лишь «пародия». Этот роман для Пушкина — это ещё и повод свести счёты с романтизмом, который, как он полагает, воспитывает в своих почитателях надменность и презрение к окружающим. Сегодня о Деборд-Вальмор знают только филологи, а пушкинские строки остались в истории русской литературы. Это, безусловно, феминистский роман, и мало в русской литературе столь же самостоятельных и цельных героинь, как Татьяна.
Ещё в XIX веке внимательные критики говорили, что Пушкину стоило бы назвать свой роман «Татьяна», потому что именно она является главной героиней.
Все просто: Пушкин создал роман, в котором очень много юмора. Лев Пушкин, младший брат поэта, писал о тех временах так: «Приятели часто заставали его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа». Еще один пример ироничного отношения к героям можно увидеть, когда автор знакомит читателя с бытом семейства Лариных. Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам... Когда Пушкин описывает, как Полина Ларина ведет хозяйство в своем имении, он говорит о том, что мать Ольги и Татьяны «брила лбы». Это вовсе не значит, что она промышляла парикмахерскими услугами. Это темное пятно легко объясняет Юрий Лотман в комментариях к роману.
Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.
Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Но всего получилось 10 глав — последняя 10-ая написана в Болдинской «самоизоляции» осень 1830 г. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», включив её фрагменты в качестве приложения к основному тексту. Существовал фрагмент этой главы, где, по некоторым данным, описывалось, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее шли замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Опасаясь возможных преследований властей, Пушкин убрал этот фрагмент [4]. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история. В целом, в романе Евгений Онегин отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона « Дон Жуан ». Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойдённым мастерством. Именно это дало основание В.
Евгений Онегин - краткое содержание (50%)
Подробный краткий пересказ романа «Евгений Онегин» по главам великого русского писателя А.С. Пушкина Читайте пересказ и делайте выводы. Литературный критик Лиза Биргер рассказывает о «Евгении Онегине» — главном тексте Александра Пушкина, чтение которого требует от читателя не профессионализма, а доверия и наивности. Мелодрама. Режиссер: Сарик Андреасян. В ролях: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк и др. Экранизация знаменитой поэмы Пушкина с Виктором Добронравовым в главной роли. Онегин получил соответствующее воспитание — сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем — гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий.
Евгений Онегин - краткое содержание
Онегин непрошенным является в княжеский дом и в его «домашней» половине, куда гостям хода нет, единственный раз видит прежнюю бедную Таню, читающую «какое-то» письмо. Онегин непрошенным является в княжеский дом и в его «домашней» половине, куда гостям хода нет, единственный раз видит прежнюю бедную Таню, читающую «какое-то» письмо. Новости 20 марта 2021 г. «Евгений Онегин» – вне конкуренции. Великий роман Александра Пушкина стал самым популярным поэтическим произведением года.
200 лет назад Александр Пушкин начал роман в стихах "Евгений Онегин"
Обычно режиссеры, берущиеся за дело, выбирают только фрагмент или только любовную линию, а то и вовсе ставят некое фантазийное произведение на тему как например, в Театре Вахтангова в Москве, где Татьяна танцует на заснеженной сцене с медведем…. Одним из самых удачных примеров стала опера Чайковского «Евгений Онегин», где стихи положены на оперные партии, и симбиоз музыки и текста Пушкина дал рождение целому новому шедевру. Обладает уникальным стихотворным строением Гений Пушкина помимо прочего заключается в филигранном умении рифмовать. Его рифмы легкие и при этом тонкие, а сам стих звучит чрезвычайно гармонично и для русского слуха. Каждая строфа имеет свою четкую внутреннюю структуру, которой поэт следует на протяжении всего романа.
В литературоведении даже появился термин «онегинская строфа». Каждая строфа состоит из 14 строк, написанных четырехстопным ямбом двусложный размер, где второй слог ударный. В первых четырех строках строфы рифмы перекрестные: первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. Далее с пятой по восьмую рифмы попарные, затем кольцевая девятая строка рифмуется с 12-ой, а 10-ая с 11-ой , и наконец парная рифма в последних двух строках.
Переводчики со всего мира до сих пор дерзновенно отваживаются на переложение «Евгения Онегина» на свои языки и соревнуются в том, кто удачнее выполнит работу. Только на английский существует свыше 10 переводов, и всего время появляются новые. Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина Третьяковская галерея Основной спор вызывает стихотворная форма и размер — стоит ли следовать ей, или лучше сфокусироваться на содержании, и передать атмосферу пушкинского текста?
Например, Владимир Набоков и вовсе отказался от рифм.
Я, я, я. И страстные строки здесь же сопровождаются упрёком. Чего он хочет добиться этим упрёком? Достоевский когда-то, поверив вот этому вот чувству Онегина, назвал Татьяну подлинной русской женщиной, главная черта которой — её верность: она не бросила своего старого мужа и не бежала с Онегиным. Ну, начнём с того, что Достоевский здесь несколько поддался магии текста, потому что, во-первых, и муж у Татьяны не старый, хоть и генерал. Толстый, но не старый.
И Онегин… Разве он предлагает ей в этом письме бежать? Разве предлагает он ей какую-то альтернативу? Уехать в Америку — самая распространённая, наверное, тогда альтернатива для героев романа, уехать на terra incognita, начать новую жизнь. Сибирь была, в конце концов. Но Онегин ничего такого не говорит. А что же он ей предлагает? Чего хочет добиться этим письмом?
Возможно, увидев, насколько изменилась Татьяна, Евгений решает, что она так же изменилась и внутренне и что она легко пойдёт на такой страстный, но совершенно с неопределённым финалом роман. Легко будет обманывать своего мужа с человеком, которого она любит и который любит её с такой страстной силой, перед которой невозможно устоять. Может быть, у Онегина действительно сильное чувство. Страсть, сильная любовь, но она по-прежнему эгоистична. А что происходит дальше? Как Татьяна реагирует на это письмо? Как сурова!
Пережив крушение надежд, он вновь бежит от света, запирается от остальных и перед камином читает книги и размышляет. И что происходит в этом уединении? Здесь как раз и совершается духовный кризис, к которому его подводила вся предыдущая жизнь. И письмо влюблённой наивной девочки, которой он тогда не поверил, и убийство друга на поединке из-за совершенно пустячного повода, из-за ошибки, по сути, и неожиданный отказ Татьяны. Он мчится к Татьяне, и мы видим уже совершенно другого человека. И тут Татьяна ставит в этом кризисе душевного преображения, я думаю, последнюю точку. Онегин видит, как она читает со слезами какое-то письмо, и узнаёт в неприступной княгине прежнюю Татьяну.
Что мог бы сделать эгоист Евгений? Как поступает новый Евгений? Только что он упрекал, умолял, признавался в своей страсти, а здесь он падает к её ногам. И всё, у него нет слов. Всё изменилось для него. Трудно найти, наверное, точное слово для того, что переживает Онегин, а за этим следует знаменитая отповедь Татьяны, в которой она в полной мере, ненамеренно, конечно, мстит ему. Он свою отповедь завершил: «Я вас люблю любовью брата».
Она совершенно это отзеркалила этот мотив: «Я вас люблю к чему лукавить? И что происходит дальше? Он снова чувствует, он снова страдает, он снова живёт. Это любовь, которую Евгений осознаёт как подлинную, вне зависимости от того, как мы её оцениваем. В произведении эгоистическая страсть преображается в подлинное чувство, на мой взгляд, и это чувство может быть только безмолвным, только трепещущим. Но в этот раз уже Татьяна его не понимает и очень жестоко судит: «Зачем у вас я на примете? Раньше она была никем, а сейчас у неё высокое положение, богатый муж.
На кону теперь стоит гораздо больше, чем стояло несколько лет назад... Это история двух людей, которые вовремя не поняли друг друга. А потом оказалось поздно. Два человека, необычных, сильных, которые не вовремя встретились и не смогли разглядеть друг друга. Мне кажется, что вы относитесь к нему с какой-то особенной любовью. Его мысли стали моими, они в моей душе, если можно так сказать. Для меня «Евгений Онегин» из тех книг… пришёл ты с работы, снял туфли с каблуками, расстегнул тесную юбку, сел в кресло, накрылся пледом, надел удобные тапки, и тебе хорошо.
Вот с таким чувством я открываю «Евгения Онегина». А ещё я вспоминаю книгу Евгении Гинзбург «Крутой маршрут».
И я абсолютно согласна с ним.
Может быть, немножечко расширю это определение: «Евгений Онегин» — это роман о человеческих чувствах, причём о тех, которые люди сознают сами, и о тех, которые растут где-то в глубине, исподволь, незаметно для них самих, а потом вырываются на поверхность и могут даже ошеломить. Сын века — Евгений Онегин… Кто он вообще такой? Это бездельник и транжира или всё-таки это сильная личность, которая не нашла себя в обществе?
Почему именно он является заглавным героем? Ведь на самом деле, читая произведение, мы сочувствуем больше Татьяне... Сегодня тоже продолжаются поиски героя нашего времени.
Кто-то примеряет на эту вакансию героев Алексея Иванова — скажем, Виктора Служкина из «Географ глобус пропил». Ищут и другие кандидатуры. А для Пушкина таким героем стал Евгений Онегин.
Это, конечно, избитое школьное определение — «лишний человек», но оно, пожалуй, очень ёмкое. Потому что Онегин — это человек значительных талантов, большого ума, который не находит себе места. Но на самом деле Пушкин за такой игривой манерой скрывает очень многое.
И неслучайно Онегин симпатичен автору, который бродит с ним белыми ночами над Невой и рассуждает, восхищаясь его «странностью» и «резким охлаждённым умом». Пушкину симпатичен Онегин — человек, который интересуется литературой: «Стал вновь читать он без разбора. Человек, который знаком с новинками литературы, который в деревенской тиши в своём кабинете читает Байрона, причём не просто читает, а отчёркивает какие-то места, которые ему нравятся.
Это человек, все взгляды которого, весь круг интересов сближает его с передовыми интеллектуальными людьми эпохи, с будущими декабристами. Но как-то так складывается, что Онегин не находит для себя точки приложения. В столице всё наскучило.
Он не герой — не Данко, не тот, кто умеет преодолевать обстоятельства. Это обычный человек, хотя и больших талантов. Онегин попытался как-то устроить свою жизнь — у него не получилось.
Уехал в деревню, но и там снова крушение. Причём интересно получается, что в романе такая логика развития прослеживается в судьбах всех центральных персонажей. Изначально им всем очень многое дано: и у Татьяны, и у Ленского, и у Онегина прекрасное воспитание и образование.
Ленский — вообще воспитанник одного из лучших университетов Европы, и Татьяна в своей тиши получает хоть и домашнее образование, но тоже очень много читает и много думает. Эти люди занимают довольно высокое светское положение: Ленский в юности становится наследником имения, Онегин вхож в высший свет Петербурга. Они молоды, красивы, здоровы, но потом происходит что-то, из-за чего их жизнь разрушается без каких-то убедительных объяснений.
Вот такая странная логика развития. Наверное, можно сказать, что Онегин — человек, не нашедший себе применения в этой жизни по труднообъяснимым причинам, отчасти связанным с его эпохой. К вопросу о возрасте Татьяны — Многих учёных, да и читателей, мучает вопрос: сколько же лет героям?
Многие утверждают, что Татьяна в начале романа совсем девочка, и поэтому вполне логично, что Онегин ей отказал. Однако в третьей главе мы читаем, что нянечку выдали замуж в 13 лет, и это было в рамках нормы... Если помните, в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева рассказана обратная история, как девушку, уже зрелую, хотят выдать замуж за десятилетнего мальчика.
Крестьянские обычаи для дворян не слишком применимы. А что касается Татьяны, вопрос на самом деле не самый простой. Мы часто со студентами его обсуждаем.
Татьяна пишет письмо, причём пишет по-французски, явно повторяя свои любимые книги. И когда Онегин, получивший письмо, приезжает, она, увидев его, бросается бежать и прятаться. Для какого возраста такое поведение характерно?
Скажем, ей лет пятнадцать-шестнадцать. Проходит год, и мать говорит соседу: «Как быть? Но всё же семья идёт на такой шаг.
Сколько здесь Татьяне? Если ей шестнадцать-семнадцать, то это далеко не настолько критичный возраст. Здесь женщина ведёт себя как мать девушки, чей брачный возраст подходит к краю.
Но прошёл всего год! Ещё меньше! И она выходит замуж?
В дворянских семьях всё-таки выходили замуж позже.
Более того, хотя Онегин смотрит на своё прошлое только с нескрываемым сожалением, Пушкин очень ностальгирует по жизненной силе и вдохновению своих ранних лет, с тоской пишет в нескольких авторских отступлениях о своих надеждах вернуть то, что он с тех пор потерял. Эта тема утраты молодости и поэзии, конечно же, полностью вложена в смерть Ленского, символическую трагедию которого сразу же осознает даже сам Онегин. Пушкин оплакивает безвременную смерть, Онегин путешествует, чтобы избавиться от чувства вины, и хотя сестры Ларины недолго посещают его могилу, на его надгробии выбита надпись с грустью о его молодом уходе. Подлинность любви Когда читатели впервые знакомятся с Онегиным, они узнают о его любовных доблестях и понимают, что ни он, ни кокетливые придворные дамы, которых он соблазняет, не испытали настоящей любви. В сельской местности мы находим, казалось бы, идеальную пару — Ленского и Ольгу, готовых к браку, но Онегин и Пушкин вызывают некоторые сомнения, указывая на поверхностность и условность Ольги. Как выясняется, Ольгу легко обхаживает Онегин, но Ленский любил искренне, настолько, что простил Ольгу и решил написать ей стихотворение в свой последний вечер вместо того, чтобы читать Шиллера. Однако Татьяна любит искреннее всех, до такой степени, что смело признается Онегину в любви, преодолевая смущение и боль.
В конце она не считает любовь Онегина искренней. Ремесло поэта Пушкин в частых отступлениях пишет о своём прошлом поэтического вундеркинда и о целях своего дальнейшего литературного развития. Его создание Онегина и Ленского, которые представляют прозу и стих соответственно, также указывает на творческое направление Пушкина. Он видит себя прошедшим юношеский, поэтический этап своей жизни, который в романе отмечен смертью Ленского, но, тем не менее, он не принимает английскую романтическую традицию прозы, о чем свидетельствует несчастная судьба Онегина. Он также прослеживает развитие своей Музы от провинциальной девушки, которая впервые вдохновила его в лицее, до её ослепительного, но незатронутого вступления в высшее общество. Влияние литературы на жизнь Каждый из трёх главных героев — Онегин, Ленский и Татьяна — характеризуется тем, какие книги они читают. Онегин очень похож на байронического героя, о котором он читает в своих английских романах, Ленский — на пылкого немецкого поэта, а Татьяна поначалу — на мечтательного французского романтика. Однако если Ленский умирает в своей поэтической наивности, а Онегин так и не меняется, оставаясь своего рода пародией, что обнаруживает Татьяна, просматривая его книги, то Татьяна прорывается сквозь литературный стереотип силой своей подлинной личности.
Глава 1 Роман открывается жалобой Евгения Онегина, самого титулованного персонажа, на скуку ухода за умирающим дядей. Далее Пушкин представляет героя повести как молодого аристократа, искусного в учёности и, что ещё важнее, ловкого в обаянии. Красноречивый собеседник, умеющий анализировать и интерпретировать других, Онегин без труда добивается успеха в ухаживании за дамами в высшем свете Петербурга. Пушкин призывает читателя не отставать от бешеного темпа Онегина, мчащегося сквозь ночь на санях к роскошному ужину, а затем так же быстро уносящегося в сверкающий мир балета. Танцовщиц и их искусство Пушкин описывает с большим восхищением, но почти с первого взгляда Онегин зевает, отвергает все это как скуку и отправляется домой. Там Онегин немного отдыхает и тщательно готовит свой туалет, после чего мчится в карете на бал, где петербургская знать танцует под мазурку. Затем Пушкин отвлекается от истории Онегина, чтобы выразить своё собственное двойственное отношение к юношескому буйству балов и пускается в восторженное восхваление прекрасных ног девушки, которую он любил. Когда мы возвращаемся к Онегину, мы видим, как он сонно возвращается в свой дом, когда рассветает и просыпается город.
Там он проспит до полудня, а когда встанет, день уже будет полностью распланирован, с теми же пиршествами, что и накануне. Онегин, попавший в ловушку бездумно повторяющегося образа жизни, постепенно начинает невыносимо уставать от него. Потеряв интерес к прежней жизни, Онегин покидает общество как праздных болтливых дам высшего класса, так и бессмысленно чувственных проституток низшего. В поисках цели он обращается к книгам, но тщетно, так как не находит ничего умного, хорошо написанного и увлекательного. В это время сам Пушкин встречает Онегина и, будучи сам таким же утомлённым миром, быстро сближается со своим героем. Они находят общий язык в душевной чуткости, которая заставляет их постоянно мучительно осознавать своё рассеянное прошлое. Пока автор и герой пьют вместе в тихой меланхолии на берегу Невы, Пушкин мечтает о путешествии в тёплое и живое Средиземноморье. Однако его планы отправиться в путешествие с Онегиным прерываются последовавшими друг за другом смертями отца и дяди Онегина, в результате которых Онегин получает значительное наследство и провинциальное имение дяди.
Онегин надеется найти утешение в своём новом положении хозяина в деревне, но сельская жизнь быстро надоедает ему так же, как и городская. В этот момент Пушкин оставляет Онегина, чтобы рассказать о своей любви к природе и поэтической миссии, которые, как он надеется, сделают ясным различие между ним и Онегиным. Он завершает главу восторгом по поводу своей новой поэмы и гордым безразличием к ожидаемым цензорам и критикам. Анализ Главный эпиграф к роману, «из частного письма», написанного по-французски предположительно Пушкиным, перечисляет основные черты характера некоего неназванного человека: «тщеславие», «равнодушие» и «чувство превосходства, может быть, мнимое». Евгений Онегин, титулованный «герой» романа, как его называет Пушкин, сразу же после своего появления будет соответствовать этому описанию, что ставит вопрос о том, написал ли Пушкин его специально для Онегина или использовал для описания его характера реальное частное письмо. Независимо от того, какой именно характер носит эпиграф, он сразу же устанавливает связь между литературой и жизнью, которая будет оставаться очень важной на протяжении всего романа. Так, сам Пушкин берет на себя и роль рассказчика над повествованием , и персонажа, друга Онегина внутри повествования. Посвящение Пушкина, первоначально написанное его другу и первому издателю «Евгения Онегина» П.
Плетнёву, впоследствии было изменено так, что в нём не указан адресат и таким образом, оно как бы обращено к читателю романа. Как эпиграф предвосхищает «Онегина», так и посвящение представляет амбивалентную природу романа. Первая же строфа устанавливает одну из самых важных тем в жизни Онегина: «скука». Онегин сам обращается непосредственно к читателю, жалуясь на то, что ему приходится ухаживать за больным дядей. По мере того как Онегин мчится с вечеринок в ресторанах на балет, из дома на бал, мы, читатели, узнаём, что он стремится не столько к удовольствию от всех этих занятий самих по себе, сколько к головокружительному опыту постоянного ускорения. Умный человек и мастер обаяния, каким он является, Онегин способен манипулировать сердцами других таких же искусственных людей из высшего общества, более того, благодаря своему исключительному уму он стоит выше их всех, но в то же время он отчуждён. Хотя он неустанно ведёт богемный, весёлый образ жизни, почти при каждом повороте Онегин издаёт характерный зевок и отходит в скуке. Более того, как упоминает Пушкин, Онегин находится в самой весне своих дней, но утратил всю теплоту чувств, а светская суета стала для него скукой.
Поэтому он ожидает, что такие молодые люди, как Онегин, станут неудовлетворёнными и приобретут меланхолический, мучительный характер, который наиболее известен в произведениях и жизни англичанина лорда Байрона. Позже Татьяна обнаружит портрет Байрона в кабинете Онегина и, пытаясь разгадать загадку его личности, поймёт, что он очень пустой персонаж, производное от прочитанных им английских книг. В той же строфе Пушкин уже сравнивает Онегина с байроновским героем Гарольдом из «Паломничества Чайльд Гарольда», архетипом утомлённого миром байронического героя. В этот момент недовольства своей прошлой жизнью и отсутствия направления для настоящего Онегин встречает Пушкина, который так же отошёл от ликующего прошлого. Они пьют вместе, автор и его герой находятся в тесном товариществе, но неизбежно расстаются, Онегин уезжает в имение своего дяди, а Пушкин возвращается на своё место парящего над повествованием рассказчика. Хотя Пушкин по-прежнему появляется в повести, только в последней главе он снова взаимодействует с героями, встречаясь с Онегиным на балу после его возвращения из путешествия. Будет полезно отметить параллель между путешествиями, которые Онегин планировал совершить с Пушкиным, и путешествиями, которые он в итоге совершил сам, оба из которых были предназначены для того, чтобы убежать от преследующего прошлого в новое окружение. Несмотря на связь, которую Пушкин проводит между Онегиным и собой — Онегин и Ленский, представленные в следующей главе, составляют две половины личности Пушкина, — он обязательно проводит различие поэтического чувства: несмотря на то, что Онегин очень грамотен, он никогда не пишет стихов.
Более того, Онегин не любит сельскую местность, как Пушкин во время своей ссылки. Проводя границу между собой и своим героем, Пушкин выступает против романтической традиции Байрона, чьи персонажи очень автобиографичны. Глава 2 Онегин с большой скукой поселяется в старомодной усадьбе своего дяди. Он вызывает негодование и презрение соседей, проводя хитроумные сельскохозяйственные реформы и готовя лошадь для побега, когда они его позовут. В эту картину врывается молодой, пылкий поэт Владимир Ленский, только что вернувшийся из Гёттингена, Германия. Яростный поклонник немецких романтиков Гёте и Шиллера, 18-летний юноша представляет собой архетип незрелой страсти, направленной прежде всего на любовь с тем самым идеализмом и оптимизмом, которого так не хватает Онегину. Как и Онегин, Ленский находит своих сельских соседей скучными и неинтересными; не желая жениться, он отвергает их явные планы выдать за него дочь. Хотя Онегин, утомлённый грабарь, и Ленский, поклоняющийся Музе, диаметрально противоположны по своему мировоззрению, их объединяет общая тоска и презрение к большинству окружающих.
Они часто беседуют на все мыслимые интеллектуальные темы — от истории, науки до литературы, но ни одна тема не является для них более волнующей, чем любовь. Вспоминая прошлые и будущие любовные отношения, Ленский вздыхает от восторга, а Онегин — от сожаления. Действительно, Онегин воспринимает Ленского как наивного юного друга, который, как бы ни был неопытен в реальных путях мира, с удовольствием слушает волнующие воспоминания о его, Онегина, похожем прошлом. Пушкин посвящает немало строф раскрытию поэтической силы Ленского. Ленский откровенен в своих чувствах, экстремален в своих эмоциях и неповторимо страстен в своей любви. В детстве Ленский был влюблён в Ольгу Ларину, которая тем самым разожгла его поэтическое пламя. Пушкин, однако, считает Ольгу довольно обычной девушкой и вместо этого обращает своё внимание на знакомство с её старшей сестрой Татьяной. Татьяна, интровертная и задумчивая девушка, совершенно не похожа на свою общительную сестру.
Вместо того, чтобы играть с друзьями и куклами, Татьяна погружается в красоту природы и романтику французских романов. Мать Татьяны тоже когда-то влюбилась в героя такого романа, хотя сама только слышала о нём и никогда не читала. Выданная замуж за безвольного отца Татьяны и увезённая в его загородное имение, она некоторое время ведёт себя истерично, но потом так освоилась в деревенской жизни, что стала доминировать в доме. Когда умирает отец Ларина, Ленский едет на его могилу и сочиняет стихи в память о нём. При этом Ленский с болью вспоминает смерть собственных родителей, а затем и сам Пушкин вспоминает о быстротечности жизни и смене поколений. В конце главы он выражает надежду, что его творчество сохранит его имя после его собственного ухода из мира. Зевая от скуки в своём новом провинциальном жилище, Онегин не находит интереса ни в буколической природе описанной в предыдущей главе , ни в своих простодушных соседях. Интеллигентный, городской и современный человек, Онегин не испытывает привязанности к земле и её исконным традициям, таким как праздничные пиры, которые устраивают Ларины и которые поддерживают сельское население.
Он демонстрирует своё передовое, типично европейское мышление, реформируя обязательный труд своих крестьян — прогрессивное действие, которое быстро вызывает недоверие соседей. Более того, он демонстрирует едва замаскированную неприязнь к ним своей лошадью, приготовленной для бегства от общественных призывов. В этих чувствах он находит товарища в лице недавно приехавшего Владимира Ленского, который недолюбливает соседей по другой причине. Пушкин подробно останавливается на поэтическом пыле Ленского, его юношеском невежестве и характерном немецком влиянии, что ставит его в резкую оппозицию к явно не поэту Онегину. Однако Ленского, «исполненного кантовской истины», не менее отталкивает и утомляет соседство с «бесплодным тусклым владеньем» деревни, и благодаря этим общим врагам и особым качествам ума, Онегин и Ленский становятся закадычными друзьями. Слушая восхваления Ленского о любви «с дружеской снисходительностью» и в то же время с таким интересом, как «солдат, старый и хромой», Онегин с предчувствием размышляет о том, как несправедливо было бы разрушить столь юный идеализм. Пушкин описывает дружбу как союз противоположностей, они встретились — как волна с горой, как стих с прозой, как пламя с фонтаном. Энергичные и юношеские «волна», «стих» и «пламя» относятся, конечно же, к Ленскому, а весомые и зрелые «гора», «проза» и «фонтан» — к Онегину.
Из этой диалектики эпитетов наиболее важной является диалектика «стиха» к «прозе», ибо такова вся структура «Евгения Онегина», пушкинского новаторского «романа в стихах». Введя Ленского, Пушкин представляет и двух сестёр Лариных, Ольгу и Татьяну, непохожесть которых отражает противопоставление Ленский—Онегин. Ольга, как и Ленский, который любит её с детства, энергична, красива и молода. Однако, восхваляя её как первоначальную музу Ленского, Пушкин даёт важную оговорку о достоинствах девушки, вокруг которой, кажется, «витает скука». Здесь содержатся два важных момента: во-первых, Пушкин продолжает тему мета-романа — художественного произведения, которое осознает, что оно является вымыслом, и тем самым напрямую обращается к читателям; во-вторых, он стирает грань между реальностью и вымыслом, описывая Ольгу как стереотипный персонаж, которого преследует пугающий призрак «скуки». Затем Пушкин «взывает к старшей сестре её»: Татьяна сразу же выделяется из условного романического состава, в котором находится Ольга, своим именем, которое Пушкин находит приятным по своей «интонации» и ассоциации с невосполнимой стариной, особенно с исконно русским крестьянством. Говоря о выборе имён, Пушкин делает одно из своих обычных касательных, но чрезвычайно важных замечаний о том, что просвещение не сумело нас исправить и всё, чему мы научились из его великого прошлого, это жеманство. Просвещение, о котором идёт речь, — это, несомненно, европейское Просвещение, культура, которая резко вошла в прежнюю изолированную русскую культуру примерно в восемнадцатом веке.
К пушкинскому времени аристократические классы были настолько европеизированы, что владели французским языком лучше, чем русским, как это показано в романе Льва Толстого «Война и мир». Пушкин, Толстой и многие другие русские мыслители и писатели жили в бурные времена, когда Россия пыталась определить своё национальное направление, будь то европейская модернизация или восстановление русской традиции. Вернёмся к Татьяне. Представляя её, Пушкин выделяет три характерные черты, интровертность, задумчивость Татьяны она не играет в куклы , её любовь к природе и любовь к романам. Все три фактора определят её дальнейшие действия в романе. С присущим ему мастерством повествования Пушкин плавно переходит от одной темы к другой, описывая действие, представляя персонаж или размышляя о какой-либо политической, философской или художественной идее. Он завершает главу, переходя от искренней любви Татьяны к романам к неглубокой оценке романов её матерью, к замужеству матери в сельской жизни, к смерти отца, к поэтическим размышлениям Ленского и, наконец, к поэтическим размышлениям самого Пушкина, которыми он завершает многие главы романа. Глава 3 Глава цитатирует французского поэта Жака Клиншама де Мальфилатра — «Она была девушка, она была влюблена» — чтобы заявить тему: любовь Татьяны к Онегину.
Чтобы насладиться жизнью семьи Лариных и, конечно, любовью к Ольге, Ленский наносит частые визиты в их дом. Онегин находит это любопытным и сопровождает Ленского в один из его обычных визитов. По дороге домой Онегин отмечает отсутствие интереса к Ольге, особенно в сравнении с особым шармом Татьяны, к неудовольствию Ленского. Вскоре распространяется слух о возможной встрече Онегина и Татьяны, который будоражит саму Татьяну. Она давно предвкушала любовь, читая романтические романы, и теперь считает Онегина воплощением своих надежд. Эта вновь вспыхнувшая любовь заставляет Татьяну ещё больше отстраниться от повседневной жизни и погрузиться в созерцательную меланхолию, полную мук и волнений. Её жизнь становится сюрреалистичной и мечтательной, когда лунный свет освещает её, сидящую или вышагивающую по комнате. Она объясняет свою ситуацию сиделке, но та не может дать ей ни совета, ни утешения.
В отчаянии Татьяна проводит ночь за написанием письма к Онегину, в котором признаётся в своей искренней любви, а на рассвете поручает кормилице передать письмо мальчику, который в свою очередь передаёт его Онегину. После того как Ленский приезжает один, но с обещанием Онегина прийти позже, Татьяна с тревогой ждёт на своём обычном месте у окна. Услышав приближение кареты Онегина, она убегает на скамейку в саду, где поют крепостные девушки, собирая ягоды. Проходит некоторое время, и Татьяна начинает возвращаться домой — но почти сразу же встречает Онегина с его «взором горящим».
200 лет назад Александр Пушкин начал роман в стихах "Евгений Онегин"
Евгений Онегин: краткое содержание, история создания, контекст | Черновую версию «Евгения Онегина» поэт подготовил во время Болдинской осени — сочинил восьмую главу, дописал «Путешествие Онегина», а также создал и частично уничтожил десятую главу. |
Содержание произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". | Краткое содержание «Евгения Онегина» может звучать так: молодой повеса Онегин живёт праздной жизнью, гуляет на балах, кокетничает с дамами и блистает в свете. |
Евгений Онегин: краткое содержание, история создания, контекст | Издательство АСТ | Онегин родился в семье обедневшего аристократа в 1795 году. |
4 апреля 1833 года вышло полное издание романа «Евгений Онегин»
английская экранизация пушкинского произведения режиссера Марты Файнс с Ральфом Файнсом в главной роли в роли Онегина, Лив Тайлер в роли Татьяны и Тоби Стивенсом в роли Ленского. Автор подчеркивает, что Онегин, «боясь ревнивых осуждений», очень следил за своей внешностью, поэтому мог по три часа находиться перед зеркалом, доводя свой образ до совершенства. Описание. Аудиокнига Александра Пушкина «Евгений Онегин» познакомит с известным классическим произведением русского поэта. «Онегин» будет стоять в хореке, в SimpleWine, в других винных бутиках по стране, которые заинтересуются этим продуктом, в избранном премиальном ритейле.