Портрет Владимира Ленина, украшавший актовый зал Смольного дворца. В основе скульптуры «В.И. Ульянов (Ленин) за работой» лежит картина известного советского живописца И.И. Бродского «Ленин в Смольном», написанная в 1930 году. «Ленин в Смольном» – и по сей день одно из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции, изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти.
С дома на Сердобольской исчезло панно «Путь В. И. Ленина в Смольный»
25 октября Ленин провозгласил с трибуны в Смольном: «Товарищи! Ленин в Смольном. 1919 «В.И. Ленин на фоне Смольного». Картина Исаака Бродского. 1925 год В. И. Ленин в Смольном». Художник И. И. Бродский Янис Андрис Осис «В.И. Ленин в Риге». Новости с комментариями. Популярные видео. "В настоящее время мы уже помыли памятники Ленину у Смольного и Финляндского вокзала.
ПОСЛЕДНЕЕ ПОДПОЛЬЕ В. И. ЛЕНИНА (1917 г.)
В общей сложности Владимир Ленин провел в Петрограде-Ленинграде-Петербурге пять лет. Ленин в Смольном. В Смольном В.И. Ленин принимал аккредитованных в Петрограде представителей различных государств, будь то страны Антанты или страны нейтральные, беседовал с руководителем американской миссии Красного Креста в России полковником Раймондом Робинсом и, конечно. 8. Ленин и Смольный институт, история и легенды. Ленин в Смольном [Изоматериал: электронный ресурс]: [комплект открыток] / обложка художника В. Бендингера ; редактор З. Алексеева.
4. В.И. Ленин. Смольный — штаб Революции
Члены партии говорили пароль: «Долой бонапартизм! Выступил с речью Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Ленин выступил с речью о мерах борьбы с локаутом»Фото: citywalls. Созданный после первой русской революции Петербургский совет рабочих депутатов в 1905 году провел несколько заседаний в здании Вольного экономического общества. Оно располагалось на улице, которая на тот момент называлась 4-й Измайловской. В частности, здесь обсуждали, как реагировать на массовое закрытие фабрик и заводов.
По итогам собрания приняли резолюцию: призвать весь российский пролетариат готовиться к забастовке. Ленин и правда участвовал в заседании и действительно выступал с речью — судя по всему, под псевдонимом «товарищ Сергеев». Но правда ли, что именно его тезисы легли в основу принятой резолюции и вообще существенно на нее повлияли, историки не уверены. Скрывался от полицейских властей царского правительства Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Ленин в 1905—1907 гг.
Здесь он читал лекции по историческому материализму в социал-демократическом кружке студентов». В это время соратники Ленина организовывали его выступления в рабочих районах Петербурга. Он спал в многоугольной крошечной комнате, в которую вела дверца из учебной аудитории. Приветствовал с броневика и призывал Финляндский вокзал. Ленина, 6 «Здесь, на площади, 3 16 апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В.
Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над царизмом и призывал их к борьбе за социалистическую революцию»Фото: Наталия, citywalls. На перроне Финляндского вокзала его ждали солдаты и матросы Балтийского флота, а также рабочие. К вокзалу загодя пригнали бронеавтомобиль марки «Остин». Прибывшего на вокзал Владимира Ильича встретил председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Николай Чхеидзе. Он предложил ему сотрудничество, но Ленин отказался работать с меньшевиками.
Дальше лидера большевиков подхватили солдаты и матросы — они вынесли его на площадь. Тут Владимир Ильич начал выкрикивать приветствия. После чего на этом же броневике двинулся в сторону особняка Матильды Кшесинской.
Серова ; Смольный. Актовый зал ; "Крестьяне-ходоки у Ленина". Серова ; "В.
Ленин в Смольном". С картины художника И. Бродского ; Смольный. Рабочий стол в комнате В. Ленина ; "В. Ленин у Смольного".
Копирование пользователями не разрешается. Мазелев, Рафаил Абрамович фотограф; 1911-1975.
Я не выдержала и, возмущённая, сказала им в ответ, что я в своем доме могу ходить как хочу. Когда мой проводник его спросил, почему они так задерживаются в моём доме, то вместо ответа он показал на угловое окно, из которого хорошо был виден Троицкий мост и набережная, и дал нам понять, что им это важно. Я тогда поняла, что это были, очевидно, большевики, и что они готовились к новому перевороту. Они хотели удержать за собою удобное место для наблюдения за мостом и для возможного его обстрела». Именно сюда и привезли только что вернувшегося в Петроград Ленина.
По приезду он с небольшого балкона обратился к ожидавшим у особняка людям, выслушал приветствия и выступил с речью. Краткая суть её была такова: партии следует полностью отказаться от сотрудничества с Временным правительством, а буржуазная революция должна стать социалистической. В общем-то, это и были те самые Апрельские тезисы, которые «официально» он озвучит через несколько дней в Таврическом дворце. Сама балерина, после неоднократных попыток вернуть дом, обращений к знаменитым друзьям и даже в суд, покинет Петербург, а потом и Россию. Кстати, ответчиком в одном из исков Матильды Кшесинской был Владимир Ульянов. Правда, суд Ульянова-Ленина ответчиком не признал по прозаической причине — указанный гражданин не проживает в доме балерины. С 1938 года особняк стал музеем — сначала Музеем С.
Кирова, затем Музеем Великой Октябрьской социалистической революции, а после перестройки и до сих пор его занимает Музей политической истории. Шпалерная, 47. В конце марта — начале апреля 1917 года здесь проходит Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Ленин приезжает в Петроград в последний день работы собрания и на следующий день выступает перед делегатами с программой, которая получила название «Апрельские тезисы». Суть «тезисов», коих было 10, сводилась к следующему: буржуазная революция должна перейти в социалистическую, необходимо упразднить полицию, армию и бюрократический аппарат, национализировать земли и банки, власть в стране должна перейти к коммунистической партии именно это название, согласно программе, должна была получить РСДРП б. Эта программа легла в основу политики партии, а затем и в основу государственной политики. Мойка, 32.
По приезде в Петроград в апреле 1917 года В. Ленин непосредственно руководил газетой «Правда».
Закрывать повестку дня за 48 часов до объявленного начала заседания, предоставляя, однако, право в случае экстренности вносить вопросы во время самого заседания. Требовать при внесении вопросов подробной исчерпывающей докладной записки с предоставлением всего фактического материала, касающегося вносимого вопроса. Считать необходимым присутствие на заседании докладчика и представителей тех ведомств, которых касается обсуждаемый вопрос; в случае отсутствия докладчика и представителей заинтересованных ведомств, а также непредставления достаточно полной докладной записки и фактического материала, снимать вопрос с обсуждения, перенося его в конец следующего заседания. Заседать не реже трех раз в неделю, определяя день и час следующего заседания в конце каждого заседания"15. В соответствии с этими правилами Малый Совнарком действовал на протяжении своего пребывания в Петрограде, вплоть до последнего тамошнего заседания, состоявшегося 8 марта 1918 года16.
Все протоколы МСНК, начиная с 20 января 1918 г. Фотиева, - Совнарком поручил В. Если же кто-либо из членов МСНК или народных комиссаров возражал, а также в случае своего личного несогласия Владимир Ильич вносил вопрос на обсуждение Большого Совнаркома"17. МСНК в Петрограде провел огромную работу, которая дала возможность СНК сосредоточить внимание на центральных проблемах строительства новой государственности. На заседаниях МСНК были приняты некоторые важные декреты и постановления, в частности о различных ассигнованиях и о конфискациях по ведомству торговли и промышленности18. Впоследствии МСНК стал заниматься рассмотрением финансовых вопросов, а также осуществлял предварительную подготовку ряда декретов и постановлений правительства, которые затем утверждались на заседаниях Совнаркома. Кроме того, ряд вопросов был передан ему правительством для окончательного решения.
Недаром отмечалось: "Владимир Ильич хотя по- 13 См. Создание советского центрального государственного аппарата. Ленин стремился к тому, чтобы МСНК во "втором издании" стал более работоспособным и авторитетным органом, который "должен был, очевидно, изжить недостатки своего предшественника" Д. Названное постановление было подготовлено и принято при самом активном участии В. Он внимательно следил за работой МСНК, что проявлялось не только в просмотре и утверждении его решений, но и в постановке на его заседаниях различных вопросов, и в критическом отношении к результатам деятельности МСНК. Характерен такой факт. В повестку дня заседания правительства от 7 января 1918 г.
Лениным был дополнительно внесен вопрос "О Малом Совете в связи с его бездеятельностью", а 7 вопросов повестки, составленной к этому заседанию, им были перенесены в МСНК20. Поскольку в центре внимания Малого Совнаркома находились тогда финансовые дела, В. Ленин постоянно контролировал и эту важную сторону его деятельности. Он "поддерживал дух порядка и необходимой расчетливости в противоположность наклонностям некоторых товарищей проявить "широкую натуру"21. Добиваясь твердой финансовой дисциплины, В. Ленин решительно боролся за наведение строгого порядка в сметно-бюджетном деле и за сокращение управленческого аппарата22. Очевидцы свидетельствуют, что В.
Ленин был в тот период фактически несменяемым руководителем Малого Совнаркома, не имевшего своего постоянного председателя, и что он вникал почти во все детали практической работы этого органа.
Никто не забыт, ничто не забыто. Ленин в Смольном (компле...
"Коммунисты Петербурга": Люди, не попавшие в музей Ленина в Смольном, плакали. Ленин проводит 25 октября на конспиративной квартире и приходит в Смольный к 10 часам вечера. Ленин в Смольном (комплект из 2 книг). Виктор Ганшин, Елена Кулагина.
Памятники Ленину у Смольного и Финляндского вокзала отмыли ко дню рождения вождя
Всего на ней присутствовало порядка 30 человек, среди которых в том числе были курсанты морской технической академии имени адмирала Д. Больше фотографий — в нашей галерее.
Коммунисты ознакомились с экспозицией, старшие товарищи обратили внимание молодежи на скромные условия, в которых жил В. Ленин и его семья, на высокую дисциплину вождя партии большевиков и его товарищей. Коммунисты посетили и бункер А. Жданова, одного из ближайших соратников лучшего ученика В.
Оно находилось на брандмауэре, обращенном к Большому Сампсониевскому проспекту. Семиэтажный доходный дом был построен в стиле модерн в 1913—1914 годах. Его спроектировал архитектор Николай Товстолес.
Фреска, выполненная в 1967 году художником Энгельсом Насибуллиным, изображала рабочих Выборгской стороны в бою за советскую власть. В верхней части был слоган: «Вся власть — Советам!
В новой картине художник ставит перед собой задачу передать не только портретное сходство, но и донести до зрителя характерные черты облика Ленина в напряжении повседневной работы.
Скульптура «В.И. Ульянов (Ленин) за работой»
Там Ленин скрывался последние дни перед революцией, в ночь 25 октября 1917 он именно там загримировался и отправился в Смольный. В квартире долгое время действовал музей. Однако, как утверждается на сайте «Коммунистов России», «с приходом капитализма алчные чиновники продали эту уникальную квартиру в частные руки». Активисты партии намерены провести около дома акцию в память о смерти Ленина и возложить цветы к его бюсту. Затем они собираются организовать возле дома серию одиночных пикетов с требованием выселить из квартиры частных лиц и восстановить музей. Корреспондент агентства «Интерфакс» задал вопрос об исчезновении музея чиновникам городского комитета по культуре.
Это отвлекло Каплан, и третья пуля, выпущенная ею, попала в плечо стоящей неподалеку женщины. Каплан задержали в тот же день. Ленина же доставили в Кремль, где за его лечение взялись лучшие хирурги.
Охрана после покушения Даже после этого удавшегося покушения взгляды Ильича на необходимость личной охраны не изменились. Но для Ленина все же был выписан из Финляндии бронежилет. Охраняли вождя пролетариата 20 чекистов. Ленин всегда раздражался их присутствием и считал, что рядом с ним они просто бездельничают.
Что касается живописной манеры Бродского, то он действительно сумел соединить присущий ему документализм с прекрасной живописной школой, полученной любимым учеником Репина. Написанная по живым впечатлениям 90 лет назад, картина сегодня уже перестала быть всеобщим фетишем. Для современного зрителя Ленин — одна из многочисленных исторических личностей. А тем, кто в ней видит не только документ, но и художественное произведение, будет интересно рассматривать ее композиционную уравновешенность, разумное чередование светлых полотняные чехлы и темных диван, пол и одежда Ленина пятен. Он подметит появление разновременной мебели инородным смотрится венский стул и бедность интерьера выщербленные половицы пола.
Сам Бродский считал эту картину удачной и любил ее больше других работ.
Мы спросили писателя, историка, архивиста Олега Шишкина. Олег Шишкин. Но, хотя в обществе и зрели недовольства, все равно казалось, что ситуация стабильная.
Были мощные спецслужбы, которые охраняли государство. В вечной депрессии. Он - глава фракции, большая часть ее активных членов в эмиграции или на нелегальном положении. По просьбе Надежды Константиновны его друг Карл Радек ведет его в пивную а Ленин был вообще-то человеком непьющим , и там Ильич, выпив пинту пива, разговорился: жалуется, что «уже 10 лет все время, что он в эмиграции.
По его же словам, «дело революции - это дело далекого будущего, и не нам, старикам-патрийцам, будет суждено ее увидеть». Кстати, на ваш взгляд, это была революция или госпереворот? По большому счету революция была в феврале. Тогда происходил слом системы.
Монархия рухнула, и вместо нее появилось нечто, еще даже не до конца сформированное. Давайте вернемся чуть-чуть назад - к Февральской революции 1917 года. Вообще-то только-только, в 1913 году, грандиозно отметили 300-летие династии Романовых. Как вдруг проходит несколько лет, и буквально за считаные дни… ничего не остается.
На улицу выходят какие-то женщины-домохозяйки Выборгской стороны в Петрограде, их подавляют какие-то полицейские, были какие-то перестрелки… И вдруг все это очень быстро заканчивается, приходят новые люди. Никакие спецслужбы не помогли. Это его карточка, заведенная в полиции. И эти руководители накануне встречались с послом Великобритании господином Бьюкененом.
Причем этого никто не скрывал. Они приходили к нему прямо в посольство. И как только произошла Февральская революция, они получили поддержку и от Великобритании, и от Франции. И только тогда Ильича прострелило, что он-то больше не лузер.
Он больше не политический отброс. Конечно, сразу появились люди из Социал-демократической партии Германии и Швейцарии, которые стали его посредниками в общении с генштабом германской армии. Максимум, что ему могли предложить другие: проезд в обычном поезде, на общих условиях, без заинтересованной стороны и, скорее всего, арест в конце. А в России к власти пришли социал-демократы и через немецких социал-демократов он продавливал возвращение.
На самом деле это было совершенно абсурдное событие само по себе. Представьте: страной правит социал-демократическая партия, у них все хорошо, но внутри партии есть некая фракция те самые большевики , которая собирается прийти к власти, сметая на своем пути даже союзников. Контрразведка установила. У Ленина была группа людей, которые выполняли его, скажем так, темные поручения.
Так вот, эти люди от германских «добродетелей» получали так называемые дефицитные товары - бюстгальтеры, презервативы, медицинские инструменты.
Правда ли, что композиция картины «Ходоки у В. И. Ленина» позаимствована
С точки зрения обстановки в помещении, которая и продиктовала расположение фигур, Серов ничего не придумывал. Вот картина, а под ней реальный кабинет Ленина в Смольном: С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» 1930. Относительно поз персонажей и, в частности, расположения рук на картине Серова искусствовед Светлана Коровкевич выдвигает следующие тезисы. Это движение сразу обращает на себя внимание зрителя и служит завязкой сюжета. Сдержанный жест бывшего солдата контрастирует с этим жестом.
Фронтовик удерживается от желания перебить своего старшего товарища и ждёт удобного момента вступить в беседу, продумывая свои слова. Его жест намечает переход к сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом. Показывая внимание Ленина к собеседнику, художник вместе с тем подчёркивает свойственную Ленину подвижность — лежащая на краю стола рука с застывшей в воздухе кистью как бы предваряет начало ответного монолога. Стоящий крестьянин, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.
Искусствовед Андрей Лебедев тоже называет жест крестьянина на первом плане «довольно типичным и как бы дополняющим рассказ ходока». У Серова были предшественники в советской живописи, на решения которых он мог опираться в своей работе. Вот, к примеру, полотно Михаила Соколова «В. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года», созданное в 1932 году: Мы видим, что антураж здесь тот же, поза Ленина практически не отличается от серовской и окружают вождя снова сидящие и стоящие люди.
В зарубежной же живописи можно выделить картину Кароя Кернштока «Агитатор» 1897 , центральный персонаж которой очень похож на Владимира Ильича: Поэтому говорить о каком-либо подражании Филмусу со стороны Серова было бы нелогично как минимум по трём причинам: 1 поздний интерес к тематике у Филмуса; 2 наличие других примеров для подражания у Серова; 3 низкая вероятность попадания репродукции малоизвестной работы малоизвестного Филмуса в СССР.
Ходить надо было через умывальную. В лифте можно было подыматься наверх, где был кабинет Ильича, где он работал».
По свидетельству Бонч-Бруевича, Ленин высказал только одно пожелание, когда его спросили, где бы он хотел поселиться: как можно ближе к месту работы. Комната небольшая, продолговатая. Справа от входа видим уголок, запечатленный художником И.
Бродским на известной картине «Ленин в Смольном. Напротив — дамский письменный стол ранее принадлежал, как и вся остальная мебель, одной из классных дам. На столе — чернильный прибор, телефонный аппарат, настольная лампа.
Этими вещами пользовался Ленин. Тут же личные вещи Крупской: футляр для очков, зеркальце. За деревянной, не доходящей до потолка перегородкой,— спальня.
Здесь стоят шкаф, две железные кровати и между ними столик. Обстановка комнаты сохранилась в том виде, в каком была, когда тут жили В. Ленин и Н.
В этой комнате бывали немногие близкие и друзья Владимира Ильича и Надежды Константиновны. Находясь на высшем государственном посту, будучи руководителем Коммунистической партии и главой Советского правительства, Владимир Ильич Ленин сохранил присущую ему скромность и простоту. Багоцкий, товарищ В.
Ленина по эмиграции, посетивший Смольный в конце декабря 1917 года, вспоминал: «С волнением я шел в Смольный к Владимиру Ильичу. Каков он теперь? Как он встретит меня?..
Обстановка в комнате была такая же скромная, как на квартире Владимира Ильича в Кракове и Швейцарии. Владимир Ильич радушно со мной поздоровался. Он был в том же пиджаке, что и в Швейцарии.
Внешне он почти не изменился, только сильно похудел и, видимо, был переутомлен... Как всегда, Владимир Ильич уделял внимание каждой мелочи, касающейся товарищей, словно и не лежали у него теперь на плечах огромные, не терпящие отлагательства задачи всероссийского масштаба. Та же простота, та же сердечность.
Это был прежний Владимир Ильич, которого совершенно не изменили ни власть, ни торжество его долголетних мечтаний и труда». В бытовом отношении жизнь В. Ленина в Смольном в первое время была не устроена.
Сам Владимир Ильич и Надежда Константиновна, отдававшие все силы и все свое время работе, не придавали этому значения. Особенно плохо было организовано питание, которое в то голодное время вообще было трудно наладить. Главная забота о Ленине лежала на С.
В прошлом крестьянин Уфимской губернии, в 1917 году он был солдатом пулеметной команды, охранявшей Смольный. Владимира Ильича он очень любил и, по свидетельству Надежды Константиновны, готов был за него идти в огонь и воду. Желтышев приносил Владимиру Ильичу из совнаркомовской столовой обед, хлеб — то, что полагалось по пайку.
Младшая сестра Ленина Мария Ильинична, жившая в семье старшей сестры Анны Ильиничны, иногда привозила кое-что из провизии. Но все же питание Владимира Ильича было и неупорядоченным и скудным. Одна из уборщиц столовой в Смольном рассказывала позже, что как-то зашла в столовую и видит: Владимир Ильич взял кусок черного хлеба и кусочек селедки и ест.
Увидя уборщицу, улыбнулся смущенно и сказал: «Очень чего-то есть захотелось». Для ведения хозяйства в квартире Ленина пригласили мать А. Она внесла в его быт ту упорядоченность и домашность, которых так не хватало Владимиру Ильичу в ту пору.
Работал Ленин в Смольном неимоверно много. Не случайно в интервью Ленина корреспонденту шведской газеты «Фолькетс дагблад политикен» от 2 февраля 1918 года сообщалось: «В заключение на вопрос корреспондента о здоровье Ленин ответил, что чувствует себя прекрасно, несмотря на огромное бремя работы, которое почти не оставляет ему времени для сна. Крупская вспоминала: «Это была не просто напряженная работа — это была работа, поглощающая все силы, натягивающая нервы до последней крайности; приходилось преодолевать чрезвычайные трудности, вести самую отчаянную борьбу с близкими по работе товарищами.
И немудрено, что, придя поздно ночью за перегородку комнаты, в которой мы с ним жили в Смольном, Ильич все никак не мог заснуть, опять вставал и шел кому-то звонить, давать какие-то неотложные распоряжения, а заснув наконец, во сне продолжал говорить о делах... Жена, соратница и друг, она как умела старалась помочь ему. По словам Клары Цеткин, Надежда Константиновна была ободряющей, критикующей и самостоятельной сотрудницей Ленина, которой он поверял свои мысли и планы, оценки социальных явлений, характеристики друзей и врагов.
Широко образованная, с богатым революционным опытом «первая леди России», как ее называли за границей, отличалась исключительной простотой и скромностью, высокой требовательностью к себе и чутким отношением к другим. Заботясь о Владимире Ильиче, Надежда Константиновна делала все, чтобы при малейшей возможности обеспечить ему хотя бы кратковременный отдых. Иногда ей удавалось уговорить его пойти поздно вечером или ночью погулять около Смольного.
Настоящего длительного отдыха Ленин не мог себе позволить. И все же в конце декабря 1917 года по настоянию сотрудников согласился поехать на несколько дней за город: его воодушевило то, что за это время он сможет успеть написать задуманную работу, до которой в Смольном руки не доходили. Коллонтай, как народный комиссар государственного призрения, предложила в качестве места отдыха отдельный домик в санатории «Халила» на берегу озера Халила-Ярви ныне Краснофлотское на Карельском перешейке.
Ленину отпуска для отдыха на 3—5 дней. Утром следующего дня Владимир Ильич, Надежда Константиновна и Мария Ильинична сели в общий вагон второго класса на Финляндском вокзале. Незаметно для остальной публики их сопровождали два красногвардейца и комиссар Финляндской железной дороги Э.
На вокзал приехала проводить отъезжающих и А. От станции до санатория очень далеко. Эти шубы,— добавила я,— взяты со склада Наркомата».
На ней были нашиты номера склада и инвентаря. Казенное добро учет любит. Так и следует».
Эти шубы, действительно, очень пригодились в дороге. Они были возвращены Александре Михайловне сразу же по приезде Ленина из «Халилы» вместе с его благодарственной запиской. Хотя поездка была недолгой, но и она предоставила Ленину материал для наблюдений и размышлений.
Он увидел глубокий смысл в эпизоде, который ему довелось наблюдать в вагоне. Об этом он упомянул потом в докладе на III Всероссийском съезде Советов: «Я позволю себе рассказать один происшедший со мной случай. Дело было в вагоне Финляндской железной дороги, где мне пришлось слышать разговор между несколькими финнами и одной старушкой.
Я не мог принимать участия в разговоре, так Э А Рахья как не знал финского языка, но ко мне обратился один финн и сказал: «Знаете, какую оригинальную вещь сказала эта старуха? Она сказала: теперь не надо бояться человека с ружьем. Когда я была в лесу, мне встретился человек с ружьем, и вместо того, а а чтобы отнять от меня мой хворост, он еще прибавил мне».
Когда я это услыхал, я сказал себе: пускай сотни газет, как бы они там ни назывались — социалистические, почти-социалистические и пр. Мы знаем, что в народных массах поднимается теперь другой голос; они говорят себе: теперь не надо бояться человека с ружьем, потому что он защищает трудящихся и будет беспощаден в подавлении господства эксплуататоров». Санаторий «Халила» ныне «Сосновый бор» расположен в живописной местности, окружен сосновыми лесами.
Владимир Ильич, Надежда Константиновна и Мария Ильинична жили в пустовавшем тогда Мариинском отделении санатория — небольшом удобном доме, расположенном среди парка. Связным В. Ленина снова был Э.
Он вспоминал: «В Халиле я опять выполнял при Ильиче обязанности связиста — доставлял и отправлял ленинскую корреспонденцию». Ленин прожил здесь четыре дня.
Однако презентовал он не связанную с религиозной тематикой работу «Малыш» в каталоге значится как «Голова мальчика». Таким образом, с высокой вероятностью «Встреча у раввина» была написана после 1945 года, в том числе с немаленькой — позже 1950 года, когда Серов создал свою картину. К примеру, рисунок Филмуса под названием «Дискуссия» с похожим разворотом голов был закончен, согласно каталогу, в 1962 году: Что касается картины Серова, то история её создания довольно богата. С точки зрения обстановки в помещении, которая и продиктовала расположение фигур, Серов ничего не придумывал. Вот картина, а под ней реальный кабинет Ленина в Смольном: С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» 1930.
Относительно поз персонажей и, в частности, расположения рук на картине Серова искусствовед Светлана Коровкевич выдвигает следующие тезисы. Это движение сразу обращает на себя внимание зрителя и служит завязкой сюжета. Сдержанный жест бывшего солдата контрастирует с этим жестом. Фронтовик удерживается от желания перебить своего старшего товарища и ждёт удобного момента вступить в беседу, продумывая свои слова. Его жест намечает переход к сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом. Показывая внимание Ленина к собеседнику, художник вместе с тем подчёркивает свойственную Ленину подвижность — лежащая на краю стола рука с застывшей в воздухе кистью как бы предваряет начало ответного монолога. Стоящий крестьянин, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.
Искусствовед Андрей Лебедев тоже называет жест крестьянина на первом плане «довольно типичным и как бы дополняющим рассказ ходока». У Серова были предшественники в советской живописи, на решения которых он мог опираться в своей работе.
Рисовальщик ловил его на торжественных мероприятиях и писал по памяти. Фотографии, как художник работал над портретом, не сохранилось, а, может, ее и не было. Парадный соцреализм был не только стилем живописи, но и стилем жизни. Зарисовать Ленина с натуры удавалось не многим, поэтому портреты кисти Бродского считаются самыми реалистичными. Ленин и Бродский, — это фото хранится в музее-квартире художника. Всех поздних Лениных другие авторы нередко срисовывали с работ Бродского.
Но в девяностых годах портреты Ильича стали непопулярны. Их убирали из кабинетов. Отправляли в хранилища. Местоположение некоторых полотен, в том числе и кисти знаменитого Бродского теперь вовсе неизвестно.
Куда ходил Ленин в 1917 году
Ленин в Смольном — Википедия с видео // WIKI 2 | Ленин проводит 25 октября на конспиративной квартире и приходит в Смольный к 10 часам вечера. |
Откройте свой Мир! | В. И. Ленин в Смольном» — картина известного советского живописца И. И. Бродского, исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. |
Ленин в Смольном… — Газета "Советская Россия" | Ленин в Смольном (комплект из 2 книг), Ганшин Виктор Иванович, Кулагина Елена Николаевна. |
Ленин идёт в Смольный
Бомбоубежище бункер находится на глубине 12 м под сквером, расположенным между Невой и зданием Смольного. Подземные коридоры ведут в помещения, где принимались важнейшие решения, связанные с обороной и жизнедеятельностью осаждённого Ленинграда, где проходили заседания Военного Совета, работали руководители ленинградского городского и областного комитетов ВКП б А. Жданов, А. А Кузнецов, командующие ленинградским фронтом К. Ворошилов, Г. Жуков и др. Оторванность города от центра страны, от «Большой земли» вынудила применить на практике новую модель управления, которой не было больше ни в одном регионе страны. Об этом рассказывает документальная часть экспозиции.
В подземных этажах Смольного воспроизведена обстановка не только рабочих помещений, но и медсанчасти, комнаты отдыха, узла связи, АТС и ряда других объектов военного времени. Эффект присутствия посетителей во времени усиливают художественная подсветка и аудиовизуальные сеансы, дополняющие экспозицию. Музей располагает выставочными площадями, на которых регулярно проводятся документальные и художественные выставки. Здесь можно увидеть раритетные экспонаты из фондов музея, документы, подлинные произведения искусства, работы современных петербургских художников. Музей «Смольный» включен в официальные культурные программы Администрации Санкт-Петербурга и принимает участие во всех общественно-значимых культурных мероприятиях Петербурга, соответствующих его профилю. Ежегодно его посещают высокие правительственные и другие официальные делегации, как отечественные, так и зарубежные. Музей принимает разнообразный контингент посетителей.
Работа с аудиторией организуется в соответствии со спецификой ее возрастного и социального состава. В обслуживании учащихся средних и высших учебных заведений используются основные принципы музейной педагогики с учетом методологий, разработанных НИИ Культуры РАН. В музее осуществляется научно-экспозиционная, научно-просветительская, выставочная и собирательская деятельность, проходят научно-практические конференции. В числе его сотрудников — историки, филологи, библиотечные работники, подавляющее большинство которых имеет многолетний опыт музейной деятельности и высокий уровень профессиональной квалификации. В настоящее время музей «Смольный» включает в себя мемориальную экспозицию в Смольном, два филиала — музей-квартиру Аллилуевых и Музей-квартиру Елизаровых, фондохранилище и научную библиотеку. Филиал музея «Смольный», Музей-квартира Елизаровых, расположенный на ул.
Это и Медный всадник, здесь мы устроим акцию в честь 310-летия Петербурга, и памятник Екатерине Второй на площади Островского, кони Клодта на Аничковом мосту, монумент у выставочного зала "Манеж". Планируется также помыть памятник Пушкину на площади искусств", - рассказала Ю. Читайте нас в.
Спустя неделю Ленин снова переменил квартиру, поселившись «у Теле»1 , в семье одного рабочего. Фофановой Сердобольская ул. Здесь он жил до 24 октября 6 ноября , когда в сопровождении Рахьи явился в Смольный. Из квартиры Фофановой Ленин выходил несколько раз для встреч с товарищем Сталиным и руководящими работниками партии. Таков краткий перечень квартир Ленина в этот период. К сожалению, отдельные даты пока нельзя установить точно, и ряд имен, документов и подробностей утерян. Первые дни подполья Владимир Ильич сохранял свой обычный вид, столь известный тысячам людей, слушавших его на митингах и встречавших на многочисленных собраниях. Только на улицу он выходил или рано утром или поздно вечером, поднимая, по старой конспиративной привычке, воротник и низко надвигая головной убор. Положение становилось более серьезным, и, собираясь в Разлив, Владимир Ильич решил изменить свою внешность. Аллилуев, — Владимир Ильич сбрил бороду, подстриг усы и волосы наголове. Затем последовало переодевание. Мое пальто подошло по росту В. В этом, рыжеватого цвета пальто и в серой кепке, без бороды и с подстриженными усами В. Этот новый облик, с некоторыми изменениями и дополнениями, Ленин сохранил до конца подполья, причем контраст с прежним, всем знакомым Ильичем был разителен. Огромную роль в этой перемене сыграло не столько изменение костюма, сколько отсутствие бороды и появление впоследствии парика, прикрывавшего лоб. Изменив чуть-чуть походку, Ленин смог в этом виде пройти неузнанным через весь город, на станцию Приморской железной дороги, и благополучно уехать в Разлив. Единственная неизменимая примета Владимира Ильича — его голос, произносивший слова чрезвычайно своеобразно, с небольшой картавинкой, — при постоянном наличии спутника была нестрашна: ведь можно было молчать. Стояла теплая июльская погода, поэтому и на сеновале и в шалаше Ленин ходил в кепке, косоворотке а не в рубашке с воротничком, как его изображают некоторые художники и ботинках. Имевшееся у него пальто использовалось в сырые, туманные ночи как одеяло. Особенно оно пригодилось в августе, в период дождей. Когда встал вопрос о переправе Ленина в Финляндию, решено было использовать служебное удостоверение рабочего Сестрорецкого завода, для чего необходима была фотография Владимира Ильича в новом виде. В описанном костюме Ленин ушел из шалаша и переехал в Финляндию. Вероятно, парик, доставленный Шотманом в Разлив, к этому времени был утерян. Ровио достал седоватый парик, в котором Ленин ходил до самого появления в Смольном. Несмотря на пригонку, парик у ушей немного отставал. Владимир Ильич часто поправлял эти места, приглаживая их рукой. Это вошло у него в привычку. Шотман, например, отмечает, что на заседании 16 29 октября в лесновской районной думе Ленин вышел к собравшимся без парика. Когда ему было предоставлено слово, он «по привычке поднял руку, чтобы погладить парик, и, спохватившись, улыбнулся»2. Фофанова вспоминает, что Владимир Ильич не любил носить парик и постоянно забывал его надевать. Когда же в ночь с 24 на 25 октября 6 — 7 ноября он пришел в Смольный, то, раздеваясь, по ошибке снял шапку вместе с париком и засунул в карман пальто. Его, конечно, сразу узнали, но теперь это уже не представляло опасности3. Когда Ленин уезжал из Выборга в Петроград, сопровождавший его Рахья «предложил ему как-нибудь замаскироваться»4. В этом костюме, в осеннем пальто, он удивительно стал похож на лютеранского пастора. Вечером 24 октября 6 ноября , собираясь в Смольный, Ленин произвел с помощью Рахьи последнее переодевание и маскировку. Тип получился очень подозрительный, и мы отправились, надеясь, что в таком виде его не очень-то узнают на улицах»1. Такова была внешность Ленина при передвижениях; в самых же квартирах он — оставался всем нам хорошо известным Ильичем. Здесь он носил темный костюм, темный галстук со светлыми крапинками, белую рубашку с мягким воротничком и штиблеты. Никаких халатов, хождения в рубашке или только в жилете он не признавал, всегда был очень опрятен в костюме2. Лишь отсутствие бороды напоминало о подполье. За период подполья Владимир Ильич жил в городской и сельской обстановке. Квартира Аллилуева находилась в дворовом флигеле огромного доходного дома под N 17-а, на 10-й Рождественской теперь Советской улице, на пятом этаже, и состояла из трех комнат. В отведенной Ленину комнате стояли: отоманка, небольшой письменный столик, этажерка со стопкой книг и простые венские стулья. Попав в домик Емельянова, Ленин очутился в большой семье, со множеством ребятишек. Не желая стеснять хозяев, Владимир Ильич выбрал своим местожительством сеновал на чердаке сарая. Здесь стояли, старый ломберный стол с простой стеклянной чернильницей и два венских стула; на полу лежали два матраца с подушками и простынями. Взбирались туда по приставной лестнице, через дверцу в крыше. Разговаривать громко было нельзя. Пребывание в шалаше в этом отношении оказалось менее стесняющим. Шалаш находился на покосе, недалеко от берега Разлива. Это было низкое легкое сооружение из прутьев, ветвей и листьев, с двумя скатами. Торец с одной стороны служил выходом, с другой — был заделан. В шалаше лежа могло поместиться человека 3 — 4, вплотную друг к другу. Чтобы не страдать от холода и болотных испарений, укрывались теплыми пальто. В первый же сильный осенний дождь шалаш пропустил воду — и обитателям пришлось спешно укреплять его ветками, листьями и сеном1. Для Ленина в сторонке был устроен «кабинет»: в центре громадного густого ивового куста вырублена небольшая площадка, где он мог спокойно читать и писать, незаметный для постороннего глаза2. У Парвиайнена Ленин выбрал себе пристройку, где в момент его приезда помещались куры. Их срочно выселили, вымыли помещение и поставили стол, стул, кровать и лампу. Здесь Ленин продолжал усиленно работать. По его уходе стоявшая в коморке печка оказалась набитой исписанной бумагой, которую он велел сжечь3. Квартира Ровио состояла из комнаты площадью метров в 15 — 18, кухни рядом с ней и прихожей. Комната, довольно высокая и очень светлая, делилась на две части печью, поставленной по середине глухой продольной стены. Задняя часть представляла собой спальню, а передняя — кабинет и гостиную. Обои — простого рисунка, светлые; на окне и двери на балкон — тюлевые занавески, белые, до полу. На преддиванном стожке и комоде — дорожки из сурового полотна. В целом — типично финская обстановка. В находившейся за стеной кухне была газовая плита, на которой Ленин готовил себе пищу4. Поселившись у Фофановой, Владимир Ильич попал в весьма скромную, но уютную семейную обстановку. Всюду чувствовалась заботливая женская рука. Тишина, спокойствие, полное отсутствие в квартире посторонних создавали чрезвычайно удобные условия для работы1. Квартира Фофановой помещалась в большом каменном доме, на углу Сердобольской ул. Сампсониевского проспекта, населенном преимущественно рабочими. Длинный кирпичный неоштукатуренный, весьма неказистый на вид, дом одним концом подходил к насыпи Финляндской железной дороги, а другим — к косогору Б. Сампсониевского проспекта. Впереди его находились два деревянных двухэтажных дома и довольно большой двор. Войдя в одну из средних лестниц, надо было подняться до последнего, 4-го этажа. Здесь, на площадке, была дверь квартиры Фофановой, выходящей окнами на противоположный фасад, обращенный на соседний участок рассадника Общества животноводства. При входе в квартиру попадали в длинный узкий коридор, в конце которого была дверь в комнату Владимира Ильича, а ближе — двери в столовую и в комнату, где жила в это время сама Фофанова. Комната Ленина, площадью в 18 метров, была самой большой в квартире и наиболее изолированной: с двух сторон были капитальные стены, граничившие с соседними квартирами, с третьей — столовая. В дальнем от окон углу, напротив двери, находилась круглая железная печь. По боковой глухой стене, недалеко от печки, стояла кровать. В углу, у правого окна, — простой, канцелярский стол, обтянутый коричневой клеенкой, за которым работал Ленин. На нем — керосиновая лампа с зеленым абажуром, чернильница, бумага, газеты. В простенке между окнами помещалась этажерка. При Ленине она была завалена газетами. По второй продольной стене стояла отоманка, на которой спала Надежда Константиновна, когда приходила сюда ночевать. В таком же духе была обставлена столовая.
Это заметили сослуживцы скромного юриста. Вскоре Славкина стали приглашать в любительские театры на роль Ленина. Новая деятельность настолько понравилась Иосифу, что он с головой погрузился в образ: начал одеваться, как вождь, копировал его речь, походку и жестикуляцию, тщательно изучая документальные кадры выступлений Ленина. Это сходство не могло остаться незамеченным и в среде московских художников, вынужденных искать натурщиков для создания портретов вождя. Они стали активно прибегать к помощи Славкина, а тот охотно им позировал. От клиентов не было отбоя, и Славкин настолько вошел в образ, что уже забыл, кто он есть: он объявлял себя соратником Ильича, называл жену Надюшей, а вредного соседа по коммуналке - «проституткой Троцким». Похоже, в его мозгу постепенно стиралась грань между реальностью и вымыслом. Славкин мог рассказывать в интервью о том, как он жил в эмиграции, как работал в правительстве... Выступление В. Ленина на III съезде комсомола. Картина группы художников под руководством Бориса Иогансона Нахальство Славкина и поддерживающих его художников переходило все границы. Например, художник Нюрнберг лихо сотворил серию рисунков «Ленин в эмиграции» - разумеется, позировал для них Славкин, - а затем предложил продать их Центральному музею В. Тамошние служащие с негодованием отвергли подделки — их возмутило «извращение образа вождя». Отвергли и многочисленные предложения других художников и скульпторов, выбравших в качестве натурщика Славкина. А Славкина было уже не остановить. Процесс увековечения Ленина набирал обороты. От художников и скульпторов требовали все больше и больше работ. Славкин был нарасхват.