Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.
Римская семья. Агнатское т когнатское родство
Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть Коллектив авторов, 2017 Римское право. Отцовская власть Коллектив авторов, 2017 Римское право Коллектив авторов, 2017 10. Отцовская власть Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.
Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть.
Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства.
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство.
В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных.
Все они именуются sui - "свои", тогда как отец семейства - sui iuris "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, a власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona suiiuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Римская семья. Виды родства.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.
Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли.
Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели.
Условия вступления в брак Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима. При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина.
Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами.
Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи.
Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин. Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку.
Агнатическое и когнатическое родство Семья - сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной Из книги автора 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, Из книги автора 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две Из книги автора 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса 1. Понятие римских видов родства и семьи Родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: - консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; - патриархальная семья familia сменила консорциум; - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris.
Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu.
При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т. При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества.
Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи.
Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2.
Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза , переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат. Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся.
Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus.
Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий данной трибы. Только человек. Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была.
Пережитком подлинной купли. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому , в начале I в.
По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества. Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая 1. Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла Жирар. Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашении брачующихся consensus facit nuptias- брак совершается соглашением D. Необходимо следовать deduction feminae in domum mariti. Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nubere non potest Sent. Обстоятельства, прекращающие брак Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам.
Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования.
21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство.
Отцовская власть. Римская семья была типичной патриархальной семьей, где глава семьи имел абсолютную власть и контроль над всеми членами семьи. Правовые черты римской семьи, которые особенно выделяют ее среди других семейных систем, включали в себя: 1. Патриархальная структура семьи: Главой семьи был отец paterfamilias , который имел абсолютную власть над всеми членами семьи. Он был ответственен за принятие всех важных решений в семье, включая браки, наследование своего имущества и воспитание детей. Агнация: Семья была основана на принципе агнации, что означало, что только мужчины могли наследовать имущество и наследство от своих предков.
Отдельные члены семьи, по выражению И. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias». Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu. В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов. Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью. Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него. Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое: - или возвращалось жене в полном объеме в случае наличия между супругами особого соглашения — cautio rei uxoriae ; - или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене. Основаниями для прекращения брака выступали: 1 смерть одного из супругов; 2 исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака; 3 развод. Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось: - попадание одного из супругов в рабство; - утрата гражданства одним из супругов; - вновь возникшее родство например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя. Развод div o rtium мог быть двух видов: 1 по соглашению сторон - происходил, если запрашивался обоими супругами; 2 односторонний ex iusta causa - мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака. К законным причинам развода при императоре Константине относились: - для женщины — если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем; - для мужчины — если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей. В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько: - муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления; - жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину сожительницу ; Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон divortium ex bona gratia. Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака. В римском праве существовал институт конкубината. Конкубинатом признавалось простое сожительство мужчины и женщины, не состоящих друг с другом в законном браке. По общему правилу конкубинат не влек правовых последствий: конкубина не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять и в официальном браке.
Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Отцовская власть patria potestas. Личные и имущественные отношения отца и детей Римскому праву известна была отцовская власть patria potestas , до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи. Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора nota censona , наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец патерфамилиас или домовладыка продавал cboci сына трижды, он терял власть над ним. В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae udicium. Отец патерфамилиас не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца патерфамилиаса над подвластным. Согласно старому цивильному праву полная власть отца патерфамилиаса распространялась не только на саму личность подвласшою, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец патерфамилиас мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, то есть пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца домовладыки. Власть эта - по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливается, тем строже представляется право и власть отца над детьми: по мере того, как смягчается юридическое начало в отношениях супругов, смягчается оно и в отношении к детям обоих родителей. В строгом браке мать относительно детей своих занимала место немного выше сестры и по смерти мужа могла даже попасть под опеку своего совершеннолетнего сына. В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать или бабка , овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности unitas personarum , в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами. В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения mundium. Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери. При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами. Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, - с другой. По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам. Согласие родителей необходимо при вступлении детей в брак. Родители могут после себя назначать опекунов к детям. Между родителями и детьми возникает взаимное право на вспоможение и содержание. Родители могут лишить детей своих наследства; родители могут в иных случаях, и в некоторых имениях, назначить на будущее время В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации кабала внутри государства. В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей остаются случаи крайней нужды и только новорожденных. Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь).
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. § 43. агнатическое и когнатическое родство. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой военная добыча, жалованье, подарки , стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования хотя мог быть лишен и этого.
Опека и попечительство Опека и попечительство - это правовой институт , служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, - опекунов или попечителей. В современных правовых системах различие между опекой и попечительством состоит в том, что первая назначается над недееспособными, а последнее - над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека tutela устанавливалась над несовершеннолетними детьми и над приравненными к ним женщинами, попечительство сига - над юношами от 14 до 25 лет , душевнобольными и расточителями. Кроме того, опекун и попечитель различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун если подопечному до 7 лет сам совершал необходимые действия , направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после ее совершения. Как видим, эти функции, не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных. Впрочем, опека над женщинами рано утратила свое практическое значение.
Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях и лишь некоторые акты цивильного права участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi нуждались в согласии опекуна. Институции I. В первой половине I в. Что касается опеки над детьми, то в данном случае имеются в виду малолетние дети не достигшие 12 или 14 лет , не подлежащие вследствие смерти отца patria potestas. В древнейший период римской истории опека учреждалась в интересах сохранения семейного, имущества, т. Защита интересов непосредственно подопечного не имелась в виду.
Поэтому порядок установления опеки совпадал с цивильным порядком призвания к наследованию: опекуном становился ближайший агнат подопечного; Этот вид опеки назывался tutela legitima. Опека, при которой личность опекуна обозначалась в завещании, именовалась tutela testamentaria. Соответственно опекун имел больше прав, чем обязанностей, а его положение по отношению к подопечному и его имуществу напоминало положение paterfamilias. Со временем опека стала рассматриваться как общественная обязанность, общественная повинность munus publicum , а права опекуна - как средство осуществления его обязанностей, выполнение которых контролировалось государством. Была также ограничена свобода опекуна распоряжаться имуществом подопечного. Некоторые сделки например, дарение опекун не мог заключать вовсе, а для других требовалось предварительное разрешение государства например, сделки с землей.
Издавна существовал иск о возмещении стоимости растраченного имущества подопечного недобросовестным опекуном. Однако, этот иск не всегда достигал цели, поскольку был личным и не распространялся на наследников опекуна. Со временем претором были введены специальные иски actiones tutelae , один из которых actio tutelea directa был направлен не только против недобросовестного опекуна, но и против его наследников, другой actio tutelae contraria служил интересам опекуна для возмещения затрат; связанных с опекой. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак matrimonium iuris eiviles , то есть брак между лицами, имевшими ius eonubii, и брак между лицами, не имевшими ius eonubii права вступать в римский брак. Он определялся как matrimonium iuris gentium.
От брака отличался конкубинат, то есть дозволенное законом , а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи , мужчина в республиканскую. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену. Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака.
Брак cum man и mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti. Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной.
Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти ius vitae ас necis. Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям , так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа. Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом persona sui iuris , а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.
Причиной имущественного бесправия жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным persona alieni iuris и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям. Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубьектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа.
Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми. Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни наследование, дарение и т.
Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь. Правовой режим приданого dos развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены.
Приданое dos охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» — «забери с собой свои вещи». Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим.
При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа. В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме.
В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены. При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем. Еще в императорский период сложился обычай , по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром.
Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа. В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке usus ; посредством религиозного брачного обряда conferratio и посредством мнимой покупки невесты coemptio.
Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, не желающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд. Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.
Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка sponsaliae. В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка , который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г.
Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось. Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста.
Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста. Способы установления отцовской власти: 1.
Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке. Узаконение отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака : 1 последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2 путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3 путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным. В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки.
В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск. В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке. Понятие и виды владения Владение — фактическое соприкосновение с вещью или хозяйственное возможность всегда получить фактическое господство лица владельца над вещью. Правовая категория владения posessio позволяла внешне зафиксировать принадлежность вещи конкретному лицу в конкретный момент времени. Римляне рассматривали владение одновременно и как право, и как факт.
Виды владения: владение законное и незаконное, добросовестное и недобросовестное 1. Законное титульное и незаконное беститульное , последнее могло быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестным беститульное владение в римском праве признается в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью напр.
Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Основания возникновения отцовской власти: — рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство; — узаконение детей, рожденных вне брака; — усыновление чужих детей.
Права отца семейства в отношении детей: — право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; — право оставить новорожденного безнадзорным это право отмирает только с христианской эпохой ; — право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; — право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; — право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи. Отцовская власть над детьми прекращалась: — смертью домовладыки; — утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства; — высвобождением, или добровольным актом домовладыки mamimissio , который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство ; или по силе частного права сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной манумиссии. Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, старшего родственника.
Виды брака в римском праве.
Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные.
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины. Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака. В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой. Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях. Расторжение брака В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого , воля домохозяина в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов , развод сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина , получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора. Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.
Правовые отношения родителей и детей В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей. Отношения матери и детей В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными. Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие. Отношения отца и детей Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье. Прекращение власти главы семейства Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям.
Для этого существовала определенная юридическая процедура. Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения например, звания консула. Законные и побочные дети Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение. Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам а, например, по праву других народов , рожденные в конкубинате и внебрачные в союзе, который не признавался законным ни по какому праву. Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников.
Степень родства между сопоставляемыми родственниками по прямой линии: - между дедом и отцом — 1 степень, - между дедом и сыном — 2 степень, - между дедом и внуком — 3 степень. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по боковой линии начинается со 2-й степени. Степени считаются по количеству рождений. Значение линий и степеней родства: - при определении очереди наследования по закону прямая — приоритет перед боковой, родственники 1-й степени имеют приоритет - при вступлении в брак прямая линия родства исключает возможность брака В Римском праве препятствием была и боковая линия родства сейчас у нас только прямая. Количество узкородственных генетических заболеваний резко падает с 3-й линии родства.
Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния.