Когда дружат интеллект и эмоции эмоциональный интеллект. сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач.
Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
Где этому учат? Александр Колмановский: Нигде. У нас в психике есть два этажа, это даже не на уровне метафоры, а на тканевом уровне. Есть животная психика, как у зверей, и есть высшая психика — сугубо человеческая. Она локализована в коре головного мозга. Среди них есть множество различий, но главная состоит в том, что у животных нет представления о чужих эмоциях, а у человека это представление есть.
Это называется «эмпатия», она постепенно развивается и в тысячелетиях, и в жизни каждого человека. Гости студии «О! Дети» Ирина Муромцева: Что могло бы нам помочь пристальнее к этому отнестись? Александр Колмановский: Ответ неожиданный — безопасность. Чем сильнее стресс, тем больше отключается высшая психика, и запускается натуральная.
Чем страшнее, что мой ребёнок не образован, не организован и так далее, тем больше я реагирую на это непосредственно, животным образом. Чем больше человек чувствует себя защищённым, тем легче и лучше он соображает. Родителям нужно взять в голову, что правильнее реагировать не на поступок ребёнка, а на чувства, которые его вызвали. Анна Шнайдер: Виктория, как понять эмоции? Виктория Шиманская: Я расскажу две практики, которые, надеюсь, помогут родителям.
Первая о том, как эмоции, которые к нам пришли, реагируют на наше тело. В век технологии мы часто забываем про него. А тело, в отличие от эмоций, всегда в настоящем. К примеру, в разговоре собеседники автоматически приближаются другу к другу, возникает такое притяжение или взрослый в неприятном разговоре испытывает напряжение в плечах. Так, нужно учить деток напряжению и расслаблению.
Есть замечательная игра «Камень-подушка». Мы становимся твёрдыми-твёрдыми или, как подушечки, расслабляемся. Через это умение управлять своим телом дети гораздо лучше понимают, что с ними происходит. А вторая практика — это понимание причин расстройства ребёнка. Анна Шнайдер: Правда ли то, что процесс обучения предполагает эмоциональную вовлечённость?
Александр Колмановский: Эта эмоциональная вовлечённость связана с двумя различными факторами. В начальной школе — это, прежде всего, личность педагога. А на более поздних этапах — это область, знания, деятельность мне имманентна, иными словами, соответствует чему-то моему. Виктория Шиманская: В дополнение могу сказать, что эмоциональная информация воспринимается намного лучше. Как с этим можно работать?
Безусловно, через личный фактор. Через момент вовлечения в игру и момент цели, дальше они начинают это использовать в жизни. И это очень важный мостик, когда обучение имеет переход в жизнь. Анна Шнайдер: Каждый день и каждую минуту я переживаю какие-то эмоции. Я действительно должна вести внутренний диалог с собой?
Гости восьмого выпуска «О! Дети» Александр Колмановский: Это одно из распространенных направлений, не моё любимое. Мне кажется, что думать нужно про другое.
Американская компания Affectiva создала приложение, которое сканирует видео людей и по отдельным кадрам формирует представление о его эмоциях в момент трансляции рекламного ролика. С помощью искусственного интеллекта можно оценить реакцию на любой продукт. Например, Disney использует алгоритмы машинного обучения для того, чтобы понять, нравятся ли зрителям мультики, которые создает компания. Медицинские учреждения тоже применяют FER для определения эмоций пациентов в приемных. Это помогает врачам отдать приоритет тем больным, которые чувствуют себя хуже, и раньше вызвать их на прием.
Но есть и более экспериментальные способы внедрения разработок. В 2018 году ученые, используя технологию распознавания эмоций, открыли новый метод терапии для детей с аутизмом. С помощью очков дополненной реальности Google Glass и специального приложения для смартфона больной ребенок мог узнать, какие чувства испытывают окружающие. В школах и других образовательных учреждениях «эмоциональные» технологии внедряются для контроля психологического здоровья учащихся и могут служить базой для предупреждением актов насилия и буллинга. На таможне в аэропортах такие системы помогают сотрудникам спецслужб определить человека с высоким уровнем тревоги и нервозности, что зачастую указывает на его причастность к контрабанде. В 2019 году интеллектуальные системы для этих целей активно начал внедрять Китай. Медицинские учреждения тоже применяют FER для определения эмоций пациентов в приемных Читает не только по глазам: может ли ИИ сканировать мысли человека Несмотря на то, что камеры кажутся всевидящим оком, есть вещи, которые им пока не под силу. Например, камеры не умеют читать мысли и определять скрытые эмоции.
Но есть и хорошая новость: распознать скрытое недовольство и разочарование можно по голосу. Уже несколько программ обрабатывают аудиоинформацию и анализируют паралингвистические сигналы, интонацию, темп и тембр речи говорящего. Потом искусственный интеллект переводит данные на язык эмоций.
Эмоциональный интеллект EQ — это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Как свои, так и эмоции других людей. Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный интеллект можно развивать. Умение следить за своими эмоциями, управлять ими — важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру и жизнь. Почему эмоциональный интеллект так важен?
Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой. А также убеждать их в своей правоте. Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело. Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий. Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т.
Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Составляющие эмоционального интеллекта EQ — это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты.
Но тиран находится в большем стрессе: он тоже является жертвой, и скорее всего, дома. В классах, школах должны работать психологи, замечать это. Но одного специалиста на такой большой коллектив очень мало. Есть и другая сторона — родители, которые слышали, что эмоции важны, идут на поводу у детей и разрешают им проявлять их бесконтрольно. Но разбалансированность — это тоже плохо, ведь границы дозволенного заканчиваются там, где начинаются границы другого человека. Механизм управления эмоцией очень прост. Родителям необходимо снижать остроту эмоции, когда это неуместно, но потом давать ей возможность выйти. И постепенно ребёнок научится этому. Родители по своему пониманию делятся на два типа — эмоциональный судья и эмоциональный исследователь. Судья — это тот, кто выносит вердикт: так делать нельзя! Исследователь же спрашивает, почему ты злишься или печалишься. Есть один секрет: как только мы называем эмоцию, снижается её интенсивность. Маленькому ребёнку трудно сказать: я злюсь, огорчаюсь, печалюсь, но взрослый может обозначить и разобрать, откуда взялись эти эмоции. Например, ребёнок боится засыпать один. Судья скажет: «Нет там ничего страшного, спи». Исследователь же спросит: «Чего конкретно ты боишься? Обустроит ночник или, если ребёнок тактильный, полежит рядом, даст мягкую игрушку. Задача родителей, педагогов — найти безопасный способ выразить свою эмоцию. Благо, сейчас таких взрослых много. Как-то ко мне на приём пришёл мальчик. В процессе беседы мы выяснили, что он очень злится. Спросила, что бы он хотел сейчас сделать, он ответил — материться.
Найди то, не знаю что
- Эмоциональный интеллект: как он помогает в жизни (в том числе интеллектуальной)
- Популярное на сайте
- Понятие эмоционального интеллекта
- Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Мария Терешкова: Эмоциональный интеллект — это умение управлять эмоцией в момент, когда она пришла. Если коротко, эмоциональный интеллект (emotional quotient) — это совокупность коммуникационных способностей распознавать эмоции, понимать мотивацию, желания других людей и свои собственные. Опросники, направленные на изучение эмоционального интеллекта, включая и «ЭмИн», измеряют не сколько способность понимать или управлять эмоциями, а именно представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Психологи показали, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта и получившие университетское образование способны быстрее распознавать фейковые новости и не попадаться на их удочку.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Эмоции всегда участвуют в наших познавательных процессах, а интеллект так или иначе определяет эмоциональную оценку. В понятие «эмоциональный интеллект» вкладывают очень много научно-обоснованных вещей, таких как: эмпатия, алекситимия, социальный интеллект, эмоциональная рекогносцировка насколько человек может считать чувства и эмоции другого человека и привнести их в коммуникацию. Есть много интересных исследований по каждому из этих компонентов. Сложно оценивать это понятие, так как оно не выдерживает научной критики. Нет так называемой инкрементной конструктной валидности.
Термин покрывает уже существующие в науке определения, такие как: психологическая разумность, эмпатия, социальный интеллект. Но так как психология относится к социальным наукам и психологи работают, в первую очередь, с людьми — это хорошая формулировка, чтобы объяснить людям, что они — живые организмы, что есть не только интенсивные чувства агрессии или печали то, что люди действительно могут считывать , а еще и более тонкие феноменологические переживания, на которые следует обращать внимание и которые определяют качество жизни, счастье, отношения, опыт родительства, взаимодействие с другими людьми и способность руководить. Возможно ли актуализировать это понятие для научной среды и нужно ли? Актуальность для науки определяется тем, как тот или иной термин причастен к научной традиции.
Есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая активно критикуется, но все же развивается. В ней помимо противопоставления эмоционального интеллекта академическому есть логико-математический, музыкальный, практический и другие. И в этом ключе, конечно, наука может развивать эту тему, не претендуя на то, что эмоциональный интеллект объясняет все, как это описано у Гоулмэна или у Трэвиса Бредберри в книге «Эмоциональный интеллект 2. И это известный в науке феномен, когда новое направление превращается в тренд и раздувается как мыльный пузырь.
Будь то психоанализ или когнитивная психология. Ими пытаются объяснить все. Поэтому ученые, которые занимаются эмоциональным интеллектом, стараются избежать этого и вводить все больше контекстов. Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой.
К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке. Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни. Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект».
Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни. В этом, безусловно, ценность этого конструкта. Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере.
В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно. Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек. Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И.
Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке. В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т. Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам.
Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы. В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна. Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков.
Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е.
Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований. Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории. В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность.
То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека. Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект. В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д.
Гоулману 1995 Источник: m. Возраст, социальный опыт, гендер имеют значение? Есть противоречивые исследования, но в целом, если говорить о гендере, женщинам более свойственно считывать эмоции других. В то время как у мужчин больше выражена регуляция эмоций.
Здесь важно, что мы говорим про гендер, то есть то, что культурно присвоено, а не про какие-то биологически заданные механизмы. Как раз нейрофизиологические исследования отражают, что физиологически могут быть абсолютно одинаковые показатели, но при этом женщина говорит, что испытывает печаль, а мужчина — что испытывает гнев или вообще ничего не чувствует. Дело в том, что мальчикам с детства даются те игрушки, которые не развивают способность считывать и выражать эмоции, а больше управлять, руководить, разбираться в механизмах. Родители бессознательно покупают их для адаптации в нынешней культуре.
Девочкам соответственно дают кукол, которые общаются между собой и таким образом с самого детства у них идет развитие коммуникативных компонентов эмоционального интеллекта. Если отвечать на вопрос о возрасте, то нужно говорить о психологическом возрасте. Парадокс в том, что с помощью эмоционального интеллекта как раз могут замерять эмоциональную зрелость. Есть такой расхожий термин за рубежом — «кидалт», то есть «дитятя», «взрослый ребенок».
Инструмент похож на тот, что применяется в случае с обидой, но окончательное перепрограммирование происходит другим путем. После пережитой эмоции страха нужно пережить его еще раз в своем сознании и освободиться из плена, стать свободным человеком. Этап I. Держим паузу и ждем, когда волна страха откатит от двух секунд и дольше. Время наката волны всегда невелико в отличие от обиды. Этап II. Начинаем конкретизировать страх.
Мы представляем, что то, чего мы боимся, произошло. А затем еще 20—30 минут нашей жизни после события. Страх силен неизвестностью, наша работа — конкретизировать его в настоящем и будущем. В кодексе самураев это называется «умереть заранее» перед решающей битвой. Этап III. После конкретизации страх уйдет. Выбрасываем представленное в воображаемый костер и вперед по жизни.
Типичный случаи: боязнь стать безработным. Представим, что вас выгнали. Подсчитайте, на какое время хватит денег, что можно в крайнем случае продать. Какую работу будете искать, чем во время поисков можно будет подзаработать. Я, например, готова быть барменом, заодно можно с людьми поговорить. Помните фильм «Мои черничные ночи» Вонга Карвая. Лавры Джуда Лоу, стоящего за стойкой бара, очень для меня привлекательны.
Вывод: страх уходит, когда вы его конкретизируете. После визуализации страха сожгите картинку в воображаемом огне и вперед. Рестарт всегда возможен. Подозрительность Подключайте более высокое «Я» и снимайте подозрения прямо и без обиняков. Конечно, есть риск не победить. Но в таком случае всегда можно начать рестарт. Все будет интереснее и энергичнее, чем отравлять себе жизнь подозрениями.
Ярость, гнев, злость, агрессия Чтобы быстро сменить установку, повторяем выученный алгоритм: 1. Ждете, делая более глубокие вдохи. Это особенно полезно при панике и спасет вам жизнь в экстремальной ситуации. В случае, когда это не удается сделать быстро, или вы находитесь в публичном месте идите в туалет. Пока дойдете, перебеситесь в кабинке, эмоция закончится напоминаю, что она длится не больше 12 минут. Начинается работа сознания Дальше у вас несколько сценариев поведения. Ответили: пойду подумаю.
А важно всё. Особенно для лидера. Такой человек должен как досконально знать свою сферу, владеть профессиональными навыками, так и обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Мозаика из способностей, или Устройство эмоционального интеллекта На сегодняшний день существует 3 популярные модели эмоционального интеллекта, однако в психологии в качестве основной используется версия Майера-Саловея-Карузо. Вышеупомянутые американские психологи называют следующие составляющие эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций. Подразумевается способность распознавания конкретных эмоций у себя и других людей. Стимуляция мышления эмоциями.
Подразумевается использование эмоций в качестве мотивационного и стимулирующего факторов для мыслительного процесса. Понимание эмоций. Умение находить взаимосвязь мыслей и возникших эмоций, а также способность понимать причину появления конкретных эмоций в различных условиях. Управление эмоциями. Способность подавлять или пробуждать эмоции. Зачем нужно развивать EI? Причины очевидны: понимание коллег, близких и себя самого позволяет эффективно коммуницировать, строить профессиональные и личные отношения.
Как развить эмоциональный интеллект? Сначала необходимо понять, какие именно навыки развивать конкретно в своём случае. Для этого стоит задать себе несколько вопросов: Каковы особенности моей профессии и что ценится в моём профессиональном сообществе? Насколько быстро меняется моя жизнь или профессия? Что для меня по-настоящему важно? Что мне делать сложно, а что — легко?
Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе! Сегодня мы предлагаем сделать шаг в сторону эмоционального интеллекта. Вы не могли не слышать словосочетание «эмоциональный интеллект».
О нём сейчас так много говорят. Так что же это такое? Просто модное веяние или всё-таки важная и нужная вещь? Как теоретические знания перевести в практическое русло? И главное, зачем? Давайте разбираться. Я с удовольствием представляю нашу первую гостью. Это популярная телеведущая, звезда Первого канала, блогер, продюсер и, что для нас особенно ценно, мама двоих детей Ирина Муромцева. Ирина, привет! Мы с ней знакомы много лет, поэтому не будем переходить на «вы».
В том, что ты знаешь, что такое эмоциональный интеллект, я не сомневаюсь. Как давно ты услышала об этом? И что сегодня ты вкладываешь в это понятие? Ирина Муромцева: Что такое эмоциональный интеллект, каждый из нас, я думаю, знал с детства. А именно эту формулировку я услышала примерно 1,5 года назад. Это было связано с развитием, воспитанием и становлением уже второй моей дочки Саши. Ей сейчас 5,5 лет — и, собственно, новый виток родительской литературы, связанной с воспитанием, свёл меня с этим словосочетанием. Ранее о каких-то вещах я даже не догадывалась. Анна Шнайдер: Раньше эмоции и интеллект, разум и чувства противопоставляли, а теперь это соединено в одно понятие. Ирина Муромцева: Я думаю, в первую очередь это про понимание себя.
Потому что мы люди, мы состоим из эмоций, всё рождает у нас реакцию. Когда мы учимся с детьми идентифицировать их, понимать, тогда мы воспитываем эмоциональный интеллект. Если человек чувствует себя и понимает свои чувства, он может считать эмоции другого человека и отреагировать определённым образом. Вообще понять: это имеет отношение к нему или нет. Мы многие эмоции научились в детстве подавлять, а про какие-то даже не можем рассказать другому человеку. Как ты считаешь, есть ли какие-то ограничения в этой теме? Есть какие-то чувства мамы и папы, которые они не должны с детьми обсуждать? Ирина Муромцева: В любом случае, обозначать свои эмоции необходимо, потому что дети воспринимают этот мир через нас. Бывает, что происходят события, которые не нужно объяснять ребёнку. В этом случае можно сказать совсем немного о своих переживаниях: «Я устала» или «Был такой трудный день», и этого будет достаточно для того, чтобы не выливать то, что внутри, на своих самых близких людей.
Нужно учиться работать с своими эмоциями. Анна Шнайдер: Давай учиться прямо сейчас. Я хочу пригласить экспертов присоединиться к нашему разговору. Они — ведущие специалисты в области эмоционального интеллекта. Виктория Шиманская — психолог и автор запатентованной методики развития эмоционального интеллекта, Александр Колмановский преподает в МГУ и тоже специализируется на эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Метки: Чувства, Эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это способность замечать эмоции (свои и других людей) и как-то с ними обходиться. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
А именно эту формулировку я услышала примерно 1,5 года назад. Это было связано с развитием, воспитанием и становлением уже второй моей дочки Саши. Ей сейчас 5,5 лет — и, собственно, новый виток родительской литературы, связанной с воспитанием, свёл меня с этим словосочетанием. Ранее о каких-то вещах я даже не догадывалась. Анна Шнайдер: Раньше эмоции и интеллект, разум и чувства противопоставляли, а теперь это соединено в одно понятие. Ирина Муромцева: Я думаю, в первую очередь это про понимание себя. Потому что мы люди, мы состоим из эмоций, всё рождает у нас реакцию. Когда мы учимся с детьми идентифицировать их, понимать, тогда мы воспитываем эмоциональный интеллект. Если человек чувствует себя и понимает свои чувства, он может считать эмоции другого человека и отреагировать определённым образом. Вообще понять: это имеет отношение к нему или нет. Мы многие эмоции научились в детстве подавлять, а про какие-то даже не можем рассказать другому человеку.
Как ты считаешь, есть ли какие-то ограничения в этой теме? Есть какие-то чувства мамы и папы, которые они не должны с детьми обсуждать? Ирина Муромцева: В любом случае, обозначать свои эмоции необходимо, потому что дети воспринимают этот мир через нас. Бывает, что происходят события, которые не нужно объяснять ребёнку. В этом случае можно сказать совсем немного о своих переживаниях: «Я устала» или «Был такой трудный день», и этого будет достаточно для того, чтобы не выливать то, что внутри, на своих самых близких людей. Нужно учиться работать с своими эмоциями. Анна Шнайдер: Давай учиться прямо сейчас. Я хочу пригласить экспертов присоединиться к нашему разговору. Они — ведущие специалисты в области эмоционального интеллекта. Виктория Шиманская — психолог и автор запатентованной методики развития эмоционального интеллекта, Александр Колмановский преподает в МГУ и тоже специализируется на эмоциональном интеллекте.
Я знаю, что уже не первое десятилетие существует этот термин, но правда ли, что есть разные концепции в этой тематике, и они иногда друг другу противоречат? Объясните нам, пожалуйста. Виктория Шиманская: Давайте попробуем объяснить самым простым языком. Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг. Этимология слова «эмоции» — это движение. А эмоциональный интеллект — это когда мы понимаем, на что это движение мы можем отправить. То есть почему пришла эта эмоция, почему я встревожен, почему я напуган, почему я такой радостный и как я могу дальше это использовать в мышлении, в принятии решений, в приятной коммуникации. Я думаю, что Александр ещё продолжит. Ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей Виктория Шиманская Александр Колмановский: Эта замечательная трактовка очень содержательная, а кроме неё к термину можно подойти следующим образом: эмоциональный интеллект — это реальное понимание эмоциональных причин чужого поведения. Психика так устроена, что она сначала что-то воспринимает в «чуже».
И только вполне в этом разобравшись, человек постепенно переносит это на себя. Развивая у ребёнка эмоциональный интеллект, нужно объяснять ему, почему другие люди так себя ведут. И чем более безразличны для него эти люди, тем легче он понимает эти объяснения. Анна Шнайдер: А не означает ли это, что у него проблемы с эмоциональным интеллектом, если ему безразличны эти люди? Александр Колмановский: Нет-нет, просто какие-то незнакомые. Я вспоминаю крохотный эпизод многолетней давности. Я был в гостях в одной семье, и четырехлетний ребёнок пришёл домой и рассказал с каким-то изумлением, что какой-то там дядька проехался мотоциклом по песочнице. И он сказал об этом без осуждения, просто не понимая.
Педагогу важно понимать, что, если мы хотим работать с ребёнком с точки зрения мотивации к учёбе, с точки зрения развития его навыков, которые в нём заложены, для этого нужно, в первую очередь, создавать эмоционально гармоничное поле. Я считаю, что ребёнку больше нужен педагог именно с высоким уровнем EQ, чем IQ. Если учитель эмоционально гармоничен, спокоен, это гарантия того, что ребёнок сможет лучше понять преподаваемый предмет. Скажите, как быть на самоизоляции семьям? Это, например, такая эмоция как радость. Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно. Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений. Попробуйте просто потанцевать все вместе несколько минут, взявшись за руки, и вы увидите, какие чудеса произойдут. Кроме того, черпать радость можно и в совместных приятных воспоминаниях. В этом нам помогут фотоальбомы. Можно вместе собраться и пересмотреть фотографии из прошлого отпуска. Как родители могут помочь ребёнку избавиться от эмоционального напряжения и избежать конфликтов? Причем важно начать проговаривать каждую эмоцию, которую он испытывает. Например: «Ты злишься на всё, что происходит сегодня в нашей жизни.
Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность они называют его ability EI или information processing EI и эмоциональный интеллект как черта trait EI. Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16]. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23]. В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18]. А также мнение Е. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И. Андреевой, Д. Ушакова, Д. Люсина, С. Деревянко, О. Гулевич, В. Овсянниковой, Е. Сергиенко, Т. А, Сысоевой, О. Белоконь и многих других [16]. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [6]. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [25].
Не менее важна трезвая самооценка и уверенность в себе. Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений. Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение. Резюмируя, жизнестойкости помогает эмоциональный интеллект, развить его можно, выстраивая хорошие отношения с близкими и в команде. А также в принципе осознавая собственные эмоции. Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия. Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. РИА Новости. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать и выражать свои эмоции, управлять ими, а также принимать чувства других людей. Эмоциональный интеллект как эмоции + разум. Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение?
Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
Агентство Mera четвертый год подряд разбирается, как эмоциональный интеллект (ЭИ) помогает брендам выразить свою уникальность и выстроить прочные связи с аудиторией. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг.
Эмоциональный интеллект: как камеры охотятся за нашей реакцией и улыбками
Эмоциональный интеллект: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу | Научный взгляд на то как контролировать эмоции, при чем здесь медитация и эмоциональный интеллект. |
Эмоциональный интеллект: как использовать негативные чувства во имя собственного блага | Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. |
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком | Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Участники обсудили важную связь между эмоциональным интеллектом и успехом в школе и социальной сфере. Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. Эмоциональный интеллект необходимо отличать от выраженности эмоций и силы их проявления.