Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
Как избавиться от синдрома отличника у взрослых Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями.
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?
Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Как определить синдром отличника у ребёнка Вот три частых симптома, помимо столбиков из пятёрок в онлайн-журнале. Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света.
В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает. Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами. Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях. Но это ничуть не упрощает ситуацию. Пресловутый чужой успех будто злорадно спрашивает нас: "Если ты такой умный, то почему тебя обошли? Как правило, мы руководствуемся общими клише вроде "это престижно", "пора бы уже это иметь".
Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы. Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться. Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним. Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители. Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.
В итоге случилась беда: Аполлон Александрович после окончания учебы заболел тяжелой формой депрессии — «акедией»: депрессией от нервного и умственного перенапряжения. Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать. Григорьев начал употреблять спиртное вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели. Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни? Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника».
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Вы привыкли быть всегда впереди и боитесь конкуренции. Это осложняет ваши отношения в коллективе. Тревожность — ваш постоянный спутник. Вы тревожитесь даже без повода и особенно на работе. Когда все в порядке, переживаете из-за дедлайнов, которые еще не наступили, и поручений директора, в работе над которыми собираетесь совершить очередной подвиг. Все время ощущаете себя в аврале и пожаре и от этого эмоционально истощаетесь. Вы стремитесь к идеалу во всех сферах жизни. Быть лучшей женой, мамой, дочерью, подругой, сотрудницей — это про вас. Да, дается вам это непросто, но вы продолжаете свой путь к идеалу. Как справиться с синдромом отличника: пять приемов от коуча Чтобы приглушить в себе отличника, периодически пользуйтесь приемами, о которых прочитаете ниже.
Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию Прием 1. Достаньте все свои дипломы, сертификаты, рекомендательные письма. В общем, возьмите все, что накопилось за годы работы и что подтверждает вашу компетентность. Вспомните и распишите на листочке свой профессиональный путь в деталях: с чего начинали, где и как учились, как доросли до своей должности. Похвалите себя за то, что смогли пройти этот путь и стать тем, кем стали. Осознайте, что вы высококлассный специалист и руководитель об этом знает, иначе вы не занимали бы свою должность. Конкурировать с вами в коллективе никто не собирается, а вот перенять хотя бы частичку вашего опыта коллеги не отказались бы. Так, может, хватит их сторониться? Прием 2.
Распишите на листочке, за что вы можете похвалить себя уже сейчас, и похвалите. Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения. Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали.
Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь.
На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ.
Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше.
Зависимость от качества результата. Выполнив работу неидеально, взрослый «отличник» чувствует подавленность. Зависимость от чужого мнения. Даже будучи взрослым и самодостаточным, такой человек нуждается в одобрении окружающих. Постоянное недовольство собой. Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми. Отсутствие самоиронии. Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки.
Болезненное восприятие критики. Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии. Страх перед риском. С годами «отличнику» всё сложнее рисковать. Он предпочитает двигаться медленно, соблюдая привычный распорядок и всячески сопротивляясь переменам.
Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства.
Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента.
Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества. Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку. Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках.
Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху. Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях. Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям.
Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции.
И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет.
Чтобы не концентрироваться только на результате, попробуйте делить процесс работы или подготовки к экзамену на несколько небольших этапов, между каждым из которых делать что-то приятное для себя. Этот способ поможет получать удовольствие в процессе и прийти к хорошему результату. Отдых и умение отпустить контроль. Следует разрешать себе отдыхать. Понимаем, что это сложно сделать, если хотите, чтобы всё было идеально. Делегируйте то, что можно делегировать. Проведите простой эксперимент: возьмите несложную задачу, на которую у вас уходит много времени.
Если обычно вы тратите на её выполнение шесть часов, попробуйте сделать за три-четыре. Посмотрите, что получится. Вероятнее всего, результат вас приятно удивит. Подавление тревожности. Попытайтесь не зацикливаться на мыслях о том, что будет в случае неудачи, и не накручивать себя. Чтобы успокоиться и убрать тревогу, можно делать дыхательные практики. Для снятия тревоги можно использовать практику «Дерево» — расслабление через тело.
Затем, стоя на ногах, представьте себя деревом с корнями, уходящими глубоко в землю. Тело — это гибкий ствол.
Чем же опасен «синдром отличника»? И что будет, если с ним ничего не делать? Синдром отличника заставляет ребенка чувствовать постоянную тревожность. Он находится в состоянии перманентного эмоционального и нервного напряжения.
И с выпуском из школы это состояние никуда не уйдет. Это состояние будет сопровождать его всегда, если не убрать главный фактор — «подпитку» со стороны. Чаще всего «подпитка» эта — семья. Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе? В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются. Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием.
Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно. Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника? Надо сперва определить источник подпитки.
Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать. Научитесь расслабляться Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение , прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии. Обязательно выделяйте время на это. Подкрепляйте его уверенность в себе Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры. Оценки за экзамены, конечно, важны, но не менее важны и те знания, которые ребенок получил во время обучения. Обсудите с ребенком, как и где их можно использовать в реальной жизни. Это только на первый взгляд нам никогда не пригодятся логарифмы, температура кипения или химические свойства кислот. На самом деле они имеют огромное практическое применение. Найдите его вместе с ребенком. Конечно, не забывайте говорить сыну или дочери, что любите их вне зависимости от того, сколько баллов он набирает на ЕГЭ, какой вуз закончит и кем захочет стать, когда вырастет. Ребенок должен знать, что вы поддержите его в любой ситуации. Тогда никакой экзамен не будет для него определяющим.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника
Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других. Работайте над своей самооценкой. Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку.
Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать.
Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год? Какие навыки и способности вы приобрели?
Что нового вы узнали? Такие сравнения мотивируют и способствуют развитию, а не депрессии. Не пытайтесь сделать все идеально.
Если возникло такое желание, подведите черту в уме и спросите себя, действительно ли оно мне нужно или мной снова овладевает синдром отличника? И будьте честны с собой.
С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником. Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру Джей Кей Симмонс , который предъявляет повышенные требования к своим подопечным. Эндрю настолько жаждет совершенства, что едва не доводит себя до смерти. Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера. Как избавиться от синдрома отличника Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно. Как побороть синдром отличника?
Воспользуйтесь советами автора статей по психологии Джоан Смит: Поймите, что все идет из детства. Мы будем искать похлопывание по плечу и ждать словечко о том, какие мы умные. Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других. Работайте над своей самооценкой. Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать.
Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу.
Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий. На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar. Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей. Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи. Кстати, при всей нелюбви к учёбе, многие из его первых стихотворений отражают тёплые воспоминания о лицейском периоде. Читать подробнее Как бороться с синдромом отличника По словам Екатерины Петуховой, во взрослом возрасте от этого убеждения сложно избавиться. Но несмотря на глубокие корни проблемы, можно выделить несколько способов, помогающих уменьшить проявления синдрома отличника.
Эти техники позволяют также избавиться от волнения в стрессовой ситуации, например, при сдаче важного экзамена: Осознание проблемы. Главное — признать, что чрезмерное стремление к идеалу несёт вред. Концентрация не на результате, а на процессе. Можно составить список любимых дел, доставляющих удовольствие, за которые никто вам не ставит оценки послушать любимую песню, порисовать, почитать, посмотреть фильм. Чтобы не концентрироваться только на результате, попробуйте делить процесс работы или подготовки к экзамену на несколько небольших этапов, между каждым из которых делать что-то приятное для себя.
А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга.
Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма? | О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. |
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным | Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. |
Синдром отличника у ребенка – в чем опасность?
Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб.
Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек?
Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности.
Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится.
Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти.
И так обесцениваются любые старания ребенка. Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация.
Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой. Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего. Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.
У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует.
Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь — первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20! От этого они, что, стали хуже?
Но при этом стараюсь, чтобы она поняла: отметка не равна человеку. В человеке — много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей. Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться… Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.
Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться! Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен.
Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его. Есть прекрасная английская поговорка — «не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример. Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты.
Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой. Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно.
Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать — детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы. Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально. И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться — «то, что русскому хорошо, немцу — смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным.
Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребёнок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника. Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью.
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия У детей мало свободного времени Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя. Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение. Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям.