Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. Бизнес-план является необходимым документом для инвестора, чтобы тот начал оценку возможности инвестиций в вашу компанию.
Бизнес план Основные цели. Бизнес-план: Основные цели.
Бизнес-план — это руководство по достижению ваших целей в предпринимательстве. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Несмотря на то, что личные цели и бизнес-цели проекта – два разных понятия, они связаны друг с другом. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. Бизнес-план помогает определить цели и задачи бизнеса и просчитать места, в которых легко ошибиться. О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости.
Цели бизнес-плана
Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние. В данной статье обсуждаются цели и задачи бизнес-планирования, обосновывается важность планирования для достижения результатов, приводится техника SMART для постановки целей, а также рассматривается понятие. Цель или суть бизнес-плана – привлечение капитала для развития бизнес-идеи.
Функции бизнес-плана
- Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают
- Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
- Как должен выглядеть бизнес-план?
- Советы по разработке
- Использование плана внутри компании
- Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают
Как предпринимателю ставить цели на следующий год. Чек-лист
Эти показатели помогают понять две вещи: куда движется бизнес и где он находится относительно других игроков рынка. Операционный план Следующий, менее объемный, но не менее важный раздел бизнес-плана, который дает развернутый ответ на вопрос «Как? Операционный план включает следующие подразделы: Производство Подробно описываем этапы создания продукта услуга тоже производится по определенной технологии. Описываем оборудование и себестоимость производства. Для инвестора, финансирующего гостиничный бизнес, будет важным убедиться, что заявитель досконально знает, как произвести заявленный продукт. Что учтены все детали сервиса, снабжения, коммунальных услуг и т.
Контроль качества О процедурах контроля и критериях оценки качества необходимо задуматься на старте проекта. Хорошие новости для отельного бизнеса — высокий уровень информационной открытости отрасли, позволяющий получать обратную связь от клиентов, сравнивать качество услуги с конкурентами. Локация В контексте данного раздела локация рассматривается с позиции транспортной логистики, доступности поставщиков, транспортных узлов, сетей энергоресурсов и прочее. Для загородных отелей проблемой локации может быть отсутствие квалифицированного персонала в месте ведения бизнеса. Поэтому необходимо найти решение проблемы дефицита кадров.
Юридическое окружение Формы собственности, предполагаемые правовые формы взаимодействия с партнерами, персоналом; необходимые лицензии и т. Персонал Прикладывается проект штатного расписание, рассчитывается динамика численности штата в прогнозном периоде. Запасы Виды сырья, материалов, товаров, необходимые для ведения бизнеса. Указание цен, минимально необходимого размера запасов. Поставщики Список потенциальных поставщиков; поставляемые продукты; условия поставки и оплаты.
Дефицит кадров Рассказать о потенциальном кадровом дефиците и способах его устранения. Советники В России институт советников находится на стадии становления, тогда как, например, в США за каждым стартапом стоит консультант, группа советников, совет директоров, менторы и т. Для компаний, предлагающих сложный инновационный продукт имеет смысл развить описание этого подраздела, так как наличие советников будет способствовать росту доверия. Организационная структура Отметим, что управление в контексте инвестиционного проекта состоит из двух основных этапов: Управления инвестиционной стадией проектная часть. Управление эксплуатационной стадией регулярный менеджмент.
Первый этап может быть описан в виде диаграммы Ганта или следующего графика: План расходов и инвестиций Для реализации проекта нового строительства прилагается проект сметы капитальных затрат. Минимальный набор форм финмодели: Прогноз прибылей и убытков годовой — обязательно, 3-5 лет — рекомендательно. Прогноз движения денежных средств.
Ротшильд «Бизнес-план не нужен никому. Просто работаешь — и всё! При этом и без него мы уже сделали достаточно много», — мнение Александра и Анастасии Турчиных, учредителей нового бизнеса-проекта «СемиНотка» в сфере образовательных услуг. А нужен ли бизнес-план вашему проекту? Суть бизнес-плана.
Начнём с понятия «бизнес-план». Современный экономический словарь содержит следующее определение: «БИЗНЕС-ПЛАН — программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности». Можно сделать вывод о том, что бизнес-план — это всё о бизнесе, и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление. В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. К таким аспектам в обязательном порядке относятся: 1 сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы; 2 оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите на нём занять; 3 планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты; 4 план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги; 5 план по трудовым ресурсам; 6 финансовый план, который обобщает всё перечисленное в денежно-материальном выражении. Содержание бизнес-плана определяет роль, которую он выполняет в бизнесе. Прежде всего, он даёт ответы на весьма конкретные вопросы, главные из которых: а будет ли предприятие выгодным и устроит ли вас результат его прибыльной работы?
Идею необходимо подвергнуть стресс-тестированию перед началом ее реализации: Подпишитесь на авторский телеграм-канал про предпринимательство в России. Техническая выполнимость. При оценке технической выполнимости необходимо понимать, доступна ли технология для товара или услуги или находится в стадии разработки; какая вероятность, что конечный пользователь может не захотеть использовать технологию и какие другие технологии могли бы стать конкурентами в этой области в будущем. Рыночная выполнимость, или фактическая потребность в том, что вы продаете, насколько рынок объемный и как быстро он растет. Вы должны знать, кто ваш клиент, каковы его потребности, а также преимущества и недостатки вашего продукта или услуг по сравнению с конкурентами. Финансовая выполнимость. Вам необходимо определить финансовую жизнеспособность проекта, определив источники дохода, основные затраты, достаточна ли маржинальность, какой капитал требуется для запуска, когда бизнес выйдет на безубыточность, а также нужно разработать лучший и худший сценарии относительно прибыли. Если вы составляете бизнес-план для подачи заявки на финансирование, спонсор также захочет убедиться, что ваш денежный поток покроет текущие расходы и позволит вам погасить кредит. Командная выполнимость. Здесь необходимо определить, сколько человек потребуется, чтобы реализовать бизнес-план, во сколько они обойдутся, и разработать график набора персонала, если ваш бюджет не позволяет вам немедленно нанять персонал. Если вы намерены вести бизнес самостоятельно, определите, какие навыки и знания вам потребуются — маркетинг, продажи, финансы и т. Если не обладаете этими навыками, вам следует рассмотреть возможно привлечения партнера в команду, аутсорсинга задач или самостоятельного повышения квалификации. Детализация концепции бизнеса На основании результатов исследования и после того, как вы проверили свою идею на стресс-тесте, вы, возможно, выявили слабые стороны или новые возможности. Полученные результаты позволят детализировать бизнес-идею так, чтобы она учитывала все особенности отрасли, отвечала требованиям рынка, отличалась от предложений конкурентов, использовала отношения с партнерами и поставщиками по максимуму и была финансово устойчивой. Написание бизнес-плана Написание бизнес-плана не гарантирует успеха автоматически, но он помогает предпринимателю избежать многих распространенных причин банкротства бизнеса, включая недостаточную капитализацию или неадекватную долю рынка.
Обязательно ответьте на следующие вопросы: что это за продукт; в чём его особенности по сравнению с товарами конкурентов; на какую целевую аудиторию он рассчитан; каким запросам товар будет отвечать; как он дойдёт до потребителя; какие ресурсы понадобятся для производства, хранения и доставки товара если вы будете составлять производственный план, на этой стадии пункт достаточно сформулировать в виде тезиса. Здесь же надо сформулировать цели вашего бизнеса. Это значит, что цель должна быть конкретной specific , измеримой measurable , достижимой attainable , уместной reasonable , ограниченной по времени time-bounded. Пример плохо сформулированной цели: захватить мир, но сначала в ближайшей перспективе сделать свой ресторан главным в регионе. Пример хорошо сформулированной цели: за первый год работы сделать свой ресторан самым посещаемым в городе и в два раза обогнать конкурентов по количеству гостей в месяц. Чтобы сформировать уникальное торговое предложение, соберите из отзывов о продуктах конкурентов атрибуты качества товара, а также посмотрите, какие его недостатки отмечают покупатели. Учитывайте это при выборе или создании своего продукта. Вы можете использовать и личный потребительский опыт. Не стесняйтесь описать это в бизнес-плане! Например, Вадим Квасов, основатель бренда носков.
Для чего нужен бизнес-план?
Исследование рынка Вопросы емкости и потенциала рынка мы рассмотрели в разделе бизнес-плана «Описание отрасли». При составлении бизнес-плана в этом пункте нужно уделить внимание описанию целевой аудитории. Владельцы бизнеса часто совершают характерную ошибку, заявляя, что их целевая аудитория — это все люди или, например, женщины 18-65 лет. Это неверно хотя бы потому, что женщины 18-24 и 60-65 лет имеют разную покупательскую способность, они совершают покупки по разным причинам и им важны в товаре разные характеристики. Например, когда средство для мытья посуды хочет купить девушка 18-24 лет, ей может быть важно, чтобы оно было недорогое. А когда его хочет купить женщина 60-65 лет, для нее важно, чтобы оно было безопасно для здоровья. В этом случае для продажи одного и того же продукта разным клиентам необходимы разные каналы продвижения, слоганы и даже упаковка. Чтобы продажи вашего продукта росли, необходимо про ваших потенциальных покупателей понимать: что они покупают; по какой цене они покупают; почему они покупают.
Анализ привычек и истинных мотивов покупки, прописанный в бизнес-плане, позволит определить каналы привлечения и сформировать правильное предложение, на которое отреагирует клиент.
Подробный включает в себя многочисленные расчеты и анализ. Зачем нужен бизнес-план и для кого его создают Основная цель создания бизнес-плана — оценить перспективы проекта и уже на первоначальном этапе обнаружить подводные камни, с которыми предстоит столкнуться и которые могут помешать реализации задуманного. Документ создают для внутреннего и внешнего пользования. В первом случае он нужен в первую очередь как инструмент управления. В нем важно описать все сильные и слабые стороны предприятия и перспективы развития идеи. Ознакомиться с ним полезно единомышленникам, которые должны четко понимать цели и задачи проекта и решить, как внести вклад в его реализацию.
Внутренний бизнес-план помогает оценить затраты на проект и необходимость привлечения средств извне. Для тех, кто даст эти самые средства или окажет какую-то другую поддержку, и нужен внешний бизнес-план. Он определяет срок окупаемости и потенциальную прибыльность проекта, а также отвечает на главный для инвестора или партнера вопрос: стоит ли вкладываться в проект? Хорошо составленный и всесторонне продуманный бизнес-план — основа для сделки. Структура и содержание бизнес-плана Документ нужно составлять таким образом, чтобы в нем можно было легко отыскать интересующую информацию. После титульных страниц нужно содержание с разделением на главы: не каждый предполагаемый инвестор, партнер или сотрудник захочет досконально разбираться во всех подробностях вашего проекта.
Контроль качества продукции. Способ утилизации отходов. План логистики и доставки готовой продукции клиентам.
Лучше не использовать специфические термины, которые могут быть непонятны некоторым читателям плана. Пишите своими словами, как если бы рассказывали об этом своим знакомым. Например, кто чем будет заниматься в компании, как сотрудники будут взаимодействовать друг с другом, каких внешних экспертов привлекать. Если команде ещё нет никого, кроме, например, двух учредителей, — нужно описать, как они видят организационную структуру в будущем. Этот раздел включает в себя такие данные: Организационная структура — состав и иерархия команды, их обязанности и зона ответственности. Нужно указать, какие специалисты понадобятся, в каком количестве, назвать вилку их зарплат. Состав управленческой команды — ключевые руководители и их заслуги — например, образование, уникальный опыт и навыки, достижения в других проектах, стаж работы и так далее. Важно не приукрашивать факты, но убедить читателей плана, что эти люди справятся с задачами компании или проекта. Внешние консультанты — если они понадобятся.
Нужно написать, к каким экспертам и по каким вопросам вы будете обращаться. Раздел организационного плана лучше иллюстрировать диаграммами или схемами, чтобы наглядно показать читателям функции команды и взаимодействия в ней. Маркетинг и продажи В этом разделе описывают то, как бизнес будет привлекать клиентов и продавать свой продукт или услугу. Важно, чтобы в нём была такая информация: Целевая аудитория — пол, возраст, семейный статус, уровень дохода и так далее.
Например, если планируете производить кукурузные хлопья, поищите самые известные бренды на сайтах отзывов и узнайте, какие преимущества и недостатки видят потребители. Это поможет вам лучше понять запросы и выяснить, какую боль покупателей не могут вылечить конкуренты. Также вы определите оставшуюся без внимания категорию клиентов и выявите свободную нишу. Раздел 3. Описание продукта При составлении бизнес-плана нужно максимально подробно описать свой продукт. Обязательно ответьте на следующие вопросы: что это за продукт; в чём его особенности по сравнению с товарами конкурентов; на какую целевую аудиторию он рассчитан; каким запросам товар будет отвечать; как он дойдёт до потребителя; какие ресурсы понадобятся для производства, хранения и доставки товара если вы будете составлять производственный план, на этой стадии пункт достаточно сформулировать в виде тезиса. Здесь же надо сформулировать цели вашего бизнеса. Это значит, что цель должна быть конкретной specific , измеримой measurable , достижимой attainable , уместной reasonable , ограниченной по времени time-bounded. Пример плохо сформулированной цели: захватить мир, но сначала в ближайшей перспективе сделать свой ресторан главным в регионе. Пример хорошо сформулированной цели: за первый год работы сделать свой ресторан самым посещаемым в городе и в два раза обогнать конкурентов по количеству гостей в месяц.
Бизнес-планы
Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7—8 разделов: Резюме Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы. Описание продукта Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов.
Приводится макет или фото продукта.
Приведем пошаговый алгоритм, который позволит разработать его самостоятельно. Ниже будет подробно описан каждый пункт БП. Не нужно бросать начатое, если отрицательные моменты на первый взгляд перевешивают положительные.
Каждый минус может стать точкой роста для бизнеса. Краеугольными камнем успешного дела являются устойчивое положение на рынке и способность конкурировать в выбранной нише. Детального анализа потребует рынок сбыта. Если после проведения вышеуказанных исследований и подсчета начальных финансовых показателей, вы не передумали начать бизнес, следует приступать к созданию бизнес-плана.
Читайте также: Бизнес-план гостиницы Разделы бизнес-плана: 12 основных пунктов Широко применяется структура бизнес-плана, состоящая из 12 обязательных разделов. Объем каждого из них будет зависеть от особенностей проекта, небольшое предприятие может без некоторых обойтись вовсе. Но в целом БП должен выглядеть именно так. Титульная страница Сюда следует включить: Название проекта и компании, в которой данный проект будет разработан и запущен.
Требуется указать подробно контактные данные контактный номер, юридический адрес и т. Меморандум о неразглашении или NDA non-disclosure agreement Это важное соглашение станет гарантом защиты вашей уникальной бизнес-идеи и не позволит изучающему украсть готовый проект. В этом файле содержится информация о требовании сохранить конфиденциальной любую информацию, которая была получена во время прочтения данного документа. Дублирование бизнес-модели в этом виде, копирование документов и прочие факты нарушения авторского права в рамках данного бизнес-плана будут преследоваться законом.
Краткое резюме Очередность данного раздела бизнес-плана не должна вводит вас в заблуждение, к заполнению этой части необходимо приступить только в конце его написания. Это своеобразная выдержка из всего документа: кратко опишите основные моменты связанные с финансовыми показателями и свою бизнес-идею. Инвестор обращает на этот раздел внимание в первую очередь. Следовательно, судьба вашей бизнес-идеи во многом зависят от резюме.
При этом вам нужно уложиться в одну страницу В этом разделе нужно также написать: общий доход за год, суммарный объем средств на конец года, рентабельность предприятия и чистый дисконтированный доход ЧДД. Описание проекта В этом разделе нужно отразить главные аспекты, которые побудили поверить в представленную бизнес-идею. Помогут следующие уточнения: Суть проекта простыми словами, без возможности ошибочного трактования Что требуется сделать компании, чтобы добиться своих целей? Существуют ли препятствия на пути к успеху вашей бизнес-модели?
Если да, как их преодолеть? Что лично вы можете предложить конкретные шаги для того, чтобы предприятие достигло прибыли в кратчайшие сроки? Укажите конкретный отрезок времени 3 месяца, полгода, год, 10 лет и т. Будьте точны, кратки и приводите в бизнес-плане только достоверные факты.
Бизнес-план является «лицом» компании и позволяет сравнить возможную доходность и риски инвестирования. Внешние цели помогают отразить интересы собственника и продемонстрировать его идеи внешнему миру. Особенности составления бизнес-плана в зависимости от цели У каждого бизнес-плана есть определенные особенности, которые напрямую зависят от целей. Например,если основной целью создания бизнес-плана является получение государственной поддержки, то необходимо сделать акцент на нормативно-правовые документы, а также четком описании целей проекта.
Государственные органы уделяют особое внимание разработанной финансовой стратегии и перспективам развития проекта. Если же основная цель бизнес-плана — привлечение инвесторов, то стоит уделить особое внимание описанию эффективности компании. Как правило, инвесторов не интересует финансовый анализ возможностей проекта, для них большую роль играют сроки окупаемости и рентабельность инвестиций.
Итак, вот ряд правил, соблюдение которых поможет составить грамотный бизнес-план, выполняющий свою роль и цепляющий глаз привлекательной структурой!
Особенности плана и этапов разработки бизнес-плана, его структуры Внешность имеет значение. Документ — есть документ, так что готовый бизнес-план должен иметь презентабельный вид преуспевающего предприятия. И никаких излишеств и ярких пятен. Уделяем внимание мелочам, но не очень.
Детализация бизнес-плана должна быть адекватной. То есть соответствовать целям бизнес-плана, но не содержать излишков. Материалы должны быть изложены четко, наглядно, кратко. Персоны нон грата.
В бизнес-план не должны входить справочная или второстепенная информация если их присутствие необходимо, вынесите ее в рамки приложения. Одновременно умно и для широких масс. Лексика бизнес-плана должна быть простой, доступной большинству, а не узкоспециализированной. В конце концов, этот документ своего рода реклама, а не простой аналитический документ.
Подсчет волков.
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
Несмотря на то, что личные цели и бизнес-цели проекта – два разных понятия, они связаны друг с другом. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Задачи и цели бизнес-планирования бывают как внутренними, так и внешними, причем это касается любой сферы деятельности. Работая вместе, ваша команда сможет использовать свои уникальные знания и опыт для постановки целей и создания эффективного бизнес-плана.