Главная Сервис для судоходства Новости В зимнюю навигацию ледокол «Новороссийск» в Белом и Карском морях осуществил проводку 87 судов. «Через два часа все было кончено» 90 лет назад затонул легендарный ледокол «Челюскин».
Ледокол "Челюскин": история и судьба
К моменту эвакуации пациента атомный ледокол находился в 70 километрах от мыса Челюскин. Поскольку плавания ледоколов «Челюскин» и «Сибиряков» связаны с 1930-ми годами, карта дает возможность увидеть, как выглядели в этот период советские города. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. «Через два часа все было кончено» 90 лет назад затонул легендарный ледокол «Челюскин». Ледокол «Красин» был отправлен на спасение челюскинцев из Ленинграда через Панамский канал.
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
Он рассказал, как удалось проникнуть на легендарный советский ледокол «Челюскин», много лет назад затонувший у берегов Чукотки. «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Тревожный сигнал о плохом самочувствии одного из сотрудников поступил в авиационный поисково-спасательный центр от капитана атомного ледокола «Арктика». В далеком 1933 году на «Челюскине» была предпринята попытка за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. Легендарный ледокол «Челюскин» обнаружен российской экспедицией на дне Чукотского моря.
Затонувший ледокол "Челюскин" будет исследован российскими учеными
Новосибирск от капитана судна. Сотрудники центра оперативно связались с красноярскими медиками и отделением санитарной авиации Красноярского края. Врачи поставили предварительный диагноз "аппендицит". Было принято совместное решение о немедленной эвакуации больного с борта ледокола, сообщает VK-сообщество "КрасАвиа".
К экспертному составу спикеров «Ледокола знаний» в этом году присоединится гроссмейстер Сергей Карякин, чемпион мира по быстрым шахматам: «Ледокол знаний — это уникальный проект, который дает возможность самым талантливым ребятам познакомиться с Арктикой, атомным флотом, а также получить новые знания и умения. Со своей стороны буду рад научить всех желающих на борту игре в шахматы. Для меня это потрясающая возможность пообщаться с ребятами, которые стоят у истоков будущих научных открытий, изобретений и прорывов, передать им мой опыт и знания». У участников экспедиции будет шанс не только сыграть против гроссмейстера на борту «Ледокола знаний», но и стать участниками небывалого шахматного матча на Северном полюсе.
Для справки: Правительство РФ и крупные российские компании продолжают расширять спектр решений по раскрытию потенциала студентов и молодых сотрудников. Росатом и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр в российских вузах, реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов, организации практики и стажировки для студентов с последующим их трудоустройством. Молодые специалисты получают новые полезные навыки, что помогает им в карьерном росте.
С этим же ученые связывают появление в Арктике животных из других ареалов обитания: биологи обнаружили 4 вида птиц, которых ранее в этих местах не видели. А еще зафиксировали миграции моржей и китов.
Геологи и сейсмологи из состава научной группы также нашли 5 ранее неизвестных мест землетрясений - на Таймыре и на острове Врангеля. Участникам экспедиции, возможно, даже удалось совершить географическое открытие. В результате таяния снегов один из заливов архипелага Северная земля превратился в пролив и образовался новый остров. Правда, пока подтвердить или опровергнуть версию находки не удалось - это будет сделано в следующем году новой экспедицией. Работы очень много, говорит Дмитрий, все собранные данные необходимо обработать и изучить более подробно.
Так что все самое интересное - еще впереди.
Мой герой Юра Набатов — смелый, отчаянный, упертый молодой человек. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», — рассказал актер Глеб Калюжный. В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски — ездовых собак, которых традиционно используют на севере. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова — это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», — отметила актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий. В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине — живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре.
День 8-й. Большая Арктическая экспедиция добралась до конечной точки - мыса Челюскин!
Такой класс позволял безопасно работать в Арктике летом под проводкой ледоколов. В акватории Северного морского пути у капитана атомного ледокола «Арктика» случился приступ аппендицита. Полярный ледокол с исследовательской группой прибудет в базовый док к концу сентября. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. Под звуки оркестра ледокол "Илья Муромец" торжественно прибывает в порт Североморска.
Красноярская санавиация эвакуировала моряка с атомного ледокола "Арктика" у мыса Челюскин
В Карском море корабль наткнулся на большой необитаемый остров, не указанный ни на одной карте. Проведенные исследования объяснили это странное стечение обстоятельств. Оказалось, что на картах остров Уединения находился на целых 50 миль к востоку от своего реального местоположения. Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю. Тем временем встречи с опасным льдом продолжались. Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку.
Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам. Пленники льдов 23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков».
Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо. Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке».
Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин». Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни. Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах.
Более того, полярники забили тревогу — никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. Эвакуация с судна За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов. Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря. Во время эвакуации погиб один человек.
Его по трагической случайности придавило сместившимся грузом. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности. Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала. Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», — подчеркнул режиссер Степан Коршунов. Мой герой Юра Набатов — смелый, отчаянный, упертый молодой человек.
Отмечается, что ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход "Челюскин"", - информирует СФ. В настоящее время ледокол СФ "Илья Муромец", на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля. Там предполагается исследовать места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910 - 1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Пароход "Челюскин" 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем. Палатки отеплялись камельками, в которых с помощью изобретенных челюскинцами форсунок сжигались нефть и керосин. Днем в палатки свет проникал через маленькие окна, где вместо стекол были вставлены бутылки. А ночью палатки освещались лампами разнообразных систем, тоже изобретенными челюскинцами. Несколько в стороне от палаток, за камбузом, находился барак. В нем жило 14 человек. Сигнальным дымом челюскинцы облегчали летчикам поиски лагеря с воздуха Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова В лучшем случае — отставка, но могут и расстрелять Питание и материальное обеспечение людей, как и условия жизни, удалось наладить по арктическим меркам вполне удовлетворительные, чего нельзя было сказать об уверенности челюскинцев в ближайшем будущем. Много лет спустя капитан Воронин признался, что они со Шмидтом больше, чем полярной ночи, голода и холода, боялись наказания за гибель судна — в лучшем случае грозит отставка, но могут и расстрелять. Шмидт был уверен: расстреляют. А чего еще ждать? Провал, поражение, катастрофа... Виновные должны быть наказаны. А кто виновные? Начальник экспедиции и капитан Отлегло 27 февраля, когда Кренкель принял радиограмму за подписью Сталина и членов Политбюро: Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет.
100-летие ЦАГИ в истории: спасение пассажиров ледокола "Челюскин"
После него все тяжелые самолеты строились по схеме моноплана. По существу, ТБ-1 был первым настоящим бомбардировщиком". На счету самолета целая череда рекордных перелетов. Более 20 лет летали АНТ-4 в нашем небе, уступив затем место огромным ТБ-3, а в дальнейшем - скоростным бомбардировщикам с гладкой обшивкой, убирающимся шасси и закрытыми кабинами. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Жуковского" в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики.
Мы предположили, что таким образом она спасала малышей от самцов. Знала, что они не подойдут близко к людям. К нам медведица не проявляла никакого интереса и медвежат близко не подпускала, отгоняла малышей от собачьих мисок. А вообще, как говорит начальник метеостанции, к медведям привыкать нельзя — можно погибнуть. Даже выходя из помещения на несколько минут, метеорологи берут с собой ракетницу или ружье. На мысе Челюскин быстро вырабатывается привычка вертеть головой на 360 градусов. Хищник может появиться внезапно. Бывало, что медведи пытались выломать окна и двери в жилом помещении. Только однажды хищник напал на метеоролога. И медведя пришлось застрелить. Но это было давно. У белых мишек нет своей территории. Они все время двигаются. Прикармливать их нельзя, тогда они постоянно будут наведываться в гости. Как говорит метеоролог, бывают периоды, когда хищники собираются около метеостанции. У них в это время начинаются разборки между самцами. Забавно было наблюдать, как они, стоя на задних лапах, боксировали друг с другом. Нередко белые медведи добираются до оборудования метеорологов и ломают его. В этом году, к счастью, этого не случилось. Как шутят метеорологи, они на станции особой, «таймырской» породы. Они на расстоянии чувствуют медведей и могут защитить человека. При появлении хищника безбоязненно его окружают. Пока одна собака отвлекает медведя, другие хватают его за мягкие места. И могут прогнать хищника. К сожалению, собаки не состоят у нас на довольствии, хотя иногда удается выбить для них консервированные каши. Бывает, что станционные собаки, заинтересовавшись проплывающими мимо моржами и нерпами, уплывают на отколовшихся льдинах. Такие случаи не редкость. Бывало, что наших четвероногих друзей относило на льдине на сто метров от берега, но они возвращались. Собаки, конечно, гибнут. Одну, как рассказывает начальник метеостанции, загрыз медведь, другую укусил бешеный песец. Они на мысе Челюскин не часто бывают, но иногда заходят. Тогда и песцов — полярных лисиц — было много, и горностаи у нас появлялись. Потом пропали и лемминги, и хищные млекопитающие. Появляются в районе метеостанции нерпы и моржи. Не просто большой, а настолько огромный, что его обходили стороной даже белые медведи. Из птиц здесь можно встретить полярного воробья, полярную сову, чаек. Когда случается потепление, появляются трясогузки. Начиная с апреля на мыс Челюскин забредают и небольшие стада оленей по 50—100 особей. Потом разбредаются по территории и появляются группами по 3—5 парнокопытных. Большим подспорьем для метеорологов является рыбалка, которая длится с июля до середины сентября. Часть рыбы уходит в реки на нерест, а другая часть, которая в этом году не будет нереститься, идет вдоль берега и кормится. Это даже рыбалкой не назовешь — скорее вытягивание рыбы. Каждый заброс спиннинга — улов. Когда нет снаряжения, можно использовать обычную веревку и черпак от ложки. За день можно наловить-вытянуть 200 килограммов гольца. Заготавливаем рыбу на зиму. Морозильной камерой служит ледник, который остался с советских времен. Собаки на станции особой «таймырской» породы. Прямо на берегу был построен детский сад — самый северный на континенте. Метеорологи жили с семьями. В поселке зимовало около 250 человек. Полярники умудрялись на 77-м градусе северной широты выращивать свиней, а в теплице — зелень и овощи. Работал радиоцентр, который обслуживал в том числе и проходящие по Севморпути суда. Была георазведка, одним словом, кипела жизнь. И сейчас можно увидеть сохранившиеся с того времени футбольные ворота, а в заброшенных домах найти хоккейные клюшки — на мысе заливали каток. А первая полярная станция появилась на мысе Челюскин еще в 1932 году.
Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен. Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады. Эвакуация экипажа До своего спасения челюскинцам пришлось жить на льдине в течение месяца. Благодаря предварительной подготовке они смогли построить деревянный барак, организовать пекарню и даже провести работы по устройству взлетно-посадочной полосы. Спасение пришло 13 апреля. Изначально в лагере приземлился самолет АНТ-4, который 28 раз оправлялся на поиски людей и только при 29-ом вылете сумел обнаружить челюскинцев. Позже к спасению присоединились другие самолеты. Спасательная операция стала первой в истории освоения Арктики, при которой экипаж был спасен в полном объеме. Единственным погибшим оказался завхоз Борис Могилевич, которого при эвакуации с судна придавило бочкой. Несмотря на то, что «Челюскин» в рамках своего путешествия не сумел выйти в Тихий океан, он достиг основной цели и подтвердил проходимость Северного морского пути.
Ранее телеканал «Санкт-Петербург» сообщал , что у пары японских макак в Ленинградском зоопарке родился второй детеныш. Петербуржцы смогут выбрать имя для малыша. Как рассказали в пресс-службе зоопарка, самец Киото и самка Миа приехали к нам из Японии в 2015 году. Пол малыша уже известен, это мальчик.
Ледокол «Челюскин»
Это судно строилось в Дании по заказу СССР, и его конструкция изначально усиливалась для плаваний в полярных морях, хотя настоящим ледоколом "Челюскин" не был. За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков". В течение более чем трех месяцев — с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин».