Новости конспект духовный концерт

Главная» Новости» Духовный концерт многоголосие или одноголосие. это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для.

Духовный концерт. 6 класс

09.11.2020 Урок в 6 классе | Главная» Новости» Музыка 6 класс духовный концерт видеоурок.
Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт" В целом, концерт духовного концерта — это особый музыкальный опыт, который призван вдохновлять, целить и возносить душу через музыку и религиозную символику.
Духовный концерт конспект урока В целом, концерт духовного концерта — это особый музыкальный опыт, который призван вдохновлять, целить и возносить душу через музыку и религиозную символику.
Небольшое сообщение на тему "духовный концерт" — Духовный концерт Автор: Баркова Ирина Николаевна урок 6 класс Образы русской народной и духовной музыки.
"Духовные концерты" Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей.

Концерт-лекция к 20-летию ансамбля «Ключ разумения»

Выписать в тетрадь всё ,что находится ниже. Вопросы не пишем , только ответы на них ,развернуто. Образы духовной музыки». И почему? В церкви, в церковные праздники на Пасху вы уже знаете , что колокола бывают и большие и малые. Многим большим колоколам давали имена.

А какие вы знаете имена колоколов? Реут, Лебедь, Сысой Назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всём мире.

Сергей Рахманинов «Всенощное бдение» Русский духовный концерт имеет глубокое значение в культуре России.

Он отражает исторические, религиозные и музыкальные традиции русского народа. Эта форма музыки объединяет людей, приносит им духовный подъем и становится ярким выражением национального самосознания. Особенности русского духовного концерта Русский духовный концерт является важной частью русской культуры и имеет свои характерные особенности: Духовное содержание: Основным отличием русского духовного концерта является его глубокая душевность и насыщенность духовным содержанием.

В музыкальных произведениях русских композиторов часто звучат религиозные темы и мотивы, отражающие духовность русского народа. Хоровое исполнение: Русский духовный концерт часто представляет собой хоровое исполнение, где многочисленные голоса объединяются в гармонии. Хоры могут быть как церковными, так и профессиональными, но в любом случае хоровое исполнение придает музыке особую мощь и выразительность.

Использование русских народных мотивов: В русском духовном концерте часто звучат элементы русской народной музыки. Это может быть использование народных мелодий, танцевальных ритмов или характерных инструментов.

Эти стихиры были протяженно сложенными, то есть ритмическими. Когда Иоанн, сочиняя их, по обычаю греческих стихотворцев отбивал ритм ногой, старец-наставник услышал это ритмическое отстукивание и сурово наказал преподобного. Но далее сама Пречистая Дева явилась старцу-наставнику в ночном видении и потребовала дать свободу непревзойденному и вдохновенному песенному творчеству Иоанна Дамаскина.

Перед тем как это песнопение прозвучало в стиле большого распева, Наталья Мосягина прочла художественный перевод гимна, выполненный игуменом Силуаном Тумановым : «Нам ныне возлюбить удобнее молчание, что помогает нам вне страха бед пребыть Немолчных песен, Дева, строки величальны Любовь к Тебе не даст из бренных слов сложить. Но ведь любовь к Тебе не позволяет Рожденье Сына Твоего нам умолчать. И посему мы молим: даруй, Мати, силу Тебя и словом, и всей жизнью величать». Синодик ансамбля Наталья Мосягина: «До того как мы смогли прийти сюда и исполнить эти чудесные песнопения, были часы, годы изучения, репетиций, трудностей, споров, неудачных выступлений. До нас это искусство изучали наши учителя, до наших учителей — учителя наших учителей и так далее.

Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет. У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим. Это очень радостная и светлая традиция.

Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров. Те люди, которые работали с рукописями в древности, для нас такие же живые, как и те сотрудники, с которыми мы работаем сейчас. Мы помним их имена, иногда мы даже чувствуем их эмоции.

Партесный стиль, проникнув в музыку Церкви, вытеснил на второй план знаменное пение и стал применяться повсеместно. Произведения, написанные в этом стиле, отличала повышенная сентиментальность и чувствительность а порой и чувственность , музыкальное выражение порой совершенно не соответствовало смыслу церковных песнопений. Первые духовные концерты начало 18 в. Это были монументальные песнопения, написанные в многочастной музыкальной форме. Они были полны контрастов внешнего характера, то есть строились по принципу «тихо-громко», «быстро-медленно», «мажор-минор», «солист-хор».

Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов. Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»! Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов. Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов.

В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов.

История истоков

  • Русская музыкальная традиция
  • "Над временем и пространством" - концерт духовной музыки
  • ##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
  • Духовный концерт

Музыка. 6 класс

Духовные концерты, благодаря интонационной близости эпохе, богатству тематизма, широте образного содержания, стали для композиторов средством музыкального общения с прихожанами-слушателями. У нас не было возможности провести концерт в храме, и потому площадкой был выбран Актовый зал Сретенской духовной академии. Духовный концерт – это особый вид музыкального события, целью которого является передача зрителям и слушателям глубоких духовных переживаний и эмоций. Просмотр содержимого документа «Духовная кт урока в 6 классе».

Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт"

Гуляницкой, И. Дабаевой, Е. Долинской, Н. Заболотной, А. Кандинского, Е. Левашёва, Н. В- Иарфентьевых, Ю:Паисова г В. Протопопова, Л.

Ваабена, М. Москва , Государственной»библиотеки имени В. Ленина г. Наряду с историческим методом исследования, позволяющим рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и в. Асафьева, В. Бобровского, В. Васиной-Гроссман, В.

Холоповой, Ю. Холопова и др. Арановский, А. Коробова, М. Лобанова, Е. Назайкинский, Г. Поспелов, О.

Соколов А. В качестве установки принято положение М. Арановского о том, что «определение внешней и внутренней структур жанра позволяет понять механизм его исторической эволюции». Параллельно с формированием стилистических признаков искусства нового времени происходят коренные изменения норм средневековой культуры, которые не разрушаются окончательно. Новое время вбирает в себя и сохраняет отдельные элементы культуры древнего периода, «придав им, — по словам КЖелдыша, — иную форму выражения». На основе такого взаимодействия двух культурных эпох, их «сцепления» исследователи выдвинули и обосновали концепцию непрерывности и преемственности развития русской художественной культуры XVII — XVIII веков. Сам факт зарождения в XVI веке таких распевов, как демественный, путевой, большой, свидетельствует о зарождении в музыкальном искусстве новых черт: в большей степени ощущается стилистическая дифференциация профессиональной музыки, формируется красочный, торжественно-эмоциональный стиль пения с присущими ему широкой кантиленой, интонационной и ритмической усложнённостью мелодии.

Самые первые образцы русского многоголосия строчное и демест-венное , возникшие на Руси незадолго до появления партесного, являлись во многом естественным продолжением древнерусских певческих традиций. Они представляли собой особую форму многораспевности, но организованную вертикально, как сочетание одновременно нескольких мелодических линий. Техника подобного рода многоголосия была линеарной, голоса мыслились как достаточно самостоятельные линии и были столь же полноценны, как и основной напев cantus firmus , помещённый в партию тенора. В строчном пении не были выработаны вполне, чёткие правила гармонии и голосоведения; технически совершенные приёмы записи. Вполне естественно, что когда в середине XVII века с Запада пришла устоявшаяся, развитая форма многоголосия партесное пение со своими гармоническими и контрапунктическими правилами и законами,- с разработанной «формулой» музыкального письма, русское пение строчное и демественное не смогло достойно конкурировать из-за своего несовершенства. С введением партесного многоголосия, изменилось само понимание сущности и значения церковного пения. Оно перестает быть одной из форм самого богослужения, а становится ветвью музыкального певческого искусства, вносимого-в храм для украшения службы.

И это не: могло не вызвать бурной реакции: у одних — восхищение и поддержку, у других — ожесточённое сопротивление, поскольку нарушался веками закреплённый порядок, новое коснулось наиболее устойчивой и консервативной сферы — церкви». Впервые термин партесное встречается в инвентарном списке нот польской королевской капеллы на Вавеле в 1572 году. Польская музыка, обладавшая прочными традициями развитой полифонии, восходившими к связи со школой парижских дискантистов, к середине XVI века занимала одно из ведущих мест в Европе. Накопление новых черт сильное влияние светской мелодики, вторжение танцевальных, в частности мазурочных ритмов, формирование развёрнутой композиции на свободную тему, тенденция к увеличению числа голосов приводит в XVII веке к значительному стилевому сдвигу. В творчестве М. Зеленьского, М. Мельчевского, Я.

Ружицкого, Б. Пенкеля и других композиторов ярко проявляются черты барочного искусства. Распространение многоголосия на Украине и Белоруссии, которые находились под влиянием Польши, во многом было связано с противостоянием католической экспансии. К началу XVII века на этих землях самой острой проблемой была борьба за национальную независимость. Стремясь сохранить своё влияние, православная церковь, пошла на обновление всех средств воздействия, в том числе иконописи и музыки. В распространении многоголосного пения на Украине большую роль сыграли братские школы национально-религиозные организации горожан, сгруппированные по епархиям , которые были центрами не только письменности, но и музыкального образования. Вслед за Киевским братством, возникшим не позднее 1615 года, особую заботу о церковной пении можно наблюдать в Луцком братстве 1617 , Могилёвском братстве 1634 , а также во многих сёлах Галичины и Холмщи-ны, Волыни и Подолья.

Наиболее ранние образцы развитых форм партесного многоголосия, найденные исследователями, датируются 163 8 годом и происходят из белорусского культурного центра — Супральского монастыря. В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской- почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь, во многом синхронно развитию европейской. Большое влияние на процессы стилеобразования оказали конкретные исторические условия страны, при которых все формы общественной жизни оказались в состоянии ускоренного развития, характеризующегося специфическим взаимодействием духовного и светского, отечественного и западноевропейского.

Переход от абсолютной монархии к просвещённому абсолютизму, создание централизованного государственного аппарата, регулярной армии и окончательное подчинение церкви государству решительно воздействовали на многие формы общественной жизни и способствовали развитию капиталистического уклада». Как известно, последняя треть XVIII столетия ознаменовалась длительным царствованием Екатерины II, стремившейся не только всемерно укрепить основы самодержавия, но и повысить международный авторитет Российской империи, к тому времени значительно расширившей свои границы. Являясь покровительницей наук и искусств, Екатерина II предприняла различные культурные преобразования в области литературы, театра, музыки. Так, «екатерининский «Манифест о вольности дворянской» 1762 год привёл к коренным изменениям дворянского быта. Представления дворян о вольности связывались с роскошью, что стимулировало внедрение всех видов искусства в их повседневный уклад. Забота о внешнем виде поместий усилила внимание к архитектурно-парковым ансамблям. Богатые интерьеры требовали соответствующего художественного оформления.

Если на первых порах нужда в архитекторах, музыкантах, живописцах удовлетворялась исключительно за счёт выписываемых из-за границы специалистов, то при бурном росте потребности в художественных кадрах возникла необходимость в подготовке своих, в том числе и крепостных профессионалов во всех областях искусства». Период правления Екатерины II принято называть эпохой русского Просвещения. Просветительство, традиции которого сохранялись довольно долго, определило во многом духовный климат в России второй половины XVIII века. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. Руссо, Д. Дидро, И.

Гёте, основой идеологии которых являлось представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. В Европе идеи Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против отживающего свой век феодального общества с его жёсткой общественной структурой, в которой положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а социальным происхождением. По мнению просветителей, путь к построению нового общества лежал через распространение знаний и образованности, так как считалось, что прежний «несправедливый» порядок сохраняется из-за невежества подавляющего количества населения, из-за господства «предрассудков». Просветительский характер эпохи проявился в России прежде всего в развитии системы образования, где наряду с расширением сети народных школ для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян, открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, один из которых — Смольный институт благородных девиц открытый в 1764 г. Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 году стараниями М. Ломоносова и И.

Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. Активное развитие образования, несомненно, повлияло и на развитие научных знаний. Среди учёных, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова 1711-1765 , труды которого стали серьёзными вехами в самых разных областях науки физика, химия, астрономия, история, филология. Накалённая атмосфера эпохи была пронизана ощущением «конца века» и чувством «рубежа», за которым должно открыться «всё новое». Систему духовной жизни, которая сформировалась в конце XIX — начале XX века, часто обозначают термином «серебряный век», который, в истории русской культуры навсегда останется эпохой выдающихся художественных открытий, новых направлений, отразивших исключительное разнообразие тенденций, индивидуальных стилей, периодом небывалого творческого подъёма в области философии, литературы, живописи, театра и музыки. Характеризуя рассматриваемый период, Н. Бердяев подчеркивал: «Это была эпоха пробуждения в России, самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.

Появились новые души; были открыты новые источники творческой. Бурный подъём демократических настроений в начале XX века выдвигал на передний план в искусстве тему России с её историческим предназначением и культурным вкладом в сокровищницу человечества. Во всех сферах духовной жизни общества обострилась тяга к поиску национальных корней, которая была немыслима без понимания того, что религия является питательной средой русской культуры, определяющей мировоззрение художников и мыслителей. Новое религиозное сознание возникло на стыке философии и богословия, литературы и светских нравственных учений. Его создателями оказалась группа блистательных мыслителей конца XIX века: П. Флоренский, Н. Фёдоров, С.

Булгаков, И. Ильин, Г. Федотов, братья Трубецкие, отец Иоанн Кронштадский, а также литераторов — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В.

У: В России широкое распространение получил жанр духовного концерта, а в западной Европе- реквием. Изначально это была траурная церковная служба, посвященная памяти усопших. Само слово « Реквием» произошло от первого латинского слова молитвы « Покой вечный даруй им, Господи. Показалась ли вам знакомой музыка реквиема? Д: хор, оркестр. У: Да, в отличие от хорового концерта, реквием был рассчитан на исполнение хором, солистами и оркестром. В таком составе музыка могла звучать только в католическом храме. Мы услышали часть « Лакримоза» из Реквиема» В.

Он остался крайне недоволен игрой оркестра на репетиции, однако премьера прошла с большим успехом [15] [19]. За всё время существования духовных концертов они проходили около 1300 раз [13]. Последний состоялся 13 мая 1790 года; затем, в годы Великой французской революции , традиция духовных концертов прервалась [20] [2]. Отдельные концерты проводились и в самом Париже, в том числе и в революционный период, однако они не были непосредственным продолжением предыдущих [18]. Попытка возобновить традицию на более постоянной основе была предпринята в 1805 году; ряд концертов, преимущественно духовной музыки, прошёл на разных сценах Парижа [22]. В каком-то смысле преемниками духовных концертов стали мероприятия Концертного общества Парижской консерватории, основанного в 1828 году Франсуа-Антуаном Абенеком [18]. Кроме того, название «Духовный концерт» получил созданный в 1987 году французским певцом, клавесинистом и дирижёром Эрве Нике ансамбль [fr] , специализирующийся на исполнении музыки французского барокко [23] [24].

Особое место отводилось скрипке и виолончели: так, в 1728 году в рамках духовных концертов состоялся парижский дебют обучавшегося в Италии виртуоза Жана-Мари Леклера [12] [10]. Вместе с тем духовные концерты привлекали и уже состоявшихся исполнителей; многие знаменитости включали их в программу своих европейских турне [12] [15]. Если изначально значительную часть репертуара составляли произведения Делаланда, то впоследствии он существенно расширился за счёт разнообразной вокальной и инструментальной музыки, как французской, так и зарубежной [13]. Кроме того, с 1728 по 1733 год устраивались специальные «французские» концерты, в которых исполнялись светские произведения на франкоязычные тексты с 1786 года они вошли в основную концертную программу [18]. С конца 1730-х до начала 1760-х годов в духовных концертах преобладала музыка Мондонвиля ; с 1777 года — симфонии Гайдна [13]. Он остался крайне недоволен игрой оркестра на репетиции, однако премьера прошла с большим успехом [15] [19]. За всё время существования духовных концертов они проходили около 1300 раз [13]. Последний состоялся 13 мая 1790 года; затем, в годы Великой французской революции , традиция духовных концертов прервалась [20] [2].

Музыка. 6 класс

это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для. Смотреть что такое ""Духовные концерты"" в других словарях. Духовный концерт конспект 6 класс. М. Березовский. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям духовного концерта как хорового цикла внебогослужебного предназначения в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI вв., в отличие от духовного концерта. Духовный концерт «Перезвоны». Молитва Цель урока: Познакомить с духовной музыкой, колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры.

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви. Ведущие концерта в этом путешествии в прекрасный духовный мир рассказывали нам историю от сотворения мира Господом, наполнением его гармонией и красотой и восхищение человека всем богатством, разнообразием и дивным устройством Творения Божьего. Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра.

Остались вопросы?

Стать членом Болонской академии — большая честь. В 1770 г. Березовский получил звание академика в следующем, 1771 г. Слайд 8 В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый период в его жизни — короткий и трагический.

Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения. Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года. И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года стали годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все — удача, признание, мечты, успех.

Не отдаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне» Хочу дополнить, что это стихи из 70 псалма Давида. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена.

Зверевой , Е. Левашёва и других, раскрывающие как творчество отдельных композиторов, так и общие теоретические и практические вопросы, связанные с их деятельностью. Огромный интерес, возникший к жанру духовного концерта в современном музыкознании, также вызвал ряд работ в этом направлении.

Наиболее плодотворно его изучением занимаются такие исследователи, как Ю. Паисов- и Н. Существенный вклад в определение жанра храмового клиросного концерта во второй половине XX века в России и православном зарубежье внесла музыковед С. Хватова, защитившая кандидатскую диссертацию в 2006 году. В музыковедческой литературе разных периодов были затронуты многие вопросы, касающиеся духовной музыки, но духовный концерт как само- стоятельный жанр, как отдельная ветвь русского искусства со своей историей, со своими закономерностями, традициями, взаимосвязями с другими музыкальными жанрами, в своём прогрессивном значении для развития русской музыкальной культуры, не подвергался отдельному комплексному анализу. Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности.

Цель работы — изучение основных этапов развития русского духовного концерта с выявлением форм и способов его бытования в системе русского музыкального искусства. Достижение данной цели требует разрешения ряда задач: проследить эволюцию русского духовного концерта общая характеристика жанра, определение его границ, исторических,перспектив ; рассмотреть динамику модификации стилевых параметров жанра на основе анализа текстов духовных концертов, их фактуры, музыкального те-матизма, формообразования; выявить стабильные и мобильные признаки жанра с определением его архетипической модели; установить степень соответствия современных духовных концертов своему жанровому прототипу и выявить факторы обновления жанра; определить роль духовного концерта в становлении русской хоровой культуры. Методология исследования. В решении обозначенного круга проблем использовался ряд общенаучных методов-исследования, однако непосредственно с проблематикой работы связаны следующие методологические принципы. Наиболее актуальным представляется историко-типологический подход современной теории, который акцентирует внимание на модификации признаков жанра в его диахроническом существовании и в контексте исторических из- менений жанровых систем в целом, что диктует необходимость включения в теоретическое рассмотрение жанра его истории, систематику выявлением «структуры исторического становления жанра», его «модели развития». Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов широкого содержательного спектра, созданных отечественными авторами. В разработке темы основополагающее значение имели труды по философии Н.

Бердяев , культурологии Л. Березовая, Н. Берлякова , а также истории русской музыки и церковного пения в России М. Бражников, В. Владышевская, И. Гарднер, Н. Компанейский, Ю.

Келдыш, М. Лисицын, В. Металлов, А. Преображенский, Д. Разумовский, С. Смоленский, Н. Методологической основой явились также исследования, посвященные вопросам христианской культуры и- искусства,.

Ливанова, В. Мартынов, В. Для разработки данной темы важное значение имели работы, касающиеся изучения исторического контекста, сущности изменений, происходивших в русской духовной музыке исследования Т. Гуляницкой, И. Дабаевой, Е. Долинской, Н. Заболотной, А.

Кандинского, Е. Левашёва, Н. В- Иарфентьевых, Ю:Паисова г В. Протопопова, Л. Ваабена, М. Москва , Государственной»библиотеки имени В. Ленина г.

Наряду с историческим методом исследования, позволяющим рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и в. Асафьева, В. Бобровского, В. Васиной-Гроссман, В. Холоповой, Ю. Холопова и др. Арановский, А.

Коробова, М. Лобанова, Е. Назайкинский, Г. Поспелов, О. Соколов А. В качестве установки принято положение М. Арановского о том, что «определение внешней и внутренней структур жанра позволяет понять механизм его исторической эволюции».

Параллельно с формированием стилистических признаков искусства нового времени происходят коренные изменения норм средневековой культуры, которые не разрушаются окончательно. Новое время вбирает в себя и сохраняет отдельные элементы культуры древнего периода, «придав им, — по словам КЖелдыша, — иную форму выражения». На основе такого взаимодействия двух культурных эпох, их «сцепления» исследователи выдвинули и обосновали концепцию непрерывности и преемственности развития русской художественной культуры XVII — XVIII веков. Сам факт зарождения в XVI веке таких распевов, как демественный, путевой, большой, свидетельствует о зарождении в музыкальном искусстве новых черт: в большей степени ощущается стилистическая дифференциация профессиональной музыки, формируется красочный, торжественно-эмоциональный стиль пения с присущими ему широкой кантиленой, интонационной и ритмической усложнённостью мелодии. Самые первые образцы русского многоголосия строчное и демест-венное , возникшие на Руси незадолго до появления партесного, являлись во многом естественным продолжением древнерусских певческих традиций. Они представляли собой особую форму многораспевности, но организованную вертикально, как сочетание одновременно нескольких мелодических линий. Техника подобного рода многоголосия была линеарной, голоса мыслились как достаточно самостоятельные линии и были столь же полноценны, как и основной напев cantus firmus , помещённый в партию тенора.

В строчном пении не были выработаны вполне, чёткие правила гармонии и голосоведения; технически совершенные приёмы записи. Вполне естественно, что когда в середине XVII века с Запада пришла устоявшаяся, развитая форма многоголосия партесное пение со своими гармоническими и контрапунктическими правилами и законами,- с разработанной «формулой» музыкального письма, русское пение строчное и демественное не смогло достойно конкурировать из-за своего несовершенства. С введением партесного многоголосия, изменилось само понимание сущности и значения церковного пения. Оно перестает быть одной из форм самого богослужения, а становится ветвью музыкального певческого искусства, вносимого-в храм для украшения службы. И это не: могло не вызвать бурной реакции: у одних — восхищение и поддержку, у других — ожесточённое сопротивление, поскольку нарушался веками закреплённый порядок, новое коснулось наиболее устойчивой и консервативной сферы — церкви». Впервые термин партесное встречается в инвентарном списке нот польской королевской капеллы на Вавеле в 1572 году. Польская музыка, обладавшая прочными традициями развитой полифонии, восходившими к связи со школой парижских дискантистов, к середине XVI века занимала одно из ведущих мест в Европе.

Накопление новых черт сильное влияние светской мелодики, вторжение танцевальных, в частности мазурочных ритмов, формирование развёрнутой композиции на свободную тему, тенденция к увеличению числа голосов приводит в XVII веке к значительному стилевому сдвигу. В творчестве М. Зеленьского, М. Мельчевского, Я. Ружицкого, Б. Пенкеля и других композиторов ярко проявляются черты барочного искусства. Распространение многоголосия на Украине и Белоруссии, которые находились под влиянием Польши, во многом было связано с противостоянием католической экспансии.

К началу XVII века на этих землях самой острой проблемой была борьба за национальную независимость. Стремясь сохранить своё влияние, православная церковь, пошла на обновление всех средств воздействия, в том числе иконописи и музыки. В распространении многоголосного пения на Украине большую роль сыграли братские школы национально-религиозные организации горожан, сгруппированные по епархиям , которые были центрами не только письменности, но и музыкального образования. Вслед за Киевским братством, возникшим не позднее 1615 года, особую заботу о церковной пении можно наблюдать в Луцком братстве 1617 , Могилёвском братстве 1634 , а также во многих сёлах Галичины и Холмщи-ны, Волыни и Подолья. Наиболее ранние образцы развитых форм партесного многоголосия, найденные исследователями, датируются 163 8 годом и происходят из белорусского культурного центра — Супральского монастыря. В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской- почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь, во многом синхронно развитию европейской. Большое влияние на процессы стилеобразования оказали конкретные исторические условия страны, при которых все формы общественной жизни оказались в состоянии ускоренного развития, характеризующегося специфическим взаимодействием духовного и светского, отечественного и западноевропейского. Переход от абсолютной монархии к просвещённому абсолютизму, создание централизованного государственного аппарата, регулярной армии и окончательное подчинение церкви государству решительно воздействовали на многие формы общественной жизни и способствовали развитию капиталистического уклада». Как известно, последняя треть XVIII столетия ознаменовалась длительным царствованием Екатерины II, стремившейся не только всемерно укрепить основы самодержавия, но и повысить международный авторитет Российской империи, к тому времени значительно расширившей свои границы. Являясь покровительницей наук и искусств, Екатерина II предприняла различные культурные преобразования в области литературы, театра, музыки.

Так, «екатерининский «Манифест о вольности дворянской» 1762 год привёл к коренным изменениям дворянского быта. Представления дворян о вольности связывались с роскошью, что стимулировало внедрение всех видов искусства в их повседневный уклад. Забота о внешнем виде поместий усилила внимание к архитектурно-парковым ансамблям.

Каков характер произведения, состав исполнителей? Какая в этом произведении фактура?

Вы уже знакомы с гомофонно- гармонической и аккордовой фактурами. Здесь фактура полифоническая. Что такое полифония? Это не простое многоголосие. Внимательно рассмотрите партитуру в учебнике.

Чем она отличается от обычной хоровой партитуры?

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

И посему мы молим: даруй, Мати, силу Тебя и словом, и всей жизнью величать». Синодик ансамбля Наталья Мосягина: «До того как мы смогли прийти сюда и исполнить эти чудесные песнопения, были часы, годы изучения, репетиций, трудностей, споров, неудачных выступлений. До нас это искусство изучали наши учителя, до наших учителей — учителя наших учителей и так далее. Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет. У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим.

Это очень радостная и светлая традиция. Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров. Те люди, которые работали с рукописями в древности, для нас такие же живые, как и те сотрудники, с которыми мы работаем сейчас. Мы помним их имена, иногда мы даже чувствуем их эмоции. Например, когда-то в рукописи XVI века мы обнаружили воздыхание одного из певчих: «Писал сей рукопись Ивашка, а никому до него нет дела».

Или же в покаянных стихах встречается сетование певчих на свою тяжелую жизнь. Это такие же люди, и, когда мы изучаем оставленные ими памятники, мы с ними общаемся, понимаем, как они мыслили, как они творили, как они молились». В сегодняшней практике кадят во время чтения Апостола, но, оказывается, традиционно каждение происходит во время пения «Аллилуйя». Это восклицание, подобно фимиаму, дает время на размышления о том, что молящиеся только что услышали в послании.

Жозеф Легро, последний директор духовных концертов Духовные концерты предоставляли широкие возможности дебютантам; для многих музыкантов, в том числе ряда оперных певцов, с выступления в Тюильри начинался путь к славе [4] [17]. Особое место отводилось скрипке и виолончели: так, в 1728 году в рамках духовных концертов состоялся парижский дебют обучавшегося в Италии виртуоза Жана-Мари Леклера [12] [10].

Вместе с тем духовные концерты привлекали и уже состоявшихся исполнителей; многие знаменитости включали их в программу своих европейских турне [12] [15]. Если изначально значительную часть репертуара составляли произведения Делаланда, то впоследствии он существенно расширился за счёт разнообразной вокальной и инструментальной музыки, как французской, так и зарубежной [13]. Кроме того, с 1728 по 1733 год устраивались специальные «французские» концерты, в которых исполнялись светские произведения на франкоязычные тексты с 1786 года они вошли в основную концертную программу [18]. С конца 1730-х до начала 1760-х годов в духовных концертах преобладала музыка Мондонвиля ; с 1777 года — симфонии Гайдна [13]. Он остался крайне недоволен игрой оркестра на репетиции, однако премьера прошла с большим успехом [15] [19]. За всё время существования духовных концертов они проходили около 1300 раз [13].

Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами. Слайд 7 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения образования его посылают за государственный счет в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини.

В Италии Березовский получил известность как композитор. Всячески помогая своему талантливому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии — большая честь.

Когда Иоанн, сочиняя их, по обычаю греческих стихотворцев отбивал ритм ногой, старец-наставник услышал это ритмическое отстукивание и сурово наказал преподобного. Но далее сама Пречистая Дева явилась старцу-наставнику в ночном видении и потребовала дать свободу непревзойденному и вдохновенному песенному творчеству Иоанна Дамаскина. Перед тем как это песнопение прозвучало в стиле большого распева, Наталья Мосягина прочла художественный перевод гимна, выполненный игуменом Силуаном Тумановым : «Нам ныне возлюбить удобнее молчание, что помогает нам вне страха бед пребыть Немолчных песен, Дева, строки величальны Любовь к Тебе не даст из бренных слов сложить. Но ведь любовь к Тебе не позволяет Рожденье Сына Твоего нам умолчать. И посему мы молим: даруй, Мати, силу Тебя и словом, и всей жизнью величать». Синодик ансамбля Наталья Мосягина: «До того как мы смогли прийти сюда и исполнить эти чудесные песнопения, были часы, годы изучения, репетиций, трудностей, споров, неудачных выступлений. До нас это искусство изучали наши учителя, до наших учителей — учителя наших учителей и так далее.

Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет. У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим. Это очень радостная и светлая традиция. Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров. Те люди, которые работали с рукописями в древности, для нас такие же живые, как и те сотрудники, с которыми мы работаем сейчас. Мы помним их имена, иногда мы даже чувствуем их эмоции. Например, когда-то в рукописи XVI века мы обнаружили воздыхание одного из певчих: «Писал сей рукопись Ивашка, а никому до него нет дела».

План-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему: Архипова Н. И. 6 кл. "Духовный концерт"

"Над временем и пространством" - концерт духовной музыки Что такое концерт духовной музыки кратко.
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе - музыка, уроки Духовные концерты, благодаря интонационной близости эпохе, богатству тематизма, широте образного содержания, стали для композиторов средством музыкального общения с прихожанами-слушателями.
Духовный концерт. 6 класс презентация Главная» Новости» Духовный концерт это многоголосие или одноголосие.

Духовный концерт. 6 класс

Духовный концерт – это особый вид музыкального мероприятия, направленный на создание атмосферы духовного вдохновения и проникновения в глубинные сферы человеческой души. Русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока. В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Главная» Новости» Духовный концерт многоголосие или одноголосие. У нас не было возможности провести концерт в храме, и потому площадкой был выбран Актовый зал Сретенской духовной академии. Ответ: Духовный концерт -это многоголосное вокальное, полифоническое произведение для солистов и хора.

Русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока

Первые духовные концерты начало 18 в. Это были монументальные песнопения, написанные в многочастной музыкальной форме. Они были полны контрастов внешнего характера, то есть строились по принципу «тихо-громко», «быстро-медленно», «мажор-минор», «солист-хор». Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов. Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»!

Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов. Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов. В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов.

Например, в честь побед русского оружия на площадях исполнялись торжественные песнопения концертного плана, сопровождаемые колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Или на богатых свадьбах, в ожидании молодых, церковный хор пел соответствующие радостному событию концертные произведения.

Его герой — Камерный хор «Элегия» Детской хоровой школы «Весна» им. Пономарева под управлением Марины Алексеевой. Известный московский коллектив, уже более тридцати лет радующий своим творчеством поклонников хоровой классической музыки, представит антологию духовной музыки разных стран и народов. Песнопения, прославляющие высшие силы, существуют издревле в самых разных культурах.

Храм хора. Духовные песнопения. Хор духовные песнопения. Образы русской духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки. Когда появилась русская духовная музыка. Когда появилась духовная музыка. Многоголосное пение в древней Руси называлось. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». Духовная музыка Эстетика. Спас на крови концерты. Спас-на-крови хор Россика. Хор Троице-Сергиева Лавра. Духовный хор. Концерт в храме. Синтез искусств в храме. Синтез искусств в православном храме. Синтез архитектуры и живописи в храме. Синтез искусств в католическом храме. Свияжск Оптина хор. Характерные особенности духовной музыки. Особенности церковной музыки. Знаменный распев. Знаменный распев двузнаменник. Понятие духовной музыки. Хор знаменного. Фестиваль духовной музыки. Церковное пение в древности. Религиозные песнопения в духовной Музыке. Церковное пение в древности было. Какое церковное пение было в древности. Рождественская оратория Juloratoriet 1996. Детское отделение Московского Синодального хора. Оратория 1801. Грузинский хор в Сикстинской капелле. Жанры русской духовной музыки. Основные Жанры церковной музыки. Музыкальные Жанры духовной музыки. Хор мальчиков Московского хорового училища имени а в Свешникова. Концерты духовной музыки сообщение. Развитие духовной музыки. Русский духовный хоровой концерт 18 века. Рассказ о духовной Музыке. Церковное пение. Хоровое пение в церкви. Церковный хор слайд.

Колокольня, звонница Почему называли колокольня - это понятно, а почему звонница? Потому — что, от туда лился колокольный звон А как называли человека, который звонил в колокола? Звонарь Это не просто трудное, а очень трудное дело. Например: колокольня Ивана Великого имеет 4 яруса, 37 колоколов. Церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения — каппела. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, овладевая церковной музыкальной культурой пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов сразу не могли запеть на чужом языке, поэтому обогащали церковное песнопение родными русскими напевами, интонациями. А уже в середине 17 века, стало распространятся многоголосное пение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий