это обряд отпущения грехов человеку, о которых он забыл или вообще не осознал их, как греховные поступки. Во время помазания на общем соборовании хор обычно поет.
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
- Навигация по записям
- Помазание в храме
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру
- По каким праздникам миропомазание
Что происходит в храме во время и после запричастного стиха
Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? Во время Соборования читаются. Последнее также именуется соборованием, поскольку оно, согласно церковному уставу, совершается несколькими священниками (допускается участие и одного). Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую? Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения.
Соборование: какие грехи прощаются?
О Соборовании тяжко болящего человека | Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. |
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ | Во время Соборования читаются 7 отрывков из Евангелия. |
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ | Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. |
Соборование: вопросы и ответы
Таинство совершается в период Великого или Рождественского поста. Тяжелобольных соборуют индивидуально. Таинство Миропомазания совершается над христианином один раз в жизни. Как правило, это происходит непосредственно после Крещения. Нового члена Церкви помазывают миром — освящённой Патриархом смесью из масла, вина, ладана и других благовоний. Таким образом на крещённого человека символически накладывается «печать дара Духа Святого», которая укрепит его в христианской жизни. Миром также помазывали православных монархов при их восшествии на престол. Блаженный Симеон Солунский говорит, что такое помазание — это«сокровищница благоухания Духа Святого», а также «знамение и печать Христа»: «Миропомазание возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого».
Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости. История обряда Исторически обряд помазания не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего. С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист.
Это послужило неким предвестием о примирении с Господом. В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. Смысл помазания Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд: Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему; Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху; Смерть для греха.
Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом. Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом. В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно.
Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний. Читайте о православии: Кто такой помазанник Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание. Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим.
Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса. Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс. Как проявляется помазание Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами. Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере. Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты.
Поэтому Он будет помогать. На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего. Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести. Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды. Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе впервые поехала, хотелось посмотреть Храм.
Во время елеопомазания […] Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите! Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил. А когда к руке хотела приложиться, убрал ее и сказал: «Не дам! А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем. Может, батюшка подумал, что губы накрашены у меня перманент? А почему лоб не помазал? Простите за невежество.
Спаси Господи! Отвечает священник Димитрий Полинкевич: Здравствуйте, Татьяна! Служба елеопомазания в храме означает сугубую обильную милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника.
И конечно, человек должен знать церковное учение, знать, что главное и Кто главный в церковной жизни. Главный в церковной жизни — Сам Христос Бог, а все остальное должно нас к Нему приблизить. Что касается конкретно исцеления, я бы хотел прочитать еще один небольшой отрывок, где речь идет действительно об исцелении телесном, но о том исцелении, которое неразрывно связано с исцелением души. Конечно, человек не обязан радоваться постигшей его болезни, наоборот, он должен с ней бороться, прибегать к медицине и просить помощи у Бога — Врача душ и тел. Но во всем полагаться на волю Божию. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу. В процессе подготовки человека, помогая ему обрести вновь цельность, целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он сможет сказать: я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет... Если мы будем стремиться к такому духовному устроению, если наше участие в Соборовании будет сопровождать доверие Богу, надежда на Бога и любовь к Нему, тогда, без всякого сомнения, это таинство будет нам во спасение. Исцеление от болезни в таинстве Елеосвящения может происходить далеко не всегда. Исцеление от смертельной болезни сродни чуду. Быть спасенным — быть исцеленным! Исцеленным, прежде всего, от греха и его последствий». Что касается самого таинства Соборования, то, возможно, и Вам неоднократно приходилось с этим встречаться в своей пастырской практике: человек, который к таинству приступает, не совсем понимает, что это такое, и часто у него существуют разного рода убеждения. Предположим, есть такое мнение, что в Соборовании прощаются все забытые грехи. И человек думает: я пойду пособоруюсь, потом еще и еще пособоруюсь, и все у меня в жизни будет в порядке; и телесное исцеление я получу так он размышляет , и грехи мне все простятся. Как бы на исповедь ходить не надо и все остальное не нужно. И вот он раз в год, на Великий пост, заходит в церковь и просит его пособоровать. Как с такими предубеждениями бороться? А по традиции нашей Церкви причащению предшествует покаяние в таинстве Исповеди. Потому что мы приходим к Богу, Который свят; к Богу, на Которого, по слову Священного Писания, и ангелы не смеют взирать; к Богу, Который в ангелах Своих усматривает недостатки. А что сказано о человеке в Священном Писании? Сам Господь говорит о нас: род грешный и прелюбодейный. И понимая, что нас и Господа Бога разделяет наше разное совершенство, наши грехи, мы приходим к Богу только через покаяние: осознание своих духовных немощей и раскаяние в них. Поэтому выход только один: для того, чтобы не иметь ложных представлений, надо знать подлинное церковное учение и стремиться жить в Церкви, потому что это наше призвание. Не заходить один раз в году в церковь на Пасху или приступать один раз в году к таинству Соборования, а действительно учиться жить церковной жизнью. Для этого нам и дан, кстати, Великий пост, во время которого мы будем бороться со своими недостатками, будем больше обычного о Боге размышлять, больше обычного читать Священное Писание и больше обычного молиться. Действительно, Вы сказали о том, что таинство Соборования избавляет человека от грехов. Все таинства Церкви спасительны, и в этом плане все таинства ведут нас к духовному обновлению. И болезнь, без всякого сомнения, связана с грехом. Конечно, не потому, что Господь нас наказывает за наши проступки, наши грехи. Связь греха и болезни самая глубинная: это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники. Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, к концу жизни ослеп; других исцелял, а сам был лишен зрения. Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду, когда размышляю о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и тем не менее не оставлял попечение о Христовой Церкви». В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход: у нас есть медицина, у нас есть молитва, у нас есть таинство Соборования, предназначенное для исцеления и души, и тела. И наконец, у нас есть самое главное — представление о том, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и тем более в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует ко благу». То есть не только то, что для нас радостно, не только то, что нам приятно, но даже скорби и даже болезни могут служить ко благу. Но в каком случае? Если мы помним о Боге. Тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысл. Господь нас любит? Господь о нас заботится? Соответственно, Господь поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна. Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Не потому, что Господь обидится и оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, и это не Он, а мы Его не оставляем. То есть можно рассматривать таинство Соборования и как одну из ступеней на пути вот к этому изменению, о котором мы говорили. И в частности то, что в Великий пост Соборование совершается особо: Соборование, далее покаяние и причащение. То есть это такой постепенный путь как раз к полной церковной жизни, о которой мы с Вами только что говорили. Скажите, пожалуйста, а Вы соборовались когда-нибудь? Если позволите, я хотел бы прочитать главку, посвященную разнообразию традиций: «Участие в таинстве. История и современность».
Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу. Помазание на вечерней службе Помазание в церкви — что это? Обряд елеопомазания имеет ветхозаветные корни. Известно, что пророк Моисей заповедал помазывать святым маслом первого еврейского священника Аарона брата Моисея и всех пошедших по его стопам потомков. Обычай помазывать елеем всех молящихся в христианских храмах зародился в 5 веке нашей эры в Иерусалимской православной церкви. Известно, что в лавре преподобного Саввы Освященного монахов помазывали маслом из лампады, находящейся на могиле святого. Обряд символизировал благословение преподобного Саввы, посылаемое на верующих. К настоящему времени елеопомазание совершается на вечерних богослужениях всенощное бдение , а именно на утренях накануне воскресных и праздничных дней. В РПЦ обряд проводится после чтения Евангелия, во время полиелея. В Греции же елеем помазывают после утрени. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию. Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины.
Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским Корфским. Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…». Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову и, в заключение, — Богоматери. Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения , сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая каждый раз изменяемая молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом. Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью — в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике. После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего такого-то , и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
Соборование проводят семь священников бывает обычно во время постов, а то, что вы описали называется миропомазание (елеопомазание) Это не таинство. Соборование — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни.
По каким праздникам миропомазание
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Во время Соборования читаются 7 отрывков из Евангелия. В последовании «общего» Соборования помазание совершается в конце службы и только после нижеследующего (см. ниже).
Часто задаваемые вопросы о Соборовании
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ | На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием). |
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании | | В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. |
Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды [ИНТЕРВЬЮ] | Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». |
Соборование. Таинство для болящих и не только
Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию. Чтобы участвовать в таинстве, нужно записаться на него в храме, назвать свое имя и купить свечу. Обычно за соборование берут оплату — жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Лучше прийти на соборование в одежде с открытым воротом и с коротким рукавом.
Желательно захватить с собой салфетку, чтобы убрать излишек масла после таинства. Женщинам можно участвовать в таинстве соборования во время критических дней, уточняет протоиерей Виктор Гузенко. Кому можно участвовать в соборовании?
В греческом оригинале Евангельской притчи о добром самаритянине Лк. Милость — это добродетель, проявленная самаритянином по отношению к страждущему ближнему. Маслом же главный герой притчи лечил раны страдальца. Также елей, наряду со скотом и урожаем, использовался для жертвоприношений Богу. Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу. Елеосвящение Соборование Соборование. Фото Юлии Маковейчук Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.
Для него желательно участие нескольких священников отсюда еще одно название — Соборование , но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком. В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино — кровь. Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят.
Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову ы соборуемого ых и молится о прощении грехов. Елеопомазание Елеопомазание на Всенощном бдении. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене богослужение, которое в настоящее время совершается вечером после чтения Евангелия. Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника. Фото Надежды Ткаченко Читайте также: Задания для всех групп пения к выходным 5-6 октября добавлена разметка тропарей к воскресной службе Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий такой-то елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» Пс 44. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова Иак 5. В Евр. Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св.
Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями. Здесь речь идет не об обычном помазании елеем маслом , которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику.
Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения соборования? Об этом на уроке в нашей церковной школе рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска священник Алексий Савин. С древних времен елей считался целебным веществом.
Еще с ветхозаветных времен он знаменовал благодать, радость, оживление. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, так, читаем у евангелиста Марка: и многих больных мазали маслом и исцеляли Мк. Блаженный Симеон Солунский дает определение: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его». Читайте также: Славянский праздник дня влюбленных По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея.
Урок литургики Освящается вещество Миро греч. Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.
В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Миропомазание В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро благовонное масло приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви Патриарх, Митрополит. В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни.
Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах. Таинство Соборования, или Елеосвящение Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов.
Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя. Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики. Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление.
Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.
Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства. Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием Таинства Елеосвящения.
Благодатное действие сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: Сделанный грех рождает смерть Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.
Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью. Елеопомазание Неправильно уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника, поэтому, как только священник или епископ помазал маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.
К сожалению, порой прихожане заводят разговоры, объединившись по группам, шумно здороваются, прикладываются к иконам и совершенно упускают спасительные слова праздничного канона. Но ведь помазание маслом не является центральной частью богослужения, а раньше маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей. Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.
Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем растительным маслом в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству Исх. После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов.
В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений. Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий имя елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба. От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения Соборования , совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз. И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.
Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял.
Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Возглашает священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Тебе, Господи. Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Возглас: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог: Аллилуия, глас 6 Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.