Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. Какие свадебные традиции популярны в России в 2024 году.
Комментарии
- Современные свадебные традиции и обычаи
- Свадебные традиции в XIX веке
- Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
- Свадебные традиции и обычаи в России
- Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны. Современные свадебные ритуалы в России сохранили множество традиций дворян и купцов XIX века, несмотря на то что минуло два столетия. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов.
Свадебные традиции в России — 2024: каравай
- Свадебные традиции и обычаи русского народа
- Современные свадебные традиции и обряды
- Свадебные традиции и обычаи
- Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
8 современных свадебных традиций
На следующий день уже отмечали. Ну а чего тянуть : Конечно, это было все возможно только при согласии обоих любящих, о котором знали, естественно, задолго до официального предложения. Интересные обряды: свататься в дом невесты шли обязательно с дарами, среди которых была водка, но ее никогда не пили, а берегли для того, чтобы лечить заболевших в общине. Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда; традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова.
Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»; невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха. Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания. Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи.
Тувинская Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом. В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных: сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных; связывание кос — в старину их носили и мужчины.
На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой. Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле; возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря. Также будущий муж и вообще все родственники жениха просто обязаны были одарить молодую драгоценностями.
Для этого на свадьбе с нее снимали простые кольца и сережки и надевали «богатые». Все сокровища оставались в распоряжении будущей жены навсегда. Армянская Этот народ славится своими традициями, пышными торжествами и «громким» сопровождением.
На таких свадьбах всегда много хлеба, вина, мяса. И это не случайно — с древних времен армяне проводили свадьбы по завершении уборки урожая, заготовок на зиму. Есть и другие интересные факты: лучшим временем для сватовства и начала семейной жизни считается осень и начало зимы еще и потому, что дети, зачатые в это время, отличались силой и красотой; торжества продолжаются 7 дней — число считается магическим в культуре; в каждой будущей семье есть кавор — крестный жениха.
В будущем он и шафер, и будущий крестный всех родившихся детей, и вообще самый уважаемый человек клана, практически талисман. После образования новой семьи молодые не принимают самостоятельных решений, пока живы старшие родственники третьего поколения — бабушки и дедушки. Потомки, в свою очередь, также отнесутся и к ним.
Еврейская Ортодоксальная культура очень сложна для точного повторения. Но без неё не обойдется, если будущие муж и жена принадлежат этой вере. Устроением свадьбы будут заниматься специальные люди.
Для всех остальных нет строгих правил. Но некоторые свадебные обычаи требуется знать: ктуба — специальный документ, типа брачного договора, в котором прописаны обязанности супругов. Его вешают у входа в дом; хупа — четырехугольная арка с навесом из ткани, концы которых держат 4 человека.
Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи. Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе.
Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям.
Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания. Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости. Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь.
Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют. В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье. В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата.
Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами. С этого дня начинались приготовления к сватанью — не путать со сватовством! На сватанье жених являлся уже не просто со сватом, а с попом, и проходило это в его собственном доме. Приглашенный священник должен был благословить жениха и невесту. Потом начинались приготовления к венчанию.
Не зря слово «невеста» означает «невесть кто», то есть неизвестная и забытая всеми. После причитания плакальщицы накрывали невесту шелковой фатой и отправляли молодых в церковь на венчание.
Если же невеста берет в руки букет, то это говорит о том, что она согласна связать с мужчиной свою жизнь. После этого один из цветков невеста должна приколоть на груди жениха. Но сегодня вряд ли невеста позволит своему супругу купить букет, так как он должен сочетаться с ее платьем и стилем торжества.
А ведь, согласно традициям, жених не должен видеть невесту в свадебном платье до вступления в брак. Обычай бросать букет в толпу незамужних девушек пришел в Россию из Европы. Но, как показывает статистика, подобная примета сбывается не так часто. Раньше же вокруг невесты собирали хоровод, а та с закрытыми глазами дарила букет одной из подружек. Колдун На свадьбу молодых приглашался колдун, который проводил свои обряды и защищал дом от неприятностей, а молодоженов —от сглаза.
Если говорить о современности, то никто не проводит никаких обрядов, а в роли колдуна выступает тамада, который веселит публику и проводит некие обряды со свечой и хлеб-солью. Осыпание зерном и гадание Сегодня вряд ли кто-то вспомнит старую добрую традицию русской свадьбы — осыпание молодоженов зерном. После выхода из церкви гости с обеих сторон должны осыпать мужа и жену зерном. Во время этого супруг должен нести невесту на руках. Но сегодня, если и используют эту традицию, то вместо зерна бросают монеты, рис или лепестки роз.
Еще одной традицией русской свадьбы можно назвать гадание на пол будущего ребенка. После выхода из ЗАГСа молодые должны привязать к лапкам голубей две ленточки — розовую и голубую — и выпустить птиц из рук. Какая из птиц взлетит выше, такого пола и будет первенец: с розовой лентой — девочка, с голубой — мальчик. Семейный очаг На русской свадьбе много внимания уделялось созданию семейного очага. Это один из красивых и волнительных обрядов как для новобрачных, так и для их родителей.
Оказывается, еще на Руси изготавливали семейный очаг, который потом долгое время служил символом и оберегом семьи. Ранее суть обряда заключалась в следующем: родители обеих сторон зажигали свечи и передавали их молодым, произнося слова напутствия и советы молодой хозяйке. Сегодня же подобный обычай проявляется несколько иначе, но его суть сохраняется. В прошлом веке использовали простые свечи для проведения ритуала, сегодня же молодые покупают красивые ароматические, чаще всего красного оттенка. Согласно традиции, свечи нужно зажигать, когда в семье наступают неблагоприятные моменты.
Под воспоминания самого прекрасного дня в жизни семьи все переживания и невзгоды должны уходить из дома. Благодаря этому обычаю родители передавали свой опыт детям, и так объединялись две семьи в одну большую. Не обязательно передавать семейный очаг четырем членам семьи, это могут сделать только мамы молодых. Зажигая свечу, родители должны принять обоих детей и обещать любить их, как своих родных. Застолье Застолье — это одна из традиций русской свадьбы, которая, прежде всего, говорила о достатке родителей невесты и жениха.
На праздничном столе не было простых блюд, каждое из них имело определенный смысл и появлялось на столе неспроста. Задачей родителей молодых являлось накормить как можно больше народа. На столах обязательно должны присутствовать следующие блюда: Мясные и рыбные блюда. Праздничный торт. Сегодня же застолье переносится в банкетные залы, где собираются гости.
И готовят этот стол не родители и даже не новобрачные, а работники ресторана, которые получают за это деньги. Девичник и мальчишник Кто-то считает, что девичник и мальчишник — это современная традиция, однако нет, проводились подобные посиделки еще на Руси. Невеста в доме у себя собирала подружек, они плели косы, ходили в баню, а невеста слушала от замужних подружек, каково это — быть в браке. Как правило, все истории были грустными и печальными, подружки тем самым готовили невесту к предстоящим хлопотам. Именно поэтому девичник еще назывался плаканьем.
Но таким образом можно было защитить девушку от сглаза и темных сил. Что касается мальчишника, то он появился не так давно. Молодой жених раньше должен был перед свадьбой хорошо попариться в бане, но в одиночку. Подобные мероприятия проводятся для того, чтобы молодожены смогли проститься с холостой жизнью и погулять на славу. Ночь перед свадьбой они должны провести по отдельности.
Традиции при входе в дом Празднование русской свадьбы имеет за собой многие традиции. Множество обрядов связаны именно с вхождением новобрачных в дом, где они будут жить.
Экскурсия в прошлое Глава 1. Распорядок свадьбы Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. Пушкин Русская свадьба — сложное, но интересное празднество, наполненное глубоким смыслом. Большое количество обрядов исторически составляло уникальную систему, в которой взаимосвязаны все действия.
Каждое проводилось неспешно, красиво и торжественно с целью создать лад в новой семье. Структура церемонии Русский народный свадебный обряд состоял из трёх частей: предсвадебная часть; сама народная свадьба; венчание. Под предсвадебной частью обычно понимаются все обычаи, соблюдаемые после оглашения решения о свадьбе и до середины свадебного дня девичник, выкуп и т. В народе брак без этих традиций, как правило, не признавался. Но не только простые люди ценили исконный обряд, даже правители и аристократия придерживались его. Царь, как и крестьянин, проводил первую брачную ночь на постели, устроенной из тридевяти снопов, а перед этим был осыпан хмелем.
Невесте его переплетали косу, обоим ритуально расчёсывали волосы. Первый этап торжества предсвадебье был печальным, а сама свадьба — весёлой. Этнографы и другие исследователи записали и воссоздали множество сценариев русской народной свадьбы. Каждый из них, в зависимости от региона и особенностей местных традиций, был чем-то своеобразен. В упрощённом виде русскую свадьбу можно представить в виде нескольких ступеней. Все этапы свадьбы сопровождались ритуальной магией — не менее чем пяти видов кстати, это одна из причин большого количества брачных обрядов.
Перечислим кратко эти направления магии. Действия, прогоняющие злые силы. Примеры: обереги для новобрачных, заговоры, разметание дороги веником, битьё стен и пола плетью, подвешивания звенящих колокольчиков на дуги свадебного поезда, зажигание свечей. Продуцирующие действия — наделяющие людей какими-либо благами, например, осыпание новобрачных зёрнами сулит богатство. Обманывающие действия призывали скрыть истинный смысл происходящего, например, разыгрывание покупки невесты, использование в речи околичностей и метафор, переодевание новобрачных. Скрывающие обряды делали объект ритуала невидимым для злых сил, к примеру, фата невесты.
Обряды очищения — мытьё в бане, умывание на второй день свадьбы. Содержание и значение этих магических действий мы подробно рассмотрим в соответствующих темах книги. Свадебные чины Свадебный чин — это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций. Представим вариант обобщённого взгляда на основные роли участников праздника. Жених и невеста, их родители эти роли будут проясняться по ходу чтения книги.
Тысяцкий, свадебный генерал, старший сват, большой боярин — считался первым свадебным чином. В старину на эту роль приглашали уважаемого и счастливого в браке мужчину, избираемого, как правило, со стороны жениха. Он был ответственным за общий порядок, являлся административным распорядителем, а фактически всё время был с женихом и поддерживал его. Именно тысяцкий чаще всего проводил народные обряды соединения жениха и невесты. Дружко дружка , дружко больший — важнейшая должность, своего рода ведущий. Он был ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы, помогал правильно провести обряды.
Не нужно путать дружку с холостым другом жениха. Последний часто назывался поддружьем, но в некоторых областях России например, в традиции западнорусской свадьбы также звался дружкой, что иногда создаёт путаницу. Вот как об этом писал В. Даль: «Где бывает по двое и более дружек, из холостых, там это помощники и прислужники». А вот как В. Даль описывал главного дружку: «Женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережёт молодых; ему помощник поддружье и третьяк.
В Сибири дружка самое почётное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу». На Русском Севере дружку ещё называли вежливец от слова «ведать» — действительно, ведовство магия было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть реже посох , с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели. Избираться дружка мог как из родни жениха, так и из родни невесты бывало, но редко , но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком, не принадлежавшим ни одной из сторон свадьбы. Нейтральный характер этой должности выражался в следующих функциях: нередко накануне свадьбы дружко приглашал гостей от имени и невесты, и жениха; свадебным утром дружка помогал жениху пройти подготовительные предсвадебные ритуалы, затем ехал к родне невесты — узнать, всё ли готово к выкупу, и снова возвращался к жениху, чтобы помочь поезду благополучно добраться до дома невесты; дружка следил за всеми обрядами, даже за самыми интимными.
Если дружко был вежливцем, его могли пригласить в баню, где парилась перед свадьбой невеста, чтобы он провёл очистительные обряды, и никто не считал зазорным, что они оба там были нагими11. А после брачной ночи по сведениям «Домостроя» невеста, простоволосая и одетая только в халат на голое тело и шубу, звала дружку, чтобы он осмотрел её заранее приготовленную сорочку сама невеста при этом пряталась за ширмой. На некоторых свадьбах все магические функции поручались отдельному персонажу — вежливцу. Отличительным знаком дружки часто был рушник, перевязанный через плечо, либо два рушника через плечо крест-накрест. Обычно дружке платили деньгами и хлебом. Друг жениха, поддружье, дружко младший, боярин — магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя.
Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях. В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях — перевязанный через плечо рушник прообраз современной ленты с надписью «свидетель». Друзья жениха, бояре, женихи — неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами. В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры.
Подруга невесты, боярка большая — была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди в западнорусских регионах. На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты боярки , которые должны были помогать исполнять её роль.
До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой белым, как правило.
8 современных свадебных традиций
В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства. Свадебные традиции в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании.
Свадебные обряды и традиции в России Часть 2
Современные свадебные традиции и обряды в России. Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи.
Свадебные традиции
В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов.
Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха.
У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием.
Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты.
Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса.
При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни.
Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш!
Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства.
По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями.
Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения.
Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина.
Некоторые ритуалы появились настолько давно, что никто даже не вспомнит, когда их начали использовать в свадебных церемониях. Иногда молодые принимают решение провести свадьбу в народном стиле, тогда и многие обряды соблюдаются. Можно привести несколько примеров: Сватание. Сегодня это формальное знакомство родителей жениха и невесты. Раньше на этом ритуале решалась судьба будущей пары. Родители и родственники жениха добивались согласия и благословения от родителей невесты. Устаревший окончательно обряд, который олицетворял плач будущей супруги, так как она уже на следующий день должна была уходить из дому. Плач имел ритуальное значение, отгонял злых духов от будущей семьи. Так верили наши далекие предки. Чтобы добиться руки невесты, жених должен был выполнить целый ряд задач, часть из которых действительно были сложными. Молодого человека могли не пускать во двор, всячески отгоняя от места пребывания невесты. А родители могли запросить у жениха любую вещь или сумму денег за согласие отдать дочку замуж. Девичник и мальчишник. В древние времена эти ритуалы носили сакральный характер. Сегодня же они превратились просто в веселые оригинальные вечеринки перед свадьбой. Цель встречи с друзьями и подругами была в том, чтобы получить поддержку и одобрение брака. Устарели и другие традиции, такие как рукобитие, смотрины. Сильно изменилась и суть обряда венчания. Также раньше банкет после заключения брака проходил в доме жениха, а на стол накрывали всей деревней. Это также было ритуалом, который во многом играл роль сплочения будущей семьи, знакомства сватов и других родственников жениха и невесты.
Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи. Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям. Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания. Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости. Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют. В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье. В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата. Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами. С этого дня начинались приготовления к сватанью — не путать со сватовством! На сватанье жених являлся уже не просто со сватом, а с попом, и проходило это в его собственном доме. Приглашенный священник должен был благословить жениха и невесту. Потом начинались приготовления к венчанию. Не зря слово «невеста» означает «невесть кто», то есть неизвестная и забытая всеми. После причитания плакальщицы накрывали невесту шелковой фатой и отправляли молодых в церковь на венчание.
Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил собранный букет невесте в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом. Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию. На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп. Венчание Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, подбирали подходящие наряды , которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога. Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном — овсом, ячменем, просо и т. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл. Застолье Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе — это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов. Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких — совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины. Читайте также, какие обряды и традиции были в европейских странах. Среди них есть те, что пересекаются с русскими. Это делалось на счастье — чем больше получалось осколков, тем больше радостных моментов должно было произойти в жизни супругов. Некоторые также считали, что, если горшочек разбился, то невеста непорочна, а вот если он остался целым, то могли начаться пересуды среди жителей деревни.
Традиции русской народной свадьбы
Какие традиции навсегда прижились, а что, возможно, стоит вспомнить и возродить — в материале «Вечерней Москвы». Женское счастье Замужество в XIX веке было главной целью в жизни каждой женщины. Возраст невест того времени — 17—18 лет. В этот период юные прелестницы должны были готовиться стать идеальными женами и матерями, в совершенстве владеть этикетом и умением вести домашнее хозяйство. Представители мужского пола, напротив, не спешили определяться с выбором спутницы и могли спокойно наслаждаться холостяцкой жизнью до 30 лет. Ярмарка невест Популярным мероприятием для поиска пары в Москве XIX века были балы — так называемые ярмарки невест, где происходили судьбоносные знакомства. Для этих целей люди прибывали в столицу со всех уголков России.
Чтобы произвести лучшее впечатление, задолго до события шились роскошные наряды, в день самого бала парикмахеры делали участникам прически по последней моде. Порою семья тратила последние деньги, чтобы подготовить дочерей к балу и повысить шансы «отхватить» хорошую партию. Ведь это была чуть ли не единственная возможность знакомства с противоположным полом. В их обязанности входил поиск достойной партии по требованию, а также сбор информации о происхождении и финансовом положении юноши или девушки.
Даже есть примета, что зеркальная поверхность обручалок способствует гладкой, безбедной семейной жизни.
Однако, сегодня давняя традиция выполняется не так строго, и можно приобрести кольца, украшенные гравировками, с драгоценными камнями, изысканными объемными узорами. Считается, что обручальные кольца нельзя снимать до самой смерти супруга, а их потеря или поломка грозят большими проблемами в семейной жизни. Ритуалы для богатства и плодовитости Всем известен обычай осыпания молодых зерном. В славянской культуре, да и в большинстве стран мира, зерно ассоциируется с плодородием, достатком. Следовательно, осыпая молодоженов после церемонии бракосочетания зернами, им желали долгих лет беспроблемной семейной жизни, много детишек, достатка в доме.
В наши дни эта зрелищная церемония проводится на выходе из ЗАГСа, сразу после официальной регистрации брака, или на ступенях ресторана, в присутствии всех приглашенных гостей. Если свадьба проводится на природе, молодые проходят между двух рядов гостей к свадебной арке. Чем можно осыпать молодоженов? В первую очередь это, разумеется, различные виды зерна, символизирующие многочисленное, здоровое потомство. Если не нашлось цельного, подойдет крупа: пшеница, овес, гречка, рис, пшено.
Небольшие конфетки в ярких фантиках обещают новобрачным сладкую семейную жизнь. Монетки — символ благосостояния, финансового достатка в доме. Лепестки цветов как правило, это розы различных расцветок, от бордово-красных до белоснежных, но можно выбрать и любые другие подходящие цветы , разноцветные конфетти говорят о том, что семейная жизнь молодых должна быть наполнена любовью, романтикой, сильными эмоциями и впечатлениями, уважением друг к другу. Чтобы церемония выглядела празднично, материал для осыпания раздают гостям в красивых плетеных корзинках, украшенных лентами, бутонами цветов, аппликацией, или в бумажных пакетиках, оформленных в полном соответствии с тематикой свадьбы. Считается благоприятным знаком, если после бракосочетания молодых встречает как можно больше народа, обязательно с присутствием маленьких детей.
Когда свадебный кортеж уезжает, дети наперегонки собирают разбросанные монеты и конфеты. Для ребятишек это веселая игра, а для новобрачных — яркое пожелание скорого рождения первенца. Свадебный каравай Каравай, который обязательно пекли на свадьбу на Руси, сулил молодым благополучный дом, полный достатка. Его круглая форма и золотистый цвет символизировали солнце, дарующее свет и тепло, радость в жизни. Свадебный пирог обильно украшали вылепленными из теста фигурками, изображающими спелые колосья, солнце, пары голубей или лебедей, гроздья рябины, цветы и листья — все то, что отображает в сознании людей взаимную любовь и семейное благополучие.
Каравай выносили на чистом, вышитом невестой самостоятельно, рушнике, встречая молодых на пороге дома жениха. К нему обязательно прилагалась чашечка с солью. Молодые отламывали куски от хлеба, макали в соль и съедали. Смысл данного ритуала достаточно прост — они оставляли позади все горести и соленые слезы, вступая в новую, счастливую жизнь. А величина отломленного куска говорила о том, какого пола будет первенец: девочка или мальчик.
Рушник бережно хранили в семье молодых, как часть невестиного приданого. Позднее появилась другая примета, связанная с размером кусков: у кого он больше, тот и будет верховодить в новой семье. Бросание букета невесты В старину составлением букета для своей избранницы занимался исключительно жених. Ведь эти цветы символизировали силу его чувств. Сегодня этот обычай практически не используется: букет подбирают невесты к своему платью.
А, как известно, жениху видеть свадебный наряд до дня «Х» строго запрещено. С букетом и бутоньеркой связаны самые живучие, романтичные традиции русской свадьбы: финальная часть «выкупа невесты», когда прошедший огонь и воду, героически преодолевший встающие на пути препятствия, жених наконец добирается до вожделенной награды в лице своей избранницы. Именно тогда он дарит ей роскошный свадебный букет. Если девушка принимает дар — значит, она согласна выйти замуж; раньше любимая вынимала из подаренного ей букета цветок и передавала его жениху, в знак своей благосклонности. Счастливый избранник прикалывал растение к своему костюму, демонстрируя всему свету, что невеста идет под венец по доброй воле.
Сегодня нарушать идеально выверенную композицию, составленную лучшими флористами, не принято. Поэтому, бутоньерку заказывают вместе со свадебным букетом, заранее. Но, при желании можно соблюсти этот красивый, трогательный обычай; бросание букета невесты в стайку незамужних подружек — еще один, свято соблюдаемый, обычай. Редкая свадьба обходится без смешных попыток девушек поймать наперегонки брошенные цветы. Этим жестом невеста делится своей удачей с незамужними подружками.
Считается, что самая ловкая и быстрая счастливица выйдет замуж до истечения года, причем брак будет благоприятным. На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты. Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба.
Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым.
Перед тем, как бросить подвязку невесты, ее избранник должен снять ноги без помощи рук. Потом выходят все неженатые парни и становятся в ряд, а жених к ним спиной и бросает подвязку. Парень который, словит подвязку первый среди всех холостых женится. Благодарность родителям Благодарность родителям — традиция, которую молодожены исполняют под завершение банкета, как правило, перед разрезанием. По традиции молодой муж произносит слова благодарности родителям избранницы за ее красоту, воспитание и мудрость, обещает быть заботливым, любящим мужем. Молодая жена выражает благодарность родителям избранника, что они воспитали достойного мужчину, обещает быть ему хорошей женой и оберегать семейный очаг. Молодожены преподносят подарки родителям, это могут быть небольшие деревянные доски со словами благодарности или же постер… Бонбоньерки гостям В последние года очень часто встречается на свадьбах традиция — дарить небольшие подарки в виде комплемента на память всем гостям. Такие небольшие приятные подарки называются — бонбоньерки.
В принципе подарить гостям можно все что угодно, главное от чистого сердца и желательно чтоб сочеталось с цветовой гаммой и тематикой свадьбы. Чаще всего в качестве бонбоньерок молодожены дарят гостям такие позиции: Мед или варенье; Чай или кофе в зернах; Драже или конфетки; Мыло ручной работы или бомбочки для ванны; Орешки. Винная церемония. Винная церемония — достаточно популярная традиция на свадьбе, ведь считается, что вино с годами становится лучше, а семья — крепче. Как правило, молодожены прячут в коробочку или запечатывают бутылку с вином до определенной годовщины свадьбы или до рождения первенца… Повод или дату когда именно открыть вино решают сами молодожены.
Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках.
Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги.
После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо.
В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь.
Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу.
Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах.
Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые.
Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой. В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек. Дружки приносили пирог, пиво, брагу. Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым. Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны.
Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их.
Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней. После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе.
Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить? Отец говорил: «Не пора». Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался. Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой. Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать.
Собирали гостей и на третий день. В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям. Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник. Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник.