СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году. В Советском Союзе было 15 подобных поселков, которые являлись составными частями командно-измерительного комплекса дальней космической связи страны. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная). Первая советская ракета поднялась в воздух летом 1933 года на Нахабинском полигоне в Подмосковье.
Были ли люди на Луне?
На АМС «Луна-2» было установлено 2 вымпела с изображением Герба СССР. 3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю. СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане.
История первого полета на Луну
СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну. Первая попытка совершить мягкую посадку на Луну была предпринята в СССР 4 января 1963 года в рамках программы Е-6, однако двигатель четвертой ступени ракеты-носителя не запустился.
История первого полета на Луну
Спускаемый аппарат первых советских пилотируемых космических кораблей был рассчитан лишь на одного человека, что делает сомнительными версии о двух‑трёх одновременно отправленных (и погибших) космонавтах. Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю. Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем.
На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
Реферат рассказывает о первых человеках, побывавших на Луне, последнем астронавте, посетившем Луну, теориях заговора о посадках на Луну и планах NASA на будущее. На Луне были только американцы, 6 раз по 2 человека (один оставался на орбите) в 1969-1972г. В Советском Союзе было 15 подобных поселков, которые являлись составными частями командно-измерительного комплекса дальней космической связи страны.
"Лунная гонка" СССР и США
Резервная система подачи кислорода была смонтирована в шлюзовой камере и соединялась со скафандром с помощью шланга. При подключении внутри корабля обеспечивалась работа скафандра в течение 4 часов. Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку.
Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог. Затвор приводился в действие тросиком, но из-за деформации скафандра воспользоваться им не удалось. В наземных условиях скафандр испытывался в барокамере до давления, соответствующего высоте 60 км. В космосе в условиях глубокого вакуума внутреннее давление раздуло скафандр гораздо больше, чем ожидалось. Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра. При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось.
Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима. Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет. На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились. Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой.
Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении. Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка.
Советская ракета H-1 Схема ракеты-носителя H-1 По поводу конфликта межу Королёвым и Челомеем Леонов говорил так: «Очень сложные отношения и конкуренция между Королёвым и Челомеем не пошли на пользу общему делу. Их все время сталкивали, противопоставляли друг другу. Несогласие закончилось поражением самой лунной программы». Именно Королёв в итоге победил в конструкторской борьбе и именно его конструкторскому бюро ОКБ-1 было поручено разработать лунную ракету-носитель Н-1, с помощью которой планировалось доставить советского человека на поверхность спутника. Однако проект этой ракеты обернулся полным провалом. Еще в ходе подготовки, все четыре беспилотных запуска ракеты H-1 с 1969 по 1972 годы закончились неудачей.
Ракета каждый раз взрывалась после взлета и набора высоты. Два неудачных старта проводились еще до того, как американцы высадились на Луну, два — уже после. Одна из аварий советской ракеты-носителя H-1 Проблема была в первой ступени. У СССР, в отличии от США, не было испытательных стендов для проверки всей ступени целиком, поэтому установить чем именно были вызваны отказы ступени оказалось невозможно. Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон».
Главным экспонатом межпланетного раздела был трехметровый макет его крылатого атомно-ракетного корабля его позже привезли и в Москву Киевская экспозиция проработала больше двух месяцев и закрылась 1 сентября 1925 года. Кстати, одним из посетителей этой экспозиции мог быть Сергей Королев — в 1925-м он учился в Киевском политехническом институте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Успех экспозиции в Киеве продемонстрировал Александру Федорову и его единомышленникам из Ассоциации изобретателей-инвентистов АИИЗ , активный интерес публики к теме космоса и освоению межпланетного пространства. Вскоре после закрытия экспозиции в Киеве члены ассоциации начали готовиться к более амбициозной и масштабной выставке, на которой были бы представлены работы не только советских ученых, инженеров и энтузиастов, но и их зарубежных коллег. Письма с предложениями поучаствовать в этом мероприятии разослали во все уголки мира и на многие получили положительный ответ. Участники со всего мира В числе первых свое участие в выставке подтвердил один из пионеров мировой космонавтики, Герман Оберт, который с радостью прислал копии своих трудов в Москву. Оберт был одним из тех ученых, кого к изучению космоса подтолкнул роман Жюля Верна «От Земли до Луны». В экспозиции немецкий ученый был указан как представитель Румынии — в те годы он был профессором в университетах румынских городов Клуж и Медиаш. Другим заметным участником московской выставки стал последователь идей Оберта австриец Макс Валье, который был одержим ракетными автомобилями и самолетами. В письме организаторам выставки он говорил: «К сожалению, я еще не имею ракетного корабля, который позволил бы преодолеть пространство от Москвы до Мюнхена за один час, но я надеюсь, что такое чудо свершится через несколько лет». Всего через три года после проведения московской выставки, в 1930-м, случилась трагедия: Валье был смертельно ранен во время испытания очередной ракеты. Среди ученых, отправивших свои наработки на московскую выставку, были и те, кто неохотно делился с миром своими открытиями и достижениями. Американец Роберт Годдард, создатель первого жидкостного ракетного двигателя, видел в других ученых не коллег, а жадных до чужих идей конкурентов. На стенде американца было не так много экспонатов.
Ножи зэкам дали тупые и короткие. Такими и консервную банку не вскроешь... И даже хлеб с трудом нарежешь... Испытания в пустыне были очень тяжелыми. Зэкам приходилось ползти под испепеляющими лучами июльского солнца, ибо никому не было ведомо, на когда может быть назначен их реальный полет и куда им придется приземляться по возвращении на родную Землю. Выбрасывали по две. Тяжело досталось Пономаренко и Склярову — жара, ядовитые змеи, скорпионы... И воды было очень мало. Когда иссякли силы у будущих космонавтов-зэков а тогда они еще не догадывались, какую судьбу им уготовила Софья Власьевна , они поползли по песку под палящими лучами. Ползли долго наверно, два или три часа — часы у зэков тоже отобрали перед выбросом с парашютами - на всякий случай , но были остановлены патрулем. Ножи и прочее оружие бросить! Поскольку Пономаренко хорошо видел, что караульный появился не один, а в отдалении за ним стоит целый взвод автоматчиков, он попросил Склярова не сопротивляться и немедленно выполнить требование. Да и какое оружие у них могло быть? На одном из занятий осенью 1967 года космонавтам-зэкам, дали, наконец, понять, что их готовят к полету в космос, причем с выводом на очень высокую орбиту. Они долго не могли поверить этому, но однажды к ним пришел инженер, представившийся Петром свою фамилию он не назвал , и рассказал о космическом корабле «7К-Л1». Тогда зэки еще не видели фотографий «Союза» и им даже не сообщили, что «Зонд» - это модификация «Союза», на котором погиб Комаров, но без бытового отсека. Петр рассказал зэкам-космонавтам о компоновке «Зонда», состоящего из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Он сказал, что стартовая масса нового космического корабля - 5,5 тонн, что он состоит из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека ПАО. Петр сообщил четверке, что в случае аварии на начальном этапе полета космонавтов спасет САС — твердотопливная ракета системы аварийного спасения САС , установленная на специальном силовом опорном конусе. Именно за этот конус — часть нижней полусферы бытового отсека «Союза» - САС должна была вытянуть спускаемый аппарат в случае аварии на старте. Здесь же, в конусе находился проход для доступа космонавтов к герметическому люку СА, через который экипаж корабля должен был совершать посадку в СА на стартовой позиции. Петр довел до сведения своих новых подопечных, что опорный конус должен быть сброшен на низкой околоземной орбите, перед выводом на высокоэллиптическую орбиту так эвфемически зэкам объясняли предстоящий полет к Луне. От Петра зэки узнали, что космический корабль может летать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В пилотируемом варианте на борт корабля устанавливаются два кресла с амортизаторами системы «Казбек», в которых должны были размещаться космонавты, а также индикатор курса, астроориентатор, фотоаппарат «Салют-1М» с дополнительным длиннофокусным объективом «Таир-33С», кинокамера «16ЛК-К1» Красногорского завода, автоматический фотоаппарат АФА-БАМ, фотоаппарат СКД, индивидуальные дозиметры. Все это Петр прочел вслух из какого-то толстенного журнала со множеством схем. В пилотируемом варианте в состав системы жизнеобеспечения водится блок личной гигиены космонавтов, а бортовой вычислитель укомплектовывался долговременным запоминающим устройством «ДЗУ-4». Но в беспилотных кораблях вместо людей будут размещены манекены. Космонавты на борту корабля «Зонд» должны совершить полет в костюмах без спасательных скафандров. Не до того было... Глава 3. Вечерние беседы. В один из вечеров, когда у космонавтов-зэков не было самоподготовки, пошло обсуждение их имен. У Андрея, Василия и Тимофея оказались обычные русские имена. С именем Равиль дело было посложнее... А в честь кого тебя назвали Равилем? Это — татарская форма древнееврейского имени Рафаил, - разъяснил Габдуллаев... Вот есть у нас такой великий татарский поэт — Муса Джалиль. И как это имя звучит в других языках? Его фашисты уничтожили в концлагере. Хотите услышать его стихи? Нет, сильны мы -- мы найдем дорогу, Нам ничто не преградит пути. Нас, идущих к светлой цели, много, Мы туда не можем не дойти! Не страшась кровопролитной битвы, Мы пойдем, как буря, напролом. Пусть кому-то быть из нас убитым,-- Никому из нас не быть рабом! Ребята призадумались. Все они родились в середине 30-ых годов и были ровесниками первых советских космонавтов. Приготовьтесь слушать! Я не боюсь никого! И поплатился за это десятью годами заключения в лагерях. А другой наш соотечественник, Нигмат Терегулов, специально приехал из Уфы в Казань, чтобы передать эту тетрадку в Союз писателей Татарии. Тоже был арестован, получил срок и погиб в тех же лагерях. Бельгийский патриот Андре Тиммерманс с немалым риском для себя вынес из Моабитской тюрьмы вторую тетрадь поэта. После войны он долго болел, лежал в больнице. Но попросил друга передать эту тетрадку в советское консульство в Брюсселе. Бывшего военнопленного Рушата Хисамутдинова, также арестованного после войны, не раз допрашивали в подвалах казанского НКВД на «Черном озере». Тоже там? Расспрашивали Рушата и о Джалиле. Каждый раз он отвечал, что Джалиль — поэт-патриот, член подпольной антифашистской группы. И умер Джалиль как герой. Как Джалиль. Не сломался. Потому и сидим. Рушата прерывали, не давали договорить, били, орали на него, что Джалиль — предатель, изменник Родины. А он повторял своё и следил, чтобы в протокол заносили его показания без искажений… - Ему еще удавалось и в протокол заглядывать? Почему его назвали изменником Родины? Расскажи, Равиль! Он обвинялся в измене Родине, пособничестве врагу и других смертных грехах. К розыску «опасного преступника» была подключена широко разветвлённая агентурная сеть. Разгуливал по Берлину в гражданском костюме, без всякого конвоя. Встречался с татарскими эмигрантами и руководителями комитета «Идель-Урал». Одно время даже жил в доме главы татарского комитета Шафи Алмаса, которого немцы прочили в «президенты» будущего «независимого» государства Идель-Урал. Отсюда делался вывод, что он верой и правдой служил немцам. О подпольной же деятельности поэта знали немногие… - Конспиратор... У неё дома оставалась пятилетняя дочь Чулпан. У вдовы поэта все время допытывались: нет ли каких-нибудь вестей от мужа? Кто к ним приходил и зачем? О чём говорили? Если она забывала о чём-то сказать, её поправляли и строго предупреждали. Топтунов, значит, прикрепили... Тот самый, которому в одном из последних писем с фронта Джалиль завещал сбор и публикацию всего своего литературного наследия. Гази Кашшаф встречался с бывшими военнопленными и записывал их показания. Все свидетели единодушно утверждали, что Муса вёл подпольную работу против немцев, позднее был арестован и казнён в берлинской тюрьме. Муратов ознакомился с материалами и передал папку в МГБ. Тогда Гази Кашшафа вызвали на Чёрное озеро и сделали строгое внушение: «Кто позволил Вам подменять компетентные органы? Поняли, что Муса Джалиль невиновен. В органы безопасности поступали сведения о героическом подвиге поэта и по их собственным каналам. Резидент советской разведки в Италии Горшков ещё в ходе войны получил сведения о том, что в Берлине действует подпольная организация, во главе которой стоит татарский поэт Муса Джалиль. Горшков был уроженцем Казани, выпускником местного авиационного института, поэтому он знал о поэте ещё до войны, читал его произведения. На свой страх и риск резидент послал своего человека через линию фронта, чтобы связаться с подпольщиками и дать им необходимые инструкции. Но подпольщиков к этому времени уже арестовали. В январе 1946 года в руки Горшкова попала третья Моабитская тетрадь, которую принёс в советское посольство в Риме турецкий подданный, этнический татарин Казим Миршан. Посольство переслало тетрадку в Москву, где её передали в «компетентные органы». Здесь следы третьей тетради затерялись. Жену Джалиля то принимали подчёркнуто уважительно, как жену погибшего поэта-фронтовика, то буквально выгоняли из Союза писателей, как жену изменника Родины. То собирались издавать книги Джалиля, то выбрасывали имя автора либретто из афиш оперы «Алтынчеч». А когда по радио передавали песни на его стихи, диктор объявлял: «Слова народные…» -Да, народным героем был твой Муса... А он передал их запрос в Комитет государственной безопасности и убедительно попросил разобраться, наконец, в этом деле. И тогда за это дело взялся один из руководителей МГБ республики генерал Токарев. Лично ознакомившись с делом Джалиля, он признал правоту татарских писателей, и в мае 1949 года послал новый запрос в Москву, в котором, по сути, потребовал полной реабилитации Мусы Джалиля и его боевых товарищей. И добился! Хотя и не сразу. Вначале из Москвы последовал ответ, что якобы бегство Джалиля на Запад документально подтверждено. Но генерал не успокоился и послал в Москву копии свидетельских показаний о гибели Джалиля. Москва долго молчала. Затем сообщила, что в связи с гибелью разыскиваемого в 1944 году оперативное разыскное дело на него прекращено. Но до самой смерти Сталина имя Джалиля в Татарстане по-прежнему оставалось под запретом. Первой нарушила заговор молчания «Литературная газета», опубликовавшая 25 апреля 1953 года первую подборку моабитских стихов М. И сделал это писатель Константин Симонов. Но полагал, что сами стихи лучше всяких доводов отметают эти подозрения. И Симонов решил опубликовать подборку моабитских стихов М. Джалиля в журнале «Новый мир», главным редактором которого был сам Симонов. А сколько таких осталось безвестными или с клеймом «предатель»? А через несколько дней Василий Пономаренко рассказал своим друзьям о Голодоморе. А потом свои истории рассказали Андрей и Тимофей. Глава 4. Накануне полета. Таким образом, к полету на «Лунолетах» готовились сразу две группы космонавтов — обычная и зэковская... Согласно историку советской науки Гелию Шамсудинову, в состав обычной группы, тренировавшейся в Звездном городке, носящем сегодня имя Гагарина, входили вначале 12 человек. А группа лунонавтов все увеличивалась. Ни эти почти тридцать человек, ни зэковская четверка ничего не ведали друг о друге. Итак, официально признанных советскими космонавтами специалистов, готовившихся к лунной гонке с Америкой, было почти 30 человек, а зэки были на вес золота — их оставалось всего четверо... Добавим — их мало кто вообще считал космонавтами, хотя готовились они практически по той же программе, что и настоящие космонавты.
Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР
Е-2А — фотографирование обратной стороны Луны с помощью фотосистемы Енисей-2. Завершено Луна-3. Е-2Ф — отменено из-за проблем с фотосистемой Енисей-3. Запуск был запланирован на апрель 1960. Е-3 — фотографирование обратной стороны Луны. Запуск в 1960. Е-4 — Атомный взрыв на поверхности Луны. Е-5 — выход на лунную орбиту. Был запланирован на 1960.
Е-6 — мягкая посадка на Луну. Е-7 — фотографирование поверхности Луны с орбиты. Реализация программы осуществлялась по тем же принципам, что и в США. На первых порах осуществлялись попытки достичь поверхности Луны с помощью АМС. С их помощью планировалось выполнить ряд важных прикладных задач: лучше понять физические свойства лунной поверхности; исследовать радиационную обстановку в ближнем космическом пространстве; отработать технологии создания средств доставки; продемонстрировать высокий уровень отечественной науки и техники. Однако, в отличие от американцев, часть работ, особенно тех, которые касались пилотируемого аспекта программы, была засекречена. До 1968 г. Кроме того, несовершенство техники вызвало необходимость резервирования отдельных систем.
Поскольку пилотируемый облёт Луны и высадка на её поверхность были вопросом престижа, нужно было применить максимум мер для недопущения жертв в случае нештатных ситуаций. Для исследования лунной поверхности, а также для детального картографирования возможных мест посадки советских лунных кораблей создавались АМС серии « Луна » представлявшие собой аппараты различного назначения. Также для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов. Лунный отряд космонавтов[ править править код ] Лунная группа советского отряда гражданских космонавтов при ЦКБЭМ в Центре подготовки космонавтов была фактически создана в 1963 году. Тогда же, до наложения на советскую лунную программу режима строжайшей секретности, об этом и о том, что первоначально главой группы был Гагарин , говорила перед иностранными журналистами Терешкова в ходе визита на Кубу. С 1965 г. Экипажами были А. Леонов — О.
Макаров , В. Быковский — Н. Рукавишников , П. Попович — В. Севастьянов , а также в группе были В. Волошин , Г.
А здесь мы видим несчастных, в общем-то, людей, которых, по сути, выкинули со службы в самом цветущем возрасте около 40 лет , и всю оставшуюся жизнь они прозябали где-то в глуши, стараясь лишний раз не попадать в фокус общественного внимания. Майкл Коллинз Майкл Коллинз, третий член экипажа «Аполлона-11», который, в отличие от Армстронга и Олдрина, на Луну не высаживался, а находился в основном блоке корабля, обеспечивая отстыковку и пристыковку лунного модуля и поддерживая связь с товарищами, как вы уже, наверное, догадались, тоже ушел из НАСА почти сразу после полета 1969 года. Потом учился в Гарвардской школе бизнеса, в 80-х стал главой собственной фирмы. Не было свойственной Америке в ситуациях с «супергероями» многолетней шумихи, не было и действительно крупных гонораров. Даже высшую награду США — Золотую медаль Конгресса все трое получили лишь в 2009 году, к 40-летию «полета»! Получается, что их подвиг стал очевиден только спустя много лет? После полета он много путешествовал по миру, встречаясь с политиками, знаменитыми артистами, простыми людьми, совершал порой по нескольку десятков встреч в день. Экипаж «Аполлон-11» много лет спустя AFP А американских «лунных» астронавтов попросту спрятали от посторонних глаз. Какой разительный контраст по сравнению с советскими космонавтами! Олдрин, впрочем, преодолев жизненные трудности, все-таки стал давать интервью и участвовать в дебатах на космические темы. Но вот как раз здесь его и поджидал крупный скандал. Уже будучи в пожилом возрасте 72 года , в 2002 году Олдрин попал в неприятную историю. Сторонник теории «лунного заговора» Барт Сибрел предложил ему поклясться на Библии в том, что Олдрин был на Луне.
Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц 14,85 млрд. Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа. Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне? Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области. Вторая причина — то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН — аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты. Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ. Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно. Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта. Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг. Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости. Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН. Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса. Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» ТМК.
В конце концов, мы нашли бы аппарат и многое поняли. Каманин позвонил Тюлину и Мишину, угрожая, что для следующего пуска официально потребует заблокировать систему АПО, независимо от района приземления. Но идеологические чиновники в ЦК считали, что ни единый винтик не должен попасть за кордон. Не потому, что по осколкам можно было раскрыть некие технические секреты, а потому, что сам факт аварии не должен быть известен. Столь длинная аж на полторы страницы! Просто еще раз хотелось в очередной раз уличить тогдашний официоз СССР не предельно честного Чертока, а именно официоз во лжи. Хотя по официальным данным, «Зонд-4» вышел на гелиоцентрическую орбиту и на Землю не возвращался, на самом деле его взорвали по причине нерасчетной траектории возвращения на родную планету. Итак, все происходило далеко не так, как гласили официальные сообщения в далеком уже 1968 году. Но вполне возможно, что даже всеведущий Черток не знал всей правды о «Зонде-4». И не исключено, что даже самые кропотливые и всезнающие российские и зарубежные исследователи истории советской космонавтики знали об этом полете далеко не всё. Если это действительно так, то попробуем восстановить почти абсурдную ситуацию, как если бы она имела место в параллельной реальности. Нет, мы не будем восстанавливать полубезумную идею ряда мифотворцев, что якобы Юрий Гагарин и Владимир Серегин не разбились 27 марта 1968 года на самолете УТИ-МиГ-15, а погибли на 18 дней раньше во время полета вокруг Луны. Согласно утверждению создателей этого мифа, скрыть гибель первого космонавта в ходе полета «Зонда-4» было невозможно, поэтому советским властям пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до ее падения. На Западе до настоящего дня ходят слухи, что на борту «Зонда-4» все-таки находился экипаж в составе двух человек. На Западе даже слышали переговоры экипажа с Землей. Но и эту версию следует отвергнуть. На самом деле все бортовые линии звуковой радиосвязи были отключены. А связь с группой управления и земными НИП-ами с использованием «Зонда-4» в качестве ретранслятора осуществляли члены экипажа будущей лунной облетной экспедиции Павел Попович и Виталий Севастьянов, находившиеся в специальном бункере в Евпатории. Однако предлагаемая нами лунная версия еще более безумна и гораздо менее правдоподобна, чем все выше упомянутые мифы, включая те, которые имели хождение на Западе. Несмотря на это, она все-таки имеет право на существование в качестве варианта развития по одному из вариантов развилки так называемой альтернативной, или крипто-истории. Эта безумная версия действительно вдохновлена всей историей тоталитарного Советского Союза, хотя и абсолютно не соответствует героической эпопее с космическим кораблем «Заря» так должен был, согласно некоторым сведениям, называться «Зонд» в пилотируемых облетах Луны , рассказанной в художественной повести писателя Геннадия Семенихина «Лунный вариант». Скорее, она близка к версии, вскользь упомянутой испытателем космической техники Иосифом Викторовичем Давыдовым в его книге «Триумф и трагедия советской космонавтики», изданной в 1998 году. Предлагаем вашему вниманию авторскую сюрреалистическую версию событий, связанных с полетом «Зонда-4». Пролог Постараемся там, где возможно, основываться на реальных документах и фактах. В этом и состоит главная задача постсоциалистического сюрреализма — течения в литературе, развиваемого Виктором Пелевиным. Согласно раскрытой сейчас документации знаменитой королевской фирмы в подмосковных Подлипках той самой фирмы, которая именуется ныне НПО «Энергия» , летно-конструкторские испытания корабля «Л-1» начались 10 марта 1967 года. То есть всего за полтора месяца до трагической гибели Владимира Комарова на «Союзе-1» - корабле, в ходе полета которого должны были проверяться средства стыковки двух пилотируемых космических кораблей без подобной стыковки советская пилотируемая экспедиция на Луну была неосуществима «Союза-1» и «Союза-2». Последние двое должны были после стыковки перейти в комаровский «Союз» через открытый космос для проверки работы лунного скафандра «Кречет». Эта история впервые была описана в газете «Поиск» в 1987 году, к 20-ой годовщине гибели Комарова. Из-за неполадок, возникших на «Союзе-1» сразу же после старта, запуск второго корабля был отменен что спасло Елисеева и Хрунова от неизбежной гибели после пересадки в «Союз-1» , а испытания лунного скафандра прошли в январе 1969 года, в ходе полета «Союза-4» и «Союза-5» - кораблей, пилотируемых Владимиром Шаталовым и Борисом Волыновым. Вскоре после орбитальной стыковки должны были состояться полеты к Луне, но... Запуски кораблей для облета Луны должны были осуществляться ракетой-носителем «УР500К» более известной как «Протон» с разгонным блоком «Д». Целью запуска первого, упрощенного варианта корабля «Л-1», получившего тассовское название «Космос-146», было испытание блока «Д». Первое включение блока «Д» для довыведения корабля на орбиту Земли прошло успешно, однако из-за неполадок в системе управления блоком второе включение привело к отклонению корабля от расчетной траектории. Апогей был повышен, однако перигей понизился, и корабль на второй день полета затормозился и вошел в атмосферу. Второй корабль «Л-1» стартовал 8 апреля 1967 года, но направить его к Луне не удалось. На этот раз из-за отказа в системе управления произошел досрочный сброс блоков малых двигателей, обеспечивающих запуск ДУ блока «Д» и он остался на орбите ИСЗ под названием «Космос-154». В западные энциклопедии космонавтики оба эти полета попали как испытания космического корабля «Союз». Впрочем, «Союз» изначально и создавался для облета Луны, а не для выполнения тех грандиозных программ, которые ему пришлось впоследствии выполнять на околоземной орбите. А именно - в качестве корабля снабжения для орбитальных станций «Салют», «Мир» и «Альфа» или «Фридом», как изначально американцы хотели окрестить Международную космическую станцию , а также вообще единственного советского и российского пилотируемого космического корабля в весьма длительный промежуток времени между 1967 и 2017 годами... Глава 1. И вот тогда же, весной 1967 года, кто-то из разработчиков бросил мысль, что если бы на борту «Л-1» были бы космонавты, то они смогли бы вручную запустить двигатель и полететь к Луне. Мало кто поверил столь безумному предположению, поскольку двигатели блока «Д» относятся к системе «Протон» и с борта «Л-1» никак управляться не могут, не говоря уже об их запуске... Но мысль о возможности полетов советских космонавтов вокруг Луны была все-таки изречена, и закрутилась та самая машина, о которой писал Кафка в своем «Процессе». И начали торопить Мишина, наследника Королева, и всю его компанию. Закрутилась машина в самых верхах, сначала в Политбюро, а затем - в органах госбезопасности. Конечно, посылать настоящих космонавтов в космос на плохо испытанных «Л-1» было жалко, хотя кое-кто из них был готов отдать жизнь во имя науки, как это сделал Комаров, прекрасно знавший, что летит на верную гибель. Но в лагерях необъятного ГУЛАГа даже в середине шестидесятых годов по различным политическим статьям сидело еще немало неплохих инженеров, которых вполне можно было использовать в качестве подопытных кроликов, то есть космонавтов, не объявляя на весь о том, что испытательные полеты были пилотируемыми... И вот, в самом начале мая 1967 года, когда весь Союз дружно смеялся в кинотеатрах над незадачливыми персонажами прекрасной комедии Гайдая «Кавказская пленница», в лагеря особо строгого режима стали приезжать специалисты по авиакосмической медицине. Им предстояло отобрать группу зэков для осуществления испытательных полетов к Луне. Причем надо было выбирать сразу, без отсева на уровне «один к двадцати или даже к пятидесяти» в московском госпитале, как это происходило при отборе большинства космонавтов военных и гражданских наборов. Ибо зэки — это люди особого рода, и подписку о неразглашении государственных тайн с них взять почти невозможно. А военную клятву многие из них никогда не приносили... Врачи даже не знали, как преподнести зэкам то, что их отправят в Москву для проведения специальной подготовки. Один из отобранных, заключенный Гаврилов, рассмеялся, предположив, что зэков хотят использовать в качестве Белки и Стрелки, то есть подопытных собачек. Он даже не представлял тогда, насколько он был близок к истине... Короче, исходя из внешних данных и по заключениям лагерных врачей, были почти наугад отобраны шесть человек: Андрей Скляров, Василий Пономаренко, Степан Гаврилов, Григорий Резниченков, Тимофей Молодцов и Равиль Габдуллаев. Все они были из разных лагерей, и встретились впервые только в Москве, когда находились в авиационном госпитале перед тем, как приступить к самой необычной в истории мировой космонавтики подготовке к полету. Глава 2. В московском госпитале уже в июне 1967 года выяснилось, что Гаврилов и Резниченков не подходят на роль кандидатов в космонавты-зэки по медицинским показателям. У Резниченкова оказался застарелый гастрит, на который в лагере никто не обращал никакого внимания. Врачи в госпитале попытались этот гастрит вылечить, но он оказался столь застарелым, что решительно не подавался никакому терапевтическому лечению. А резать желудок по поводу гастрита у госпитальных врачей руки почему-то не поднялись... А зря... К тому же в КГБ заподозрили, что Резниченков был когда-то Резниковым, а запускать еврея в космос было как-го неуместно. Тем более, что в КГБ знали о том, что у космонавта Волынова мать зовут Евгенией Израилевной, и этот козырь можно было использовать в борьбе с сионистской пропагандой, особенно распустившейся сразу после шестидневной войны 1967 года, проходившей как раз во время отбора космонавтов-зэков. А еврей-зэк мог каким-то неведомым образом выжить даже в ситуации, когда никаких шансов на это у него не могло даже и сохраняться. У Гаврилова же, согласно данным детального рентгеновского исследования позвоночника, оказалось предрасположение к шейному радикулиту, точнее — к остеохондрозу. Так что после перегрузок во время подготовки и старта эта болячка могла разыграться не на шутку, и от больного человека можно было получить после возвращения из окололунного пространства гораздо меньше информации, чем от здорового бугая. Пришлось медикам поставить красный свет на пути Гаврилова и Резниченкова к космосу, то есть не допустить их к специальной подготовке. А специальные товарищи отправили несостоявшихся космонавтов в лагеря, причем совсем не в те лагеря, откуда их брали. Но на этом этапе — этапе отбора - зэкам еще не довелось узнать, что их собираются готовить по программе космонавтов, хотя Гаврилов успел заподозрить что-то неладное в том, как тщательно его обследовали врачи... Этот Гаврилов пару раз пытался вякнуть новым солагерникам о том, что из него хотели было сделать подопытную собачку, но на него тут же донесли. Начальник лагеря предупредил его, что за подобные провокационные разговоры, порочащие советскую власть, Гаврилов имеет шанс получить дополнительный срок и никогда больше не покинуть стен лагеря. Пришлось Гаврилову заткнуться, ибо он был достаточно умудрен опытом жизни в советском обществе, чтобы бороться в такой ситуации против его основополагающих устоев. А потом Гаврилов все-таки хотел выйти из лагеря живым, и понял, что за свою болтливость он может не только «век свободы не видать», но и с самой жизнью распроститься... С тех пор Гаврилов делал все, чтобы забыть о днях медицинских проверок в госпитале. Умер он в конце 80-ых годов, уже в эпоху горбачевской перестройки, вскоре после того, как, наконец, стал свободным советским человеком, если советский человек вообще способен был стать свободным. Что касается его сотоварища по отсеву Григория Резниченкова, тоже не ставшего космонавтом-зэком, то у него на почве гастрита возник рак желудка, который лагерные врачи диагностировали на последней стадии, когда множественные метастазы уже поразили важнейшие органы. И хотя грубая, но сбалансированная лагерная пища, вообще говоря, не очень-то предрасполагает к возникновению рака, Резниченков протянул не очень долго и умер весной 1968 года, вскоре после полета «Зонда-4», о котором он так и не узнал. А остальная четверка приступила к подготовке. Они готовились почти на всех тех тренажерах, на которых проходили подготовку и испытания настоящие космонавты. Для этого пришлось строить специальный тренажерный центр в одном из закрытых учреждений в самом сердце столицы, в районе метро «Сокол», там, где тренировались первые космонавты до сооружения Звездного городка. В этом центре было практически все — и центрифуга, и сурдокамера, и барокамера, и термокамера, и ренское колесо, и лопинги, и качели Хилова... Даже на самолетах их катали с целью отработки поведения в условиях невесомости. И так же постоянно дежурили врачи. Правда, на Черное море для отработки поведения в условиях приводнения их не возили а вдруг убегут с тренажера «Нептун» , но Черное море им заменили Аральским... В пустыню Каракумы их сбрасывали с парашютами и НЗ но без оружия , поскольку в людной местности парашюты могло отнести не туда, куда следовало. Да и пистолетов даже стартовых с собою не дали... С трудом удалось добиться получения ножей для защиты от змей и ядовитых насекомых. Мало ли для чего могли их использовать зэки, пусть даже сидевшие по политическим статьям. Ножи зэкам дали тупые и короткие. Такими и консервную банку не вскроешь... И даже хлеб с трудом нарежешь... Испытания в пустыне были очень тяжелыми. Зэкам приходилось ползти под испепеляющими лучами июльского солнца, ибо никому не было ведомо, на когда может быть назначен их реальный полет и куда им придется приземляться по возвращении на родную Землю. Выбрасывали по две. Тяжело досталось Пономаренко и Склярову — жара, ядовитые змеи, скорпионы... И воды было очень мало. Когда иссякли силы у будущих космонавтов-зэков а тогда они еще не догадывались, какую судьбу им уготовила Софья Власьевна , они поползли по песку под палящими лучами. Ползли долго наверно, два или три часа — часы у зэков тоже отобрали перед выбросом с парашютами - на всякий случай , но были остановлены патрулем. Ножи и прочее оружие бросить! Поскольку Пономаренко хорошо видел, что караульный появился не один, а в отдалении за ним стоит целый взвод автоматчиков, он попросил Склярова не сопротивляться и немедленно выполнить требование. Да и какое оружие у них могло быть? На одном из занятий осенью 1967 года космонавтам-зэкам, дали, наконец, понять, что их готовят к полету в космос, причем с выводом на очень высокую орбиту. Они долго не могли поверить этому, но однажды к ним пришел инженер, представившийся Петром свою фамилию он не назвал , и рассказал о космическом корабле «7К-Л1». Тогда зэки еще не видели фотографий «Союза» и им даже не сообщили, что «Зонд» - это модификация «Союза», на котором погиб Комаров, но без бытового отсека. Петр рассказал зэкам-космонавтам о компоновке «Зонда», состоящего из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Он сказал, что стартовая масса нового космического корабля - 5,5 тонн, что он состоит из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека ПАО. Петр сообщил четверке, что в случае аварии на начальном этапе полета космонавтов спасет САС — твердотопливная ракета системы аварийного спасения САС , установленная на специальном силовом опорном конусе. Именно за этот конус — часть нижней полусферы бытового отсека «Союза» - САС должна была вытянуть спускаемый аппарат в случае аварии на старте. Здесь же, в конусе находился проход для доступа космонавтов к герметическому люку СА, через который экипаж корабля должен был совершать посадку в СА на стартовой позиции. Петр довел до сведения своих новых подопечных, что опорный конус должен быть сброшен на низкой околоземной орбите, перед выводом на высокоэллиптическую орбиту так эвфемически зэкам объясняли предстоящий полет к Луне. От Петра зэки узнали, что космический корабль может летать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В пилотируемом варианте на борт корабля устанавливаются два кресла с амортизаторами системы «Казбек», в которых должны были размещаться космонавты, а также индикатор курса, астроориентатор, фотоаппарат «Салют-1М» с дополнительным длиннофокусным объективом «Таир-33С», кинокамера «16ЛК-К1» Красногорского завода, автоматический фотоаппарат АФА-БАМ, фотоаппарат СКД, индивидуальные дозиметры. Все это Петр прочел вслух из какого-то толстенного журнала со множеством схем. В пилотируемом варианте в состав системы жизнеобеспечения водится блок личной гигиены космонавтов, а бортовой вычислитель укомплектовывался долговременным запоминающим устройством «ДЗУ-4». Но в беспилотных кораблях вместо людей будут размещены манекены. Космонавты на борту корабля «Зонд» должны совершить полет в костюмах без спасательных скафандров. Не до того было... Глава 3. Вечерние беседы.
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
Иметь звание "вторых" на Луне, в целом то, не было настолько плохим, и уж точно, не вредило имиджу страны. Тем не менее, хотя запал у партийной верхушки еще был, но дела уже не шли у конструкторов и ученых. Сразу скажем о том, что в данном материале о данной теме будет сказано кратко, так как разбор каждого из пунктов достоин целой статьи, чем мы и займемся в следующих темах. А на сегодня, повторимся, все будет, весьма и весьма, кратко. Наверное, основной причиной отказа от программы, стало не то, что американцы первыми совершили посадку на Луну, а то, что подвела ракета-носитель Н-1. Как говорится, не срослось.
Было проведено несколько испытаний и всегда, ракета взрывалась. Советское руководство после нескольких провальных запусков Н-1 стало понимать, что вливать огромные средства в то, что не дает плодов - бессмысленно. Вообще, честно говоря, технология, которую применили конструкторы в данной ракете - была совершенно передовой, она просто опередила свое время. Но зачаточное состояние советской микроэлектроники сделали свое дело. Ракета так и не вышла на околоземную орбиту.
Ракета-носитель Н-1 Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну.
Да, история с первыми людьми на спутнике Земли напрочь затмила этот эпичный провал Советского Союза. Даже тогда про истинные цели советской миссии «Луна-15» знали только те, кто был за это ответственен. Фактически, это была последняя попытка заскочить в уходящий поезд «лунной гонки». Что такое «Луна-15»?
Космическая программа «Луна», предполагающая запуск межпланетных космических аппаратов к спутнику, появилась в 1958 году — еще до насовской программы «Аполлон». Запуск в 1961 году первого человека в космос только укрепил уверенность Советского Союза: они должны быть первыми и во всем остальном. И все какое-то время шло вроде бы неплохо. Среди других побед миссий — первый искусственный объект, достигший Луны; первый зонд, сделавший мягкую посадку на ее поверхности. Многие аппараты даже не вышли на земную орбиту, а какие-то до нее дошли, но отказались с нее уходить.
В общем, советское правительство не очень любило анонсировать свои неудачи и понимало, что существует еще много несовершенств.
Владимир Челомей — «отец» советской лунной программы Челомею, до того успешно реализовавшему программу создания ракетных вооружений для ВМФ, удалось своими смелыми предложениями заинтересовать Берию, для которого победа над американцами в Лунной гонке постепенно выходила на первый план. Программа «Союз» Разработка ракеты-носителя УР-500 шла уже с октября 1959 года — ведущими конструкторами были назначены Павел Ивенсен, Юрий Труфанов и Виталий Выродов, а 31 октября 1964 года состоялся первый тестовый запуск новой ракеты, прошедший успешно. В это же время активно шла подготовка лунного отряда космонавтов, состав которого окончательно утвердили в феврале 1967 года — начальником отряда был Гагарин, в первый экипаж, которому предстояло облететь Луну, выбрали Валерия Быковского и Николая Рукавишникова, а первым человеком, которому предстояло ступить на лунную поверхность, должен был стать Леонов. Кроме того, в лунный отряд отобрали уже побывавших в космосе Комарова, Поповича, Николаева и Волынова и еще около 20 летчиков-испытателей, которым только предстояло совершить свой первый космический полет.
Сроки полета, однако, постоянно сдвигались, главным образом из-за соперничества двух конструкторских бюро и личной неприязни Королёва и Челомея. Однако неудовлетворительные результаты программы «Восход» и, вместе с тем, успешные испытания УР-500, привели к тому, что в августе 1965 года все работы над лунной ракетой передали в ОКБ-52, а после смерти Королёва решением Берии Челомею поручили так же проектировать корабль, которому предстояло высадить космонавтов на Луну. Все работы над королёвской Н-1 были прекращены, а уже 16 марта 1966 года состоялись первые успешные испытания модернизированной УР-500 — УР-500К, так же известной как «Протон-К» с беспилотным кораблем ЛК-1. УР-500 на старте Положению Челомея угрожала позиция министра обороны маршала Устинова — с ним у конструктора были крайне напряженные отношения, следствием которых были постоянные попытки Устинова закрыть программу УР-500К — ЛК-1. Спас Челомея лишь успешный полет «Зонда-5» 8—14 марта 1967 года, в ходе которого беспилотный аппарат, выведенный на орбиту его «Протоном», впервые не только облетел Луну, но и благополучно вернулся на Землю — первыми живыми существами на окололунной орбите стали две средиземноморские черепахи.
Не смотря на то, что «Зонд» совершил посадку в водах Индийского океана и едва не был перехвачен американским судном, успех его миссии дал старт пилотируемым полетам по программе «Союз»: 28—29 апреля в космосе побывали Павел Попович и Виталий Севастьянов на корабле «Союз-1», 1—12 сентября — Валерий Волошин и Юрий Артюхин на «Союзе-2», проведя испытания нового корабля на высокоэллиптической орбите, а 12 октября со своего поста был снят Устинов и на его место назначен маршал Якубовский, гораздо более лояльный к Челомею. Старт «Союзу-3», экипажу которого предстояло впервые облететь Луну, был дан 23 декабря в 12 часов 37 минут по московскому времени и был, отчасти, приурочен к 7-й годовщине полета Гагарина: через час отработала последняя ступень и аппарат начал полет к Луне. Быковский и Рукавишников поддерживали радиосвязь с Землей, вели фотографирование планеты, а при облете Луны — и ее поверхности. Благодаря тому, что переговоры космонавтов с Байконуром были перехвачены обсерваторией Джодрелл-Бэнк в Великобритании, о полете «Союза-3» узнали во всем мире. По замыслу Челомея, при старте от Луны к Земле кораблю не требовалось дополнительно включать двигатели — полет продолжался исключительно за счет использования лунной гравитации.
При этом от космонавтов не требовалось гасить скорость на околоземной орбите, т. В ходе полета «Союза-3» возникла серьезная проблема из-за отказа датчика ориентации при облете Луны — пилотам пришлось в ручном режиме корректировать положение корабля, чтобы не повиснуть на окололунной орбите, но, тем не менее, миссия окончилась успешно — 30 декабря в 7:03 возвращаемый аппарат совершил посадку к северо-востоку от города Гурьев. Для советского руководства этот успех стал желанной возможностью продемонстрировать, что СССР по прежнему остается лидером в космосе. Валерий Быковский — командир корабля «Союз-3» Николай Рукавишников — бортинженер корабля «Союз-3» «Восход Земли» — фотография «Союза-3» Первая сверхтяжелая ракета Пилотируемый облет Луны стал для НАСА шоком — получалось, что полеты «Аполлонов» еще не начинались, а советы уже практически высадились на лунной поверхности, в связи с чем администрация президента Скрэнтона даже подумывала полностью отказаться от дорогостоящей космической программы. По расчетам Вашингтона, уже в мае—июне 1968 года советский космонавт должен был высадится на Луну, однако прошел год, но никаких известий о высадке не было.
Ни в 1967, ни в 1968 году СССР так и не отправил пилотируемую миссию на Луну, что дало американцам надежду на победу в гонке. Неверная оценка НАСА базировалась на, собственно, американской же лунной программе, согласно которой облет Луны никогда не был самостоятельной целью и лишь предварял высадку на ее поверхности. В то же время, в Советском Союзе над этими двумя задачами до 1966 года работали два различных коллектива, из-за чего на момент, когда облет Луны уже был осуществлен, высадке на нее еще только предстояло стать реальностью. Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей.
Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700.
Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту.
Свет на Луне обладает какой-то странной способностью изменять естественные цвета предметов. Если смотреть вдоль своей тени или против Солнца, поверхность коричневатая. Если Солнце сбоку, она более тёмная и кажется очень-очень тёмной, когда смотришь на Луну прямо вниз, особенно в тени. В руках лунная почва выглядит тоже тёмной — серой или чёрной.
Структура лунной почвы мелкозернистая, почти как у муки, но в ней есть и более крупные частицы, наподобие песка. Попадаются, конечно, и камни, и осколки камней разных размеров. На Луне мы походили на пятилетних мальчишек в кондитерской лавке. Фото: Public Domain Продолжает Эдвин Олдрин: «Находясь на поверхности Луны, мы не ощущали никаких запахов ни в скафандрах, ни в гермошлемах.
Вернувшись в кабину и сняв шлем, я уловил отчётливый запах лунного грунта, едкий, как запах пороха. Мы занесли в кабину довольно много лунной пыли на скафандрах, башмаках и на конвейере, при помощи которого переправляли внутрь ящики и оборудование. Запах её мы почувствовали сразу… Сейчас мне трудно сказать, что я думал о значении этого полёта. Человеку судьбой было предназначено рано или поздно высадиться на Луне.
Этот вызов стоял перед ним с тех пор, как человек впервые взглянул на Луну, и он неизбежно должен был принять его». При ходьбе по поверхности Луны астронавты наклонялись вперёд. Это объясняется перевешиванием наспинного ранца системы жизнеобеспечения. Грунт был довольно скользким, особенно в тех местах, где тонкий пылевидный слой прикрывал камни.
Эдвин Олдрин у сейсмометра. Фото: Public Domain После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные больше предметы в мешок, разгерметизировали кабину, открыли люк и выбросили мешок. Телекамера зафиксировала этот момент. Астронавты пообедали и легли спать.
Через 7 часов они проснулись и вновь перекусили. Теперь можно было готовиться к старту. В общей сложности они находились на Луне 21 час 36 минут. Вспоминает Майкл Коллинз: «Для меня самым приятным было наблюдать, как «Орёл» поднимается с поверхности Луны.
Это привело меня в сильное возбуждение, так как впервые стало ясно, что они справились с задачей. Они сели на Луну и снова взлетели. То был прекрасный лунный день, если только можно говорить о лунных днях. Луна не казалась зловещей и мрачной, какой она иногда выглядит, если освещена солнцем под очень острым углом… Мне ни разу не удалось разглядеть «Орла» на поверхности Луны, но время от времени я слышал их.
Находясь на Луне, лунная кабина всегда была обращена к какой-то точке Земли, поэтому Нейл и Базз всегда могли поддерживать с ней связь. Я же находился на круговой орбите и за два часа полного оборота в течение более 40 минут не мог ни с кем говорить. За те час и пятнадцать минут, что я находился на видимой стороне Луны, я мог поддерживать связь с внешним миром, а с лунной кабиной мог говорить непосредственно лишь в течение шести-семи минут…» «Орёл» перед стыковкой, снятый Майклом Коллинзом из «Колумбии», на фоне восходящей Земли. Фото: Public Domain 24 июля в 19.
Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз вернулись на Землю. В общей сложности от старта до посадки прошло 195 часов 15 минут 21 секунда.
Пытался рассказать о деталях полёта, брал интервью у астронавтов и специалистов, которые работали в Европейском космическом центре и на Астронавтическом конгрессе, проходившем в эти дни в Хельсинки. Каждый раз спрашивал у стенографистки, как реагируют на мои репортажи. Статья по теме Она неизменно отвечала коротко: «Пиши больше, все читают с большим интересом». Трудно передать мои досаду, разочарование и бешенство, когда я вернулся в Москву и узнал, что ни один!
Зачем же заставляли писать больше?! Оказалось, что репортажи пересылали в ЦК партии, в отдел пропаганды, а оттуда неизменно приходила рекомендация: «Пока не публиковать, но пусть пишет — присылайте нам! По рекомендации того же отдела ЦК тираж книги был всего 30 тыс.
Первый луноход
- Последние комментарии
- «Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ
- Роботизированное исследование Луны
- Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции - Российская газета
- История первого полета на Луну
1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).
- В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- Советская лунная программа — Википедия
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
- Читайте также: