Через два года, в 1987-м, в канун праздника Богоявления я принял крещение в Богоявленском храме Бостона.
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
принятие Русью Православного Христианства. Крещение, по словам Св. Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. 19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление. Иисус Христос, приняв это крещение от Иоанна Крестителя в водах Иорданских, тем самым освятил его.
Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией
Лазарева было решено возвести собор во имя святого Владимира не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя. Закладка собора последовала 15 июля 1854 года, а освящение верхнего храма - в рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году см. Празднование 900-летия Крещения в Киеве. Водосвятие на Днепре, 15 июля 1888 г. Несмотря на научные споры о годе Крещения, была избрана дата соответствующая повествованию хрестоматийной Повести временных лет. После определения Святейшего Синода в феврале того года по всей стране пошла подготовка торжеств, намеченных на 14 и 15 июля. Главным куратором организации торжеств стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. При том что основной торжеств были всевозможные церковные мероприятия, к празднику также во множестве были привлечены войска, участвовавшие в праздничных парадах. Крупнейшие религиозные торжества в честь годовщины крещения прошли в Москве и Санкт-Петербурге , а также на традиционном месте крещения святого Владимира в Херсонесе ныне в черте Севастополя , где был освящен верхний храм громадного Владимирского собора. В Церковном вестнике утверждалось, что: "более или менее торжественно" юбилей был отпразднован "во всех городах, местечках и селениях обширной русской земли. Всюду были совершены крестные ходы , водоосвящения и молебствия , всюду слышались поучения с церковных кафедр, всюду возносились благодарения Всевышнему за приобщение к сонму христиан" [37].
В символической столице торжеств, Киеве , можно говорить о целой неделе празднеств, приуроченных к чествованию юбилея. Туда стекалось множество паломников, прибыли обер-прокурор Синода, архиереи Русской Православной Церкви, председатель Славянского благотворительного общества Н. Игнатьев, депутации русских городов наиболее представительной была делегация из Нижнего Новгорода. На торжествах присутствовали два предстоятеля поместных Православных Церквей: Сербской и Черногорской , а также представители Болгарии , Румынии , Австро-Венгрии из Чехии и Галиции , Абиссинии , японских и курдских христиан. Среди наиболее важных событий на торжествах в Киеве было открытие 11 июля памятника Богдану Хмельницкому по проекту петербургского скульптора Михаила Микешина. Юбилей девятисотлетия Крещения Руси дал мощный толчок возвышению почитания крестителя Руси, равноапостольного Владимира , сделанного главным символом всероссийского торжества. В честь крестителя Руси по всей стране строились новые и реставрировались старые Владимирские соборы, писалось множество икон, печатались тысячи житий святого князя. Так, в том году соборы во имя равноапостольного Владимира были построены в Воронеже , в Иркутске и в других городах. Публикации, вышедшие в честь девятисотлетней годовщины крещения Руси, сосредоточивали основное внимание на личности святого Владимира и истории принятия им Православной веры. Специально в честь внушительной годовщины было написано популярное житие Крестителя Руси, напечатанное значительным тиражом и повсеместно распространенное [38].
Личность Владимира оказалось в центре внимания и существенного количества церковной публицистики опубликованные церковные проповеди, слова и наставления духовных лиц. Девятисотлетие Крещения Руси вызвало большой отклик и за границей Российской империи. Его отмечали в большинстве балканских стран, а также в православных миссиях по всему миру. При этом единственное поздравление с юбилеем от представителей Западных христианских церквей пришло от английского архиепископа- англиканина Эдуарда. Завершающей границей юбилейных торжеств можно обозначить начало августа, то есть время после окончания недели киевских торжеств: именно тогда вышли последние газетные комментарии, посвященные этому событию. Грандиозными религиозными церемониями, привлекавшими к себе внимание огромных масс народа, девятисотлетняя годовщина Крещения Руси способствовала усилению церковного воздействия на общество, что видно из свидетельств об общественном отклике на торжества [39]. Юбилейная интерпретация древних рассказов убеждала в миролюбивости Крещения, представляя это как доказательство особенной привязанности русского народа к своим правителям; основой отношений между русским правителем и его народом представлялась принятая князем Владимиром единая Христианская вера. Символика исторически сложившегося и укреплявшегося за века союза государства и Церкви была призвана утвердить в мысли об отсутствии необходимости в каких-либо государственных изменениях. Юбилейные празднования стали крупнейшим общественным событием своего времени в Российской империи , самым значительным актом самовыражения власти в правление императора Александра Александровича. Одним из долгосрочных последствий празднеств можно считать всплеск академических исследований круга вопросов связанных с Крещением Руси.
В начале XX века появилось сразу несколько важных работ на эту тему, включая труды Е. Голубинского , А. Шахматова, М. Приселкова, В. Пархоменко, В. Ламанского, Н. Никольского, П. Лаврова, Н. Полонской и многих других. Тема эта оказалась во многом "забытой" в России лишь с наступлением революционных потрясений и распадом былой империи.
В советскую эпоху Многочисленная русская эмиграция, хлынувшая из страны после распада Российской империи и захвата власти большевиками , стала вскорости массово переоценивать свои ценности и возвращаться к церковной жизни. В этой связи в зарубежье среди эмигрантов празднования дня святого Владимира и связанное с ним воспоминание о Крещении Руси стало обретать всё большее значение. По случаю юбилея в селении Кассвилль ныне Джэксон , штат Нью-Джерси, США на ферме Русского общества взаимопомощи Америки, было решено построить Владимирский храм-памятник в ведении русской "Американской митрополии" [40]. Впоследствии строительство церкви было произведено под эгидой Русской Православной Церкви Заграницей и храм сделался центром регулярных Владимирских торжеств. К 1949 году в русской эмиграции стал расхожим определенный порядок ежегодного празднования: "в течение ряда лет день святого князя Владимира почти повсюду празднуется весьма великолепно и торжественно, под разными, правда, названиями, как то: «День русской культуры», «День русской славы» и т. Начинается это наше великое национальное общерусское торжество, конечно, прежде всего Божественной литургией с соответствующей проповедью и молебным пением просветителю Руси святому равноапостольному великому князю Владимиру, по возможности с крестным ходом и освящением воды на реке, где есть река. В послеобеденные часы устраивается академическое собрание с одной или несколькими серьезными лекциями и докладами о значении великого дела святого Владимира, а вечером - более легкая программа в виде литературно-музыкальных выступлений и приличных развлечений в национальном духе для молодежи" [41]. Тем временем, внутри СССР , под властью богоборческого антицерковного режима, мало-мальски широкие общественные празднования Крещения Руси были невозможны. Официальная точка зрения новой власти на Православие и, соответственно, на его массовое принятие русскими, колебались от враждебной и резко отрицательной до критической. Вплоть до последних лет советского режима, "в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях" тиражировалось "представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль.
Центр празднования 1000-летия Крещения Руси. Служба в Московском Даниловом монастыре 1000-летие Русская Православная Церковь начала подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1980 году. Руководство СССР решило продемонстрировать миру свою либерализацию и в вопросах религии, в связи с чем уже в начале 1980-х годов проявило интерес и поддержку празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской Патриархии части строений бывшего Данилова монастыря , в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. Процесс подготовки празднования наложился на "перестройку" и подхлестнул политику "гласности" в СССР. Во второй половине 1980-х годов в советской прессе появились ранее небывалые статьи про уничтоженные святыни, гонения на верующих и важную историческую и культурную роль Русской Православной Церкви в жизни государства; с телеэкранов и страниц печатных изданий к гражданам начали обращаться священники, что было немыслимым ещё несколько лет назад. Государство начало передавать Церкви важные для верующих обители: Киево-Печерскую Лавру , Оптину пустынь , Толгский монастырь и другие; мощи святых из государственных музеев начали возвращаться в ведение Церкви. Во многих местах светские власти стали позволять верующим восстанавливать или строить новые храмы; сенсацией стало разрешение на возведение в честь юбилея нового храма в Москве. Празднование 1000-летия крещения Руси. Свияжск Церковные торжества были определены на неделю с 5 по 12 июня - на Неделю всех святых в земле Российской просиявших. За месяц до начала празднования в столицу СССР со всего мира начали съезжаться журналисты, освещавшие немыслимое ранее событие - 29 апреля впервые после 1943 года предстоятель Русской Церкви имел встречу с государственным правителем СССР, причём генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв оценил Крещение Руси как "знаменательную веху на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности" и пообещал патриарху Московскому и всея Руси Пимену отменить акты и законы, враждебные Церкви.
На празднества в СССР прибыли делегации из более чем ста государств. Основные торжества начались 5 июня и длились неделю. Гигантские крестные ходы и величественные богослужения проходили во многих городах страны: Москве , Ленинграде , Киеве , Владимире , Новосибирске. В столичном Большом театре прошёл торжественный акт и праздничный концерт. Шевченко, на следующий день продолжились литургией во Владимирском кафедральном соборе , а в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями первого за почти тридцатилетний период богослужения в Киево-Печерской Лавре. В дальнейшем в течении всего года по стране проходили события приуроченные к памятной дате.
На страже здоровья и спасатели, которые работают во всех оборудованных для крещенских купаний местах. Заранее дно каждой купели обследовали водолазы, убрали коряги, стекла и все, что может испортить впечатления от купания. К тому же эти два дня у каждой иордани будут дежурить спасатели в гидрокостюмах, в случае необходимости это позволит прийти на помощь быстро. На одном из участков Истры система безопасности многоуровневая. Поперек течения спасатели протянули дополнительную страховку. Андрей Суворов, временно исполняющий обязанности начальника Истринского пожарно-спасательного гарнизона Московской области: «Натянута веревка с поплавками. Если человека понесло, будет возможность ему там зацепиться. У нас есть лодка, которая позволит спасателям сразу человека вытащить». Также для комфорта верующих у купелей спасатели оборудовали теплый пневмокаркасный городок. Здесь же можно набрать крещенской воды.
Приметы праздника В ночь на Крещение крестьяне обязательно смотрели в небо: россыпь ярких звёзд предвещала пополнение стада овец. Звёздочки здесь выступали в роли овечек Христовых. Но, если было ясно всю ночь, ждали неурожая. Если на Крещение была метель, то снегу до весны ещё навалит — будь здоров! А если снег идёт мягкими хлопьями, то урожай будет хороший! Смотрели и на иордань: если вода из неё норовила вылиться на лёд — к разливу рек, если над рекой стоял туман, то хлеба уродится столько, что съесть его не будет никакой возможности — невпроед! Охотники верили, если на Крещение собаки лают — дичи в лесу будет много. Какой сегодня церковный праздник? Православный календарь на январь 2024 года. Что нельзя делать Конечно, "главным героем" народных поверий стала освящённая на Крещение вода. Ей приписывают самые необыкновенные свойства — от лечения рака до укрепляющих свойств. Поэтому многие люди набирают её огромными бутылками, толкаются в очереди, а иногда устраивают потасовки. Происходит это от незнания истинной ценности агиасмы. Если говорить проще, такое поведение пользы не принесёт ни душе, ни телу. Крещенская вода действительно славится своей "нетленностью" и стоит годами. Но, чтобы получить больше освящённой воды, достаточно капнуть ею в другую ёмкость с водой, ибо "капля океан освящает". Крещенской является вода, освящённая накануне и в день Крещения Господня. Верующие хранят такую воду весь год до следующего праздника.
Таков высочайший статус того, кто входит в Церковь». Тот же апостол Лука в последних стихах своего Евангелия замечает, что ученики Христа после Вознесения их Учителя пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога Лк 24:53. Что же значит «прославляя» и «благословляя»? Это два особых типа служения Богу. Благословение — это традиционная еврейская молитва, которая начинается словами «Барух ата Адонай»; дословно они переводятся как «Благословен Ты, Господь Бог наш». А «прославления», которые ученики возносили Богу означает, что в храме они постоянно читали Псалтирь — с еврейского языка название этой книги так дословно и переводится — «хваления». Кроме того, до Пятидесятницы между учениками Христа по инициативе апостола Петра было принято решение бросить жребий и избрать нового, 12-го апостола вместо покончившего с собой Иуды. Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа и как те, кого лично избрал Сам Бог: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал Ин 15:16. Именно в этом раскрывался их совершенно особый, ни с чем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили в Церкви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана с учениками Христа через цепочку рукоположений. Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства Деян 1:23. Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон Десять заповедей на горе Синай Исх 19. Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового. Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви? Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян 2:2—4. В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение Деян 2:41 , образовав первую христианскую общину. Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых. Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос Кол 3:8—11. Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью». Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей«». Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа. Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца Деян 2:46. Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так.
Новозаветное Крещение
- Крещение — значение слова
- Кто «придумал» Церковь
- Предпосылки
- Во сколько лет крестился Иисус Христос?
- Термин и понятие
- Крещение Господне: краткая история
Смотрите также
- Когда отмечается Крещение Господне
- Крещение: История и традиции
- Кто «придумал» Церковь
- Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
Выбор религии — по стопам мудрой бабушки
- Крещение 19 января 2024 года: история, традиции, символы праздника
- Крещение Руси: могло ли быть иначе? - Новости
- ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО ПРАЗДНИКА – КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
- Крещение Руси: могло ли быть иначе?
- Спасибо, что помогаете находить ответы!
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
История установления таинства крещения
Французский паломник писал: «Если человек высокого роста сойдет вниз по мраморным ступеням. В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий. Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился.
Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение. Сотворите же достойный плод покаяния» Мф 3:7-8. Ехидны — это маленькие, но очень ядовитые змейки.
Почему он так называет фарисеев и саддукеев? Фарисеи и саддукеи были представители очень влиятельных религиозных течений того времени. Фарисеи тщательнейшим образом постигали и стремились соблюдать Закон Моисея и предписания старцев. Саддукеи же были представителями знати, многие из них являлись священниками.
Они ориентировались не на Закон и иудейскую традицию, а на эллинистическую культуру, на то, чтобы служить Риму. Они даже отвергали некоторые идеи Ветхого Завета, например, идеи воскресения из мертвых. И те и другие, услышав о великом пророке, пришли к нему, чтобы внешне раскаяться для того, чтобы избежать суда за свои прегрешения в Царствии Мессии, которое вот-вот наступит. Когда Иисус обличает лжерелигиозных вождей еврейского народа, он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» Мф 23: 13.
Слово, которое на наш язык было переведено, как «лицемер», на еврейском языке дословно звучит как «актер». Часто фарисеи молились напоказ, также они «расширяли хранилища». Они с помощью ленточки крепили на голову или на рукав правой руки коробочки филактерии. В этой коробочке помещались небольшие свитки отрывков из текста Торы — важные напоминания из Закона.
В какой-то момент вошло в моду делать эти коробочки все больше и больше. Все это делалось напоказ. Таким образом Иоанн говорил им, что они пытаются убежать от гнева будущего царя и пришли сюда не для того, чтобы раскаяться, а для того, чтобы по-прежнему актерствовать. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Садовник, видя, что веточка не приносит плода, но тянет соки из дерева, отсекает ее. Иоанн же говорит фарисеям и саддукеям, что уже секира у корней дерева лежит — время на исходе. Другие евангелисты Марк, Лука описывают, что к Иоанну приходили и иные люди. Иудея находилась под гнетом Рима и в народе были сильны революционные настроения.
Они хотели добиться ответа от праведника — как придет Царствие Мессии? Может быть, пора сбросить это иго, что мы должны делать? Однако Иоанн ответил: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Легко говорить про свержение оккупирующих властей, однако часто это попросту недостижимо, а бывает, что вновь пришедшие власти оказываются еще хуже прежних.
Иоанн Креститель предлагает делать то, что в последствии будет делать христианская церковь. Когда Господь говорит, что вы — соль земли, имеется в виду то, что христиане равномерно распределяются в обществе и каждый из них старается преобразовать то пространство, которое его окружает. В книге Деяний можно найти рассказ о совершенно немыслимых событиях, когда в иерусалимской общине началось «общение имуществ». Христиане продавали свое имущество и приносили деньги к ногам апостолов, чтобы апостолы не брали их в руки, поскольку деньги очень ярко олицетворяют все материальное в этом мире.
При этом, как писал Лука, никто ни в чем не испытывал недостатка. И богатые, и бедные продавали свое имущество и полученной общей суммы хватало на всех. Не обязательно быть богатым, чтобы творить добро, жить, как заповедал Иоанн, можно, делая маленькие добрые дела. Почему у них возник подобный вопрос?
Дело в том, что у сборщиков налогов, которыми эти люди являлись, зарплата складывалась из той надбавки, которую они сами устанавливали сверх того, что народ должен был отдать государству. Таким образом, он говорил, чтобы они не брали более каких-то разумных сумм. Иоанн таким образом говорит, что его крещение имеет силу, однако ровно настолько, насколько человек сам в душе попросит Бога. Он говорит, чтобы народ чего-то особенного от него не ждал, однако есть Некто, кто намного сильнее духовно.
Предтеча заявляет, что сам он недостоин быть Ему даже самым ничтожным рабом в Риме уже очень старые, непригодные для другой работы рабы при входе в дом развязывали господам обувь. Обратим внимание, что слова «он будет крестить вас…» на греческом будут звучать как: «Он будет погружать вас в Дух Святый и огонь». Предтеча говорил людям, что сам он погружает их в воду, а Мессия будет погружать в Дух Святый и огонь. Вода необычная стихия, мы, например, не можем легко передвигаться в ней, но можем плавать то, что мы не можем делать на суше.
Кроме того, выходя из воды мы на какое-то время остаемся мокрыми — то есть эффект пребывания в воде наследуется, остается. Именно благодаря данным качества воды Иоанн Креститель хочет сравнить погружение в нее с погружением в Дух Святый в то время евреи под Духом Святым понимали благодать Божию. Эти слова еще не были указанием на ипостась Святой Троицы, уже в последствие христианская церковь утверждала, что благодать подается Третьим Лицом — Святым Духом. Итак, он говорил, что вы погрузитесь в Дух Святый, погрузитесь в благодать, которая будет охватывать вас со всех сторон.
По настоящее время, освещая что-либо, священнослужитель в молитве призывает Святой Дух, а видимым образом совершает окропление святой водой. Вода — зримый образ незримой благодати. Иоанн также говорит, что погружение в Святой Дух, напоминает погружение в огонь. В Ветхом Завете описываются два случая погружения в огонь.
Первый указывает на Моисея, который видит горящую и несгорающую купину куст. То, что куст горит и не сгорает было символом пребывания Божия. Именно в этот момент пророк получает божественное откровение о спасении еврейского народа и откровение, каково есть имя Господа. Второй же случай описает трех отроков Вавилонии, которые были брошены в печь, но не сгорели, поскольку благодать Божия их сохранила.
Огонь очень опасная стихия, и это также стихия, которая меняет то, к чему прикасается. Погружение в воду, которое будет производить Господь Иисус Христос — это погружение в благодать Божию, которое равносильно погружению в огонь. Церковные авторы говорили, что погружение в благодать — это погружение в огонь, который не только сжигает наши страсти, но и придает нам силы на то, чтобы взращивать в себе добродетель. Далее евангелисты рассказывают в этой главе о приходе Господа Иисуса Христа.
Иоанн рассказывает об этом событии словами самого Иоанна Предтечи, остальные евангелисты описательно, от третьего лица, повествуют о том, как происходило крещение Господа: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф 3: 13-14.
Во время его крещения Он явил себя как Бога-Троицу. Небеса разверзлись, оттуда на Христа снизошёл свет и голос Бога указал на Христа: "Сие есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение! В старину на вечерней службе в Крещенский сочельник в притворах храмов крестилось много народа. В это время в храме читали 13 отрывков из книг Ветхого Завета о пророчествах, а новокрещённые в белых рубахах входили в храм из притвора, держа в руках свечи. Их встречали пением "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся".
Эти слова до сих пор поют на Крещение и Рождество. Праздник Крещения появился уже в I—II веках. Сначала его стали очень активно праздновать на Востоке, а в Европу он пришёл позже. Экстрасенс объяснила, о какой опасности предупреждает багровый рассвет перед Крещением Крещенская вода. Что говорят учёные Российские ученые давно заинтересовались свойствами крещенской воды. Они выяснили, что на Крещение показатели обычной воды действительно изменяются. Начинается это 17 января и заканчивается 20-го. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН, в воде растёт уровень ион-радикалов, из-за чего она приобретает свойства искусственно созданного электролита.
Пик активности приходится на Крещенский сочельник. Ученые предполагают, что это связано с большой концентрацией ион-радикалов в литосфере Земли, которая поразительным образом возникает на Крещение. Традиция окунаться в прорубь на Крещение превратилась из религиозного обряда в массовый флешмоб. Ученые предположили, что такая вода может благотворно влиять на онкобольных. Правда, эксперименты они проводили уже не с природной водой, а искусственно очищенной.
В одном из источников неизвестного русского автора ХII века, основанном на поучении Григория Богослова, встречаем даже некую периодизацию: сначала, как говорится, «языцы» клали требы жертвы упырям, берегиням, потом поклонялись Роду и рожаницам, а уже позже — Перуну. Понятно, что такое описание достаточно схематично и не может в полной мере охватить все этапы развития язычества. Разнятся мнения и о верховном боге русов, который также мог меняться в разные века и эпохи. Многие историки считают, что высшим их богом был Род — Бог-Творец, создатель бытия, рода и мирового древа. Другие полагают, что им был Сварог — бог небесного огня, отсюда и наименование самого огня — Сварожич. Допускается также существование одновременно двух богов: одному поклонялись князь с дружиной Перун , другой — традиционно народный Род, Сварог. Перун-громовержец На пути к христианству По свидетельству письменных и археологических источников, знакомство славян с христианством произошло еще в эпоху племенных союзов, задолго до создания государства. Это объясняется постоянными и неизбежными контактами наших предков с римским, а позже греко-византийским миром. Одно из самых ранних упоминаний о приобщении русов к христианству находим в «Житии св. Стефана Сурожского», где рассказывается о новгородском князе Бравлине, захватившем в конце 8 века византийский город Сурож или Сугдея, ныне Судак в Крыму. Во время разграбления местного храма св. Софии князя поразил недуг - как сказано в житии, «обратися лице его назадъ». Бравлин сразу же приказал вернуть все награбленное и вывести войска из города. Но болезнь не отступала. И только после того как обездвиженный князь принял крещение в этой церкви, происходит его чудесное исцеление. Следующим важным этапом христианизации Руси можно считать период правления Аскольда и его легендарный поход на Константинополь летом 860 года, когда флот русов в количестве 200 кораблей едва не овладел столицей Византии. Помогло чудо: смятенные константинопольцы вынесли на берег священную ризу Богородицы, которую окунули в море, и грянувшая внезапно страшная буря разбила корабли русов. Осаждавшие заключили с византийцами договор «любви и мира», а чуть позже, как говорят источники, Аскольд и многие его дружинники приняли христианство. О крещении русов пишет и сам патриарх Фотий, участвовавший в этих событиях: «…и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Радзивилловская летопись, 15 в. Фреска 1644 г. Естественно, новая вера вызвала на Руси гневное сопротивление масс и проязычески настроенных элит. Подтверждает это и последующее убийство Аскольда и Дира язычниками во главе с Олегом. По мнению историка В. Татищева, сами киевляне, не желавшие креститься, могли призвать Олега на престол. Явные послабления происходят при князе Игоре. Об этом свидетельствует договор 944 г. Здесь же — и о соборной церкви св. Ильи в Киеве на Подоле, что говорит о наличии влиятельной христианской общины. При этом сам Игорь, по словам летописи, был язычником и клятву приносил на холме, «где стояше Перунъ».
Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление. Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника. Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. Одним из его первых игуменов был Стефан — старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. В 1624 г. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов. Собор древнейшего в Москве монастыря — Богоявленского. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось. К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей.
Крещение Руси
Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Такой ответ представитель РПЦ дал в в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», отвечая на вопрос телезрительницы о крещении внучки. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях – «иорданях».
Как родился праздник Крещения Господня
религия и мировоззрение. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. 19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление.
Ночь святой воды
Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. 19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление. День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества. Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом.
Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство. Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев. Крещение русских городов После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором. После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники.
После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно.
Перечислите главные причины К их числу относятся, прежде всего, политические: большая часть европейских государств включая культурно близкие Руси славянские страны — Болгарию, Моравию, другие к этому времени приняли христианство; военные, экономические, политические контакты сильно затруднялись из-за конфессионального фактора; Владимир не мог не видеть, что язычество, основанное на почитании племенных божеств, политически разъединяет страну; необходима была общая духовная основа; попытка князя насильственным путем утвердить культ бога дружинников Перуна полностью провалилась: население просто не восприняло эту «реформу»; наконец, имея территорию, а также экономический потенциал, сравнимый с Византией, Русь еще со времен Ольги имела вполне определенные великодержавные амбиции, которым мешала… сама же Русь, духовно разъединенная, раздираемая усобицами племен, тогда как христианская Византия была на тот момент единственной мировой державой; выбор веры казался вполне очевидным. Кроме этих, у Владимира были также личные мотивы. Возможно, это: свято хранимая память об Ольге, уважение к которой элиты, народа было чрезвычайно велико; наличие христиан внутри дружины самого князя; многие предполагают, что его особо потрясла гибель лучших воинов, варягов Феодора и Иоанна, которые предпочли смерть участию в жертвоприношении бесовским силам, как именовали христиане «богов»; «Первые христианские мученики при Святом Владимире»Картина Павла Сорокина. Холст, масло. Размер: 179,5 x 225 см. Третьяковская галерея наконец, покрыто тайной личное обращение самого Владимира; летописец описывает это, говоря, что князь внезапно потерял зрение накануне Таинства, а прозрел в купели; метафора это, либо речь идет о реальном чуде, но личность князя после принятия веры изменилась до неузнаваемости. Князь крестивший Русь Вот молитва князя Владимира при Крещении киевлян, а ведь его можно было считать тогда только новоначальным: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».
Зачем крестили Русь? Князь полагал, что новая вера давала фундамент для будущего духовного единства русичей. Именно поэтому он не ограничился личным принятием христианства , а активно занялся просвещением не только политической элиты, но — всего населения. Где происходило первое крещение народа Очевидно, это случилось непосредственно по возвращении князя к Киеву из Херсонеса Корсуня , где крестился он сам. Летописец указывает, что после этого правитель призвал к принятию веры всех жителей столицы Руси. Таинство происходило массово, а вот о месте его существуют разные мнения: на реке Почайне — это приток Днепра, ныне практически исчезнувший с карты города. На месте бывшей реки проходит улица Набережно-Крещатицкая; непосредственно на Днепре. Обе версии содержат разные списки Повести временных лет, что, возможно, говорит о том, что мест могло быть несколько. Сам процесс летописи описывают, как вполне добровольный. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г.
Как была крещена вся Русь Судя по всему, при христианизации страны дело не обходилось без противостояния язычества с новой верой. Например, известно, что: жители Мурома категорически не приняли князя Глеба, сына Владимира, пытавшегося утвердить здесь христианство; он вынужден был устроить резиденцию вне городских стен; вятичи убили монаха-миссионера прп. Кукшу из Киево-Печерской обители; древляне, соседи полян на территории которых находился Киев , приняли веру самыми последними — они не могли забыть, как княгиня Ольга, еще будучи язычницей, жестоко мстила им за гибель мужа, Игоря. А вот случай действительно насильственного «крещения огнем и мечом» зафиксирован всего один — это Новгород, где, правда, для открытого бунта имелись серьезные политические причины — противостояние Киеву как лидеру страны, кроме того, неприязнь к Владимиру лично.
К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской.
Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника. В Константинополе VI века таким источником служил фонтан перед храмом Св. Софии [21]. Праздник Крещения в исторических церквях[ править править код ] В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых , отмечается 6 января 19 января в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю и завершает рождественские святки. Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа , посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем « Богоявление » и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника. Основные песнопения праздника.
В III веке установилось перед крещением известное послушничество, оглашение. Верующий доходил до порога церкви лишь после нескольких степеней посвящения. Крещение детей возникает в конце II века.
Оно будет иметь решительных противников даже в IV веке. До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов до пяти , а оглашение или катехизация могло длиться до трёх лет. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека.
Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с готовящимися ко крещению постилась вся христианская община.
Кто «придумал» Церковь
Крещение Господне входит в дюжину самых значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение. Почему князь Владимир решил принять Крещение. Популярные крещенские обычаи включают крещенское пение, меление двери мелом, благословение своего дома, употребление пирога "Три царя", зимнее купание, а также посещение церковных служб.[15]. Кто придумал крещение?