Новости избирательными правами пользуются граждане российской федерации

В Закон об основных гарантиях избирательных прав внесены изменения, устанавливающие особенности проведения выборов на территориях, где введено военное положение. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

Коротко о выборах

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в любой день, включая день выборов, может заявить в участковую. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума. Активное избирательное право, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. в-третьих, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает право граждан на участие в управлении делами государства. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 Закона о выборах.

Избирательные права граждан Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме и выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме.

Прокуратура Североуральска информирует - кто имеет право выбирать, и чего на выборах делать нельзя

Закон Мурманской области «О выборах в представительные органы местного самоуправления» был принят областной Думой только в январе 1996 года. К тому времени в Мурманске на общегородском референдуме в декабре 1995 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы был принят важнейший документ — Устав города-героя Мурманска Устав города-героя Мурманска принят на городском референдуме 17. В Уставе города были определены и закреплены общие положения, принципы, формы, система и структура местного самоуправления, организация деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов жителей города. Уставом было установлено, что представительным выборным органом местного самоуправления в системе органов местного самоуправления города является Мурманский городской Совет. Совет состоит из 22 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населения сроком на 4 года. Таким образом, к январю 1996 года нормативная база, позволяющая создавать представительный орган местного самоуправления в Мурманске, а в последствии, после принятия Уставов других муниципальных образований области, была, наконец, создана. Уставом города-героя Мурманска Мурманскому городскому Совету установлены следующие полномочия: Городской Совет обладает правом выступать от имени всего населения города в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, иными государственными и общественными организациями в пределах своей компетенции. В исключительном ведении городского Совета находятся: Принятие общеобразовательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом города; Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении; Установление местных налогов и сборов; Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом города.

Эти полномочия дают хорошую основу для работы представительного органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что аналогичные полномочия предоставлены и всем остальным органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области. Конечно, сразу после образования представительные органы местного самоуправления Мурманской области столкнулись с рядом трудностей, которые длительное время осложняли их работу. Во-первых, они, образно говоря, образовались на пустом месте. То есть полностью отсутствовала какая-либо преемственность. Отсутствовала нормативная база по организации работы Советов кроме Уставов муниципальных образований , не было работников аппарата. А самое главное — не было никакого опыта работы в органах местного самоуправления.

Во-вторых, длительное отсутствие представительных органов местного самоуправления наложили определенный отпечаток на психологию работников администраций муниципальных образований, предприятий и организаций. Сложились устойчивые стереотипы порядка решения различных вопросов городского значения, которые трудно сразу преодолеть. В-третьих, вся нормативная база по различным вопросам была утверждена администрацией города Мурманска и аналогично администрациями других муниципальных образований области в 1994-96 г. А сотни нормативных актов быстро пересмотреть невозможно. Значительное место если не главнейшее в деятельности представительных органов местного самоуправления занимают финансовые вопросы. И важнейший из них — принятие бюджетов муниципальных образований, а так же контроль за их исполнением и отчетность.

Статьей 62 Закона установлено, что гражданин, который в день голосования по каким-то причинам не сможет прибыть на избирательный участок, где он включен в список избирателей, вправе получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Открепительное удостоверение может быть получено не позднее дня, предшествующего дню голосования. Необходимо отметить, что повторная выдача открепительного удостоверения, в том числе в случае утраты последнего, не допускается.

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Для сравнения — действующие пункты 2 и 3 статьи 32. Главы 2. Конституции Российской Федерации: Статья 32 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.

Избирательные права граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации

Заявление можно подать с 29 января по 11 марта 2024 года в любой пункт приема заявлений: — территориальную избирательную комиссию — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ — через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций » ЕПГУ ; с 6 по 11 марта 2024 года: — участковую избирательную комиссию. Избиратель, подавший такое заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения. Избирательный участок по месту своего нахождения избиратель выбирает сам при оформлении заявления. Заявление может быть подано избирателем только один раз и может быть аннулировано избирателем.

Аналогичные нормы закреплены в ч.

Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации - то есть должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства ч. При этом, указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа ч. Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией по месту жительства или по месту пребывания ст.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане РФ на выборах избирают: Депутатов Государственной Думы Российской Федерации Высших должностных лиц - глав местных органов самоуправления, депутатов областных и местных органов государственной власти Порядок избрания на должность регламентируется основным законом - Конституцией: ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10. Согласно избирательному законодательству кандидат на должность - это: Гражданин РФ, не моложе 35 лет и проживающий не менее 10 лет на территории Российской Федерации. Баллотироваться на пост Президента после 2 -ух сроков подряд запрещается законодательством. Однако переждав один срок, он также имеет право податься и быть зарегистрированным в качестве кандидата при соблюдении прочих требований.

Защита документов

Текст Поделиться В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

Досрочное голосование.

Досрочное голосование, в случаях предусмотренных законом, проводится путем заполнения избирателем бюллетеня не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии за 10 — 4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за 3 дня до дня голосования п. Для участия в досрочном голосовании, избиратель обращается в соответствующую комиссию с заявлением, в котором указывает причину досрочного голосования. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, дату и время досрочного голосования этого избирателя ст.

Голосование вне помещения для голосования. Если избиратель в день голосования по состоянию здоровья, инвалидности не может прибыть в помещение для голосования, то голосование осуществляется вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков. Для участия в голосовании вне помещения для голосования избиратель обращается с письменным заявлением устным обращением в избирательный участок.

Указанное заявление подается в любое время в течении 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания голосования.

Согласно этому документу, выбирать президента не могут следующие категории граждан: — Заключенные. После вынесения обвинительного приговора, гражданин лишается права голоса на весь срок его пребывания в местах лишения свободы. Тем не менее, лица под подозрением и те, кто находится в следственных изоляторах СИЗО , могут принимать участие в выборах, поскольку решение суда еще не озвучено. Недееспособность, согласно Гражданскому кодексу РФ, — это неспособность человека самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Как правило, человек считается недееспособным, если он не достиг определенного возраста.

Избиркомы для содержащихся под стражей Закон также предусматривает возможность формирования экстерриториальных участковых комиссий в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, устанавливает порядок формирования таких комиссий, полномочия и основы их деятельности. ЦИК РФ при проведении голосования в местах содержания лиц под стражей будет определять порядок голосования, порядок подсчета голосов и оформления протоколов голосования. До 1 января 2024 года решением ЦИК будет определяться, в каких регионах и на каких выборах будет организовано голосование избирателей или участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей за пределами соответствующего избирательного округа или округа референдума. Также в законе содержатся нормы об отказе от голосования с использованием открепительных удостоверений и запрете на предвыборную агитацию на сайтах, которые заблокировал Роскомнадзор.

Коротко о выборах

При организации службы караулов по охране ВГО, нарядов по охране особо важных и режимных объектов, суточных нарядов, внутренних караулов, расчётов дежурных смен на 18 марта целесообразно предусмотреть включение в их состав военнослужащих и сотрудников, проживающих на незначительном удалении от места службы. Для этой категории лиц потребуется изменить время смены так, чтобы заступающий сменяющийся с учётом времени, необходимого для прибытия убытия на службу и проведения смены, получения сдачи вооружения и специальных средств, имел возможность с 8 до 20 часов по местному времени принять участие в процедуре голосования. Для сил, привлекаемых в этот день для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нужно предусмотреть возможность участия их в голосовании на ближайшем к месту несения службы избирательном участке. Военнослужащие, сотрудники имеют право заранее оформить заявление о включении в списки избирателей по месту нахождения.

Посещение избирательных участков личным составом, выполняющим задачи по усилению мер безопасности 18 марта, производится: - в групповом одиночном порядке без снижения боевой готовности подразделения, наряда, качества несения службы резервы, подразделения ОМОН, СОБР ; - путём временной смены силами резервов наряды вневедомственной охраны. Целесообразно предусмотреть возможность участия в голосовании сотрудников войск, обеспечивающих безопасность избирательных участков и охрану общественного порядка на них и на прилегающей к ним территории, на этих же избирательных участках. Если личный состав подразделения по причине служебной необходимости или по мерам безопасности не имеет возможности посетить ближайший избирательный участок, то требуется заблаговременно подать заявление в УИК об организации голосования вне помещений, предусмотренных для этих целей.

При участии в мероприятиях по обеспечению усиленных мер безопасности в период проведения выборов Президента Российской Федерации личный состав войск национальной гвардии обязан соблюдать ограничения и запреты в ходе избирательной кампании, связанные с прохождением службы. В соответствии со ст. Командирам и начальникам необходимо учесть, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений.

На избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, УИК может объявить голосование законченным раньше этого времени, если проголосовали все включённые в соответствующий список. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и с руководителями подразделений органов , в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции. Руководство Росгвардии, командование оперативно-территориальных объединений, воинских частей, руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов оказывают содействие данным комиссиям в реализации их полномочий.

Запреты, связанные с гражданской службой 1. Требования к служебному поведению гражданского служащего 1. Гражданский служащий обязан: 4 обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций; 7 соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 2.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Федеральным законом, конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.

Установление максимального возраста кандидата не допускается. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.

Принято считать, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и на практике могут существенно ограничивать И.

В то же время некоторые цензы вполне оправданны. Российскому избирательному законодательству известны ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства. Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях.

Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения.

Так, равенство определяет тождество, одинаковость меры возможного влияния каждого гражданина на формирование властных органов: один равноценный голос либо равное с другими избирателями число голосов. Обеспечивая действительное и справедливое в конституционном смысле народное представительство, такое равенство в свою очередь должно быть гарантированным, и любые отступления от этого принципа неконституционны. На это, в частности, указал Конституционный Суд при рассмотрении избирательного закона одного из субъектов Федерации, который допускал наделение избирателей неравным числом голосов в различных - одно- и многомандатных - округах, возможность необоснованного и произвольного решения соответствующих вопросов, а также не обеспечивал надлежащих условий реализации конституционного требования судебной защиты избирательных прав граждан см. Постановление КС РФ от 23. Конституционный Суд РФ конкретизировал некоторые из соответствующих правовых, организационных, информационных средств и способов гарантирования избирательного равенства: включение избирателя не более чем в один список избирателей, образование равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдение установленных норм представительства, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов.

В то же время нарушениями принципа конституционного равенства избирателей были признаны усложнение процедуры выдвижения кандидатов в депутаты в республике по сравнению с федеральными требованиями см. Постановление от 21. Постановление от 10. Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий. Особые условия - с точки зрения реализации активного избирательные права - возникают у избирателей, когда в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, проводится голосование по почте, электронное голосование, досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования. Важной конституционной гарантией недопустимости какого-либо контроля за актом волеизъявления гражданина или принуждения его к разглашению выраженного мнения в процессе выборов является в этом плане принцип тайного голосования, который одновременно как бы обеспечивает также "приращение" нормативного содержания активного избирательного права. Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица гражданина назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе.

Государством, как сказано в преамбуле Закона об основных гарантиях, гарантируется обеспечивается и защищается такое волеизъявление на демократических, свободных и периодических выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению. Вместе с тем принцип свободного волеизъявления предполагает предоставление надлежащих гарантий правопользования на основе баланса публичных и частных интересов в соответствии с предписаниями Конституции ст. Активным избирательным правом, согласно положению п. Закона об основных гарантиях, можно пользоваться с достижением возраста 18 лет. Основные гарантии такого права установлены данным Законом, дополнительные - могут устанавливаться федеральными законами, законами субъектов Федерации. К числу основных гарантий относится, в частности, то, что выборы организуют и проводят специальные избирательные комиссии, вмешательство в деятельность которых со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается п.

Наряду с этим, в соответствии с п. Одновременно указывается, что активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. При этом соответствующие нормативные конструкции Закона соотнесены с правовыми позициями Конституционного Суда РФ Постановление от 24. Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке. Как это вытекает из п. На данной основе обеспечиваются избирательные права граждан применительно к соответствующему уровню выборов, а кодекс закон субъекта РФ выступает при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора субъективных избирательных прав граждан. Такое регулирование производно от базового, устанавливаемого - в соответствии с принципом единства системы правового регулирования избирательных прав, вытекающим из ст.

Вводя конкретные избирательные процедуры, законодатель субъекта РФ должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан и, во всяком случае, не должен снижать уровень федеральных гарантий этих прав; не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных избирательных прав и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы. В силу этого значительно возрастают требования к правотворческой компетентности законодателя субъекта РФ. Например, Закон об основных гарантиях устанавливает в качестве соответствующих гарантий процент допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов, выдвинутых от избирательного объединения политической партии. Системное конституционно-правовое толкование раскрывает ориентирующее значение данного положения для законодателя субъекта РФ при конкретизации им другого положения этого Закона - о числе региональных групп, уменьшение которого влечет отказ в регистрации списка кандидатов. Законодатель субъекта РФ не может не учитывать того обстоятельства, что факт недостаточного числа региональных групп как основание отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный законодатель обусловил выбытием значительного числа кандидатов и региональных групп, стремясь к обеспечению баланса таких конституционных ценностей, как плюралистическая демократия, многопартийность, свобода деятельности политических партий, пассивное и активное избирательное право граждан. Руководствуясь целью и действительным смыслом Закона об основных гарантиях, для предотвращения неправомерного ограничения права на свободные выборы законодатель субъекта РФ вправе, в частности, установить минимальное и максимальное число региональных групп, на которые может быть разбит список кандидатов, либо определить максимальное число региональных групп, предоставив право избирательному объединению самостоятельно принимать решения о формировании той или иной группы, избегая неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации см. Постановление КС РФ от 11.

Специфика пользования активным избирательным правом при выборе высших органов государственной власти, главы государства предопределяет дополнительные федеральные гарантии и возможности голосования см. Вместе с тем содержательные конкретизации основных избирательных прав применительно к избираемым лицам нельзя отождествлять с конституционными правами как таковыми и, следовательно, нельзя априори проецировать соответствующие возможности выбора и избрания на все органы государственной власти и должностных лиц. В частности, как указал Конституционный Суд в Постановлении от 21. Нет такого права и в числе тех общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые в Конституции не названы, а значит, их законодательная отмена не может трактоваться как ограничение конституционных прав и нарушение ст. Но в отдельных случаях, как подчеркнул Суд в том же Постановлении от 25. Предусмотренная законодателем возможность отмены решения об итогах голосования и признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей п. Заявляя требования судебной защиты избирательных прав, необходимо в полной мере учитывать содержательные нормативные различия активных и пассивных избирательных полномочий граждан.

Например, Верховный Суд придерживается позиции, согласно которой правоприменительный акт, хотя бы и затрагивающий пассивное избирательное право кандидатов в депутаты, включенных в список избирательного объединения, либо кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, не касается не нарушает активных избирательных прав иных граждан, поскольку по смыслу таких конституционных прав каждый избиратель может голосовать за любой зарегистрированный список кандидатов или за любого зарегистрированного кандидата, включенных в списки для голосования см. Пользование основным активным избирательным правом может вступать в определенные противоречия с действиями других лиц, основанными на требованиях гарантирования свободы мысли и слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации ч. Соответствующая правовая коллизия может быть преодолена только на основе конституционно сбалансированной регламентации процесса выборов см. Пассивное избирательное право граждан означает, по своей сути, возможность выдвигаться в установленном законом порядке для избрания депутатом, членом представительного законодательного органа государственной власти, органа местного самоуправления или выборным должностным лицом публичной власти и возможность быть избранным в соответствии с адекватно выявленным результатом непосредственного волеизъявления народа населения в лице необходимого большинства соответствующего избирательного корпуса. Пассивное избирательное право ограничено непосредственно Конституцией в части возрастных цензов: Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы - достигший 21 года ч. Для кандидатов на выборах Президента установлено также требование их постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет. Конституционный Суд подтвердил конституционный характер обусловленных этими требованиями законодательных установлений о порядке и условиях осуществления пассивного избирательного права см.

Способы установления действительной воли избирателей на выборах зависят от вида избирательной системы, которая во всяком случае должна обеспечивать реальность избирательных прав. При этом сам по себе переход федеральной избирательной системы от смешанного типа к пропорциональному Суд оценивает как укладывающийся в пределы конституционно допустимой дискреции федерального законодателя, который вправе установить тот или иной порядок формирования Государственной Думы, соблюдая, однако, при этом конституционные принципы народного представительства и избирательного права см. Определения КС РФ от 15. Конкретизируя содержание институтов пропорциональной избирательной системы, законодатель должен учитывать, что по своей природе пассивное избирательное право индивидуальное, а не коллективное; поэтому оно должно включать, например, гарантированную возможность снять свою кандидатуру на выборах в течение определенного законодателем в целях предотвращения злоупотребления свободой участия в выборах срока. Но, более того, и этот срок не может быть препятствием для снятия кандидатом своей кандидатуры, если возникли обстоятельства, вынуждающие его к этому тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья и другие аналогичные обстоятельства см. В то же время в ситуации, когда на выборах в Государственную Думу число избирателей в субъекте Федерации оказывается меньше установленной нормы представительства, Конституционный Суд признал допустимыми - в рамках поиска баланса конституционных ценностей и в качестве вынужденной меры - определенные отступления от требования равного избирательного права, в частности в пользу принципов федерализма и равноправия субъектов Федерации. Такое ограничение возможно в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека, а также для обеспечения надлежащего представительного характера федерального парламента см.

Постановление КС РФ от 17.

Об избирательных правах граждан

Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. 5. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста восемнадцати лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (долее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий