Мало кто надеялся на то, что следствие по делу об ужасной трагедии в столичном "Трансвааль-парке" окажется успешным и виновные в обрушении крыши, в результате. Виновником трагедии был признан в ходе расследования архитектор Нодар Канчели, а официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка. У москвича Дмитрия Кулагина в день трагедии в «Трансвааль-парке» находился друг со своей девушкой. Кто виновен в трагедии Отчего же рухнул "Трансвааль-парк"? Обрушение, которое привело в ужас всю Россию, не могло остаться без внимания.
Обвиняемые в трагедии «Трансвааль-парка» не поняли, в чем они виноваты. Им объяснят позже
Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. В «Трансвааль-парке» на следующий день после обрушения крыши, 15 февраля 2004 года. В тот день в "Трансвааль-парке" среди погибших оказалась целая семья из четырех человек. Трагедия в " Трансвааль-парке" глазами очевидцев. Общее заключение независимой экспертной комиссии по расследованию причин трагедии в аквапарке "Трансвааль" 14 февраля 2004 г. позволяет определить виновных в произошедшем.
Обнародованы причины трагедии в "Трансваале"
Вместо веселого детского смеха - крики о помощи. Вместо горок - развороченные конструкции. И несколько лет поиска виновных и правды в судах. Теперь «Мореон» тоже самый большой в столице. Толя приехал к рухнувшему зданию первым из журналистов. Примерно через 10 минут после обрушения. На улице было минус 20, мужчину трясло, - рассказывает Жданов. Я не знал, куда идти. Ориентировался по кровавым следам - на полу было много бурых капель, кое-где они собирались в небольшой ручеек... В какой-то момент я вдруг вышел в пустоту - распахнулось темное небо, а внизу гора обломков. Я сделал шаг в темноту и рухнул в бассейн.
Одежда намокла, я над водой держал камеру, сумка тянула вниз. Тут появились первые спасатели, вытащили меня. И на голоса начали вылезать люди из-под обломков. Многие плакали, кричали. Всюду были осколки стекла, люди резали себе ноги, но не чувствовали этого, бежали...
Там установили декорации, украшенные розовыми и голубыми шарами. Всё, казалось, шло по плану. Однако после выпуска газа у транспортного средства прямо в воздухе сложилось крыло, оно начало стремительно терять высоту. Пилот попытался не зацепить деревья и увести транспортное средство подальше от участников праздника и жилых домов. Только увидев падающий самолет, собравшиеся поняли, что произошло страшное.
Поскольку работы в тот момент не было, я со своими коллегами через стекло смотрел на купающихся в бассейнах людей, и лишь через несколько секунд после случившегося ощутил ужас и панику, родившуюся во мне, как и в тех, кто был рядом». Трагедия в Ясеневе оказала психологическое воздействие не только на тех, кого она коснулась. С тех пор многие люди боятся посещать подобные объекты. Инвесторы крупных сооружений прекратили финансирование строительства объектов, имеющих в проекте схожую кровлю-«оболочку». На эту проблему пришлось взглянуть более тщательно, усилить контроль и ужесточить требования к возведению подобных сооружений. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин говорит, что «после трагедии проект крыши нового павильона на ВВЦ, строительство которого намечено на 2005г. Следствие по факту обрушения крыши «Трансвааля» не завершено, его продлили до 14-го июня 2005 года.
Обрушение лишило жизни многих граждан, оставив пустоту и боль в сердцах их близких. Смерть может прийти неожиданно, и важно сделать все возможное, чтобы сделать каждый день полноценным и счастливым. Трансвааль Трагедия в Трансваальском парке является напоминанием о том, что безопасность и тщательное техническое обслуживание сооружений являются неотъемлемой частью безопасности и благополучия общества.
Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек
Но если раньше рассматривались и другие версии, то результаты строительной экспертизы расставили все точки над i. Как заявил прокурор, из-за допущенных конструкторами просчетов здание спортивно-оздоровительного комплекса не отвечало необходимым нормам по безопасности и надежности. Но проектировщики пошли по легкому пути, сделав крышу из бетона. Она обошлась дешевле". В связи с этим Анатолий Зуев утвердил обвинительное заключение по этому нашумевшему делу. В итоге к уголовной ответственности привлечен главный конструктор проекта, архитектор с мировым именем Нодар Канчели, который, судя по всему, оказался главным виновником трагедии.
Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке стал террористический акт? По первому вопросу все эксперты ответили отрицательно. В качестве основного довода они указали на специфический характер разрушений. Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке стало разрушение одной из колонн акустическим ударом? По второму вопросу все эксперты ответили отрицательно. Ими было указано на то, что расчет вертикальных конструкций ограждения должен включать в себя наряду с расчетом тепло- и водозащиты, учетом декоративных факторов и полный расчет звукозащиты. Имеющаяся информация не дает оснований предполагать отсутствие этих расчетов. Однако, если подобные явления все-таки имели место, то вина за это целиком ложится на проектировщиков. Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке могло стать любое разрушение одной из металлических колонн, служивших опорой покрытию? Все эксперты выразили сомнение и отрицательное отношение к данной гипотезе. Они указали, что если такое действительно имело бы место, то динамика разрушений в первую очередь скорость обрушения должна была быть кардинально иной. Что вы считаете основной причиной трагедии? Эксперты пришли к общему мнению, что причиной трагедии могли стать неправомерные проектные решения в сочетании с низким качеством строительных работ и отсутствием надзора за их выполнением. Такое положение стало возможным либо в результате сговора подрядчика, проектировщика, контролирующих организаций и иной заинтересованной стороны с целью неоправданного повышения стоимости строительств, либо в результате преступно безответственного халатного отношения участников к своей работе. В дальнейшей части заключения эксперты приводят основные моменты, не вызывающие ни у кого, из всех привлеченных к экспертизе узких специалистов сомнений. Выбор типа покрытия. Данный тип покрытия классифицируется как совмещенная вентилируемая крыша, то есть в нем соединены элементы крыши и чердачного перекрытия. Внешний вид покрытия так же неприемлем для всех групп банно-купального комплекса: "Покрытия и перекрытия в таких помещениях должны иметь гладкий потолок. Не допускаются перекрытия с пустотами и бесчердачные". В состав рухнувшего покрытия входят: тонкостенная железобетонная оболочка; утеплитель слои и качество которых указать не представляется возможным ; воздушная невентилируемая прослойка около 500 мм по утверждению некоторых источников ; полужесткий влагоемкий утеплитель 3-4 слоя; жесткий качественный утеплитель в матах - 1 слой; пароизоляция в виде целлофановой пленки; слой мягкой минеральной ваты; сплошной деревянный настил; металлическое кровельное покрытие на основе титановых сплавов. Однако п. Приточно-вытяжные отверстия должны иметь металлическую сетку с ячейками размером 20х20 мм. В невентилируемых покрытиях не разрешается применять древесину и теплоизоляционные материалы на ее основе. Площадь приточно-вытяжных отверстий должна быть не менее площади сечения вентилируемой прослойки. Как видно из сопоставления, основной ошибкой проектировщиков явилось отсутствие в составе дополнительного железобетонного или асбоцементного несущего элемента, использование дерева и металлического кровельного материала. Последний быстро нагревается, быстро охлаждается, что способствует формированию и накопление конденсата под кровельным покрытием. Сплошные деревянные настилы отечественными нормами не рекомендуется использовать в качестве элемента обрешетки для любого кровельного материала на основе металла. Кроме того, вентилируемые покрытия такого типа предусматриваются лишь для 12 градусов уклона кровли, в то время, как исследуемое покрытие имело минимальный уклон 30-35 градусов. Предположительно, накопление конденсата в процессе эксплуатации происходило весьма интенсивно. Например, на ночных снимках панорамы трагедии можно предварительно идентифицировать полностью смерзшиеся в единое целое, обледеневшие: металл кровли, деревянный настил, минеральную вату, жесткие маты утеплителя, 3-4 слоя полужестких матов утеплителя. Все остальное покрытие рухнуло. На покрытии можно увидеть застарелые подтеки влаги, просачивавшиеся длительное время от металла кровли. Особенно интенсивно этот процесс наблюдается в верхнем слое жесткого утеплителя. Все межслойное пространство полужестких, влагоемких матов нижних слоев также промочено. Таким образом, принятая конструкция покрытия не могла полностью исключить процессов накопления конденсата и утяжеления веса покрытия, что является грубейшим нарушением существующих норм проектирования подобных сооружений. Проектирование тонкостенной оболочки. В качестве конструкции покрытия аквапарка была принята оболочка двоякой кривизны. Конструкция такой оболочки состоит из тонкостенной плиты двоякой кривизны и диафрагм, располагаемых по контуру. Здесь всем экспертам был поставлен вопрос: допустимо ли применение подобных оболочек без контурных элементов, как это было решено в конструкции покрытия аквапарка? Возможно ли слияние диафрагмы и контурного обрамления оболочки? Обязательно ли разделять данные элементы? Усилия, действующие на бесконечно малый элемент, выделенный из оболочки, можно разделить на две группы. К первой группе относятся усилия, характеризующие безмоментное состояние оболочки: продольные усилии N1, N2 и сдвигающие S. Такого рода усилия всегда действуют в оболочках. Вторая группа усилий - изгибающие моменты М1, М2 , поперечные силы Q1, Q2 и крутящие моменты Н - характеризуют моментное состояние оболочки. Усилия, относящиеся ко второй группе, могут отсутствовать, если соблюдаются следующие условия: края оболочки имеют свободу горизонтальных перемещений и поворота; внешняя нагрузка сплошная, распределенная, с плавным изменением интенсивности; плита оболочки не имеет отверстий, резких изменений толщины, изломов и т. Как правило, эти требования при проектировании оболочек могут быть удовлетворены по всей их площади, за исключением приопорных частей. В углах оболочки сдвигающие силы достигают наибольших значений, которые вызывают появление в этих местах значительных главных растягивающих напряжений, направленных под углом 450 к краю оболочки. Для восприятия этих напряжений угловые зоны оболочек больших пролетов ответственных зданий целесообразно армировать диагональной напрягаемой арматурой. Поскольку оболочка испытывает в основном сжимающие усилия, ее армируют на большей части площади конструктивной сеткой, но в приконтурных зонах ставят дополнительную арматуру. По сдвигающим усилиям S рассчитывают связи оболочки с диафрагмой и саму диафрагму. Только эти два элемента смогут воспринять и корректно передать на колонны всю нагрузку от покрытия. Других методик конструирования и расчета отечественными нормами не предусмотрено.
Также под завалами очутился амфитеатр, фитнес-центр, служебные помещения, кафе и холл с кассовыми аппаратами. После обрушения практически обнажённые люди оказались на 20-градусномом морозе под стёклами и обломками. Число погибших Сколько же жизней унёс "Трансвааль-парк"? Погибшие под обломками - преимущественно жители Москвы и Подмосковья. Среди них также имеются представители Магадана, Душанбе и даже Литвы. По официальным данным "Трансвааль-парк", фото которого представлено ниже, унёс жизни 28 человек, 8 из которых — дети. Более 120 невинных людей получили тяжёлые ранения и повреждения. Операция по спасению Буквально через несколько минут на место происшествия прибыли фактически все экстренные службы Москвы. В спасательной операции были задействованы около 100 спасателей и более десятка единиц специальной техники. Спасатели работали без отдыха всю ночь. Для разбора завалов они использовали исключительно ручные инструменты: ломы, кувалды, отбойные молотки и т. Во время проведения операции по спасению рухнула ещё одна часть купола. Но в данном случае, к величайшей радости, никто не пострадал.
Но в данном случае, к величайшей радости, никто не пострадал. Завершились работы только утром 16 февраля. Кто виновен в трагедии Отчего же рухнул "Трансвааль-парк"? Обрушение, которое привело в ужас всю Россию, не могло остаться без внимания. Поэтому московская прокуратура серьёзно взялась за это дело. Расследование длилось долго — аж 1 год и 8 месяцев. За это время следователи осмотрели более десятка различных объектов и опросили около 300 человек. За этот большой период времени было проведено более 240 экспертиз, в частности, строительно-технических, и рассмотрено несколько десятков версий, в которых учитывались и метеорологические причины трагедии, и подкладывание взрывчатки террористами. Больше всего следователи склонялись к тому, что при строительстве были применены некачественные строительные материалы, а также совершены всевозможные проектировочные ошибки. Эта версия и оказалась установленной в ходе следствия: "Трансвааль-парк" обрушился по причине грубых проектных ошибок, которые были допущены при разработке и расчётах проекта. Возведённое здание не соответствовало нормативным требованиям по надёжности и безопасности для людей". Обвинения были предъявлены главному инженеру проекта Нодару Канчели и начальнику вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину. Наказание для виновных 5 сентября 2006 года по ходатайству адвокатов к Нодару Канчели была применена амнистия в честь 100-летия Государственной Думы.
В Приморье может повториться трагедия Трансвааль Парка
На территории обрушившегося «Трансвааль-парка» на юге Москвы будет построен новый спортивно-оздоровительный центр семейного отдыха, сообщает РИА «Новости». Другой посетитель развлекательного центра "Трансвааль-парк", Роман, когда произошла авария, находился в солярии. «Трансвааль-парк» — трагедия в День всех влюбленных: факты о катастрофе 2004 года.
17 лет назад в Москве рухнул «Трансвааль». Почему в аквапарке погибли 28 взрослых и детей?
14 февраля 2004 года в 19 часов 15 минут на юго-западе Москвы в Ясенево в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» (Голубинская улица, 16) обрушилась крыша. Трагедия в Ясеневе оказала психологическое воздействие не только на тех, кого она коснулась. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. Архитектор "Трансвааль-парка" Нодар Канчели громко озвучивал для СМИ горячую версию о теракте. В «Трансвааль-парке» на следующий день после обрушения крыши, 15 февраля 2004 года.
На месте обрушившегося "Трансвааль-парка"
В итоге заключение косовановской комиссии было составлено весьма обтекаемо: "Совокупность проектных ошибок, в том числе в выборе формы оболочки, в расчетах покрытия и его конструировании, в замене стали С245 на сталь 30 в верхних опорных шарнирах стоек, стала одной из возможных здесь и далее выделено нами. И отдельным пунктом: "Данные, подтверждающие злонамеренное внешнее воздействие, в техническую комиссию не поступали. Вместе с тем комиссия не исключает версию разрушения покрытия аквапарка 14. По ее итогам следователи заявили, что остатков взрывчатого вещества на колонне "8" обнаружено не было, а значит, не было и взрыва какую именно колонну исследовали в прокуратуре -отдельный разговор, о нем ниже. В заключении комиссии говорится лишь, что эта колонна первой потеряла устойчивость, а вслед за ней рухнули уже и все остальные колонны, державшие купол, и произошло это из-за "совокупности проектных ошибок". Как заявил тогда прокурор Москвы Анатолий Зуев сегодня уже - бывший. Независимая экспертиза: "Имел место взрыв заряда ВВ... Эксперты-взрывотехники 13-го и 15-го закрытых институтов Минобороны, а также научно-технического центра НТЦ "Взрывотехника" Московского государственного строительного университета МГСУ 28 апреля 2004 года провели осмотр того, что осталось от здания. И обнаружили свидетельства внешнего воздействия, в том числе следы самой взрывчатки. Дальше цитируем документы, которые имеются в редакции.
Из протокола осмотра элементов конструкций разрушенной железобетонной оболочки аквапарка "Трансвааль" от 28 апреля 2004 года: - внутренняя поверхность оставшейся после обрезки нижней части водосточной трубы у колонны "8" закопчена по всей оставшейся длине на фото. Внутренняя поверхность водосточных труб, расположенных у других колонн, не закопчена и окрашена в ярко-желтый цвет; - на брусчатке возле колонн "8" и "14" обнаружены повреждения типа выбоин; - у колонны "8" обнаружено скопление битого стекла у наружной границы стилобата. У других колонн этого скопления у наружной границы стилобата нет; - у колонны "8" выброс битого стекла обнаружен на расстоянии около 11 метров, у других колонн такого выброса осколков стекла не имеется. На основании анализа исходной информации и результатов проведенных расчетов следует, что наиболее вероятной причиной обрушения колонны "8", а вследствие этого - и оболочки аквапарка является внешнее воздействие, возможно, взрывного характера, так как другими способами не представляется возможным вызвать имевшую место фрагментацию стеклопакетов витражей, приведшую к образованию повреждения стилобата. В сохранившемся основании водосточной трубы, проходившей вдоль колонны "8", обнаружены следы одновременно нитросоединений типа паранитро "pnt" и продуктов горения углеводородов "gex" , что может быть результатом нахождения в местах исследований компонентов взрывчатых веществ... Вследствие значительного срока давности с момента аварии аквапарка 14 февраля 2004 года до отбора проб прошло более двух месяцев и отсутствия на месте обрушения всех фрагментов конструкции особенно колонны "8" и прилегавшей к ней водосточной трубы проведение более точной экспертизы не представляется возможным. Здесь стоит пояснить: по мнению экспертов, взрывчатка была прикреплена не к самой 8-й колонне, а заложена в ближайшую к ней водосточную трубу, которая проходила по внешней стороне здания, сделать это можно было элементарно - с крыши. Напомним: очевидцы рассказывали, что в тот день рабочие очищали крышу от снега. На основании приведенных фактических данных обследования можно предположить, что в водосточную трубу у колонны "8" был опущен и взорван заряд ВВ пластита или тротила массой 0,4-0,8 кг, так как внутренняя поверхность трубы была закопчена продуктами взрыва.
Взрыв заряда ВВ в непосредственной близости от стенки металлической колонны "8" на расстоянии около 50 мм привел к смятию стенки несущей колонны "8" на фото - та самая водосточная труба , которая под давлением тяжести железобетонного покрытия потеряла устойчивость, согнулась, и вся конструкция опорной колоннады стала мгновенно изменяемой, в результате чего вся конструкция аквапарка рухнула. То, что имел место взрыв заряда ВВ, подтверждается также тем, что остекление у колонны "8" было мелко раздроблено вследствие бризантного дробящего действия взрыва заряда ВВ. Если бы разрушение стекла произошло просто вследствие разрушения конструкции, то наряду с мелкими осколками имелись бы и отдельные крупные осколки стекла на стилобате у колонны "8", которых не было. На действие взрыва указывает также то, что при взрыве вследствие отражения ударной волны от стенки колонны "8" возникла отраженная волна, направленная преимущественно в сторону леса, которая выбросила мелко раздробленные осколки стекла в виде "языка" в сторону леса на значительное расстояние - около 11 м.
Медиа — региональный паблик медиа-новостей Москвы и Московской области в том числе и в Москве на основе уникальной технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public от Ru24. Опубликовать свою новость в Москве и в любом городе, регионе, стране на любом языке можно мгновенно — здесь.
Ранее прокуратура Москвы прекратила уголовное преследование в отношении второго обвиняемого - начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина - в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Трагедия в "Трансвааль-парке" произошла 14 февраля 2004 года. В результате обрушения крыши погибли 28 человек.
Многие из посетителей в панике выскочили на улицу прямо в купальных костюмах. Пострадавших людей тут же отправляли в больницы на машинах "скорой помощи". Всего на месте происшествия работали около 1,5 тысячи спасателей, подогнали 88 единиц техники. По словам спасателей, крыша парка была покрыта почти метровым слоем снега, и это несмотря на то, что руководство центра уверяет, что крышу чистили регулярно. Работы также осложняли большое количество битого стекла и арматура, о которые поисковые собаки постоянно резали лапы.
К слову, это неизбежно при работе на завалах, так что кинологи лишь вздыхали и меняли животных. За день на месте трагедии работали три смены поисковых собак.