Расположенная на Мясницкой улице, усадьба Салтыковых-Чертковых не только привлекает внимание прохожих, но и славится богатой и интересной историей. 23 мая 2023 года в Новом Театре в усадьбе Салтыковых-Чертковых в Москве состоялась премьера публицистического спектакля «Государев венец», посвященного. Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников. Об открытии собственного учреждения объявил бывший худрук Московского художественного академического театра имени Горького Эдуард Бояков.
Усадьба Салтыковых - Чертковых
Эдуард Бояков открыл Новый театр - Партия Дела | Усадьба Салтыковых — Чертковых — архитектурная жемчужина Мясницкой улицы с богатой историей. Имение много раз меняло владельцев, но известность ему принес Александр Чертков, открывший в особняке библи. |
Усадьба Салтыковых-Чертковых - Краснодар: фотоотчеты, события, как добраться | Усадьба таит в себе множество историй, флигели и балконы с балюстрадой, проницательные взгляды атлантов, знаменитая библиотека Черткова (где Толстой дописывал "Войну и мир", а Гоголь читал свои новинки), готические залы и мавританские курительные комнаты. |
Новый театр в усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой: kazan_love — LiveJournal | Третьяковы владели усадьбой Грачевка (Ховрино) до первой половины XVII века. |
Усадьба Салтыковых - Чертковых
Съемки некоторых сцен проводились в особняке Салтыковых-Чертковых. Новый театр Эдуарда Боякова открывает новые маршруты Москвы: экскурсии по главной резиденции театра — усадьбе Салтыковых-Чертковых в стиле рококо, где бывали пи. Съемки некоторых сцен проводились в особняке Салтыковых-Чертковых. Усадьба Морозова в центре Москвы перед реставрацией.
Место, где родились Онегин и «Тупейный художник»: загадки усадьбы Салтыковых-Чертковых
Усадьба Салтыковых - Чертковых | Публикуем эксклюзивное интервью усадьбы Салтыковых-Чертковых нашему корреспонденту. |
Усадьба Салтыковых-Чертковых в Москве. Исторический особняк в центре Москвы. | По информации журналистки Натальи Лосевой, театр появится в усадьбе Салтыковых-Чертковых на улице Мясницкой в Москве. |
Спектакль «Лубянский гример», ежедневно, кроме понедельников, Усадьба Салтыковых-Чертковых | Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников. Об открытии собственного учреждения объявил бывший худрук Московского художественного академического театра имени Горького Эдуард Бояков. |
Настоящий граф: 77-летнего Якубовича окружили юные прелестницы | Главный дом усадьбы был построен для генерал-майора С.Н. Салтыкова по проекту С. Карина в 1742 году. |
Спектакль «Лубянский гример», ежедневно, кроме понедельников, Усадьба Салтыковых-Чертковых
Мероприятие состоялось 08 Марта 2024. Купить билеты на шоу Министерство Магии можно на biletmarket. Билеты на шоу в Усадьбе Салтыковых-Чертковых без наценки, по официальным ценам на Biletmarket. Усадьба Салтыковых-Чертковых Дом Черткова - усадьба 17-19 в. Стиль строения - рококо. В 1787 году особняк был перестроен и приобрел внешний вид, который мы можем видеть сегодня. Эта усадьба - объект культурного наследия России федерального значения.
А главное — это необыкновенные кадры, которые можно будет сделать с разных ракурсов. Вспомним стихи Ивана Сергеевича Тургенева, который, будучи студентом Московского университета, бывал здесь на Мясницкой, в библиотеке Черткова.
Впрочем, молодого писателя привлекала не только учеба. Не о нашем ли балконе он написал: На твой балкон взобраться снизу Я не могу, краса моя! Вотще к нему вздымаю руки, Его достигнуть мне нельзя!
Ни одного его спектакля не видел, а вот на проведенном там вечере памяти Кормильцева 2007 впервые услышал и увидел Боякова, который прочитал два стиха Ильи. Однако придя пораньше на одну из лекций в МХТ, наблюдал перед ее началом как Бояков рассказывает на камеру об архивировании видеозаписей спектаклей. И про то, как что там сделано в «Лубянском гримере» тоже не ведаю, хотя в одном из залов особняка мы опять же встретили Боякова, который руководил установкой света на базе нового светового оборудования. В первом слове не вижу попадания. Даже «Невинность и пороки» — лучше, хотя надо и дальше удачный вариант искать. Зато некий будуар как специальное помещение для порока в усадьбе тут тоже выделено. Правда, как это происходит, даже не намекали. Но Ирина Аренкова рассказывала еще в прошлом году: «Кстати, там еще шест был… И когда мы перемещались из-зала в зал во время спектакля, на нем крутилась крепостная актриса… а другая — плескалась в ванной. Но это не видели другие зрители… Оказывается там 4 маршрута, по которым водят группы во время спектакля и они все разные. Перед началом вам выдадут браслет определенного цвета. Вот от цвета и зависит что вы увидите». Но понятное дело, что худший вариант — попасть в группу, которая будет смотреть на курочек и коз. Однако оставим этот BDSM и вернемся к особняку. Вообще в конце XIX века в усадьбе образовался литературный клуб. Там бывали знаменитости, один из которых — острый на язык Гиляровский — и придумал называть эту усадьбу «Чертков дом». Он же как профессиональный враль стал автором некоторых легенд особняка. В 1914 году усадьба была выкуплена предпринимателем, который планировал ее снести, чтобы построить на ее месте доходный дом. Но и без того понятно, что сюжет «Вишневого сада» не на пустом месте возник. Говорят, что во время пожара 1812 года Наполеон прожил в усадьбе два дня кстати, Мясницкая от того пожара вообще не пострадала. Говорят, что именно здесь на балу Александр Пушкин увидел молодого человека, который не танцевал мазурку — прообраз своего Евгения Онегина. Да много чего говорят — и это «хлеб» экскурсовода. Полезно М Годлевская 26 января 2023, 12:07 Я уже много раз писала об усадьбе Салтыковых-Чертковых и Иммерсивном спектакле "Лубянский гример", на котором я побывала уже дважды! Но 18 января мне посчастливилось оказаться на экскурсии "Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла", которую я рекомендую посетить каждому при первой же возможности. Ведь неописуемой красоты убранства этой усадьбы достойны того, чтобы их увидеть! Усадьба Салтыковых-Чертковых является памятником культурного наследия 18-19 веков общей площадью 1600 кв. Более того, с ней связано столько легенд, что фразу "... Недаром именно она была выбрана в качестве "сцены" для постановки "Лубянский гример". Ведь полному погружению в спектакль здесь способствует абсолютно все. Да и сама усадьба от такого соседства только выигрывает, ведь новые "жильцы" сохранили все дошедшие до нашего времени интерьеры, добавив лишь мебель, декорации, реквизит и световое оборудование, а усадьба была полностью отремонтирована всего за один месяц. В день экскурсии руководитель отдела внешних коммуникаций "Нового театра" Екатерина Кретова, отложив на время свои основные обязанности, стала нашей путеводной звездой по небесно-голубому чертогу в самом центре Москвы. Нас не только провели по всем комнатам, залам и лестницам, где сохранились уникальные интерьеры. Мы смогли в подробностях рассмотреть декорации к спектаклю "Лубянский гример", прошли через гримерку, увидели настройку света в каминном зале. Причем, процессом регулировки софитов руководил сам Эдуард Бояков. Когда он был Генеральным директором Ассоциации "Золотая маска", он сотрудничал с моим отцом, а я теперь хожу на его спектакли, и папа все время с интересом спрашивает: "А самого Боякова не видела? Однако я все же нашла возможность выразить Эдуарду Владимировичу свое почтение. По окончании экскурсии традиционно гостей угощали ароматным чаем из самовара и сладостями. Почти все остались на угощение и долго не расходились, ведь после посещения этого невероятного места всегда есть, о чем поговорить, чем поделиться друг с другом. Я никогда не устану говорить про усадьбу Салтыковых-Чертковых, мне не надоест бывать в ней, меня всегда будут туда манить какие-то неведомые силы. Я рекомендую всем и каждому обязательно там побывать! Полезно Татьяна Федорова 25 января 2023, 02:15 Прогуливаясь по Мясницкой улице, нельзя не обратить внимания на особняк голубого цвета с белой лепниной, выразительными скульптурными элементами, крутой подьездной дорожкой. Есть версия, что во время пожара 1812 года Наполеон жил здесь 2 дня. В фильме "17 мгновений весны" особняк исполнил роль специального ведомства США в Берне. Сейчас здесь расположился Новый театр под руководством Эдуарда Боякова, созданный в сентябре 2022 года и в конце ноября выпустивший премьеру иммерсивного спектакля «Лубянский гримёр». А еще, здесь можно отпраздновать любое значимое событие, от дня рождения до свадьбы и пусть на время, стать полноправным хозяином старинной усадьбы. Я была скромнее и решила познакомиться с особняком на экскурсии «Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла». В течение часа, мы с группой прошлись по всем залам и комнатам усадьбы, увидели каминный, колонный, готический и мавританский зал, дубовую гостиную, беломраморную лестницу Шехтеля, шикарный камин Врубеля. Только представьте, общая площадь составляет 1600 кв. Добавили только предметы мебели, реквизит, световое оборудование необходимое для спектакля. Мы заглянули в пространства, обычно скрытые от зрителей, увидели подготовку к спектаклю.
Именно при Салтыкове здание приобретает явные черты стиля рококо — отсюда и обилие затейливых лепных орнаментов, многочисленные завитки, подпирающие карнизы фигуры атлантов и нежные пастельные цвета в оформлении фасада. Всему этому великолепию мы обязаны малоизвестному русскому архитектору Семену Карину. Рассказывают, что красотой особняка некогда восхитился сам Наполеон I. По одной из легенд, после взятия Москвы в 1812 году император провел здесь две ночи, так как пожар не тронул усадьбу. Впрочем, поверить в это не трудно — убранство особняка в самом деле впечатляет. Чего только стоит один готический зал с устремившимися ввысь сводами, от которых кружится голова! Или «Мавританская комната», выложенная цветной мозаикой и украшенная коврами в лучших традициях Востока. В 1831 году у особняка вновь сменился хозяин: дом выкупил губернский предводитель дворянства и отставной полковник Александр Чертков. И, если при Салтыкове мы наблюдали расцвет прежде всего интерьерный, то Чертков и его наследники олицетворяют собой период расцвета внутреннего, духовного. Александр Дмитриевич Чертков был человеком многих интересов: ученый, нумизмат, археолог, историк, а также владелец гигантской коллекции книг — 22 тысячи томов на 28 языках! Такой библиотеки не было ни у кого в Москве, да и, пожалуй, во всей стране. За знаниями в дом к Черткову стекались лучшие умы России. Пушкин изучал здесь труды о России, когда собирал материалы для своей монографии «История Пугачвского бунта», Толстой — работал над «Войной и миром». Дом его, кабинет, он сам в сюртуке с накидкою по нему халата, разбросанные статуэтки, книжки, книжечки по столам, стульям, — со мною как бы сроднились. Нигде так приятно и полезно не проводил я времени, как в гостеприимном доме Черткова», — вспоминал русский историк и археолог Николай Мурзакевич. А для юного Константина Циолковского библиотека в доме на Мясницкой и вовсе стала домашней гимназией. Еще в детстве будущий ученый перенес скарлатину и оглох, из-за чего не смог получать образование вместе со своими сверстниками. Но его семья нашла выход: Циолковского включили в состав читателей Чертковской библиотеки, где нашлись все необходимые ему книги. Там ученый-самоучка занимался три года, изучая трактаты великих мыслителей и еще не подозревая, что именно ему предстоит заложить основы отечественной науки о космосе. Но, конечно, досуг гостей Черткова состоял не только из научных изысканий. Хозяин усадьбы регулярно устраивал пышные балы, куда съезжался весь цвет столичной интеллигенции и аристократии. Говорят, на одном из таких балов Александр Пушкин заметил в толпе загадочного молодого человека. Юноша стоял поодаль от танцующих и не участвовал в веселье, взгляд его был равнодушен и меланхоличен. По легенде, с этого таинственного гостя поэт впоследствии списал образ Евгения Онегина.
Дом, где спал Гоголь
Сегодня усадьба Салтыковых-Чертковых является уникальным живым интерьерным комплексом, дошедшем до нас в полной сохранности, прекрасным проявлением русского стиля в архитектуре. Усадьба Салтыковых-Чертковых является памятником культурного наследия 18-19 веков общей площадью 1600 кв. м., и помимо удивительной архитектуры, имеет интереснейшую богатую историю. Усадьбу Салтыковых-Чертковых выбрал в качестве своей главной резиденции Новый театр. В усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, в ярко-голубом особняке в стиле рококо состоялась премьера иммерсивного спектакля «Лубянский гример». В 1873 году в судьбе усадьбы Салтыковых-Чертковых начался новый этап – она превратилась в источник дохода.
Усадьба Салтыковых-Чертковых - «Музеи»
В конце 2022 года усадьба Салтыковых-Чертковых снова стала модным местом и точкой притяжения горожан и гостей столицы – здесь, в Новом театре Эдуарда Боякова, играют иммерсивный спектакль «Гримёр». Усадьба Салтыковых-Чертковых является памятником культурного наследия 18-19 веков общей площадью 1600 кв. м., и помимо удивительной архитектуры, имеет интереснейшую богатую историю. В ней дается биография Филипа Трейси и его творческий путь, а также говорится о том, что Филип посещал разные площадки, предлагаемые ему для выставки, но остановил свой выбор на усадьбе Салтыковых-Чертковых. Публикуем эксклюзивное интервью усадьбы Салтыковых-Чертковых нашему корреспонденту. Третьяковы владели усадьбой Грачевка (Ховрино) до первой половины XVII века. «Эстетической линией» нового театра, который откроется в усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, станет «сочетание поиска и служения традиции, сегодняшних авторов и классики».
"Лубянский гримёр" Новый театр и экскурсия по усадьбе Салтыковых-Чертковых. Начало
Настоящий граф: 77-летнего Якубовича окружили юные прелестницы 2518 Построенная в стиле рококо усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой является одной из архитектурных жемчужин Москвы. Частым гостем здесь был Михаил Щепкин, которого считают одним из основоположников русской актерской школы. А когда тут открылся Литературно-артистический клуб, то кружок при нем посещали основатели Московского художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Словом, место, что называется намоленное, знаковое для русского искусства. Именно здесь открылся "Новый театр" под руководством Эдуарда Боякова. И первая его премьера имеет все шансы стать такой же жемчужиной Москвы, как и само это здание. Иммерсивные спектакли давно пришли в Москву. Вспоминаются и "Вернувшиеся" по мотивам пьесы Генрика Ибсена "Привидения, и "Пиковая дама", которая приглашала в мир иллюзий бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского, и "На Трубе", в котором речь идет про прошлое уникального здания театра "Школа современной пьесы" на Неглинке.
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.
Об этом сообщается на сайте комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Главный усадебный дом был выстроен на основе более древних палат в начале XIX века. В 1860-х годах комплекс трансформировался в доходный, а в главном доме разместилась знаменитая гостиница «Рояль», где останавливались химик Дмитрий Менделеев и писатель Владимир Гиляровский.
Атмосферные праздничные шоу пройдут с 20 декабря 2023 года по 7 января 2024 года. Юных волшебников ждет уникальное иммерсивное путешествие, завораживающие визуальные эффекты, интерактив с неподражаемыми сказочными персонажами, позновательные активности в формате квестов и мастер-классов и многое другое. Не упустите шанс погрузиться в волшебный мир "Новогоднего Grand Magic"! Шоу обещает стать самым незабываемым праздничным событием для всей семьи.
В усадьбе Салтыковых во Владимирской области никогда не жила Салтычиха
И как ни страдаем мы от комплекса тревожности, панических атак, преждевременной усталости, в глубинах нашего духа мы чувствуем присутствие Божественного света, исходящего от государя. Приходится вспоминать о долге, верности, присяге, о неизбежной кончине. Это соприкосновение благотворно. Душа начинает дышать свежим и чистым воздухом, — сказал протоиерей Артемий Владимиров. Но в отношении государя и Царской семьи реабилитации в обществе по-прежнему не случилось». В постановке «Государев венец» также затрагиваются темы возможного отречения Николая II от престола авторы не поддерживают эту версию, но и не дают однозначных ответов и покаяния народа, допустившего убийство Помазанника Божия. Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра Новый Театр представит спектакль «Государев венец» еще раз — 25 июня 2023 года, так что у всех желающих еще есть возможность его посмотреть. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Чехов для своей усадьбы Мелихово. Часть помещений она сдавала под ресторан. Еще часть помещений — Московскому архитектурному обществу. У общества были различные задачи: сохранять архитектурное наследие, показывать новые дизайнерские решения в области архитектуры и т. Они придумали архитектурно - строительную выставку. Для этого они искали помещения, где они могли бы презентовать свои дизайнерские решения, материалы и т. Мавританская комната, возможно, является тем самым презентационным проектом. За эту версию говорит то, что существует каталог этой выставки, где эта комната названа «Арабская курильня». Как и камин по эскизам Врубеля. Именно его описывал В. Гиляровский в своих записках и именно он назвал этот дом «Чертков дом». Поначалу там люди стихи читали, платили взносы и на них клуб и существовал. Когда стало не хватать взносов, стали играть в карты а азартные игры тогда были запрещены и официально игорных домов не существовало. Также в подвале одного из флигелей размещался Химико — бактериологический институт, в котором разрабатывали прививки против холеры. В 1914 году купчиха Обидина продает этот дом Густову Кеппену. Он хотел снести это здание и построить доходный пятиэтажный дом. Дом сохранился, благодаря тому, что началась Первая мировая война, а затем и революция. Сначала здесь был «Деловой клуб», где новые руководители перенимали опыт у дореволюционных специалистов. А затем обосновался Клуб красных директоров. При котором были курсы математики экономики и физики. Курировал все это Ф. К сожалению, тогда были расхищены все интерьеры и из подлинных ничего не сохранилось. С 1930 года усадьба принадлежала Всесоюзному обществу «Знание», а затем там была открыта редакция журнала «Наука и жизнь». В последние годы усадьба была местом проведения различных мероприятий; читала, что иногда там проводилось что-то типа блошиного рынка. Для сравнения: одна из самых больших театральных сцен составляет 450 кв. Любая точка усадьбы играет свою роль в спектакле, при этом продолжает оставаться исторической ценностью — частью усадьбы Салтыковых — Чертковых. Первой премьерой Нового театра стал иммерсивный спектакль «Лубянский гример» о жизни актрис в крепостном театре.
Гусар, нумизмат и отец «исторички» По отцу Александр Дмитриевич происходил из старинного и уважаемого дворянского рода Чертковых, по матери — из богатого рода Тевяшовых. Судя по документам, за семьей «числится крестьян мужеска пола 14 725 душ». Брак был счастливым, принес супругам шестерых детей, с том числе, трех сыновей. Двое младших стали генералами, но нас интересует старший сын — Александр. Он получил домашнее образование, благо у семьи была возможность нанять достойных учителей, потом отправился в столицу, где был записан в гвардию. Честно воевал в войну 1812 года, особенно отличился в Кульмском сражении, в котором вся русская гвардия показала чудеса храбрости. Участвовал в «битве народов» под Лейпцигом, был неоднократно награжден. В 1822 года вышел в отставку в чине полковника с правом ношения мундира. В следующем году Чертков отправился путешествовать в Европу. Подружился с экономистом и публицистом, декабристом Николаем Тургеневым. В своих мемуарах последний вспоминал, как говорил с Чертковым «до 10 часов вечера о взяточниках в России и, возвращаясь домой, думал, что отсутствие из России имеет ту большую выгоду, что не видишь дураков и взяточников, с которыми обязан даже быть в сношениях в России». Но определяющим для будущего Черткова стало не знакомство с «политэмигрантом» Тургеневым, а общение со знатоком истории, профессором Варшавского и Пизанского университетов Себастьяно Чампи. Последний, хоть и был священником, заразил Черткова любовью к этрусским и славянским древностям, в которых оба находили много общего. Портрет Александра Черткова кисти Сергея Зарянко. Полковника определили в гусарский полк эрцгерцога Фердинанда, ранее именовавшийся Изюмским. Чертков участвовал в Дунайской кампании, после чего приехал в Москву. К этому времени он уже женился, и у молодой семьи появилась необходимость в собственном жилье. Таким образом, в 1831 году судьба особняка Салтыковых на Мясницкой переплелась с судьбой отставного полковника Черткова. И сам он полностью соответствовал этому тезису. Своим призванием Александр Дмитриевич видел науку. Сначала он увлекался сельскохозяйственными опытами, затем минералогией и энтомологией. Но в итоге, пришел к истории, которая стала его главным увлечением и призванием. Главным предметом исследования стали этруски и славянские древности. Вот некоторые из его работ: «О переводе Манассииной летописи на славянский язык, с очерком истории болгар, доведенной до XII века», «О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии», «Фракийские племена, жившие в Малой Азии», «Пеласго-фракийские племена, населявшие Италию», «О языке пеласгов, населявших Италию и сравнение его с древне-словенским» и другие. Выдающийся вклад внес Чертков в становление отечественной нумизматики. Его «Описание древних русских монет» с последующими дополнениями стало одним из первых серьезных научных трудов об истории отечественных денег. За нее ученый был премирован Демидовской премии Академии наук, которую полностью передал на издание научных книг. Научная деятельность Александра Дмитриевича Черткова была высоко оценена современниками. В апреле 1836 года он был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских. Кроме того, он состоял членом Одесского общества истории и древностей, Императорской Академии наук, с октября 1847-ого являлся почётным членом Императорского Русского археологического общества, а с 1849-ого по 1857-ой — президентом Императорского общества истории и древностей Российских. Параллельно Чертков собирал книги. В его библиотеке постепенно накопилось до 20 тысяч томов, которые были четко систематизированы и каталогизированы для научной работы. Среди них было множество редких и уникальных экземпляров, часть которых он выписывал из-за границы. Александр Пушкин в библиотеке Черткова работал над «Историей Пугачевского бунта», а Лев Толстой, уже несколько позже, над исторической частью «Войны и мира». Подпись Александра Черткова. А еще содержал приют, заботился о неимущих, входил в попечительский совет строившегося Храма Христа Спасителя. Его дом превратился в культурный центр Москвы.
Честно воевал в войну 1812 года, особенно отличился в Кульмском сражении, в котором вся русская гвардия показала чудеса храбрости. Участвовал в «битве народов» под Лейпцигом, был неоднократно награжден. В 1822 года вышел в отставку в чине полковника с правом ношения мундира. В следующем году Чертков отправился путешествовать в Европу. Подружился с экономистом и публицистом, декабристом Николаем Тургеневым. В своих мемуарах последний вспоминал, как говорил с Чертковым «до 10 часов вечера о взяточниках в России и, возвращаясь домой, думал, что отсутствие из России имеет ту большую выгоду, что не видишь дураков и взяточников, с которыми обязан даже быть в сношениях в России». Но определяющим для будущего Черткова стало не знакомство с «политэмигрантом» Тургеневым, а общение со знатоком истории, профессором Варшавского и Пизанского университетов Себастьяно Чампи. Последний, хоть и был священником, заразил Черткова любовью к этрусским и славянским древностям, в которых оба находили много общего. Портрет Александра Черткова кисти Сергея Зарянко. Полковника определили в гусарский полк эрцгерцога Фердинанда, ранее именовавшийся Изюмским. Чертков участвовал в Дунайской кампании, после чего приехал в Москву. К этому времени он уже женился, и у молодой семьи появилась необходимость в собственном жилье. Таким образом, в 1831 году судьба особняка Салтыковых на Мясницкой переплелась с судьбой отставного полковника Черткова. И сам он полностью соответствовал этому тезису. Своим призванием Александр Дмитриевич видел науку. Сначала он увлекался сельскохозяйственными опытами, затем минералогией и энтомологией. Но в итоге, пришел к истории, которая стала его главным увлечением и призванием. Главным предметом исследования стали этруски и славянские древности. Вот некоторые из его работ: «О переводе Манассииной летописи на славянский язык, с очерком истории болгар, доведенной до XII века», «О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии», «Фракийские племена, жившие в Малой Азии», «Пеласго-фракийские племена, населявшие Италию», «О языке пеласгов, населявших Италию и сравнение его с древне-словенским» и другие. Выдающийся вклад внес Чертков в становление отечественной нумизматики. Его «Описание древних русских монет» с последующими дополнениями стало одним из первых серьезных научных трудов об истории отечественных денег. За нее ученый был премирован Демидовской премии Академии наук, которую полностью передал на издание научных книг. Научная деятельность Александра Дмитриевича Черткова была высоко оценена современниками. В апреле 1836 года он был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских. Кроме того, он состоял членом Одесского общества истории и древностей, Императорской Академии наук, с октября 1847-ого являлся почётным членом Императорского Русского археологического общества, а с 1849-ого по 1857-ой — президентом Императорского общества истории и древностей Российских. Параллельно Чертков собирал книги. В его библиотеке постепенно накопилось до 20 тысяч томов, которые были четко систематизированы и каталогизированы для научной работы. Среди них было множество редких и уникальных экземпляров, часть которых он выписывал из-за границы. Александр Пушкин в библиотеке Черткова работал над «Историей Пугачевского бунта», а Лев Толстой, уже несколько позже, над исторической частью «Войны и мира». Подпись Александра Черткова. А еще содержал приют, заботился о неимущих, входил в попечительский совет строившегося Храма Христа Спасителя. Его дом превратился в культурный центр Москвы. В стенах этого замечательного особняка бывали А. Пушкин говорят, здесь он подсмотрел прототип своего Евгения Онегина , В. Жуковский, М. Загоскин, Ф. Глинка, М.