Новости порядок дистанционного голосования

Воспользоваться дистанционным электронным голосованием наряду с традиционным смогут жители 29 регионов, включая Москву и Подмосковье, Севастополь, Крым, Белгородскую, Курскую и Липецкую области. В сентябре дистанционное голосование в третий раз пройдет процедуру апробации на федеральном уровне. Документом унифицируются правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования как в целом в России, так и в регионах. Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ.

Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году

Из них более 15 млн избирателей имеют сопоставимую с ГАС "Выборы" учетную запись на портале госуслуг. С учетом Москвы и их избирателей, которые имеют такие сопоставимые записи, в общей сложности это 21,5 млн потенциальных избирателей. При этом заявки охватывают более 300 выборов, 10 из которых - выборы высших должностных лиц регионов и заксобраний.

После подтверждения сайт перенаправит на новую страницу, где пользователям обозначат, какие избирательные кампании проводятся по месту регистрации, а именно — выборы президента Российской Федерации.

Следующим шагом необходимо проверить корректность паспортных данных. Если избиратель в последнее время менял документы и данные «Госуслуг» до сих пор не обновились, следует скорректировать их самостоятельно. После проверки паспортных данных следует подтвердить, является ли номер, прикрепленный к учетной записи, актуальным.

Далее избиратель подтверждает корректность введенных данных, а также обозначает свою осведомленность в том, что в случае регистрации на ДЭГ проголосовать на избирательном участке очно он уже не сможет. Финальный этап регистрации — отправка кода подтверждения на мобильный номер телефона. Отслеживать статус заявления можно в личном кабинете, если возле заявления обновится статус на «Учтено», значит, избиратель может участвовать в ДЭГ.

Ни один регион новый — тот, кто еще не проводил, — на президентских выборах дистанционное электронное голосование применять не будет», — сказала она цит. Вместе с тем Памфилова отметила, что в единый день голосования в 2023 г. ДЭГ будет применено в 20 регионах. По ее словам, заявки на применение электронного голосования были поданы в 30 регионах, однако они пройдут отбор по нескольким критериям, в том числе по охвату интернетом и охвату госуслугами.

Также четко прописаны требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных c ними лиц. Напомним, что Пензенская область не вошла в перечень российских регионов, которые смогут использовать федеральную платформу дистанционного электронного голосования на выборах в текущем году.

В регионе установлен порядок дистанционного электронного голосования

В нём можно принять участие онлайн — с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подав заявление на Госуслугах. Власти намерены изменить порядок проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и разрешить проводить их дистанционно. Новой формой политического участия стало дистанционное электронное голосование, применяемое с 2023 года на выборах всех уровней, между тем на данном этапе существует ряд проблем и недостатков при применении данного вида голосования. Дистанционное электронное голосование в городе Москве проходит на базе государственной информационной системы «Дистанционное электронное голосование». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций.

Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно

Минцифры сообщило, что в первый день голосования проголосовало более 3 млн россиян, зарегистрированных на платформе дистанционного электронного голосования [68]. Основным ударам подвергался непосредственно портал голосования — 130 тысяч атак. Почти 30 тысяч атак — на портал наблюдения за ДЭГ [69]. Согласно исследованию Brand Analytics, дистанционное электронное голосование на прошедших выборах президента РФ вызвало рекордный интерес в русскоязычных социальных медиа, при этом подавляющая часть упоминаний была позитивной. Среди отзывов отмечалось, что ДЭГ удобен, дает возможность проголосовать быстро и особенно удобен для маломобильных граждан [73]. Селькова была уволена директором ЕР за отказ от участия именно в электронном голосовании Эксперимент был воспринят экспертным сообществом скептично и вызвал неоднозначную оценку. Гибридный админресурс на службе исполнительной власти» [76] и сайта о рисках и уязвимостях электронного голосования в России.

Организаторами публичных обсуждений результатов эксперимента выступили политик и бывший кандидат на выборах в Мосгордуму Роман Юнеман и его команда. Доклад и сайт содержат в себе аудит технической [77] , юридической и организационной составляющих системы [78]. По итогам презентации также была принята резолюция об эксперименте ДЭГ, её подписали депутаты VII созыва Московской городской Думы, представляющие оппозиционные фракции [79]. В 2021 году наибольшую критику вызвало применение электронного голосования на выборах в Государственную думу VIII созыва , электоральные исследователи отметили ряд нарушений и возможных фальсификаций [80] [81] [82].

При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования. По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале.

Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа. По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается.

Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20. После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации.

Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования. При формировании списка принявших участие ДЭГ на территории города Москвы средствами СПО ДЭГ Москвы проставляется число включенных в список принявших участие в ДЭГ на момент окончания дистанционного электронного голосования и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. Список принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы заверяется электронными подписями председателя и секретаря Мосгоризбиркома. Электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы записывается на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в список не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронную копию списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования в месте, определенном Мосгоризбиркомом.

Ход расшифрования общее количество зашифрованных электронных бюллетеней, количество расшифрованных электронных бюллетеней, а также процент расшифрованных электронных бюллетеней демонстрируется средствами отображения СПО ДЭГ Москвы. Протокол об итогах дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы подписывается всеми присутствующими членами Мосгоризбиркома, данные протокола вводятся в ГАС "Выборы" и учитываются в сводной таблице Мосгоризбиркома об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование". Учет данных протокола об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования на территории города Москвы 11. Установление итогов голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 75 Федерального закона N 19-ФЗ, с учетом следующих особенностей. При суммировании данных протоколов ТИК для составления протокола Мосгоризбиркома об итогах голосования и при внесении данных протоколов ТИК в увеличенную форму сводной таблицы и составлении сводной таблицы данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в строках протокола и сводной таблицы Мосгоризбиркома об итогах голосования в соответствии с приложением N 10 к Порядку. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования на территории города Москвы признаются недействительными. В этом случае сведения, содержащиеся в протоколе Мосгоризбиркома об итогах дистанционного электронного голосования, не включаются в сводную таблицу Мосгоризбиркома об итогах голосования и не учитываются в протоколе Мосгоризбиркома об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы, предоставления доступа к указанной документации и информации 11.

Протоколы заседаний, решения Мосгоризбиркома, связанные с проведением дистанционного электронного голосования, и документы, приложенные к ним, хранятся в Мосгоризбиркоме в течение сроков, установленных Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 , после чего передаются на хранение в Государственное бюджетное учреждение "Центральный государственный архив города Москвы". Хранятся в Мосгоризбиркоме в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации следующие данные, содержащиеся на внешних носителях информации, после чего подлежат уничтожению по акту в установленном порядке: - исходные данные для формирования электронного бюллетеня; - ключ зашифрования и ключ расшифрования; - цепочка блоков информации из единой распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы; - электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, сформированная средствами ГИС ДЭГ. Доступ к указанной информации предоставляется Мосгоризбиркомом. Информация о дистанционном электронном голосовании, размещенная на Портале Москвы и в СПО ДЭГ Москвы, включающая персональные данные участников ДЭГ, сведения о получении доступа к электронному бюллетеню, об анонимизированных результатах волеизъявления, подлежит хранению во взаимодействующих информационных системах в течение одного года после дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. Доступ к указанной информации предоставляется по решению Мосгоризбиркома. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием на территории города Москвы 11. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим подразделом. Граждане Российской Федерации могут осуществлять наблюдение за ходом дистанционного электронного голосования с использованием специального сервиса в сети Интернет, отображающего в режиме реального времени в табличной, графической и текстовой формах: - число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; - число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; - цепочки блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы, в том числе содержащие анонимизированные зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ.

Наблюдатели в участковых избирательных комиссиях могут вести наблюдение за дистанционным электронным голосованием, осуществляемым с использованием терминалов электронного голосования, не нарушая тайну и анонимность голосования, а также не создавая помех работе избирательной комиссии. Наблюдателям на избирательных участках предоставляется возможность ознакомления со списком избирателей в электронном виде, в том числе с информацией об избирателях, принявших участие в дистанционном электронном голосовании. При этом наблюдателям запрещается каким-либо образом копировать содержание списка и распространять персональные данные участников ДЭГ. В Общественном штабе по наблюдению за выборами в городе Москве зарегистрированному кандидату, политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, а также назначенным ими трем наблюдателям предоставляется доступ к отдельному узлу ноде единой распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы, в том числе: - для самостоятельного формирования команд о выводе информации ГИС ДЭГ, которые могут быть реализованы с помощью ноды наблюдателя синтаксис команд предоставляется на рабочем месте ноды наблюдателя ; - для самостоятельной записи проверочных транзакций не подлежат учету при установлении итогов дистанционного электронного голосования, сохраняются в течение всего периода дистанционного электронного голосования для дополнительного подтверждения неизменности цепочки блоков данных. Доступ к ноде наблюдателя предоставляется не более чем одному наблюдателю, указанному в настоящем пункте, в порядке свободной очереди, не более чем на один час для каждого. Регулирование очереди осуществляет Общественный штаб по наблюдению за выборами в городе Москве. По предложению Общественного штаба по наблюдению за выборами в городе Москве оператором ГИС ДЭГ может быть предоставлен технический интерфейс прямого доступа к единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы для зарегистрированных кандидатов либо их представителей и политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, при неукоснительном соблюдении требований по информационной безопасности подключения и использования указанного интерфейса. На официальном сайте Мосгоризбиркома и в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" в период проведения дистанционного электронного голосования публикуется адрес страницы ссылка в сети Интернет, на которой размещен специальный сервис для наблюдения за дистанционным электронным голосованием.

Приложение N 1 форма.

Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет.

Как происходит наблюдение за ДЭГ? Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ. Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы.

В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий. По окончании голосования наблюдатели с помощью автоматических средств проверяют целостность всех без исключения бюллетеней и корректность подведения итогов голосования — математика позволяет им доказать, что ни один бюллетень не был искажён или не учтён при подсчёте голосов. Эффективность работы наблюдателей в ДЭГ крайне высока — даже один человек может анализировать ход голосования по всей России. Наблюдение за ДЭГ в 2024 году будет организовано на нескольких уровнях и площадках: Для очных наблюдателей - В ЦИК статистические данные по каждому субъекту будут отображаться на отдельной панели - В ТИКах будет возможность выбора информации для отображения: с помощью портала можно будет выбрать субъект и кампанию, за которой можно будет наблюдать. Также в помещениях ТИК будет возможность ознакомиться со списком голосующих на специально оборудованном компьютере В Общественной палате ОП будет организован центр для технического наблюдения специалистами. Наблюдатели пройдут техническую подготовку и смогут получать информацию — по защищенному каналу будет предоставлен доступ к ноде блокчейн. Ростелеком готовит методологию такого наблюдения, она предполагает, в том числе, проверку любого выборочного блока.

Право совещательного голоса для членов комиссии будет доступно только на уровне ЦИК и комиссий регионов федерации. Второй этап чтения данного законопроекта состоялся вчера. Документ зарегистрировали в середине декабря прошлого года. Эксперимент по дистанционному электронному голосованию состоялся в ходе выборов депутатов Московской городской Думы в 2019 году.

Затем ДЭГ применили при проведении выборов депутатов Госдумы в сентябре прошлого года. Электоральные исследователи выявили ряд нарушений и возможные фальсификации результатов электронного голосования.

Что известно о дистанционном электронном голосовании на выборах президента РФ

ЦИК утвердил проведение дистанционного электронного голосования в 24 регионах в сентябре. пошаговая инструкция по регистрации в ДЭГ перед Единым днем голосования 11 сентября. При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. Детальный порядок дистанционного голосования и случаи его использования на федеральном уровне пока не определены. Чтобы выбрать удобный участок для голосования или принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), нужно заранее подать заявление.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о правилах онлайн-голосования в России

Проект порядка дистанционного голосования представил заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев. Где будет применяться ДЭГ Дистанционное голосование будет доступно жителям 28 регионов. Тестовое дистанционное электронное голосование в рамках тренировки будет проходить онлайн на специальном портале.

Как принять участие в выборах онлайн: инструкция по электронному голосованию в 2022 году

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. ЦИК утвердил проведение дистанционного электронного голосования в 24 регионах в сентябре. Госдума приняла закон с поправками в избирательное законодательство о голосовании на выборах и референдумах по почте и дистанционно, а также сборе подписей избирателей за кандидата с использованием сайта «Госуслуги». Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. В сентябре 2021 года правила ДЭГ ЦИК уже регламентировала в «Постановлении о порядке дистанционного электронного голосования (ДЭГ)».

В ЦИК разъяснили порядок электронного голосования

Кроме того, граждане, проживающие в Москве и Нижегородской области, могут проголосовать онлайн — через "Госуслуги". Для этого нужно было до 21 июня подать заявку на сервисе, оставить свой голос также можно с 25 июня по 1 июля. Тем, кто проживает не по месту прописки, следовало до 21 июня взять открепительный лист в МФЦ, чтобы проголосовать по тому адресу, который удобен. Система дистанционного электронного голосования не даёт сбоев, любые попытки двойного голосования будут выявлены.

Возможность дважды проголосовать для одного и того же избирателя отсутствует: повторный голос в любом случае не будет учтён. Все данные избирателей на участках и через электронное голосование уже сейчас проходят сверку. Тех, кто подавал заявку на дистанционное голосование, вычеркнут из списков избирателей на участках.

Граждане, которые попытаются проголосовать дважды, будут привлечены к административной и даже к уголовной ответственности. В первый день голосования, 25 июня, в дистанционном электронном голосовании приняли участие более 550 тысяч москвичей.

При необходимости в случае, предусмотренном законом голосование может быть тайным.

Все решения, принятые в ходе обсуждения, заносятся в протокол, который содержит результаты голосования, информацию о решении каждого участника, сведения о проголосовавшем, а также дату и время поступления этих сведений. При необходимости, к нему может быть приложена видеозапись собрания.

Минюст определит единый перечень иностранных агентов и аффилированных с ними лиц. Цитаты данной категории людей должны быть промаркированы сообщениями о статусе иноагента в случае изготовления агитационных материалов в ходе предвыборной кампании.

Право совещательного голоса для членов комиссии будет доступно только на уровне ЦИК и комиссий регионов федерации. Второй этап чтения данного законопроекта состоялся вчера. Документ зарегистрировали в середине декабря прошлого года. Эксперимент по дистанционному электронному голосованию состоялся в ходе выборов депутатов Московской городской Думы в 2019 году.

Дистанционное электронное голосование — передовая электоральная технология, которая уже несколько лет используется во время проведения выборов в России. К настоящему времени ДЭГ проводилось в 12 регионах России. Система ДЭГ позволяет гражданам участвовать в выборах со своего электронного устройства с выходом в интернет из любой точки мира. Она отвечает современным запросам общества: — обеспечивает круглосуточный формат процедур подачи заявления и голосования; показывает простоту процесса голосования; — не требует больших затрат времени на процедуру голосования. Правила проведения ДЭГ Единые правила проведения дистанционного электронного голосования действуют на выборах и референдумах всех уровней на территории России: — использование ГАС «Выборы» и иных государственных сертифицированных информационных систем в качестве базовых; — идентификация личности участника ДЭГ; — обеспечение тайны голосования и защита персональных данных избирателя; — организация наблюдения при проведении ДЭГ и т. Сколько дней продлится ДЭГ в Воронежской области в 2023 году?

Электронное голосование на всех выборах, проходящих в Воронежской области, начнётся в 8.

Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году

В случае если гаджет зависнет или связь пропадет в процессе голосования, избиратель может спокойно перезагрузить его или дождаться восстановления связи. Если открыть портал голосования на том же устройстве и в том же браузере после устранения сбоя — система восстановит ранее выданный бюллетень и даст возможность проголосовать. А вот получить бюллетень на другом устройстве уже не удастся — это сделано для защиты от повторного голосования: бюллетень выдаётся избирателю только один раз. А на каких выборах уже применяли онлайн-голосование? ДЭГ применяется в России с 2019 года. Впервые онлайн-голосование состоялось в 2019 году на выборах в Мосгордуму. В 2020 году ДЭГ применялось в Москве дважды: летом 2020 на голосовании по поправкам к Конституции; осенью 2020 на муниципальных довыборах. Проголосовать можно было на портале mos.

Столичная платформа использовалась также на онлайн-голосовании по Конституции в Нижегородской области летом 2020. В ходе Единого дня голосования в сентябре 2022 года дистанционно можно было проголосовать в 8 регионах России. Можно ли фальсифицировать ДЭГ? В основе ДЭГ лежит сложная криптографическая система, элементы которой обсуждались и разрабатывались математиками мирового уровня ещё с середины 1980-х годов. Она построена так, чтобы гарантировать тайну голосования и одновременно не дать возможность незаметно фальсифицировать результаты — любая попытка вмешательства в хранящиеся в системе данные, то есть заполненные бюллетени, неизбежно приведёт к появлению артефактов, скрыть которые невозможно. Математика — точная наука, выполнение её законов не зависит от внимательности наблюдателей или хитрости злоумышленников. И хотя ДЭГ применяется в России уже пять лет, до сих пор не было представлено ни одного даже теоретического способа фальсификации бюллетеней или результатов, который не оставлял бы однозначных следов.

В ходе недавнего эксперимента эксперты Координационного совета Общественной палаты РФ демонстрировали, как можно попытаться удалить из системы всего один бюллетень или изменить его содержимое — эти попытки были мгновенно обнаружены специальными утилитами, которые сообщили, что результаты голосования более не соответствуют имеющемуся комплекту бюллетеней. Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн. Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании? Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных.

Подтвердить свою личность, введя код, присланный в СМС на зарегистрированный номер телефона. Ознакомиться с инструкцией по заполнению электронного бюллетеня. Загрузить бюллетень, сделать свой выбор и подтвердить его. Дождаться сообщения о том, что ваш голос принят системой. В случае возникновения ошибок, например при зависании страницы, обновите ее и повторите попытку. Если проблему не удается решить, воспользуйтесь другим способом голосования. Для москвичей процедура пройдет на портале mos. Основное отличие - использование кода подтверждения из СМС, привязанного к личному кабинету. Голосование онлайн занимает немного времени и позволяет избежать очередей на участках. При соблюдении простых правил электронный способ дает вам полноценную возможность выразить свою гражданскую позицию.

Длительность волеизъявления каждый субъект РФ выбирал сам. Новых своих представителей в нижней палате российского парламента должны определить в Липецкой области, Красноярском крае, в Карачаево-Черкесии и в Крыму. Избранные депутаты местных парламентов изберут глав Донецкой и Луганской народных республик, а также руководителей Запорожской и Херсонской областей. Для участия в дистанционном электронном голосовании надо было подать заявление на сайте Госуслуг.

Возвращаемся к самому собранию в иной системе. Перед использованием такой системы собственники подписывают согласия на обработку персональных данных. Обычно их собирает администратор вместе со списком телефонов собственников, чтобы зарегистрировать их в системе. Иногда собственники регистрируются в системе самостоятельно. Информация используется для последующей идентификации собственников при голосовании. Как правило, в информационных системах можно посмотреть предварительный статус голосования — сколько голосов за какой вопрос собрано. Сервисы могут использовать разные напоминалки о голосовании электронная почта, СМС. В некоторых системах за отдельную плату можно заказать услугу обзвона непроголосовавших собственников например, 30 рублей за человека, 50 рублей за квартиру. После завершения голосования информационная система сама досчитывает голоса, формирует протокол, уведомляет об итогах путем рассылки. Пока чаще администратор сам распечатывает протокол со сведениями о проголосовавших через систему и загружает это в ГИС ЖКХ. Здесь возникает одна проблема, с которой сталкиваются пользователи информационных систем — это электронные бюллетени. Понятно, что на тех, кто голосует через интернет, нет и не может бумажных бюллетеней с живыми подписями этих участников. Тем не менее некоторые жилищные инспекции требуют предоставить оригиналы бюллетеней. Распечатки с отметками о голосовании с помощью электронной подписи их не устраивают. У суда тоже могут возникнуть вопросы. Пример [10] В Перми суд признал недействительным решение общего собрания, которое проводилось через иную информационную систему «Твой город» от ООО «Домиленд». На этом собрании собственники меняли управляющую организацию. Суд пришел к выводу об отсутствии кворума. В частности, он вычел из подсчета сформированные системой бюллетени тех, кто голосовал онлайн. Мотивировка: «указанные бюллетени не заверены администратором, не имеют подтверждения, что сформированы информационной системой, и в отсутствие автоматически сформированного и размещенного в системе протокола голосования не могут быть приняты судом во внимание при подсчете кворума». Еще суд вычел голосование тех, кто в суде пояснил, что бюллетени не подписывал по всей видимости, речь про бумажные бюллетени. Ответчики с таким вычитанием не согласились. В жалобе они написали, что суд не изучил электронную платформу. Однако краевой суд отклонил это возражение и указал, что доказывать формирование части бюллетеней посредством специальной электронной системы и участие в голосовании с использованием системы участников должны сами ответчики, а они таких доказательств не предоставили. Ответчики не доказали, что электронные бюллетени были заполнены в пределах срока голосования, а не в те 8 дней, которые формировался протокол». При голосовании в иных информационных системах органы жилищного надзора могут сомневаться в легитимности собраний, а собственники могут бояться предоставлять свои данные для регистрации в системе. Большинство иных информационных систем берет плату, если не за собрание и не абонентку, то как минимум за реестр собственников. С другой стороны, пользователи ГИС ЖКХ сообщают о технических сложностях, при этом техподдержка стандартная, юридической поддержки нет вовсе. При выборе иной информационной системы можно поискать вариант с гибкой техподдержкой, личным менеджером, юридической помощью и дружелюбным интерфейсом. После этого опробовать эту иную систему для не самых острых вопросов, чтобы сравнить и понять, что конкретному дому больше подходит. Если собственники не спешат выбирать систему, то за них это часто делает управляющая компания — подбирает подходящий вариант, включает нужную ей систему в повестку собрания голосов нужно немного — простое большинство от голосов участников , а себя предлагает в качестве администратора. Так она сможет проводить собрания без каких-либо очных частей с недовольными собственниками. Несколько рекомендаций тем, кто выбирает иную информационную систему Они заключаются в юридической стороне, технической и экономической. Юридические моменты - внимательно почитать договор оферту , правила использования сервиса, политику конфиденциальности, положение об обработке персональных данных, если такие имеются; - убедиться, что организация-создатель сервиса числится в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных; - спросить у менеджера повестку, необходимую для выбора конкретной информационной системы, так как сервисы могут отличаться между собой по внутренним правилам использования. То есть может случиться так, что собственники просто утвердят систему без ее согласия и без утверждения ее правил, а потом просто не смогут ее использовать. Еще можно поискать судебную практику по оспариванию решений, принятых через систему, которую хочется выбрать. Технические моменты Например, может ли собственник переголосовать в электронном виде, что будет, если собственник проголосует онлайн, а потом передаст бумажный бюллетень и т. Как мы уже указывали, это решается в каждом сервисе по-разному. Если такие нюансы принципиальны, то стоит уточнить порядок до того, как собственники выберут информационную систему. Можно посмотреть ролики или изучить демоверсию, если таковая доступна. В некоторых иных информационных системах собственники со стороны могут следить за ходом голосования и фиксировать аномалии. Множество собственников обратилось в суд с иском об оспаривании принятых решений. Они указали, например, что данные онлайн-голосования через табло онлайн-голосования предоставлялись иные, чем указаны в протоколе; голосование проводилось с перерывами; администратор собрания несвоевременно вносила данные голосования, в том числе после окончания голосования. Также администратор внесла данные за тех, кто не голосовал на собрании. А еще было сформировано три варианта протокола с результатами этого собрания. Что на это возражал ответчик: собрание с использованием системы проводилось впервые, администратору пришлось столкнуться с техническими проблемами, в этой связи допускалась незначительная задержка при внесении бюллетеней голосования в систему; существует не три, а два варианта протокола; протокол, сформированный системой, не отвечал обязательным требованиям, поскольку в нем отсутствовало указание на то, принято ли решение по вопросу повестки дня или нет, а формулировки, предложенные системой, являлись неоднозначными. Поэтому администратор был вынужден сообщить владельцам информационной системы, что подписание отложено до получения юридической консультации и внесения исправлений для приведения протокола в соответствие с требованиями закона в части, не затрагивающей численные итоги голосования; первоначально сформированный протокол хранится в системе вместе с протоколом, который подписан администратором. Итоговый протокол дополнен лишь итоговыми выводами по каждому вопросу повестки дня, то есть указано, принято решение по вопросу или нет. Суд не стал вдаваться в эти детали, а заключил, что на собрании отсутствовал кворум, и именно по этой причине признал принятые решения недействительными. Он вычел голосование: - представителей собственников, чьи полномочия на голосование не подтверждались документально; - тех собственников, голосование которых администратор внесла в систему, но чьи бюллетени не предоставила; - и тех собственников, чьи бюллетени были датированы числом более поздним, чем официально завершилось голосование. На этом примере опять видно, как важно выбирать надежного администратора. Экономическая или финансовая сторона И здесь нужно внимательно изучить договор или оферту. Бывает, что сервис берет плату и за факт проведения собрания, и абонентскую плату в год, и еще деньги за обновление реестра собственников. Кто-то предлагает доступ на квартал или год, а туда уже все включено, и собранийможно проводить сколько угодно. Можно спросить у менеджера про скидки и помощь в проведении традиционного бумажного собрания для выбора информационной системы. Иногда если собственники хотят выбрать какой-то сервис для онлайн-голосований, то этот сервис бесплатно или с большой скидкой выгружает реестр собственников и предоставляет возможность подготовить документы для собрания по выбору этой системы. Это тоже зависит от конкретного сервиса. Хоть в ЖК РФ и предусмотрена возможность использования иных информационных систем, но внятных требований к системам не содержится. Поэтому некоторые думают, что онлайн-голосование — это почти любой опрос с использованием интернета. Так думать не надо. Пример [12] В Чебоксарах собственники на обычном общем собрании приняли решение «Использовать системы или иные информационные системы и мобильные приложения при проведении в дальнейшем общего собрания собственников, а именно использование мобильного приложения Viber — путем создания группы — и присоединения всех собственников дома через контактный телефон в данную группу». По иску управляющей компании это решение было признано недействительным. Мотивировка такая: ЖК РФ допускает при проведении голосования использование иных информационных электронных систем. При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. Информационная система — это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку. Мессенджер Viber является лишь электронным средством связи, с помощью которого пользователем информационно-телекоммуникационной сети передается либо получается информация через интернет. Этот вид связи не обеспечивает сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, касающейся процедуры проведения общего собрания МКД. Также он не позволяет достоверно определить, что тот или иной документ исходит именно от того, кто вправе принимать решения. Поэтому мессенджер Viber не может быть отнесен к иным информационным электронным системам в понимании Жилищного кодекса. Примерную повестку можно взять у самого сервиса или согласовать с ним свою. Может, они что-то добавят типа утверждения правил использования системы. Обязательные вопросы: об использовании при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования иной информационной системы. Здесь обычно прописывается название или адрес системы; об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на использование иной информационной системы при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования администратора ; о порядке приема администратором сообщений о проведении общих собраний собственников, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Это то, как и когда администратору удобно принимать собственников с их бюллетенями и инициатора с его сообщением о собрании. Например, по такому-то адресу, в рабочие дни с 19 до 21 часов, а в выходные — по предварительной договоренности по такому-то телефону; о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием. Надо продумать число дней не меньше 7 и не больше 60. При выборе информационной системы надо учитывать изменения в продолжительности голосования. Потому что раньше был срок от 3 до 5 дней, и увеличенная продолжительность появилась лишь в 2020 году. Что делать тем, кто раньше, до 2020 года, утвердил короткую продолжительность голосования, законодатель не указал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий