Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей.
Отзывы о НАДПО
- Что такое эмоциональный интеллект - База Знаний Timeweb Community
- 12 составляющих эмоционального интеллекта
- Что было известно об эмоциях раньше?
- Отзывы о НАДПО
- История понятия
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием?
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений. Эффективное принятие решений. Эмоциональный интеллект помогает контролировать эмоции и мыслить рационально даже в сложных или стрессовых ситуациях. Это позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения и избегать импульсивных или эмоционально мотивированных поступков. Повышенная стрессоустойчивость. Высокий эмоциональный интеллект позволяет более эффективно справляться со стрессом и неудачами, быстрее оправиться от трудных ситуаций и сосредоточиться на целях, не поддаваясь негативным эмоциям. Развитые лидерские качества. Эмоциональный интеллект относится к главным качествам эффективных лидеров. Это позволяет им понимать членов своей команды, эффективно коммуницировать ними, мотивировать их к достижению общей цели.
В заключение хотелось бы отметить, что эмоциональный интеллект является важнейшим аспектом личного и профессионального успеха. Понимая и развивая эмоциональный интеллект, при желании каждый человек может улучшить свою социальную адаптацию. Итак, давайте стремиться развивать и совершенствовать свой эмоциональный интеллект, чтобы вести более счастливую и полноценную жизнь. Если пост оказался полезным, ставьте лайк. Не стесняйтесь задавать вопросы и рассказывать в комментариях, что вы знаете про эмоциональный интеллект и как оцениваете этот навык у себя.
И вот это и есть эмоциональный интеллект. Встречал я версию, что это просто очередная модная штука, вроде осознанных сновидений, Кастанеды, медитации или каких-то вот этих волн моды на те или иные практики, которые временами проходят.
Кто-то говорил, что видел в продаже наборы карточек для детей типа «Определи, кто на этой картинке рад, а кто плачет»; что эмоциональный интеллект — это способность просто распознавать эмоции, распознавать мимику на лице, и понимать, какая это эмоция. Или есть ещё мнение, что эмоциональный интеллект — это умение воздействовать на людей, вести переговоры, манипулировать людьми, такой Дейл Карнеги в действии. И еще версия, которая пару раз встречалась, — это умение контролировать свои эмоции, брать себя в руки, когда злишься, и быть способным не сморозить лишнего. Не слишком переживать из-за других людей, событий — вот такого плана вещи. Все эти вещи в принципе имеют отношение к эмоциональному интеллекту довольно непосредственно, но, наверное, не описывают в полной мере эту идею. А идея в том, что эмоциональный интеллект — это такой комплекс навыков, способностей, компетенций, которые позволяют распознавать эмоции, понимать намерения, понимать мотивацию желания других людей, понимать свои собственные эмоции, понимать, как управлять своими эмоциями и как управлять эмоциями других людей для того, чтобы достигать того, чего хочется. Естественно, человек, который обладает такими навыками, такими умениями, более успешен в любых проектах и начинаниях.
Он быстро заводит знакомства, у него более позитивные отношения с другими людьми, у него меньше стресса, и, наверно, он и дольше живёт, хотя таких исследований не встречал, честно говоря. Модель эмоционального интеллекта Гоулмана Ирина — Сергей, я думаю, достаточно теории. И всё ещё мне не очень понятно, что такое эмоциональный интеллект. Можешь рассказать немножко подробней? Сергей — Ну смотри. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Те или иные компетенции, те или иные составляющие — в каких ситуациях могут проявляться, как они работают.
Например, первый — «самопознание»: способность понимать свои эмоции, свою мотивацию принятия решений. У тебя бывало так, что ты с кем-то ссоришься и говоришь какие-то вещи, которые потом понимаешь, что не стоило бы говорить? Ирина — Нет, никогда, ты что! Сергей — Это потому, что у тебя замечательно развит эмоциональный интеллект. И представляешь, у многих так бывает. Ну что ты в запале ссоры, какого-то обсуждения говоришь, говоришь, давишь-давишь-давишь, а на следующий день тебе даже стыдно. И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации?
И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция. Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит. Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится.
И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица.
В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке.
Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они пусть и не сразу отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем. Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье Для счастья , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой.
В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха. Как проходить занятия? Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса.
Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания. Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков. Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам.
Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным. Книги и учебники Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса?
Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми.
В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу. Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента: 1. Идентификация эмоций восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций ; 2.
Осмысление эмоций понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях ; 3. Ассимиляция эмоций в мышлении использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач ; 4. Управление эмоциями снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций.
Поскольку работы Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо были опубликованы лишь в академических изданиях, широкая публика о них практически ничего не знала. Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте, расширил их и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений. Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение. Резюмируя, жизнестойкости помогает эмоциональный интеллект, развить его можно, выстраивая хорошие отношения с близкими и в команде. А также в принципе осознавая собственные эмоции. Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия. Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию. Нужно принимать изменения как часть нашей жизни, при этом обязательно делать объективную оценку рисков и перспектив.
Как это проявляется?
Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей. Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения. Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений.
Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них. Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых.
Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать. Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо?
Мы объединили практический опыт наших научных исследований с результатами ведущих мировых ученых. Подпишитесь на наш блог Your data has been submitted.
Thank you! Подписаться Оставьте контакты и получите подарок Не забудьте проверить почту — в письме мы вышлем ссылку на просмотр выступлений секции «Эмоциональный интеллект в бизнесе», части международной конференции «Работающий эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект ЭИ — это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Определение близкое к традиционным аспектам интеллекта, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных компонентов: 1.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Эмоциональный интеллект Психология, Психотерапия, Эмоции, Эмоциональный интеллект, Нормы, Любовь, Критика, Чувства, Длиннопост. эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д.
Люсин понимает следующее. Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят.
Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного.
Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д.
Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта.
Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации.
Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение. Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство.
Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4].
Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе.
Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Хотите проверить свои знания? Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллекта Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике.
Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей. Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения. Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков: Урок 1. Понятие и важность Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество.
В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления. Урок 2. Модели эмоционального интеллекта Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные. В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень. Урок 3.
Управление эмоциями Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми.
Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они пусть и не сразу отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем.
Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения.
Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей.
Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья. Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной?
Развитие пяти составляющих эмоционального интеллекта может существенным образом улучшить: Отношения в семье и межличностные отношения Повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям. Это приводит к повышению уровня общественного признания, улучшению качества семейной жизни, дружбы и романтических отношений. Лучше понимая себя, мы можем лучше понять других людей.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Наталия Франкель Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3. Это значит, что с управлением своими эмоциями у вас все хорошо. Шаг 3. Понимать чужие эмоции.
Есть много способов, но начать можно с этих двух: Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего. Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя. Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу.
Шаг 4. Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример.
Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие. Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны.
Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно». Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах.
Это так? Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции.
А во втором случае тот, кто повысил голос, говорит о своих ощущениях. Обычно такая формулировка вызывает больше доверия. Тому, кого обидели, не обязательно рассказывать о своих эмоциях, он может просто не согласиться с ощущениями другого человека.
А если все-таки злость есть, ему легче будет признать ее. После этого есть шанс поговорить о ситуации. Это поможет выстроить коммуникацию и достичь цели разговора.
Правила, которые помогут построить деловое общение Вот еще пример. Леонид спешил на встречу с клиентом, но попал в пробку и приехал на пятнадцать минут позже.
Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана 1998 , можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И. Андреева 2007 отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования а значит, и более высоким материальным доходом чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», — подчеркивает она [2, с. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. Люсин понимает следующее.
Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят. Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка.
Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной.
Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е.
Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения.
Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге. Главный герой сериала доктор Лайтман изображает самого Экмана. Персонаж сериала применяет на практике наработки настоящего психолога, чтобы анализировать чувства преступников на основе мельчайших проявлений эмоций. Просмотр сериала можно внести в список дел на каникулы — это будет отличным началом работы над собой.
Человек полностью использует способности ЭИ. У человека большой потенциал в этой сфере. Распознавание эмоций, 2. Использование эмоций Стратегический ЭИ: 3. Понимание эмоций, 4.
Управление эмоциями Баллы по доменам в отчете мы не увидим, но можем ориентироваться по величине столбцов. Есть два вида отчетов тестов ЭИ: Стандартный отчет. В стандартный отчет входят цифровые обозначения тех компонентов, которые обозначены звездочкой: Общий балл ЭИ и баллы по ветвям. Это будет для участников информативный материал. Полный отчет дополнен баллами по разделам, который раскрывает каждая ветвь: Распознавание эмоций Лица, Изображения, Ситуация , Использование эмоций Фасилитация, Эмпатия Понимание эмоций Изменения, Смешивания, Динамика Управление эмоциями Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других. Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями. Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта.
Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их.