на долгие годы определила творчество писателя, его произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Великолепная шестерка» стали классикой фронтовой литературы. описание и краткое содержание, автор Борис Васильев, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. «А зори здесь тихие» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира в годы Второй мировой войны.
Краткое содержание А зори здесь тихие. Васильев Б. Л. Пересказ повести за 13 минут
Сдерживать их приходилось с помощью единственного п у л е м е т а. К моменту, когда подоспела помощь, из семерых в живых оставался только один сержант, бывший командиром подразделения. Пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки» Кадр из фильма "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого Кадр из фильма "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого Работа над повестью двигалась очень медленно. Борис Львович написал всего несколько страниц, и его воодушевление иссякло. Таких историй за годы Великой Отечественной были тысячи, и подвиг такой мог совершить почти каждый. Прошло несколько дней, и тут к нему пришла мысль главных героев превратить в главных героинь. Сюжетная линия стала выстраиваться сама собой. Назвал он эту повесть "Весна, которой не было" У кого из девушек были реальные прототипы?
Все девушки, описанные в повести - образы собирательные. Медсестры, радистки, разведчицы - более 300 000 их побывало на ф р о н т е.
Роман «А зори здесь тихие…» стал для россиян самой важной книгой о Великой Отечественной войне 9 мая 2021 10:12 Интернет-журнал "Лицей" Книжный сервис по подписке MyBook провел опрос среди пользователей и узнал, стоит ли изучать литературу о Великой Отечественной войне в школе и какую книгу должен прочесть каждый. По итогам исследования с участием более двух тысяч россиян, на первом месте оказался роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Женя — девушка с красивой внешностью « русалка » : точёная фигура, зелёные глаза, «высокая, рыжая, белокожая». Вся семья Евгении погибла в первые дни войны, когда захватившие город немцы устраивают расстрел членов семей комсостава, самой ей удалось спастись благодаря эстонке, которая спрятала её у себя дома. Надёжный и храбрый боец. Героически погибает в перестрелке с немцами, уводя их от раненой Риты Осяниной. Елизавета Бричкина Елизавета Ивановна Бричкина — рядовой боец, девушка из простой семьи. Дочь лесника. С 14 лет ухаживала за больной мамой, сама вела хозяйство и помогала отцу. Собиралась поступать в техникум, но с началом войны отправилась копать окопы, а затем поступила в зенитную школу. Трудолюбивая, терпеливая девушка. Крайне наблюдательная. Хорошо приспособлена к жизни в лесу. Погибает при выполнении боевого задания — тонет в болоте. Софья Гурвич Софья Соломоновна Гурвич — рядовой боец. По национальности — еврейка. Дочь участкового врача из Минска. До войны — студентка Московского Университета, училась на «отлично». Начитанная, любит стихи и театр, хорошо знает немецкий язык. У Софьи большая и дружная семья. Тихая, незаметная, но исполнительная девушка. На фронте служит переводчиком, а затем — зенитчицей. Убита немецким диверсантом.
Самой важной книгой о Великой Отечественной войне, которую должен прочесть каждый, опрошенные назвали знаковый роман Бориса Васильева о девушках-зенитчицах «А зори здесь тихие…», экранизированный в 1972 году.
Место и время действия
- А зори здесь тихие… (повесть) — Википедия
- Повесть о женщинах на войне: краткое изложение, стилистические особенности
- Читать онлайн книгу «А зори здесь тихие…»
- ►▒"А зори здесь тихие..." Борис Васильев - Listen online. Music
- ►▒"А зори здесь тихие..." Борис Васильев - Listen online. Music
История создания книги “А зори здесь тихие…” Бориса Васильева
Самой важной книгой о Великой Отечественной войне, которую должен прочесть каждый, опрошенные назвали знаковый роман Бориса Васильева о девушках-зенитчицах «А зори здесь тихие…», экранизированный в 1972 году.
С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорта, меняя в них лишь числа да фамилии. Не комендант, а писатель какой-то!
И насчет женщин будет как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься… — Так точно, — деревянно согласился комендант. Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина.
Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за две недели не прибыло ни одного человека.
Муж Риты погиб на войне. У нее есть маленький сын и больная мама.
Когда Рита погибает, Васков берет сына Риты к себе и воспитывает его. Евгения Комелькова — рядовой боец. Жене 19 лет.
Она - дочь офицера. Вся семья Жени погибает на войне, но сама Женя спасается. Женя — красивая высокая рыжеволосая девушка.
Она — смелая, озорная и веселая девушка. При этом Женя — надежный и храбрый боец. Женя героически погибает при перестрелке с немцами.
Лиза Бричкина — рядовой боец, девушка из простой семьи. Ее отец — лесник. Лиза с 14 лет ухаживает за больной мамой, которая умирает спустя 5 лет.
Лиза сама ведет хозяйство и помогает отцу. Лиза собирается учиться в техникуме, но начинается война. Вместо техникума Лиза вынуждена копать окопы.
Лиза — трудолюбивая, терпеливая девушка. Лиза тонет в болоте, выполняя боевое задание.
Глава 4 Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой. Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.
Глава 5 Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления. Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек. Глава 6 Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу. Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались.
Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков. Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени. Глава 7 Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь. Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи. Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью — это лучи всходившего солнца.
Глава 8 Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось. Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью. Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.
Глава 9 Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий. Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла. В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили. Глава 10 Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев.
В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать. Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу. Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.
Борис Васильев «А зори здесь тихие…»
Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать? У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих. Студентка Соня Гурвич росла в дружной и очень большой семье. Она «донашивала платья, перешитые из платьев сестер», но не унывала: бегала в читалку, во МХАТ, а однажды заметила, «что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале». А потом был их единственный, незабываемый вечер, а через пять дней началась война, и парнишка ушел добровольцем на фронт.
Осматривая погибшую Соню, Васков вздохнул: «Вот ты почему крикнула. Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза — грудь помешала». Васков с болью осознает страшную суть произошедшего. Приготовив могилу для погибшей Сони, он подумал: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».
У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту. К Лизе Бричкиной любовь пришла здесь, на разъезде, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Непростой была ее жизнь. Все девятнадцать лет провела Лиза в избушке своего отца лесника, который беспробудно пил. Девушка ухаживала за тяжело больной матерью, «кормила, мыла, скребла», отказавшись от собственной жизни: «И ждала завтрашнего дня».
Женька Комелькова — душа компании, там, где она, - смех, шутки, песни. Высокая, стройная, с чудесными рыжими волосами и зелеными русалочьими глазами, Женька поступает не очень-то красиво — заводит роман с женатым полковником, штабным командиром». У Жени своя боль. Ее отца, красного командира, мать, сестру, братишку расстреляли, а Женьку «эстонка спрятала в доме напротив», и она видела, как убивали ее родных. У нее сильный характер, «несмотря на все трагедии, была она общительной и озорной», всех поддерживала, шутила. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.
Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Она сочиняла сказки о том, что в монастыре, где размещался их детский дом, по ночам бродит призрак «бородатого монаха», спрятаны зарытые монахами сокровища. Однако все рассказы Гали — «не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Выдумка о маме — «медицинском работнике» - была рождена страстной мечтой Гали иметь семью… Галю Четвертак скосила автоматная очередь. Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны… «Строгая, не засмеётся никогда, только чуть поведёт губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются.
Повесть «А зори здесь тихие…» 1969 посвящена великому, но не попавшему в сводки военных событий подвигу пятерых юных девушек-зенитчиц, под руководством старшины Васкова в мае 1942 года вступивших в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Действие повести «Завтра была война» 1984 происходит накануне войны.
Это история о выпускниках, которым совсем скоро предстояло взять в руки оружие и отправиться на фронт — защищать Родину. Повесть «В списках не значился» 1974 воспевает подвиг настоящего русского солдата, последнего защитника Брестской крепости, лейтенанта Плужникова.
Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков — человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер.
Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава. Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин. Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни — долг, каким бы он ни был.
Рита — человек долга. Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию — на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя — девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.
Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони — это театр, библиотека, поэзия. Соня — девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом. Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации.
Лиза — девушка земная, народная. Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя — девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу — в общем, почти все. Галя — девушка-воробышек. Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны.
Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация. Характеристика персонажей. Старшина Васков — командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем , но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов.
Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя. Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются». Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!
Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это. Рита Осянина — человек долга.
Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита — это идеал, который воспитывали Партия и комсомол.
На войну пошла, оставив маленького сына с мамой. Она хотела одного — отомстить за мужа, капитана Осянина, погибшего на второй день войны. Рита дружила с Женей и Галей. Погибла последней, застрелилась, не желая быть обузой командиру. Перед смертью девушка попросила Васкова отыскать сына Альберта и позаботиться о нём. Соня Гурвич — Соня еврейка родом из Минска.
Училась в Московском университете, влюбилась в соседа по лекции. Паренёк ушел добровольцем на войну. Соня стала зенитчицей, хорошо знала немецкий язык. Девушка погибла от ножа в грудь, когда отправилась на поиски потерянного старшиной кисета. Федот Евграфыч Васков — комендант 171-го разъезда. Окончил всего 4 класса. Федота бросила жена, сына он забрал, но его убили немцы. Васкову всего 32 года, но на фоне пережитого он чувствует себя стариком. Смерти девочек-бойцов стали для него тяжёлым испытанием. После войны он остался инвалидом и сдержал своё обещание, данное Рите Осяниной, нашёл и воспитал её сына Альберта.
Второстепенные герои и их характеристика Алексей Лужин — женатый возлюбленный Жени Комельковой. Кирьянова — старшая командующая девушками-зенитчицами. Мария Никифоровна — хозяйка дома Васкова. Третий — командир Васкова. Краткое содержание повести «А зори здесь тихие» подробно по главам Глава 1. Необычное пополнение Май 42-го, 171-й железнодорожный разъезд. Вокруг идут бои, но в самом разъезде есть уцелевшие дома и царит относительная тишина. На случай нападения вражеской авиации здесь оставлены две зенитные установки. Ввиду отсутствия трудных боёв, бойцы расслабились и загуляли. Их командир старшина Васков попросил вышестоящее начальство заменить «опухших» от пьянства бойцов на непьющее пополнение.
Что просил, то и получил — новенькие зенитчики оказались совершенно равнодушны к алкоголю. Беда была в другом: прибывшие бойцы все были совсем юными девушками. Все умненькие с образованием, в отличие от их бравого командира, окончившего лишь 4 класса. Девчонки подшучивали над старшиной, устраивали банные дни и постирушки, любили спеть и посмеяться, часто нарушали устав. Глава 2. Рита и Женя Командир «женского» отделения Рита Осянина замкнута и нелюдима. В самом начале войны погиб её муж. Вместо убитой подносчицы на разъезд присылают Комелькову Женю, потерявшую всю свою семью. В отличии от угрюмой Риты, Женя хохотушка и к тому же редкая красавица. Её открытость и доброжелательность помогают «оттаять» и Осяниной.
Девушки дружат между собой и опекают робкую Галю, ещё одного бойца в юбке. В городе совсем неподалёку живёт мама Риты Осяниной и её крошечный сын. По ночам, нарушая устав и все законы осторожности, девушка-командир бегает через лес на свидания с родными. Глава 3. Доклад Осяниной Возвращаясь из очередной ночной самоволки, Рита замечает двух немцев в экипировке разведчиков. Девушка спешить доложить об увиденном старшине Васкову. Командир решает идти наперехват противника и собирает группу из пяти девчонок: Осяниной, Четвертак, Комельковой, Бричкиной и Гурвич.
Выходные с книгой. "А зори здесь тихие..."
В одноименном фильме «А зори здесь тихие» по Борису Васильеву Елена Григорьевна играет Лизу Бричкину, девушку из Вологодчины. Борис Васильев А зори здесь тихие Серия «100 главных книг» В оформлении переплета использованы фотографии: Анатолий Гаранин, Олег Кнорринг, С. Альперин, Ярославцев / РИА Новости; Архив РИА Новости Фотография снайпера Розы Шаниной на корешке. Название повести «А зори здесь тихие» появилось уже после того, как работа над книгой была окончена. Автор: Борис Васильев. Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие » 1 На 171м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый, длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня.
Гурвич юбку на коленке разглаживала, а Четвертак на него во все глаза смотрела, не моргая. Комендант сейчас все замечал, все видел и слышал, хоть и просто курил, цигарку свою разглядывая. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов. Закружить надо, вокруг Легонтова озера направить, в обход.
А как? Просто боем — не удержимся. Вот и выкладывайте соображения. Больше всего старшина боялся, что поймут они его растерянность.
Учуют, нутром своим таинственным учуют и — все тогда. Кончилось превосходство его, кончилась командирская воля, а с нею и доверие к нему. Поэтому он нарочно спокойно говорил, просто, негромко, поэтому и курил так, будто на завалинку к соседям присел. А сам думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности.
Для начала он бойцам позавтракать велел. Они возмутились было, но он одернул и сало из мешка вытащил. Неизвестно, что на них больше подействовало — сало или команда, а только жевать начали бодро. А Федот Евграфыч пожалел, что сгоряча Лизу Бричкину натощак в такую даль отправил.
После завтрака комендант старательно побрился холодной водой. Бритва у него еще отцовская была, самокалочка, — мечта, а не бритва, но все-таки в двух местах он порезался. Залепил порезы газетой, да Комелькова из вещмешка пузырек с одеколоном достала и сама ему эти порезы прижгла. Все-то он делал спокойно, неторопливо, но время шло, и мысли в его голове шарахались, как мальки на мелководье.
Никак он собрать их не мог и все жалел, что нельзя топор взять да порубить дровишек: глядишь, и улеглось бы тогда, ненужное бы отсеялось, и нашел бы он выход из этого положения. Конечно, не для боя немцы сюда забрались — это он понимал ясно. Шли они глухоманью, осторожно, далеко разбросав дозоры. Для чего?
А для того, чтобы противник их обнаружить не мог, чтобы в перестрелку не ввязываться, чтоб вот так же тихо, незаметно просачиваться сквозь возможные заслоны к основной своей цели. Значит, надо, чтобы они его увидели, а он их вроде не заметил? Тогда бы, возможное дело, отошли, в другом месте попробовали бы пробраться. А другое место — вокруг Легонтова озера: сутки ходьбы… Однако кого он им показать может?
Четырех девчонок да себя самолично? Ну, задержатся, ну, разведку вышлют, ну, поизучают их, пока не поймут, что в заслоне данном — ровно пятеро. А потом?.. А потом, товарищ старшина Васков, никуда они отходить не станут.
Окружат и без выстрела, в пять ножей снимут весь твой отряд. Не дураки же они, в самом-то деле, чтоб от четырех девчат да старшины с наганом в леса шарахаться. Четвертак, отоспавшись, сама в караул вызвалась. Выложил без утайки и добавил: — Ежели через час-полтора другого не придумаем, будет, как сказал.
Готовьтесь… А что — готовьтесь-то? На тот свет разве? Так для этого времени чем меньше, тем лучше… Ну, он, однако, готовился. Достал из сидора гранату, наган вычистил, финку на камне наточил.
Вот и вся подготовка: у девчат и этого занятия не было. Шушукались чего-то, спорили в сторонке. Потом к нему подошли. Не понял Васков: каких лесорубов?
Война ведь, леса пустые стоят, сами видели. Они объяснять взялись, и — сообразил комендант. Сообразил: часть — какая б ни была — границы расположения имеет. Точные границы: и соседи известны, и посты на всех углах.
А лесорубы — в лесу они. Побригадно разбрестись могут: ищи их там, в глухоте. Станут их немцы искать? Ну, навряд ли: опасно это.
Чуть где проглядишь — и все: засекут, сообщат куда требуется. Потому никогда ведь неизвестно, сколько душ лес валят, где они, какая у них связь… — Ну, девчата, орлы вы у меня! Позади запасной позиции речушка протекала, мелкая, но шумливая. За речушкой прямо от воды шел лес — непролазная темь осинников, бурелома, еловых чащоб.
В двух шагах здесь человеческий глаз утыкался в живую зеленую стену подлеска, и никакие цейсовские бинокли не могли пробиться сквозь нее, уследить за ее изменчивостью, определить ее глубину. Вот это-то место и имел в соображении Федот Евграфыч, принимая к исполнению девичий план. В самом центре, чтоб немцы в них уперлись, он Четвертак и Гурвич определил. Велел костры палить подымнее, кричать да аукаться, чтоб лес звенел.
Но из-за кустов все же не слишком высовываться: ну, мелькать там, показываться, но не очень. И сапоги велел снять. Сапоги, пилотки, ремни — все, что армейскую форму определяет. Судя по местности, немцы могли попробовать обойти эти костры только левее: справа каменные утесы прямо в речку смотрелись, здесь прохода удобного не было, но чтобы уверенность появилась, он туда Осянину поставил.
С тем же приказом: мелькать, шуметь да костры палить. А вот левый фланг на себя и Комелькову взял: тут другого прикрытия не было. Тем более что оттуда весь плес речной проглядывался: в случае, если б фрицы все ж таки надумали переправляться, он бы двух-трех отсюда свалить бы успел, чтобы девчата уйти смогли, разбежаться. Времени мало оставалось, и Васков, усилив караул еще на одного человека, с Осяниной да Комельковой спешно занялся подготовкой.
Пока они для костров хворост таскали, он, не таясь пусть слышат, пусть готовы будут! Выбирал повыше, пошумнее, подрубал так, чтоб от толчка свалить, и бежал к следующему. Пот застилал глаза, нестерпимо жалил комар, но старшина, задыхаясь, рубил и рубил, пока с передового секрета Гурвич не прибежала. Замахала с той стороны: — Идут, товарищ старшина!..
За деревьями мелькайте, не за кустами. И орите, позвончее да почаще орите. Разбежались его бойцы. Только Гурвич да Четвертак подтянулась к тому времени все еще на том берегу копошились.
Гурвич голой ногой воду щупала, а Четвертак все никак бинты развязать не могла, которыми чуню ее прикручивали. Старшина подошел поспешно: — Погоди, перенесу. Вода — лед, а у тебя хворь еще держится. Примерился, схватил красноармейца в охапку пустяк: пуда три, не боле.
Она рукой за шею обняла, вдруг краснеть с чего-то надумала. Залилась аж до шеи. Вода почти до колен доставала — холодная, до рези. Впереди Гурвич брела, юбку подобрав.
Мелькала худыми ногами, для равновесия размахивая сапогами. И юбку сразу опустила, подолом по воде волоча. Комендант крикнул сердито: — Подол подбери! Остановилась, улыбаясь: — Не из устава команда, Федот Евграфыч… Ничего, еще шутят!
Это Васкову понравилось, и на свой фланг, где Комелькова уже костры поджигала, он в хорошем настроении прибыл. Заорал что было сил: — Давай, девки, нажимай веселей!.. Издалека Осянина тотчас же отозвалась: — Э-ге-гей!.. Иван Иваныч, гони подводу!..
Кричали, валили подрубленные деревья, аукались, жгли костры. Старшина тоже иногда покрикивал, чтоб и мужской голос слышался, но чаще, затаившись, сидел в ивняке, зорко всматриваясь в кусты на той стороне. Долго ничего там уловить невозможно было. Уже и бойцы его кричать устали, уже все деревья, что подрублены были, Осянина с Комельковой повалить успели, уже и солнце над лесом встало и речку высветило, а кусты с той стороны стояли недвижимо и молчаливо.
Леший их ведает, может, и ушли. Васков не стереотруба, мог и не заметить, как к берегу они подползали. Они ведь тоже птицы стреляные: в такое дело не пошлют кого ни попадя… Это он подумал так. А сказал коротко: — Годи.
И снова в кусты эти, до последнего прутика изученные, глазами впился. Так глядел, что слеза прошибла. Моргнул, протер ладонью и — вздрогнул: почти напротив, через речку, ольшаник затрепетал, раздался и в прогалине ясно обозначилось заросшее ржавой щетиной молодое лицо. Федот Евграфыч руку назад протянул, нащупал круглое колено, сжал.
Комелькова уха его губами коснулась: — Вижу… Еще один мелькнул, пониже. Двое выходили к берегу: без ранцев, налегке. Выставив автоматы, обшаривали глазами голосистый берег. Екнуло сердце Васкова: разведка!
Значит, решились все-таки прощупать чащу, посчитать лесорубов, найти меж ними щелочку. К черту все летело, весь замысел, все крики, дымы и подрубленные деревья: немцы не испугались. Сейчас переправятся, юркнут в кусты, змеями выползут на девичьи голоса, на костры, на шум. Пересчитают по пальцам, разберутся и… и поймут, что обнаружены.
Федот Евграфыч плавно, ветку боясь шевельнуть, достал наган. Уж этих-то двух он верняком прищучит, еще в воде, на подходе. Конечно, шарахнут тогда по нему из всех автоматов, но девчата, возможное дело, уйти успеют, затаиться. Только бы Комелькову отослать… Он оглянулся: стоя сзади него на коленях, Евгения зло стягивала гимнастерку.
Швырнула на землю, вскочила, не таясь. Федот Евграфыч зачем-то схватил ее гимнастерку, зачем-то прижал к груди. А гибкая Комелькова уже вышла на каменистый, залитый солнцем плес. Дрогнули ветки напротив, скрывая серо-зеленые фигуры.
Евгения неторопливо, подрагивая коленками, стянула юбку, рубашку и, поглаживая руками черные трусики, вдруг высоким, звенящим голосом завела-закричала: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой… Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! Высокая, белотелая, гибкая — в десяти метрах от автоматов. Оборвала песню, шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатываясь по упругому, теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди.
Вот сейчас, сейчас ударит — и переломится Женька, всплеснет руками и… Молчали кусты. Эй, Ванюша, где ты?.. Федот Евграфыч отбросил ее гимнастерку, сунул в кобуру наган, на четвереньках метнулся вглубь, в чащобу. Схватил топор, отбежал, яростно рубанул сосну.
Сроду он так быстро деревьев не валивал — и откуда сила взялась. Нажал плечом, положил на сухой ельник, чтоб шуму больше было. Задыхаясь, метнулся назад, на то место, откуда наблюдал. Выглянул осторожно.
Женька уже на берегу стояла — боком к нему и к немцам. Спокойно натягивала на себя легкую рубашку, и шелк лип, впечатывался в тело и намокал, становясь почти прозрачным под косыми лучами бьющего из-под леса солнца. Она, конечно, знала об этом, знала и потому неторопливо, плавно изгибалась, разбрасывая по плечам волосы. И опять Васкова до черного ужаса обожгло ожидание очереди, что брызнет сейчас из-за кустов, ударит, изуродует, сломает это буйно-молодое тело.
Сверкнув запретно белым, Женька стащила из-под рубашки мокрые трусики, отжала их и аккуратно разложила на камнях. Села рядом, вытянув ноги, подставив солнцу до земли распущенные волосы. А тот берег молчал. Молчал, и кусты нигде не шевелились, и Васков, как ни всматривался, не мог понять, там ли еще немцы или уже отошли.
Гадать было некогда, и комендант, наскоро скинув гимнастерку, сунул в карман галифе наган и, громко ломая валежник, пошел на берег. Хотел весело крикнуть — не вышло, горло сдавило. Вылез из кустов на открытое место — сердце чуть ребра не выламывало от страха. Подошел к Комельковой.
Так что одевайся. Хватит загорать. Поорал для той стороны, а что Комелькова ответила — не расслышал. Он весь туда был сейчас нацелен, на немцев, в кусты.
Так был нацелен, что казалось ему — шевельнись листок, и он услышит, уловит, успеет вот за этот валун упасть и наган выдернуть. Но пока вроде ничего там не шевелилось. Женька потянула его за руку, он сел рядом и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами, и ужас этот живой и тяжелый, как ртуть. Она что-то еще говорила, даже смеялась, но Федот Евграфыч ничего уже не мог слышать.
Увести ее, увести за кусты надо было немедля, потому что не мог он больше каждое мгновение считать, когда ее убьют. Но чтоб легко все было, чтоб фрицы проклятые не доперли, что игра все это, что морочат им головы их немецкие, надо было что-то придумать. Женька завизжала, как положено, вскочила, за ним бросилась. Васков сперва по бережку побегал, от нее уворачиваясь, а потом за кусты скользнул и остановился, только когда в лес углубился достаточно.
И хватит с огнем играться. Сунул, отвернувшись, юбку, а она не взяла, и рука висела в воздухе. Ругнуться хотел, оглянулся — а боец Комелькова, закрывши лицо, скорчившись, сидела на земле, и круглые плечи ее ходуном ходили под узкими ленточками рубашки… Это потом они хохотали. Потом, когда узнали, что немцы ушли.
Хохотали над охрипшей Осяниной, над Гурвич, что юбку прожгла, над чумазой Четвертак, над Женькой, как она фрицев обманывала, над ним, старшиной Васковым. До слез, до изнеможения хохотали, и он смеялся, забыв вдруг, что старшина по званию, а помня только, что провели немцев за нос, лихо провели, озорно, и что теперь немцам этим в страхе и тревоге вокруг Легонтова озера сутки топать. Тут все захлопотали, полотенце на камнях расстелили, стали резать хлеб, сало, рыбу разделывать. И пока они занимались этими бабскими делами, старшина, как положено, сидел в отдалении, курил, ждал, когда к столу покличут, и устало думал, что самое страшное — позади… 7 Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня.
Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал. Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину.
Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня.
Завтрашний день никогда не связывался в ее сознании со смертью матери. Она уже с трудом помнила ее здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня.
А ждать Лиза умела. С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству. Вырванная из школы болезнью матери, ждала сначала возвращения в класс, потом — свидания с подружками, потом — редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, потом… Потом случилось так, что ей вдруг нечего оказалось ждать. Подружки ее либо еще учились, либо уже работали и жили вдали от нее, в своих интересах, которые со временем она перестала ощущать.
Парни, с которыми когда-то так легко и просто можно было потолкаться и посмеяться в клубе перед сеансом, теперь стали чужими и насмешливыми. Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой веселые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб. Так уходило ее детство, а вместе с ним и старые друзья. А новых не было, потому что никто, кроме дремучих лесников, не заворачивал на керосиновые отсветы их окошек.
И Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству. В смятении и тоске прошла глухая зима, а весной отец привез на подводе охотника. У нас мать помирает. Отец с гостем долго пили на кухне водку.
За дощатой стеной надсадно бухала мать. Лиза бегала в погреб за капустой, жарила яичницу и слушала. Говорил больше отец. Стаканами вливал в себя водку, пальцами хватал из миски капусту, пихал ее в волосатый рот и, давясь, говорил и говорил.
Жизнь, как лес, прореживать надо, чистить, так выходит? Сухостой там, больные стволы, подлесок. Дурную траву с поля вон. Ежели лес, то мы, лесники, понимаем.
Тут мы понимаем, ежели это лес. А ежели это жизнь? Ежели теплое, бегает да пишшит? А почему мешает?
Не-ет, мил человек, это мы его обвиноватили. Сами обвиноватили, а его не спросили. По совести это? Ну, а волк и заяц — совместимые?
Погоди ржать, погоди, мил человек!.. Ладно, приказано считать волков врагами населения. Взялись мы за это всенародно и всенародно же перестреляли всех волков по всей России! Что будет?
Бегать им надо, зверью-то, чтоб в здоровье существовать. Бегать, мил человек, понятно?
Одну страницу написал, две, три, семь — не идет повествование. И все хорошо, да что-то нехорошо — частная история, никакой новизны. Очерк — пошел бы, а для художественного произведения не хватает чего-то главного, что могло бы сыграть на пронзительности образов героев повести. И Борис Васильев придумал, что героинями его произведения должны стать молоденькие девушки, воюющие под началом опытного, обстрелянного старшины. Дальше написание текста пошло как по маслу.
На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых — сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал. А были ли диверсанты в тех местах? Были, и вели они себя довольно активно.
Обеспечивает конституционные права граждан города на получение информации в любом ее виде: печатном или электронном. Способствует решению большинства социальных проблем населения города с помощью информационных ресурсов библиотек. ЦБС в своей деятельности подчиняется Управлению культуры администрации г. Судьба книги неотрывна от судьбы человека.
Самые пронзительные ленты о подвиге нашего народа. Сюжеты из военной летописи, газетных заметок, воспоминаний однополчан и личных. Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…» и режиссер Станислав Ростоцкий — сами фронтовики. И одноименный фильм — их правда о войне.
Борис Васильев "А зори здесь тихие"
А зори здесь тихие В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. В этой повести молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. А зори здесь тихие авторский сборник. М.: Эксмо, 2024 г. (апрель). Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Львовича Васильева впервые была напечатана в 1969 году в журнале «Юность» и сразу сделала автора известным. А зори здесь тихие слушать на видеосервисе Wink. История создания «А зори здесь тихие» — пронзительно-грустное и вместе с тем побуждающее жить повествование о войне. Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие ".
«А зори здесь тихие…»: какая история была в реальной жизни
Борис Васильев А зори здесь тихие Серия «100 главных книг» В оформлении переплета использованы фотографии: Анатолий Гаранин, Олег Кнорринг, С. Альперин, Ярославцев / РИА Новости; Архив РИА Новости Фотография снайпера Розы Шаниной на корешке. Борис Васильев. Название повести «А зори здесь тихие» появилось уже после того, как работа над книгой была окончена. Писатель Борис Васильев, автор множества произведений о войне, в том числе "А зори здесь тихие", скончался на 89-м году жизни, сообщили РИА Новости в Союзе писателей Москвы в понедельник.
Причем тут женское подразделение «Вот сюжет! Одну страницу написал, две, три, семь — не идет повествование. И все хорошо, да что-то нехорошо — частная история, никакой новизны. Очерк — пошел бы, а для художественного произведения не хватает чего-то главного, что могло бы сыграть на пронзительности образов героев повести. И Борис Васильев придумал, что героинями его произведения должны стать молоденькие девушки, воюющие под началом опытного, обстрелянного старшины.
Дальше написание текста пошло как по маслу. На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых — сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал.
А были ли диверсанты в тех местах?
От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача. Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии. Не комендант, а писатель какой-то!..
Чтоб, значит, насчет женского пола. И насчет женщин тоже будут как положено.
Театральные пьесы и киносценарии 5. Интересные факты В 17 лет Борис Васильев ушел на фронт. В одном интервью он сказал: «Война беспощадна — она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу». В 1915 году офицера отправили на фронт.
После гражданской войны он стал кадровым военным. В мемуарах «Век необычайный» Борис Васильев вспоминал: «В нашей семье никогда не упоминали о прошлом. Его как бы вообще не существовало, а отсчет шел только с Гражданской войны. О том, что было раньше, стали рассказывать мама и, в особенности, тетя Таня уже после смерти отца, в 70-х годах — и то по моим настойчивым просьбам». Мать будущего писателя, Елена Тихонова, принадлежала к знатному дворянскому роду. Ее отец был народником и участвовал в студенческих демонстрациях.
Во время революции он добровольно отдал земли общине, но оставил себе родовое имение и сад. Борис Васильев в детстве проводил много времени с дедом и летом жил в его поместье Высокое недалеко от Смоленска. Воспитанием Васильева занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Васильев вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса.
Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать». Когда Борис Васильев закончил девятый класс, началась война. Семнадцатилетний боец на фронте На фронт Борис Васильев попал в 17 лет. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант. Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню.
А еще это усталость и чувство обреченности, это — сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза.
В 1972 г. Режиссер посвятил его медсестре, спасшей его от смерти на фронте. В следующем году фильм был номинирован на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», став четвертым из девяти фильмов советского кинематографа, удостоенных такой привилегии. Разница между первой публикацией повести «А зори здесь тихие…» и появлением фильма на экранах — всего 3 года. Одно из главных отличий киноленты от оригинальной повести является наличие большого количества слов у старшины Федота Васкова. В печатной версии все его реплики были мыслями вслух, не озвученными фразами. В фильме же им дали новую жизнь и сделали их отдельными высказываниями. По сюжету повести старшине Федоту 32, а Андрею Мартынову на момент сьемок было 26 лет.
Это была его первая роль в кино. Фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» впервые вышел на экраны в 1972 году. И сегодня, спустя десятилетия, фильм Станислава Ростоцкого считается классикой советского кино и одним из лучших фильмов о войне. В Советских школах существовал список фильмов, которые ученики должны были посмотреть в рамках программы образования. Этот фильм так же входил туда. Сегодня же он есть в списках для обязательного ознакомления для тех, кто учится на факультете журналистики. ГЛАВА 13. Съёмка и монтаж: Роман Анкудинов, Артём Алюков. ГЛАВА 14.
"А зори здесь тихие" анализ произведения (3 варианта)
«А зори здесь тихие» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. описание и краткое содержание, автор Борис Васильев, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Название повести «А зори здесь тихие» появилось уже после того, как работа над книгой была окончена.