Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90! Знаменитому скульптору Зурабу Церетели исполнилось 85 лет. Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье.
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства | Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог. |
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии | Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. |
Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства
Экспозиция развернется на двух этажах здания, в котором четверть века назад открылся Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал Зураб Церетели. Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской Академии художеств.
4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители
И это лишь один из многих социально и символически важных памятников архитектурного маэстро нашего времени. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилисской творческой семье: отец Константин Георгиевич 1903 — 2002 известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из старинного грузинского княжеского рода Церетели. Мать Тамара Семёновна Нижарадзе 1910 — 1991 также представительница княжеского рода. Первым человеком, оказавшим влияние на Зураба, оказался его дядя — художник Георгий Нижарадзе. Так что Зураб уже с юных лет общался в среде скульпторов и художников, среди которых были такие мастера как Давид Какабадзе, Серго Кабуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Можно сказать, путь молодого человека был предопределён. В 1952 году Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. В то время в академии сохранялась классическая художественная культура. Там свои знания передавали замечательные мастера из Академии художеств в Петербурге, вынужденные уехать на Кавказ — они несли в себе богатство культуры "серебряного века". К выпуску из академии Зураб подготовил картину "Песнь о Тбилиси", получившую горячее одобрение М.
Однако она не была допущена до защиты из-за "элементов условности". Его стремления найти новые средства выражения привели художника к конфликту с официальным направлением в живописи. Тогда Церетели за две недели нарисовал другой диплом — "Новый человек", изображавший атлета с теннисной ракеткой, который он защитил с отличием. Умение быстро делать новые проекты в будущем очень поможет творцу. Фото: cruiseinform.
Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником. Педагоги были уникальные в Тбилиси. Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси. Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев. Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет! Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии. В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели. Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем. И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав. Когда так работаешь, ты смотришь и переносишь, самое главное собираешь: форму, объем и так далее. Голос за кадром: Шухаев научил Церетели свободе творчества, и не требовал от ученика писать работы в стиле соцреализма. В результате выпускник Тбилисской академии художеств Зураб Церетели представил на суд экзаменационной комиссии свою дипломную работу, созданную под влиянием чуждых советскому искусству импрессионистов, назвав картину поэтично: "Песнь о Тбилиси". Великий Мартирос Сарьян, присутствующий на выпускном экзамене, увидев картину выпускника Церетели, назвал ее потрясающей дипломной работой. Каково же было удивление Зураба, когда картину сняли с защиты под предлогом несоответствия работы высокому званию молодого советского художника. Зураб Церетели: Это была грандиозная сенсация — первый случай, что художника с дипломом снимают. Дмитрий Кириллов: Настоящий скандал. Зураб Церетели: Да, приходил весь город. Я стою, думаю: "Должен жениться. Осталось 12 дней. Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор. И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо! Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту. Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года. Круглая сирота, жившая крайне бедно — не о такой партии мечтали родители Зураба. Брак сына тогда стал для них неожиданным потрясением. Но время все расставило на свои места. Инесса Андроникашвили стала главным помощником талантливого супруга, и сделала все возможное, чтобы о его способностях узнал весь мир. Дмитрий Кириллов: Вы полюбили Инессу с первого взгляда. Вы помните вашу встречу, вообще тот день, когда вы ее увидели? Зураб Церетели: Помню. Я шел в академию, у меня были грязные кисти. Я их брал дома. Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения. Приходи ко мне домой". Я побежал. Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает. Это была Инесса. Мне, честно сказать, понравилось. Дмитрий Кириллов: Что-то нашел в ней свое? Зураб Церетели: Да-да. Много говорили. Я спросил: "Как мама? Никого нет?! А где они? А Инессу воспитывала сестра, они жили вместе, и воспитывал актер Смиранин. У них было две комнаты.
Автор монумента Победы на Поклонной горе и памятника "300 лет Российского флота" на Москве-реке. Герой Социалистического Труда. Член ряда академий, профессор. Гражданин России и Грузии. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси.
Путина по Украине и Крыму [86]. На следующий день, однако, помощник скульптора Сергей Шагулашвили заявил в интервью грузинскому информагентству «Интерпрессньюс» и телеканалу « Рустави-2 », что на самом деле З. Церетели письма не подписывал, и что он «никогда не вмешивается в политику» [87] [88].
С Днем рождения, Зураб Константинович Церетели!
Посмотрите сами. В большинстве случаев маэстро просто лепит ногу слона и придает верхней ее части человекообразное выражение. Из этих ног вылиты наши цари, полководцы, градоначальники и прочие выдающиеся личности. Иногда ему удается приделать к этой колонне руку или даже две, и тогда получается совсем уж настоящая скульптура.
Режиссер Владимир Краснопольский рассказал гостям, что «тени исчезают в полночь» В общем, из Парижа Церетели вылетел состоявшимся мастером больших форм. Хотя его тянуло и к живописи. Но в примитивно экспрессионистской манере.
Она не требует тщательной проработки, что значительно увеличивает плодовитость художника и позволяет писать картины тысячами. Авторитетный меценат Алимжан Тохтахунов Кавказский француз, он славно пришелся ко двору 70-х, когда Советский Союз стремился показать всему миру, мол, и у нас есть творцы, чьи художества не понимает ни один здравомыслящий член Политбюро. Однако мы идем в ногу со временем и поручаем ему украсить ваши дружеские страны своими работами.
Ну кто откажется от культурного обмена с ядерной сверхдержавой? Так, имея за своими плечами могучую поддержку СССР, деятельный Зураб Константинович ваял и отливал по всему миру не на скромные килограммы, а на десятки тонн цветного металла. Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Признанный гений Поздравляя Церетели с юбилеем, министр культуры Владимир Мединский отметил, что скульптор не просто талантливый художник, «но и, наверное, самый гостеприимный в мире человек».
Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I. Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера. Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы.
А скульптура, монументальное искусство требую четкости в исполнении. Действительно, когда в процесс отливки, формовки, выкладки мозаики вовлечены другие люди, важно все четко организовать, чтобы успевать делать все в срок. Но иногда мне кажется, что 24 часа для меня мало… Зураб Церетели заканчивает работу над первым гербом РФ, который будет установлен на здании правительства. Октябрь 1994 года. Вот и сейчас у меня не поменялось мнение. Для меня произведения, как дети. Не могу выделить никого. Все любимые. Есть возможно более значимые, масштабные, но люблю я их все, в каждой моей работе частичка моей души. Над чем работаете?
Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа - ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Очередное гигансткое уродство. К тому же какая-такая "дружба"? И где она? Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России. Монумент, в народе прозванный «шашлыком», представляет собой композицию, составленную из русских и грузинских букв, образующих слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство». А вот после конфликта с Грузией в августе 2008-го отношение к монументу стало и вовсе неоднозначным.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Звание грузинского миллионера Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это. главный художник-оформитель при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Зрителю предоставляются лучшие произведения художника.
Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства
Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники). Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет.
Церетели Зураб Константинович
Я приобрел им квартиру. Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане.
Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил. Так вот, с холодильником — это я был.
Или взять свадьбу Марины с Высоцким. Лиля сделала пирог яблочный. Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил...
А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть. Марина — умирает от смеха.
А она в центре сидела и случайно задела один из столов. Они вдруг опрокинулись. И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол.
Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось. Люда родила двух девочек.
В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь...
Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла. Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком.
У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев.
Моя учительница только и успела помахать мне. Я плакал. Я так ее любил!
Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском.
А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински. Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык. Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни.
Мой старший внук Вася учился в Америке. Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога.
Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале. Поскольку Инесса очень хотела, чтобы все дети были с ней, то постепенно мне пришлось перебросить в Америку и младшего внука Зуку, и остальных. Сейчас Василий — исполнительный директор музея в Москве.
Его жена — дизайнер. Зука закончит школу в Америке и вернется... Меня воспитывали те русские педагоги, которых после революции сослали в Сибирь, а оттуда на Кавказ.
В то время нельзя было имя Пастернака произносить, но они мне еще в школе заложили, что это — великий человек. Они отдали свой талант, образование, чтобы мы, их ученики, твердо стояли на ногах. Я как будто жил в России и получал российское образование.
Своей грузинской учительнице я обязан хорошим знанием образов Петра I, Екатерины, Шувалова.
Продолжил обучения он в родном городе на факультете живописи в Академии художеств. Начало пути Первым местом работы Церетели стал Институт истории, археологии и этнографии в городе Тбилиси, который существовал при Академии наук Грузии. Его приняли на должность архитектора. Свою деятельность Церетели сосредоточил на монументальном искусстве и его достижения были высоко оценены. Он был назначен председателем монументальной секции Союза художников Грузии, а с 1967 года отвечал за оформление курортов Грузии. При его непосредственном руководстве был создан современный облик таких известных городов как Боржоми, Сухуми и Гагры.
Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
В 1960-1963 годах Церетели работал штатным художником в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Грузии, путешествуя по всей республике в рамках исследовательских экспедиций, открывая ее древние памятники, традиции народного искусства и богатую материальную культуру. В 1964 году художник совершил свою первую зарубежную поездку во Францию по приглашению дяди и тети своей жены. Он пробыл в Париже три месяца, посещал курсы творческого мышления и посетил Пабло Пикассо в его студии.
Этот опыт был решающим для Церетели, поскольку он изменил его понимание того, что значит быть художником. На него произвели большое впечатление методы работы Пикассо: виртуозное взаимодействие мастерства и воображения, свободный, беспрепятственный переход от живописи и рисунка к керамике и бронзовой скульптуре. Во время последующей поездки в город он также познакомится с Марком Шагалом, черпая вдохновение в детской непосредственности его поэтических пейзажей мечты в живописи и витражах. После возвращения на родину карьера Церетели приняла новый оборот, когда он стал главным проектировщиком советских курортных комплексов на Черном море, в частности в Пицунде 1967 и Адлере 1972. В этих масштабных работах он получил возможность реализовать свои идеи по сочетанию монументальной скульптуры, архитектурных пейзажей и ярких трехмерных мозаичных композиций с природными и символическими мотивами.
Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023
Гений современности». На экспозиции в Казани представлено 120 произведений. Родители Зураба Константиновича не были причастны к творческим профессиям — мать Тамара Нижарадзе являлась домохозяйкой, отец — Константин Церетели работал горным инженером и преподавал в техническом вузе. Любовь к живописи привил Зурабу его дядя Георгий Нижарадзе. Именно в его доме мальчик видит многих известных художников Грузии. В 1952 году Церетели поступает в Тбилисскую государственную Академию художеств, в 1958 году был принят на работу в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии на должность художника-архитектора, далее был назначен председателем монументальной секции Союза художников Грузии, а с 1967 года был ответственным за оформление курортов Грузии — в городах Гагры, Сухуми, Боржоми и других. Произведения, созданные мастером, разошлись по музеям, галереям и частным коллекциям по всему миру.
Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества. Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда». Имена С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя. Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В. Высоцкого, И. Бродского, Р. Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012. Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М. Ростроповича, О. Табакова, Н. Михалкова, В. Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А. Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В. Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей. Памятник А. Солженицыну — особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А. Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А. Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер — как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному». Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А. Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу — знак непреходящей боли за родину. Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели. В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя — не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность , особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду. Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века — Казимиру Малевичу 2013 и Василию Кандинскому 2013. В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников.
В Гульрипш приезжали многие поэты, писатели, композиторы. Там была уникальнейшая атмосфера, знаете, для творчества, вдохновение. Море, солнце, доброта, гениальные люди, которые дышали искусством. Это ощущение счастья, которое у меня связано с этим местом и, главное, с людьми, которые там были со мной, на всю жизнь. Многие также приходили ко мне в мастерскую на Тверской бульвар. Многое мы переживали вместе. Все мои любимые друзья были живы, здоровы, любили жизнь. Множество интересных встреч, друзей, прекрасное время. Я много работал, постоянно был занят, но это удивительное время постоянного движения. Время оттепели — это момент, когда я фактически встал на ноги. Уже в середине 60-х архитекторы Ашот Мндоянц и Михаил Посохин пригласили меня, молодого художника, поработать в Пицунде. И это был шанс, я смог себя показать. Потом Адлер, потом все остальные мои монументальные проекты. А время застоя для меня тоже прошло очень бурно, в постоянных поездках, проектах — представилась возможность побывать за рубежом, потом в качестве главного художника МИДа оформить целый ряд посольств и представительств СССР. В 1979 году я преподавал в Брокпортском университете, на факультете искусств штат Нью-Йорк , установил первые два памятника в США. Работал в Токио, в Бразилии, в Нью-Йорке... Были разные моменты в жизни, и сложные тоже. Но я помню очень много хорошего и светлого. Оно для меня сейчас в авангарде. Вообще, я такой человек — не умею грустить. Всегда стараюсь найти в жизни даже в тяжелые моменты что-то хорошее. Меня так бабушка научила, по-христиански, любить Бога и ближнего своего. Ценить жизнь и уметь радоваться самому за других. Поэтому я не разделяю жизнь на эпохи, для меня это единый процесс, в котором случались моменты абсолютного счастья и радости, за что я благодарен друзьям, родным и любимым людям. Что вам дал тогда этот опыт? Огромный объем работы, такое событие мирового значения. Мне как художнику всегда очень интересно было работать в синтезе монументального искусства и архитектуры. И вот там на олимпийских объектах я получил такую возможность. Некоторые объекты фактически делал в авральном режиме, так как сроки выполнения по ним сорвали. Чем оно дольше живет, радует, чем дольше к нему интерес, тем лучше, удачнее этот памятник! Вот мы все когда-нибудь уходим, а искусство наше остается жить дальше. Так что, мне кажется, главный памятник каждый из нас, художников, еще при жизни создает себе сам. Ну а дальше, как говорится, время покажет. Любой, самый обыкновенный предмет можно показать интересно. Ведь он — целый мир. Вот интересное лицо, необычное, тоже вдохновляет. Не обязательно, чтобы красивое, важно найти в нем что-то особенное. Люди вокруг, добрые глаза, улыбки, цветы. Я счастливый художник — не жду долго вдохновения. Утром встал и пошел в мастерскую писать. Вот это для меня счастье! Холсты, кисти, краски всегда готовы. Сейчас сделал интереснейшую серию — большие холсты, двухметровые и маленькие взял совсем, сантиметров тридцать. Было интересно менять масштаб, найти образы. Либо иду в скульптурную мастерскую на улице Зорге. Много разных предложений приходит и из России, и из других стран. Смотришь, что интересно, что можешь сделать. Вот заканчиваю свой новый музей — это, в сущности, моя мастерская и одновременно музей в Переделкине. В свое время эту дачу наше государство подарило Фернану и Наде Леже. Я был хорошо знаком с мадам Леже, и ей было интересно мое творчество. Она всегда меня поддерживала, хвалила. И как-то даже говорила, что подарит эту дачу мне. Потом, после ее смерти родственники мне предложили купить дачу, я тогда не понимал, для чего. А позже так сложилось, что стал чаще приезжать туда. Сегодня провожу здесь много времени.
Когда он рисует, говорит, что поет, даже сам того не замечая. Потому что в этот момент отключается от действительности и существует как будто в другом мире живописи. И там ему хорошо. С 1997 года Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. Как обычно я это делаю: 4 января я всегда отмечаю в кругу близких. Но обязательно проведу часть дня в мастерской - за работой, - говорит Зураб Церетели. Или у вас в сутках не 24 часа, а больше? Сегодня часто вспоминаю Василия Шухаева русский и советский живописец, график, сценограф, педагог — Ред. Он научил меня, что главное - поймать первое впечатление. Я рисую и пишу быстро.