Цели деятельности центрального банка РФ его функции и задачи. Согласно закону о ЦБ, «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» закрепляет положение о том, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России.
Цель деятельности Банка России: получение прибыли или нечто большее?
Получение прибыли как главная цель деятельности Банка России — финансовая устойчивость на первом месте. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Исходя из указанных целей, Банк России осуществляет функции органа монетарной власти, органа банковского регулирования и надзора, расчетного центра банковской системы, банкира правительтва. Таким образом, получение прибыли является неотъемлемой и важной частью деятельности Банка России, которая способствует обеспечению стабильности финансовой системы и эффективному функционированию банковской системы в целом. Однако, по закону, получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Центробанк занялся бизнесом всерьез
Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Статья 30. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Стоит отметить, что ЦБ РФ преследует в большей степени некоммерческие цели: защита и обеспечение стабильности национальной валюты; непрерывное развитие и обеспечение стабильности банковского сектора РФ; обеспечение устойчивости и развития отечественной платёжной системы; развитие российского рынка финансов. Можно сказать, что получение чистой прибыли не является целью деятельности Центрального Банка РФ. Таким образом, обобщая сведения о правовом статусе Банка России, можно сделать следующие выводы. Банк России: является публичным юридическим лицом; осуществляет функцию выпуска денежных знаков, защиту и обеспечение стабильности национальной валюты РФ; независим от прочих государственных органов. Центральный Банк РФ является самостоятельным, независимым субъектом, обладающим с особым статусом, который относится к группе юридических лиц, однако, отличается специфическими особенностями организации, целями, конституционно-правовым функционалом в области обеспечения эмиссии денежных знаков и стабильности национальной валюты, защиты и обеспечения интересов государства, частных лиц и экономических субъектов.
Банк России имеет свои золотовалютные резервы, состав которых он определяет самостоятельно. Золотовалютные резервы—14бэто активы Банка России. Он их наращивает в ходе проведения своей курсовой политики продажи рублей в обмен на иностранную валюту. И наоборот, в случае необходимости он может продавать его в обмен на рубли, для того чтобы поддержать курс рубля. Федеральным законом «О Центральном Банке РФ» не устанавливается, где Банк России обязан размещать свои активы, и в частности золотовалютные резервы. Он не запрещает Банку России размещать их на депозитах за рубежом.
Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации далее — Государственная Дума , которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации и членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации ; направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.
Другие книги автора
- Центробанк занялся бизнесом всерьёз
- Прибыль: основная цель Банка России?
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- Статья 3 \ КонсультантПлюс
Прибыль ЦБ РФ в 2023 году составила 140 миллиардов рублей
- Банк РФ получил прибыль первый раз с 2016 года
- Тайны Центрального Банка. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.
- Защита документов
- Навигация по записям
- Является ли получение прибыли целью деятельности Банка России
- Вопрос. Цели деятельности и функции Банка России — Студопедия
Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!
Доходы Банка России в 2023 году составили 859,3 миллиарда рублей в 2022-м — 541 миллиард , расходы — 718,9 миллиарда рублей в прошлом году — 1,3 триллиона. По закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Три четверти заработанного после уплаты налогов и сборов ЦБ перечислит в федеральный бюджет, а остальное остается в его распоряжении, чтобы в том числе быть направленным на покрытие образовавшихся ранее убытков, указывается в сообщении.
Реализация законов, по первоначальной оценке ЦБ, должна была обеспечить привлечение в 2016 году в федеральный бюджет дополнительно 56 млрд рублей. Это учтено в проекте федерального бюджета на следующий год. Однако впоследствии первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщила журналистам, что в связи с уточнением ЦБ прогноза по прибыли в бюджет дополнительно может поступить лишь 22 млрд рублей, то есть на 34 млрд рублей меньше. Эта недостача будет компенсирована за счет дополнительных доходов бюджета, пояснил позже глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
На открытом рынке ЦБ покапает или продает ценные бумаги. Как правило, такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги. Механизм проведения операций на открытом рынке сводится к следующему. Для оживления экономики ЦБ проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У КБ и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля. Если ЦБ выступает на открытом рынке на стороне предложения, у него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.
КБ и их клиенты, покупая ценные бумаги государства, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы использовать для развития реального сектора экономики. Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к использованию кредитными институтами части своих резервов. Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой ЦБ, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Таким образом, из выше изложенного, можно отметить, что наиболее часто ЦБ прибегают к регулированию валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большее внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых отношений.
Глава 2. Регулирование денежно-кредитной политики страны со стороны Центрального Банка Контроль за денежно-кредитной системой государства В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора: 1. В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки например, Великобритания, Италия, Россия ; в других принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами например, США, ФРГ. Организация банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее предпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного органа. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.
В соответствии с Законом 1987 г. Банк Англии учреждает комитет, носящий название Совета по надзору за банковскими учреждениями. Совет объединяет трех членов ex officio управляющего, его заместителя и исполнительного директора Банка Англии, отвечающего за осуществление надзора за учреждениями, которым разрешен прием вкладов и шесть независимых членов, назначаемых совместно канцлером казначейства и управляющим Банком Англии на пять лет. После консультаций с Банком Англии казначейство может издать приказ об изменении в ту или другую сторону числа членов Совета. При этом, однако, в Совете должно сохраняться большинство независимых членов. Отчеты о деятельности Совета составляются им ежегодно. С 1961 г.
Банк Англии публикует ежеквартальный бюллетень, содержащий статистические данные о банковских учреждениях. В силу Закона о банковской деятельности 1979 г. Совет должен осуществлять управление фондом охраны банковских вкладов, образуемым на случай острой нуждаемости учреждений, которым разрешен прием вкладов, в денежных средствах при несостоятельности. Фонд образуется за счет вкладов, вносимых этими учреждениями на счета Банка Англии, который по возможности инвестирует эти средства и передает полученную прибыль фонду.
Банк России обладает финансовой независимостью, осуществляя свои расходы за счет собственных доходов, и не имеет регистрацию в налоговых органах.
Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в его деятельность. Задачами Центрального Банка является обеспечение стабильности рубля, контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков. Таким образом, целью деятельности Банка России не является получение прибыли. Банк России выполняет следующие функции: 1. Эмиссия, то есть выпуск национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.
Центральный банк обладает абсолютной монополией на выпуск денег. Осуществление национальной денежно-кредитной монетарной политики. Монетарная политика - это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения в стране и обеспечение устойчивости экономики в ней. Главной задачей денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения путем влияния на инфляцию, экономический рост и безработицу. Банкир правительства.
Будучи банкиром правительства, Центральный Банк хранит на своих счетах средства государственного бюджета и государственных займов. ЦБ РФ является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования коммерческих банков, т. Хранение золотого и валютного запаса страны. Все золото, добываемое государством, хранится преимущественно в форме монет и золотых слитков, что составляет большую часть золотого запаса страны. Подобный резерв — это значительная составляющая золотовалютного фонда страны.
Право на использование этого стратегического запаса имеет Центробанк России. Роль Центрального Банка значительна в условиях нынешней экономики. Список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех остальных является обеспечение устойчивости национальной валюты и снижение темпов инфляции.
В ФЗ «О ЦБ РФ» особо отмечено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Специалисты знают, что банки Уолл-стрит получают хорошие прибыли благодаря своей приближенности к головным структурам ФРС прежде всего, к Федеральному резервному банку Нью-Йорка. Механизм достаточно прост: банки Уолл-стрит получают «дешевые» сегодня — почти бесплатные деньги из «первых рук», а затем пускают их в разные прибыльные дела — кредиты, инвестиции, спекулятивные игры на фондовом и валютном рынках и т. В том числе проводя операции, получившие название «carry trade». Иностранные банки, приближенные к ФРС, полюбили операции carry trade в России, где процентные ставки по многим финансовым инструментам составляют 15 и даже 20 процентов годовых. За счет разницы в процентных ставках «хозяева денег» получают бешеные деньги в России.
Но зачем нам изучать заокеанский опыт Федерального резерва не афишируемое зарабатывание прибыли центральным банком , когда перед нашими глазами есть пример Банка России? Хотя закон о Банке России и декларирует, что получение прибыли не является целью Центробанка, однако таковую он получает исправно каждый год. Так, в последнем годовом отчете ЦБ сообщается, что его прибыль в 2016 году составила 43,745 млрд рублей против 112,575 млрд рублей прибыли в 2015 году. Правда, возникает деликатный вопрос: как определить, преследовал ли Центробанк цель получения упомянутой в отчете прибыли или же всё получилось «само собой»?
На такой «философский вопрос», пожалуй, не сможет ответить самый дотошный аудитор. И даже прозорливец, умеющий «читать человеческие души». Но поверим в честность и законопослушность чиновников Центробанка и примем за аксиому, что зафиксированная в годовом отчете прибыль возникла «сама собой», что никакого «целеполагания» не имело места. Спустимся на грешную землю.
И от философии перейдем к бухгалтерскому учету. Все финансисты знают, что бизнес-структуры, имеющие дочерние подразделения, должны представлять также консолидированную отчетность, отражающую деятельность и итоги деятельности не только «мамы», но и ее «дочек» а при необходимости и «внучек». Центральный банк как финансовый мегарегулятор таковым он стал четыре года назад должен показывать пример правильного составления финансовой отчетности всем своим подопечным. Но он этого почему-то не делает.
Ведь ЦБ является «мамой», у которой уже давно есть любимая «дочка». И зовут ее «Сберегательный банк Российской Федерации». Более того, родственные отношения Банка России и Сберегательного банка зафиксированы в Федеральном законе о Центробанке в статье 8. Процитирую первую часть этой статьи: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации далее — Сбербанк. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона». Между прочим, у «дочки» по имени «Сбербанк» есть еще свои «дети», которые для Банка России будут считаться «внучками».
Одна из таких «внучек» — Sberbank Europe AG. Как можно догадаться по названию, она действует в Европе, штаб-квартира — в Вене Австрия. В свою очередь, у этой «внучки» имеется своя «дочка», которая действует на Украине, ее официальное имя — VS Bank. В структуру VS Bank Украина входит 48 филиалов.
Есть у «Сбера» на Украине и «дочка». Она называется ПАО «Cбербанк». Этим банкам запретили выводить капитал за пределы Украины.
Это специальное разрешение на право осуществления определенного вида деятельности, которое выдается государственным органом предпринимателю. При этом самому государственному органу лицензия не нужна, его разрешение на работу содержится в законе или ином правовом акте, исходящим от государства.
Разрешение на осуществление Центральным банком банковской деятельности содержится в Конституции РФ статья 75 , федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации Банке России », «О банках и банковской деятельности». В Конституции РФ статус Центрального банка определен нечетко. Статья 75, посвященная Центральному банку, даже расположена в Конституции РФ странно: в главе 3 «Федеративное устройство». Статья 75 говорит о том, что Банк России имеет исключительное право на денежную эмиссию. Далее, основной функцией Центробанка Конституция РФ называет защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Дальше еще интереснее: эту функцию Банк России осуществляетнезависимо от других органов государственной власти как, совсем независимо? Даже от Правительства и Минфина? Центральный банк тут не упоминается, то есть Конституция РФ не считает Центральный банк РФ органом государственной власти. Почему же тогда этот особый Банк получает функции, от которых зависит суверенитет страны? Закон о Центробанке наделяет его полномочиями издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Еще одно странное полномочие для «просто» банка кстати, коммерческой организации, по определению.
ЦБ не может быть хозяйственным обществом в силу того, что все его имущество признается федеральной собственностью и не делится на доли. По статусу он ближе всего к государственным унитарным предприятиям, которые ГК РФ относит к коммерческим организациям. ЦБ не должен проходить государственную регистрацию в качестве юридического лица. В отношении него не установлен орган государственной регистрации. Коммерческие банки в соответствии с законом регистрирует ЦБ.
Но он не может сам осуществлять собственную государственную регистрацию. Еще одно противоречие состоит в том, что ЦБ, являясь, по сути, коммерческой организацией, наделен полномочиями органа государственной власти, что в настоящее время запрещено Законом о конкуренции. Выполняя функции органа государственной власти контрольные, нормотворческие, организационные , ЦБ не входит в структуру органов государственной власти. Он не может быть отнесен к законодательной и судебной ветвям власти. Вместе с тем, по Конституции РФ он независим от органов исполнительной власти ст. Независимость ЦБ порождает ряд споров относительно его имущества.
Контроль над использованием федеральной собственности в РФ осуществляет Министерство государственного имущества, то есть правительственный орган. Независимость ЦБ, однако, не допускает возможности правительственного контроля над деятельностью ЦБ. Поэтому Закон о ЦБ установил, что Банк России владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом независимо от органов исполнительной власти, что его имущество не может быть изъято или обременено обязательствами передано в залог, например без согласия Совета Директоров ЦБ.
Любой ценой. Даже порой в ущерб интересам клиентов и государства. Но это особая тема, выходящая за рамки данной статьи.
По данным Банка России, по итогам 2016 года чистая прибыль всего банковского сектора РФ а это около 600 кредитных организаций составила 930 млрд. Если бы Банк России составлял консолидированную финансовую отчетность с учетом Сбербанка как своей «дочки», то общая сумма чистой прибыли оказалась бы равной округленно 586 млрд. Выше я приводил цифры по банковской системе США. А у нас прибыль Сбербанка превысила прибыль Центробанка в 12,4 раза! Безусловно, Сбербанк никогда и близко не приблизился к таким рекордным показателям, если бы его не опекала «мама». Об этом хорошо знают профессиональные банкиры и догадываются некоторые наиболее любознательные клиенты Сбера.
Фактически в банковском секторе Российской Федерации «бал правит» Банк России. Но не только как финансовый мегарегулятор о чем мы каждый день узнаем из СМИ , но также как главный участник банковского бизнеса в России о чем российские СМИ говорят и пишут крайне редко. Наши либералы от экономики любят рассуждать о «свободном рынке, о «засилье государства» в российской экономике, о «вреде монополий», но при этом почему-то в упор не видят, что большей монополии в нашей экономике, чем Сберегательный банк, наверное, нет. Проблема монополизма в банковском секторе усугубляется тем, что монополистом выступает, в конечном счете, Банк России, который одновременно является финансовым мегарегулятором. Возникает так называемый «конфликт интересов». Такого откровенного и беспардонного «конфликта интересов» нет ни в одной банковской системе сегодняшнего мира.
Я не юрист, но хотел бы задать вопрос нашим специалистам по банковскому праву: разве получение астрономических прибылей Сберегательным банком России не является нарушением статьи 3, гласящей, что «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России»? Видимо, в силу того, что никто не поставил вопроса о нелегитимности подобной схемы организации банковского дела в России, Банк России решил и дальше погружаться в банковский бизнес. Летом этого года Центробанк принял решение о санации одного из гигантов нашего отечественного банковского бизнеса — банка «Открытие». Санации были и раньше. Но они осуществлялись за счет привлечения новых инвесторов как из банковского, так и небанковского секторов экономики , а также за счет кредитов Банка России и фактически ассоциированного с ним Агентства страхования вкладчиков АСВ. В этом году заработал новый механизм санации.
За счет средств Банка России был создан Фонд консолидации банковского сектора, специально предназначенный для санации банков. Тонкость заключается в том, что деньги из Фонда будут выдаваться санируемым банкам не в виде кредитов, а в виде инвестиций. Проще говоря, Банк России через Фонд будет входить в акционерный капитал коммерческих банков. Кстати, вопрос к нашим юристам: как указанное решение Банка России соотносится со статьей 8 Федерального закона о ЦБ? Напомню один фрагмент из нее: «Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами». Внимательно слежу за последними законами, но никакого федерального закона, легализующего решение Банка России о вхождении в капитал банка «Открытие», не было.
Видимо, мы вступаем в те времена, когда начинает действовать принцип: «целесообразность выше закона». Именно так действовали революционеры во все времена, в том числе в революции 1917 года. Несколько позднее было объявлено о санации по такой схеме еще одной кредитной организации — БИН-банка. Правда, по указанному банку процент участия Банка России в капитале еще не определен. Банк России говорит о том, что его участие в капиталах коммерческих банков — временное.
Презентация 86-ФЗ
По закону «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». 75% доходов регулятора, после выплаты налогов и сборов, перечисляется государству. А. Основной целью Банка России является получение прибыли. Получение коммерческой прибыли не относится к целям центрального банка.
Защита документов
Однако, по закону, получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Цели деятельности центрального банка РФ его функции и задачи. от 23.07.2013 N 251-ФЗ) Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Согласно закону о ЦБ, «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Можно сказать, что получение чистой прибыли не является целью деятельности Центрального Банка РФ.
Задание МЭШ
Коллегиальный орган — Национальный совет, в который входят 12 человек. Что входит в компетенцию совета — все это определяет ФЗ-86. Здесь же разъясняются права и обязанности Председателя; взаимоотношения регулятора с органами власти. Ключевая функция Банка России — участие в разработке экономической политики в стране; отчетность. Центробанк регулярно направляет правительству ежегодный отчет по проделанной работе и аудиторское заключение; денежно-кредитная политика; международная деятельность и пр. Закон четко разъясняет, что такое Центробанк, какие задачи он выполняет. Это важный финансовый институт для страны, имеющий особый статус, он кардинально отличается от всех других банков страны, путь и системно-значимых. Если рассматривать организационно-правовой статус, то ЦБ — это юридическое лицо с территориальным расположением в Москве. Функции Центрального Банка РФ осуществляются вне зависимости от любых органов власти. Важная функция ЦБ РФ — организация денежного обращения Именно регулятор занимается тем, что разрабатывает методы защиты денежных знаков , занимается изготовлением банкнот, отслеживанием их оборота.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек. На деле, этот орган — фикция для демонстрации псевдосогласованности решений главного органа ЦБ — Совета директоров, с позицией органов государственной власти. Национальный банковский совет, по сути, не производит никаких решений, он лишь утверждает, по предложению Совета директоров, как это написано в статье 13, объём разного рода административно-хозяйственных расходов — содержание служащих ЦБ, капитальные вложения, пенсионное обеспечение служащих и прочее, рассматривает отчётность ЦБ, рассматривает проекты совершенствования банковской системы, исполнение сметы расходов ЦБ. В общем, большинство функций этого органа сведены к каким-то второстепенным утверждениям, на основе решений Совета директоров, и к рассмотрениям разной информации, связанной с ЦБ, что вообще пустышка — бабушки на лавочке тоже могут рассматривать действия власти, например, но тем самым они не производят решений. Интересно, что Нац. Лишь несколько функций Нац. Орган, действительно принимающий решения — Совет директоров.
В Совет директоров входит Председатель и 12 членов ст. Статья 15. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности: - по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России; - до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. То есть, предлагать кандидатуры может только Председатель ЦБ. И теперь самое интересное. Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях: - истечения срока полномочий; - невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; - подачи личного заявления об отставке; - совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; - нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Получается, Председателя можно назначить, но снять не может никто, если не будет форс-мажора. И то же самое с членами Совета директоров, назначить Гос. Дума может, а вот снять не может ни один орган власти, без команды Председателя.
Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие: абзац утратил силу. В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. Часть седьмая утратила силу с 1 сентября 2013 года. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения. Статья 8. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации далее - Сбербанк. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона. Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Действие частей первой и пятой настоящей статьи не распространяется на операции Банка России на открытом рынке, совершаемые в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона. Банк России в целях обеспечения устойчивости рубля вправе создавать и или участвовать в капитале организации, осуществляющей деятельность по доверительному управлению активами Банка России, а также активами, переданными в ее управление Российской Федерацией, государственными корпорациями, созданными Российской Федерацией, и иными публично-правовыми образованиями или организациями, включая иностранные, для осуществления инвестиций в Российской Федерации и или в иностранных государствах.
Sabaytis 1 Часть ЗВР у нас действительно в евро, однако когда учитывается объем ЗВР, он номинирован в долларах, к которым переводится через текущую стоимость активов там еще золото у нас в баксе. Так что цифра 513. Lernor 1 Поэтому нас и пугают вероятностью скачка курса до 46 рублей. А раз это не происходит, нам что-то недоговаривают. Данные я беру с сайта ЦБ РФ, где их оперативно пересчитывают в соответствии с курсовкой. Во-вторых, режима currency board у нас нет и достаточно давно. В-третьих, наличие режима currency board напрямую противоречит возможностям выпуска ЦБ РФ облигаций, номинированных в рублях, а таковые Россия совсем недавно благополучно выпустила, аж на 329. И с успехом, надо сказать, их продала. Попробую разобрать её подробно. Итак, пойду по тезисам и выделенным жирным цитатам: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства" - цитата из той же 2 статьи того же закона. Трактуется как доказательство независимости ЦБ. Смотрим в исторические документы, в положения о Госбанке от 1988 года - Статья 3 часть 2. Правительство СССР и правительства союзных республик, а также их центральные и местные органы не несут ответственности по обязательствам Госбанка СССР" Более того, в самом первом законе от 1923 года - та же история! Это классический юридический шаг, который проводит каждое государство для того, чтобы в случае кризиса, можно было бы обанкротить ЦБ, не расплачиваясь за его долги своей собственностью. Да, дефолт такого рода штука неприятная, но без этой статьи была бы еще хуже. Таки пойдем далее... Но это ни разу не независимость потому как управляет ЦБ кто? Скажете, председатель ЦБ РФ - совсем немного ошибетесь. Потому что председатель осуществляет текущее оперативное управление. Стратегию и глобальные вопросы он не решает. При этом - оппа-па! Это статья 5 текущего закона, на который я уже ссылался. А управляет Банком России - Национальный Банковский Совет - в который, согласно, тому же закону, входят - 2 участника от Совета Федерации, 3 депутата от Думы, 3 представителя президента РФ, 3 представителя правительства и, наконец, председатель Банка России. Таким образом, управление принадлежит в равной степени всем ветвям власти. Lernor: Но не Банк. Дальше хитрый пассаж про ЗВР, который лежит за рубежом. Фишка в том, что он и должен лежать там. Хотя, если будут какие-то вопросы - готов на них ответить. И да, при прочих равных, пользуйтесь первичной информацией - законами, положениями и т. Потому что не в первичке такого можно нарыть - волосы дыбом встанут. А первичка есть в сети в открытом доступе... Lernor 2 И все же я сомневаюсь. Допустим, такое хитрое законодательство придумано на случай полной безответственности государства за провал. Но и это не исключает того что ЦБ не принадлежит РФ. Раз он ни за что не в ответе. Более того, зная из практики, когда бизнес ведется с подставными учредителями и директорами, при этом бабло исправно делится и судьбы в решении предприятия принимаются, так и тут нет необходимости юридического закрепления того, что есть кто-то еще. Достаточно того, что ЦБ как бы вообще ни при делах в любых обстоятельствах. А там ведь они тоже государству не принадлежат. Sabaytis "Но и это не исключает вероятности того что банк не принадлежит РФ" Вся собственность ЦБ РФ является федеральной собственностью - ничего частного в нем нет, равно как и иностранной собственности - разве что счета, которые в ЦБ заведены другими юр. Он обязан давать перед Думой отчет по деятельности ЦБ и та вправе вызывать его или членов Совета Директоров для ответов на вопросы. Управление осуществляет НБС, в котором представители всех ветвей власти, кроме судебной. И ни одного частного лица. Система устроена так, что только коллегиально все ветви власти могут осуществлять управление - никто не может "тянуть одеяло" на себя. Никаких иностранных резидентов в НБС нет. Равно как и частных лиц. Основные направление государственной кредитно-денежной политики рассматривает Дума, она же изучает годовой отчет ЦБ. Где здесь хоть какие-то следы частной собственности или иностранного влияния? Каким образом в таких условиях ЦБ может вдруг не принадлежать России? Да, в Европах есть случаи, когда государство допускало участие в капитале и управлении ЦБ частных собственников - вот там национализация действительно имела смысл потому как такой банк не в состоянии принимать решения исключительно в государственных интересах. Или тот же анекдотический случай с ФРС, которая вообще частная конторка... Откуда пошла нелепая идея национализации ЦБ - ума не приложу. Как можно национализировать федеральную собственность, в принципе - в какую еще более государственную её перевести? А если речь идет всего лишь об изменении структуры управления ЦБ, то это во-первых, не национализация, а реструктуризация. Во-вторых, в управлении ЦБ - исключительно гос. Кого надо туда еще включить такого государственного, чтобы стало еще государственнее? Вот и получается, что все эти разговоры или от недовольства кредитно-денежной политикой ЦБ или от недостаточной осведомленности о том, как обстоят дела с управлением ЦБ РФ. Миф, одним словом... Lernor Улыбаете. Отсутствие иностранных резидентов или частных лиц в управлении не значит, что ЦБ не преследует целей не резидентов. Давайте вспомним депутатов Гудкова и Пономарева, например. Они резиденты и депутаты, но преследуют интересы отнюдь не действующей власти. Проще говоря, купленное западом большинство в Думе и контролирует ЦБ. Так как они и назначают нужных людей. Прозрачность сохраняется.
Целью деятельности банка россии является получение прибыли
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях: - истечения срока полномочий; - невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; - подачи личного заявления об отставке; - совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; - нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России. Получается, Председателя можно назначить, но снять не может никто, если не будет форс-мажора. И то же самое с членами Совета директоров, назначить Гос. Дума может, а вот снять не может ни один орган власти, без команды Председателя. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек ст. Основополагающие решения в денежно-кредитной политике России могут принимать 4 человека с подписью пятого — Председателя, снять с должности которых, без форс-мажора, не может ни один орган государственной власти. Кроме прочего, члены Совета директоров хоть и не могут работать по совместительству и занимать должности в банках, могут иметь и приобретать акции доли банков, получается, могут быть заинтересантами решений в угоду отдельных банков, единственное «ограничение» — они должны уведомить Совет директоров об этом ст. В статье 18 перечислены функции Совета директоров.
Самые важные, наверное, эти: 9 принимает решения: - о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; - об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; - о величине резервных требований; - об изменении процентных ставок Банка России; - об определении лимитов операций на открытом рынке; - об участии в международных организациях; - об участии о членстве Банка России в капиталах организаций организациях , обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о порядке формирования резервов кредитными организациями; Очень много функций прописано, основополагающих. Самый забавный пункт статьи 18 — «8 устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России». Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Целями деятельности Банка России являются: - защита и обеспечение устойчивости рубля; - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Что должен делать ЦБ или что вправе, не вправе, подробно раскрывается в главах с 4 по 15. Из интересного — Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда. Банк России сотрудничает с МВФ по различным направлениям: - представители Банка России принимают участие в весенних сессиях и ежегодных собраниях МВФ и Всемирного банка; - представители Банка России принимают участие в рабочих встречах и консультациях со специалистами МВФ, а также в подготовке материалов и комментариев. Фонду предоставляется отчетная информация, предусмотренная договоренностями между Россией и МВФ; - начиная с 2010 года Россия, как страна, имеющая системно значимый финансовый сектор, проводит оценку состояния финансовой стабильности экономики в рамках совместной для МВФ и Всемирного банка Программы оценки финансового сектора FSAP ; - в целях обеспечения соответствия практики распространения важнейших экономических показателей требованиям международных стандартов по качеству и срокам публикации 31 января 2005 г. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Статья 2. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
По сути Национальный финансовый совет — это некий надзорный орган, аналог наблюдательных советов в акционерных обществах. Но при формальной широте полномочий реальное влияние НФС на ключевые макроэкономические решения ЦБ остается весьма ограниченным. Например, в марте 2023 совет оценивал качество аудита годовой финансовой отчетности Банка России. Кому принадлежит и подчиняется Центробанк Банк России — государственная структура. Все его имущество является федеральной собственностью, включая уставный капитал размером 3 млрд рублей. При этом ЦБ предоставлена полная имущественная и финансовая самостоятельность. Центробанк распоряжается по собственному усмотрению в том числе вверенными резервами. Например, может обменять все золото из золотовалютного запаса страны на казахские тенге, и это будет законно. При этом без согласия Центробанка никто не может изъять или наложить обременение на государственные финансовые запасы. По закону ЦБ не отвечает по обязательствам государства. То есть в случае угрозы дефолта Банк России со всем своим огромным капиталом может остаться в стороне. Более того, он даже не вправе кредитовать российское государство, в том числе для покрытия дефицита бюджета. Эти особенности федерального законодательства часто используют сторонники теорий заговора, которые считают, что Банк России — это филиал Международного валютного фонда и вассал американских магнатов.
Как правило, такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги. Механизм проведения операций на открытом рынке сводится к следующему. Для оживления экономики ЦБ проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У КБ и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля. Если ЦБ выступает на открытом рынке на стороне предложения, у него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. КБ и их клиенты, покупая ценные бумаги государства, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы использовать для развития реального сектора экономики. Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к использованию кредитными институтами части своих резервов. Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой ЦБ, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Таким образом, из выше изложенного, можно отметить, что наиболее часто ЦБ прибегают к регулированию валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большее внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых отношений. Глава 2. Регулирование денежно-кредитной политики страны со стороны Центрального Банка Контроль за денежно-кредитной системой государства В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора: 1. В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки например, Великобритания, Италия, Россия ; в других принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами например, США, ФРГ. Организация банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее предпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного органа. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений. В соответствии с Законом 1987 г. Банк Англии учреждает комитет, носящий название Совета по надзору за банковскими учреждениями. Совет объединяет трех членов ex officio управляющего, его заместителя и исполнительного директора Банка Англии, отвечающего за осуществление надзора за учреждениями, которым разрешен прием вкладов и шесть независимых членов, назначаемых совместно канцлером казначейства и управляющим Банком Англии на пять лет. После консультаций с Банком Англии казначейство может издать приказ об изменении в ту или другую сторону числа членов Совета. При этом, однако, в Совете должно сохраняться большинство независимых членов. Отчеты о деятельности Совета составляются им ежегодно. С 1961 г. Банк Англии публикует ежеквартальный бюллетень, содержащий статистические данные о банковских учреждениях. В силу Закона о банковской деятельности 1979 г. Совет должен осуществлять управление фондом охраны банковских вкладов, образуемым на случай острой нуждаемости учреждений, которым разрешен прием вкладов, в денежных средствах при несостоятельности. Фонд образуется за счет вкладов, вносимых этими учреждениями на счета Банка Англии, который по возможности инвестирует эти средства и передает полученную прибыль фонду. Первоначальный вклад должен составлять не менее 20 тыс.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой ЦБ, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Таким образом, из выше изложенного, можно отметить, что наиболее часто ЦБ прибегают к регулированию валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большее внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых отношений. Глава 2. Регулирование денежно-кредитной политики страны со стороны Центрального Банка Контроль за денежно-кредитной системой государства В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора: 1. В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки например, Великобритания, Италия, Россия ; в других принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами например, США, ФРГ. Организация банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее предпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного органа. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений. В соответствии с Законом 1987 г. Банк Англии учреждает комитет, носящий название Совета по надзору за банковскими учреждениями. Совет объединяет трех членов ex officio управляющего, его заместителя и исполнительного директора Банка Англии, отвечающего за осуществление надзора за учреждениями, которым разрешен прием вкладов и шесть независимых членов, назначаемых совместно канцлером казначейства и управляющим Банком Англии на пять лет. После консультаций с Банком Англии казначейство может издать приказ об изменении в ту или другую сторону числа членов Совета. При этом, однако, в Совете должно сохраняться большинство независимых членов. Отчеты о деятельности Совета составляются им ежегодно. С 1961 г. Банк Англии публикует ежеквартальный бюллетень, содержащий статистические данные о банковских учреждениях. В силу Закона о банковской деятельности 1979 г. Совет должен осуществлять управление фондом охраны банковских вкладов, образуемым на случай острой нуждаемости учреждений, которым разрешен прием вкладов, в денежных средствах при несостоятельности. Фонд образуется за счет вкладов, вносимых этими учреждениями на счета Банка Англии, который по возможности инвестирует эти средства и передает полученную прибыль фонду. Первоначальный вклад должен составлять не менее 20 тыс. В целях исполнения обязанностей по надзору за банковскими учреждениями Банк Англии правомочен давать им указания в связи с получением разрешения на прием вкладов. В этих указаниях могут содержаться требования о принятии определенных мер или, напротив, о воздержании от действий, об ограничении объема деятельности объема принимаемых вкладов, суммы кредитований и т. Указания составляются в письменной форме и должны быть мотивированы. Действие их прекращается по истечении 28 дней с момента отправления. Специфической чертой взаимоотношений Банк Англии с другими банками является то, что эти отношения в большей степени опираются на «джентльменские соглашения», а не на законодательные предписания, и свои указания Банк Англии направляет банкам в виде так называемых просьб, которые, тем не менее, неукоснительно удовлетворяются. С 1 октября 1987 г. Банк Англии публикует данные о том, каких критериев он придерживается при даче, отзыве или ограничении действия разрешения на прием вкладов. Законом от 29 июля 1988 г.
Валентин Катасонов. Центробанк занялся бизнесом всерьез
А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли. Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечение устойчивости рубля. Извлечение прибыли и "зарабатывание средств для финансирования своих расходов" среди целей деятельности Банка России даже не упоминаются. Банк России впервые за семь лет отчитался о прибыли, при этом она не является целью деятельности ЦБ. от 23.07.2013 N 251-ФЗ) Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.