Газпром сможет поставлять газ в Европу через Украину даже по истечении срока транзитного контракта.
Украина обвинила Россию в отказе продлевать контракт на транзит газа
И если «Газпром» технически с бронированием мощностей на аукционах может сохранить возможность «поддавать» в центр Европы газку, то вот самим европейцам придется готовиться к сложностям, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он напомнил позицию советника по энергетике австрийского правительства Вальтера Больца, который считает, что Европа уже готова отказаться не то, что от украинского транзита, но и от поставок трубопроводного газа через Турцию. Ориентир окончательного и бесповоротного газового развода — 2027 год. Но, по мнению Больца, это может быть реализовано гораздо раньше.
По оценке Фролова, в текущем году из России в Евросоюз при сохранении текущего уровня прокачки будет поставлено 20-25 млрд куб. Одно можно сказать точно: на восстановление спроса этот чиновник явно не рассчитывает. Значит, и экономического роста в ближайшее время можно не ждать», — заключил он.
Вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек «зеленые» говорит об этом же. Он заявил, что Германии, если будет перекрыт даже только украинский транзит, придется существенно снизить производственные мощности. Германия может постараться создать резерв газа, но в любом случае до завершения процесса создания нового энергобаланса а это минимум 2027—2030 годы дефицит будет серьезно влиять на германскую экономику.
Ну, а пока Европа держится. Европейские политики продолжают настаивать, что недополученные из России объемы газа можно заместить сжиженным природным газом.
Сохранение экономической помощи от западных стран может быть весомым аргументом против продолжения транзита. Если Украина получает достаточно помощи в виде кредитов, субсидий и грантов для полного покрытия бюджетного дефицита, то она вполне может отказаться от доходов, которые приносит транзит голубого топлива. Тогда, Украина будет стремиться не дать России заработать на продаже своего природного ресурса. Одно из главных противоречий заключается в том, что Украина не выполняет достаточное обслуживание и обновление своей газотранспортной системы. Это может привести к проблемам с надежностью поставок газа в будущем. ЕС: ключевые доводы за и против украинского транзита Россия увеличивает свои усилия по развитию новых маршрутов газопровода в Азию, чтобы сократить зависимость от украинского транзита. Это означает, что в ближайшие годы спрос на транзит через Украину может снизиться. В прошлом были случаи, когда Украина использовала газовый транзит как средство политического давления на Россию.
Это создает риски для надежности поставок и может повлиять на цену газа для ЕС. Учитывая эти аргументы, существует возможность, что ЕС может искать альтернативные маршруты для доставки газа, чтобы снизить свою зависимость от Украины. Европейские страны активно исследуют возможности импорта газа из других стран, таких как Норвегия, Алжир и США. Вопрос продления или разработки нового транзитного контракта с Украиной остается дискуссионным. В то время как сохранение транзита может быть выгодно для обеих сторон, с учетом экономических и политических факторов, ЕС также исследует альтернативные варианты доставки газа, дабы гарантировать безопасность и надежность газопоставок в будущем. Пересмотр концепции газотранзита: последствия и возможности в энергетической безопасности Европы Последствия и сценарии развития событий вокруг транзита газа через Украину имеют серьезные последствия для всех сторон, включая «Газпром», Украину и ЕС. Без альтернативных решений, «Газпром» может сократить поставки на рынок Европы, что приведет к невозможности для Украины заработать на транзите газа. ЕС может столкнуться с прекращением закупок газа, вынуждая страны и компании искать альтернативные источники. Существуют несколько возможных сценариев развития ситуации. Первый вариант предполагает полное прекращение транзита газа через Украину со стороны «Газпрома», что может привести к сокращению поставок газа в ЕС, если не будут запущены в эксплуатацию оставшиеся транспортные пути.
Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко рассказал Reuters , что «нет даже намека» на возможность переговоров в ближайшее время. По мнению Витренко, отсутствие контракта на транзит позволит России усилить контроль над поставками газа в Европу — ведь «Северных потоков» будет уже два. Именно поэтому украинская сторона сейчас ищет в Европе единомышленников — собирается продлить транзитный контракт с Россией на 15 лет.
Если мы исходим из того, что действие контракта заканчивается, есть вариант, при котором транзит все же будет осуществляться.
А именно аукционная система взаимодействия, при которой украинская сторона в лице компании «Оператор ГТС» будет проводить аукционы на доступ к мощностям газотранспортным на определенный срок. Это обычная практика для Евросоюза. Такого рода взаимодействие предлагала украинская сторона в 2019 году, когда еще «Нафтогаз Украины» государственная компания Украины по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа — прим. Апеллируя тем, что это рыночная система, принятая в ЕС.
По большому счету, они хотели перейти на эту систему, чтобы получать больше денег на транзите. Предлагали такие условия, при которых платежи за транзит должны были увеличиться в 10 раз. То есть можно пользоваться аукционной системой, которая тоже может проходить по-разному. До этой точки голубое топливо считается все еще «газпромовским».
И большинство покупателей, которые продолжают получать российский газ в ЕС, имеют точку сдачи в Австрии. Австрийский хаб находится западнее восточной границы Украины. Здесь подразумевается, что право собственности на газ должно переходить на восточную границу Украины. То есть границу России и Украины.
ЕС обещает остановить транзит газа из РФ через Украину. Чем это грозит «Газпрому»?
Хазин о транзите газа через Украину: у России не было задачи его прекращать. Давно надо газ этот перекрыть, быстрее СВО закончится, а так кормим врагов. В декабре 2024 года истекает срок действия транзитного соглашения по поставкам газа в Европу через Украину, которое по-прежнему действует, несмотря на проведение СВО.
В ЕС обозначили позицию по продлению транзита российского газа через Украину
Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл. Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб. Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой. Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались.
В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации». Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30]. Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42]. Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет. Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43].
Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44]. Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной. Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл. В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей.
С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. Комментируя это событие, Путин отметил достижение договорённостей «по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа на Украину и с транзитом российского природного газа в Европу», но вместе с тем подчеркнул необходимость строительства альтернативных маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям. Идея газопровода « Северный поток » перешла в стадию практической реализации в апреле 2010 года [49]. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников. По условиям подписанного договора «Нафтогаз» был обязан расплачиваться за потребленное топливо в полном объёме не позднее седьмого числа каждого месяца, следующего за месяцем поставки. В случае нарушения этого условия «Газпром» имел право перейти на авансовую систему расчётов с Украиной [51]. Ставка на транзит через украинскую территорию была установлена на уровне 1,7 долл. При этом была предусмотрена специальная формула роста транзитной ставки, благодаря чему к 2013 году она достигла 3,4 долл. В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрёл новый оборот. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1,7 миллиарда долларов [52].
С 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать объём, законтрактованный согласно договорённости от 19 января 2009 года. В декабре 2013 года на фоне массовых протестов на Украине президент РФ Владимир Путин объявил о снижении для Украины цены на газ на треть с 400 до 286 долл. Одновременно было объявлено о предоставлении Украине кредита в размере 15 млрд долл. В 2014 году на фоне резкого ухудшения украинско-российских отношений, вызванного сменой власти в Киеве и аннексией Крыма Россией , Россия расторгла Харьковские соглашения [55] и Договор о базировании Черноморского флота. С 1 апреля 2014 года « Газпром » отменил все предоставлявшиеся скидки, что привело к повышению стоимости газа для Украины до базовой европейской — на тот момент, 485 долл. Новые украинские власти не признали отмену скидок и заявили, что «справедливой» является цена первого квартала 2014 года — 268,5 долл. В тот же день «Нафтогаз Украины» обратился в арбитраж с требованиями о ретроактивном изменении цены на природный газ, возмещении всех переплаченных сумм за период с 20 мая 2011 года не менее 6 млрд долларов и отмене положения контракта, запрещающего перепродажу поставляемого по нему природного газа за пределами Украины. С 16 июня в связи с ростом задолженности по оценкам «Газпрома», она превысила 5 млрд долларов Россия перевела поставки газа на Украину в режим предоплаты , что привело к их прекращению [59] ; по газопроводам поставлялся лишь газ, предназначенный для транзита в Европу, в объёме 185 млн кубометров в сутки. Россия также потребовала от Украины выплаты долга до конца года [60]. Украина не соглашалась на применение механизма предоплаты при поставках газа из России и настаивала на том, чтобы оплата производилась по факту его поступления [61].
В связи с неурегулированностью этих вопросов Украина увеличила реверсные поставки газа из Европы через газотранспортные системы Польши, Словакии и Венгрии. По данным «Газпрома», в 2014 году Польша, Венгрия и Словакия экспортировали на Украину 1,7 млрд кубометров газа, а в 2012—2014 годах суммарный объём импорта газа Украины с территорий этих стран составил 3,8 млрд кубометров [62] [63]. Европейские покупатели газа в частности, Словакия обратились к «Газпрому» с просьбой увеличить поставки российского газа в Европу. В «Газпроме» это обращение расценили как свидетельство намерений организовать перепродажу российского газа Украине и отказались предоставлять дополнительные объёмы, заявив о намерении снизить добычу [64] [65]. В конце августа начались трёхсторонние переговоры России, Украины и Евросоюза, на которых украинская сторона настаивала на закупке российского газа по цене 320 долларов за тыс. Украинские власти заявляли, что Украине удастся найти замену 30 млрд кубометров газа, которые страна получила из России в 2013 году, и пережить осенне-зимний период благодаря реверсным поставкам топлива из Европы, запасам из подземных газовых хранилищ, а также сокращению потребления [67] [68] [69]. Тем временем в октябре 2014 года «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж второй иск против «Газпрома», потребовав выплаты компенсации за снижение объёмов транзита в размере 3,2 млрд долл. Украина, в свою очередь, обязалась до конца года погасить часть долга в размере 3,1 миллиарда долларов [70]. Кроме того, была достигнута договорённость о том, что во время действия этого соглашения для Украины не будет применяться режим « бери-или-плати » [71]. Заявка на поставку газа в данном случае поступила от «Донбасстрансгаза», контролируемого властями самопровозглашённых республик, однако украинская сторона отказалась признавать эту заявку.
В результате Украина не внесла предоплату за поставки газа в марте [75]. В марте «Нафтогаз» обратился к «Газпрому» с просьбой продлить скидку на газ ещё на три месяца по июнь включительно. Эта просьба российской стороной была удовлетворена [76]. Предоплата за июль, однако, не поступила, и с 1 июля 2015 года прямые поставки газа на Украину были прекращены газ на Украину поступал только по схеме реверса из Словакии [78].
ЕС не заинтересован в его продлении, уведомила на днях Киев еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. Насколько позиция официального Брюсселя согласована со Словакией, Чехией, Австрией и другими странами-членами альянса, чья экономика критически зависит от трубопроводных поставок из России, чиновница не уточнила. И в этой связи возникает несколько вопросов: окончательную ли позицию высказал Брюссель или еще возможны варианты? И если транзит все-таки окончательно перекроют, кто окажется от этого в наибольшем проигрыше?. Симсон от лица Брюсселя пообещала найти решения для государств, которые получают российское сырье по украинскому маршруту.
Между тем, реальность намного сложнее и суровее, чем светлые, но оторванные от жизни представления европейских функционеров. Текущий пятилетний контракт стал результатом переговоров между Москвой, Брюсселем и Киевом, прошедших в конце 2019 года. Но свои подписи под нам и это принципиально важно поставили представители только двух сторон — России и Украины. Был также подписан пакет документов об урегулировании судебных споров и взаимных претензий между «Газпромом» и «Нафтогазом». По условиям «Газпром» гарантировал прокачку суммарно не менее 225 млрд кубометров природного газа: 65 млрд - в 2020 году, по 40 млрд - в 2021—2024 годах. На эти объемы распространялось правило ship-or-pay «качай или плати» , а «Нафтогаз» бронировал соответствующие мощности у компании «Оператор ГТС Украины» ОГТСУ , созданной в рамках перехода на европейские правила. Однако настоящие проблемы с транзитом возникли позже - почти сразу после начала СВО.
По его словам, шансы Москвы и Киева договориться о продлении пятилетнего транзитного контракта невелики, даже если европейские политики станут посредником в переговорах. Тогда же президент России Владимир Путин , выступая на пленарной сессии второго Евразийского экономического форума, заявил, что Украина «благополучно кассирует деньги» за транзит российского газа. В «Транснефти» изданию подтвердили, что получили уведомление от украинской компании. В конце декабря 2022 года заместитель министра иностранных дел Михаил Галузин заявлял, что Россия планирует сохранить в 2023 году объем прокачки нефти по трубопроводу «Дружба» через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию на уровне этого года. Страны Запада решили отказаться от энергоресурсов из РФ и усилили санкционное давление на Россию на фоне спецоперации по защите населения Донбасса , о начале которой президент России Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года.
В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34]. С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. По концепции украинского руководства, это позволило бы освободить Европу и союзников Украины на постсоветском пространстве от доминирования российского энергетического экспорта. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи Украина приписывала себе — своему выгодному географическому положению, наличным транзитным мощностям и промышленному потенциалу. С этой целью Украина участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства, проведении энергосаммитов в 2006—2008 годах. Украина продвигала строительство газопровода «Белый поток» который поставлял бы газ из Азербайджана через Грузию , подключение таким образом к проекту Евросоюза « Набукко ». Эти проекты неоднократно обсуждались с предполагавшимися источниками энергоресурсов — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном — и Грузией как государством-транзитёром [37]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Предлагаемый экспорт каспийской нефти и газа через Украину в Европу не был подкреплён какими-либо документами и финансированием. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам. В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [37] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. До 2007 года также шёл трудный диалог между Украиной и Туркменистаном. Виктор Ющенко предлагал Туркменистану заключить 20-летнее соглашение по поставкам газа на Украину, по которому государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину по 50-60 млрд кубометров газа в год. Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркменистана, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в Евросоюз. Обсуждение застопорилось в связи с тем, что Туркменистан потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме и срочно погасить долг в 600 млн долларов по товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. Разработка Россией альтернативных транзитных маршрутов[ править править код ] Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины. Газопровод был введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году. С 1997 года велась проработка маршрута по дну Балтийского моря. С 2005 года началось строительство проекта, известного как « Северный поток ». Прокачка газа по нему началась в 2011 году. В рамках проработки южного маршрута поставок газа в Европу в 2007 году «Газпром» начал переговоры о прокладке газопровода « Южный поток », однако в связи с негативной реакцией Евросоюза проект не был реализован. Южный маршрут поставок газа прошёл через Турцию газопровод « Турецкий поток », запущенный 8 января 2020 года [38]. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл. Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб. Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой. Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались. В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации». Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30]. Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42]. Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет. Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43]. Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44]. Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной. Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл. В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. Комментируя это событие, Путин отметил достижение договорённостей «по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа на Украину и с транзитом российского природного газа в Европу», но вместе с тем подчеркнул необходимость строительства альтернативных маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям. Идея газопровода « Северный поток » перешла в стадию практической реализации в апреле 2010 года [49]. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников. По условиям подписанного договора «Нафтогаз» был обязан расплачиваться за потребленное топливо в полном объёме не позднее седьмого числа каждого месяца, следующего за месяцем поставки. В случае нарушения этого условия «Газпром» имел право перейти на авансовую систему расчётов с Украиной [51].
Газ нужен всем. Европейские компании найдут возможность получать российское сырье
Будет ли газ из России поступать из России транзитом через Украину? В Будапеште пока не верят, что Украина добровольно откажется от денег за транзит, однако ищут пути доставки газа в обход Украины. Соглашение о транзите российского газа через территорию Украины истекает в конце следующего года. Остановка транзита газа из РФ через Украину в конце года сократит объем топлива на 5%, что в случае длительного похолодания будет худшим сценарием для стран, зависящих от поставок. Накануне на информационном портале «Оператора ГТС Украины» появилось сообщение о том, что двадцать седьмого апреля через территорию Украины транзит газа должен составить 42,4 миллиона кубических метров.
Объявлено о прекращении транзита российского газа через Украину
единственный путь, до нового законодательства далеко. Украина готова продолжать транзит российского газа вплоть до 2027 года, но это знаменует собой самый крайний срок для Европы, чтобы постепенно отказаться от зависимости от российского природного газа. Несмотря на российскую спецоперацию на Украине, до сих пор между Киевом и Москвой действует соглашение о газовом транзите, которое было подписано в 2019 году сроком на пять лет. Соглашение о транзите российского газа в Европу через Украину подойдет к концу в декабре 2024 года. Премьер Украины Денис Шмыгаль заявил, что Киев не намерен вести переговоры с Россией о продлении договора о транзите газа в Европу, действие которого истекает в конце 2024 года. единственный путь, до нового законодательства далеко.
Премьер Украины заявил, что не планирует продлевать транзит газа из России
По словам Чернышева, Украина продолжает транзит в Европу по своей территории во время продолжающихся военных действий только потому, что в российском газе в преддверии наступления холодов нуждаются некоторые европейские страны: «Мы не можем лишить. Соглашение о транзите российского газа в Европу через Украину подойдет к концу в декабре 2024 года. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью.
Украина вернула в Европу угрозу газового голода
В июле Газпром подписал соглашение с Венгрией, по которому страна с 1 сентября получит дополнительные объема газа через Турецкий поток. Поэтому с высокой вероятностью транзит через Украину также скоро прекратится. Поставки газа Газпрома в Европу снизятся до 45 млн куб в стуки по Турецкому потоку или 16 млрд куб в годовом выражении, что в 8 раз меньше уровня прошлого года. Поставляться газ будет в основном политически лояльным правительствам по ценам сильно ниже спотовых.
Последние записи:.
А в случае полной остановки украинского маршрута все сырье Газпрома пойдет через турецкую газотранспортную систему. И Москва, вероятно, не будет этому сопротивляться. Решение о прекращении украинского транзита является обоюдным. Для Украины — по политическим мотивам торговля с агрессором , для России — по военно-политическим. Последнее подлежит расшифровке. Прекращение транзита через Украину укладывается в ту же логику, что и недавние удары по украинской энергетической инфраструктуре. Судя по всему, Москва смирилась с неизбежной деградацией украинских территорий в ходе текущего конфликта, причем даже тех территорий, которые она считает исконно своими. Такова логика этой войны на истощение, вести которую в белых перчатках уже не получается. И прекращение работы украинской ГТС — одна из ключевых составляющих грядущего коллапса украинской энергосистемы и украинской экономики в целом. Без российского газа система не сможет функционировать.
Россия должна была прокачать через Украину 60 млрд куб. В 2022 г. В результате поставки сократились с 92-99 млн куб. Официальных данных по прокачке через Украину за 2022 г. Прекращение транзита российского газа в ЕС через Украину, несмотря на закономерность такого шага со стороны Киева в условиях продолжающейся СВО, окажет существенное влияние как на экспорт трубопроводного газа из РФ, так и на состояние украинской экономики, считает старший аналитик «Альфа-Банка» Никита Блохин. По мнению эксперта, речь идет по меньшей мере о потере экспортных мощностей в объеме до 15 млрд кубометров в год, вследствие чего Украина лишится соответствующих транзитных платежей, осуществляемых «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины».
Газ нужен всем. Европейские компании найдут возможность получать российское сырье
Энергетик Фролов: транзит газа в ЕС может продолжиться даже без участия Украины. Украина готова продолжать транзит российского газа вплоть до 2027 года, но это знаменует собой самый крайний срок для Европы, чтобы постепенно отказаться от зависимости от российского природного газа. Таким образом, сама возможность поставок российского газа через территорию Украины не снята с повестки дня. Транзит российского газа через Украину будет остановлен. Украина не хочет продлевать транзитный контракт по газу, что означает снижение экспорта еще примерно на 15 млрд кубометров. Транзит российского газа через Украину будет остановлен.