Новости судебная практика дробление бизнеса

Расскажем, что такое дробление бизнеса, каковы его признаки, и какая ответственность наступает в 2024 году. Подробности дробления бизнеса я буду рассматривать на своем семинаре в Москве 1-2 августа: записывайтесь. Налицо дробление единого бизнеса, так как имеются все квалифицирующие данное деяние признаки. Этот вывод важен для практики, поскольку в спорах о дроблении бизнеса налоговые органы часто отказывались проводить такой зачет, ссылаясь на отсутствие нормативно установленной методики его проведения. На практике схема дробления бизнеса предусматривает его разделение на несколько предприятий, которые формально являются независимыми, однако фактически находятся в собственности одного или нескольких выгодообретателей.

Дробление бизнеса: виды деятельности взаимозависимых лиц не совпадали – суд не увидел схему

— В моей адвокатской практике есть успешные кейсы, когда бизнес смог подтвердить законные причины дробления, — рассказывает Анна Сунгурова. Судебная практика 2021 года показала, что бизнес может защитить свои права на расходы и вычет НДС. Много лет на просторах России процветает такая налоговая схема как фиктивное дробление бизнеса. Из судебной практики следует, что суммы доначислений и штрафы за незаконное дробление бизнеса достигают нескольких миллионов рублей. Плохая судебная практика Дробление бизнеса — худший сценарий для налогоплательщиков. В то же время накоплена судебная практика, позволяющая отделить дробление от действительного развития малого бизнеса, не являющегося нарушением налогового законодательства.

Дробление бизнеса: как отбиться от налоговой

Судебная практика 2021 года показала, что бизнес может защитить свои права на расходы и вычет НДС. Дел с дроблением в практике Верховного суда стало меньше. Обилие судебных споров привело к тому, что дробление бизнеса стало чуть ли не постыдным. В данной статье подробно рассмотрим признаки дробления бизнеса от ФНС и какие выделяют виды взаимозависимости в судебной практике, а также способы уменьшения риска при дроблении бизнеса. Какие условия для амнистии за дробление бизнеса и кому она положена.

Развитие судебной практики по вопросам определения налоговых последствий дробления бизнеса

При этом данные о суммах дохода, полученных Заявителем от реализации принадлежащих ему товаров через агента, в декларациях Заявителя и отчетах агента не совпадают. Заявитель объяснял расхождения между данными о доходе от продажи товаров, заявленными в декларации, и аналогичными данными в отчетах агента тем, что через агента он реализовывал не свои товары, а товары третьего лица, действуя в рамках договора комиссии с этим третьим лицом, и перечислял доход от продажи данных товаров комитенту, в интересах которого он действовал. Судом установлено, что действительно, помимо указанного выше агентского договора, Заявителем был заключен договор комиссии с другой российской организацией, по которому Заявитель как комиссионер обязался за вознаграждение совершать действия по поиску и привлечению покупателей с последующим заключением с ними от своего имени, но за счет указанной второй российской организации комитента договоров купли-продажи товаров, принадлежащих этой организации. В то же время в течение нескольких лет Заявитель не осуществлял каких-либо банковских переводов в адрес комитента, а в бухгалтерской отчетности комитента отсутствует информация о товарах, реализованных им через Заявителя. Это позволило суду сделать вывод о несостоятельности объяснений Заявителя относительно расхождений между данными о доходе от продажи товаров, заявленными в декларации, и аналогичными данными в отчетах агента. Суд согласился с налоговым органом в том, что договор комиссии был заключен для создания Заявителем видимости финансовой деятельности, в то время как его реальной целью являлся вывод средств из-под общей системы налогообложения под специальный налоговый режим УСН и, следовательно, занижение налоговой базы по НДС и НДФЛ. По сути Заявитель, являясь учредителем комитента, передавал закупленную комитентом продукцию сам себе как индивидуальному предпринимателю.

Однако далеко не каждый случай децентрализации бизнеса можно рассматривать как незаконную оптимизацию. Признаки, которые говорят именно о дроблении, назвал Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 16. По мнению арбитров, под дроблением бизнеса надо понимать факт снижения налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного плательщика.

Существуют признаки, указывающие прямо либо косвенно на присутствующую взаимозависимость родственники на руководящих постах, единоличное управление организациями, линейное служебное подчинение. Находящиеся в подчинении сотрудники переходят в организации-участники схемы: такой переход формален, не влечет серьезных изменений в должностных обязанностях. В подконтрольных организациях наблюдается нехватка персонала. Организации-участники имеют общие контакты, сайт, ККТ, банковские терминалы, зачастую используют одинаковые логотипы, вывески, а также располагаются по одному физическому адресу. Организации раздробленного бизнеса имеют единую базу поставщиков, клиентскую базу. Деятельностью всех организаций-участников искусственного разделения по факту управляют одни лица. Единая бухгалтерия, кадровый отдел, юридическая служба для всех организаций разделенного бизнеса. Представителем всех организаций-участников в спорах с контрагентами, налоговыми службами и государственными органами выступает одно лицо. Экономические показатели число сотрудников, сумма доходов, производственная площадь и другие имеют максимально допустимое значение, позволяющее применять льготный режим. Сведения бухгалтерских отчетов учитывающие наличие организаций-участников проверяемого плательщика налогов зачастую говорят о сокращении прибыли и падении рентабельности. Распределение клиентской базы и базы поставщиков происходит из соображений наиболее удобного режима налогообложения. Судебная практика в отношении неправомерного искусственного разделения бизнеса до конца не сформирована. Вследствие чего оценить степень риска или его полное отсутствие в ряде случаев сложно. То есть в случае, когда по сложившейся положительной практике общее положение дел свидетельствует в пользу проверяемого плательщика налогов, а затем суд выносит решение, меняющее практику не в пользу этого налогоплательщика, то ухудшившаяся практика будет учитываться в будущем и никак не повлияет на уже вынесенные решения суда. Еще одна мера ужесточения — крупные суммы неуплаченных налогов могут послужить основанием для заведения уголовного дела. Применение их номинально, в отсутствие реального ведения соответствующей хозяйственной деятельности — незаконно. Неправомерным является и применение с единственной целью — оптимизацией налоговых нагрузок. Однако, такие случаи возникают довольно часто, особенно при дроблении дела. Второе место по распространенности занимает искусственное разделение единого крупного бизнеса на несколько взаимосвязанных частей все той же экономической деятельности. При этом каждый из разделенных процессов оформляются юридически как отдельное лицо, оставаясь единым целым. Аттестованный аудитор и ведущий вебинаров в Контур. Школе, юрист С. Джаарбеков, рекомендует следующие способы уменьшения риска при дроблении дела: 1. Состояла она из десятков разных юридических лиц, объединенных общим брендом. Абсолютно все организации использовали льготные режимы налогообложения.

А теперь вернемся к ООО «Компания», о которой рассказано в первом разделе. Действия директора, реорганизовавшего ее с целью применения льготных налоговых режимов, попадают под признаки преступного уклонения от уплаты налогов. Этот вывод основан на следующем: дробление бизнеса представляет собой искажение сведений о фактически полученных доходах путем их невключения в состав доходов налогоплательщика как фактического собственника вновь созданных обществ; умышленное неотражение данных о доходах в налоговой декларации — это способ уклонения от уплаты налогов, наказываемый по ст. Если бы рассматриваемая ситуация произошла до вступления в действие ст. Как бы ни сложилась ситуация, суд рассмотрит всю совокупность доказательств и вынесет решение. Чтобы оно было в пользу налогоплательщика, ему самому нужно вооружиться «железными» доводами своей налоговой непогрешимости и запастись документальными подтверждениями законности своих действий. Запомните НК РФ не содержит понятия «дробление бизнеса», не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, не содержит прямого запрета на создание подконтрольных структур, в т. По мнению Минфина, само по себе разделение бизнеса является оптимизацией предпринимательской деятельности. Но если цель разделения — получить необоснованную налоговую выгоду, можно говорить о незаконном дроблении. Дробление бизнеса в глазах ФНС — искусственное создание нескольких лиц с целью соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов. Сам по себе факт уменьшения налоговой нагрузки на основании предоставленных законом льгот не может свидетельствовать об умышленности и направленности действий на неуплату налогов. Чтобы доказать незаконное дробление, налоговикам во время проверки нужно собрать и рассмотреть в совокупности полный спектр доказательств; Защищайтесь от претензий контролеров грамотно — подтверждайте расчетами и документами вывод о том, что после реорганизации налоговая нагрузка не уменьшилась, а ее целью была оптимизация бизнес-процессов, а не уклонение от уплаты налогов. Причем по схожим признакам дробления могут принять противоположные решения.

Дробление бизнеса. Судебная практика.

В судебной практике есть много кейсов, когда дробление бизнеса выходит за рамки закона. Инспекция обжаловала судебные акты в Верховный Суд РФ указав, что решение от 02.07.2015, принятое инспекцией в отношении ООО «Стройбилдинг» и установившее схему «дробления бизнеса» с участием ООО «МДС», не может влиять на определение момента. 21 декабря Верховный Суд вынес Определение № 308-ЭС22-15224 по делу № А63-18516/2020 об оспаривании решения налоговой инспекции, выявившей дробление бизнеса в деятельности предпринимателя, привлекшего для этих целей свою супругу. По оценкам ФНС, только за последние 6 лет ущерб от незаконного дробления бизнеса превысил полтриллиона рублей, а в СМИ и новостях это словосочетание мелькает все чаще.

Дробление бизнеса. Судебная практика.

В рамках выездной налоговой проверки инспекция установила, что общество являлось элементом схемы дробления бизнеса, созданной путем искусственного включения в цепочку товарно-денежных потоков подконтрольных лиц, позволявших собственнику бизнеса, фактически контролирующему финансово-хозяйственную деятельность, формально соблюдать ограничения по размеру выручки, определенные НК РФ для применения УСНО. Суд подтвердил законность начисления недоимок по ОСНО, пеней и штрафов. Одна из подконтрольных организаций, входящих в схему, подала уточненные декларации по УСНО, указав в них сумму налога к уплате равной нулю, и заявление о возврате суммы излишне уплаченного единого «упрощенного» налога. Налоговый орган отказал в зачете возврате суммы единого налога, сославшись на пропуск трехлетнего срока, установленного п.

При дроблении бизнес искусственно распределяет выручку между разными ИП или создает новую компанию и переводит на нее часть деятельности и сотрудников. Есть ли риски при дроблении бизнеса на несколько компаний? Это позволяет не превысить лимит по доходам на УСН и критерии о выручке для малого и среднего бизнеса. Цель такого дробления — экономить на налогах и получать льготы при более высоких доходах. Само по себе разделение бизнеса закону не противоречит, однако налоговики могут выявить признаки фиктивного дробления.

С учетом приведенных положений при оценке налоговых последствий «дробления» следует устанавливать имело место разделение бизнеса, направленное исключительно на достижение налоговой выгоды, или имела место обусловленная разумными экономическими причинами оптимизация деятельности - прекращение одного из видов деятельности у первоначальной организации, выведение отдельного вида деятельности в новую организацию и т. Каждое общество имеет отдельные расчетные счета в разных банках, ведут раздельный бухгалтерский учет, осуществляют по результатам самостоятельной хозяйственной деятельности уплату налогов и сборов.

Снижение налоговой нагрузки не должно быть единственной целью совершаемых операций. Помимо этого должна присутствовать предпринимательская цель пп. Обязательство исполнено стороной по договору и или 3-ми лицами, которым обязательство передано по закону, либо по договору пп. Инспектор теперь не вправе сказать, что вы могли пойти другим путем и добиться того же результата. ФНС признала, что исчерпывающего перечня признаков, свидетельствующих о формальном разделении бизнеса, нет. В каждом конкретном случае, выявляя недобросовестность и умысел налогоплательщика, проверяющие должны рассматривать всю совокупность обстоятельств. Что необходимо делать, чтобы быть самостоятельными? Нужен разный штат сотрудников. Не надо никаких совместительств, переводов, массовых увольнений в одной компании и трудоустройств в другую. Персонал не должен выполнять функции в других организациях. И уж, ни в коем случае, не должен быть один бухгалтер, или общая бухгалтерия. Бухгалтер всегда на виду у налоговиков. Очень привлекает внимание проверяющих ситуация, когда одни и те же люди представляют интересы разных компаний на проверках. И это, даже, несмотря на то, что числиться все эти люди могут в штате других компаний. Следите, чтобы бухгалтерские, кадровые и другие документы хранились в помещениях именно тех юр. Предпочтительны разные сферы деятельности. Располагайте компании на разных юридических и фактических адресах; также желательны разные склады, номера телефонов, IP-адреса, сайты. В каждой компании обязательно должно быть наличие имущества основные средства, товары, материалы 6. Желательно иметь отдельные расчетные счета открытые в разных банках; 7. Каждая компания должна самостоятельно платить за электроэнергию, аренду, охрану, телефонию, интернет, почтовые расходы, вывоз мусора, зарплату; 8. Проверьте ваше ценообразование по внутренним операциям. Цена должна соответствовать требованиям норм налогового законодательства ст. Внутренние цены не должны отклоняться от среднерыночных более чем на 20 процентов. Это означает, что отклонение от среднерыночных цен в от пределов данного диапазона вызовет интерес и внимание налоговых органов. Не должно быть каких-либо безвозмездных поступлений от собственников или аффилированных компаний. Например, можно использовать процентные договора займов, если ситуация это позволяет. Каждая компания должна сама себя обеспечивать необходимыми товарно-материальными ценностями; 11. Во время рекламной компании никогда не указывайте на интерне-ресурсах, баннерах, вывесках на зданиях общих телефонных номеров и электронных почт. Зарегистрируйте каждому сотруднику, ведущему переписки с клиентами, поставщиками разные электронные почты. Один адрес электронной почты — на одну компанию. Следите за тем, чтобы по интересам каждой компании сотрудники пользовались почтой, относящейся именно к этой компании.

Охота на бизнес по-сибирски

  • ФНС: механизм амнистии за дробление бизнеса появится к маю
  • Вопросы по теме
  • Дробление бизнеса: как избежать необоснованного доначисления налогов
  • Дробление бизнеса — признаки для налоговой, судебная практика
  • Дробление бизнеса: когда ФНС заподозрит незаконную налоговую схему
  • Чем может грозить УО дробление бизнеса | Деятельность УК РосКвартал®

Дробление бизнеса: виды деятельности взаимозависимых лиц не совпадали – суд не увидел схему

За какие схемы дробления точно накажут, и какие есть безопасные способы Дробление бизнеса 2019: важные новости из зала суда!
ФНС vs бизнес: какие знаковые решения вынес Верховный суд в 2022 году ФНС разъяснила инспекторам, как действовать при обнаружении схемы искусственного дробления бизнеса.
Как разделить бизнес и законно уменьшить налоги выездная налоговая проверка, судебная практика, дробление бизнеса налоговая выгода, минимизации налогообложения.
Суд назвал признаки, указывающие на дробление бизнеса для применения УСН 21 декабря Верховный Суд вынес Определение № 308-ЭС22-15224 по делу № А63-18516/2020 об оспаривании решения налоговой инспекции, выявившей дробление бизнеса в деятельности предпринимателя, привлекшего для этих целей свою супругу.

Профессиональные аудиторские услуги и консалтинг

  • Дробление есть, но дробления нет | Пикабу
  • Взаимозависимые лица и дробление бизнеса
  • Дробление бизнеса: анализ судебной практики
  • Вопросы по теме

Признаки дробления бизнеса

  • Опыт обжалования по делу о дроблении бизнеса и налоговой реконструкции в Верховном Суде РФ
  • Дробление бизнеса: когда ФНС заподозрит незаконную налоговую схему
  • Как судебная практика 2022 года изменила дробление бизнеса
  • Дробление бизнеса: три ошибки и два правила

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий