Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный. Дайте определение системы права и охарактеризуйте ее элементы. Проведите классификацию основных отраслей права. Что такое правовой институт?
Дайте краткую характеристику основных отраслей права. Тема 15. В юридической науке правотворчество понимается в двух аспектах. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле правотворчество — это процесс, который начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации правовой нормы подготовка, принятие, опубликование и т.
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
По отраслям права : нормы конституционного, гражданского , жилищного, семейного, налогового, трудового , административного , уголовного права , экологического права и т. По форме предписания: императивные категорические и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его , диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном субсидиарном порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие предписывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.
Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо каждый обязан платить установленные налоги. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев. По кругу лиц сфере действия : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности стране, регионе , специальные — на отдельные категории лиц государственные служащие, студенты, военные и т. По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах. Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся: дефинитивные — содержат определения юридических понятий; декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи; оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.
Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании.
На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране.
Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение. Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1. Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права. Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность.
Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента. Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом.
В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1.
Прямой; 2. Ссылочный; 3. Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в которых содержатся недостающие сведения. Бланкетный способ предполагает, что содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативно-правовому предписанию — статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения.
Что такое нормативный правовой акт
uristinfo.net | Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. |
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. | Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. |
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6.
Виды и формы нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.
Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными представительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются издаются на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.
Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные. Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.
Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами. Производные нормативные правовые акты принимаются издаются в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами. В форме правил принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности совершению каких-либо действий.
В форме порядков принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности совершения каких-либо действий. В форме положений принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений. В форме инструкций принимаются издаются нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.
Статья закона — это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются так же, как право и закон. Норма права — это структурное подразделение права, а статья -это подразделение текста закона.
Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве. В наиболее общем виде различают три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
По этому признаку толкование норм права может быть буквальным, ограничи тельным и распространительным. В подавляющем большинстве случаев действительный смысл пра вовой нормы уясняется буквально - в точном соответствии с текстом нормы. Такое толкование называется буквальным. При з 3. В общественной практике, однако, допускается много отступлений от единых принципов правотворчества и правоприменения. Нарушается з 4. Тихомиров, И.
Правовые акты. Учебно-практическое пособие.
Нормативный правовой акт и правотворчество 1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый изданный в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных надзорных функций не является нормативным правовым актом. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.
Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов. Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности. Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации 1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Конституции уставы , законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Если конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Статья 4. Субъекты правотворчества 1.
Правомочие по принятию изданию нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии издании нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2
Такое соотношение типично например, ст. Одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права. Например, ст. В данном случае каждая из частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления. Одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта. Так, ст. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона иного нормативно-правового акта.
И не контролируются со стороны какого — либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно — правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно — правовых актов по отношению друг к другу. Для закона определено ведущее место в системе нормативно — правовых актов - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. Законы подразделяются на: Конституционные На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативно — правовых актов. Подзаконные нормативно — правовые акты - правотворческие акты компетентных органов.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются: Общие подзаконные акты это нормативно — правовые акты общей компетенции действия, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.
Найти В целом, с развитием новых форм существования людей, все больше возрастает роль правовых норм, которыми регулируются общепланетарные и общесоциальные отношения.
Они также ограничивают возможные пагубные последствия научно-технического прогресса и оказывают поддержку всему полезному и достойному, что он может принести человечеству. Возможность оказания принуждения — не единственная важная функция государства, также важна его нормообразующая функция. Именно ею обеспечивается возможность государственного принуждения. Всю проблематику юридической структуры нормы права дополняет еще одна сложная проблематика — логическая структура.
Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 5 статьи 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Санкция Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы. В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Пример Санкция п. Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от...
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. постановления Правительства, например. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты | Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? |
Как соотносится норма права и статья нормативного акта | Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. |
Нормы права и статьи нормативного акта их соотношение | Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты. |
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта. Отрасль права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Норма права и статья нормативного акта | Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. |
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. |
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. |
Ответы : чем отличается норма права от статьи закона? | — элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. |
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта | Способы изложения норм права в нормативном правовом акте Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. |
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права.