особую стихиру, проходит заупокойная служба. Страстную седмицу — это последняя неделя Великого поста (с понедельника по субботу, а в воскресенье — Пасха). С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста.
Службы первой седмицы Великого поста
Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом.
В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла.
Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк.
Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй!
Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом.
Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований.
Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.
А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа.
Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным? Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния — это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле! Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание».
Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста? Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы.
Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!.. Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета кроме как по работе на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» — для этого он и создан. Второе: необходимо отказаться от посещения гостей — принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.
Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем… А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост. И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше. Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали.
Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост — это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами. Очень полезно в пост ежедневно читать святоотеческую литературу лучше всего творения святителя Игнатия Брянчанинова. Определить себе какую-то норму: одна страничка или 10 страниц. Это чтение освежает душу. Молитвенная программа-максимум на первую седмицу — ходить на все службы утром и вечером.
Причем эта радость, ты даже еще с человеком не успел обменяться словами, а видишь его лишь силуэт вдалеке, в толпе, или, может, даже человек смотрит в другую сторону, не к тебе идет, а у тебя уже сердце трепещет. Вот точно также и для нас некоторая возможность встретиться с человеком, которого мы давно не видели, который был с нами, но уже ушел из этого мира, а тем не менее душой он к нам прислушивается и в нашей молитве к Богу участвует — речь, конечно, о святых людях, и своим телом, Господь говорит, тоже можешь людей укреплять. Что бы мы ни говорили о том, насколько важна душа и приоритет интересов души над интересами тела, надо помнить, что человек состоит в нормальном своем состоянии из тела и души, и смерть физическая, то есть временное разлучение души и тела, от момента, собственно, физической смерти до Страшного суда — это зло. Это то, что пришел Господь победить Своим Божественным Воскресением. И поэтому христианин, в отличие от различных эзотерических культов, он не брезгует телом, и для него тело, особенно святого человека, это, конечно, храм души. Причем храм души, который был достоин, который был достоин вместить душу праведника. То, что в этом году у нас выпало на начало поста вот такие радостные праздники — воспоминание обретения мощей и святого, который стоит на границе Ветхого и Нового Завета, и святой, которая вот только недавно еще жила, и со многими еще вот близкими старшего поколения в одно время, можно сказать, старшим современником их была. Вот тоже мы смотрим на блаженную Матрону, на Иоанна Предтечу — и, конечно, это святые, о которых мы знаем больше. Об одном — потому что Священное Писание сохранило, о другой — потому что совсем недавно жила. И вот некоторое понимание их жизни, и понимание, с чего можно взять пример, оно, конечно, и заслуживает того, что Церковь эти дни окружила таким, можно сказать, повышенным почитанием. Тем не менее надо помнить: Великим постом, в будущие дни Великого поста память святых отходит на второй план. То есть мы настолько сосредотачиваемся на вещах великопостных, на нашем покаянном стремлении ко Христу, что даже наша память святых чуть-чуть в стороне. Поэтому здесь нам главное выдержать баланс. Если ты берешь и собрался, например, в честь праздника постоять у мощей Матроны в очереди, на это время находишь, но не находишь время для того, чтобы помолиться за Великим покаянным каноном в один хотя бы из дней Великого поста, значит, ты приоритеты поставил неправильно. Блаженная Матрона вот эти приоритеты так не оценит, она сама тебе скажет: дружище, конечно, надо сначала идти ко Христу, потом ко мне. Если ты решишь, что да, я постою в очереди к мощам, ну и поэтому ладно там, готовиться причащаться там как-то мне не до этого — то тоже ты все собьешь. То что, конечно, нам вот эти два круга церковных — с переходящими праздниками, которые не зависят от даты, а зависят от Пасхи, и круг, где каждая календарная дата выпадает, то что они постоянно, каждый год соединяются по-разному — это тоже нам некоторое подспорье. В этом году Господь решил, чтобы мы не успели там, осмыслив свои грехи, в самом начале Великого поста так приуныть, сразу нас подбодрить такими радостными праздниками. А с другой стороны, чтобы мы не успели там чересчур начать торжествовать, их чуть-чуть притушил вот этими покаянными великопостными песнопениями. И как мы помним, вот если ты даже открываешь хорошую книгу или смотришь хороший фильм, очень часто у тебя остается такая вот смесь радости и скорби, тебе, как в Евангелии сказано: плачь с плачущими, радуйся с радующимися. Вот точно также ощущение от соединения этих праздников с великопостными суровыми днями. Борисова — Ну что касается мощей Матроны Московской, тут, я думаю, что далеко не все наши радиослушатели, теоретически согласившись с вами, согласятся практически. Потому что для многих это такой очень важный в их духовной жизни человек. И они ведь далеко не все стоят в этой очереди, о которой вы упомянули, только для того чтобы что-нибудь для себя попросить. Для многих прикосновение к этой святой очень важно как точка опоры что ли. Именно потому, что она такая близкая, потому что это не в XIX веке, это не когда-то, это вот буквально конец 90-х годов — это рубеж веков, рубеж тысячелетий. Обретение мощей состоялось в 1998 году, то есть совсем-совсем недавно. И поэтому, мне кажется, к ней и идут люди, потому что вот это ощущение, что вот оно на расстоянии вытянутой руки, вот она, святость. Иерей Стахий — Ну на самом деле тут оно тоже все промыслительно. Потому что 8 марта —выходной день, и государственный выходной день, когда люди, далекие от религиозных переживаний, пытаются заполнить какую-то пустоту своей духовной жизни искусственными вот праздниками, и тоже поэтому вот: ой, как-то надо особенно женщин поздравлять. Поэтому если человек вместо того, чтобы оттанцовывать в начале поста на корпоративе, пойдет стоять к мощам блаженной Матроны — это будет существенный шаг в духовном развитии. Это тоже некоторая милость Божия, и по крайней мере москвичам в этом плане повезло. Тем не менее недаром тоже, мне кажется, промыслительно, что обретение мощей блаженной Матроны и обретение главы первое и второе Иоанна Предтечи празднуется вот подряд. Потому что вспоминаем историю вот этого обретения главы Иоанна Предтечи и видим, что у мощей постоянно пребывал человек, их хранитель, человек, который зарабатывал на поклонении этим мощам — арианин, еретик, который не почитал Христа, по сути, настоящим Богом. То есть мы видим, что человек просто был с мощами в постоянном прикосновении, а это его никак не меняло. Мне кажется, вот это соседство, оно тоже промыслительно. И когда мы идем к мощам блаженной Матроны и сразу вспоминаем: ой, а завтра Иоанн Предтеча, величайший святой. Вне конкуренции — ни блаженная Матрона, ни святитель Николай рядом даже не претендуют, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: нет человека больше среди рожденных женами как Иоанн Предтеча, не восставал такой. И вот действительно Иоанн Предтеча и его пример, что даже глава самого великого святого не сделала человека, который рядом с ним был, лучше. Точно также и здесь надо задуматься: а я, когда иду уже к святой не столь великой, как Иоанн Предтеча, стану ли я автоматически лучше? Или, наоборот, Господь меня вот лишит вот этого, как, собственно говоря, Господь взял и изъял из рук этого арианина. И потом мы празднуем второе обретение не только, что глава нашлась, но что она нашлась и уже не попала в руки недостойному человеку. Я, безусловно, блаженную Матрону люблю, и я служил не очень долго диаконом, но мое служение проходило в основном в Покровском ставропигиальном монастыре, где блаженная Матрона и ее мощи были. И тоже если кто-то со своими друзьями, особенно невоцерковленными, подбодрит, вместо тоже какого-то бурного празднования или даже после какого-то тихого празднования заглянуть пойти к мощам блаженной Матроны, то тоже постарайтесь заглянуть и в храм после этого. Всегда в Покровском монастыре много священников служит, исповедует, большой штат. И есть возможность человека, который уже так у мощей помолился, но никогда еще или, может быть, с детства до исповеди не добирался, взять и к исповеди подвести. Сказать: ой, сейчас Великий пост, пойдем, дружище, подруга, ну что, мы уже промерзли на морозе в очереди. Давай еще чуть в храме постоим, помолимся. Ой, а батюшка стоит — вот можно покаяться. И тоже тогда будет не зря. Потому что ты, может, пришел к блаженной Матроне, помолился, а потом до воцерковлвения дошел. А близкий рядом с тобой может тоже этот путь проделать еще быстрее, если ты ему поможешь. Борисова — Ну вот если вернуться к истории обретения главы Иоанна Предтечи, тут иногда возникает вопрос: а почему так сложно? Ну вот спрятали его голову на Елеонской главе, нашли потом, поставили на этом месте храм. Потом попала эта глава к каким-то не очень благочестивым монахам, которые так к ней небрежно отнеслись, что в результате она оказалась не у них в руках, а в руках у какого-то проходившего вместе с ними какую-то часть пути горшечника и, собственно, в семье этого горшечника хранилась довольно долго. Почему такие приключения с мощами? Ведь это же тоже, наверное, не просто для того чтобы был красивый сюжет, который интересно изложить в книжке и потом пересказывать. Иерей Стахий — Ну как вспоминаешь историю с главой Сергия Радонежского и понимаешь, что красота есть даже в посмертном существовании храма души, вот тел у святых. Потому что когда Лавра была закрыта, мощи были изъяты, глава была спасена и как она вот передавалась, и стояла как постоянно под таким под столиком, под покрывальцем, то в доме у одного человека, то у другого. И никто не знал, кроме вот передающего и принимающего, где она сейчас, чтобы даже вот в результате каких-то там избиений, пыток со стороны большевистской власти никто это и раскрыть не мог. И даже не сразу вернулась к мощам, когда мощи вернули и Лавру открыли, потому что боялись возобновления гонений. Вот точно также мы видим, что глава, тут же есть некоторый символический смысл. Глава Церкви — это Христос, а мы вроде части тела Христова. Однако смотришь на себя и смотришь на Христа, и понимаешь: ну как-то очень мало между нами общего. Поэтому то, что Господь вот нередко главам Своих святых дает некоторое такое отдельное путешествие, за которым остальная часть мощей не поспевает, что тоже это не то что некоторое поругание: ой, как вот со святыней так обходятся. А это некоторая возможность задуматься о себе: а почему Христос-то уже ушел вперед, почему глава нашей Церкви уже с Богом и Отцом в единстве пребывает, а почем я отделяюсь от Него? И в дни Великого поста ответ достаточно простой: потому что как раз мои страсти, мои грехи меня отделяют. Если мы посмотрим уже на конкретную историю вот потери и обретения главы Иоанна Предтечи, то тоже мы понимаем, что, может, вот этот горшечник, нам кажется, ну вот, простой какой-то человек, стоит глава не в храме, а в какой-то там гончарной мастерской. Так, может, он был более святой, может, он уже на небесах наслаждается райским блаженством рядом с Иоанном Предтечей, в отличие от тех самых нерадивых монахов. Тоже как раз Господь показывает, что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. И ты смотришь — и рядом с тобой человек обычный, простой трудовой, незатейливый, может, не очень разбирающийся в богословии, но тем не менее сердце его чисто, просто живет трудом, как-то забоится о ближних, молится Богу, как умеет, и к Богу приближается, и Господь его чем-то вознаграждает. Поэтому тоже, дорогие братья и сестры, вывод делаем такой, что наша задача не то что погоня за мощами, не то что обладание ими, а наша задача — быть достойными святынь. Потому что даже если рядом мы с мощами святых не очутимся, я-то хотя тоже это дело люблю, как еду куда-нибудь с прихожанами в паломнические поездки, все тоже: ой, батюшка, когда там приложиться к каким-то мощам мы сможем. Ну тоже, конечно, с радостью сам иду и прикладываюсь.
Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря».
Молитва в понедельник первой седмицы Великого поста
4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания | Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а богослужения недели — продолжительностью. |
Календарь Великого поста-2023: первая седмица | Публикуем краткий фоторепортаж с вечернего богослужения с чтением Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском соборе. |
29 апреля — Великий Понедельник: Евангельские события, службы, трапезы первого дня Страстной | Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. |
О службах первой недели Великого поста | В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. |
Идёт первая неделя Великого Поста. Особенности богослужения. | | Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста. Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. |
Оптина пустынь
В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и изобразительны. На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные прокимны и стихи. Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию. Именно поэтому она начинается с вечерни. Но сейчас по неудобству она служится по утрам. Это — очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина.
На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами. Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню. В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии. Это — покаянный великий канон, который наиболее полно передает настроение кающегося и настраивает на нужный лад. Это — красивое богослужение, на котором по возможности следует побывать каждому верующему. Верхний свет гасится, все стоят с зажженными свечами во время чтения канона. В субботу первой седмицы служится Литургия св. Иоанна Златоуста, а в воскресенье — литургия св. Василия Великого.
Сих оскудение, пост истинный есть. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии.
Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями.
И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души». Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.
Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид.
Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.
В среду и пятницу после вечерни совершается Богослужение литургии Преждеосвященных даров, на которой верующие стараются приступить к Святому Причастию. Накануне вечером совершается таинство Исповеди. Утренние Богослужения не отличаются особой торжественностью. Большая часть текстов читается псаломщиком. На утрени, часах и вечерни читаются сразу несколько кафизм из псалтири, которые и составляют большую часть великопостного Богослужения, совершаемого утром. По окончании утреннего Богослужения совершается поминовение усопших на литии.
Так и произошло, и даже больше. Кроме певцов, чтецов, у нас в храме вовремя оказались замечательные скамейки, которые к масленице привезли для нужд воскресной школы. Обе Литургии, в среду и пятницу сопровождались красивейшими проникновенными песнопениями — ниже можно послушать некоторые из них. Запись сделана прихожанами случайно, по зову сердца, с желанием поделиться переполняющимися чувствами. А коливо из пшеницы по старинному рецепту разошлось «в два счета» со словами «никогда вкуснее этого не ели». Соборование в воскресный вечер завершило череду богослужений. Было три священника и около 50-ти прихожан. Традицию собороваться в этот день я привнёс из монастыря, где служил до этого. Помню, в первый год служения там сослужащий священник поделился: «Я всегда сам соборуюсь в этот день и всегда в монастыре». И действительно, разве это не самое лучшее завершение первой седмицы Поста? Записи с богослужения в пятницу первой седимцы: диак. Владислав Фефелов В пятницу 1-ой седмицы Великого поста в этом году мне довелось послужить Литургию Преждеосвященных Даров в Сергиевском храме с его настоятелем о. Благодаря слаженному пению хора и размеренному темпу службы в храме воцарилась атмосфера, при которой Литургия Преждеосвященных Даров воспринимается так, как она задумана, в трепетном и благоговейном молчании на службе отсутствуют диалоги между диаконом и священником. Выражаю большую благодарность о. Александру и прихожанам Сергиевского храма за возможность поучаствовать на ваших службах! Андрей Колпаков: Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Батюшка о.
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
Тропари: «Ангельский собор…» не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея…». Прокимен: «Из уст младенец и ссущих…». Евангелие - только праздника Мф.
Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Далее хор поет: «Слава: Днесь Христос…», «И ныне» - то же.
Канон - св. Космы Маиумского - на 12, ирмосы по дважды. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа.
Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Кондак: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати». На 9-й песни «Честнейшую» не поется.
В конце всенощного бдения и литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…» Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника.
Входные: «Благословен Грядый во имя Господне…». По входе -тропари: «Общее воскресение…» и на «Слава» - «Спогребшеся…», на «И ныне» - кондак праздника. Затем - Трисвятое.
Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне…». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ…». Апостол - к Филип.
Задостойник: один ирмос 9-й песни без припева : «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…». После прокимна: «Господь воцарися…» - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения дважды и Ваий один раз.
Точно так же и на «Бог Господь» После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий - стихира Ваий. Канон Благовещения и Ваий с ирмосами обоих канонов. На литургии св.
Задо-стойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
Уставные особенности богослужения первых трех, дней Страстной седмицы В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. На всех повечериях поются трипеснцы св. На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется трижды особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених…» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются. Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех.
После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…» священник: «Мир всем». Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: «Приидите, поклонимся…». Паремии, в отличие от паремий св.
Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя.
После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Апостол на литургии в эти дни не читается. Службы в этот день следующие: вечером в Среду -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром - часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св.
Василия Великого в соединении с вечерней. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Кафизмы на утрени нет.
Тотчас после тропаря - возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Хор: «И бессмертныя трапезы…».
По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды.
Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. Считается, что незамужняя девушка должна простоять всю ночную службу в среду на этой неделе, чтобы получить благословение в личной жизни. Девушки полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов. В субботу в старину в некоторых местах делались «званые поминки». На эти поминки собирали деньги и продукты вскладчину и угощали нищих. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
В этот же день в 12 часов 30 минут в соборе будет совершаться последнее в этот пост Таинство Соборования.
Для тех, кто не успел освятить непостную еду в субботу, освящение проходит в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Что происходит в церкви на Страстной неделе - по дням? Когда на Страстной можно исповедаться? Когда причаститься? Когда принято убираться в доме? Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в Великую среду.
Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром - в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения. Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие. Исполнение Таинства Причащения - прямой завет Христа всем верующим, поэтому Таинство это совершается на каждой Божественной литургии. Во время вечерней службы Страстного четверга читают двенадцать евангельских отрывков о том, как Христа схватили, судили, про Его путь с Крестом на Голгофу, Его Распятие, смерть и погребение. По давней традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. Великий Страстной четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния исповеди и Причащения, с другой - речь о бытовой части жизни. Именно в четверг стараются убраться в доме. Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа.
Три долгих часа мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: смерть распятого Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени. Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу - "погребальную пелену", особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя и символизирующую Его погребение. В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию - в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца - через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям. Страстная суббота - время, когда, как говорят в Церкви, "да молчит всякая плоть", то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа.
И паки 1й тропарь канона Минеи святаго. И 2й тропарь канона Минеи святаго. И 3й тропарь канона Минеи святаго. И Богородичен канона Минеи святаго. За един. Песнь 3 Зде ирмос Минеи святаго не поется, но поем оный по конце песни. К тропарем же стихи припеваются по чину. Лик поет ирмос Минеи, третия песни. Чтец: седален Минеи святаго единожды. Богородичен егоже. Песнь 6 Зде ирмос Минеи святаго не поется, но поем оный по конце песни. Лик поет ирмос Минеи шестыя песни. По шестой песни чтется мученичен Октоиха прилучившагося гласа зри Приложение. Зде же глаголем кондак святаго Минеи. Лик поет ирмос канона Минеи святаго.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Главная > Новости > События епархии > В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Александр совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Брянском кафедральном соборе. 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024.
События епархии
Константинопольскому и посоветовал как осквернения избежатьот вкушения идоложертвенного. Вторая, третья и четвертая — относится к одному типу Богослужения. Темы:1 Всех Святых 2 Поминовение усопших Родительские субботы. Служба с «Аллилуйя» по Триоди, Октоиху и Минеи. На Утрене: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко благ…» Тропари Эти субботы называются малыми родительскими заупокойными субботами. Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую. Особенности: — читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании. Уникальное Богослужение.
Празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от арабов персов и россов. Тропарь дня: «Повеленное тайно…» - в тех местах службы где полагаются седальны поется Акафист. Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. Вайи Господский праздник. Критского на утрене. На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии - читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А. Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской.
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.
Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь.
Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Желаем Божией помощи и сил на предстоящую первую седмицу Великого поста!
Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.
Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен.
Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь.
Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи.
Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться.
Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию. Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным.
Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.
Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь.
А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина.
Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.
Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает.
И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением!
Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.
Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном.
Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.
Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание.
Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»! Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу.
Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание — все это должно нас настроить на особый лад. Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа. Второе: мир с ближними.
Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств.
Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты. Думаю, что в наше время отказ от телевизора — для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца. Нужно, чтобы воздержание от некоторых продуктов не превратилось в самоцель и не стало главным мерилом Великого поста.
Это труд, лишь сопутствующий душевному труду, но никоим образом его не заменяющий. Именно про такой пост сказал Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», — никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в пост. Если это мы делаем во славу Божию, то пусть один Господь и знает это.
Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии Преждеосвященные. В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.
Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров 22 марта , затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом. В сам праздник 23 марта служится литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы. В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется.
Первая неделя Великого поста
На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024. Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а богослужения недели — продолжительностью.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Вечером 7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропиги. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. 18 марта 2024 года в понедельник первой седмицы Великого поста, в Покровском соборе было совершено Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Иоанна Златоуста. Чин Торжества Православия: 5 марта Первое воскресение Великого поста. Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Псалом 50. От зде начинаем стихи держати на 14. И чтется канон Минеи прилучившемуся святому со ирмосом на 6. Аще же в Минеи на ряду случатся два святых, тогда глаголем каноны обоим святым на 6. Перваго святаго поется ирмос единожды, и по нем глаголются два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, Богородичен же оставляется.
Таже, втораго святаго подобне два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, и Богородичен. И поет лик ирмос канона Минеи святаго. И 1й тропарь канона Минеи святаго. И паки 1й тропарь канона Минеи святаго. И 2й тропарь канона Минеи святаго. И 3й тропарь канона Минеи святаго. И Богородичен канона Минеи святаго. За един.
Песнь 3 Зде ирмос Минеи святаго не поется, но поем оный по конце песни. К тропарем же стихи припеваются по чину.
После акафиста — панихида. Вечером в пятницу во время вечернего богослужения в 17 часов — чтение Акафиста Пресвятой Богородице. Суббота на пятой неделе называется Субботой акафиста.
Акафист — восхваление Пресвятой Богородицы с помощью особого молебного пения. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. Считается, что незамужняя девушка должна простоять всю ночную службу в среду на этой неделе, чтобы получить благословение в личной жизни. Девушки полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов.
Наступил Великий пост. Многие подвижники благочестия называют это время года духовной весной. Действительно, Великий пост приходится на преддверие или начало весны, а весна связана с возрождением природы, с обновлением жизни.
Потому и возникают совершенно конкретные аналогии: как весна приносит возрождение жизни после зимней спячки, зимнего «небытия», так и пост дает человеку возможность действительно выйти из духовной спячки. А что такое духовный сон? Это неспособность человека контролировать самого себя, неспособность видеть свои ошибки и свои грехи. Если проанализировать нашу жизнь, жизнь каждого человека и вообще все, что вокруг происходит, то получается, что большинство людей не видят своих грехов. Более того, если кто-то скажет нам, что мы неправильно поступили или поступаем, то ведь чаще всего человек после этого становится для нас неприятным, а, может быть, даже врагом. Чаще всего мы не допускаем никакого осуждения в свой адрес, оберегая самих себя от критики. Возможно, в целом ряде случаев это правильно.
Потому что человек нередко осуждает других не для того, чтобы принести им пользу, а чтобы причинить им вред. Но тем более важно, чтобы мы умели самих себя правильно оценивать и, если нужно, критиковать. Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды.
[18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста
Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста.