Новейшие российские гиперзвуковые комплексы хотят научить летать еще быстрее: согласно представленной информации, в обозримом будущем их скорость на траектории сможет достигать 10 Махов. Пентагон успешно провел испытания гиперзвуковой ракеты, чья скорость в пять раз превысила скорость звука Об этом сообщается в понедельник на сайте Упр. Гиперзвуковые ракеты на сегодняшний день являются действительно страшным оружием, так как лишены недостатков межконтинентальных баллистических ракет.
Универсальное оружие: что известно о возможностях гиперзвуковой ракеты «Циркон»
Система перехвата гиперзвуковых ракет SkySonic способна устранять ракеты, которые летят со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. Российские разработчики хотят увеличить скорость гиперзвуковых ракет "Кинжал" и "Циркон" до более чем 10 махов. Обычные крылатые ракеты обычно летят со скоростью не более 1 000 км/ч. Но так называемые гиперзвуковые крылатые ракеты могут двигаться гораздо быстрее. На гиперзвуковой скорости кинетическая энергия ракеты настолько высока, что ее будет достаточно, чтобы уничтожить определенные классы целей даже без использования заряда. Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты.
Эффективное ударное средство
Массированный воздушный удар с применением необычных ракет нанесли российские военные по объектам на Украине в ночь на 27 апреля, сообщает Telergam-канал «Военкоры «Русской Весны» «РВ». ВС РФ осуществили нетипичную для них атаку, сообщили украинские информационные ресурсы. Странные ракеты странно меняют направление», — цитирует канал сообщения.
Как сообщало ИА Регнум, 27 апреля министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил о повреждении объектов энергетической инфраструктуры в Днепропетровской, Ивано-Франковской и Львовской областях. С 10 октября 2022 года ВС России наносят удары по объектам энергетики, оборонной промышленности, военного управления и связи на Украине. Воздушную тревогу в контролируемых Киевом регионах объявляют каждый день, иногда по всей стране.
Это стало первым боевым применением «Кинжала» в истории.
История создания «Кинжала» и его характеристики К созданию авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» причастны два российских оборонно-промышленных предприятия: Конструкторское бюро машиностроения КБМ из подмосковной Коломны и ОКБ им. В КБМ на основе ракеты оперативно-тактического комплекса «Искандер» разработали гиперзвуковую ракету Х-47М2, а «микояновцы» адаптировали сухопутную ракету к воздушному пуску, сделав истребитель-перехватчик МиГ-31 носителем гиперзвукового оружия. Модернизированный таким образом самолет получил название МиГ-31К. Впервые о «Кинжале» и его возможностях рассказал президент России Владимир Путин во время выступления перед членами Федерального собрания РФ в марте 2018 года. Тогда-то все и узнали не только название новейшей ракеты, но и некоторые ее ключевые особенности. А уже 9 мая «Кинжалы» продемонстрировали публично: в воздушной части военного парада участвовали два истребителя МиГ-31К, оснащенные гиперзвуковыми ракетами белые ракеты отлично смотрелись на сером фоне самолетов.
Скорость ракеты «Кинжал» — до 10—12 Махов напомним, сверхзвуковая скорость измеряется единицами, названными в честь австрийского ученого Эрнста Маха, который изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел: так, скорость звука составляет один Мах, от одного до пяти Махов — сверхзвук, от пяти и больше — гиперзвук. Дальность поражения «Кинжалом» — до 2 тыс. Наконец, очень важна и точность попадания. Круговое отклонение ракеты «Кинжал» составляет не более одного метра. Иначе говоря, пущенная на расстоянии в тысячи километров ракета отклоняется от маршрута на буквально ничтожную величину.
Опытный образец упал в воды Атлантического океана.
Сведений об успешности испытаний пока нет, эксперты еще собирают данные, пишет Reuters. Обычно такие ракеты поднимаются на высоту нескольких десятков километров и отделяют боевой блок, который поражает цель со сверхзвуковой скоростью. Боеголовки планеров могут быть обычными, ударно-кинетическими или ядерными, в зависимости от предназначения. В отличие от баллистических ракет, траектории которых после запуска не меняются, гиперзвуковые планеры могут менять направление полета на высоких скоростях.
Ракета “Циркон”: история создания и тактические характеристики
Сегодня фрегат и атомная подлодка служат в составе Северного флота. Бить по территории Украины они не могли. Как же тогда "Циркон" дотянулся до военных объектов ВСУ? По мнению экспертов, ракеты адаптировали под береговой комплекс "Бастион".
Почему "Ониксы" и "Цирконы" почти невозможно отследить Считается, что "Циркон" — это глубоко модернизированная версия противокорабельной ракеты "Оникс". Ее эффективность доказана в ходе СВО, в том числе и против наземных объектов. Командующий Воздушными силами Украины Николай Олещук признался, что зенитные комплексы не способны перехватывать "Ониксы", потому что ракеты слишком быстрые для украинской ПВО.
Пусковые установки для ракет полностью унифицированы с "Цирконом". В какой именно момент он был использован, в настоящее время не афишируется", — рассказал военный эксперт Александр Бутырин. Расчету необходимо просто ввести координаты цели.
Это значит, что применять ракету "Циркон" наша армия может скрытно: пуск с наземной установки отследить практически невозможно. В связи со скоростью, сменой траектории полета силами РЭБ невозможно засечь либо подавить данные ракеты. Поэтому территория Украины абсолютно открыта для нанесения ударов ракетами "Циркон" либо "Кинжал", — пояснил военный эксперт.
До каких объектов ВСУ дотянулся "Кинжал" На счету "Кинжала" — подземные бункеры под Львовом, американский зенитный комплекс Patriot и объекты военно-промышленного комплекса в Киеве. МиГ-31 — это пока единственный носитель гиперзвуковой ракеты. Выбор на этот самолет пал неслучайно: вместе они представляют целый комплекс.
Истребитель поднимается на высоту 20 километров. Это стратосфера, которую условно можно назвать границей ближнего космоса. Максимальная скорость самолета — три тысячи километров в час.
Так МиГ-31 становится разгонной ступенью для "Кинжала". Для уничтожения целей он использует ракеты класса "воздух — воздух".
Благо по соседству ещё семимильными шагами развивалось ракетостроение, где гиперзвуковые скорости стали привычным делом, — много решений можно было почерпнуть оттуда. На чертёжных досках различных фирм появились наброски гиперзвуковых аппаратов: в основном разведчиков и бомбардировщиков — они как раз летают на больших высотах и не требуют особой манёвренности. Было много проектов и пассажирского гиперзвука: попасть в Нью-Йорк из Лондона за час с небольшим — крайне привлекательная идея. Гиперзвуковой многоцелевой самолёт от Republic, используемый в том числе в качестве первой ступени для космических аппаратов. Да, Х-15 летал на гиперзвуке — но имел ракетный двигатель и совершенно не умел маневрировать.
Последнее было особо критично для любого серийного самолёта. И, как показали последующие испытания, с маневрированием на гиперзвуке всё было совсем плохо. Даже в линейном полёте нагрузки на конструкцию запредельные, а маневрирование при этом смертельно опасно. Любое повреждение теплозащиты — и самолёту конец. Но может, и не нужно это маневрирование? Проект многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Различные режимы полёта многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Пусть манёвры происходят на меньших скоростях, а на гиперзвуке полёт идёт только по прямой. Однако ракетные двигатели для этого совсем не подходили — с контролем скорости у них всё было плохо, а сделать реактивный двигатель для подобного полёта никак не выходило.
Сначала вообще думали о многорежимном, способном эффективно работать на любых скоростях. Но создание такого двигателя для цэрэушного А-12 , с максимальной скоростью всего в 3,2 М, оказалось предельно сложной задачей. Двигатель J58 был вершиной инженерного искусства и почти пределом развития в своём классе. Схема работы воздухозаборников А-12 и двигателя J58 на различных скоростях Использование специальных гиперзвуковых прямоточных двигателей ГПВРД выглядело куда перспективнее. Да, появились бы проблемы с полётами на меньших скоростях, но решить их можно было, например, просто установив дополнительные турбореактивные двигатели. Однако создание ГПВРД, казавшееся на бумаге не самой сложной задачкой, обернулось множеством проблем. Непросто было вообще направить поток воздуха в воздухозаборник двигателя на гиперзвуковых скоростях, ведь это требовало достаточно необычной конструкции фюзеляжа, с серьёзной теплозащитой.
Были проблемы и с топливом — при сверхзвуковой скорости потока в двигателе оно должно было успеть прореагировать с воздухом. Подходящих вариантов имелось немного, почти все они были не самыми разумными.
Эксперты подчёркивают, что гиперзвуковые ракеты этого типа — это уникальное оружие, неподвластное современным средствам обнаружения и перехвата потенциального противника. Об этом в эфире программы «Военная приёмка» на телеканале «Звезда» заявил командир ракетно-артиллерийской боевой части фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» Георгий Росляков. Потому что система противодействия для неё не создана. Стоящие на вооружении средства ПВО и ПРО вероятного противника не способны ни обнаружить, ни уж тем более поразить ракету за счет её скоростных характеристик... На локаторах противники ракету не увидят, так как, помимо скоростей, в «Циркон» заложены технологии «стелс», — объяснил военный. По словам Рослякова, «Циркон» с высокой точностью может поражать движущиеся цели, в частности, отдельные объекты из группы целей. Если нам надо выбрать какой-то корабль из ядра либо корабль охранения, то при формировании задания мы заложим, что надо уничтожить именно эту цель. То, что мы заложим, она и уничтожит.
При этом не важно, движется корабль или нет. Всё зависит от количества запущенных ракет: надо будет — хоть десять кораблей уничтожим», — подчеркнул офицер, уточнив, что ракетный комплекс предусматривает залповую стрельбу. Она принципиально отличается от других российских и зарубежных ракет морского базирования значительно большей скоростью полёта. Долгое время «Циркон» был одним из наиболее закрытых проектов российского оборонно-промышленного комплекса, и тактико-технические характеристики ракеты не предавались огласке. В феврале 2019 года их частично раскрыл Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию. Президент сообщил, что скорость полёта «Циркона» составляет около 9 Махов, а дальность — свыше 1 тыс.
Главным предметом на стенде был корпус самой Mako. Ее аэродинамические рули расположены в хвосте, а в передней части есть небольшой горизонтальный стабилизатор. Корпус имеет скорее округлое сечение, но сложную форму: минимум, в верхней части виден гребень. Назначение гребня неясно, а стабилизатор неподвижное маленькое «крыло» , вероятно, нужен для увеличения дальности планирования и улучшения управляемости. Это означает, что целями должны стать пусковые установки баллистических ракет, зенитных ракет дальнего радиуса вроде С-400 , противокорабельных ракет например, «Бастиона» , а так же связанные с ними радары и прочие системы. Согласно одной из военных концепций, все эти дальнобойные средства, работая вместе, создают зону, в которую противник не может зайти без значительного риска. При этом подобную крупногабаритную военную технику необходимо регулярно перемещать для обеспечения ее выживаемости, и именно поэтому для взлома «запрещенной зоны» необходима ракета с высокой маршевой скоростью, вроде Mako, достигающая цели за пару минут. О том, как именно она наводится на цель, производитель рассказать отказался. На корпусе не видно прозрачного окна для ИК-камеры, необходимой для наведения по тепловизионной картинке, но это ни о чем не говорит, поскольку на стенде выставлен прототип. Mako пока прошла лишь испытания-«примерку», то есть, инженеры проверили, подходит ли она для размещения в самолете и совместимо ли с ней вспомогательное оборудование. Так же неясно, будут ли вооруженные силы США ее закупать. Однако на выставке компания показала видео запуска ракеты в 3D-графике. На нем видно, как две Mako вылетают из внутренних отсеков вооружения F-35, а еще четыре — с внешних подкрыльевых балочных держателей. После старта они сразу летят круто вверх. Из этого можно сделать предположение, что в очередной раз именем «гиперзвуковая» производители назвали аэробаллистическую ракету. Что такое гиперзвук? С точки зрения физики гиперзвуковая скорость это та, которая в пять раз превышает скорость звука то есть, больше пяти Махов. То есть гиперзвуковым оружием можно назвать очень многое: например, немецкую ракету «Фау-2» 1940-х годов, любую баллистическую ракету средней дальности и тем более межконтинентальную , американскую ракету воздух-воздух большой дальности AIM-54 Phoenix 1970-х годов. В 1960-е годы в США отвергли проект ПЗРК Thunderstick, который должен был поражать самолет неуправляемой, но очень быстрой ракетой, благодаря чему ею можно было целиться «на глаз».
Девять гиперзвуковых ракет США. Россия готовит противогиперзвуковое оружие. Что известно?
Несмотря на то что ракета имеет мощную боевую часть, из-за гиперзвуковой скорости для поражения цели достаточно кинетической энергии удара. На ракете установлено 10 боевых блоков, каждый — по 750 килотонн в тротиловом эквиваленте (в сумме мощность заряда — больше полумиллиона «хиросим», 8 мегатонн). И у них минимальное подлетное время — они летят с гиперзвуковой скоростью. Пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон» с борта фрегата «Адмирал Горшков» в Баренцевом море. Дальность пуска этой ракеты составляет тысячу километров, а скорость полета 5400 км/ч. СМИ напоминают, что среди китайских гиперзвуковых ракет имеются DF-26, скорость которых, по некоторым данным, в 18 раз может превышать скорость звука. В США испытали гиперзвуковую ракету, ее скорость превысила в 5 раз скорость звука.
Ракета «Циркон» – новое слово в войне на море
Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты. Внимание Запада привлекло успешное испытание гиперзвуковой ракеты «Циркон», которое провели Военно-морские силы РФ. Российский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 впервые применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе СВО, сообщил источник в военном ведомстве ТАСС.
Гиперзвуковая ракета «Кинжал» пробивает любую защиту
А в нашем случае чем? В общем я хочу сказать, что наведение баллистической ракеты после сброса с самолета — задача посерьезнее, чем прицеливание с наземной пусковой установки. Не случайно же американцы отказались от проекта «Скай-болт» в 59-ом. Сейчас всё проще, и мощнейшие компьютеры на борту есть, и GPS-связь, но задача все равно сложная из-за не вполне точных исходных данных и начальных условий координат, скорости и ускорения , из-за ограниченных возможностей в аэродинамическом управлении, хотя конечно же, решаемая. Что еще? Еще приплели "коррекцию по данным спутниковой навигации и экстремальную навигацию по данным радиолокационной карты местности, получаемой бортовой радиолокационной ГСН.
Ракета оснащена всепогодной головкой самонаведения" источник. Что за источник? Как говорится, без комментариев. Еще пишут, что "ракета комплекса "Кинжал" управляется на всей траектории полета". Опять мимо, опять нестыковка.
После возвращения в плотные слои атмосферы и торможения, ЛА из-за громадной температуры будет окружен облаком плазмы, а плазма - это электромагнитный экран. О какой корректировке со спутников идет речь, если все внешние ЭМ-сигналы блокируются плазмой? Феномен обрыва связи при входе в атмосферу известен еще со времен космических программ "Джемини" и "Аполлон". Без предварительного сброса скорости перед входом в плотные слои атмосферы ЛА сгорит, летя с громадной скоростью и тормозясь в плотных слоях, ибо температура поверхности ракеты в результате нагрева будет порядка 3 000K. Так что это никакая не аэробаллистическая, просто баллистическая ракета основной полет в верхних слоях атмосферы, где нет сопротивления, а затем спуск к цели - да это видно невооруженным взглядом по внешнему виду ракеты Кинжала.
Что имеем? В лучшем случае, с корректировками от внешнего источника, получаем 50... В футбольное поле попадем, имеем все шансы, но в форточку не влетит. А теперь, некоторые общие соображения. Почему МиГ-31?
Да потому что их наклепали еще в СССР более 500 штук, а куда пристроить в эпоху "невидимок" непонятно - в современных реалиях они не хищники, а жертвы, легкая добыча для невидимок и ЗРК. От безысходности возникла идея совмещения возможностей доработанного МиГ-31И в качестве разгонной ступени с подвешенной под днищем баллистической ракетой. У американцев, начальная скорость 0,65М - дозвуковая, что не создает проблем. Почему же у нас талдычат про дополнительные 2,5 Маха? Есть подозрение, что просто так.
Во первых, аэродинамику еще никто не отменял, согласно которой при заданной тяге для получения максимума скорости необходим минимум аэродинамического сопротивления. Что видим? Видим сундук под брюхом штурмовика диаметром почти 1 метр. Сечение и, следовательно, аэродинамическое сопротивление самолета с такой большой ракетой под брюхом резко возрастает.
То есть гиперзвуковым оружием можно назвать очень многое: например, немецкую ракету «Фау-2» 1940-х годов, любую баллистическую ракету средней дальности и тем более межконтинентальную , американскую ракету воздух-воздух большой дальности AIM-54 Phoenix 1970-х годов. В 1960-е годы в США отвергли проект ПЗРК Thunderstick, который должен был поражать самолет неуправляемой, но очень быстрой ракетой, благодаря чему ею можно было целиться «на глаз». Модернизированную советскую противокорабельную ракету Х-22 в прессе так же иногда именуют «почти гиперзвуковой». С формальной точки зрения такое именование корректно, но это не тот «гиперзвук», о котором с придыханием говорят, начиная с 2000-х годов. В современной литературе гиперзвуковым оружием называют три типа изделий, между которыми нет почти ничего общего. Тайный отпрыск большой семьи Аэробаллистические ракеты набирают скорость и высоту во время недолгой работы ракетного двигателя на начальном этапе, после чего спускаются к цели по почти баллистической траектории, направляя себя рулями. От баллистических ракет они отличаются тем, что для них важна подъемная сила, которую создает корпус во время атмосферного полета, и как правило их траектория более настильная пологая. Официально аэробаллистической ракетой называют «Кинжал» так ее именует Минобороны РФ в официальных релизах , основанную на баллистическом «Искандере», советскую Х-15 и схожую с ней AGM-69 SRAM, хотя в англоязычной литературе ее таким словом не описывают. Ракеты семейства AGM-88 можно запускать двумя путями: либо с самолета к радару почти по прямой, либо по аэробаллистической траектории, чтобы увеличить дальность. Вариантов аэробаллистической траектории несколько, и в конце некоторых из них скорость может упасть до дозвуковой если ракета попытается планировать как можно дальше. Это настоящее гиперзвуковое оружие, которое функционирует и маневрирует на высоте в гиперзвуковом режиме. Его высокая скорость и маневренность позволяют ему преодолевать передовые системы противовоздушной обороны». Если это утверждение перефразировать как «она летит по не совсем баллистической траектории», получится обычное описание аэробаллистической ракеты. Просто ее мощный двигатель позволяет лететь быстрее 5 Махов как минимум на части траектории, и почти наверняка Mako теряет гиперзвуковую скорость на конечном участке, войдя в плотные слои атмосферы с выключенным двигателем. Это связано с тем, что после отключения двигателя аэробаллистические ракеты полагаются лишь на накопленную кинетическую энергию и набранную высоту. Каждый маневр «съедает» скорость и, следовательно, энергию, а двигателя для ее восстановления больше нет. Средства защиты от Mako должны подходить те же, что и от других баллистических и аэробаллистических ракет: например Patriot PAC-3 или C-400 с ракетами 48Н6E2. Маневры Mako могут лишь уменьшить шанс перехвата и размер защищаемой зоны, но ее нельзя считать принципиально недосягаемой для современных средств ПВО. Вряд ли на это всерьез рассчитывает и производитель: скорее ключевым преимуществом новой ракеты можно назвать малые габариты, что позволяет проводить неожиданные атаки с разных направлений большим числом Mako, запускаемых с малозаметных самолетов.
Иранские информагентства опубликовали частичные видео испытаний «Фатха», дополненные анимацией. Иран обладает самым большим и разнообразным арсеналом баллистических ракет на Ближнем Востоке. Большинство из них имеют иностранное происхождение — в частности, поставлены КНДР. Министр обороны Израиля Йоав Галант, комментируя это заявление, сказал : «Я слышу, как наши враги хвастаются оружием, которое они разрабатывают. Как бы то ни было, у нас есть еще лучший ответ — будь то на суше, в воздухе или на море, как в защите, так и в нападении». Вашингтон не стал напрямую комментировать новость о появлении иранской гиперзвуковой ракеты. Однако Джон Кирби, официальный представитель Совета национальной безопасности США, заявил, что администрация Джо Байдена «очень решительна в попытках заставить Иран прекратить дестабилизирующую деятельность в регионе, включая разработку программ совершенствования баллистических ракет». Среди достоинств ракеты Tasnim перечисляет также «способность развивать очень большую скорость 5-20 Мах », «особую аэродинамическую форму, обеспечивающую наибольшую дальность полета при сохранении его очень высокой скорости», «наличие топлива для компенсации силы сопротивления воздуха на этапе полета в атмосфере» и «оснащенность усовершенствованным управлением». Агентство указывает, что такие ракеты являются «самым смертоносным оружием для систем ПРО и всех типов радаров ПВО противника». Отличием ракеты «Фатх-2» от предыдущей модели «Фатх» Tasnim называет то, что она «имеет возможность летать на гораздо меньшей высоте, а также может несколько раз менять свой курс во время полета».
Затем наступила длительная пауза. Возобновились испытания в марте 2021 года. Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось. К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель. Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты». В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители. Их пока два. Ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М. И бомбардировщик фронтовой авиации Су-34. Ее создает тоже МКБ «Радуга». Известно лишь, что она будет развивать скорость 6 М и иметь дальность порядка 1500 км. То есть это будет более дальнобойная ракета. И, судя по всему, она имеет более высокую степень готовности, чем «Острота». Военное обозрение.